Прощеное воскресенье: смысл, история, порядок богослужения (+видео, аудио) Не примет Господь наших многочисленных земных поклонов, если в сердце нашем будут продолжать жить обиды 6 марта, 2022 Не примет Господь наших многочисленных земных поклонов, если в сердце нашем будут продолжать жить обиды Последнее воскресенье перед началом Великого поста именуется Церковью Неделей сыропустной, так как именно в этот день заканчивается употребление в пищу молочных продуктов. Церковь напоминает нам об изгнании Адама и Евы из рая за непослушание и невоздержание. Также этот день именуется Прощеным воскресеньем. На Литургии читается Евангелие с частью из Нагорной Проповеди, где говорится о прощении обид ближним, без чего мы не можем получить прощения грехов от Отца Небесного, о посте и о собирании небесных сокровищ. Евангельское чтение в Прощеное воскресенье: Мф., 17 зач., 6, 14—21 14 Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный,  15 а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших. 16 Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою.  17 А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое,  18 чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно. 19 Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут,  20 но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут,  21 ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше. Толкуя евангельские стихи о взаимном прощении обид в Прощеное воскресенье, епископ Феофан Затворник восклицает: «Какой простой и подручный способ спасения! Прощаются тебе согрешения, под условием прощения прегрешений против тебя ближнего твоего. Сам, значит, ты в своих руках. Переломи себя и от немирных чувств к брату перейди к искренно мирным, — и всё тут. Прощеный день — какой это великий небесный день Божий! Когда бы все мы, как должно, пользовались им, то нынешний день из христианских обществ делал бы райские общества, и земля сливалась бы с небом…» Проповеди в Прощеное воскресенье

http://pravmir.ru/proshhenoe-voskresenie...

Разделы портала «Азбука веры» Оглавление Виталий Коваленко, ректор Севастопольского православного университета, доцент, кандидат исторических наук «Недостаточно определять нравственность верностью своим убеждениям. Надо ещё непрерывно возбуждать в себе вопрос: верны ли мои убеждения? Проверка же их одна – Христос». Федор Михайлович Достоевский Первая заповедь: «Блаженны нищие духом…» Вопросы лекции: В книге пророка Иеремии сказано: «Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды Новый Завет, не такой Завет, какой Я заключил с отцами их в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской… Но… вложу закон Мой во внутренность их, и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом. И уже не будут учить друг друга, брат брата, и говорить: «познайте Господа», ибо все сами будут знать Меня, от малого до большого» ( Иер.31:31-34 ). Из пророчеств Иеремии следовало, что Новый Завет положит начало иным отношениям между Богом и людьми: Заповеди Ветхого Завета предписывают: «делай» или «не делай». Неукоснительное соблюдение их стимулировалось неотвратимостью наказания за нарушение и поощрением за соблюдение. Бог воспитывал избранный народ, как воспитывают детей. Апостол Павел не случайно назвал Ветхозаветный закон «детоводителем ко Христу» ( Гал.3:24 ). Новый Завет, заключаемый между Богом и человеком, указывает не столько на то, что делает человек, сколько на то, каков он. Его заповеди, данные людям Иисусом Христом, обращены к внутреннему миру личности, требуют преображения «человека ветхого» – «раба Божия» («эвед Элохим»), в «человека нового» – «сына Божия» («бар Элохим»). Сущность и цели этого преображения изложены Спасителем в Нагорной проповеди ( Мф.5–7 главы; Лк.6:12-49 ). Первая часть ее содержит Заповеди блаженства, указывающие путь к спасению – победе над грехом и вечному счастью в Царствии Небесном. Спаситель обращается к множеству людей, собравшихся, чтобы выслушать именно Его, понять суть Его учения. Начало любой проповеди должно содержать обращение к слушателям, привлечь их внимание ясными, знакомыми и понятными словами.

http://azbyka.ru/zapovedi-blazhenstv-kov...

