Д. С. Московская. «Я нашел в жизни то, что искал» 212 Она посмотрела на меня и прошептала: «Папочка, Бог с тобой!» – «Что ты хочешь сказать, доченька?» – Она подняла ручку и сказала: «Ну Бог , что на небе, Он с тобой». И эти слова врезались в мою душу, и с ними в душе я прожил свою жизнь. С ними вышел победителем из всех испытаний. Η. П. Анциферов. Воспоминания «Путь моей жизни» («1919 год»). Единственное зло, которое я действительно боюсь и для себя, и для детей, и для тебя, для всех, кого люблю, – это моральное зло. Все остальное пройдет – одна правда останется. Из письма Η. П. Анциферова С. А. Гарелиной. 30 января 1939 г. Хабаровский край, город Бикин. Амурлаг. 17-е отделение. Колонна 189. Николай Павлович Анциферов – историк литературы и общественной мысли, теоретик литературы, историк-медиевист, урбанолог, краевед-экскурсионист, писатель-мемуарист. Наибольшую известность его имени принесли книги, посвященные духовной и материальной культуре Санкт-Петербурга: «Душа Петербурга», «Петербург Достоевского», «Быль и миф Петербурга». Запрещенные в конце 1920-х и в советское время не переиздававшиеся, они впервые были воспроизведены в 1991 г. 213 и с тех пор стали настольными для ученых-гуманитариев, учителей, краеведов, экскурсионистов и всех, кому дорога историческая память. Посвятивший себя изучению и сохранению городской культуры Анциферов не был по рождению горожанином: родиной его детства был дивный сад в украинских степях. Здесь, в бывшей усадьбе князя Феликса Потоцкого Софиевке в семье инспектора Уманского сельскохозяйственного училища Павла Григорьевича Анциферова он был произведен на свет. Так вышло, что долгие годы жизнь Николая Павловича была связана с парками и дворянскими усадьбами. Софиевку сменил Никитский ботанический сад на Южном берегу Крыма, куда директором был назначен Павел Григорьевич. Оттуда, после смерти отца, семья переехала в Польшу, в имение Чарторижского (Ново-Александрию), где располагался Сельскохозяйственный институт: здесь возглавлял кафедру двоюродный брат Павла Григорьевича Николай Михайлович Сибирцев, выдающийся ученый-естествоиспытатель, вместе с В. В. Докучаевым создавший новую фундаментальную дисциплину – почвоведение. Затем, после переезда в Киев, местом детских игр и учения мальчика оказался Ботанический сад: здесь директорствовал отец его друзей С. Г. Навашин. В Москве центром притяжения стали дом и парк бывшего имения графа Разумовского (Петровское-Разумовское), где поселились друзья детства, сыновья А. Ф. Фортунатова. И все же главными в жизни Анциферова были парки Петербурга и его дворцов-пригородов: Петергофский, Павловский и «прекрасный Царскосельский сад», с которым он хотел бы не расставаться до конца дней.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Давнее моё желание побывать в старинном коми селе Аныб исполнилось. Подъехали к переправе через реку Вычегду. Оказалось что паром надо ждать два часа. Делать нечего, и я решила пройтись вдоль берега реки. Вспомнила, как несколько лет назад в архиве я взяла «Летопись аныбской Преображенской церкви». С каким трепетом и волнением листала эту рукопись, начатую моим прапрадедом Викентием Васильевичем Поповым! Представила, как впервые приехал он в этот далёкий приход в 1881 году, уже немолодым, 56-летним. Церковь в то время ещё была деревянная, перестроенная из бывшей часовни. Предок мой подробно описал историю церкви, её служителей и прихожан. И в течение 15 лет служения записывал все важные события, происходившие в Аныбе. Например, как в 1883 году было задумано строительство каменной одноэтажной церкви с колокольней и двумя приделами: в честь Преображения Господня и во имя святого Николая Чудотворца. Акт для консистории о месте постройки тогда подписали пристав 2-го стана Устьсысольского уезда Константин Клеопатров и благочинный священник Евгений Богданов. Инженер-архитектором Шильдкентом составлена была пояснительная записка о месте строительства. В 1885 году был избран новый председатель попечительства – крестьянин Николай Иванович Пименов. Началась заготовка прихожанами кирпича для новой церкви, булыжного камня на фундамент и колка извести. Памятным событием стал и приезд в 1888 году епископа Вологодского и Устюжского Иоанникия – он остановился здесь по пути из Ульяновского монастыря. В 1890 году владыка Иоанникий вновь посетил Аныб, осмотрел заложенный фундамент для строящегося храма и самый проект. Посетил вновь отстроенный общественный дом для церковно-приходской школы и «удостоил своим посещением дом местного священника Викентия Попова». В том же году, 18 ноября, прибыл в Аныб подрядчик по постройке каменной церкви крестьянин Николай Григорьевич Конаков с восьмью рабочими и начал первые кирпичные работы. В июле 1891 года каменное строительство было окончено. Весной следующего года новый храм покрыли тесовой крышей, а главу – листовым железом. Ещё через год заключили договор с крестьянином Яренского уезда Александром Торлоповым на устройство иконостаса. Крестьянин деревни Кочпонской Викентий Павлович Холопов взялся написать 7 новых икон, 6 клейм под чекан на золотом фоне и поставить старые иконы из иконостаса старого храма в новый храм. Без спешки храм строился...

