Сенека Иуст II Левий Ефрем I Иосиф I Иуда Марк (134) Кассиан Пувлий Максим I Юлий Гай или Гайан I Симмах Гай II Юлиан или Уалис Капион Максим II Антоний Уалис Долихиан (185) Нарцисс I (185–213) Элиос или Зевс (211) Германион (211) Гордей (213–215) Александр (213–251) Мазаван (251–260) Именей (260–298) Замвда (298–300) Ермон (300–314) Макарий I (314–333) Максим (333–348) Кирилл I (350–386) Иоанн II (386–417) Правлий I (417–422) Ювеналий (422–458) Анастасий I (458–478) Мартирий (478–486) Саллюстий (486–494) Илья I (494–516) Иоанн III (516–524) Петр I (524–552) Макарий II (552) Евстохий (552–564) вакантная кафедра (564–575) Иоанн IV (575–594) Амос (594–601) Исаакий (601–609) Захария (609–632) Модест (632–634) Софроний I (634–638) Анастасий II (706) Иоанн V (706–735) Феодор I (735–770) Илья II (770–797) Георгий II (797–807) Фома I (807–820) Василий (820–838) Иоанн VI (838–842) Сергий I (842–844) Соломон (855–860) Феодосий (862–878) Илья III (878–907) Сергий II (908–911) Леонтий (912–929) Афанасий I (929–937) Христодул I (937) Агафон (950–964) Иоанн VII (964–966) Христодул II (966–969) Фома II (969–977) Иосиф (980–983) Орест (984–1005) Феофил (1012–1020) Никифор I (1020) Иоанникий (1020–1084) Софроний II (1084) Евфимий I (1084) Симеон II (1084–1106) Савва (1106) Иоанн VIII (1106–1156) Николай (1156) Иоанн IX (1156–1166) Никифор II (1166–1170) Леонтий II (1170–1190) Досифей I (1191) Mapk II (1191) Евфимий II (1223) Афанасий II (1224–1236) Софроний III (1236) Григорий I (1298) Фаддей (1298) Афанасий III (1313–1334) Григорий II (1332) Лазарь (1334–1368) Арсений (1344) Дорофей (1376–1417) Феофил II (1417–1424) Феофан I (1424–1431) Иоаким (1431–1450) Феофан II (1450–1452) Афанасий IV (1452–1460) 253 Григора Никифор. Римская история, начинающаяся со взятия Константинополя латинянами. Т. 1. Книга 3, глава 4. С. 72, 73. 256 Григора Никифор. Римская история, начинающаяся со взятия Константинополя латинянами. Т. 1. Книга 3, глава 2. С. 65. 264 Жаворонков П.И. Положение и роль этнических групп в социально-политической структуре Никейской империи//Византийский временник. 56 (81). 1995. С. 140, 142, 143.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Антония говорит сам св. Афанасий, это лучше всего доказывается тем фактом, что гл. 78–80 «Жизни Антония» представляют собой не что иное, как сокращение гл. 46–55 слова «О воплощении Бога Слова», с которыми они совпадают не только по мыслям, но иногда даже и словесно. Повествование о чудесах прп. Антония не чуждо легендарных примесей. Нисколько не думая отрицать возможности чудес и достоверности повествования «Жизни Антония» в общем, мы должны, однако, отнести некоторые рассказы к области легенд и мифов. Например, болезнь исцеленной Антонием девицы из Бусириса описывается так «Слезы ее, мокроты и влага, текшая из ушей, как скоро падали на землю, тотчас превращались в червей» (Ibid., 58, PG 26, 925). В другом месте рассказывается, что к Антонию явился «зверь, который до чресл походил на человека, а голени и ноги его были подобны ослиным. Антоний запечатлел себя крестным знамением, и зверь с бывшими в нем демонами побежал так быстро, что от скорости пал и издох» (Ibid, 53, PG 26, 920). Было бы ошибкой видеть в «Жизни Антония» произведение, удовлетворяющее всем требованиям, предъявляемым наукой к историческим трудам. Это скорее проповедь, чем историческая биография, составляемая на основании критически проверенных источников и ставящая своей единственной задачей верное воспроизведение прошедшего. Нет, конечно, оснований сомневаться в достоверности фактических сообщений о жизни прп. Антония, но фактические данные использованы в целях дидактических. Из жизнеописания прп. Антония св. Афанасий извлекает наставления для монахов (Ibid., Proemium, 16–43, 94, PG 26, 837–840,865–905, 973–976), апологию христианства против язычников (Ibid., 72–80, 94, PG 26, 929–932, 957–960, 968). Он противопоставляет авторитет отшельника арианству (Ibid., 60, 82, 89, PG 26, 929–932, 957–960, 968) и его примером старается побороть свойственные начальному монашеству противоиерархические тенденции (Ibid., 67, PG 26, 937–940. Эта глава приобретает все свое значение в сопоставлении с посланием к Драконтию, из которого видно, что представители первоначального монашества смотрели на епископство сверху вниз).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Popov/tr...

