Скачать epub pdf Часть I В воскресенье, 30-го июня, в Успенском храме Богословского Института в связи с окончанием учебного года Божественную Литургию совершал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий. Патриарху сослужили: протопресвитер доцент Института Н. Ф. Колчицкий, ректор Института протоиерей профессор Т. Д. Попов, профессор института протоиерей В. В. Платонов, доцент Института священник К. И. Карчевский и др. Патриаршее служение привлекло множество народа. Храм был переполнен. Стройно и выдержанно пел студенческий хор под управлением преподавателя пения И. Н. Аксенова, временами усиливаемый левым хором любителей под управлением студента Института Павлова. Особенно величественно и мощно звучали песнопения, исполняемые при участии молящихся, «Верую» и «Отче наш». После запричастного стиха доцентом Института протоиереем Д. И. Боголюбовым было сказано проникновенное слово на текст Евангелия: «Если око твое будет чисто, то все тело твое будет светло». За Божественной Литургией присутствовал Высокопреосвященный Митрополит Крутицкий Николай. После Литургии Святейшим Патриархом в сослужении многочисленного духовенства совершен был благодарственный Господу Богу молебен, по окончании которого Святейший Патриарх и Митрополит Николай в сопровождении администрации и преподавателей Института, а также гостей и Студентов проследовали в Лопухинский корпус, где состоялся годичный акт по случаю окончания учебных занятий. Акт начался пением «Царю небесный», потом проректором Института профессором С. В. Савинским был сделан краткий доклад о работе Института за два года его существования и о состоянии его в данный момент. Докладчик отметил, что отличительной чертой работы Совета Института за прошедшее время было нащупывание путей, по которым должна пойти духовная школа в современных условиях церковной жизни, искание форм, в которые она должна отлиться. Однако сознание высоты задачи духовной школы и ответственности требований от пастырей церкви в условиях современности помогли Совету преодолеть соблазн упрощенных методов подготовки пастырских кадров и вывести школу на путь достижения высот прежней богословской образованности.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij-Savinsk...

Слово в день Святителя и Чудотворца Николая 59 Аще возможно еже от вас, со всеми человеки мир имейте, писал Апостол Павел Римлянам (Рим·12:18). Если в каком христианском обществе могут быть весьма поучительны вышесказанные слова Апостола Павла: то особенно в таком, где христиане, быв близки один к другому по духу веры, далеки один от другого во мнениях касательно внешнего Богослужения и обрядов. Одно из таковых христианских обществ составляем мы, христиане, принадлежа к разным Церквям и пастырям. Одни соблюдают исповедание восточной православной Церкви, другие хранят исповедание западной римской Церкви, одни держатся между пределами той и другой Церкви, другие не принимают ничего, кроме того только, что по своему усмотрению признают за первоначальное учреждение Церкви. Чтобы таковое разделение христиан по исповеданиям не могло нарушать спокойствия и порядка в целом христианском обществе, то каждому христианину, какого бы он ни был исповедания, надобно поступать по наставлению Апостольскому: аще возможно, еже от вас, со всеми человеки мир имейте ( Рим. 12:18 ). Такое наставление можем видеть мы, Россияне, в царских примерах. С кем из царей немирен тезоименитый ныне, благочестивейший Государь наш Император Николай Павлович? И о чем печется Он наиболее всего, как не о сохранении мира с народами, нас окружающими, и умножении благоденствия в нашем отечестве? Повелитель Турции, когда видел угрожавшую престолу его опасность со стороны Египта, прибег под покровительство и защиту Николая I. – Что ж? отказал ли Сей в помощи за то, что проситель есть поклонник лжепророка, и был прежде врагом нашим? Государь Император, дав ему некоторую часть войска, поступил истинно христиански, по заповеди: любите враги ваша и благотворите ( Мф. 5:44 ). Посмотрим на то необыкновенное великодушие, которое Государь благоволил на днях сих оказать народу, заслужившему праведный гнев Его. Кто мог представить, чтобы Царь, оскорбленный в недавнем времени изменою народа, вверил ему Себя совершенно? Но чего не ожидал никто, то сделал Николай I, дозволив сему народу одному сопровождать себя в медленном шествии по городу. 60 Не есть ли это действие в Нем той любви, которая, по Апостолу, не ищет своих, не помнит зла, все прикрывает, все переносит ( 1Кор. 13:5, 7, 8 )?

