Скачать epub pdf ТЩЕСЛАВИЕ Жаждущий славы человеческой лишается славы Божией Смотри, чтобы, ища славы человеческой, не лишиться славы Божией... Преподобный Нил Синайский ( 49, 396 ). Тщеславный человек – идолопоклонник, хотя и называется верующим. Он думает, что почитает Бога, но в самом деле угождает не Богу, а людям ( 57, 144 ). Великое дело – отвергнуть душой похвалу человеческую, но больше – отвратить от себя похвалу бесовскую, влагаемую помыслами. Преподобный Иоанн Лествичник ( 57, 145 ). Иногда хорошие по видимости начинания приводятся в исполнение ради славы и людской похвалы, а это перед Богом равно неправде, воровству и другим грехам. Преподобный Макарий Египетский ( 33, 47 ). Не подражай фарисею, который все делал напоказ ( 82, 22 ). Не надевай одежды, которая приводит тебя в тщеславие. Преподобный Антоний Великий ( 82, 23 ). Любящему человеческую славу невозможно достичь бесстрастия: зависть и рвение живут в нем ( 82, 194 ). Ржавчина съедает железо, а честолюбие – сердце человека, потворствующего этой страсти ( 82, 203 ). Далек от плача тот, кто вдается в мирские заботы из-за тщеславия ( 82, 221 ). Одержимый страстью тщеславия чужд мира, ожесточается сердцем против святых и к довершению своих зол впадает в высокоумие, гордость и навык ко лжи ( 34, 82 ). Избегай тщеславия – и сподобишься быть причастником славы Божией в Будущем Веке. Преподобный авва Исаия ( 34, 216 ). Искание славы от людей – доказательство неверия и отчуждения от Бога. Святитель Василий Великий ( 8, 196 ). Не старайся показать себя (перед людьми) искусным во всяком деле, чтобы не впасть в тщеславие, которое приводит к сластолюбию, гневу и печали. Преподобный Ефрем Сирин ( 25, 395 ). Для чего ты рассматриваешь свои добродетели и выставляешь их напоказ? Или не знаешь, что, хваля самого себя, уже не будешь похвален Богом? ( 41, 31 ). Ничто, поистине ничто не делает людей настолько способными преступить закон и безрассудными, как желание народной славы ( 41,434 ). Человек, увлекаемый славой, не способен мыслить что-либо великое и благородное; он неизбежно становится постыдным, низким, бесчестным, ничтожным ( 42, 31 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

82,9). Августин хотя и повторяет здесь уже изложенную ранее аргументацию в отношении безвредности исполнения ветхозаветных установлений (ep. 40,4), однако, учитывая возражения Иеронима, все же делает важное дополнение, указывающее на временный их характер для христиан из иудеев. Апостол Павел, соблюдши эти ритуалы, «показал, что ни евреи не должны были быть отвращаемы от них тогда, как от нечестивых, ни язычники не должны были быть принуждаемы к соблюдению их как необходимых» 36 . Августин напоминает то, что Апостольский Собор в Иерусалиме запретил принуждать язычников соблюдать иудейские установления, однако иудеям оставил тогда свободу в этом, что, конечно же, не предполагало наделение этих обрядов какой-то спасительной силой; об этом знали и апостол Петр, и апостол Павел (ep. 82,10). Свобода апостола Павла в этом вопросе хорошо видна на примере Тимофея и Тита. Так, обрезание Тимофея должно понимать не как уступку или притворство апостола Павла, как полагал Иероним, а как указание язычникам, дабы они обрезание не почитали идолослужением, потому что оно было дано Богом (ep. 82,12). С другой стороны, Павел не обрезал Тита, с тем чтобы иудеи не посчитали это необходимым для спасения и не ввели язычников в соблазн обязательного соблюдения ветхозаветных ритуалов и, таким образом, не лишили бы христиан свободы ( Гал.2:3–5 ) (ep. 82,12). Блаженный Августин хочет отойти от категоричности Иеронима в оценке иудейских ритуалов, расценивавшего их как сугубо злое деяние. Августин проявляет в этом вопросе большую диалектику. Он говорит о том, что если мы признаем их благими, то вынуждены будем их соблюдать, а если порочными – тогда вынуждены будем апостолов, их соблюдавших, признать притворщиками (ep. 82,13.14). Если мы признаем допустимость притворного соблюдения установлений Ветхого Завета, тогда мы должны позволить и нынешним христианам из иудеев действовать так же, но это будет худшая ересь, нежели ересь эвионитов (ep. 82,16). На самом деле, Бог ритуалами Ветхого Завета, как пророчествами, обозначил и предуказал грядущее.