Итак, десятин было несколько и они имели различное назначение, применительно к законам Числ и Второзакония. Также точно излагаются постановления о десятинах в талмуде (трактат maaser scheni), у Иосифа Флавия (Древн. 4, 8, 8, 22) в таргумах и других еврейских сочинениях (Geiger. Uhrschrift und Uebersetzungen. 176–180 ss.). Очевидно, древние иудеи не видели никакой разности в законах Числ и Второзакония и исполняли их, как Моисеевы и Господни. Среди критиков немало споров из-за законов о священниках и левитах. Так, по законам книг Левит (8–10 глл.) и Числ (8 гл. и др.), строго различаются, по характеру, роду и достоинству службы и по посвящению, с одной стороны, священники – потомство Аарона, а с другой все Левиино колено, называемое левитами и братьями Аарона ( Числ.8 гл., 16, 10 и др.). Во Второзаконии термин «братья Аарона» не встречается и отсюда критики делают вывод, что вообще «священство» во Второзаконии не выделяется из Левиина колена, всему Левиину колену предоставляется это право (особенно 18 гл. Второзакония). Затем, среди критиков дебатируется вопрос: как произошли эти разные законы? По мнению одних, более древние законы находятся в книге Левит и Числ, а более поздние во Второзаконии и имеют себе параллель у Иеремии (33, 18, 31) и Иезекииля (43:49; 44:15). По мнению других, во Второзаконии Левиино колено «ведет себя просто и бедно», оно «не принадлежит к миллионерам», а более походит на «нищих», в книгах Левит и Числ, так называемом «священническом кодексе» оно выходит из границ, имеет особые города ( Числ.1:47 ...), разные роды службы и посвящения и пр. Такое место оно занимает уже после плена в писаниях Ездры (1Ездры и Паралип.) и Неемии. Тогда же, стало быть, составлены и упомянутые законы книг Левит и Числ. Не обращая внимания на указанный «междоусобный» критический спор, мы лишь должны заметить, что и во Второзаконии различается служение священников и всего Левиина колена. Первым назначается «предстоять пред Господом и служить Ему» () и «благословлять именем Его» ( Втор.10:8; 17:12; 18:5 ); на содержание «священников» () назначается плечо, челюсти и желудок от жертвенных животных, начатки от хлеба, вина и елея, шерсти овец и пр.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Дальнейшее рассуждение о подлинности речей Софонии состоит из общих довольно соображений, которые направлены против излагаемых при этом мнений отрицательной критики, подвергающей сомнению принадлежность этому пророку некоторых мест во 2-й и 3-й гл.; против этих мнений автор делает кроме того не лишенные значения замечания при самом толковании, напр. относительно понятий: «правда» и «смирение», выраженных у Софонии во II, 3, и доказывает существование этих понятий у библейских писателей до-пленного периода. Опровержение выводов критики, бороться с которою на ее почве дело весьма не легкое, требующее больших знаний, было бы сильнее, если бы автор более ознакомился с сочинениями положительного характера по толкованию пророческих книг и ветхозаветному богословию; в сочинениях, напр., Орелли 64 , Дильмана 65 , и даже истории Гретца 66 , автор нашел бы полезные указания относительно выраженных у Софонии воззрений, напр. на обращение языческих народов к Богу Откровения, происхождение которых представители крайнего отрицательного направления относят ко времени после плена Вавилонского. – Предмет и характер речей Софонии (стр. LX-LXIV) изложены в общих чертах; отношение его книги к другим пророкам не раскрыто, хотя это заслуживает полного внимания. Вообще первая часть сочинения не богата тщательно проверенными сведениями, которыми могла бы воспользоваться наша учебная литература. Но главная часть сочинения вторая; последняя представляет действительно полезное пособие для сравнительного изучения текста книги Софонии по древним переводам и еврейскому тексту и устранения разностей между ними. Особенности еврейского текста и греческого перевода 70-ти, происхождение и значение чтений того и другого, раскрыты автором большею частью с обстоятельностью и беспристрастием; и если в некоторых местах нельзя согласиться с автором, то во многих других объяснения его возбуждают доверие к себе, как ведущие к установлению правильного чтения текста. Можно только пожалеть, что автор нисколько не позаботился о доступности своего труда для большего круга читателей, не владеющих знанием еврейского и других древних языков. Приложение к стр. 124 Смысл свидетельства 2 Паралип. XXXV, 3 o поставлении Ковчега Завета при ц. Иосии.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Eleonski...