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Klemen...

Слово в день Святителя и Чудотворца Николая 66 Два великие миротворца составляют настоящее торжество. Один восстановил мир в Церкви Христовой, усмирив и обуздав возмутителя ее, ересеначальника Ария: это – Святитель и Чудотворец Николай. Другого царствование ознаменовал Господь прекращением так называемой унии, разделявшей более двух веков единокровное и единоверное русское семейство, и возвращением более двух миллионов людей в обятия Вселенской православной Церкви: это царствование тезоименитого Благочестивейшего Государя Николая Павловича. Миротворцы суть сынове Божии, потому что Бог наш есть Бог мира ( Евр. 13:20 ). И здесь – на земле Он особенно благоволит к миротворцам, даруя им силу и крепость обуздывать нарушителей мира Божия, и там – на небеси обещает преимущественное достоинство, славу и честь. Побеждающему, говорит Господь Иисус, дам сести на престоле Моем, якоже Аз победил и седох со Отцем Моим на престоле Его ( Откр. 3:21 ). Тем не менее достойны названия сынов Божиих и те, которым даруется мир Божий, потому что удостаиваются дара Божия. Тем не менее блаженны они, что благо мира одно из благ царствия Божия. Царствие Божие несть брашно и питие, но правда и мир, и радость о Дусе Святе ( Рим. 14:17 ). Великий Святитель и Чудотворец Николай не престает и ныне испрашивать на небе благословение мира Христовой Церкви. Не престает соименный ему Благочестивейший Монарх наш утверждать и распространять благо мира в народе, Ему Богом врученном. Останемся ли мы, сынове Церкви и отечества, без благоговейного внимания к их благотворным действиям? – Не должны ли содействовать благим споспешникам и наставникам мира общественного делами правды? Не должны ли быть сами миротворцами? – Размыслим в честь настоящего торжества. Так! – Не одни Цари и Пастыри Церкви должны быть нашими миротворцами, но и каждый обязан быть таковым в себе самом. Не брань ли, не война ли жизнь человека на земле? Если война, то мира нет в войне. И подлинно, кто из нас имеет его в сем мире? Царь Пророк, согбенный под бременем брани своего духа с своею плотию, взывал: несть мира в костех моих от лица грех моих ( Пс. 37:4 ). А Павел слышал и видел глазами сию брань: вижду ин закон воюющ во удех моих противу закона ума моего, говорит он ( Рим. 7:23 ). Если сии святые Божии человецы нуждались во внутреннем мире: то мы ли дерзнем похвалиться миром? – Разум спорит и не согласуется с верою; а вера обличает мудрование разума. Мысли восстают против желаний, а желания противятся мыслям. Что же сказать о злых наклонностях и страстях? О! они не дают покоя ни днем, ни ночью тому, кто подчинил себя их власти и действию.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Klemen...