На полях внизу листов 1–8 приписка скорописыо: «Книга Полуустав церкви великомученика Георгия что … ». Состав: 1) месяцеслов (1–194 об.), с тропарями и кондаками и уставными замечаниями о богослужении, неполный: нет нескольких листов в начале рукописи и между листами: 2 и 3, 4 и 5, 187 и 188. Из русских и славянских святых в святцах упоминаются: сентября 19 – Феодор, Смоленский князь и чада его: Давид и Константин; сентября 20 – Михаил, князь Черниговский и боярин его Феодор; сентября 25 – Сергий Радонежский; сентября 27 – Савватий Соловецкий; октября 28 – Арсений Сербский; ноября 6 – Варлаам Хутынский; ноября 26 – освящение церкви великомученика Георгия в Киеве; декабря 21 – Петр митрополит; о нем замечено то же, что и в рукописи за 929 на л. 67 об.; января 12 – Савва Сербский ; января 17 – Антоний Римлянин; февраля 11 – Димитрий Прилуцкий; февраля 12 и мая 20 – Алексий митрополит; февраля 14 – Кирилл философ; апреля 14 – Литовские мученики: Антоний, Евстафий и Иоанн; мая 2 – Борис и Глеб; мая 3 – Феодосий Печерский ; мая 7 – Антоний Печерский; мая 23 – Леонтий Ростовокий; мая 28 – Игнатий Ростовский; июня 1 – Дионисий Глушицкий; июля 15 – Владимир князь. Из русских праздников Богородичных отмечены: октября 1 – Покров и августа 26 – Сретение иконы Владимирския Божией Матери. На лл. 194 об. – 195 об.: уставныя замечания о богослуженииг в неделю Всех Святых «вечер» и о пении канонов в дни седмичные. За месяцесловом» следуют: 2) последование святыя Четыредесятницы (196–200); заключает в себе тропари и кондаки; 3) троичны в великий пост (201– 203); 4) уставныя заметки о богослужении в неделю Фомину и следующие до недели Пятидесятницы включительно (203–205); 5) службы святым Флору и Лавру (206–214 об.) и Георгию великомученику (215–230). Состав: 1) конец последования вседневной полунощницы (1–2 об.); 2) устав субботней полунощницы (2 об.–3 об.), каноны: 3) живоначальной Троице (3 об.–8 об.); 4) Иисусу Христу (9–13 об.), без конца; 5) Пресвятей Богородице, с акафистом, неполный (14 – 24); 6) Ангелу хранителю молебен, певаем в неделю вечер или на полунощници или осветающу понедельнику (24– 31 об.); 7) правило молебно Святей Богородици сице поеться и канун радостен Пречистей Богородици – творение священно-инока Игнатия (31 об.–36); 8) Пресвятей Богородице молебен (36–11), отличный от предыдущих; 9) два последования ко Святому Причащению, из первого только начало (41–43 об.), текст обрывается на тропарях 3 песни канона; второе содержит в себе только молитвы, без канона (45–75); 10) отрывок из службы Успению Пресвятыя Богородицы (44 об.); молитвы: 11) по Святом Причащении (75–82 об.); 12) Исповедаю Богу и царю небесному и Пречистой Матери Его и святым небесным силам и всем святым Его (82 об.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Авва Аполлос не одобрял носивших вериги и принимавших вид особенного внешнего благоговения. Такие люди, говорил он, делают это напоказ и впадают в лицемерие. Лучше постом утомить тело, а добродетели творить втайне. Если же у нас нет подвигов, то, по крайней мере, сохранимся от лицемерия. Авва Аполлос ( 82, 69 ). ... В России многие святые носили вериги. При особенной простоте и преобладании телесного подвига в русском монашестве, ношение вериг не имело того значения, которое оно должно было иметь в древнем монашестве. Это монашество подвизалось по преимуществу подвигом душевным, и были наиболее опасны (ему)... душевные страсти, особенно высокоумие... Святитель Игнатий (Брянчанинов) ( 