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Правоверные христиане, оставив все свои дела, стекайтесь на церковную молитву без лености и не говорите так: отпоем дома. Не может та молитва ничего успеть без церковной молитвы. Как дом не согреется дымом без огня, так и та молитва без церковной. Ибо Церковь называется земным Небом, в ней закалается Агнец, Сын, Слово Божие, за очищение грехов всего мира, верных и людей, трепещущих словес Божиих. В ней же проповедуется Евангелие благовещения Царства Божия, и Деяния святых апостолов, и Соборные послания, и 14 Посланий святого нашего учителя апостола Павла, и почитаются семь святых Вселенских Соборов. В церкви престол Божией славы осеняют невидимо Херувимы и священническими руками приемлются Божественные Тело и Кровь и подаются верным людям на спасение и на очищение душ и тел. И такое страшное, и грозное, и преславное чудо Божие, каким является церковное богослужение, вы хотите заменить домашним своим пением! Святитель Алексий, митрополит Московский ( 115, 600 ). Молитвенное правило Не оставляй молитвенного правила, чтобы не впасть в руки врагов твоих ( 82, 186 ). Тщательно исполняй твое молитвенное правило. Остерегись! не допусти себе пренебречь им. От тщательного исполнения правила просвещается и укрепляется душа. Преподобный авва Исаия ( 82, 204 ). Лучше правило легкое, но постоянно совершаемое, чем правило трудное вначале, но скоро оставляемое. Авва Матой ( 82, 313 ). Наблюдай установленные часы для молитвословий и не пропускай ни одного из них, чтобы не подвергнуться за это суду. Преподобный Антоний Великий ( 82, 22 ). Прежде чем ляжешь спать, проведи два часа в молитве и псалмопении, потом усни. Когда же Господь возбудит тебя, встань и исполни молитвенное правило твое с тщанием. Если ощутишь леность в теле, скажи ему: «Неужели ты хочешь покоиться во время этой краткой жизни и потом навсегда быть ввергнутым во тьму кромешную?», понудь себя немного и вскоре придут и бодрость, и сила. Преподобный авва Исаия ( 82, 168 ). Не сочти праздностью умножение занятия молитвой непарительной (чуждой развлечения), сосредоточенной (внимательной) и продолжительной по той причине, что при этом уменьшил твое псалмопение. Возлюби более поклоны в молитве, нежели псалмопение. Если оживет в тебе молитва, то она заменяет собою правило, состоящее из молитвословий. Если во время совершения твоего молитвенного правила тебе будет дано дарование слез, то не признай наслаждение ими праздностью в отношении к твоему правилу, ибо благодать слез есть последствие полноты молитвенной. Преподобный Исаак Сирин ( 82, 275 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Постоянно содержи в памяти предстоящие тебе кончину и Суд – и сохранишь душу от согрешения. Авва Евагрий ( 82, 113 ). Ежедневно имейте смерть перед очами. Да объемлет вас непрестанное попечение о том, каким образом вы будете разлучаться с телом, каким образом сможете пройти через область властей тьмы, которые встретят вас на воздухе, как благополучно предстать перед Богом. Готовьтесь к страшному дню ответа на Суде Божием, как бы уже видя Его. Тогда получат воздаяние свое все дела, слова и помышления каждого из вас, ибо все обнажено и открыто пред очами Того, Кому мы должны представить отчет о нашей земной жизни. Преподобный авва Исаия ( 82, 162 ). Если есть гробы на том месте, где ты пребываешь, то ходи туда часто и присматривайся к лежащим в гробах, в особенности же тогда, когда беспокоит блудная брань ( 82, 375–376 ). Если узнаешь, что брат отходит ко Господу, то пойди и пребудь у него тот день, чтобы увидеть, как душа разлучается с телом... ( 82, 376 ). ...