Вратислав, кн. брненский (1126–1146, с перерывом; ум. после 1146 г.) VI, 201, 201–202 Всеволод Давыдович, кн. муромский (ум. после 1124 г.) IV, IXa Всеволод Мстиславич, св., кн. новгородский (1117–1136, ум. в 1138 г.) IV, IXb, 200, 235 Всеволод Мстиславич, кн. белзский (ум. в 1195 г.) IXb, 310–313, 312, 316 Всеволод Ольгович, кн. черниговский (1127–1139), киевский (1139–1146) IV, IXa, 200, 206, 265, 280, 339 Всеволод Святославич, кн. киевский (1206, 1207, 1210–1214 ?]) IXa Всеволод Юрьевич Большое Гнездо, вел. кн. владимиро-суздальский (1176–1212) 1Хв, 252, 315 Всеволод Ярославич, кн. киевский (1078–1093) II, VIII, IXa, b, 112, 119, 159, 161–162, 208, 233, 286, 342, 357–358, 360 Всеслав Брячиславич, кн. полоцкий (1044–1101) IXa Вулкан, см. Василий Виоанн (Вулкан) Вульгата, канонический латинский перевод Священного писания, основанный на переводе блаж. Иеронима Стридонского (IV–V вв.) 198, 299, 394 «Вышеградское продолжение хроники Козьмы Пражского» (ок. 1141 г.) 201–203, 261 Вышеслава, ж. познанского и калишского кн. Одона, д. галицкого кн. Ярослава Владимировича Осмомысла или его с. Владимира (ум. после 1194 г.) IV, IXa, 309 «Вюрцбургские анналы», см. «Майнцские анналы м-ря св. Альбана» Вячеслав (Вацлав), св., кн. чешский (921–929/35) VI, 58, 185, 185, 203, 203, 263 Вячеслав Владимирович, кн. зуровский, киевский (1150–1154, с перерывами) IXb, 281 Вячеслав Ярополчич, с. волынского и туровского кн. Ярополка Изяславича (ум. в 1104 г.) 232 Вячеслав Ярославич, кн. смоленский (1054–1057) IXa Гаймар Жеффрей, см. Жеффрей Гаймар «Галицко-Волынская летопись» (XIII в.) 321, 324 Галл Аноним, см. Аноним Галл Гануц Вольф (имя искажено), ярл датский (перв. пол. – сер. XI в.) 142, 142 Гаудерих, еп. веллетрийский (втор. пол. IX в.), церковный писатель 103 Гебхард, гр. кверфуртский, б. св. Бруно (Бонифация) Кверфуртского 228 Гебхард, гр. зуплинбургский, о. германского имп. Лотаря III 329, 329 Гебхард, еп. айхштеттский (1042–1057) 110, 118 Гебхард (Яромир), еп. пражский (1068–1089/90) VI, 184, 186