82, 69 ). Всеми силами старайся не произносить устами одного, имея Другое в сердце ( 82, 144 ). Тяжко состояние, когда на устах святость, а в сердце беззаконие и злоба ( 82, 144 ). Кто имеет одно в сердце, а другое на языке по лукавству, того молитва и подвиги суетны. С такими не своди знакомства, чтобы не заразиться их ядом и скверною. Друзьями твоими да будут незлобивые и сделаешься участником их чистоты и славы ( 82, 185 ). Восхождение на крест совершается после того, как заградятся уста фарисеям и саддукеям. Саддукеи служат образом неверия и безнадежия, фарисеи же – образом лукавства, лицемерия и тщеславия. Преподобный авва Исаия ( 82, 190 ). Только если почитатели Бога проводят добродетельную жизнь, прославляют Его словами и делами. Он возвеличивается. Конечно, это не значит, что возрастает Его собственное величие. Но через почитающих Его и через Его великие и разнообразные дела в творении и промышлении о мире величие Его открывается и неверующим в Него ( 39, 740 ). «Господь сказал ему в ответ: лицемер! не отвязывает ли каждый из вас вола своего или осла от яслей в субботу и не ведет ли поить?» ( Лк. 13, 15 ). Справедливо называет начальника синагоги лицемером, ибо он показывал себя хранителем Закона, а внутренне был хитрецом и завистником: не потому негодует, что нарушается суббота, а потому, что прославляется Христос. Святитель Иоанн Златоуст ( 116, 157 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Другие родственники пришли к авве и просили его чтобы он сходил к правителю и походатайствовал за заключенного. Авва отвечал им: «Дайте мне три дня, и я схожу». В течение этих трех дней он молил Бога так: «Господи! Не дай мне успеха в этом деле, иначе не дадут мне жить в этом месте, непрестанно вовлекая в мирские дела». Через три дня он пришел к правителю ходатайствовать о родственнике. Правитель сказал ему: «Авва! неужели ты просишь за разбойника!» Получив такой ответ, старец возрадовался, что ему не дано было Богом успеха в этом деле. Отечник ( 82, 324–326 ). Невозможно удовлетворять обоим деланиям: телесному служению ближним и служению молитвой и преподаванием слова Божия... Общий порядок для иночествующих заключается в том, чтобы новоначальные исполняли Евангельские заповеди телесно, постепенно обучаясь и духовному исполнению их, а преуспевшие исполняли духовно, восходя от изучения самих себя и опытного самопознания к опытному богопознанию и стяжав живое слово Божие молитвенным соединением в один дух с Богом. Святитель Игнатий (Брянчанинов) ( 82, 326 ). О новоначальных иноках Преподобный авва Исаия говорил о новоначальных монахах, предавших себя в послушание духовным отцам: «Краска, которою первоначально выкрашена багряница, ничем не изглаживается с багряницы» ( 82, 151 ) . Это значит: первоначальное направление, которое получит инок при вступлении в монастырь, остается в нем, в большей или меньшей степени, на всю жизнь. Святитель Игнатий (Брянчанинов) ( 82, 151 ). Новоначальные монахи, предавшие себя в послушание отцам, подобны мягким ветвям, легко сгибающимся в обруч ( 82, 152 ). Ничто так не полезно новоначальным, как уничижение; что ежедневное поливание для посаженного дерева, то для новоначального уничижение. Преподобный авва Исаия ( 82, 151–152 ). Уничижение в разных видах употреблялось при вступлении монахов, когда старцы изобиловали благодатными дарами... Духовное лечение это, сохраняя само по себе все достоинство свое, нуждается в наше время в особенном благоразумии при употреблении его....