1052 Этого мнения держится и наш толкователь Преосвященный Ириней Псковский и Х. Орда в Рук. к послед. чт. учит. кн. В.З. Тому же мнению следует и большинство лучших иностранных толкователей: Calmet, Toluck, Hengstenberg, Mover, Hilvernick, Delitzch, Keil, Ehrt, Moll и друг. 1053 Поэтому некоторые даже из защитников Маккавейских псалмов, при сличении различных оснований за и против происхождения 82-го Пс. – из времени Иосафата и из времени Маккавеев, отдают преимущество первому мнению. Так de Jong; сличая оба приведенные мнения, говорит: «Haec, т.е. мнение о Маккавейском происхождении псалма, difficultatibus libera non est, illa, мнение о происхождении из времени Иосафата, earum quidem expers, sed bostium inopia laborat. Itaque donec meliora edoctus sim, hostes malo absentes, quam praesentia sua mihi molestos (Ad h Ps p. 44). 1054 по исправленному чтению, применительно к 70-ти: κ τν Μιναων вм. испорченного нынешнего евр. (слав. от Аммонитян). См. примеч. Гуляева на это место в его Ист. кн. Свящ. Писания и Д. Хвольсона в Христ. Чт. 1870 г. 2 стр. 277. 2Пар.20 1057 В 1Пар.4:39–41 местопребыванием Маовитов ( k " tib. вм. Furst, Herb, Handwort, 70:Μιναοι) называется пастбищная страна на востоке долины, т.е. точнее на юго-восточном продолжении долины, в которой лежит Мертвое море, или тоже что на востоке от гор Сеирских, как Хвольсон в вышеприведен примечании, что подтверждается и контекстом приведенного места, так как в следующем же 42 ст. говорится о горе Сеир.Ср. также Robins, 3 S 127. 1059 Стали мышцей ( ) для сынов Лотовых – тоже что оказывали содействие, помощь. См. Gesenii thes p. 433 b. 1062 Пс.82:5 и 13 ср. 2Пар.20:11, 25 . Чрезвычайное богатство полученной Иосафатом добычи (ст. 25) показывает, что неприятели пришли со всем своим имуществом, как это обыкновенно бывает во время переселения народов, чтобы, поразивши Иудеев, прямо занять их страну. И сам Иосафат в молитве своей к Богу высказывает, что неприятели «пришли выгнать их из наследственного владения» (ст. 11). См. на это место Паралип. O v Gerlach Bd 2 S 551 и Keil S 246, также Toluck на Пс. 83

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Vishny...