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Примечания: 126. Athanas., " Orat. III contra Arianos " [Migne, s.g., t.26, col.321-468]. - Euseb., hist. eccl. 1. VII, c.6 [Migne, s.g., t.20, col.645-648]. - Cyrill. Hierosol., " Procatechesis " [Migne, s.g., t.33, col.332-365]. -Tertull., " De bapt. " c.15, " De pudic. " c.12,19... " De praescript. " c.12 [Migne, s.l., t.1, col.1216 и 1217; t.2, col.1001 и 1002; 1017-1020; col.25,26]. - Clem. Alex., " Strom. " 1.I [Migne, s.g., t.8, col.685-929]. - Cyprian. epist. 73, ad Jubajan., ep. 71, ad Quint. [Migne, s.l., t.4, col.412 и col.408-411]. - Optat Milev., c.Parmen. 1. II [Migne, s.l., t.11, col.883-1104]. 127. Кто были эти еретики, см. в толковании 47-го Ап. правила ниже. Правило 47. Епископ или пресвитер, аще по истине имеющего крещение вновь окрестит, или аще от нечестивых оскверненного не окрестит: да будет извержен, яко посмеивающийся кресту и смерти Господней, и не различающий священников от лжесвященников (Ап. 46, 49, 50; I Всел. 8, 19; II Всел. 7; Трул. 84, 95; Лаод. 32; Карф. 48, 72; Василия Вел. 1, 47, 91). Крещение есть необходимое условие для того, чтобы вступить в церковь и сделаться истинным ее членом Оно должно быть совершено по учению церкви (Ап. пр. 49, 50) и только такое крещение называется по этому правилу истинным ( ε). Епископ или пресвитер, позволивший себе вновь крестить кого-либо, уже получившего такое крещение, подлежит извержению из священного сана, так как истинное, правильно совершенное крещение никогда не должно более повторяться над одним и тем же лицом От истинного крещения правило отличает ложное крещение, не совершенное православным священником по учению церкви, и не только не очищающее человека от греха, но, напротив, оскверняющее его. Это и означают слова правила " от нечестивых оскверненного " ( εουο ε). Относительно того, какое крещение считалось ложным во время издания Апостольских правил, говорится в 49-м и 50-м Ап. правилах. Такое ложное крещение считалось недействительным, т.е. получивший его как бы и не был крещен, и в силу этого правило угрожает извержением епископу или священнику, не окрестившему принявшего такое ложное крещение, и тем самым как бы признавшему это крещение истинным и правильным. Главным основанием этого, по правилу, является то, что духовное лицо, повторившее правильно совершенное крещение или же признавшее правильным ложное крещение, поглумилось над крестом и смертию Господа, потому что, по словам ап. Павла, все крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились (Рим.6:3), и что сам крест, по словам Иоанна Златоустого, называется крещением, которым и Он крестился (Мф.20:23), и что и Он будет креститься крещением, о котором ученики Его не знают (Лк.12:50)

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1311...

Антоний, митрополит Московский, 74, 259. Антоний Бараночников, иеромонах, 227. Антоний, Балахонец, черной поп, 225. Антоний Болотников, старец, 258. Антон Ульрих, герцог Брауншвейг-Люнебургский, 297. Апраксин, Корнилий Феодорович, 281. Апраксин, Петр Никитич, 210, 211, 212, 213. Апраксин, Феодор Никитич, 214. Арефа Тормасов, Троицкий старец, 175. Арефьев, Иов, чернец, 36. Арсений Глухой, чернец, 330. Арсений Суханов , Троицкий келарь, 12, 137, 215. Афанасий Петров, Ярославский кормовой иконописец, 11. Афанасий Сергеев, сапожный мастер, 338. Афанасий Тимофеев, иподиакон митрополита Рязанского, 314. Б Банстоф, Иоахим, 209. Бараночников, Антоний, иеромонах, 227. Барташев, Пахомий, Троицкий казначей, 49. Бирев, Исаак, инок, 29. Болотников, Антоний, старец, 258. Булатников, Александр, Троицкий келарь, 228, 236, 299, 329, 335. В Варлаам, Махрищский чудотворец, 186. Варлаам, митрополит Московский, 28, 82, 84. Варлаам, Вязмитин, чёрный священник Троицко-Сергиева Пятницкаго монастыря, 309. Варсонофий Якимов, соборный старец, 232, 346. Василий Васильевич, великий князь, 43, 56, 190. Василий Димитриевич, великий князь, 27, 53, 343. Василий Иоаннович, великий князь, 28, 73, 81, 82, 84, 87. Василий Афанасьев, священник Моск. Рождеств. жен. монастыря, 180. Василий Григорьев, Ярославский кормовой иконописец, 11. Вассиан, игумен Троицкий, 190, 192. Вепрева, Матрона, 240. Вепрев, Феодор Васильевич, 240. Викентий, Троицкий архимандрит, 11, 17, 23, 26, 57, 58, 131, 174, 185, 191. Владимир Андреевич, князь Старицкий, 247. Владимир, ключарь Архангельский, 222, 288. Воеводин Логгин, соборный старец, 5, 187. Воинова, Анастасия, 82, 84. Воинов, Иван Захарьевич, 82, 84. Волконский, князь Василий Богданович, окольничий, 18, 165. Воротынский, князь Иван Михайлович, 158. Г Гавриил, некто, 238. Гермоген, патриарх Московский, 324. Глинская, княжна Анна Ивановна, 293. Глинский, князь Василий Михайлович, 235. Глинский, князь Иван Михайлович, 293. Глухой, Арсений, чернец, 330. Годунова, Елена (в схиме), мать Никиты Васильевича Годунова, 65.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

