4. Органы церковного управления 25. Высшая власть в церкви 25.1. Кафоличность Церкви. Церковь Христова – Божественное учреждение, в котором совершается спасение и обожение человека Одно из свойств Церкви, отраженных в 9-м члене Символа веры , – кафоличность, соборность. Кафоличность Церкви проявляется не только в том, что она не ограничена пространством и объемлет весь мир, но и в том, что каждая ее живая часть, обладающая полнотой даров Святого Духа, мистически тождественна всей Церкви, есть Церковь . Общество верных, возглавляемых епископом, который находится в общении с другими епископами, – это Церковь , и в ней нет неполноты. Тем более самодостаточна в мистическом и экклезиологическом отношении Поместная Церковь , возглавляемая сонмом епископов и поэтому не имеющая нужды обращаться к помощи других Церквей для поддержания апостольского преемства епископской власти. Вместе с тем кафоличность Церкви проявляется и в том, что в Поместной Церкви, разрывающей общение с другими Церквами, выпадающей из вселенского церковного Тела, повреждается ее богозданный строй, и она в конце концов лишается благодатных даров Святого Духа, ибо дары эти ниспосланы апостольскому сонму, соединенному любовью и оттого причастному Троической Божественной жизни: Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, [так] и они да будут в Нас едино ( Ин. 17:21 ). В церковно-канонической науке 19 в. ив «евхаристической» экклезиологии 20 столетия, которую представляют такие видные богословы, как протопресвитеры Николай Афанасьев и Александр Шмеман , проявилась тенденция подчеркивать поместный характер Церкви за счет ее вселенскости. В старых руководствах по церковному праву, даже в лучших из них, характеристика устройства управления Поместной Церковью оттесняет на задний план описание иерархической структуры Вселенской Церкви. Например, у профессора А. С. Павлова Вселенские Соборы рассматриваются лишь как один из способов общения автокефальных Церквей. Такой крен в церковноканоническом сознании связан, вероятно, с ослаблением интенсивности переживания вселенского единства Христовой Церкви, характерным для нового времени, которое совпадает с синодальным периодом нашей церковной истории.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

@font-face font-family: " YS Text Variable " ; src: url( " " ) format( " woff2 " ); font-weight: 400 700; font-display: optional; #b5b9f45fb6 Закрыть Фильм «Первоклассница» как образец сталинской парадигмы Советский мир плавно разворачивался в сторону имперского величия Галина Иванкина   09:31 27.06.2022 1269 Время на чтение 3 минуты «Я вырос в сердцевине Красной Империи». Александр Проханов. «Первоклассница», как образец сталинского стиля Несмотря на то, что фильм " Первоклассница " (1948) – это дидактический рассказ о неидеальной девочке Марусе, которая к финалу исправляется, это, прежде всего, дивный образец послевоенной сталинской эстетики. Впрочем, не только эстетики, но и парадигмы. С первых же кадров мы попадаем в залы с колоннами, ампирные рекреации, кабинеты с высоченными потолками. Маруся Орлова приходит записываться в школу и встречает потянутых …гимназических наставниц с дворянской выправкой. Орлова – знаковая фамилия – она могла бы принадлежать и крестьянке, и графине из рода царицыных фаворитов, а Мария – имя Богородицы, императрицы, княжны или - простолюдинки. Всеохватное и вечное имя. Сталинская цивилизация любила символы и знамения. Что мы наблюдаем? Никакой «пролетарской культуры» в СССР не было – наигравшись после Революции с экспериментами и авангардными течениями (а их тоже выдумывала шляхта, вроде Казимира Малевича да купеческие сыновья – братья Веснины), советский мир плавно, как в менуэте, развернулся в сторону имперского величия. Уже в первой половине 1930-х искоренили все эти хитромудрые школы-коммуны, школы-лаборатории и всякие «бригадные методы обучения» с Дальтон-планами. Дамы в строгих платьях – чаще всего «из бывших» - принялись учить по-старому, как при царе-батюшке да царице-матушке. В 1943 году вернули раздельное обучение – девочки налево/мальчики направо. Сделались популярны школьные балы, когда дирекция приглашала мальчиков из соседней школы, и девы-старшеклассницы умело вальсировали с кавалерами. После войны вся детвора переоделась в ту самую, ненавистную «прогрессивным гимназистам» форму – с фуражками и ремнями, фартуками и воротничками. Имперство тяготело к красивому единообразию, как завещал нам государь Николай Павлович. Некоторым штатским служащим – дипломатам, связистам, энергетикам, геологам вернули мундиры в духе романовских «присутствий», да наркоматы переименовались в министерства.

http://ruskline.ru/opp/2022/06/27/film_p...

