Когда приближался к окончанию просмотр перевода Нового Завета, поручено было академиям заняться изготовлением перевода Ветхого Завета с еврейского текста. Это было в 1860 году. Образованы были в академиях особые комиссии, занимавшиеся этим делом: в Петербургской академии в нее вошли профф. Голубев, Хвольсон и Ловягин, в Казанской архим. Григорий (Полетаев), профф. Ильминский и Малов, в других академиях также профессора преимущественно. — Но первоначально, еще в 1859 году, словесно предложено было и частным лицам, из академических профессоров, составлять переводы и прежде вышедшие переводы дозволено печатать, чтобы, согласно синодальному постановлению от 10 сентября 1856 года, подвергнуть их предварительному общему суду публичному, а потом уже на основании их и высказанных о них суждений приступить к составлению и изданию официального перевода. Во исполнение подобных распоряжений напечатан был Агафангелом перевод Прем. Сираха (в 1859 и 1860 гг.) и кн. Иова (в 1860 г.); в Православном Обозрении напечатан перевод архим. Макария всех ветхозаветных книг (1860—1867 гг.); в Духе Христианина напечатан был (в некоторых частях) перевод Павского (за 1862—1863 гг.); в Трудах Киевской академии перевод исторических ветхозаветных книг проф. Гуляева (1861—1864 гг.), а с 1869 года начаты печатанием переводы других ветхозаветных книг, составленные уже преемниками Гуляева. В Христианском Чтении напечатан был перевод законоположительных, исторических (Нав., Судей, Царств и Паралип.) и учительных (Иова, Притчей и Екклез.) книг, составленный профессорами Голубевым, Хвольсоном, Савваитовым и др. (1861—1870 гг.).    Но официальное объявление о начале русского перевода синодального издания замедлилось, вследствие колебания членов Синода в выборе основного текста, с коего нужно составлять перевод. Одни склонялись к переводу LXX, другие к еврейскому тексту. К первому мнению склонялись Петерб. митр. Григорий, Димитрий (Херсонский), а ко второму Филарет Московский, протоиереи Сидонский, Кутневич и большинство.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3799...

Хотя первый из этих городов находился в Ефремовом колене ( Нав.21:22 ), тем не менее относить основание его ко времени после поселения израильтян в Ханаане не дает права ни кн. И. Навина, говорящая об отдаче этого города левитам (ср. 1Пар.6:68 ; евр. 53), ни рассматриваемое место кн. Паралип., где имя построившей этот город Шееры названо в родословии прежде Елишамы и Нона, современников выхода из Египта ( Чис.1:10, 8:9 ), на основании чего построение Беф-Орона должно быть относимо также ко времени жизни израильтян в Египте. Относится ли к этому же времени и господство в Моаве потомков Шелы (Силома у LXX) из колена Иудина, указываемое в 1Пар.4:22 , невозможно решить вследствие неясности этого места; употребленное здесь выражение: это события древние указывает, конечно, на значительную отдаленность господства в Моаве от времени писателя книги; но с точки зрения последнего, как жившего после плена вавилонского, могло быть древним не только то, что относится к началу истории израильского народа, но и то, что совершилось после завоевания Ханаана; по крайней мере, иудейские толкователи и в согласии с ними, как полагают 458 , и блаж. Иероним, относили слова: которые господствовали в Моаве к названным в кн. Руафь Елимелеху и его сыновьям, применительно к чему, может быть, и LXX перевели чрез κατκησαν=вселишася; другие толкователи находят неневозможным относить это даже ко временам Давида, Соломона и израильских царей, владевших Моавитской землей, хотя не исключают мысли и о более древних временах 459 . Приложение XXII. Есть ли в Исх.1:8, указание на перемену династии? Со словами: и восстал новый царь в Египте, который не знал Иосифа с давних пор и всего чаще соединяется то понимание, что в них указывается на перемену царствовавшей в Египте династии; в таком смысле понял эти слова еще И. Флавий, по словам которого 460 «израильтян стали чрезвычайно притеснять и выдумывать для них разные тяжелые работы, когда пользовавшиеся благодеяниями Иосифа забыли об этом вследствие продолжительности и когда это царство перешло в другой дом»; таково же затем было понимание у некоторых из иудейских раввинов 461 и из христианских библеистов 462 .