свящ. Алексей Емельянов Приложения Приложение 1. Поисковая таблица к Синопсису по Евангелию от Матфея Глава, стихи и название перикопы 1:1–17 3. Родословие Иисуса Христа 1:18–23 9. Благовестие Иосифу о Боговоплощении 1:24–25 10. Рождество Иисуса Христа 2:1–12 15. Поклонение волхвов 2:13–15 16. Бегство в Египет 2:16–18 17. Избиение младенцев 2:19–23 18. Возвращение из Египта и поселение в Назарете 3:1–12 20. Проповедь Иоанна Предтечи; свидетельство об Иисусе Христе 3:13–17 21. Крещение Господне и новое свидетельство Иоанна Предтечи 4:1–11 22. Искушение Господа в пустыне 4:12–17 35. Начало служения Господа в Галилее 4:18–22 37. Призвание к апостольству Петра, Андрея, Иакова и Иоанна 4:23–25 41. Благовестие в Галилее 5:1–8:1 (НП) 51. Нагорная Проповедь 5:1–12 (НП) 51.1. Заповеди блаженства 5:13 (НП) 51.2. Соль земли 5:14–16 (НП) 51.3. Свет миру 5:17–20 (НП) 51.4. Об исполнении закона и пророков 5:21–26 (НП) 51.5. О новом законе: убийство, гнев, примирение 5:27–32 (НП) 51.6. О прелюбодействе и разводе 5:33–37 (НП) 51.7. О клятве 5:38–42 (НП) 51.8. О мести 5:43–48 (НП) 51.9. О любви к врагам 6:1–4 (НП) 51.10. О милостыне 6:5–15 (НП) 6:16–18 (НП) 51.12. О посте 6:19–21 (НП) 51.13. О сокровище 6:22–23 (НП) 51.14. Око – светильник телу 6:24 (НП) 51.15. О служении двум господам 6:25–34 (НП) 51.16. О заботах человеческих и попечении Божием. Искание Царства Божия 7:1–5 (НП) 51.17. Об осуждении 7:6 (НП) 51.18. Об осквернении святыни 7:7–11 (НП) 51.19. Наставление о просьбе 7:12 (НП) 51.20. Общее правило ветхозаветной нравственности 7:13–14 (НП) 51.21 Два пути 7:15–20 (НП) 51.22. О распознании лжепророков 7:21–23 (НП) 51.23 О ложном исповедании Господа 7:24–27 (НП) 51.24. Два образа слушания Слова Божия 7:28–8,1 (НП) 51.26. Заключение 42. Исцеление прокаженного 8:5–13 52. Исцеление слуги сотника 8:14–15 39. Исцеление тещи Симона 8:16–17 40. Исцеление многих бесноватых и больных 8:18–22 61. Новые ученики и слова Христа о следовании за Ним 8:23–27 62 Усмирение бури 8:28–34 63. Исцеление бесноватых в Гадаринской стране

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/evangel...