III. Органы церковного управления 26. Высшая власть в Церкви 26.1. Кафоличность Церкви Церковь Христова – Божественное учреждение, в котором совершается спасение и обожение человека. Одно из свойств Церкви, отражённых в 9-м члене Символа веры , – кафоличность, соборность. Кафоличность Церкви проявляется не только в том, что она не ограничена пространством и объемлет весь мир, но и в том, что каждая её живая часть, обладающая полнотой Святого Духа, мистически тождественная всей Церкви, есть Церковь . Общество верных, возглавляемых епископом, который находится в общении с другими епископами, – это Церковь, и в ней нет неполноты. Тем более самодостаточна в мистическом и экклезиологическом отношении поместная Церковь, возглавляемая сонмом епископов и, поэтому, не имеющая нужды обращаться к помощи других Церквей для поддержания апостольского преемства епископской власти. Вместе с тем, кафоличность Церкви проявляется и в том, что в поместной Церкви, разрывающей общение с другими Церквями, выпадающей из вселенского церковного тела, повреждается её Богозданный строй, и она, в конце концов, лишается благодатных даров Святого Духа, ибо дары эти ниспосланы апостольскому сонму, соединённому любовью и оттого причастному Троической Божественной жизни: «Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино» ( Ин. 17, 21 ). В церковно-канонической науке XIX века и в «евхаристической» экклезиологии XX столетия, которую представляют такие видные богословы, как протопресвитеры Николай Афанасьев и Александр Шмеман , проявилась тенденция подчёркивать поместный характер Церкви за счёт её вселенскости. В старых руководствах по церковному праву, даже в лучших из них, характеристика устройства управления Поместной Церковью оттесняет на задний план описание иерархической структуры Вселенской Церкви. Например, у профессора А. С. Павлова Вселенские Соборы рассматриваются лишь как один из способов общения автокефальных Церквей. Такой крен в церковно-каноническом сознании связан, вероятно, с ослаблением интенсивности переживания вселенского единства Христовой Церкви, характерным для нового времени, которое совпадает с синодальным периодом нашей церковной истории.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Val. Sesan. Kirche und Staat im romisch- byzantinischen Kirche seit Konstantin dem Grossen und bis Zum Falle Konstantinopels. J Band. Die Religionspolitik der christlich- romischen Kaiser von Konstantin d. Gr. Bis Theodosius d. Gr. (313–380) Czernowitz. 1911. S. I-XV». 1–359. Общее заглавие труда – церковь и государство в римско-византийской империи Константина Великого до падения Константинополя, – обещает дать многотомное историко-юридическое исследование, из которого в настоящий момент увидело свет только начало, составляющее 1-й том под специальным заглавием: «Религиозная политика христианско-римских императоров с Константина Великого до Феодосия Великого» (313–380) 1 Он и послужит предметом настоящей рецензии. Конечно, наличность только начала задуманного труда для рецензента представляет опасность подвергнуться укоризне в преждевременности оценки. Но в данном случае есть и обстоятельства, вполне оправдывающие эту преждевременность, а именно: 1) рассматриваемый том представляет цельную историческую монографию, обнимающую период времени, в котором уже определенно наметился государственно-церковный уклад, существовавший с незначительными видоизменениями в Византии до падения Константинополя. 2) Рассматриваемый том настолько определенно выражает принципиальные воззрения автора, научные средства и метод исследования, что не представляет никакого затруднения для их характеристики и, не ожидая продолжения. 3)Автор книги – только начинающий работать ученый и его книга есть плод выдающегося трудолюбия и работоспособности. Он так много сделал в сравнительно короткое время, сколько может сделать именно молодой талантливый работник. Особенно внимательна должна быть к нему специально-русская ученая библиография. Написанная на немецком языке книга г. Шесана испещрена именами русских ученых, высказавшихся по занимающему автора вопросу. С первой до последней страницы ее наряду с именами ученых немецких, греческих и славянских стоят имена Павлова, Суворова, Бердникова, Лебедева. Спасского и др. Автор целый год слушал лекции в Московском Университете и Московской Духовной Академии, входил в частные сношения с профессорами русских университетов и академий, точно также как делал это он в Вене, Праге, Афинах, не говоря уже о Черновицком Университете, где он получил специально юридическое образование. Но этого мало.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zaozer...