93. Кто переносит печальное, тот сподобится и радостного; и кто претерпевает неприятное, тот не будет лишен части и в приятном. 94. Смотри, да не обольстят тебя лукавые бесы каким либо видением. (Если случится что подобное, то) пребывая в себе собранным, обратись к молитве и проси Бога, чтобы, если это от Него (на вразумление), Он Сам просветил тебя, а если нет, то чтобы поскорее отогнал от тебя прелестника. И дерзай; ибо не постоят эти псы, когда ты притечешь к Богу теплым молением, но тотчас невидимо и незримо биемы будучи Божией силою, далеко от тебя убегут. 95. Надлежит тебе знать и следующее коварство демонов. Иногда они разделяют себя на группы. Одни приходят с соблазном. И когда ты взыщешь помощи, входят другие в ангельском виде и прогоняют первых, чтоб прельстился ты мнением, что они настоящие ангелы, и впал в самомнение, что удостоен того. 96. Постарайся быть сколько можно смиренномудрым и мужественным, – и вражеское нападение демонов не коснется души твоей и бич их не приблизится к телу твоему. «Ангелом Своим заповесть о тебе» (Господь) «сохранити тя» ( Пс. 90, 10. 11 ); и они незримо отразят от тебя всякое вражеское действо. 97. Хотя и шум, и топот, и вопли, и ругательства услышит от демонов старающийся держать чистую молитву, но не ниспадет помыслом и не предаст его им, говоря к Богу: «не убоюся зла, яко Ты со мною еси» ( Пс. 22, 4 ), и тому подобное. 98. Во время таких искушений употребляй непрестанно краткую, но напряженную молитву. 99. Если демоны станут угрожать тебе, что внезапно явятся в воздухе, чтоб изумить тебя и похитить ум твой, не бойся их и совсем не заботься о такой угрозе их. Это они стращают тебя, пытая, ставишь ли ты их во что-нибудь, или совсем презрел уже их. 100. Если Богу Вседержителю, Творцу и Промыслителю предстал ты в молитве, то для чего так неразумно предстоишь Ему, что, оставив страх Его непреоборимый, боишься мух и комаров? Или не слышишь, что говорит Пророк: «Господа Бога твоего да убоишися» ( Втор. 10, 20 ), – и еще: «Егоже вся боятся и трепещут от лица силы Его» – и прочее (2 Паралип. 36, молитва Манассии).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/dobrot...

В библейском рассказе Синай представляется горою величественною, одинокою или, по крайней мере, изолированною; вид его во время законодательства производил потрясающее впечатление на собравшихся при подошве Синая Евреев. Gebel Músa не есть отдельная горная вершина, а находится среди группы других гор, тесно связанных с нею. Она не может производить резкого и цельного впечатления на зрителя, – и пальма первенства в споре о величественности внешнего вида означенных гор без всякого сомнения принадлежит Serbál’y 108 ). Уединенность ее не препятствует, как думают некоторые, отожествлению Serbál’a с древним Синаем, потому что Хорив вовсе не отдельная от Синая гора, а одно с ним, т. е. это два названия одного и того же предмета. Так в 3Цap. VIII, 9 и во 2 Паралип. V, 10 – говорится, что скрижали Завета были положены в ковчег на Хориве, по Псал. CV, 19 золотой телец был слит также при Хориве, а между тем как в Пятикнижии, так и в других книгах Ветхого Завета, например у Неемии, IX, 13, законодательство и все связанные с ним события до отправления Евреев в пустыню Фаран приурочиваются к Синаю. Ясно и неоспоримо, что Синай и Хорив относятся к одной и той же горе, каковою и может быть только Serbâl 109 ). Нельзя не сознаться, что доводы Еберса довольно основательны; но они покоятся на произвольном толковании библейского рассказа и потому никак не должны иметь решающего значения в „Синайско-Зербальском вопросе“. Так, первое положение Еберса, будто бы доказывающее, что Рефидим находился на самой пустыне Синайской или что гора законодательства лежала подле стоянки Израильтян, где происходило их сражение с Амаликитянами, – это положение основывается лишь на буквальном понимании 1 стиха XIX гл. книги Исход, где Писатель дает общее изображение пути Евреев от Чермного моря и обозначает пределы, в которых помещаются все, описываемые дальше, события. Со второго же стиха Моисей более подробно указывает станции Израильтян по дороге к Синаю и упоминает еще одну стоянку Рефидим, что согласно и с повествованием книги Числ (гл. XXXIII), где подробно исчисляются все лагерные пункты Евреев из Египта в землю обетованную. Что такое общее изображение вовсе не исключительный случай, – доказательством этому служит, например, книга Второзакония. Здесь о движении Израильтян от Синая сказано только, что одиннадцать дней пути от Хорива, по дороге от горы Сеир до Кадес-Варни (Вт. I, 2), между тем как в книге Числ (XXXIII, 15–37) в указанных пределах упоминается 22 стоянки Евреев. Точно также, в X гл. 12 ст. кн. Числ после Синая упоминается прямо пустыня Фаран, из которой были отправлены соглядатаи для обозрения Палестины ( Чucл. XIII, 3 ). А так как, по свидетельству Второзакония, это последнее событие имело место в Кадесе (Вт. I, 19 и 22), то, по-видимому, все эти местности должны были находиться друг подле друга, если только не относились к одному географическому пункту. Но сколько неверно это предположение, столько же гипотетично и неосновательно и разбираемое нами мнение Еберса.