Слово в день Святителя и Чудотворца Николая 69 Всяк рожденный от Бога побеждает мир: и сия есть победа, победившая мир, вера наша ( 1Ин. 5:4 ). В сию священную минуту предстоят пред мысленным взором нашим, Россияне, два рожденные от Бога чрез Св. крещение: Великий Святитель и Чудотворец Николай, коего св. жизнь и чудеса чтит и прославляет весь христианский мир, и украшенный Его именем великий помазанник Божий, Благочестивейший Государь Император Николай Павлович, в котором видят своего благосердого отца миллионы людей. Один ревностию по вере давно уже победил лжемудрие мира в лице ересеначальника Ария и увенчан победным венцем славы на небесах; другой правдою веры еще продолжает побеждать своеволие и вольнодумство, оскорбляющее веру и вредящее порядку общественной жизни. При таковом воззрении на великих победителей мира, не будет не соответственно настоящему торжеству и духу времени, если представим несколько опытов победоносной веры и извлечем для себя убеждение в необходимости побеждать верою мятежный дух века. Вера, победившая и побеждающая мир, есть не что иное, как Евангельское учение, исполненное духа и истины, света и жизни. Быв принято с убеждением и чувством, оно не может не выражать в действиях человека силу духа и истины, действие света и жизни. Мир, побежденный и побеждаемый верою, – это суть люди, мудрствующие по стихиям мира, а не по Христе, – люди, живущие в плену твари и в рабстве страстей. Легко понять, может ли чистое и святое учение веры быть приятно для мира? И может ли мир, нечистый и грешный, жить в согласии с верою? Ненависть мира против веры неизбежна; брань веры с миром необходима. Кто же побеждает? – И сия есть победа, победившая мир, вера наша. Откуда сила веры? Божественный основатель и наставник веры есть Господь наш Иисус Христос. Он неоднократно говорит в Евангелии: Мое учение несть Мое, но пославшаго Мя Отца. Аще кто хощет волю Его творити, разумеет о учении, кое от Бога есть, или Аз о Себе глаголю; пославый Мя истинен есть и Аз еже слышах от Него, сия глаголю в мире ( Ин. 7:16–17 ; Ин. 8:26 ). Итак, вот откуда учение веры и сила веры – от Бога. Как в семени заключается все – стебель и листья, и цвет и плод, так в Божественной вере содержится премудрость Божия и сила во спасении верующих, Его правда и благость. Кого же и что не победит такая вера, обильная силою Божиею?

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Klemen...

Тайга. Церковь Андрея Критского. Карта и ближайшие объекты Храм-памятник построен по проекту Константина Лыгина в 1898 г. Строительство храма одобрил последний русский царь Николай II. В 1920 г. храм был закрыт большевиками. В 1991 г. храм в полуразрушенном состоянии вернули церкви. Начались реставрационные работы силами железной дороги и пожертвованиями прихожан. В 1998г. владыкой архиепископом Софронием была совершена первая литургия. Информация с сайта Юргинского благочиния Почти на каждой станции в период строительства Сибирской магистрали находились роты или взводы солдат караульной службы – в строительстве участвовали и арестанты, и ссыльные поселенцы, за ними полагался пригляд, кроме того, имелось и имущество дороги, которое могли растащить. Словом, нахождение солдат на строящемся железнодорожном пути было оправданно. В Тайге они располагались при строительстве пути там, где ныне стоит храм во имя святого Андрея Критского. Название «Воинская площадка» сохранилось и после того, как в 1897-1898 годах был выстроен прекраснейший православный каменный храм. Более того, церковь во имя святого Андрея Критского часто называли и продолжают называть Андреевской церковью на Воинской площадке.  В государственном архиве Томской области хранятся документы, датированные 1897 годом. Один из них – письмо обывателей Тайги епископу Томскому и Барнаульскому Макарию (позднее митрополиту Московскому и коломенскому). Они просят разрешить иерею церкви села Петухова, что в 55 верстах от них по железнодорожной ветке в сторону Томска, хотя бы изредка служить во временной церкви при молитвенном доме на станции Тайга. К этому прошению присоединился инженер, начальник эксплуатационного участка Андрей Садников. В отдельном письме ходатайствовал за тайгинцев перед епископом начальник строительства Средне-Сибирской железной дороги Николай Павлович Меженинов. Письмо сыграло свою роль. Но и без того духовенство и руководители строительства рельсового пути были озабочены слишком медленным сооружением церквей в новых поселениях. Зимой 1896 года закончили подготовку проектов храмов в тех населенных пунктах, где имелось депо. В Тайге каменный храм заложили 1 июля 1897 года. Вот как писала об этом событии губернская газета «Томский листок» от 8 июля 1897 года: «1 июля на станции «Тайга» Его Преосвященством Макарием, епископом Томским и Барнаульским, в присутствии г. начальника работ по стройке Средне-Сибирской железной дороги действительного статского советника Н.П. Меженинова, приехавших из Томска других начальствующих лиц, железнодорожных служащих станции «Тайга» и остальных жителей, была совершена закладка храма. Благодаря значительному количеству рабочих, храм предполагается отстроить вчерне к осени». В считанные месяцы кладку довели до сводов.