     В воскресенье 3 июля, в день празднования Всех святых Афонских и всех Русских святых (так совпало в этом году), в Русском Пантелеимоновом монастыре на Афоне почтили память выдающегося Русского дипломата и государственного деятеля графа Николая Павловича Игнатьева. Будучи в период с 1864 по 1877 гг. послом Российской Империи в Константинополе, Николай Павлович Игнатьев оставил о себе самую добрую и светлую память в братстве Пантелеимонова монастыря. Имя «болярина Николая» и его супруги «болярыни Екатерины» на вечные времена внесены в поминальный синодик и неизменного, до сего дня поминаются на всех заупокойных богослужениях в обители. Не будет преувеличением сказать, что благодаря незаурядным дипломатическим способностям графа Игнатьева современное Российское государство и вся полнота Русской Православной Церкви имеют возможность отмечать знаменательную дату 1000-летнего присутствия Русского монашества на Святой Горе Афон. Заслуги графа Н.П. Игнатьева перед Русским Афоном Во второй половине XIX века Афона оказался в поле геополитических претензий Великобритании. Англичане стремились к вытеснению с Афона, с помощью тонких интриг, иноков негреческих национальностей, и в первую очередь – подданных Российской Империи, каковыми являлись Русские и Грузины. Давление было настолько сильным, что Русское братство Пантелеимонова монастыря готово было даже к выселению с Афона и возращению в пределы Российской Империи, для чего на Кавказе создавался Ново-Афонский монастырь. Но Промысл Божий воздвиг защитника интересов Русского монашества на Афоне в лице графа Игнатьева. Ему удалось убедить Константинопольскую Патриархию с одной стороны и Священный Кинот Афон с другой в необходимости поддержать Русское братство, вопреки внешнему давлению. В результате Пантелеимонову монастырю был возвращен статус Русского, и был утвержден в должности Игумена выдающийся русский подвижник и духоносный старец схиархимандрит Макарий (Сушкин). Заслуги Игнатьева перед Россией Н.П. Игнатьев послужил Отечеству в качестве посланника в Пекине (1859–1860), посла в Константинополе (1864–1877), министра внутренних дел (1881–1882). Граф Игнатьев дослужил до звания генерал-адьютанта (1878). В начале 1856 года он участвовал в составе российской делегации в Парижской мирной конференции. Первым заметным шагом Игнатьева на дипломатическом поприще стало дело о разграничении земель в Бессарабии, рассматривавшееся на конференции: Австрия, поддерживаемая Англией, желала воспользоваться недосмотром наших дипломатов и по возможности отдалить Россию от Дуная и Прута, включив в отходящее к Молдавии пространство Болград, Комрад и как можно более болгарских колоний.