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Eleonski...

Для желающих выписываем такие места, за исключением: а) мест книги Бытия, так как перевод этой книги может всякий сличить по Запискам на кн. Бытия и б) рассмотренных или только приведенных выше мест из перевода, заключающегося в «Историч. Чтениях». Нормою для сличения будет Синодское издание перевода русского, как наиболее распространенное и представляющее в себе совершеннейший (в сравнении с другими) перевод. Вот эти более важные по разности места: Исх. III, 1. 2. 6. 7. 11. 12. 13. 14. 15; V, 1. 2; XI, 9. 10; XII, 31. 32; XIII, 17. 18. 20. 22; XIV, 5. 9. 13. 21. 23. 27. 30–31; XV, 2. 3. 7. 14. 16. 17; XVI, 14. 15; XXIV, 12; XXXI, 18; Числ XIV, 10. 12 17. 18. 30; Исх. XXV, 2; XL, 35. 36. 38; Иис. Нав. III, 5. 16; V, 11; XXIV, 7. 12. 13. 16. 26. 27; Суд. VI, 2. 3. 8. 11. 13. 18. 19. 35. 37 и дал.; VII, 10. 11. 13. 16. 19. 20. 21. 22; 1 Цар. I, 9. 11. 14. 15. 16. 24. 26. 28; II, 12. 17; III, 1. 2. 3 и дал. 10. 13. 19. 20; IV, 16.17. 18; VIII, 22; IX, 1. 6. 16. 26. 27; XIII, 5 6. 7. 12. 13. 14; XVII, 8. 9. 35. 36. 42. 51; XVIII, 6. 7. 8. 9. 10. 11; XXVI, 1. 3. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 14. 15 и дал. 19. 23. 25; 2 Парал. I, 2; III, 1; V, 7. 10. 12. 13; VI, 19. 22. 23. 24. 26. 28. 29. 30. 35. 37. 39. 42; VII, 20. 21. 22; 3 Цар. XVII, 2. 3. 5. 8. 15. 20. 22; XVIII, 21. 22. 24. 26. 27. 29. 32. 33. 34. 36. 37. 38. 41. 44. 45; 4 Цар. II, 2. 3. 4. 5. 6. 8. 10. 12 13. 14; IV, 1. 2. 4. 5. 10. 11. 19. 23. 26. 27. 30. 31. 32. 34. 35. 37; V, 1. 4. 5. 10. 11. 14. 16; XVIII, 1. 7. 17. 18. 19. 37; XIX, 2. 10. 11. 16. 20; XX, 1. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9; 2 Паралип. XXXVI, 12. 13. 15. 16. 17. 18. 20; Дан. I, 4. 5. 20; III, 2. 3. 5. 6. 11. 13. 15. 21. 23. 91. 94. 97; VI, 1. 2. 6. 7. 8. 9. 13. 18. 24. 26. 27; 1 Езд. I, 1; Неем. IX, 1. 2. 3. 6. 10. 16. 23. 25. 26. 29. 33. 37. Мы не выписывали при этом мест, в которых разность заключается лишь в именах Иегова и Господь, в именах собственных разных лиц Библейской истории, в словах синонимических (напр. поток и ручей; сторона и бок и др.) и под. При этом считаем нужным сказать; что экземпляр издания «Исторических Чтений» мы имели из Московского Румянцевского музея.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

