Владимир Николаевич Лосский ЖМП 9 сентябрь 2023 /  Русский богослов на Западе К 120-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ВЛАДИМИРА НИКОЛАЕВИЧА ЛОССКОГО (08.06.1903–07.02.1958) Один из самых значительных и самых известных русских богословов XX века Владимир Николаевич Лосский родился в Геттингене, куда его отец, большой русский философ Николай Онуфриевич Лосский, был командирован Петербургским университетом. PDF-bepcuя. Лосские — старинный польский дворянский род. Для самосознания Владимира Николаевича было значимо, что происхождение связывает его с западным рыцарством. Детство и отрочество Владимира Лосского прошли в Санкт-Петербурге. Революция не вызвала у Лосских энтузиазма, но они не хотели покидать Россию, как это сделали многие люди их круга. В 1920–1922 годах Владимир успел поучиться в Петербургском университете. Лев Платонович Карсавин, философ и историк средневековой литературы, сообщил Владимиру интерес к патристике и указал на важность проблемы Филиокве. Медиевист Иван Михайлович Гревс обратил внимание Владимира Николаевича на Мейстера Экхарта, и самое большое исследование, которое Лосский писал всю жизнь, было посвящено этому немецкому мистику XIII–XIV bekob. Учившаяся во Франции Ольга Антоновна Добиаш-Рождественская читала средневековую историю Франции. Плодотворное учение в университете оказалось недолгим. В ноябре 1922 года семья Николая Онуфриевича Лосского была выслана из СССР. Это была массовая акция: той же участи подверглись многие десятки семей. Иногда большевики не могли предъявить высылаемым никаких политических обвинений. Но они не вписывались в картину чаемого «идеального» тоталитарного общества. Промыслительно изгнанники были избавлены от разного рода репрессий, самой «мягкой» из коих было принудительное молчание. Лосские обосновались в Праге. Владимир Николаевич становится учеником Никодима Павловича Кондакова, основателя научного изучения византийского искусства. Но в октябре 1924 года Владимир Лосский переезжает в Париж. Историческое изучение теологии, западной и восточной, медиевистика, византинистика, история философии — все это процветало в столице Франции уже далеко не первый век, несмотря на все исторические потрясения. Его учителями становятся медиевист Ф. Лот и Э. Жильсон — курсы лекций сего последнего по истории средневековой философии Владимир Николаевич слушал много лет.

http://e-vestnik.ru/analytics/russkiy_bo...

Владимир Палей Палей Владимир Павлович, князь (1897–1918) – поэт, прозаик. Его отец, младший сын Александра II великий князь Павел Александрович в 1889 году женился на греческой принцессе Александре, мать которой, греческая королева Ольга, приходилась родной сестрой великому князю Константину Константиновичу – поэту К.Р. Но этот династический брак продлился недолго, в 1891 году великая княгиня Александра (Алике) умерла при родах второго ребенка. В 1902 году великий князь Павел Александрович вступил во второй брак, но не династический, а морганатический, тайно обвенчавшись за границей на «разводке» Ольге Пистолькорс (урожденной Карнович), имевшей от первого брака троих детей. Узнав об этом, старшая сестра, великая княгиня Мария Александровна, писала брату: «Как мог ты это сделать, как мог ты изменить данному слову из-за совершенно фальшивой идеи о чести, как мог ты бросить свое Отечество, службу и прежде всего своих бедных, бедных, теперь совсем осиротевших детей! Бросить для чего, главное для кого? Честь не в том состоит, мой милый, чтобы всем жертвовать для женщины; и ведь ты Великий князь, а не какой-нибудь господин Иванов или Петров, на которого никто не обращает внимания. Где твои прежние принципы, где твое чувство долга». Император Николай II подверг своего дядю, как считалось тогда, вполне заслуженной каре – увольнению со службы командира Гвардейского корпуса и запрета на возвращение в Россию. Что же касается его дочери Марии и сына Дмитрия, то сразу же после смерти Александры Греческой их взяла на воспитание великая княгиня Елизавета Федоровна. А великий князь Павел Александрович действительно пожертвовал всем для женщины, которую полюбил. Его брак, несмотря на опалу, оказался на редкость счастливым. Их сын Владимир преподнесет родителям стихотворение «Папе и маме», рефреном которого станут слова: «нам хорошо вдвоем»: Нам хорошо вдвоем... Минувшего невзгоды, Как тени беглые, теперь нам нипочем: Недаром грустные и радостные годы Мы вместе прожили... Нам хорошо вдвоем!

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/molitv...

