Скачать epub pdf Глава 1. Общий контекст нагорной проповеди Евангелие от Матфея включает пять пространных речей Иисуса Христа. Первая из них – Нагорная проповедь, занимающая около одной девятой всего объема книги. Ни одно другое Евангелие не содержит столь обширного и последовательного изложения духовно-нравственного учения Иисуса, хотя многочисленные параллели к Нагорной проповеди мы встречаем в других Евангелиях, в частности у Луки 7 Возможно, что на каком-то очень раннем этапе развития христианской письменности Нагорная проповедь существовала как самостоятельное литературное произведение и была целиком включена в повествование Матфея. Возможно также, что Нагорная проповедь была соткана из различных более коротких тематических блоков, бытовавших в устном или письменном предании. Однако никакими текстологическими данными, подтверждающими такую возможность, наука не располагает. В современной научной литературе Нагорная проповедь чаще всего рассматривается не как речь Иисуса, зафиксированная одним из Его учеников, а как продукция евангелиста Матфея, в лучшем случае основанная на отдельных изречениях Иисуса, сшитых в единую литературную ткань евангелистом. Г. Штрекер, автор одного из современных комментариев к Нагорной проповеди, пишет: Ни одно надлежащее толкование Нагорной проповеди не может игнорировать результаты более двухсот лет историко-критического изучения Нового Завета. Одним из его результатов является уверенность в том, что Нагорная проповедь в первом Евангелии не является речью Иисуса, но представляет собой литературный труд евангелиста Матфея, ибо между «историческим Иисусом» и созданием четырех Евангелий лежит огромная область устной и письменной традиций ранних христианских общин. Именно там, в постоянно меняющихся условиях общинной мысли и жизни, интерпретировалось «Евангелие Иисуса» 8 . Картина, которую рисуют многие исследователи, сводится примерно к следующему. Около 70 года по Р. Х. появилось самое краткое из четырех Евангелий – от Марка. Оно легло в основу двух других синоптических Евангелий – от Матфея и Луки. Тот материал в Евангелиях от Матфея и Луки, который отсутствует у Марка, должен быть заимствован из другого первоисточника: ученые назвали его буквой Q 9 .Несмотря на то что источник Q так никогда и не был найден, многие ученые настолько уверовали в его существование, что даже ссылаются на него как на реально существующий текст. В 2000 году вышло критическое издание этого мнимого первоисточника, базирующееся на отдельных стихах синоптических Евангелий и апокрифического «Евангелия от Фомы», вырванных из общего контекста и представленных в виде параллельных столбцов 10 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

прот. Александр Мень Нагорная проповедь Нагорная проповедь , традиционное название цикла речений Иисуса Христа, включенных в ( Мф.5–7 , ср. Лк.6:20–40 ). Название Нагорная проповедь происходит от места, где, согласно Мф., Господь произнес эти речения («взошел на гору», Мф.5:1 ). Согласно Лк., проповедь была произнесена на равнине ( Лк.6:17 ), причем отдельные речения, параллельные Нагорной проповеди Мф., помещены в Лк. вне связи с Нагорной проповедью . Композиция Нагорной проповеди в Мф .: 1) обетования блаженства; 2) старый Закон и новые заповеди; 3) милосердие, молитва и пост; 4) предостережение против житейской озабоченности; 5) предостережение против осуждения; 6) отдельные речения о благоговении, уповании, внешней и внутренней праведности; 7) притча о фундаменте дома как символический итог всей Нагорной проповеди . Композиция проповеди в Лк .: 1) обетование блаженства нищим, алчущим, плачущим, гонимым; 2) горе богатым, пресыщенным, смеющимся и превозносимым; 3) заповедь любви к врагам; 4) заповедь против осуждения; 5) истинная и ложная праведность; 6) притча о фундаменте дома. Мф. приводит Нагорную проповедь после рассказа о призвании учеников, а Лк. – после избрания Двенадцати. Однако нет оснований считать, что Нагорная проповедь была произнесена только для них (евангелисты прямо указывают на присутствие народа). Еще со периода высказывалось мнение, что в Мф. и Лк. переданы две различные, хотя и сходные, проповеди Спасителя. Но большинство толкователей, древних и новых, рассматривают оба варианта как передачу одного цикла речений. Скорее всего, Нагорная проповедь в целом не была произнесена одновременно. По словам Виталия (Гречулевича) , евангелист Матфей «хотел совместить здесь, в соответствие и пояснение сказанному, всю сущность христианского учения, хотя в разных местах и в разное время преподанного» («Подробный сравнительный обзор Четвероевангелия», т.2, с.30). Анализ реконструированного семитического оригинала Нагорной проповеди позволил выявить ее ритмическую форму.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