http://sobory.ru/article/?object=16512

День памяти Владыки Николая 13 декабря. В этот день, 30 лет тому назад, в 1961 г. перестало биться сердце доброго и любимого архипастыря Владыки Николая, Митрополита Крутицкого и Коломенского, а для нас, ленинградцев, Николая Петергофского. Это был необыкновенно любвеобильный, внимательный всем и всегда доступный пастырь, который душу свою отдал за Русскую Православную Церковь , за свою паству, за свою веру. Много испытаний выпало на его долю. Епископом он стал в самое трудное для Церкви время, в 1922 г. Борьба с обновленчеством, церковные нестроения, тяжелые бытовые условия, ссылка в далекие Зырянские края – все это он пережил в самом начале своего архипастырского служения. Многие ленинградцы помнят его благоговейные службы в многочисленных еще тогда храмах нашего города, его боговдохновенные проповеди, слушать которые съезжались со всего города. А служил он по преимуществу в самых отдаленных храмах, на окраинах города и в пригородах, так как будучи самым молодым из всех викарных архиереев, получал назначения от Митрополита именно в такие храмы, да и настоятели стремились заполучить на свои праздники именно его, любимого всеми архипастыря. И вот, в тесноте переполненных трамваев, с пересадками, чуть ли не вися на подножках, добирался он до места служения. В лучшем случае удавалось найти извозчика, а еще реже машину. Часто водители, узнав, что надо везти «попа», отказывались это делать. И несмотря ни на что, он был всегда аккуратен, никогда не опаздывал к богослужению, не раздражался и не сетовал. Остряки говорили: «По этим архиерейским часам можно проверять время». Богослужения Владыка совершал с каким-то особенным вдохновением и своей молитвенностью заражал всех сослужащих и молящихся. А его проповеди заставляли забывать и о времени, и об усталости, их можно было слушать без конца и запоминать надолго. После литургии Владыка обычно благословлял всех молящихся, которые бесконечной вереницей в течение полутора, двух часов подходили к нему. И каждому он находил приветное слово и дарил ласковую добрую улыбку. Отходили от него сияющие и умиротворенные излучаемой им благодатью. А за всенощной он всех до единого помазывал один, без помощников (тогда не было обычая помазывать в нескольких местах). Особенно любили верующие нашего города благотворительные службы, когда надо было поддержать нуждающийся храм. Приглашали Владыку Николая и хор духовенства под руководством диакона И. Г. Павлова. Собирались лучшие силы священнослужителей. Хор пел великолепно, очень духовно и стройно. И. Г. был прекрасным регентом, а в дни войны ему пришлось быть ректором Ташкентской консерватории. Апостол обычно читал протодиакон Феодор Юдин, поражая всех своей необыкновенной «тягой». Евангелие поручали читать протодиакону Феодору Алфимову, а после чтения Евангелия выходил на проповедь епископ Николай... Говорил он на евангельские темы, связывая их с нашей жизнью, говорил вдохновенно, образно и в то же время очень просто, понятно всем. Слушали его, затаив дыхание.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Yarush...