Возвращение царя Св. Царь-мученик Николай II Канонизация сонма новомучеников и исповедников Российских во главе со святыми царственными мучениками Архиерейским Собором РПЦ в августе 2000 года - величайшее деяние нашей Церкви, важнейшая веха в ее истории. Засвидетельствовав свою верность подвигу мучеников, Церковь утвердила духовную связь между нами, пребывающими на этой грешной земле в борении со своими грехами и страстями, и теми, кто уже стяжал венец спасения в жизни будущей, омыв грехи кровью мученичества, между Церковью кающихся и подвизающихся и Церковью торжествующей, Церковью спасенных и святых. Токи духовной преемственности, нисходящие к нам от небывалого в истории сонма наших " свидетелей " , ныне торжествующих со Христом, вопреки скверне окружающего нас падшего мира, вселяют в нас смиренную и в то же время дерзновенную надежду. Молясь нашим святым, нам следует всегда помнить: молитвенная связь с теми, к кому мы обращаемся - не какая-то условность, но вечно новая реальность, не устающая потрясать нас своим чудесным нарушением влекущих наш дух долу законов " мира сего " . Пример тому - небывалые чудеса и исцеления от простой бумажной иконки святого царя Николая, ставшие ныне уже несомненной и славной страницей в новейшей истории русской Церкви. Икона царя-мученика написана русским художником Павлом Тихомировым в США. В 1998 году литографии иконы были привезены в Москву. Одна из литографий попала в Рязань, где в Свято-Никольской богадельне сделали несколько цветных ксерокопий. Оформленная в раму и кивот ксерокопия была подарена рабу Божию Олегу 15 марта 1998 года. На иконе образ царя-мученика Николая II в великокняжеском одеянии со скипетром и державою в руках. В верхних углах иконы два клейма: Иова Многострадального, день памяти которого является днем памяти Николая II, и святителя Николая Чудотворца - небесного покровителя государя. Под образом в овале слова: " Сия святая икона писана к прославлению царя в России " . 6 сентября 1998 года икона заблагоухала в Сретенском монастыре Москвы. По благословению духовника Троице-Сергиевой Лавры архимандрита Кирилла (Павлова), протоиерея Николая (Гурьянова) с острова Залит и Валаамского старца иеросхимонаха Рафаила (Берестова) она переносилась из храма в храм для поклонения верующим.

http://pravoslavie.ru/29214.html

Всероссийское солнышко Воспоминания об отце Иоанне (Крестьянкине) В этом году исполнился уже 101 год со дня рождения архимандрита Иоанна (Крестьянкина), нашего воистину «всероссийского солнышка», как назвал его епископ Зарайский Меркурий в своей книге «Поле жизни». Да простит меня батюшка Иоанн, что я, грешный, по суете и многозаботливости не успел закончить свои воспоминания о встречах с ним к самой дате его рождения – 11 апреля. К сожалению, многое ушло уже из памяти, и лишь с годами пришло понимание, что за такими людьми, как отец Иоанн, надо записывать и записывать. «Многое видел ты, но не сберег». Вот некоторые из воспоминаний о встречах с отцом Иоанном, которые, может быть, послужат на пользу боголюбивым читателям. С отцом Иоанном (Крестьянкиным) наша семья познакомилась в 1985 году. Время это было для нас нелегкое: год назад в армии умер мой брат Николай, нашу квартиру обокрали и вынесли из нее почти все иконы… И вдруг… благодаря маминой пациентке, Марии Павловне, появляется возможность ездить в Печоры и останавливаться там. Это было чудо по тем временам. Но это чудо явилось продолжением другого чуда, вернее – старческой прозорливости. В свое время моя мама, Галина Георгиевна, проходила врачебную практику в Печорах Псковских и духовно окормлялась у старца Симеона. Вдруг ей предписывают срочно отправляться в Усть-Нарву. Она пошла к старцу Симеону за советом. Тот сказал ей: «Иди, учись». – «Батюшка, ну как же так? А здесь место святое…» – «Езжай! Специально сюда приедешь». И пророчество старца исполнилось через 25 лет. Попасть к отцу Иоанну было очень трудно: существовало негласное (вероятно, согласованное с властями) распоряжение наместника отца Гавриила – не пускать. И, тем не менее (и это было чудо Божие), отец Иоанн нас принял. Помню, как он утешил маму во всех ее скорбях, как успокоил и воодушевил. И спросил меня: «А кем ты хочешь стать, Володенька?» Я в это время был увлечен историей и ответил: «Историком». Старец лишь покачал головой: «И о прошлом не все говорить-то можно. О настоящем вообще молчать надо. А будущее от нас сокрыто. Ты больше языками занимайся. Они во всем полезны будут».