http://pravoslavie.ru/95213.html

§ 1. Предмет настоящего описания Киево-Софийский собор, древнейший из кафедральных в России, памятник благочестия славного Ярослава благовластного Самодержца; и заветная святыня наших предков, был всегда предметом преимущественного уважения сынов России. Но в новейшее время, после того, как утвердил, на этом древнейшем святилище особенное внимание своё Сам Благочестивейший Государь Николай Павлович, и открылись на стенах этого храма 8-вековые священные изображения фресковые, около двух столетий скрывавшиеся под слоями позднейших окрасок 1 ; он сделался не только предметом благоговения чтителей святыни, но и предметом; в высшей степени занимательным для всех любителей искусств и древностей. По открытии фресок, Собор, о Высочайшей воле, обновляем был не только по стенам внутренним, где открыты фрески, но и во всех частях своих, внутренних и внешних. Таким образом, представился случай тщательнее обозреть весь план и всё устройство этого древнейшего храма; открылась потребность и новых описаний 2 Собора и возможность решить некоторые археологические вопросы 3 точнее, по крайней мере, c большей достоверностью, а с тем вместе провести более значимо черту между достоянием Собора древнейшим и приобретениям его позднейшими. Желая представить опыт описания обновлённого Собора, мы будем иметь в виду как древнейшее, так и новое состояние его, и потому расположим описание наше на следующие отделения: I. О начале и первобытном состоянии Собора. II. Краткая летопись Собора. III. Обновление Собора. IV. Принадлежности Собора, наиболее примечательные 4 . Отделение I. О начале и первобытном состоянии Киево-Софийского Собора § 2. Сведения о Соборе в летописях О начале и первобытном состоянии Киево-Софийского Собора у Преп. Нестора находим следующее ратное известие: «В лето 6545 (от P.X. 1037) заложи Ярослав град великий (т. е., как изъясняют, стену, или ограждение, вокруг Киева), у него же града суть Врата Златыя; заложи же в церковь Св. Софии и Митрополью, и украси ю златом и сребром и сосуды церковными». Прибавим к сему сказание Киевского Синопсиса: «Укрепившися на княжении, обнови град Киевский и созда (Ярослав) церковь велику и предивну Св. Софии, сиречь, Премудрости Божия, от камени, по подобию Константипопольския, точию меньшия от нея, на месте том, идеже Печенегов победи, и украсило всякою красотою, а при ней вежу сооруди, и верх позлати». Таким образом, получаем следующие достоверные сведения о нашем Соборе:

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Skvorcov...

А.М. Копировский С Сергеем Иосифовичем я познакомился в начале 1970-х заочно, через его книги, которые мне давал Николай Евграфович Пестов (+1982), известный церковный писатель. Самиздатские страницы этих книг («Воспоминания об отце», « Церковь верных», «Свет Церкви», «О Флоренском» и др.) просто обжигали: такого о Церкви и отдельных людях в ней я, конечно, не только не читал, но и не представлял себе. А скоро получилось и познакомиться. Мой крестный Георгий Кочетков (ныне – священник) поговорил об авторе этих книг с внучкой Николая Евграфовича Катей, узнал, что автор, как ссыльный, живет за 100-м километром от Москвы, в г. Покрове Владимирской области, сильно нуждается, и решил организовать в нашем тогда небольшом молодежном круге сбор средств на помощь ему. Мы собрали, по нашим масштабам, не так уж мало. Но, зная, что купить хорошие продукты в Покрове невозможно, загрузились ими в Москве и поехали, взяв рекомендательное письмо от Николая Евграфовича, – Георгий и я. Запомнились убогость провинциального маленького городка (вдобавок – еще и жуткое название улицы, на которой жил С.И.: «Больничный проезд»), бедная обстановка в его доме, абсолютно пустой холодильник… И, как явление иного мира, особенно контрастное в этой обстановке, – большая Тихвинская икона Божией Матери в углу. Первая наша встреча с С.И. была не очень долгой. Несмотря на письмо, он был крайне осторожен, и разговора не получилось. Впоследствии наши визиты с продуктами не раз повторялись, беседы наладились, хотя, все равно, книги говорили об их авторе гораздо больше, чем он сам о себе. Зато удивительно просто и открыто общалась с нами его жена, Вера Максимовна, с которой мы подружились, несмотря на разницу в возрасте. Вспоминаются несколько эпизодов нашего знакомства, длившегося до самой его кончины в марте 1977 г. Однажды он показал мне свою книгу «У стен Церкви», еще не вышедшую «в тираж» (т.е. не размноженную на машинке). К ней он приложил маленькую черно-белую фотографию со знаменитой иконы Дионисия «Распятие» (нач. XVI в., из Павлово-Обнорского монастыря, ныне в Третьяковской галерее). Тело Спасителя на ней необычайно вытянуто, почти бесплотно, что передает и ощущение реальности Его страданий и, в то же время, преображения их, явления через них славы Божией. На клочке бумаги С.И. написал: «Это – икона Церкви, ибо Церковь есть стояние у Креста». С радостью прочитав книгу, я спросил его о названии – почему «у стен», т.е. снаружи, а не внутри? (В книге было выражение: «… мы можем стоять у ее пречистых стен»). Он такого не ожидал и задумался. Потом сказал: «Ну, нет, конечно, в ней. Я имел в виду, что мы стоим у ее стен изнутри» 1 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Fudel/a...