За Литургией Его Святейшеству сослужили: митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий , Патриарший наместник Московской епархии ; митрополит Волоколамский Иларион , председатель Отдела внешних церковных связей ; митрополит Воскресенский Дионисий , управляющий делами Московской Патриархии, наместник Новоспасского ставропигиального монастыря , первый викарий Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; архиепископ Каширский Феогност , председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству ; архиепископ Верейский Амвросий , наместник Сретенского ставропигиального монастыря ; епископ Видновский Тихон ; епископ Дмитровский Феофилакт , и.о. первого заместителя управляющего делами Московской Патриархии, наместник Андреевского ставропигиального монастыря ; епископ Серпуховской Роман ; епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон , председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению ; епископ Балашихинский Николай , главный редактор Издательства Московской Патриархии ; епископ Зарайский Константин ; епископ Сергиево-Посадский Парамон , наместник Свято-Троицкой Сергиевой лавры ; епископ Павлово-Посадский Фома , руководитель Административного секретариата Московской Патриархии; епископ Луховицкий Петр ; епископ Истринский Серафим , председатель Синодального отдела по делами молодежи ; епископ Бронницкий Фома , первый заместитель председателя Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата, наместник Донского ставропигиального монастыря ; епископ Клинский Стефан , председатель Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами ; епископ Солнечногорский Алексий , наместник Данилова ставропигиального монастыря ; протопресвитер Владимир Диваков , секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; протоиерей Михаил Рязанцев , ключарь Храма Христа Спасителя; протоиерей Николай Балашов , заместитель председателя Отдела внешних церковных связей; архимандрит Феофилакт (Безукладников) , наместник Ново-Иерусалимского ставропигиального монастыря ; архимандрит Алексий (Туриков), личный секретарь Патриарха Московского и всея Руси; протоиерей Михаил Егоров, секретарь Московского областного епархиального управления, настоятель храма великомученика Георгия Победоносца г. Видное Московской области; архимандрит Павел (Кривоногов), наместник Саввино-Сторожевского ставропигиального монастыря ; архимандрит Сергий (Воронков), наместник Иосифо-Волоцкого ставропигиального монастыря ; игумен Евмений (Лагутин), благочинный монастырей Московской областной епархии, настоятель Николо-Берлюковской пустыни с. Авдотьино Ногинского района Московской области; игумен Варфоломей (Петров), наместник Николо-Угрешского ставропигиального монастыря ; клирики столичных и подмосковных храмов.

http://patriarchia.ru/db/text/5670105.ht...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Боже, молю о переводчике!» Памяти Максима Трошина (18.06.1978 – 5.06.1995) и Николая Деткова (19.12.1948 – 21.04. 2023) 02.06.2023 1438 Время на чтение 7 минут Фото: Тихвинская церковь, г.Брянск, sobory.ru Недавние сороковины Николая Алексеевича Деткова (30 мая) не должны были не усилить своей скорбью настроения памятного дня с поминанием Максима Трошина. Далеко неслучайным совпадением печальных дат нам, очевидно, предоставлен повод, чтобы ощутить объединительную связь земной жизни этих людей, разных по возрасту и единых по своим убеждениям. Первая встреча Николая Алексеевича с Максимом произошла в Брянске начала девяностых годов прошлого столетия. Это был период хождения руководства НПФ «Памяти» в народ для усиления своего влияния за пределами столицы. Детков, по роду своего образования и опыту постановочной работы, помогал Дмитрию Васильеву в организации подобных акций. Для придания особого колорита в них обычно включались представители здешней патриотической среды. «Священная война» в исполнении местного подростка с гитарой по замыслу московских гостей должна была послужить фоном для программных заявлений «фронтовиков». Но песня обрела самостоятельное значение. Она, точно попав в настроения слушателей, сразу всех удивила мощным эмоциональным зарядом певца и чистотой его голоса на редких духовных высотах. Уже скоро Николай Детков, при самом деятельном участии Юрия Павловича Трошина, откроет Максиму большие концертные площадки в Москве и других российских городах, где востребованными окажутся песни-призывы к единению патриотических и духовных сил в противостоянии c внутренними и внешними врагами русской цивилизации. Нередким в газетных отчетах стало сравнение брянского подростка, напоенного православной верой, со светлым отроком, тем более, что люди, оказавшиеся с ним рядом, могли видеть органичную связь его внутреннего состояния и его внешнего образа с печатью, как говорили, неземной природы. Однажды прозвучат точные слова о значимости появления Максима на острие трагического и судьбоносного времени для истории нашей страны. Было это в дневной радиопрограмме «Отечество, память и ты». Ведущим был Николай Детков, и он весь выпуск посвятил разговору с Максимом. Вот фрагмент с той самой метафорой: «Вчера тебя в Колонном зале Дома Союзов очень тепло, горячо, с овациями, приняла общественность. Там собралась высокообразованная публика. И все восприняли тебя как некое Событие Российское».