2011. С. 215), вероятно, была построена имп. Ираклием (610-641) и затем отремонтирована визант. имп. Романом I Лакапином (919-944). Внутри комплекса св. Иоанна располагались также ц. св. Фоки и ц. или часовня (придел) св. Трифона. Согласно синаксарным сказаниям, в X в. в этой церкви скончался и был похоронен прп. Георгий (пам. греч. 11 и 23 марта), от мощей к-рого впосл. происходили многочисленные чудеса. По свидетельству Антония, архиеп. Новгородского, в нач. XIII в. в этой церкви, находившейся недалеко от Св. Софии, хранился камень, к-рый лежал в гробу под головой Иоанна Богослова (Книга Паломник. С. 33). В нач. XV в. некий Иоанн Мелидонис израсходовал крупную сумму денег на восстановительные работы западной части храма и украшение алтаря и получил от патриарха Мефодия право на владение участком земли около этой церкви ( Miklosich, M ü ller. 1862. Vol. 2. P. 495-496). 26 сент. здесь отмечался день кончины ап. Иоанна Богослова, 13 дек. совершалась торжественная служба мученикам Евстратию, Авксентию, Евгению, Мардарию и Оресту , 11 марта - прп. Георгию, 11 апр.- сщмч. Антипе , еп. Пергамскому, 9 июля - мч. Оресту (SynCP. Col. 82, 305-306, 598, 810). Название квартала Дииппий переводится как «Чрезконье», поскольку здесь проводили лошадей для участия в бегах ( Иванов. 2011. С. 215). Часть территории храма с кон. XV в. занимает мечеть Фирузага-джами. Монастырь св. Иоанна Богослова в Евдоме (55) (ν τ Εβδμ) ( Janin. 1969. P. 267-269; Иванов. 2011. С. 215), первое свидетельство о существовании этого мон-ря относится к 1-й четв. XI в. По предположению Жанена, имп. Василий II Болгаробойца (976-1025) отреставрировал ц. во имя ап. Иоанна Богослова в Евдоме, строительство к-рой относится к IV в., и возвел рядом с ней мон-рь, где завещал похоронить себя. Приблизительно в 1074 г. могущественный логофет Никифор получил эту обитель во владение от имп. Михаила VII Дуки, однако спустя неск. лет Никифор III Вотаниат (1078-1081) передал этот мон-рь во владение супруге имп. Михаила Марии Аланской и ее сыну Константину.