Ищущий плача ... должен непрестанно вспоминать о смерти и о вечной муке, о родителях своих, скончавшихся знакомых – где они ныне? ( 82, 380 ). Сказал старец: человек, имеющий постоянно смерть перед очами, побеждает уныние. Изречения безымянных старцев ( 82, 399 ). Кто имеет перед глазами смертный день и час и всегда помышляет об оправдании на непогрешимом Суде, тот или вовсе не согрешит, или согрешит весьма мало, потому что грешим мы по отсутствию в нас страха Божия. Святитель Василий Великий ( 9, 303 ). После смерти уже никому не будет возможности уврачевать памятью о Боге болезнь, причиненную грехом, потому что исповедь имеет силу на земле, а в аду этого нет. Святитель Григорий Нисский ( 18, 200 ). Не случайно учителем мудрости вошла в нашу жизнь смерть, воспитывая ум, укрощая страсти души, утишая волны и водворяя тишину. Святитель Иоанн Златоуст ( 37, 515 ). Со всяким человеком неразлучна мысль о смерти. Но неверующие плохо ею пользуются, сожалея только о разлуке с удовольствиями жизни (и потому спешно стремятся к удовольствиям). Верующим же она помогает исцеляться от постыдных страстей ( 27, 114 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Здесь по-прежнему он уверяет папу, будто еще с самого вступления на престол неоднократно пытался послать к нему своих послов, но что они не могли пройти к нему. Чтобы побудить папу к скорейшей решимости, он сообщает ему, неизвестно – действительную правду или нарочно придуманную ин ложь, что к нему засылают греки, предлагая короновать его царским венцом и сделать его архиепископа патриархом (послание у Миня т. 215, стр. 155). Василий отправился из Болгарии в июле 1203 г.; но, подобно Власию, и он принужден был воротиться с дороги. Доехав до Диррания (Дураццо в Албании на Адриатическом море), он остановлен был здесь греками, которые не только не хотели пропустить его, но если бы не находившиеся в городе латиняне, то хотели было даже бросить в Норе. Не имея возможности проехать сам, открытым посольством, он тайно отправил к папе с грамотой двояк ив своих спутников (см. у Миня т. 215, стр. 156 и 288). Наконец прибыл и посол папы с его ответом на посланные с Домиником грамоты. Посол этот, папский капеллан Иоанн de Casemarino, отправлен был еще в декабре 1202 года (от 3 декабря 1202 г. посланные с ним грамоты см. у Миня т. 214, стр. 1115); но он имел поручение устроять церковные дела в Боснии и Венгрии (см. у Миня т. 215, стр. 153 и 200), почему и прибыл в Болгарию только в августе 1203 г. (ibid, т. 215, стр. 288 fin. sqq). Если поведение Калияна, который в первых своих посланиях, прося царского венца себе, ничего не просил архиепископу, действительно должно понимать так, что он рассчитывал получить от папы первый, не вступая с ним в формальный церковный союз: то он должен был убедиться, что папа был не такой человек, которого легко можно было провести. Не посылая пока того, что у него просили, папа поспешил прислать сначала то, чего у пего не просила, но что он должен был навязать просителям, чтобы привести их в формальное церковное себе подчинение; именно, не посылая венца царю, он прислал с Иоанном капелланом паллиум архиепископу. Вместе с этим, прежде всякого венца, Калиян должен был вручить послу клятвенную запись в том, что он и его преемники навсегда пребудут с своим царством в неизменной верности св.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Котович Борис, священник 282. Краснопольское, с. верхотурского у. 83. Крейтон Николай Николаевич, в звании камергера 125. Кречетович Иосиф Павлович, протоиерей 280. Кронштадт 58. 59. Ксения Александровна, Великая Княгиня 285. Куломзин Анатолий Николаевич, председатель Государственного Совета 128. 130. 261 Куплетский М.А. 284. Курды 194. 222. 