http://sobory.ru/article/?object=23879

Фиолент. Балаклавский Георгиевский монастырь. Церковь Георгия Победоносца. Карта и ближайшие объекты Всего от добровольных пожертвований на строительство церкви во имя Георгия Победоносца в 1811-1816-х гг. было собрано 40.000 рублей. Мастера Севастопольского адмиралтейства создали резной деревянный иконостас с позолотой. Образа были написаны священником Никитой Буряновым из Новомосковска Екатеринославской губернии за 350 рублей. Иконы были в серебряных вызолоченных окладах, обильно украшенных бирюзой, топазами, рубинами, бриллиантами и стразами. В алтаре хранился чтимый образ святой Марии Магдалины в деревянной раме с позолотой, а в самом храме - копия с чтимого образа, святого великомученика Георгия Победоносца. С сайта: www.pravoslavie.ru/put/080219112817/Балаклавский монастырь святого Георгия Победоносца Церковь Георгия Победоносца в Георгиевском монастыре на мысе Фиолент документально известна с конца XVI века. Это была небольшая, базиликального типа постройка с приподнятой центральной частью, с алтарём помещавшимся в нише скалы. До начала XIX столетия, история не сохранила каких либо сведений об этом храме. Известно, что к началу XIX века Балаклавский Георгиевский монастырь влачил довольно жалкое существование: маленькая тесная церковь, разрушенные кельи, да грозящий рухнуть в любую минуту контрфорс. Выстроенный на укреплённой подпорной стенной террасе небольшой каменный храм во имя Св. Георгия к этому времени также пришёл в полное запустение. Монахи, чтобы как-то поправить положение древнейшего монастыря, обратились за помощью к благотворителям. Три тысячи рублей пожертвовал тогда адмирал Ф. Ф. Ушаков, по сто рублей - севастопольский купец Кази и Великий князь Николай Павлович - будущий император Николай I. В это время под особую опеку берёт Георгиевский монастырь обер-прокурор Святейшего Синода Александр Николаевич Голицын. По его указанию решено было разобрать старый храм и соорудить на его месте новый, более вместительный. План церкви в 1809 году выполнил архитектор Иван Домошников.

http://sobory.ru/article/?object=20572

1854 год 1 Я в Петербурге Октябрь. Вечером второго дня октября, в субботу прибыл в Петербург и остановился в гостинице, что супротив Павловского кадетского корпуса. 3, воскресенье. Пишу о своем первом свидании с митрополитом Никанором. Он принял меня сухо и, проговоривши: «Давно мы ожидаем вас», – спросил: «зачем вы ездили в Рим?». – Я ответил: «Туда увлекло меня желание поклониться мощам святых апостолов Петра и Павла и изучить древнейшие памятники христианского зодчества и иконописания». «Но вам не было позволено ездить туда», – возразил он деспотически и отпустил меня с наказом, чтобы я с просьбами моими обращался к его наместнику. Наместник указал мне две грязные кельи в верхнем жилье подле лаврского собора у южной стороны его. В одной из них поместился я, а в другой служивший при мне в Иерусалиме студент семинарии Петр Соловьев. Нас разделяли холодные сени. Моя поездка в Рим, как сдается, взбудоражила духовное начальство. За неудовольствием его скрывается что-то таинственное. Не явился ли в Питер дьявол ранее меня и не нашептал ли, что я в Риме сделался католиком? Время раскроет сию тайну. 4, понедельник. В час пополудни я по долгу службы явился в азиатский департамент министерства иностранных дел. Директор его Николай Иванович Любимов принял и проводил меня весьма ласково, расспросив о политическом проявлении умов в Италии и Австрии. Товарищ же канцлера Лев Григорьевич Сенявин через Любимова просил меня придти к нему в середу, во втором часу пополудни. В министерстве мне два теплых ветра веют и два солнца греют. 6, Середа. А в духовном ведомстве обдал меня холод. Обер-прокурор Протасов, выслушав вызванный им самим рассказ мой об аудиенции моей у папы, и только этот рассказ, простился со мною, отвернувшись от меня по-солдатски направо кругом. За то и душа моя стала к нему задом. Директор канцелярии его, Сербинович, принял меня и отпустил, ни о чем не спросивши и извинившись каким-то недосугом. А милый Сенявин обласкал меня, как нельзя лучше, и обещался поддерживать всеми силами.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