http://pravenc.ru/text/2057122.html

Euthymius, 114, 595–734. Cyrillus Scythopolitanus: Prologus, latine, 114, 594. Euthymius CP. Arethas in translatione, 106,797–806. Eutychius CP. Eustratius, presbyter: Vita, 86, II, 2273–390. G Galactio ET EPISTEME, 116, 93–108. Georgius, 115, 141–62. Andreas Cretensis, 97, 1169–92. Joannes, monachus: Canon, , 96, 1393–1400. Georgius Cyprius, 142, 299–346. Gregorius Decapolita: Sarraceni visio, 100, 1201–12. German us I (De imagine), 98, 35–6. Gordius, Basilius, 31, 489–508. Gorgonia. Gregorius Nazianzenus: Laudatio funebris, 35, 789–818; Epitaphia, , 38, 21–2. Gregentius Tapharensis. Disputatio cum Judæo, 86, I, 621–84. Gregorius Agrigentinus. Leontius, presbyter: Vita, 98, 549–716; 116, 189–270. Anonymus Iambi, , 98, 729–30. Gregorius Illuminator, Chrysostomus, 63, 943–54, latine; 115, 943–96. Gregorius Nazianzenus Senior. Gregorius Nazianzenus : Laudatio funebris, 35, 985–1044; Epitaphia, , 38, 37–44. GREGORIUS NAZIANZENUS THEOLOGUS. Orationes : 3 . Ad eos qui acciverant nec occurrerant, 35, 517–26. 9 . Apologeticus ad patrem, 819–26. 1 ., 26 et 36. In seipsum, 827–32,1227–5, 36,265–80. 12 . Ad patrem, 2,843–50. 16 .    In patrem tacentem, 933–66. 17 .    Ad cives nazianzenos, 963–82. 19 . De suis sermonibus, 1043–64. 42 . Supremum vale, 36, 457–92. Carmina in seipsum, , II, 1, 37, 969–1452. Testamentum, 389–96. Gregorius presbyter: Vita, 35, 243–304. Nicetas David, 105, 439–88. Joannes Euchaita, , 120, 1143 et 127, 541–2. Michael Psellus: Epigramma, , 122, 909–10 et 35, 309–10; Character, 122, 901–8. Manuel Philes., , 36, 935–6. Theodorus Prodromus, , 133, 1225. Theodulus monachus, 145, 215–352. Vide Hierarchæ. GREGORIUS Nyssenus. Nicetas, , 44, 123–6. Theodorus Prodromus, , 133, 1227–8. Gregorius Thaumaturgus. Ipse. In Originem, 10, 1051–1104. Gregorius Nyssenus, 46, 893–958. Gurias, Samonas et Abibus, 116, 127–62. Arethas, latine, 106, 787–98. H HERMILUS et Stratonicus, 114, 553–66. Hierarchæ tres [Basilius, Gregorius Naz., Chrysostomus]. De recentiori communi festo, 29, CCCLXXX1X-XCIII.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

Афанасий Великий, Житие преп. Антония, 10, PG 26, 860 А10—12 (рус. пер.: Творения в 4 т. Т.3. М., 1994, с.189). 278 В греческом тексте, возможно, игра слов: луч (¢kt…j) и нетварный (¥ktistoj). 279 Цитата не установлена. 280 Ср. Ис. 11, 2 и Откр. 1, 4. 281 Букв. «вдуновение» (™mfus»matoj). 282 См. Числ. 11, 17; Втор. 34, 9. 283 См. Деян. 6, 6 и др. 284 ™x ™ke…nwn — то ли «с тех пор», то ли «от преемников апостолов». 285 (Пс. — )Афанасий Великий, Речь на Благовещение Богородицы, PG 28, 929 С21–2. 286 Примеч. Лосева: «у нас: «перстом Божиим», Лк. 11, 20». Однако первый издатель Gass, указывая на Луку, ошибся (как и в следующем месте), поскольку имеется в виду Мф. 12, 28. 287 Лк. 8, 46. 288 Возможно перевести и так: «по которому они называются (crhmat…zousin) «духоносными»”. 289 Ср. 1 Кор. 2, 16. 290 Ср. Рим. 15, 18. 291 У Лосева совсем другое (на первый взгляд более соответствующее общей логике рассуждения, но внутренне противоречивое) понимание текста: «и не говорится, что Дух наитствовал [здесь] сущностью, так что не какая–нибудь часть энергии…» («сущность» как раз исключает «часть»!). Выражение oÙsiwdîj (сущностно) применительно к сошествию Св. Духа на апостолов как раз встречается в 41 речи св. Григория Богослова «На Пятидесятницу», PG 36, 444 С3 и в уже цитированной св. Марком Эфесским гомилии (Пс. — )Афанасия (см. примеч.43). В последней сопоставляются сошествие Св. Духа на Марию во время Благовещения и на апостолов в Пятидесятницу, при этом говорится, что не Сила воплотилась и не Дух вочеловечился, но как Дух снисшел на апостолов со всем, сущностно Ему соприсущим, т. е. чудесами и прочим (kaˆ ¹ ™pšleusij toà PneÚmatoj kaq " Óla t¦ oÙsiwdîj prosÒnta aÙtù, PG 28, 929 В4—6), так и на Богоматерь, т. е. со всеми благодатными дарами, присущими Духу богоначально, почему и называется Она «благодатной» (oÛtw kaˆ ™pˆ tÍ ParqšnJ ¹ ™pšleusij toà PneÚmatoj ™gšneto, ™n p©si to‹j oÙsiwdîj prosoàsin aÙtù kat¦ t¾n qearc…an, c£rin ™mpoioàn, prÕj tÕ ™n p©si ca…rein aÙt»n. " Epe…per kaˆ di¦ toàto kecaritwmšnh proswnom£sqh, di¦ tÕ ™n p£saij c£risi ta‹j di¦ toà PneÚmatoj ™mpeplÁsqai aÙt»n. Ibid., B8sq.). Скорее всего, именно на эти места намекает («говорится») св. Марк Эфесский. 292