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Л. И. Бриллиантов Псалтирь 0бъяснение названия книги Псалтирью называется книга, представляющая собою собрание 150-ти священных богодухновенных песней. Слово псалтирь – греческое и обозначает собою название одного из музыкальных струнных инструментов (вроде нашей гитары). В древности у евреев пение священных песней сопровождалось игрою на музыкальных инструментах и, между прочим, на псалтири. Отсюда и самому собранию священных песней усвоено название Псалтири. По сходству с этим словом и самые священные песни от музыкального исполнения стали называться псалмами. У самих евреев Псалтирь называлась «Книгою хвалений» или просто «Хваления» 34 . Это наименование указывает на основной внутренний характер содержания псалмов, как хвалебных песней Богу. Писатели псалмов Писателями Псалтири были многие лица, как-то Давид, Асаф, Соломон, Идиоум и другие личности, одаренные поэтическими способностями и пророческим вдохновением. Это видно из надписаний псалмов, указывающих на принадлежность их разным лицам, из свидетельства самого св. Писания, называющего авторами псалмов не одного человека, а несколько лиц. Так например, в во второй книге Паралипоменон говорится, что при царе Езекии «славили Господа словами Давида и Асафа прозорливца» (2 Паралип. XXIX, 30). Происхождение Псалтири от нескольких лиц подтверждается необычайным разнообразием содержания ее, выражающимся в обилии мыслей и чувств, весьма различных по своему характеру. Это свидетельствует о том, что авторами псалмов были разные лица, так как одному лицу невозможно переживать при сходных обстоятельствах, как это видно из некоторых псалмов (86 пс., 136 пс.), различные и даже противоположные чувства. Но в ряду ветхозаветных свящ. песнословцев, принимавших участие в составлении псалмов, царя Давида следует считать составителем Псалтири по преимуществу, ибо ему принадлежат большинство псалмов. Давид обладал великими поэтическими дарованиями, жизнь его была в высшей степени разнообразна и давала ему много поводов к тому, чтобы отзываться на них сильным поэтическим талантом и таким образом воспевать все выдающиеся события личной и общественной жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/kratkoe...

Но знаю также опять и то, что он от Бога услышал: не созиждеши Мне дому, яко муж кровей еси (1 Паралип. 22, 8 и 28, 3). Знаю и то, что Манассия чрез покаяние получил отпущение нечестия. Знаю и то, что блудницы и мытари были приняты чрез покаяние; но ни один из них не был удостоен священства, кроме того случая, если сделал это до крещения. Знаю некоторых иноков, которые, будучи в мире, были пленены блудом, а будучи иноками подобно светильникам блистали в мире аскетическою жизнию; но ни один из них не вступал в священство. Если же это и случалось, так это не есть церковное правило. Мы знаем и про Марию, что она прежде была блудницею, а потом соделалась целомудренною; однакоже она не была зачислена в диакониссы, хотя и соделалась святою и изъятою от всякого постыдного дела. Да и что говорить об этом? Зная истинное учение и будучи посвящен в тайны божественвыми апостолами и их последователями святыми отцами нашими, я смело и громко говорю, что епископ, или пресвитер или диакон, хиротонисованный за деньги, чужд священства; потому что благодать Духа божественного не продается за деньги. Это – дело каиафское, это изобретение симонианское; оно чуждо священнической чистоты. Если кто-либо будет уличен в блудодеянии после крещения, то пусть он не будет принимаем во священство; это заповедуют божественные каноны. Если же кто либо, совершивший это, будет возведен во священство; то, как скоро будет узнано об этом, да будет низложен. Всякий человек, усердно кающийся во грехах в надежде на благость и человеколюбие Божие, освобождается от грехов своих, как я сказал выше. При этом я анафематствую Новата и приверженцев нечестивой ереси его, как уничижающих покаяние и не принимающих человеколюбия Божия, – Также исповедую, что будет принят (Богом) и епископ, рукоположенный за деньги, если он покается: потому что Бог благ ко всем и милосердие Его отверсто для всякого кающегося. Такого Он вводит и в царство Свое; но так как по словам апостола иерей должен быть непорочен, то хиротонисавший кого либо за деньги или хиротонисованный за них чужд священства, как знаем это все мы, чада церкви, наставленные каноническими определениями.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/dejani...