Алексеевское. Церковь Серафима Саровского. Сельская школа села Алексеевское /// Объект не принадлежит Православной Церкви Деревянная церковь. Не действует. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Серафима Саровского Год постройки:Между 1904 и 1908. Адрес: Владимирская область, Ковровский район, село/посёлок Алексеевское. Координаты: 56.100767, 41.554149 Проезд:С трассы М7 в селе Павловское Ковровского района свернуть на юг на асфальтированную дорогу (она там одна), следовать по главной дороге никуда не сворачивая около 15 км, в селе Алексеевском на выезде слева - деревянное здание школы. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Среди сёл Владимирской епархии множество таких, чья история исчисляется тремя, пятью веками, а то и более. Но встречаются и совсем «молодые», где храмы впервые были построены и в XIX столетии, и даже в XX. С незапамятных времён в приходе села Голышево Судогодского уезда находилась деревня Лаптиха. До приходского Покровского храма жителям той деревни приходилось топать 8 вёрст – расстояние немалое. И решили лаптихинцы построить в своей деревеньке церковь. Отправленное в губернский центр прошение не сразу было рассмотрено. Но, спустя некоторое время, ходатайство жителей Лаптихи было удовлетворено епископом Владимирским и Суздальским Никоном. Главой епархии было учтено и дальнее расстояние от Лаптихи до Голышево, и распутье, возникавшее каждую весну при разливе речушки Важель. Возводили новую церковь всем миром. При участии крестьянина Лаптихи Евстигнея Захаровича Алексеева, который был выбран церковным старостой, и священника села Голышево Ивана Богословского, был организован сбор пожертвований. Однако несмотря на то, что храм строился деревянный, денег, которые жертвовали лаптихинцы катастрофически не хватало. В сём благом деле помог зажиточный крестьянин Ильинского погоста Павел Иванович Седов. В основном на его средства и была построена церковь. И вот строительство храма было завершено, деревня Лаптиха стала селом. 30 ноября 1908 года церковь была освящена благочинным III округа Судогодского уезда П.Г. Лебедевым в сослужении ещё пяти священников. Это был первый храм во Владимирской губернии с престолом во имя преподобного Серафима, Саровского чудотворца. Ожидалось, что освящать церковь будет архиепископ Никон, чьей рукой была подписана храмозданная грамота. Но к тому времени он занял пост экзарха всея Грузии, митрополита Карталинского и Кахетинского и был застрелен грузинскими националистами 9 июня 1908 года прямо на лестнице епархиального управления. Новоявленные селяне поднесли строителю храма – П.И. Седову – приветственный адрес и икону преподобного Серафима Саровского. Первым священником Серафимовской церкви стал 39-летний Николай Прокопьевич Владыкин. Он прослужил при храме до самой своей смерти 20 июля 1916 года.