http://pravoslavie.ru/45921.html

Вступительное слово Саратовская Духовная семинария основана в 1830 году трудами епископа Моисея (Богданова-Платонова) и является одним из старейших вузов города Саратова. Её история непростая. Здесь можно выделить период расцвета, который ознаменован такими выдающимися выпускниками, как священномученик Константин Голубев, священномученик Феофан (Ильменский), Александр Павлович Лопухин , Виктор Иванович Несмелов , Николай Николаевич Фиолетов. Основной специализацией Саратовской Православной Духовной семинарии была миссионерская деятельность среди народов Поволжья и противодействие расколу и сектантству. Необходимо упомянуть о тяжёлом периоде жесточайших гонений на Церковь , приведшем в упадок духовное образование в России. Вскоре после революции Саратовская семинария была закрыта, учебный процесс прерван, здания и подсобные помещения перешли в ведение государства. Период возрождения семинария пережила в послевоенное время (1947–1960), но он был непродолжительным. Не хватало преподавательских кадров, практически полностью отсутствовали учебные пособия, здания и помещения были не приспособлены для занятий. Но даже в такое непростое время духовная школа подготавливала и выпускала достойных пастырей Церкви Христовой. В 1961 году в связи с возобновлением гонений на Церковь Саратовская семинария была вновь закрыта. Середина 80-х годов двадцатого века ознаменована возвращением к религиозной жизни. Коммунистическая идеология рухнула, люди стали на путь духовного поиска и переосмысления нравственных ценностей. Перед Церковью встала задача не только восстановить разрушенные храмы, но и возродить духовное образование, являющееся важной составляющей пастырского служения. Духовные школы восстанавливались практически из руин. Прерваны духовные и научные традиции, преподавательский состав малочислен. Но, несмотря на все эти трудности, Русская Православная Церковь с достоинством прошла путь духовного возрождения. В настоящее время подготовка священнослужителей осуществляется в пяти академиях и тридцати пяти семинариях.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Выставка «Историческое паломничество Царской Семьи в 1913 году. К 110-летию юбилея Императорского Дома Романовых»  - первый  крупный выставочный проект в России, посвященный историческому путешествию царской семьи по русским городам в 1913 г., в ознаменование 300-летия дома Романовых. Путешествие включало в себя: поездку по железной дороге от Санкт-Петербурга до Нижнего Новгорода и обратный путь по Волге на пароходе до Ярославля с последующим возращением поездом в  Царское село. В мае 1913 г. Император Николай II посетил исторические места, связанные с воцарением династии Романовых, поклонился православным святыням во Владимире, Суздале, Боголюбове, Нижнем Новгороде, Костроме, Ярославле, Ростове Великом, Петровске, Переславле-Залесском и Троице-Сергиевой Лавре и Москве. Специалистам Фонда ЕСПО, при содействии музейного коллектива ГМЗ «Ростовский  кремль», удалось подготовить уникальную экспозицию, в которой представлено более 700 музейных предметов. В экспозиции принимают участие 13 музеев: Государственный музей заповедник «Ростовский кремль», Государственный исторический музей, Владимиро-Суздальский музей-заповедник, Костромской государственный музей-заповедник, Нижегородский государственный историко-архитектурный музей-заповедник, Сергиево-Посадский музей-заповедник, Павлово-Посадский музейно-выставочный комплекс, Переславский государственный музей-заповедник, Ярославский художественный музей, Ярославский государственный музей-заповедник, Музей имени В.Ю. Орлова (Ярославль), Музей Императора Николая II. Свои экспонаты предоставили Государственный архив Ярославской области, Московская духовная академия, частные коллекционеры. Корпорация «РЖД» привнесла в музейную композицию VR формат: в одном из залов посетителей ждёт  VR- «Путешествие в императорском поезде». Надев специальные очки, можно заглянуть внутрь вагонов, служивших нескольким российским императорам. С помощью современных технологий в виртуальной реальности в мельчайших подробностях воссозданы исторические интерьеры вагонов одного из первых поездов царской России.

http://radonezh.ru/2023/05/24/v-rostove-...