1896 г. Деятельность Императора Николая на пользу просвещения России и в частности Кавказского края 17 25 июня настоящего года исполнилось ровно 100 лет со дня рождения в Бозе почивающего Государя Императора Николая В этот день на всем протяжении нашего отечества в редком населенном пункте не помянули усопшего Монарха, одни словом молитвы, другие посильным изображением его нравственного облика, или изображением той или другой стороны его государственной деятельности. Наша гимназия по случаю каникулярного времени и по местным условиям не могла в свое время почтить память усопшего Государя, и посему пользуется настоящим торжественным собранием в стенах ее именитых и образованнейших представителей нашего города и считает вполне уместным и благовременным предложить вашему просвещенному вниманию, милостивые государыни и государи, настоящую речь, посвященную памяти Государя Императора Николая Мы не будем входить в подробную и всестороннюю оценку значения царствования его; для этого потребовалось бы слишком много времени, да и едва ли для такой оценки наступил удобный исторический момент. В виду таких соображений мы избрали из государственной деятельности Императора Николая одну область, наиболее близкую нам, говорить о которой находим особенно уместным в стенах учебного заведения и притом такого, которое получило начало в его царствование: мы избрали предметом настоящей речи обозрение деятельности Государя Императора Николая Павловича на пользу просвещения России и, в частности, нашего Кавказского края. В истории русской образованности царствование Николая I-ro, несомненно, занимает видные и почетные страницы. Правда, в этом отношении делались нападки на эпоху Императора Николая I-ro, не прекратившиеся всецело и в наше время; рассматриваемую эпоху обвиняют в слишком резко выраженном охранительном направлении, которое дано было тогда школьному делу, и в узко сословном характере тогдашних редких и высших учебных заведений. В нашу задачу не входит подробное рассмотрение и оценка начал, на которых на торжественном акте Елисаветпольской гимназии, в октябре 1898 г. хотел почивший Государь основать русское образование, но чтобы покончить с этим вопросом и беспрепятственно перейти прямо к фактическим указаниям, мы должны заметить, что Император Николай Павлович, подобно своему знаменитому предшественнику – Петру Великому, действовал в этом отношении, главным образом, имея в виду точку зрения государственную, а не педагогическую.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vostorgo...