Нагорная проповедь 18 сентября 2010, 07:46 Архиепископ Аверкий (Таушев, 1906-1976) (Матф. 5, 6 и 7 главы; Луки 6:12-49) Нагорная проповедь замечательна тем, что содержит сущность евангельского учения. Приводится текст из главы 7-й, учебника Архиепископа Аверкия (Таушева, 1906-1976) «Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. Четвероевангелие», издание Свято-Троицкой Семинарии в селении Джорданвиль, штат Нью-Йорк. Содержание: Введение; I - Первая часть Нагорной проповеди (Матф. 5); (1) Заповеди блаженства; (2) Вы — соль земли; (3) Вы — свет мира; (4) Не нарушить пришел Я но исполнить; (5) Нельзя гневаться; (6) Нельзя прелюбодействовать в сердце своем; (7) Нельзя разводиться; (8) Не клянись вовсе; II - Вторая часть Нагорной проповеди (Матф. 6); (9) Не нужно поститься на показ; (10) Не собирайте себе сокровищ на земле; III - Третья часть Нагорной проповеди (Матф. 7); (11) Не судите, да не судими будете; (12) Просите, и дано будет вам; (13) Золотое правило; (14) Входите тесными вратами; (15) Берегитесь лжепророков; (16) Притча о благоразумном строителе; (17) Конец Нагорной проповеди; 1. Введение Полностью Нагорная проповедь изложена только у Евангелиста Матфея. В сокращенном виде ее излагает Евангелист Лука, у которого отдельные части Нагорной проповеди встречаются даже в разных местах его Евангелия. Нагорная проповедь замечательна тем, что содержит всю сущность евангельского учения. Недалеко от Геннисаретского озера между Капернаумом и Тивериадой доселе показывают «гору блаженств», с которой была произнесена Господом ради удобства многочисленного слушающего народа Нагорная проповедь. Гордый своим избранничеством и не могший примириться с потерей своей самостоятельности еврейский народ начал мечтать о приходе такого Мессии, который освободит их от чужеземного владычества, отомстит всем врагам, воцарится над евреями и поработит им все народы земли, причем даст им чисто сказочное благополучие: повелит морю выбрасывать жемчуг и все свои сокровища, оденет народ свой в багряницу, украшенную драгоценными камнями и будет питать его манною, еще более сладкою, чем та, какая посылалась им в пустыне. С такими ложными мечтами о земном блаженстве, которое дарует им Мессия, они окружили Иисуса, ожидая, что вот-вот Он провозгласит Себя Царем Израилевым и наступит этот блаженный век. Они думали, что наступает конец их страданиям и унижениям, и они будут отныне счастливы, блаженны. I - Первая часть Нагорной проповеди (Матф. 5)