Глава I. Епархиальное Управление Пределы Литовской епархии. Епархиальные архиереи. Преосвященные викарии. Духовная консистория. Благочинные. Съезды благочиннические, училищные и епархиальные. Литовские епархиальные ведомости, как официальный орган епархии. В год воссоединения униатов, т.е. в 1839 году, в состав Литовской епархии входили, кроме тех частей, которые находятся в оном в настоящее время, еще части нынешних епархий – Минской, Волынской, Киевской и Каменец-Подольской, которые были приписаны от униатской Белорусской епархии к униатской же Литовской епархии, по представлению обер-прокурора Св. Синода, Протасова, в видах подготовки их, под руководством пр. Иосифа Семашки, к воссоединению с православною церковью. Впрочем, уже в следующем году, после воссоединения униатов, т.е. в 1840 году, произошла перемена в составе Литовской епархии, вызванная местными удобствами, а именно: воссоединенные церкви Минской губернии, принадлежавшие прежде к униатской Литовской епархии, перешли к Минской, а древле-православные церкви последней, расположенные по Гродненской губернии и Белостокской области, были причислены к Литовской епархии. Древле-православные церкви, состоявшие в Виленской губернии, были перечислены от Полоцкой к Литовской епархии, и последняя была поставлена во второй класс, после Херсонской, и пр. архиепископу Иосифу, получившему сей титул в день официального утверждения Императором Николаем Павловичем акта о воссоединении униатов, т.е. 25 марта 1839 года, было назначено 6 апреля 1840 года именоваться Литовским и Виленским и священно архимандритом Троицкого Виленского монастыря, а с 14 марта 1845 год – Св. Духовского, викарию же его, «Брестским», вместо «Пинского». Между тем в 1842 году произошли новые перемены в составе Литовской епархии. 18 декабря сего года, по Высочайшему повелению, в видах уравнения северо-западных губерний в пространстве и населении, была составлена из северных уездов нынешней Виленской губернии – Тельшевского, Шавельского, Россиенского, Ново-Александровского, Вилкомирского и части Ковенского, новая губерния, под названием Ковенской, с назначением г.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

Д. Бохонский (из дипломной работы, выполненной под руководством архиепископа Константина по кафедре догматического богословия) Петр Иванович Лепорский родился 22 августа 1871 г. в семье священника Нижегородской губернии. К сожалению, нам не удалось точно восстановить имя его отца. Вероятно, им был священник Иоанн Петрович Лепорский, который в 1873 г. был помощником смотрителя Арзамасского духовного училища и учителем греческого языка в III классе и Закона Божия в приготовительном классе при училище 1 . Лепорские были потомственными священно- и церковнослужителями. По семейному преданию, в XVIII в., следуя «моде» менять фамилии с русских на латинский лад, род «приобрел» себе фамилию Лепорские (от латинского lepus, leporis – заяц, что дает право предполагать, что ранее они были Зайцевыми или т. п. 2 . Семья И. Лепорского была большой – известны шесть его детей: Иоанн (родился около 1865 г.), священник с. Канерга Ардатовского уезда, затем в Нижнем Новгороде 3 ; Александр (родился 1 марта 1868 г.), протоиерей, ректор Псковской духовной семинарии 4 (его дочь – Анна – художница, ученица и последовательница К. Малевича); Петр (1871–1923); Николай (1877–1952), ученик И. П. Павлова, профессор Военно-морской медицинской академии; Сергей, агроном; Владимир, директор «Азовстали» и неизвестный по имени, скончавшийся в годы революции. Свое первоначальное образование П. И. Лепорский получил в Нижегородском духовном училище 5 , а среднее – в Нижегородской духовной семинарии, в которую поступил в 1885 г. Чтобы увидеть насколько основательно велось преподавание в Нижегородской духовной семинарии достаточно указать, что среди ее выпускников были в будущем крупные богословы и историки, такие как патриарх Сергий (Страгородский) , Н. И. Глориантов , Ф. Г. Елеонский , Π. В. Знаменский, A. JI. Катанский, А. И. Садов и др. 6 П. Лепорский успешно закончил все классы по первому разряду (первым по разрядному списку в 1-м классе, четвертым – во 2-м, вторым – в 3-м, 4-м, 5-м и 6-м) 7 . Он застал время, когда Нижегородская духовная семинария находилась в периоде своего расцвета. Ее ректором уже четверть века был протоиерей Г. В. Годнев. Особенное внимание на семинарию обращал нижегородский архиепископ Иоанникий (Руднев), консерватор и человек строгих правил, высоко ценившийся среди епископов как энергичный и самостоятельный иерарх. Впоследствии он был экзархом Грузии, митрополитом Московским, затем Киевским.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Leporskij...