Скачать epub pdf Глава 4. Закон и пророки В заповедях Блаженства ни одним словом не упоминался закон Моисеев: праведность, к которой призывал в них Иисус, никак не связывалась со следованием букве или духу ветхозаветного закона 178 . Однако следующая за Блаженствами часть Нагорной проповеди посвящена целиком этой теме – важнейшей как для всего новозаветного благовестия, так и в особенности для Евангелия от Матфея. Именно Матфей наиболее тщательно собрал высказывания Иисуса, касающиеся соотношения между Его учением и законом Моисеевым 179 . И не случайно именно его Евангелие содержит Нагорную проповедь, которая отличается от всех прочих новозаветных текстов прежде всего тем, что в ней Иисус формулирует герменевтические принципы, на которых Он строит Свое толкование Торы 180 . Не упраздняя ветхозаветное законодательство, Иисус предлагает такую систему нравственных координат, в свете которой ветхозаветная нравственность приобретает иное звучание: отныне даже десять заповедей Моисеевых должны прочитываться в свете Нового Завета 181 . Существует мнение, достаточно широко распространенное в современных исследованиях Нового Завета, о том, что Иисус соблюдал иудейские обычаи и объяснял Своим ученикам-иудеям истинный смысл иудейского закона, однако со временем, когда Церковь порвала с синагогой и встала на антииудейские позиции, христианские авторы вложили в уста Иисуса ту критику иудейского закона, которая в действительности не была для Него характерна 182 . Это мнение основывается на той же презумпции недостоверности евангельских повествований, на которой многие современные ученые строят свою аргументацию в защиту необходимости отделения «исторического Иисуса» от «Христа веры», созданного Церковью . В нашем исследовании мы исходим из презумпции достоверности того, что евангелисты говорят нам об Иисусе. Иного, альтернативного достоверного источника о Его жизни и учении, кроме канонических Евангелий, у нас нет. А потому именно на страницах евангельского текста следует искать ответ на вопрос о том, как в действительности относился Иисус к иудейскому закону: был ли Он лишь одним из многих интерпретаторов закона Моисеева или призывал к пересмотру постановлений закона. Наиболее полный ответ дает раздел Нагорной проповеди, к которому мы теперь обратимся. 1.Иисус и закон Моисеев

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Скачать epub pdf Содержание Проскомидия Литургия оглашенных Литургия верных Литургия верных – Евхаристия Молитвы пред Святыми Дарами Явление Святых Даров     Предлагаем вниманию наших читателей цикл проповедей священноисповедника Сергия Правдолюбова , жизнеописание и духовное завещание которого были напечатаны в нашем Журнале в феврале 2003 года. Этот номер сразу же стал библиографической редкостью, что засвидетельствовало живой интерес, который вызывает у православной аудитории слово священнослужителя-подвижника, в трудные годы гонений на Церковь положившего всю свою жизнь на служение Господу и народу Божию. По свидетельству родных, священноисповедник Сергий стремился повторять толкование Литургии для своих прихожан почти каждый год, и через несколько лет практически все они начинали понимать смысл совершаемой службы. Такова была старинная церковная традиция, которую в наше время очень важно было бы возродить. Если все пастыри будут терпеливо разъяснять народу содержание Божественной службы, то рассуждения о непонятности богослужения и необходимости его перевода на русский язык утратят свою актуальность. Десять проповедей отца Сергия объединены нами в последовательный рассказ, который с небольшими сокращениями будет опубликован во 2-м и 3-м номерах нашего Журнала. Мы сохранили авторское изложение текста Божественной литургии, в котором имеет место некоторое смешение русского и церковнославянского языков в цитатах. Надеемся, что эта публикация также вызовет интерес и принесет большую духовную пользу нашим читателям. Ныне Силы Небесные с нами невидимо служат. Вместо Херувимской песни на Литургии Преждеосвященных Даров Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Представьте себе, братия христиане, что вы сделались свидетелями земной жизни Христа Спасителя: присутствуете при Его рождении в Вифлеемской пещере, видите Его крещающимся, являющимся народу, слушаете Его дивную проповедь , в особенности проповедь Нагорную; сопутствуете Ему в Его благовестнических подвигах, следуя за Ним по градам и весям палестинским; присутствуете при Его торжественном входе в Иерусалим, потом на Тайной Вечери; затем идете за ним в гущу Гефсиманского сада, где Он скорбел и молился; далее вы с Ним на суде Анны и Каиафы, Пилата и Ирода. Наконец, вы на Голгофе, видите, как распинают Его, слышите глумления и издевательства над Ним, зрите Его смерть и ужас бездушной природы, положение во гроб; видите, как отвалился камень от дверей гроба и явился Прославленный Воскресший Христос; затем вы являетесь свидетелями Его явлений ученикам и народу и сподобляетесь получить благословение от Него, возносящегося на Небо. Какие бы вы переживали настроения, если бы видели все это своими глазами? Как бы замирало и билось ваше сердце, как бы было полно оно высшего религиозного восторга от такой действительной встречи и общения с Господом.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Pravdol...