http://ruskline.ru/news_rl/2023/06/02/bo...

Закрыть itemscope itemtype="" > «В эфире народная духовная академия» К очередной годовщине создания Православного радио Санкт-Петербурга 09.11.2021 665 Время на чтение 5 минут Фото: sprusk.spb.ru Дорогие отцы, братья и сестры! Сегодня памятный день для всех нас. 24 года тому назад в 12 часов дня впервые в эфире прозвучали позывные « Православного радио Санкт-Петербурга ». Создающие и открывающие его по благословению старца протоиерея Николая Гурьянова директор завода АТИ, ктитор церкви во имя Божией Матери «Неупиваемая Чаша» на заводе АТИ Сергей Евгеньевич Васильев и его с крёстный отец и сподвижник Владимир Алексеевич Михайлов, основоположник и руководитель Санкт-Петербургского православного клуб «Бодрствование во имя святого мученика Вонифатия», первый председатель Всероссийского Иоанна-Предтеченского общества Трезвения и не предполагали, что вещание продлится на десятилетия. Думали: «Дай Бог продержаться хотя бы с полгода». Однако милостивый Господь, видя их благие и спасительные намерения во имя тысячи тысяч других, страдающих от пороков пьянства, блуда, наркомании и табакокурения, сразу же стал укреплять тех, кто готовил выход первых программ передач, прежде всего духовно. Не прошло и трех месяцев после первого выхода в эфир, как настоятелем храма, под крышей которого находится студия и редакция радио, был назначен всеми уважаемый митрофорный протоиерей Иоанн Миронов. Он же стал духовником радио. Вести безвозмездно пастырские часы в прямом эфире пришли: иереи (ныне протоиереи) о.Игорь Филин, настоятель храма во имя преподобного Серафима Саровского, что в Песочном; о.Алексий Масюк, настоятель храма во имя святого великомученика и целителя Пантелеимона что в Удельной; церковный историк и публицист Виктор Васильевич Антонов; своими знаниями с радиослушателями стали делиться церковный историк Николай Кузьмич Симаков; кандидат филологических наук, преподаватель церковно-славянского языка Нина Павловна Саблина; врач-педиатр Николай Федорович Жарков, потом его эстафету подготовки передач и ведения их в прямом эфире подхватил и достойно несет и сейчас врач Александр Александрович Алифанов.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/11/09/v_...