225. Курская дружина 281. Лавров – см. Сергий Латино-униатская вера 198. Латинский язык 215. Латинство 196. Латышенков – см. Смарагд. Латыши 168. Латышская оргапизация 168. Леонид (Сенцов), архимандрит 218. 219 Лепорский Петр Иванович, протоиереи 281. Литейный, проспект в Петрограде 68. 69 Литовская епархия 150. Литсвский архиеипскоп 175. 280. Лондон 32. Лука, евангелист 282. Лукашевич Илиодор, священник 282. Львов, город 194. 202. 211. 216. Мадьярское иго 195. Мазепинская пропаганда 191. Маклаков Николай Алексеевич, министр 90. 188. Максимович Даниил, священник 282. Малиновский Николай Платонович, протоиерей 216. Малороссийская речь 202. Малорусская речь 205. Мальдев Алексей Петрович, протоиерей 226. Манявский скит, в Галиции 194. 201. 202. Мардарий Ускокович, иеромонах сингел 193. Марии, Императрицы, Ведомство 108. Мария Николаевна, Великая Княжна 10. 12. Мария Феодоровна, Государыня Императрица 32. 63. 281. Марк, евангелист 282. Марфо-Мариинская обитель милосердия, в Москве 281. Матвей, евангелист 282. Мельникова – см. Сусанна. Минская епархия 150. Минск, г. 72. 73. Мироносицкий Порфирий Петрович , редактор 273. Мирон, св. 291. Митрофан, митрополит черногорский 139. Михаил Александрович, Великий Князь 134. Михаил, архангел 292. Можайский епископ 281. Моисей, пророк 38. 40. Молдаване 191. Москва 5. 6. 38. 39. 49. 57. 58. 59. 60. 95.215. 225. 229. 264. 276. 281. 299. Московская: Духовная Академия 197.257; губерния 6; епархия 281. 308; Синодальная Контора 214. 215; епархиальная Миссия 275; 276; синодальная типография 69. 215. 276. 277. 278. 281. Московский: местный Комитет Россииского Общества Красного Креста 279. 281; митрополит 182. 215. 276; монастырь новоспасский 225; донской 310; полк 292; Университет 282.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

601 В АП. (215, 1): μφτεροι δ τ πρς γγελαν, κδημαν, πηρεσαν, δουλεαν. Hauler (fr. 35, 20): et ad peregrinationem et ministerium et servitium ad jussionem episcopi paratissimus et mobilis sit. Ср. Функ. (214, 1). 602 Буквально: «и будьте одной душей, которая живет в двух телах». Hauler (fr. 35, 26): et duo (у Hauler " а ошибочно поставлено «domino» вместо «duo»; Функ исправил эту ошибку – р. 214, 4) corpora in una anima portantes. 603 Hauler (fr. 35,27): quantum sit ministerium diaconiae. АП. совершенно уклоняются от сирийского и латинского текста (215, 5): τν τς διακονας μισϑν. 606 АП (215,9): κν δ ψυχν πρ δελφο ποϑσϑαι, μ διστσωσιν. Hauler (fr. 36, 1): ut, si necessitas vos exegerit et animam pro fratre ponere, per ministerium vestrum ponatis nolite dubitare. 609 Hauler (fr. 36, 10): quia discipuli ejus sumus et locum Christi sortiti. В АП. все это сильно изменено. 611 Hauler (fr. 36, 12): quomodo dominus noster succingens se linteum et accipiens in pelve aquam recumbentibus omnibus nobis veniens lavit pedes etc. B АП. передается по Евангельскому тексту (215, 20). 613 В АП. (217, 1): ταπενωσεν αυτν, πς ν μες παισχυνϑσεσϑε,... Hauler (fr. 36, 19): nolite dubitare. 614 Hauler (fr. 36, 19): ut superinponentes et infirmis hoc faciatis, quia operarii veritatis estis, Christi exemplo succincti. Последних слов нет в АП. 615 В АП. (217, 5): ο γρ δ νϑρωπον ποιετε... ν μρ τποκοπς μν. Hauler (fr. 36, 23): nam si ita agitis, secundum hominem facitis ea... in die visitationis. 616 Надписание ΧVII главы в издании Gibson (Codex Harrisianus): «Справедливо, чтобы епископы заботились о сиротах, остающихся малыми, и их воспитании; и осуждение тех, кои, хотя и владеют кое-чем и не испытывают нужды, отличаются жадностью и принимают (известную долю) из даяний, приносимых в церковь для бедных и сирот. 617 Hauler (fr. 37, 1): qui habet pueram, id est filium; АП. Совершенно согласуются с сирийским текстом. 618 Hauler (fr. 37, 2): qui tempore nuptiarum possit eam accipere. АП. (219, 5): τν δ παρϑνον, χων υν δυνμενον ατ τας το γμου ραις σογχρονσαι συζεξ.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prokoshe...