http://zavet.ru/a/post_1284781568.html

Кто такие нищие духом? 13 октября 2011, 17:01 Автор: протодиакон Андрей Кураев Пожалуй, ни одно другое место из Нагорной проповеди не нуждается сегодня в более тщательном комментировании, чем это. Многие современные читатели Евангелия, готовые благожелательно принять «новую мораль» Нагорной проповеди и искренне любующиеся красотами ее афоризмов, испытывают почти болевое ощущение при соприкосновении с первой заповедью Блаженств (1). Они предпочли бы вычеркнуть ее из Евангелия. Каждое время находит в Евангелии свои излюбленные места, и каждое время стремится в этой же Книге что-то обойти молчанием или, напротив, заслонить слишком сложными и обильными толкованиями. Но Сам Христос не дает никакого толкования своим заповедям, не поясняет Он и этого образа — духовной нищеты. Обратим внимание и на то, что те, к кому обращается Христос в Нагорной проповеди, называются в Евангелии от Матфея (ohlos), то есть «толпа», «простолюдины» Отсутствие в этой проповеди толкований и притч, богословски-экзегетическая неподготовленность слушающих наводят на мысль, что образы Нагорной проповеди просто не нуждались в толковании и были понятны сразу, как говорится, сходу. Начальные слова любой проповеди должны быть ясными и в то же время привлекающими к себе внимание некоей особенностью. Это наводит на мысль, что ключевое слово в начальной фразе заповедей Блаженств было хорошо знакомо и понятно слушателям, было своего рода «идиомой», символом, смысл которого ясен современникам без дополнительных пояснений. Это ключевое слово — нищие духом. У Луки в греческом оригинале стоит в большинстве списков просто нищие. Возможно, что изначально так и было в проповеди Христа, и лишь затем — для пояснения этого выражения людям, для которых смысл слов Христа уже переставал быть прозрачным, например, обратившимся язычникам — было добавлено духом. Собственно, слово духом здесь вспомогательное, как бы сугубо служебное. Оно играет приблизительно ту же роль, что в иконографии крылья у ангелов Крылья — знак отрицания плоти, материальности, видимости, буквальности: хотя ангел и изображается в виде человека, юноши, крыло подсказывает, что это лишь некая неизбежная условность, а на самом деле телесность ангелам не присуща.

http://zavet.ru/a/post_1318510881.html

Разделы портала «Азбука веры» Проповедь в субботу 1й седмицы по Пятидесятнице Июнь 17-ое 2011 Проповедь в субботу 1й седмицы по Пятидесятнице Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Услышанный нами сегодня евангельский текст является частью Нагорной проповеди Христа Спасителя. Подробно проповедь содержится в 5, 6 и 7 главах Евангелия от Матфея, и в ней Христос изложил Свое нравственное учение. Эти главы для нас с вами чрезвычайно важны. В Нагорной проповеди нет богословия, которое кто-то лучше знает, кто-то хуже, кто-то совсем не знает. В любом случае это знание или незнание не является чем-то определяющим в жизни человека, так как оно не является предметом суда Божия. Ведь мы знаем из Евангелия, что судить нас Господь будет не за то, что мы знаем, или не знаем, а за то, что мы либо делаем, либо не делаем. И вот, что мы должны делать, как мы должны жить, как мы должны поступать с окружающими нас людьми, что должно являться для нас приоритетами в религиозной жизни, как надо молиться, поститься, творить милостыню, как надо выстраивать свои отношения с Богом. Вот обо всем этом и многом другом мы с вами узнаем из Нагорной проповеди Христа, которая, как я уже упоминал, изложена в 5, 6 и 7 главах Евангелия от Матфея. Но есть в этой Нагорной проповеди такие призывы, откликнуться на которые на первый взгляд не представляется возможным. И об одном из таких призывов Христа, обращенном к нам, мы слышим в сегодняшнем Евангелии. Господь говорит: «Вы слышали, что сказано: «люби ближнего твоего, и ненавидь врага твоего». А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас». Вот реализовать в жизни этот призыв Христа о любви к врагам, наверное, практически невозможно. И хотя бы даже потому что любовь это такое чувство, которое человек не может искусственно вызвать к жизни. Нельзя заставить себя полюбить кого-то, как, кстати, заставить себя и разлюбить кого-то, если в сердце присутствует любовь. А ведь такие попытки не раз предпринимались в истории человеческих отношений. Например, так называемая безответная любовь, любовь без взаимности. Любящему человеку она приносит только страдания. Он и рад бы разлюбить, чтобы избавить себя от этих страданий, да не может. И не раз такая безответная любовь приводит к трагедии.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-pro...