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Мужество есть не что иное, как твердость в истине. Преподобный Антоний Великий ( 66, 110 ). Мужество есть твердость в опасностях. Святитель Григорий Богослов ( 15, 337 ). Дело мужества и в том, чтобы управлять пятью чувствами и не допускать, чтобы через них осквернялся наш внутренний человек – дух или внешний – тело. Авва Евагрий ( 66, 634 ). Того признаю истинно мужественным, кого не привела в замешательство злокозненность врагов. Ибо многих одолевают подобные обстоятельства. А он и в неблагоприятных обстоятельствах оказывается неуловимым, и напасти переносит благодушно, и козни обращает в случай к приобретению славы. Он не унижается до раболепного угодничества, но держится такого образа мыслей, который выше всего, что ни злоумышляют другие... Преподобный Исидор Пелусиот ( 52, 187 ). Будьте мужественны и вместе великодушны: Бог пребывает в человеке великодушном. Великодушный соответствует воле Божией во всякое время. Преподобный Антоний Великий ( 82, 15 ). Крепость желающих стяжать добродетели заключается в следующем: если они падут, то не должны предаваться малодушию, они должны восстать и снова подвизаться ( 82, 201 ). Господь одаривает почестями и наградами тех, кто мужественно подвизается на крестном поприще земной жизни, кто свергает с себя бремя преходящего мира терпением скорбей и умерщвлением тела ( 82, 210 ). Мужество состоит в том, что человек вооружается против прежде сделанных грехов, молит Бога о даровании ему прощения в них, молит Бога, чтобы они не возобновлялись ни в его уме, ни в сердце, ни в действиях ( 82, 220 ). Утверждай мужеством сердце твое, не предавайся унынию, думая: «Как мне исполнить заповеди Господа, когда я грешник?» Если человек оставит грехи свои и обратится к Богу, то покаяние возрождает его в новую, духовную и святую жизнь. Преподобный авва Исаия ( 82, 234 ). Тем, кто имеет меч в руке своей. Бог помогает во время всей жизни. Если будем храбры. Он сотворит с нами милость. Преподобный Пимен Великий ( 82, 332 ). В иное время надо уклоняться от умышляющих зло. А кому попущено впасть в искушение, тот должен просить в молитвах об облегчении, чтобы ему по силам было понести искушение, и об исполнении воли Божией ( 6, 372 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Он должен привести себя в настроение готовности умереть ежечасно, должен, приступая к молитве, каждый раз рассмотреть, что отлучает его от Бога, и устранить это из себя, должен возненавидеть земную жизнь. Тогда бла гость Божия не замедлит даровать ему желаемое. Авва Исаия ( 82, 205 ). Действительно избравшие отшельничество телом и умом, чтобы сосредоточить мысли свои в уединенную молитву, умереть для всего преходящего, для мира и к воспоминаниям о нем, должны служить Христу не внешними делами и не наружной правдой, что бы оправдаться ею, но умерщвлением, по слову апостола, членов своих, которые на земле, жертвоприношением чистых и непорочных помыслов, этих начатков совершенствования, страданием телесным в терпении бед ради надежды на будущее. Монашеское жительство равночестно ангельскому. Не должно нам оставлять делания небесного и держаться делания вещественного. Преподобный Исаак Сирин ( 82, 255 ). Нужно избегать людей, пребывать в келлии, непрестанно плакать о грехах, воздерживать язык и чрево: это выше всех добродетелей. Преподобный Макарий Великий ( 82, 312 ). Три главные делания необходимы: бояться Бога, молиться и делать добро ближнему ( 82, 332–333 ). Хранение себя, тщательное внимание к себе во всех случаях и рассуждение – три орудия, которыми душа вырабатывает свое спасение. Преподобный Пимен Великий ( 