Другую особенность своего душевного склада – умственную одарённость А. П-ч, нужно полагать, получил от матери, Александры Афанасьевны, урождённой Фортинской, дочери священника села Свинчуса, расположенного при Оке, того же уезда. Бедная в материальном смысле, состоявшая из 3-х сыновей и двойного числа дочерей, семья Афанасия Фортинского оказалась богатой в духовном отношении. Братья (Бортинские: Димитрий, Тимофей и Яков, – все окончили духовную семинарию и посвятили себя духовно-учебной службе. Первый был инспектором Петроградского Александро-Невского Духовного Училища, второй принял монашество, а третий служил в Шостье священником. Светским оставался лишь старший – Димитрий Афанасиевич, который, хотя не принял монашества, как средний брат, и священства, как младший, однако, жил «монахом», не женатым, не только, таким образом не уступая им первенства над собою по образованию, но всецело равняясь с ними и в отношении аскетизма. За бессемейностью Димитрия и монашеством Тимофея, единственным продолжателем фамилии Фортинских оказался Яков, священствовавший в Шостье. Дети о. Якова ещё нагляднее выявили интеллектуально-религиозную потенцию семьи Фортинских. Старший сын о. Якова – Николай, по окончании Московской Духовной Академии бакалавром, состоял сначала законоучителем Военной Гимназии, а затем протоиереем Московского Храма Христа-Спасителя, ныне же почётным членом МДА. Феодор Яковлевич Фортинский, второй кузен Александра Павловича по матери, окончил Киевскую Академию, после чего был профессором и умер ректором Киевского Университета Св. Владимира. Наконец, дочь о. Якова – Евдокия, выйдя замуж за свящ. Пармена Яковлевича Лебедева, оказалась наследницей отцовского места в селе Шостье. Сын её – Александр Парменович Лебедев, состоящий помощником смотрителя Касимовского Духовного Училища, окончил Московскую Академию и тем уравнял в смысле получения высшего образования свою мать с её братьями, за невозможностью в то время ей самой сделать это. Родственником А. П-чу, по той же линии Фортинских, приходился † еп. Антоний Черниговский. В даровитой семье Фортинских А. П-ч не был, таким образом, исключением. Особенно близко по своему складу он подходили к Феодору Яковлевичу Фортинскому, повторив своими профессорством и инспекторством в Московской Академии высокое положение Фортинского в Киевском Университете. Матери своей А. П-ч лишился в 1905 г. 30 сентября.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Shos...

Е.Г. Попова-Яцкевич. Василий Григорьевич Дружинин, его предки и родственное окружение Роль в развитии отечественной науки историка Василия Григорьевича Дружинина замалчивалась на протяжении нескольких десятилетий. Наследие ученого стало изучаться с 1980-х годов, когда исследователи обратились к его коллекциям старообрядческих рукописей, книг, икон, поморского литья 258 . Позднее появились работы, посвященные жизненному и творческому пути Дружинина. В них были прослежены истоки археографической деятельности ученого, введены в научный оборот материалы о его роли в организации исторической науки 259 . Семейное окружение, родственные связи, история семьи Василия Григорьевича еще не становились предметом исследования, несмотря на существование двух биографических источников – рукописи В.Г. Дружинина «Воспоминания о литературных встречах и знакомствах» и «Дневник» его дяди Александра Васильевича. Интересные для каждого читателя, они содержат уникальные сведения о семье, предках, круге общения, литературных и научных связях писателя и историка Дружининых 260 . Род Дружининых ведется с конца XVIII в., от Василия Федоровича, который родился в 1771 г. В 10 лет он вступил в армию солдатом, с лейб-гвардии Измайловским полком принимал участие в военных походах В. Суворова. После ранения в сражении под Цюрихом 15 сентября 1800 г. вышел в отставку штабс-капитаном. Гражданскую службу Ф. Дружинин начал казначеем и экзекутором Московского почтамта 261 . Во время вступления французской армии в Москву Василий Федорович потерял все свое имущество, но сохранил денежный ящик почтамта и доставил его по принадлежности. В признание его заслуг и «Во вознаграждение понесенных потерь Всемилостивейше поведено произвести в пансион посмертно 1200 рублей в год сверх жалования из государственного казначейства» 262 . В. Ф. Дружинин был переведен в Санкт-Петербург и закончил службу помощником окружного почт-директора, действительным статским советником, кавалером орденов св. Владимира и св. Анны 2 ст. В 1818 г. Василий Федорович женился на вдове полковника Ширяева Марии Павловне, у которой был сын Николай. Семья жила в доме почтового ведомства на Адмиралтейской стороне.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Druzhi...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010