О Нагорной проповеди Примирение некоторых разностей в Нагорной проповеди у евангелистов Матфея и Луки (Прот. В. Гречулевич. «Сравнительный обзор Четвероевангелия») Как объяснить то, что, по евангелисту Матфею, Иисус Христос говорил проповедь на горе и сидя; а по евангелисту Луке сошедши с горы и став на ровном месте? По изъяснению блаженного Августина , это нужно понимать так, что Иисус Христос сперва взошел с апостолами на вершину горы, а потом сошел с ними на низшее место той же горы, более ровное и для народа удобное, где и стоял, когда исцелял больных, как говорит евангелист Лука, а потом сел в качестве учителя, как говорит евангелист Матфей. О самой Нагорной проповеди должно заметить, что если многое из сказанного в продолжение ее у евангелиста Матфея упоминается в разных местах у евангелистов Марка и Луки, то это, без сомнения, произошло оттого, что евангелист Матфей, кроме изложения того, что, собственно, при настоящем случае произнесено, хотел совместить здесь в соответствие и пояснение сказанному всю сущность нравственного евангельского учения, хотя в разных местах и в разные времена преподанного. А с другой стороны, это произошло и, конечно, еще более оттого, что Сам Спаситель неоднократно повторял те поучительные истины, которые особенно хотел внедрить в умы и сердца Своих учеников и всех Своих последователей; в чем нельзя и сомневаться, судя по тому, что таковые повторения встречаем нередко у одного и того же евангелиста, как, например, о необходимости прощать ближнему обиды, о смирении и исполнении заповедей Божиих не словом, а делом и т.п. Тем не менее, однако, и начало, и середина, и конец, и все постепенное развитие этой проповеди, совершенно сходные как у евангелиста Матфея, так и у евангелиста Луки, не оставляют никакого сомнения в том, что обоими евангелистами описана одна и та же проповедь; так что если здесь излагается нечто и одним евангелистом Матфеем, то это снесено им для «совокупности» (суммы) нравственного евангельского учение, преподанного в разных местах или повторявшегося в разных случаях. Ибо почти все, упоминаемое в Нагорной проповеди евангелистом Матфеем, если не в ней самой, то в разных других местах, есть и у евангелиста Луки. Примирение разностей в изложении учения о блаженствах у евангелистов Матфея и Луки

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

Во-первых, к какому моменту общественного служения Иисуса она относится? Евангелист Матфей помещает ее как будто в самом начале. Можно ли защищать это первое впечатление? Если мы обратимся к Евангелию от Луки, то параллельное место мы найдем в гл. 6 ( Лк. 6:20–49 ), а отдельные поучения, входящие в Евангелие от Матфея в состав Нагорной проповеди, окажутся, как мы уже видели, разбросанными до гл. 16 включительно. При этом ближайшее изучение Евангелия от Луки показывает полное соответствие этих отдельных наставлений с тем контекстом, в котором они даны. Принимая во внимание, с одной стороны, историческую задачу Евангелия от Луки, с другой стороны, систематический характер Еваннелия от Матфея, мы должны, естественно, сделать выбор в пользу того порядка, в котором эти наставления даны в третьем Евангелии. Более того, даже гл. 6 Евангелия от Луки предполагает иную обстановку, чем в главе 5–7 Евангелия от Матфея. В Евангелии от Матфея Иисус учит на горе ( Мф.5:1 ). Отсюда – установленное название «Нагорной» проповеди. В Евангелии от Луки Иисус на горе проводит в молитве ночь ( Лк.6:12 ). Там Он поставляет Двенадцать апостолов, с ними Он сходит с горы и проповедь произносит «на ровном месте» ( π τπου πεδινο ст.17). Вопрос о согласовании противоречивых указаний относится к толкованию Евангелия от Луки, позже написанного и исторического по значению, – в настоящей связи существенно отметить, что обстановка проповеди в первом и третьем Евангелиях указана различно. И, наконец, последнее: по свидетельству самого евангелиста Матфея, за Иисусом идут большие толпы χλοι πολλο, ср. ( Мф.4:25 ), χλος, ср. ( Мф.5:1 ). Это скопление значительных народных масс предполагает предшествующую и притом длительную подготовку – широкое распространение молвы. Когда имела место эта подготовка? Кроме общего указания ( Мф.4:23 ), евангелист не дает ничего. Но это общее указание, повторяющееся в заключительной формуле ( Мф.9:35 ), как раз и получает свое раскрытие в Нагорной проповеди. Вывод один: относить Нагорную проповедь в Евангелии от Матфея к началу общественного служения Христа Спасителя мы не имеем никаких оснований. В плане Евангелия от Матфея она должна быть понимаема как систематическая сводка евангельского учения в одном из его аспектов, сообщающая конкретное содержание общей характеристике в Мф.4:23 .