82, 339 ). Того, что не любишь сам, не делай другим. Не любишь, чтобы тебе говорили неприятное, не говори неприятное другим. Не любишь, чтобы на тебя клеветали, не клевещи на других. Не любишь, чтобы кто злоречил, бесчестил тебя, похищал твое или делал тебе что-нибудь подобное, и ты ничего такого не делай никому. Если кто сможет сохранить эти слова, – они достаточны для его спасения ( 82, 372 ). у Встав от сна, во-первых, прославь Бога, потом немедленно начни твое правило, состоящее из положенного тебе псалмопения молитвы, со вниманием, со многим смирением и страхом Божиим, как бы предстоя Самому Богу и Ему говоря слова молитвы. На что будет направлен с утра ум, тем занимается и весь день, как жернов, мелющий в продолжение всего дня то, что всыплют в него с утра, – будет ли то пшеница или плевелы.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Обратитесь на путь Евангелия Христова и крепко держитесь его, чтобы ваше взаимное единодушие вечно процветало и было достоянным, и вновь обратит к вам лицо Свое Господь, и вместе с миром снизойдет на вас благодать Божиего Духа. Святитель Григорий Палама ( 65, 18 ). Если будем творить добро – водворится в нас мир «Плод же духа: любовь, радость, мир...» ( Гал. 5, 22 ). Поэтому если мы, оставив образы, воспримем истину и дух Писания, тотчас же откроется нам прежде всего любовь и, Переходя от нее к радости, мы обретем мир... ...Не будем думать, что мир состоит только в том, чтобы не ссориться с другим человеком: мир Христов, то есть наследие наше, бывает с нами, когда спокойная мысль не возмущается никакими страстями. Блаженный Иероним. Творения, кн. 17, Киев, 1903, с. 163, 182–183. Если человек не положит в сердце своем, что кроме его одного и Бога никого другого нет в мире, то не сможет обрести спокойствия в душе своей. Преподобный Антоний Великий ( 82, 68 ). Пока человек не возлюбит Бога от всей крепости своей, пока не прилепится к Богу всем сердцем своим, до тех пор не даруется ему покой от Бога ( 82, 141 ). Мир души – от повиновения ее сил уму. Преподобный авва Исаия ( 82, 216 ). Отрекись от своей воли, отвергни все, что приводит к заботам мира сего и к рассеянности, и найдешь спокойствие. Преподобный Сисой Великий ( 82, 350 ). Будем исполнять волю Отца, призвавшего нас к жизни, будем более стремиться к добродетели, оставив дурные склонности, предшествующие грехам, избежим нечестия, чтобы не постигло нас зло. Ибо если мы будем стараться делать добро, то водворится в нас мир. По этой-то причине не найти его тем, которые приносят страх человеческий, предпочитая здешнее наслаждение будущему обетованию. Святитель Климент Римский ( 1, 124–125 ). Отвергни оправдания и будешь спокоен в краткие дни земного странствия твоего ( 82, 335 ). Если будем искать покоя, то он будет убегать от нас; если же будем убегать от покоя, то он погонится за нами. Преподобный Пимен Великий ( 82, 334–335 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

68 См. разсказ Феодорита о том, как его бабка по матери умоляла св. Петра помочь одному несчастному земледельцу, одержимому бесом (Hist. relig., cap. 9: Μ. 82, col. 1384. 1385. И. Б., стр. 112–113). 70 Hist. relig. cap. 8: Μ. 82, col. 1377, ρ. 1185. 1368, ρ. 1176. И. Б., стр. 104–105. 95. Афраат был родом Перс и весьма плохо владел греческим языком. 73 Hist. relig., cap. 12: M. 82, col. 1397. И. Б., стр. 126–128. Здесь сообщается, что Зенон рассказал Феодориту о том, как он спасся от Исаврийцев, поразив их слепотою. 