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=679...

Сергий I 687–701 Иоанн VI 701–705 Иоанн VII 705–707 Сисинний (янв.-февр.) 708–708 Константин I 708–715 Григорий II 715–731 Григорий III 731–741 Захария 741–752 Стефан I (умер без посвящения) 752–752 Павел I (Константин II 767–8) (Филипп 768) 752–757 Стефан III 768–772 Адриан I 772–795 Лев III 795–816 Стефан IV 816–817 Пасхалий I 817–824 Евгений II 824–827 Валентин (умер через месяц) 827–827 Григорий IV (Иоанн янв. 844) 827–844 Сергий II 844–847 847–855 Бенедикт III (Анастасий авг.-сент. 855) 855–858 Николай I 858–867 Адриан II 867–872 Иоанн VIII 872–882 Марин I 882–884 Адриан III 884–885 Стефан V 885–891 Формоз 891–896 Бонифаций VI (май-июнь) 896–896 Стефан VI 896–897 Роман (июль-ноябрь) 897–897 Феодор II (ноябрь-декабрь) 897–898 Иоанн IX 898–900 Бенедикт IV 900–903 Лев V (авг.-сент.) 903–903 Христофор 903–904 Сергий III 904–911 Анастасий III 911–913 Ландон 913–914 Иоанн X 914–928 928–929 Стефан VII 929–931 Иоанн XI 931–936 Лев VII 936–939 Стефан VIII 939–942 Марин II 942–946 Агапет II 946–955 Иоанн XII 955–963 Лев VIII (Бенедикт V май-июнь 964) 963–965 Иоанн XIII 965–972 Бенедикт VI (Бонифаций VII июнь-авг. 974) 972–974 Бенедикт VII 974–983 Иоанн XIV (Бонифаций VII, опять 984–5) 983–984 Иоанн XV 985–996 Григорий V (Иоанн XVI 997–8) 996–999 Сильвестр II 999–1003 Иоанн XVI (янв. 13-дек. 7) 1003–1003 Иоанн XVII 1003–1003 Иоанн XVIII 1004–1009 Сергий IV 1009–1012 Бенедикт VIII (Григорий янв.-дек. 1012) 1012–1024 Иоанн XIX 1024–1033 Бенедикт IX (Сильвестр III 1044–46) 1033–1046 Григорий VI 1045–1046 Климент II 1046–1047 Дамасий II 1047–1048 1048–1054 317–340 340–342 Македоний I 342–360 Евдоксий 360–370 Евагрий 370–370 Демофил 370–380 380–381 Нектарий 381–397 398–404 Арсакий 404–406 406–426 Сисиний I 426–428 Несторий 428–431 Максимиан 431–433 433–446 Флавиан 446–449 Анатолий 449–458 Геннадий I 458–471 Акакий 471–489 Фравита 489–489 Евфимий I 489–496 Македоний II 496–511 Тимофей I 511–517 Иоанн II 517–520 Епифаний 520–535 Анфим I 535–536 536–552 Евтихий 552–565 Иоанн III Схоластик