http://azbyka.ru/otechnik/Kassian_Bezobr...

«Не судите, да не судимы будете…» Чем отличаются рассуждение и осуждение. – Человека, который никого не осуждает, хранит благодать Божия. – Не зная себя, мы не можем правильно судить о ближнем. – Какою мерою мерите, такою же отмерится и вам. – Евангельские примеры неосуждения и милосердия Господа. – Неосуждение спасло благоразумного разбойника. – Хранение ума и Иисусова молитва как главное средство в брани с любыми страстями. – Как быть снисходительным к чужим немощам? – О пользе разумного самоукорения. Сегодня мы поговорим об очень распространенной и душевредной страсти, с которой мы боремся по большей части безуспешно. Я имею в виду страсть осуждения. О ней довольно много говорится в Священном Писании. Наверное, уместнее всего начать с того, чему учит относительно этой страсти Спаситель в Нагорной проповеди: Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить 363 . Прежде всего нужно оговориться, что речь здесь идет не о том, что нам вообще не следует рассуждать, потому что в таком случае людям и жить оказалось бы невозможно: нельзя же, чтобы люди, занимающие должности начальников, ничего не требовали от своих подчиненных, чтобы родители ничему не учили детей, не наказывали их за нарушение своих запретов и за пренебрежение родительскими советами. Поэтому Спаситель в Нагорной проповеди говорит не собственно о рассуждении, без которого невозможно жить человеку, а именно о страсти осуждения – о восхищении человеком у Бога Его суда. Правда, Иов Многострадальный утверждает, что суждение и осуждение – близки 364 . Действительно, нам бывает очень трудно трезво рассудить о каких-нибудь необходимых, даже просто житейских предметах: скажем, как нам вести себя с тем или иным человеком, не поддаваясь при этом страсти осуждения. Но, несмотря на это, Спаситель, порицая осуждение, не отрицает необходимости суда. Мы к этому еще вернемся и поговорим на эту тему более подробно. В Нагорной проповеди Спаситель говорит о нравственном осуждении, то есть о порицании нами человека за безнравственное, греховное поведение, за поступки, противоречащие закону совести и прежде всего тем заповедям, которые Господь передал нам через Моисея и которые Сам дал нам во время Своей жизни на земле.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Rejdman...