75 Hist. relig., cap. 12 ( Μ. 82, col. 1397, ρ. 1203): κα τγχανον τηνικδε τς ερς ββλους τ θε παναγινσκων λα. 76 Тилмон (Mémoires, XV, ρ. 213) пишет: Théodoret fut peut etre mis de I’enfance au rang des lecteurs, comme cela n’etoit pas alors extraordinaire dans I’Orient ef dans l’Occidenm. Cp. свидетельство Исихия о Феодоре Мопсуэстийском (Mansi, IX, 218. С. Дeяh. V , стр. 139. 437) и показание Мопсуэстийских клириков-пресвитеров: Олимпия, Фомы, Фео­дора, Фомы и диаконов: Иоанна, Фомы (Mansi, IX, 280. 281. 282. Дeяh. V , стр. 201. 202. 203. 205). 77 Hist. relig., cap. 12 ( Μ. 82, col. 1397, p. 1208. И. Б., стр. 126): μν τν νετητα προβαλλομνων κα τς λιχας τ ωρον ( ρτι γρ ουλ ου βραχε αν τνα προσβολν δεδγμεθα) κ. τ. λ. Значит, Феодорит приближался уже к тому периоду, который Римляне обозна­чали словом pubertas и который для мальчиков начинался с четырнадцатого года. 79 Garnerius (Dissert I, cap. II, n. IV: M, 84, col. 26), Schudzius (Dissert.: M. 80, col. 38), Cave (Op. cit., p. 405), Assemanus (Bibl. orient. III, I, p. 40). Ceillier (Histoire, XIV, p. 33), Baronius (Annales, t. VI, p. 551: not XXXII ad an. 408), Schröckh (Christliche Kirchengeschichte. XVIII Theil. Leipzig. 1793. S. 358), преосв. Филарет (Истор. учение, III, стр. 116) и др. совершенно несправедливо утверждают, что Феодорит при­нял церковное званий более по влиянию Антиохийского епископа, чем по собственной склонности. Что касается отзыва Феодорита о Порфирии, то его нужно признать скорее сдержанным; епископ Киррский пишет (Hist. eccles. V, 35: M. 82, col. 1256. Ц. И., стр. 368), что Александр «был, преемником Порфирия, который оставил много памят­ников человеколюбия, славился также и силою духа».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Какое же будет прощение нам и какое оправдание, если злой демон с таким неистовством действует против нас, а мы не окажем и малой части подобного усердия к спасению наших братьев, имея Бога своим Помощником ( 35, 782 ). Мы должны непрерывно и постоянно исправлять и дружески вразумлять наших беспечных братьев, хотя бы и не было никакой пользы от увещевания ( 35, 785 ). Не нужно никогда оставлять падших, хотя бы мы наперед знали, что они не послушают нас ( 35, 785 ). Велика награда пекущимся о братьях и великое наказание не заботящимся о их спасении ( 37, 140 ). Предпочитая другого, ты отдаешь честь самому себе, делаясь достойным большей чести, – будем же всегда уступать первенство другим ( 43, 357 ). Тогда ты более всего и будешь заботиться о собственной пользе, когда будешь искать ее в том, что полезно для ближнего. Святитель Иоанн Златоуст ( 46, 545 ). САМОМНЕНИЕ Если совершаешь молитву и подвиги со смиренномудрием, как недостойный, они будут благоприятны Богу. Если же вспомнишь о другом, спящем или нерадящем, и превознесешься сердцем, то тщетен труд твой ( 82, 135–136 ). Оставивший попечение о своих грехах и принявший на себя попечение об исправлении других, чужд молитвы, возносимой из всего сердца, чужд утешения, доставляемого Божественным разумом. Авва Исаия ( 82, 220 ). Не имей презрения к предстоящему тебе, потому что не знаешь, на ком почивает Святой Дух – на нем или на тебе. Предстоящим называю того, кто служит тебе. Изречения безымянных старцев ( 82,397 ). Если скажут о тебе что-нибудь несправедливо и ты смутишься, то нет в тебе страха Божия. Авва Исаия ( 82, 221 ). Не считай себя мудрым, иначе гордостью вознесется душа твоя, и ты впадешь в руки врагов твоих... Преподобный Антоний Великий ( 82, 23 ). Уничижающего и умаляющего себя Господь делает премудрым. Отпадает от премудрости Божией тот, кто признает себя мудрым. Преподобный Исаак Сирин ( 82, 253 ). Если, возгордившись, мы исполнились суетного мнения о себе и высокомерия, то впадем в неизбежный суд диавола ( 9, 129 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010