житие Феодосия терн, в Чтен. Общ. Ист. 1860, кн. 1, л. 8), Виссарион, Макарий (Времени, стр. 15). Преславские митрополиты были «протофронами», т. е. первыми после патриарха митрополитами (житие Феодосия терн., ibid. л. 8). 3) Вельбуждьская. В первое время по восстановлении царства Вельбуждю почему-то придаваемо было особенное значение, – в 1203 г., при заключении унии с Римом, епископ вельбуждьский вместе с епископом преславским возведен был в митрополиты, и притом поставлен был первым после патриарха (или примаса, во что собственно возведен был папою архиепископ терновский) 92 ; но в последующее время кафедра вельбуждьская была просто епископией. Под 1203 г. упоминается митрополит вельбуждьский (Belesbudiensis) Анастасий (Патрол. Миня т. 215, ст. 290); в болгарском синодике (Временн. стр. 15) упоминаются епископы вельбуждьский: Анастасий, Епифаний и Дмитрий (очень может быть, что Анастасий синодика есть одно и то же лицо с митроп. Анастасом 1203 года, т. е. что синодик называет последнего епископом, не признавая за ним сана, полученного от папы). Территория епископии вельбуждьской в половине тринадцатого века отошла от болгар к грекам (а от сих последних к сербам), при чем и кафедра епископская была закрыта. 4) Скопийская. Под 1203 г. упоминается епископ скопийский Марин (уМиня т. 215, стр. 289). Территория епархии скопийской отошла от болгар сначала к грекам, а потом к сербам, одновременно с территорией епархии вельбуждьской; епископская кафедра осталась при этом незакрытою. Кафедральною церковию епископа скопийского в 1203 г. была церковь Богородицы (у Миня ibid.). 5) Приштинская. Под 1203 г. упоминается епископ приштинский Авраам (у Миня т. 215, стр. 289). Во второй половине тринадцатого века область епископии приштинской отошла от болгар к сербам; неизвестно, когда была закрыта епископская кафедра, но под владением последних ее уже не существовало. 6) Нишевская или Нишская. Под 1203 г. упоминается епископ нишский Кирик (у Миня т. 215, стр. 289); в болгарском синодике упоминаются епископы Кирилл и Дионисий (Временн. стр. 15). В 1203 г. кафедра епископа нишского была при церкви Св. Прокопия (у Миня ibid.). В конце тринадцатого или в первой половине четырнадцатого века область епископии нишской отошла от болгар к сербам, причем и епископы нишские перешли под ведение сербских архиепископов.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Он имел все пороки малодушных: вероломство, неблагодарность, подозрительность, надменность в счастии и робость в бедствиях. При нем унизилось достоинство Великого Князя, и только сильная рука Мономахова держала его 20 лет на престоле, даруя победы отечеству. Святополк был набожен: готовясь к войне, к путешествию, он всегда брал молитву у печерского игумена, над гробом Феодосия, и там же благодарил Всевышнего за всякую победу; украшал, строил церкви, – как-то Михаила Златоверхого в Киеве, где погребено тело сего Князя – и в 1108 году велел Митрополиту вписать Феодосиево имя в Синодик для поминовения во всех Российских Епископиях. Довольный наружностию благочестия, он явно преступал святые уставы нравственности, имея наложниц и равняя побочных детей с законными. Святополк оставил супругу, которая по его смерти раздала великое богатство монастырям, Священникам и бедным (ибо он собрал множество золота, и притом всякими средствами: терпел Евреев в