Спаситель мира: 50 картин из истории земной жизни Спасителя мира, известных исключительно русских художников, с объяснительным к ним текстом, и картой Палестины Источник Содержание Перечень рисунков Несколько слов о составе и цели издания Пресвятая Троица Рождество Богородицы Введение Пресвятой Девы во храм Благовещение Божией Матери Рождество Господа нашего Иисуса Христа Поклонение пастырей Поклонение восточных мудрецов родившемуся Господу Сретение Господа Иисуса Христа в храме Симеоном и Анною Отрок Иисус в храме Крещение Господа Иисуса Христа Уединение пустыни Явление Христа народу Первое чудо Изгнание торгующих из храма Господь спаситель, как великий провозвестник и учитель истины Нагорная проповедь Проповедь труждающимся и обремененным Иисус Христос в доме Марфы и Марии Богатый юноша Помилование жены-грешницы Динарий Кесарю Галилейское море Господь Спаситель, Учитель истины и Великий Чудотворец Благословение хлебов Исцеление расслабленного у овчей купели Воскрешение дочери Иаира Преображение Господне Исцеление бесноватого глухонемого отрока Воскрешение Лазаря Торжественный вход Господа Иисуса Христа в Иерусалим Тайная вечеря Гефсиманская молитва Бичевание Господа Спасителя Крестный путь Крест Господень. Знамение в час крестной смерти Спасителя Плач Богоматери Снятие со креста и погребение Господа Иисуса Христа Лицо Спасителя Сошествие во ад Воскресение Господа нашего Иисуса Христа Явление воскресшего Господа Марии Магдалине Явление Господа ученикам на пути в Еммаус Явление Господа апостолу Фоме Вознесение Господне Царственное величие Господа Спасителя Величие Богоматери     Перечень рисунков 1 . Пресвятая Троица. 2 . Рождество Богородицы. 3 . Введете Пресвятой Девы во храм. 4 . Благовещение Божией Матери. 5 . Рождество Господа нашего Иисуса Христа. 6 . Поклонение пастырей. 7 . Поклонение мудрецов родившемуся Господу. 8 . Сретение Господне. 9 . Отрок Иисус в храме. 10 . Крещение Господа Иисуса Христа. 11 . Уединение пустыни. 12 . Явление Христа народу. 13 . Первое чудо.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/s...

1. Общинность и уединенность Христианское бытие обладает существенной двойственностью. Христианство держится личной верой и верностью, но христианское бытие, в сущности, совокупно, «соборно»: быть христианином значит быть в Общине, в Церкви и принадлежать Церкви. Однако личность никогда не может быть просто погруженной в сообщество. Церковь состоит из ответственных лиц. Уподобление Телу не следует ложно истолковывать и выходить в этом за существующие пределы. Церковь создается уникальными и неповторимыми личностями, которых нельзя рассматривать просто как элементы или ячейки целого, ибо каждый индивидуально находится в прямом и непосредственном единении с Христом и Его Отцом – личное не должно растворяться в совокупном. Христианская «совместность» не должна сводиться к обезличиванию. Первые последователи Христа, «во дни Его жизни во плоти», не были обособленными индивидуумами, занятыми частным поиском правды. Они были израильтяне – и наш Господь Сам обычно провозглашал, что Он «послан только к погибшим овцам дома Израилева» ( Мф.15:24 ), и велел Двенадцати идти именно к этим заблудшим овцам и не ходить к язычникам и в город Самарянский не входить ( Мф.10:5–6 ). Первые последователи Иисуса были полноправными членами существующего и установленного «дома Израилева», «богоизбранным народом» –и они ждали «утешения Израиля», согласно пророчеству и обетованию. В определенном смысле « Церковь » уже существовала, когда Иисус начал Свое духовное служение. Это был Израиль, Народ Завета. Проповедь Спасителя первоначально была обращена к членам именно этой Общины. Христос никогда не обращался к «обособленным людям». Существующий Завет был всегдашней предпосылкой Его проповеди. Нагорная Проповедь была обращена не к толпе случайных слушателей, но скорее к некоему «внутренному кругу» тех, кто уже следовал за Христом в ожидании – или убежденности – что это «Тот, кто грядет» – то есть, Мессия. «Малое стадо», та община, которая собралась вокруг Христа была в действительности верным «остатком» Израиля, воссозданным «Народом Божьим». Этот народ был преобразован Зовом Божиим, обетованием Царствия, благовестием о спасении. Однако на этот зов каждая личность должна была откликнуться индивидуально, поступком личной веры. И вместе с тем этим личным откликом веры верующий входил в Общину. Или, скорее, создавал реальное условие для вхождения, которое исполняется и свершается в Святом Крещении, по благодати Божьей. Но сначала нужно уверовать и дать обет верности, и затем креститься. «Вера Церкви» всегда должна быть принята лично и постоянно поддерживаться духовным усилием.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Florov...

RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_32349.html 12 сентября 2006 Лоскутки Из дневниковых записей протоиерея Всеволода Чаплина. Часть 10 Удивляет, что в умах многих современников христианство отождествляется с десятью заповедями Моисеева закона. Но мы ведь знаем, что исполнение его не спасло человечества... Нагорная проповедь Господа Иисуса ставит неизмеримо более высокую нравственную планку – настолько высокую, что человеческими силами она недостижима. Для того, чтобы изжить всякую мысль о грехе, не требуя никакой земной награды, нужна благодать Божия. Человекам спастись невозможно, говорит Господь. Ты можешь делать житейское " добро " , стать моральным и даже духовным авторитетом (такими, кстати, были фарисеи) – но без обращения к Богу неизбежно повредишь свое сердце, и в итоге окажешься хуже любого убийцы, развратника, стяжателя, нашедшего в себе силы прийти к Нему с покаянием. Фарисеям – тогдашним Сахаровым и Анпиловым – не помогли исправиться все их заслуги, вся их безупречная гражданская позиция, вся их своеобразная религиозность. Ничтожного, презренного разбойника на кресте спасла одна молитва. Ибо " невозможное человеку возможно Богу " (Лк. 18. 27). Одна знакомая монахиня сказала мне: " Ну что вы все занимаетесь какой-то политикой, информацией... Главное – строить храмы " . Да, строить их нужно. Но если не просвещать народ, если не ограждать Церковь от творцов смут и расколов – не получится ли так, что самые великолепные храмы окажутся в чужих руках при полном равнодушии общества? Не так ли было во времена обновленчества? Не так ли сейчас на Украине? Не пускает ли с молотка свои храмы в Америке Католическая Церковь, проигрывая прекрасно оркестрованные судебные дела? Вот почему нам так важно тратить максимум и сил, и средств на миссию, просвещение, катехизацию, поддержку Церкви – правовую, социальную, информационную. Одна знакомая монахиня сказала мне: " Ну что вы все занимаетесь какой-то политикой, информацией... Главное – строить храмы " . Да, строить их нужно. Но если не просвещать народ, если не ограждать Церковь от творцов смут и расколов – не получится ли так, что самые великолепные храмы окажутся в чужих руках при полном равнодушии общества? Не так ли было во времена обновленчества? Не так ли сейчас на Украине? Не пускает ли с молотка свои храмы в Америке Католическая Церковь, проигрывая прекрасно оркестрованные судебные дела? Вот почему нам так важно тратить максимум и сил, и средств на миссию, просвещение, катехизацию, поддержку Церкви – правовую, социальную, информационную.