О Сауле повествуется следующее. Когда в борьбе с Филистимлянами он потерпел поражение и был очень изранен, то сказал своему оруженосцу «обнажи свой меч и заколи меня им, чтобы не пришли эти необрезанные и не убили меня и не издевались надо мною». Но оруженосец не исполнил просьбы Саула, ибо боялся поднять руку на помазанника Божия. Тогда Саул взял меч свой и пал на него. Оруженосец, увидев, что Саул умер, сам пал на свой меч и тоже умер ( 1Цар. 31, 1 Паралип. 10). Самоубийство Саула вне всякого сомнения. Но как смотреть на него, показывает рассказ 1-й главы 2-й книги Царств. Там говорится следующее. К Давиду приходит Амаликитянин и сообщает ему о смерти Саула. Дело было так. Саул пал на копье; но так как умер не сразу, то просил Амаликитянина убить его. Амаликитянин исполнил его просьбу, потому что видел, что он все равно не останется в живых. Как же посмотрел на этот поступок Давид? Он приказал умертвить Амаликитянина, говоря «как ты не побоялся поднять руку, чтобы убить помазанника Господня? Кровь твоя на голове твоей; ибо твои уста свидетельствовали на тебя, когда ты говорил «убить помазанника». Отсюда видно, что хотя Саул сам просил умертвить себя, однако Амаликитянин не должен был слушаться его. Если бы Саул имел право себя убить, то Амаликитянин, исполнивший его просьбу, не заслужил бы обвинения со стороны Давида. Писатель книги Паралипоменон в смерти Саула видит наказание Божие за беззаконие. Он говорит: «Так умер Саул за свое беззаконие, которое он сделал пред Господом, за то, что не соблюл слова Господня и обратился к волшебнице с вопросом, а не взыскал Господа» (1 Паралип. 10, 13). Смерть Самсона произошла при таких обстоятельствах. Филистимляне, собравшиеся для жертвоприношения своему богу Дагону, призывают в свое собрание Самсона и начинают над ним смеяться и издеваться, хуля вместе с тем иудейского Бога. Самсон, пришедший в сопровождении отрока, обратился к Богу с молитвой, чтобы Он возвратил ему силы. «Господи Боже, вспомни меня и укрепи меня, только теперь, о Боже, чтобы мне в один раз отомстить Филистимлянам за два глаза мои», молился Самсон.

http://azbyka.ru/otechnik/6/o-samoubijst...

Об Иоафаме в книге Царств и Паралип. вообще замечается, что он поступал праведно пред очами Иеговы, точно так, как и отец его Озия, с тем только различием, что он не входил во храм Иеговы со святотатственною целью, как то сделал отец его. В отношении к религиозному и нравственному состоянию народа замечается, что еще опять не разрушены были высоты, и народ приносил жертвы и воскуривал на них, а в книге Паралипом. замечается, что народ жил греховно ( 2Пар. 27,3 ). Еще более проливает света на жизнь народную в это время вторая речь Исаии, которая относится, по вероятным соображениям, к этому времени. Пророк сильно жалуется пред Богом на пристрастие народа к язычеству, на богатство, роскошь и безнравственность ( Ис.2,6–9 ), [устрашает] за все это бедствиями, и прорекает, что государство подвергнется грозному наказанию за гордость, роскошь, мздоимство начальников и пышность в одежде. Впрочем, сравнительно время Иоафама было еще счастливо, Бог помогал царю против внешних врагов ( 2Пар. 27:5,6 .); он сделал так же, как и отец его, довольно много для благоустройства государства и Иерусалима ( 2Пар.27 ). Но преемник его Ахаз был не таков: он не поступал праведно пред очами Иеговы – Бога своего, так, как поступал отец его Давид; он шел дорогой царей Израильских; он даже сына своего провел через огонь, подражая мерзостям народов, которых Иегова прогнал от лица сынов Израиля: он совершал жертвы и курения на высотах, и на холмах и под всяким деревом зеленым ( 4Цар. 16:2–4 ); за то Бог и наказывал его и народ Иудейский Израильтянами и Асеирианами. Но Ахаз нечестивый не хотел внимать гласу Божию, не хотел чувствовать карающей руки его. И в тесное для себя время, замечается в книге Паралип. ( 2Пар.28, 22–25 ), он продолжал беззаконно поступать пред Иеговою, он – царь Ахаз; он приносил жертвы богам Дамасским, поражавшим его, и говорил: боги царей Сирийских помогают им, принесу и я им жертву, они помогут и мне. Но они были причиной падений его и всего Израиля. Он обобрал сосуды дома Божия и запер двери дома Иеговы и наделал себе жертвенников во всяком углу Иерусалима, и по всем городам Иудейским устроил высоты для каждения другим богам и раздражал Бога отцов своих. Понятно, как такое поведение царя отразилось на народе, склонном к отпадению от Иеговы своего к богам чужим, пристрастном к порокам самым грубым. Если признать, что первая речь Исаии, помещенная в книге его, относится ко временам Ахаза, то можно видеть, в каком жалком положении находилось Иудейское царство в религиозно-нравственном отношении. О, народ грешный, отягченный беззакониями, говорит Иегова народу, и пр. ( Ис.1:4–10, 21–31 ). Точно также жалуется на народ современник Исаии пророк Михей. Царствование это было одним из самых несчастных во всех отношениях.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/s...