Сортировать по Исключить новости «Иисус Христос. Жизнь и Учение». Избранные главы Из новой книги митрополита Илариона (Алфеева) «Нагорная проповедь» 10 августа, 2017 Из новой книги митрополита Илариона (Алфеева) «Нагорная проповедь» «Правмир» продолжает серию публикаций избранных глав из новой книги митрополита Илариона (Алфеева) «Нагорная проповедь», которая является второй в серии под общим названием «Иисус Христос. Жизнь и Учение». «Вы слышали, что сказано древним» Большинство антитез начинается словами: «Вы слышали, что сказано древним». Слово «слышали» (κοσατε) указывает, прежде всего, на устную традицию передачи информации, как и слово «сказано» (ρρθη) . Хотя первая часть цитаты имеется в письменном тексте, большинство слушателей Иисуса познакомились с ней, вероятно, в устной форме, через храмовое или синагогальное богослужение. Как мы говорили, помимо собственно текстов из Писания, Иисус мог иметь в виду устную традицию комментариев к этим текстам, распространенную в раввинской среде . В этом случае критика Иисуса могла бы быть адресована не столько постановлениям закона Моисеева, сколько их раввинистическому толкованию: именно так понимают смысл антитез некоторые ученые . Однако текст антитез достаточно убедительно показывает, что объектом внимания Иисуса, а точнее — новой интерпретации путем существенного расширения и восполнения — является сам закон Моисеев, даже если имеется в виду его раввинистическое толкование. Кто такие «древние» (ρχαοι), многократно упоминаемые Иисусом? Это те предки Его слушателей, которым через Моисея был дан закон: им было «сказано» то, чему Иисус противопоставляет Свои заповеди. Однако Моисей не был творцом ветхозаветного закона: он был лишь передаточным звеном, посланником Бога . Подлинным автором закона, согласно буквальному прочтению текста Ветхого Завета, является Сам Бог: именно Он через Моисея дал людям законодательство, которое потому и считалось не подлежащим никакой критике, расширению или восполнению. Иисус, будучи Богом, считает Себя вправе расширять заповеди, данные «древним».

http://pravmir.ru/iisus-hristos-zhizn-i-...

Сортировать по Исключить новости «Иисус Христос. Жизнь и Учение». Избранные главы Из новой книги митрополита Илариона (Алфеева) «Нагорная проповедь» 31 августа, 2017 Из новой книги митрополита Илариона (Алфеева) «Нагорная проповедь» «Правмир» продолжает серию публикаций избранных глав из новой книги митрополита Илариона (Алфеева) «Нагорная проповедь», которая является второй в серии под общим названием «Иисус Христос. Жизнь и Учение». В греческом языке для обозначения прелюбодеяния употребляются два термина, имеющих разные смысловые оттенки: μοιχε…α и πορνε…α. Первый в греческом языке чаще всего применяется к мужчине, второй к женщине. Кроме того, первый указывает главным образом на нарушение супружеской верности, совращение чужой жены, то есть на «прелюбодеяние» в прямом смысле этого слова. Второй термин обладает более широким семантическим спектром: он может указывать на блуд, проституцию, распутное поведение, может использоваться также для обозначения добрачных половых связей, инцеста и других форм сексуальной безнравственности (некоторые из них перечислены в Лев. 18:6–23). Говоря о причине, по которой мужчине позволительно разводиться с женой, Иисус употребляет второй термин (πορνε…α), обозначающий блудное деяние, совершенное женщиной. Наставление о целомудрии, которое дает Иисус, процитировав седьмую заповедь Моисееву, на первый взгляд кажется достаточно близким к словам из десятой заповеди: «Не желай жены ближнего твоего» (Исх. 20:17; Втор. 5:21). Можно вспомнить и другие библейские тексты, касающиеся целомудренного отношения к женщине, в частности, слова Иова: «Завет положил я с глазами моими, чтобы не помышлять мне о девице» (Иов. 31:1). Книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова, содержит целую серию наставлений относительно того, как благочестивый человек должен вести себя с женщинами: Не засматривайся на девицу, чтобы не соблазниться прелестями ее… Не смотри по сторонам на улицах города и не броди по пустым местам его. Отвращай око твое от женщины благообразной и не засматривайся на чужую красоту: многие совратились с пути чрез красоту женскую; от нее, как огонь, загорается любовь.

http://pravmir.ru/iisus-hristos-zhizn-i-...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010