вв) Наказания детей за непочтение родителей: Если же дети не чтут своих родителей, не повинуются им, причиняют им досаждения, огорчения, оскорбления и разные обиды, то они навлекают на себя проклятие соединенное со всякого рода несчастием, и смерть не одну временную, но и вечную. Проклят Господом раздражаяй матерь свою (Спр. 3, 16). Иже злословит отца своего и матерь свою, смертию да умрет ( Исх. 21, 16 ). б) О почитании государя, пастырей духовных, начальников, старших возрастом и других лиц. Пятою заповедию повелевается почитать еще тех лиц, которые заступают для нас место родителей – как-то: государя, пастырей и учителей, наших начальников и т. п. лиц. Побеседуем же о том, как мы должны почитать этих лиц. Государь есть отец целого народа. Он есть помазанник Божий, Самим Богом избранный управлять народом, издавать для него законы, охранять его благосостояние и направлять к доброй деятельности. Он, по изволению Самого Господа, облекается тою же самою властию над многими семействами, какая дана от Бога каждому отцу своей семьи, этому естественному правителю я главе семейства. А так как Господь ест начало всякой власти (Паралип. 20, 11 – 12), то мы должны веровать, что царская власть произошла от Бога и Богом охраняется: Много, говорит Сам Богь, царие царствуют ( Притч. 8, 15 ). Не напрасно и св. апостол Петр, заповедуя бояться Бога, заповедагь нам чтить царя: Бога бойтеся, царя чтите (Петр. 2, 17), т. е. после Бога мы должны более всего любить и чтить царя, нашего отца земного, – любить так, что, если бы потребовалось, не щадить живота своего за него. Умереть за царя и отечество, если бы потребовалось, каждый подданный должен считать святою жертвою Богу. Пастыри и учители есть наши руководители к вечному спасению и раздаятели даров Божиих. Они Самим Богом избраны учить нас вере, молиться и ходатайствовать за нас пред Богом и просвещать нас св. таинствами. Им дана такая власть на земле, какой не дано никому из смертных, кроме их: елика аще свяжете на земли, будут связана на небеси: и елика аще разрешите на земли, будут разрешена на небесех ( Матф. 18, 18 ), сказал Господь. Апостол, заповедуя почитать пастырей и учителей церкви, говорит: повинуйтеся наставникам вашим и покоряйтеся: тии бо бдят о душах ваших, яко слово воздати хотяще ( Евр. 13, 17 ), т. е. мы должны слушать их, когда они учат нас всему доброму, и исполнять наставления их. Господь сказал о них: слушаяй вас, т. е. па- стырей церковных, Мене слушает: и от- мешайся вас, Мене отметается ( Лк. 10, 16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Син. 868, оставляя часы без молитв, вместе с тем для почасий назначает по три молитвы, соответственно трехчастному составу почасий. За утратой в рукописи начальных листов, в 1-м почасии сохранилась только одна последняя молитва, усвояемая в Ватопед. 350 преп. Никону. На 3-м почасии положены молитвы: «Боже Вседержителю, Отче Господа нашего И. Христа, единороднаго Твоего Сына» (см. Син. 12, 3 час), «Господи, Спасе мой» (см. Син. 865, 3 час) и «Господи, высоту и землю» (см. Син. 865, 3 почасие); на 6-м почасии – молитвы: «Господи над всеми и чрез всех и во всех» (см. Син. 12, 6 час), «Господи, яко благ и человеколюбец Бог , многия милости сотворивый со мною, ихже несмь достоин» и молитва Манассии, царя иудейского (2 Паралип. в конце); на 9-м почасии – молитвы: «Нищ и убог восхвалит Тя», «Господи, якоже волиши» (см. Син. 12, 9 час) и «Благословлю Тя, Господи» (см. Син. 865, 9 час). В Син. 867 уцелело только два почасия – первое и последнее; другие два утрачены. На 1-м почасии положена краткая молитва: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе, всегда презирающему согрешения наша», а на 9-м – молитва «Иже душу, на древе вися» (см. Ватопед. 