С восшествием на престол преемника Ахаза, Езекии, положение дел изменилось, он поступал праведно пред очами Иеговы, точно так, как поступал отец его Давид. Писатели книг Царств и Паралип. с отрадою останавливаются на подвигах благочестия Езекии и подробно описывают его дела и внутренние, и внешние. Он отменил высоты, разбил статуи, срубил изображение Астарты ( 4Цар. 18:3–6 ). В самом начале царствования, он отворил двери дома Иеговы и починил их; торжественно восстановил нарушенный завет с Иеговою, все очистили, все освятили, и всенародно принесли всесожжение Богу за грехи Израиля, и – примирились с Богом, при чем народ покаялся и ликовал после примирения ( 2Пар. 29 ). В тоже время торжественно отпраздновали праздник Пасхи, народ ликовал ( 2Пар. 30 ), после чего снова разбиты были все оставшиеся статуи и изображения и уничтожены жертвенники по всей земле ( 2Пар.31,1 ). Народ, вслед за царем, обратился к Иегове – Богу своему, и Бог видимо помогал царю и против внешних врагов – особенно Сеннахирима. И много сделал Иезекия для народа своего, он делал, по замечанию книги Паралип., все доброе, справедливое и истинное, во всех делах своих, какие он ни начинал, он действовал от всего сердца своего и имея успех ( 2Пар. 31:20–21 ). Народ благоденствовал. После него уже, замечает писатель книги Царств ( 4Цар.18, 5–7 ), не было такого, как он из всех царей Иудейских и из тех, которые были прежде него. Он прилепился к Иегове и не отклонялся от него, и хранил заповеди его; за то и Иегова был с ним. Это время было лучшим временем Иудейского царства в течение всего этого периода и в политическом, и в религиозно нравственном отношениях. Быстрый переворот произошел в Еврейском обществе со вступлением на престол Манассии. Это был один из нечестивейших царей Иудейских; он разрушил дела Иезекии и восстановил дела Ахаза; идолопоклонство развилось в высшей степени. К довершению всего он воздвиг гонение на истинных почитателей Бога Иеговы и разумеется прежде всего на пророков. Много невинной крови пролил в Иерусалиме Манассия, говорит писатель книги Цар. ( 4Цар.21,16 ), так что наполнил ею Иерусалим от края до края, сверх своего греха, что он соблазнил Иуду делать неприятное для очей Иеговы. В это время, как мы видели, претерпел мученическую смерть пророк Исаия.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/s...