http://religare.ru/2_32349_1_21.html

     22 июля 2016 года в актовом зале Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия была представлена новая книга председателя Отдела внешних церковных связей, ректора Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, председателя Синодальной библейско-богословской комиссии митрополита Волоколамского Илариона «Начало Евангелия». Она является первои в серии из шести книг под общим названием «Иисус Христос. Жизнь и учение». Серия будет продолжена следующими книгами: «Нагорная проповедь», «Чудеса Иисуса», «Притчи Иисуса», «Агнец Божий. Иисус в Евангелии от Иоанна», «Смерть и воскресение». В презентации также приняли участие: митрополит Саранский и Мордовский Зиновий; митрополит Смоленский и Рославльский Исидор; митрополит Брянский и Севский Александр; архиепископ Якутский и Ленский Роман; епископ Каскеленский Геннадий, викарий Астанайской епархии; епископ Дмитровский Феофилакт, наместник Андреевского ставропигиального монастыря; епископ Егорьевский Тихон, председатель Патриаршего совета по культуре, наместник Сретенского ставропигиального монастыря; председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ В.Р. Легойда, член Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации С.Е. Щеблыгин, журналисты, представители общественности. В числе участников мероприятия – представители Поместных Православных Церквей: митрополит Варненский Иоанн (Болгарская Православная Церковь); митрополит Тамасосский Исаия (Кипрская Православная Церковь); епископ Бачский Ириней (Сербская Православная Церковь), представитель Патриарха Сербского при Патриархе Московском и всея Руси епископ Моравичский Антоний; представитель Патриарха Болгарского при Патриархе Московском и всея Руси архимандрит Феоктист (Димитров). На презентации присутствовали представитель Патриарха Московского и всея Руси при Патриархе Болгарском архимандрит Филипп (Васильцев), представитель Патриарха Московского и всея Руси при Патриархе Антиохии и всего Востока игумен Арсений (Соколов), главный редактор Издательства Московской Патриархии и «Журнала Московской Патриархии» протоиерей Владимир Силовьев, московское духовенство.

http://pravoslavie.ru/95587.html

     Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Сегодня день памяти великомученика и целителя Пантелеимона – святого помощника Божия в исцелении наших болезней телесных и душевных, небесного покровителя русского монастыря на Святой Горе Афон. В прощальной беседе с учениками, перед праздником Пасхи, Христос Спаситель оставил Своим апостолам, а через них и всем нам, христианам, Свой завет: «Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Ин. 14: 6). И все христиане, христиане всех поколений, следующие этим путем, приходят к Отцу Небесному в Царство Его. Это и есть христианская жизнь – жизнь по слову вечной книги – Евангелия. Каждый святой, чествуемый Церковью как ее достойное чадо, в память о его подвиге почитается чтением тех слов евангельских, которые наиболее полно выражают подвиг его любви к Богу. Преподобным читаются слова Нагорной проповеди, заповеди блаженства, притча о разумных девах – святым женам, посвятившим и себя служению Господу, притча о добром пастыре читается в дни памяти святителей Христовых, наших пастырей и духовных наставников. В дни памяти святых мучеников читаются слова Христовы о предании всех ему верных в руки безбожных властей, о несправедливых на них гонениях. О гонениях незаслуженных, как может сказать человек, не понимающий духовного предназначения страданий; о предании и непонимании этих избранников даже родными, братьями и сестрами, теми, кто вчера был другом и любимым. «Итак положите себе на сердце не обдумывать заранее, что отвечать, ибо Я дам вам уста и премудрость, которой не возмогут противоречить ни противостоять все, противящиеся вам» (Лк. 21: 14–15). О каком ответе говорит Спаситель? Не только ответе на словах – ибо многие из святых мучеников не были искушены в богословии и пришли к вере в святом порыве соединиться со Христом Спасителем, приняв крещение кровью. О таком крещении писал Иоанн Дамаскин, говоря о первом христианском мученике: «Иоанн [Предтеча] крестился возложением руки на Божественную Главу Господа и собственною кровью».

http://pravoslavie.ru/72867.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010