1905 год 1/14 января 1905. Суббота. После Литургии, отслуженной четырьмя иереями, обычные поздравления служащих Церкви с новым годом и угощение чаем. Потом пришли три учителя Семинарии, отправлявшиеся с волшебными фонарями к военнопленным и вчера вернувшиеся, рассказать об исполнении своего дела. Везде пленные были очень рады им и фонарям с картинками Священной Истории; везде учители научили, как употреблять фонарь. В Фукуцияма наши пленные до того полюбили Петра Давидовича Уцияма, в два дня его пребывания там, что плакали, расставаясь с ним; он тоже плакал; даже и рассказывая об этом сегодня, чуть не расплакался. А Василия Павловича Нобори, в Маругаме, за его труд пленные оригинально отблагодарили: составили круг, его посадили в нем, и пред ним под скрипку и самодельную балалайку отплясали казачка, да как! Он не нахвалится. Когда они рассказывали все это, приехали с новогодним визитом из Французского Посольства секретарь Mr. Cambon и Mr. Andre, привезшие поздравление и от Министра. Между прочим они рассказали, что Министр уже получил позволение от Японского Правительства на оставление русских священников с порт-артурскими пленными командами и что мое письмо к священникам послано в Нагасаки для доставления им там, когда прибудут. Надо надеяться, что ходатайство мое будет успешно. 2/15 января 1905. Воскресенье. О. Симеон Мии, отслужив в Сидзуока у наших офицеров новогоднюю службу – в 12 часов ночи молебен, в 9 утра Литургию – поздно ночью вчера прибыл сюда и сегодня утром явился ко мне просить, чтобы ему, кроме Нагоя и Сидзуока, поручены были и пленные, ныне из Порт-Артура поселенные в Оосака. Он чувствует, что здоровье его совсем восстановилось от этих постоянных разъездов для богослужений у пленных. Я, конечно, очень рад этому. Он именно из наших священников самый лучший для служения у русских, по знанию русского языка и по образованию. Был князь Лука Доде, старший брат умершего Стефана, просить помолиться о покойнике. О. Роман Циба после Литургии отслужил провод по нем. Потом Лука зашел ко мне объясниться, что все родные язычники никак не хотели хоронить по-христиански; конфузясь и стесняясь, высказывал все это; я выразил сожаление, сказав, что за благочестиво жившего и христиански скончавшегося Стефана молюсь и буду молиться – что ж больше делать! Завтра будут хоронить его, т. е. сожгут, и пепел похоронят около могилы отца в Синагаве, в буддийском кладбище.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

261. Слово в день восшествия на Всероссийский Престол Благочестивейшаго Государя Императора Николая Павловича (Говорено в Чудове монаст. ноября 22; напечатано в Губерн. Вед. 1850 г., в Твор. Св. От. 1851 г. и в собр. 1861 г.) 1850 год Нынешний день, прежде проповедующаго, сам говорит слово, которое отдается глубоко в сердце Русском, и возбуждает думы: – двадцать пять лет совершилось, как царствует над нами Благочестивейший Государь Император Николай Павлович. Времена нельзя было бы исчислять 718 , если бы их не разделяли на круги, ограниченные известными пределами. Посему Бог создал светила, с тою между прочим целию, «да будут в знамения, и во времена, и во дни, и в лета» ( Быm. I. 14 ). Не довольствуясь естественным разделением времен, Он дал им разныя сочетания, приспособленныя к высшим, преимущественно нравственным и духовным целям. Так образовал Он седмицу дней, а в законе Моисеевом и седмицу лет, и седмицу седмилетий; и поставил в особенное внимание седмый день, седмый год, и, по седми седмилетиях, пятидесятый год: дабы человек, прошед определенное поприще времени, особенно не краткое, остановился как бы на рубеже, осмотрелся, разсмотрел над своими путями пути Провидения, воздал славу Небесному Водителю и Охранителю, из опытов прошедшаго извлек для себя наставление в отношении к будущему. Пятидесятилетний круг времени, который у Евреев был законным, церковным и государственным, у Христиан, вместе с прочими ветхозаветными обрядовыми учреждениями, потерял силу закона: однако не совсем уничтожился, а перешел в область обычаев; и когда, быв приспособлен к человеку лично, представился 719 слишком долгим для недолгой по естеству человеческой жизни, тогда понадобилось разделить пятидесятилетний круг на два, и образовать двадцати-пяти-летний круг. Ибо и двадцати-пяти-летие пребывания, деятельности, подвигов, в известном состоянии жизни представляет такое поприще, которое пройдти значит одержать не малую победу над всеизменяющею силою времени. Что же скажем о благополучном совершении двадцатипятилетняго поприща столь высокой деятельности, столь многотрудных подвигов, как царствование над обширным Царством, во времена особенно трудныя для Царей и Царств? – Не по применению к обычаю только, но по размышлению о истинном основании для обычая, говорим, что день, запечатлевающий двадцати-пяти-летие благополучно продолжаемаго царствования, – день нынешний, есть особенно достойный благоговейнаго внимания, достопамятный, благознаменательный.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010