130 Мат. XVI, 21 и след.; Mapk. VIII, 31 и след. Простое сопоставление этих двух столь различных событий с Петром, не доказывает ли что новейшие латинцы, напрасно усиливаются вывести столько последствий из первого? 132 Евангелисты не называют этой горы; но есть весьма древнее предание, что это Фавор, близь Назарета. Св. Мат. (XVII, 1) и Св. Марк (IX, 1) говорят, что Преображение было шесть дней спустя после исповедания веры в Кесарии. Св. Лука (IX, 23) говорил, что через восемь дней. Тут нет разногласия но если бы и было, то не стоит им заниматься. 144 Сокровохранительницы были кружки для вкладов, таких было по Иосифу тринадцать ( Иуд. войн. кн. V). 145 Это выражение имеет смысл: что Иисус не был еще в летах мужа совершенного что у Иудеев считалось–50 лет. 147 Было несколько праздников обновления: в память храма Соломонова, в память Зоровавелева и обновление жертвенника Иуды Маккавеё. Этот был в месяце Кислеве, соответствующем части ноября и декабря. Годовщина обновления храма Соломонова была в седьмом месяце, годовщина обновления Зоровавелева в месяце Адар, соответствующему февралю и марту. Полагаем, что Святой Иоанн говорит о годовщин обновления жертвенника Иудой Маккавеем. 149 Святой Матфей (VI; 9–13) излагает молитву эту еще полнее: «Отче наш, сущий на небесах! Да святится имя Твое; да приидет царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле как на небе. Хлеб наш насущный дай нам на сей день; и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; И не введи нас во искушение, но избавь нас от лукавого. Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь». 150 Святый Матфей добавляет что как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, там и Сын человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи, и что таким образом Он будет Знамением против рода Иудейского. 152 В Евангелии от Матфея (XXIII, 35) читается: «Захарии сына Варахиина, последнее слово есть ошибка переписчиков. Бл. Иероним читал в текст еврейском: Захарии сына Иодаева и это есть настоящее чтение (См. II Паралип. XXVI; 20–22).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

3. Рильке Р. М. Что не было меня доныне…//Рильке Р. М. Часослов Спб., 1998, с. 79. Впрочем, были у Рильке и минуты мистико-пантеистических переживаний: «Когда сновидец Ты, так я — твой сон» (Не бойся, Боже! Это я — мой крик.//Там же, с. 30); «Я чувствую — любая жизнь живется. А кто живет ее?.. Так кто же жизнь живет? Не Ты ли, Боже?» (Пусть каждый из себя на волю рвется…//Там же, с. 106). Впрочем, само это «Ты», которое он постоянно обращает к Богу, показывает, что религиозность Рильке — живая и христианская, а не пантеистическая. Кстати, по признанию самого поэта, самое яркое его религиозное переживание — это православная Пасха в Москве… 4. Томскому журналисту или послышалось, или в редакции решили изящно пошутить… В итоге эта фраза из моей лекицит про «Матрицу» в местном политехе на полосе «Томской недели» выглядела так: «Есть еще фракция радикальных демократов, что она на ночь гладя предлагает — я вообще молчу» (Томская неделя. 26.02.2004). Ух, журналюги… «Поубывал бы!» 5. Поэтому, кстати, слово страсть в богословии не является синонимом слова грех. Бывают «неукорные старсти», безгреховные. Скажем, потребность человека в пищу, воздухе, общении… 6. Оригинальный текст из 2-й главы этой книги звучит так: 7. «Чего хочет мужчина, обладающий властью? — Большей власти» — точно описывает Пифия (во второй серии) предсказуемую программу поведения страстно-плененного человека. 8. Именно таков психологический сюжет пятого тома «Гарри Поттера». 9. Еще возможная связь библейского текста и «Матрицы» — упоминание числа 250 000. Столько в Сионе жителей и столько же боевых машин идет на штурм Сиона (и там, соотвественно, погибает). В тексте Библии такое число упомиантеся однажды: «И подана была им помощь против них, и преданы были в руки их Агаряне и все, что у них было, потому что они во время сражения воззвали к Богу, и Он услышал их, за то, что они уповали на Него. И взяли они стада их: верблюдов пятьдесят тысяч, из мелкого скота двести пятьдесят тысяч, ослов две тысячи, и сто тысяч душ людей, потому что много пало убитых, так как от Бога было сражение сие» (1 Паралип. 5, 20–22).

http://predanie.ru/book/71832-kino-perez...