350, 9 час). Первая молитва в древнеславянских памятниках встречается в числе утренних молитв. По Син. 870, в конце 1-го почасия читаются три молитвы: «Иже на всякое время», «Владыко Господи вседержителю и творче всяческих, Отец щедрот и Бог милости, от земли создавый человека» и «молитва иная к Богородице» – «Нескверная, неблазная»; две последние молитвы произносятся с воздеянием рук. Остальные почасия совсем не имеют молитв. В древнеславянских Часословах Син. 12 и Спб. 57 на 1-м междочасии непосредственно после псалмов положены молитвы «Отче святый, Иже солнце сы правьдьное» (см. Типогр. 46, 1 час) и «Владыко Господи Боже Отче Вседержителю» (3-го часа), а в конце службы указывается молитва «Боже, оцести мя грешника, не остави мене». Остальные междочасия имеют по две заключительных молитвы; первыми стоят молитвы, приведенные в Соф. 1052 на часах, а вторыми – особые молитвы: на 3-м междочасии – «Господи, Господи, Иже высоту и землю пядию измерив» (см. Син. 865, 3 почасие), на 6-м – «Нищь и убог» (см. Син. 868, 9 почасие), на 9-м – «Господи, Иже еси над Лазорьм плакався».

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Diakov...

Таковы вкратце основания важнейших из существующих мнений о рассматриваемом событии. Справедливо автор Начертания Ц. Б. Истории называет подробности этого события «неизвестными». Если, однако, не ограничиваться таким признанием и, ввиду представляемых в библейской литературе опытов, не отказываться от указания, вероятнейшего между ними, то таким, как всего более соответствующим историческому воззрению писателя кн. Паралипоменон, представляется то понимание, что Езер и Елеад, сыновья Ефрема, родоначальника колена этого имени, еще при жизни своего отца сделали из ханаанских гор, где они временно могли находиться, набег на окрестности Гефа и при этом были убиты гражданами последнего. К этому именно времени заставляет относить это событие – с положительной стороны – достаточно ясное у писателя кн. Паралип. изображение убитых гефянами, как сыновей Ефрема, родоначальника колена, обнаруживающееся и в отсутствии при их именах обычного выражения: сын его, которое давал бы право признавать Езера и Елеада сыновьями названного пред ними Шутелаха, и в том, что смерть их оплакивает отец их, носящий имя только однажды встречающееся в этом родословии, как имя родоначальника Ефремова колена, – с отрицательной стороны побуждает к тому же невозможность согласить с словами библейского писателя, без явного отступления от их смысла, в понимание Ефрема, вошедшего к жене своей в смысле имени колена, ни понимание под этим именем одного из позднейших членов этого колена; признание «непоследовательности» в этом родословии 453 не колеблет, собственно, уверенности относительно времени жизни Ефрема, так как от современников исхода, названных в той же гл. кн. 1Пар.7:26:27 ), он отдален значительным рядом поколений. Каким обр. двое из сыновей Ефрема могли оказаться в Ханаане, к объяснению этого явления, кажущегося загадочным, служат – отчасти примеры путешествий египтян в Ханаан, отчасти – особенный интерес этой страны в глазах потомков Иосифа, и наконец, – аналогичные события, сообщаемые в той же кн.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Eleonski...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010