Закрыть itemscope itemtype="" > Могучий самодержец Эпоха и борьба императора Николая I 13.09.2012 562 Время на чтение 13 минут Ещё недавно в школьных учебниках можно было прочитать памфлетное прозвище этого царя - Николай Палкин. Появление в печати положительных оценок императора Николая I было исключено. Между тем Пушкин писал: «Нет, я не льстец, когда царю Хвалу свободную слагаю». При этом государя с «оловянными глазами» (ими нас пугают чуть реже, чем сталинскими усами) объявляли чуть ли не убийцей великого поэта. А вот Загоскин в « Москве и москвичах»: «Вы посмотрели бы на Кремль тогда, как загудит наш большой колокол и русский царь, охваченный со всех сторон волнами бесчисленной толпы народа, пойдёт через всю площадь свершать молебствие в Успенском соборе . - Как? - прервал Дюверние. - Да неужели ваш государь идёт по этой площади пешком при таком стечении народа?.. - Да, да, пешком; и даже подчас ему бывает очень тесно. - Что вы говорите!.. Но, вероятно, полиция?..- Где государь, там нет полиции. - Помилуйте! Да как же это можно?.. Идти посреди беспорядочной толпы народа одному, без всякой стражи... - Я вижу, господа французы, - сказал я, взглянув почти с состраданием на путешественника, - вы никогда нас не поймёте. Нашему царю стража не нужна: его стража весь народ русский». Да, это был император, катавшийся с горки с мальчишками, повсюду шествовавший без охраны... Больше таких не было. Вскоре после смерти Николая Павловича самодержавная идиллия рассыпалась. У каждого правителя России - из тех, кто надолго задержался на троне, - есть «прекрасное начало». Первые идиллические годы. Потом приходит разочарование, политический стиль приедается, накапливаются претензии. Николай Павлович правил тридцать лет - целую жизнь! Казалось, конца края не будет его царствованию, тем более что возраст позволял бравому государю ещё долго сидеть на троне. От желтизны николаевского классицизма у многих уже болела голова. Но вспомним первые годы его правления, именно тогда Пушкин писал:

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2012/0...

Закрыть itemscope itemtype="" > Рыцарь на троне Император Николай I и его эпоха 16.06.2007 959 Время на чтение 12 минут Памятник Николаю I - один из самых величественных монументов имперской истории России. Он вызывает удивление и восхищение не только замечательной архитектурно-эстетической композицией, но, в первую очередь, самим фактом своего существования. Сотни памятников царям, князьям и полководцам разрушали в разных городах страны, не считаясь ни с какими эстетическими, художественными утратами и материальными затратами. Из двух тысяч памятников героям русской истории, открытых к началу 1917 года, в советские годы уцелела только десятая часть. Император Николай Павлович олицетворял для революционеров, по расхожей терминологии, " мрак царизма " и голоса о сносе памятника зазвучали сразу же после падения монархии. Эти призывы фактически никогда и не смолкали. Но не случилось, не получилось. Монумент Императору непостижимым образом уцелел. Чудо, да и только... Друзья и недруги Об императоре Николае Павловиче написано немало; опубликовано огромное количество документов, отражающих время его царствования и характеризующих личность правителя. Этого монарха к числу " неизвестных героев " ушедшего времени отнести нельзя. Но при всём этом, в подавляющем большинстве случаев суждения о самом царе и времени его правления, не выходят за пределы узкоидеологических определений и клише. Нравственно-духовный облик Николая Павловича в общественном представлении всё ещё слишком неясен, психологический склад личности чрезвычайно замутнён плоскими и злонамеренными схемами и подтасовками. Начало этому " злословию " в середине XIX века положил личный ненавистник царя " русский барин из Лондона " А.И. Герцен. Минуло полтораста лет, а фабрикация инсинуаций до сих пор продолжается. Все, кто без предубеждений смотрел на исторические явления, уже давно признали в Николае Павловиче высокие нравственные и несомненные государственные достоинства. Сошлёмся только на два показательных суждения людей, по всем представлениям и того, да и нынешнего времени относящихся к самому высшему кругу русской интеллектуальной элиты.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/0...