http://sobory.ru/article/?object=18274

Алфавитный указатель личных имен, упоминаемых в книге Абрамович Иоанн – протоиерей, благочинный Владимирский. Абрамович – бывший католический ксендз. Авраамий (Летницкий) – епископ Брестский после епископ Тобольский, Саратовский. Акиндинов – раскольнический наставник. Александр II – Император Всероссийский. Александр III – Император Всероссийский. Александр (Добрынин) – епископ Ковенский, Минский, архиепископ Донский, Литовский. Алексий (Лавров-Платонов) – архиепископ Литовский. Альбединский Петр Павлович генерал-адъютант, генерал-лейтенант, Виленский генерал-губернатор. Анастасий (Опоцкий) – епископ Брестский, Сарапульский, Чебоксарский, Туркестантский, ныне – Балахненский. Андрей (Савич) – настоятель Борунского монастыря. Антонин (Державин) – епископ Ковенский, Полоцкий, ныне – Псковский. Антоний (Амфитеатров) – архимандрит, после архиепископ Казанский, автор книги «Догматическое богословие». Антоний (Зубко) – епископ Брестский архиепископ Минский. Антоний – архимандрит благочинный монастырей. Антония-казначея ныне – игуменья Виленского Мариинского монастыря. Ахматов Алексей Петрович – обер-прокурор св. Синода. Бантыш-Каменский – автор книги «История об унии». Баранов Эдуард Трофимович – генерал-адъютант, генерал-лейтенант, граф, Виленский генерал-губернатор. Барановский Иоанн – священник, благочинный Свенцянский. Барановский Петр – священник, благочинный Дрогичинский. Бергман – составитель русских прописей. Бедрицкий Стефан – священник Княгининской церкви. Бернацкий – римско-католический ксендз, после становой пристав. Бибиков Дмитрий Гаврилович – Киевский военный губернатор, Подольский и Волынский генерал-губернатор. Бибиков Илья Гаврилович – Виленский военный губернатор управляющий и гражданской частью, Гродненский, Минский в Ковенский генерал-губернатор. Бирюкович – священник, благочинный Друйский. Бобровский Михаил – протоиерей, благочинный Пружанский. Босяцкий Виктор – настоятель Виленского Троицкого монастыря. Бояржинский – римско-католический ксендз. Брен Самсон – протоиерей, благочинный Лидский.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

«Вглядываясь в направление современной мысли и жизни, мы видим безустанную работу человеческого духа: всюду замечается борьба, борьба в области вероисповеданий, борьба государства с церковью, принципа национальностей с интернациональными стремлениями, борьба философских школ и богословских направлений. Вслед за великим воинственным движением в политической жизни Европы, которое в течении последних лет повлекло за собою столь важные внутренние и внешние преобразования в жизни европейских народов, последовало великое церковное движение в католическом и протестантском мире, отличающиеся не менее воинственным характером и не менее важными последствиями. Последние победы прусского оружия над двумя могущественными католическими государствами, над Австрией и Францией, вызвали в Риме опасение за усиление протестантства в Европе. В виду этого римская церковь почувствовала настоятельную необходимость в учреждении диктаторской власти в церкви и, по примеру прежних времен, хотела сосредоточить всю свою духовно-светскую власть в руках папы, объявив на этот раз, для большого обеспечения своего успеха, догмат о папской непогрешимости. Но новый догмат вызвал в среде католической церкви сильное движение в пользу старокатолической доватиканской веры. В сравнении с этим шумным движением в католической церкви, движение в среде протестантской церкви, вызванное последними событиями, на первый взгляд может показаться незначительным. Однако же, при более внимательном рассмотрении, и здесь нельзя не заметить признаков глубокого внутреннего брожения. За борьбой, которую ведут в настоящее время защитники старинной консисториальной и новой синодальной формы церковного управления, скрываются очень серьезные религиозные мотивы. Одна сторона в этой борьбе отстаивает иерархический, другая народный демократический элемент в сфере церковного управления; обе партии таким образом борются в сущности из-за различия своих догматических понятий о церкви и ее устройстве. А между приверженцами партии старолютеранской, партии унионистов и партии протестантского союза, борьба идет уже чисто из-за религиозных принципов, из-за различного понимания самой сущности христианства и протестантства. Если борьба в протестантском мире не так громко и шумно заявляет себя, как в католическом; то это зависит от того, что в протестантском мире, соответственно особенности протестантского исповедания от католического, борьба имеет больше религиозный, нежели церковно-политический характер, а церковно-политические споры, по самому свойству своему, производят больше шуму, нежели споры по вопросам веры, пока эти споры остаются в теоретической области и не успели еще заявить себя в практике».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Rozhde...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010