Больше почвы для своих возражений находят противники подлинности книги в историческом содержании её. В этом содержании они стараются отыскать или взаимные противоречия одного повествования другому в самой книге, или противоречия между сказаниями книги и повествованиями других книг священных, равно как и вне библейскими сказаниями о Халдейском и Мидо-Персидском царствах, или, наконец, просто нечто неестественное, невероятное; и на основании всего это построевается ими заключение о недостоверности повествуемого и, значит, о позднейшем, на основании устных сказочных преданий, составлении содержания книги. Для большего удобства мы будем рассматривать эти возражения по порядку повествований книги. а) Повествование первой главы В повествовании 1 гл. сказание 1 и 2 ст. даёт повод защитникам маккав. происхождения книги к самым усиленным указаниям на противоречие книги, как самой себе, так и другим книгам писания. В этих стихах о походе Навуходоносора на Иерусалим мы читаем: «в третий год царствования Иоакима, царя Иудейского, пришёл Навуходоносор, царь вавилонский, к Иерусалиму и осадил его. И предал Господь в руку его Иоакима, царя Иудейского, и часть сосудов дома Божия, и он отправил их в землю Сеннаар, в дом бога своего, и внёс эти сосуды в сокровищницу бога своего». О том же походе в 4 кн. Цар. (24:1) сообщается: «во дни его (Иоакима) выступил Навуходоносор царь вавилонский, и сделался Иоаким подвластным ему на три года, но потом отложился от него», и в 2 кн. Парал. (36:6–7): «против него (Иоакима) вышел Навуходоносор, царь Вавилонский, и оковал его оковами, чтобы отвести его в Вавилон, и часть сосудов дома Господня перенёс Навуходоносор в Вавилон и положил их в капище своём в Вавилоне». Но ни в книге царств, ни в книге Паралип. не указывается год первого взятия Иерусалима Навуходоносором. Между тем сопоставляя эти сказания со сказаниями книги прор. Иеремии в гл. 46:2; гл. 25 и 36, мы должны прийти к тому твёрдому заключению, что первое взятие Иерусалима Навуходоносором было не в 3-й г.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/sv-pro...

Гл. XVI. Ст. 1–4. И было слово Господне ко мне говорящее: не бери жены, и пусть не будет у тебя сыновей и дочерей на месте сем, ибо так говорит Господь на сыновей и дочерей, которые родятся на месте семь, и на матерей их, которые родят их, и на отцов их, от семени которых они рождены на земле сей: смертями болезненными (или болеющих) умрут они; не будут они оплаканы и не будут погребены, навозом на лице земли будут они; мечем и голодом будут истреблены, и будут трупы их пищею птицам небесным и зверям земным. Если во время наступающего плена пророку запрещается брать жену, чтобы не иметь скорби плоти и кроме печали о себе не мучиться страданиями жены и детей: то насколько более повеление апостола, чтобы так как время сокращено есть, и наступает кончина, то и имеющие жен были как не имеющие ( 1Кор. 7 )! Излишне поэтому опровергать нового еретика (Иовиниана), относительно которого мы показали, что двоебрачие и троебрачие исходит не от закона, а из снисхождения. Ибо иное дело делать то, что хорошо само по себе, и иное дело, когда допускается снисхождение, чтобы мы не делали худшего. Ибо и сам апостол высказывает причины, почему он хотел бы, чтобы молодые вдовы выходили замуж, говоря: се бо некия развратишася с след сатаны, ( 1Тим. 5, 15 ). А вот учитель воздержания и постоянного целомудрия, богохульствующий, что он равен Богу, восхваляет третьи и четвертые браки, которые я назвал бы не столько браками, сколько облегчением в бедствиях и последнею доскою потерпевших кораблекрушение, – восхваляет, как бы давая своим амазонкам разрешение до преклонной старости испытывать бури похотей. А почему пророку воспрещается женитьба, причина очевидна, – что во время приближающейся осады от моровой язвы, меча и голода погибнут все, и будет такое множество мертвых, что невозмножно будет исполнить над ними долг погребения, но трупы будут валяться как навоз, на растерзание птицам и зверям. Следует заметить и то, что чахнуть от продолжительной болезни и немощей есть также признак гнева Божия. Поэтому и Иорам, сын Иосафата, умирает от продолжительной болезни (2 Паралип. 21), и апостол учит, что осквернившие святыню долго болеют, чахнут и умирают ( 1Кор. 11, 30 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010