Киеве – вероятно, переехавших к нам из Тавриды, – и сам не стыдился, к утеснению народа, торговать солью, которую привозили купцы из Галича и Перемышля). – Сбыслава, дочь Великого Князя, в 1102 году сочеталась браком с Королем Польским, Болеславом Кривоустым. Взаимная государственная польза требовала сего союза, и Балдвин, Епископ Краковский, исходатайствовал разрешение от Папы: ибо Княжна Российская была в свойстве с Королем. Брачное торжество совершилось в Кракове: Болеслав, в изъявление своего удовольствия, щедро одарил Вельмож Польских. Он уважал тестя и простил своего брата, мятежного Избыгнева, который, в 1106 году приехав в Киев, молил Великого Князя быть посредником между ими. Вторая дочь Святополкова, именем Передслава, в 1104 [году] вышла за Королевича Венгерского, сына Коломанова, Ладислава, или Николая. В то же самое время – в 1104 году – третья Княжна Российская, дочь знаменитого Володаря и племянница Василькова, была выдана за Царевича Греческого, сына Алексиева, Андроника, или Исаакия: первый убит на войне в цветущей юности; второй был родоначальником Императоров Трапезунтских.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Karamz...

Пс.140:5 Накажет мя праведник милостию и обличит мя, елей же грешнаго да не намастит главы моея: яко еще и молитва моя во благоволениих их. Мы живем в обществе себе подобных людей, между которыми есть и праведные, т.е. люди богобоязненные и любящие закон Божий, и грешные, т.е. люди, забывающие Бога и пренебрегающие заповеди и божественные уставы. Некоторые из последних относятся к нам, по-видимому, любезно и благоволительно. Пророк, желая сказать здесь, как он сам относился к тем и другим людям, говорит (по изложению Евфимия Зигабена) : пусть обличит и накажет меня (выговором) праведник; а ласковость и услужливость грешника пусть не подает мне руку и не услуживает мне; потому что лучше и полезнее бич и обличение от праведника, нежели ласковость, угодливость и услужливость грешника, что значит елей. И жезл праведника гораздо душеполезнее, нежели честь и благотворительность злого, как сказал и св. Григорий Богослов : Полезнее бич праведника, нежели милость грешника, и жезл праведника лучше чести злого. Прибавлено: милостию, потому что праведник, хотя наказывает и обличает, но человеколюбиво и милостиво, ибо он заботится, чтобы согрешающий брат его не погиб, если не получит надлежащего обличения» с. 103]. Другие отцы так говорят о сем: «Всякое вразумление, – говорит св. Афанасий Великий , – охотно прииму от праведного, но от грешника не прииму благословения и ласкательства, которым, как елеем, умащают главу мою» с. 414]. А св. Иоанн Златоуст так говорит: «в тех обществах, в которых приятно говорят ко вреду, я не хочу участвовать, но лучше желаю быть с теми, которые обуздывают, исправляют, обличают, обнажают грехи, наказывают, а от нечестивых не приму и приятных слов». Последния слова: яко еще и молитва моя во благоволении их, – блж. Феодорит объясняет так: «Я не только не завидую благоденствию их, но еще молюсь об изменении счастия их, дабы, изменившись во благоуспешности, они изменились и во зле» с. 1104]. Посему под благоволениями блж. Феодорит здесь разумеет благополучие и благоденствие беззаконных и грешных с. 1104].

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Razum...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010