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1811 г. автокефалия ГПЦ была упразднена, Церковь в Грузии вошла в состав новообразованного Грузинского Экзархата РПЦ. В том же году по решению Святейшего Синода в К. была учреждена Алавердско-Кахетинская епархия во главе с митр. Бодбийским Иоанном (Макашвили) (Всеподданнейший доклад Правительствующего Синода, 21 июня 1811 г.//АКавАК. 1870. Т. 4. С. 166-169). В 1814 г. в К. образовались Телавская (Осетинская) и Сигнахская епархии. Кахетинская и Алавердская епархия охватывала Телавский (кроме территорий бывш. Руставской епархии) и Ананурский уезды, «а кроме сих уездов... все осетинцы и горные жители, по сю и ту сторону Кавказа... в Грузии и Имерети». Во главе стоял архиепископ Телавский и Грузино-Кавказский; на него возлагались все обязанности руководителя Моздокской осет. комиссии (см. Осетинская духовная комиссия ). Наместником Телавского архиепископа считался настоятель мон-ря Шуамта. Сигнахская епархия включала одноименный уезд и бывш. Руставскую епархию (часть Телавского у.). Архиерей именовался митрополитом Сигнахским и Кизикским (Ведение Святейшего Правительствующего Синода Правительствующему Сенату, 17 окт. 1814 г.//АКавАК. 1873. Т. 5. С. 407-410; Рапорт Грузино-Имеретинской синод. конторы в Св. Синод, 10 марта 1819 г., 123//Там же. 1874. Т. 6. Ч. 1. С. 387). В 1818 г. на территории Картли и К. была образована единая Карталино-Кахетинская епархия Грузинского Экзархата РПЦ. По решению Синода «митр. Иоанна Бодбели, имевшего в ведении своем Сигнахскую епархию... из уважения к летам и службе его» оставили «при управлении оною по смерть его, но с зависимостью экзарха» († 1837) (Мнение экзарха архиеп. Феофилакта: [Всеподданнейший доклад Св. Правительствующего Синода, 17 июня 1818 г.]//АКавАК. 1874. Т. 6. Ч. 1. С. 378-381). Епархии ГПЦ, существовавшие на территории К. до нач. XIX в. Алавердская, Бодбийская (Кизикская), Гишская, Кацаретская (Самебская), Курмухская, Некресская, Ниноцминдская, Руставская, Хорнабуджская, Челетская, Черемская, Харчашнийская. Князья К.: Григол (787-827), Дачи (Ваче) (827-839), Самоэл (839-861), Габриел (861-881), Фадла I (881-893), Квирике I (893-918), Фадла II (918-929), Квирике II (929-976), Давид (976-1010). Князья Эрети:

http://pravenc.ru/text/1683949.html

Иоанн X 914–928. Лев VI 928–929. Стефан IX 929–931. Иоанн XI 931–936. Лев VII 936–939. Стефан IX 939–942. Марин II 942–946. Агапит II 946–955. Иоанн XII 955–964. Лев VIII 963–965. Венедикт Y 964. Иоанн XV 965–972. Венедикт VI 973–974. Венедикт VIII 974–983. Иоанн XIV 983–984. Бонифатий VII 984–985. Иоанн XV 985–996. Григорий V 996–999. Иоанн XVI антип. 997–998. Сильвестр II 999–1003. Иоанн XVII 1003. Иоанн XVIII 1003–1009. Сергий IV 1009–1012. Венедикт VIII 1012–1024. Григорий антипапа 1012. Иоанн XIX 1024–1033. Венедикт IX 1033–1048. (Сильвестр III антипапа 1044). Григорий VI 1045 (купил папство у Венедикта IX и отказался). Климент II 1046–1047. Данас II 1047–1048. Лев IX 1049–1054. Виктор II 1055–1057. Стефан X 1057–1058. Венедикт X 1058–1059. Николай II 1059–1061. Александр II 1061–1073. Гонорий II антипапа 1061–1064. Григорий VII 1073–1085. Клименит III антипапа 1084–1100. Виктор III 1086–1087. Урбан II 1088–1099. Пасхалий II 1099–1118. Феодерих антипапа 1100. Алберт антипапа 1102. Мигинульф-Сильвестр IV антипапа 1105–1111. Геласий II 1118–1119. Каллист II 1119–1124. Бурдин, Григорий VIII, антипапа 1118–1121. Тебальд, Буккапек, Келестин, антипапа 1124. Гонорий II 1124–1130. Иннокентий II 1130–1143. Анаклет II антипапа 1130–1138. Григорий, Виктор IV, антипапа 1138. Калестин II 1143–1144. Лукий II 1144–1145. Евгений III 1145–1153. Анастасий IV 1153–1154. Адриан IV 1154–1159. Александр III 1159–1181. Виктор IV антипапа 1159–1164. Пасхалий III антипапа 1164 –1168. Каллист III антипапа 1168–1178. Иннокентий III антипапа 1178–1180. Лукий III 1181–1185. Урбан III 1185–1187. Григорий VIII 1187. Климент III 1187–1191. Келестин III 1191–1198. Иннокентий III 1198–1216. Гонорий III 1216–1227. Григорий IX 1227–1241. Келестин IV 1241. Иннокентий IV 1243–1254. Александр IV 1254–1261. Урбан IV 1261–1264. Климент IV 1265–1268. Григорий X 1271–1276. Иннокентий V 1276. Адриан V 1276. Иоанн XXI 1276–1277. Николай III 1277–1280. Мартин IV 1281–1285. Гонорий IV 1285–1287. Николай IV 1288–1292.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Согласно составленному для основателя Македонской династии имп. Василия I родословию, он считался потомком арм. царского рода Аршакидов (Аршакуни) и, согласно арм. преданиям, пожелал получить корону из рук князя князей (ишханац ишхан), а впосл. царя Армении Ашота Багратуни ( Вардан Великий. Всеобщая история. М., 1861. С. 116), чьему роду со II в. до Р. Х. принадлежала должность венцевозлагателей (т‘агадир) арм. царей. Ашот Багратуни добился удаления из страны арабов, положив конец 200-летнему араб. владычеству в Армении. После того как арм. нахарары и католикос провозгласили Ашота царем, он получил инсигнии власти от халифа (885/6); имп. Василий I также прислал ему корону и объявил его своим «любимым сыном». Патриарх К-польский Фотий, автор легенды о царском происхождении Василия, также имевший арм. корни, состоял в переписке с арм. католикосом Закарией и Ашотом Багратуни (ППС. 1892. Т. 2. Вып. 1; см.: Юзбашян. С. 261-267; Ширинян М. Э. «История» Мовсеса Хоренаци и «генеалогия» Патриарха Фотия//Аштанак. 1995. 1. С. 85-96 (на арм. яз.)). Именно в эту эпоху в Византии получило распространение житие свт. Григория Просветителя , произошло перенесение в К-поль мощей арм. святых - Григория Просветителя в Св. Софию и преподобномучениц Гаиании и Рипсимии в ц. Св. Троицы. Однако арм. Багратиды не признавали себя вассалами империи, а включение их как «духовных сыновей» в визант. «семью народов» имело значение скорее для самой Византии ( Арутюнова-Фиданян. С. 9). Крест царя Ашота Ерката (924 - 929) и ставротека XVIII в. (Музей собора Эчмиадзина) Крест царя Ашота Ерката (924 - 929) и ставротека XVIII в. (Музей собора Эчмиадзина) В IX-XI вв. Армения переживала период расцвета, именуемый в историографии «эпохой Багратидов». Визант. имп. Лев VI Мудрый и арм. царь Смбат I ок. 891 г. заключили союз и торговый договор, открывающий для Византии новые рынки на Востоке. В царствование имп. Константина VII Багрянородного Византия пыталась установить политический союз с правителями Армении, Грузии и Кавказской Албании.

http://pravenc.ru/text/372678.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010