Иерусалим - Старый город. Церковь Александра Невского. Церковь. Действует.   Престолы: Александра Невского Год постройки:Между 1887 и 1896. Архитектор:Г. Франгья, Н.Г. Вальсамаки Адрес: Orthodox Palestinian Society 25 Dabbagha Street P.O.Box 991 91009 Jerusalem Israel Координаты: 31.77823, 35.23058 Проезд: От Яффских ворот Старого города на восток по ул. Давида 100-150 м. Поворот налево на Христианскую ул. (рхов ха-Ноцрим, шаре аль-Масихийе), по ней на север 250-300 м. до поворота направо к Храму Гроба Господня. Спуститься на площадь перед южным входом в Храм Гроба Господня, пересечь ее, выйти из воро ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда От Яффских ворот Старого города на восток по ул. Давида 100-150 м. Поворот налево на Христианскую ул. (рхов ха-Ноцрим, шаре аль-Масихийе), по ней на север 250-300 м. до поворота направо к Храму Гроба Господня. Спуститься на площадь перед южным входом в Храм Гроба Господня, пересечь ее, выйти из ворот в юго-восточном углу площади и дале 100 на восток ул. Ряд Красильщиков (Сук ад-Даббагха). Последняя дверь слева перед поворотом самой улицы налево - вход в Александровское подворье. Изменить описание объекта Благодаря средствам этих жертвователей построен Храм Александра Невского, проведены раскопки, православные Росии имеют возможность посетить русское Александровское подворье на месте ворот древнего Иерусалима. Николай и Надежда Гусевы 31 декабря 2011 Археологические раскопки на этом месте проведены на деньги православных из дореволюционной России. " Порог Судных врат " находится перед Распятием Христовым, слева - знаменитое " Игольное ушко " , через которое можно было попасть в Иерусалим при закрытых городских воротах. Николай и Надежда Гусевы 31 декабря 2011 Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Александровское подворье находится на участке, выбранном в 1859 г. для покупки на имя российского правительства чиновником по особым поручениям Морского министерства Борисом Павловичем Мансуровым (по другим источникам, по инициативе русского дипломата в Иерусалиме В.

http://sobory.ru/article/?object=08671

Лейтенант Булюбаш: французский русский герой О первом русском кавалере Ордена Почетного Легиона во Второй мировой 12 мая, 2018 О первом русском кавалере Ордена Почетного Легиона во Второй мировой В то время как служившие Гитлеру французы сдавались в плен советским солдатам , в рядах сражающейся с нацистами французской армии геройски погибали русские. Имя одного из таких героев до сих пор помнят во Франции, но совсем не знают в России. Хотя именно он первым из русских получил Орден Почетного Легиона во Второй мировой войне. Имя его – Владимир Николаевич Булюбаш. «Папа, учти – сломив Францию, немцы обязательно нападут на Россию!» – не раз горячо говорил отцу Володя. Говорил в 1939 году в Париже – перед тем, как впервые отправиться на фронт. Говорил и в 1940-м в Лионе – уже имея награды и ранения, побывав в плену и отбывая на службу в Северную Африку. Впрочем, отца, кадрового офицера Русской Императорской Армии и участника Первой мировой, вряд ли нужно было убеждать. Он безропотно благословлял сына на борьбу с врагом и лишь молился о воине Владимире святому великомученику Георгию Победоносцу. Под знаком святого Георгия Булюбаши – старинный и довольно известный малороссийский дворянский род из Полтавской губернии. Множество представителей этого рода служили в Русской Армии. Не стал исключением и Николай Булюбаш. 18-летним юношей он поступил в ближайший пехотный полк, честно отслужил положенный срок солдатом и поступил в юнкерское училище, чтобы стать офицером – типичное для того времени начало военной карьеры. С юнкерским училищем, расположенным в Чугуеве – заштатном городке Харьковской губернии, в дальнейшем оказалась связана не только карьера, но и почти вся жизнь Николая Павловича. Едва надев офицерские погоны, Николай Булюбаш в рядах своего полка отправился на фронт начавшейся войны с Японией. Отличился в боях, был ранен при Ляояне и вернулся героем, хоть и на костылях. После ранения лечился в киевском госпитале, затем служил в Киеве, в трудное время революционных беспорядков 1905 года занимал должность адъютанта военного коменданта города. А потом вернулся к месту учебы, в Чугуев, став курсовым офицером в родном юнкерском училище.

http://pravmir.ru/vladimir-bulyubash-pog...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010