Краткие сведения о поминаемых Члены семьи Царского Дома Романовых, погребенные в Пекине: Великий Князь Сергей Михайлович Великий Князь Романов Сергей Михайлович, сын Великого Князя Михаила Николаевича, внук Государя Императора Николая I. Родился в 1869 г. Генерал-Адъютант, генерал от артиллерии, генерал от артиллерии по гвардейскому корпусу. С 1904 г. – инспектор, с 1905 г. – генерал-инспектор артиллерии. Убит 18.07.1918 г. большевиками в 18 километрах от г. Алапаевска. Тело брошено в одну из шахт рудника Нижняя Селимская. Честные останки его извлечены из шахты и вместе с другими Алапаевскими мучениками перенесены в Свято-Троицкий собор Алапаевска. В 1919 г. перевезены в Читу, где покоились в женском Свято-Покровском монастыре. В апреле 1920 г. тела Алапаевских мучеников перевезены через Харбин в Пекин, где и было совершено их погребение на загородном кладбище Российской Православной духовной миссии. В конце 1930-х гг. власти разрешили перезахоронение останков в церкви Всех Святых Мучеников на территории миссии в Пекине. В 1947 г. честные останки тайно перезахоронены в правый придел храма в честь святого Апостола Симона Зилота. Русской Православной Церковью Заграницей причислен к лику святых мучеников в 1981 г. Честные останки его покоятся под спудом на территории Российского посольства в Пекине. Князь Владимир Павлович Палей Владимир Павлович. Князь, внук Государя Императора Александра II, сын Великого Князя Павла Александровича от морганатического брака с княгиней Ольгой Валериановной Палей. Родился в 1896 г. Поручик лейб-гвардии Гусарского полка. Поэт. Убит 18.07.1918 г. большевиками в 18 километрах от г. Алапаевска. Тело брошено в одну из шахт рудника Нижняя Селимская. Честные останки его извлечены из шахты и вместе с другими Алапаевскими мучениками перенесены в Свято-Троицкий собор Алапаевска. В 1919 г. перевезены в Читу, где покоились в женском Свято-Покровском монастыре. В апреле 1920 г. тела Алапаевских мучеников перевезены через Харбин в Пекин, где и было совершено их погребение на загородном кладбище Российской Православной духовной мисси. В концу 1930-х гг. власти разрешили перезахоронение останков в церкви Всех Святых Мучеников на территории миссии в Пекине. В 1947 г. честные останки тайно перезахоронены в правый придел храма в честь святого Апостола Симона Зилота. Русской Православной Церковью Заграницей причислен к лику святых мучеников в 1981 г. Честные останки его покоятся под спудом на территории Российского посольства в Пекине. Князь Игорь Константинович

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Куда исчез храм в Мольгино? История о том, как российская система охраны памятников не спасла храм в деревне Мольгино Смоленской области. 25 апреля, 2014 История о том, как российская система охраны памятников не спасла храм в деревне Мольгино Смоленской области. При существующей системе охраны и реставрации храм со статусом «памятника архитектуры» иногда проще снести, чем восстанавливать. Хотя меньше всего проблем будет, если он разрушится сам. Хватились – храма нет Прошлым летом на одной из страниц справочной системы «Храмы России» появилась запись: «Храм, переживший разные исторические эпохи, не был уничтожен в Великую Отечественную войну и советское время, но, к сожалению, теперь по приказу новых «царьков» под видом реставрации разобран до основания усилиями рабочих-таджиков. Местным жителям была поведана легенда о якобы ветхом состоянии, но, судя по кирпичам и деревянным перекрытиям, он мог бы простоять еще не один век. Остатки кирпичей были свалены в поле, из части была выложена дорога на кладбище, некоторые кирпичи взяты местными жителями для строительства своих построек для хознужд; таджики выложили себе дорогу в уборную… Вот такое у нас в стране отношение к своим ценностям. Очень грустно…. 19 июля 2013. Теперь тут строится новодел…» Эту эмоциональную запись… никто не заметил. В то же время на сайте Вяземского благочиния Смоленской и Вяземской епархии в разделе «недействующие храмы» до сих пор значится: «Церковь Преображения Господня. Смоленская обл., Новодугинский р-н, с.Мольгино. Небольшая кирпичная церковь в стиле классицизма. Построена в 1820 году, возможно, на средства графов Паниных. Закрыта не позже 1930-х, в настоящее время заброшена, в тяжелом состоянии». Для справки: само Мольгино – это деревня в Новодугинском районе Смоленской области. Семь километров от автодороги Смоленск-Вязьма, одиннадцать – от железнодорожной ветки Вязьма-Ржев. 55 жителей по состоянию на 2007 год. Прихода здесь не было как минимум с середины 1930-х. Российская глубинка как она есть.

http://pravmir.ru/kak-ischez-hram-v-molg...

Лужники. Церковь Троицы Живоначальной. Троицкая церковь Карта и ближайшие объекты Упоминания о храме на этом месте имеются в летописях XVI века. В 1813 году на месте сгоревшей деревянной церкви Воскресения Христова «тщанием покойного поручика Порфирия Феодоровича Грекова при надзоре опекунов его малолетними детьми», был заложен каменный храм Святой Троицы с двумя приделами: Казанской иконы Божией Матери и святой великомученицы Екатерины. Храм строился по частям и был достроен в 1837 году, а колокольня пристроена в 1898 году. В 1930-е годы во время гонений на веру храм был закрыт и превращен в колхозный склад. В 1970 году сгорел и как ветхий фонд передан в 1991 году Русской Православной Церкви. Разрушения храма были очень сильные: отсутствовал потолок, крыша, двери, окна. Стены частично были разрушены. Фактически он находился в руинированном состоянии. Кирпичная церковь в стиле ампир построена в 1847 г. на средства А. Маслова. Боковые фасады кубического основного объема обработаны двухколонными лоджиями и полукруглыми окнами над ними. В третьей четверти XIXb. пристроена новая трапезная с двумя приделами. В 1930-х гг. церковь была закрыта, в 1991 г. возвращена верующим. http://www.ashipilin.ru/moblbaza/stupir.htm Лужники в 1-й половине XVI в. - оброчное поместье Андрея Непотева. В 1559 г. оно пожаловано Троицкому Белопесоцкому монастырю. В 1627 г. в Лужниках построена деревянная церковь Воскресения Христова. В 1774 г. владелец села Семен Никитич Маслов построил новую деревянную церковь, освященную во имя Живоначальной Троицы. В 1813 г. по завещанию поручика Порфирия Федоровича Грекова на месте сгоревшей возведена каменная ныне существующая Троицкая церковь. В 1819 г. пристроена трапезная с престолами во имя Казанской иконы Божией Матери и великомученицы Екатерины. После перестройки в 1847 г. церковь приняла вид. в котором дошла до нашего времени. В советское время церковь была закрыта. В 1991 г. руины переданы общине верующих. Храм восстановлен. http://stupino.stinline.ru/raion/hrami.html

http://sobory.ru/article/?object=09248

Макарьино (Кожа, Кожский погост). Храмовый комплекс Климентовской и Крестовоздвиженской церквей с колокольней в Макарьино (Усть-Коже). /// Объект утрачен Деревянный храмовый комплекс.  Утрачен. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Год постройки:Между 1695 и 1769. Год утраты:1985 (сгорел целиком от детской шалости) Адрес: Архангельская область, Онежский район, село Макарьино Координаты: 63.617714, 38.681577 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Церковь Климента, Папы римского в д. Макарьино Онежского района Архангельской области Деревянная церковь на подклете, построенная в 1695 году. Четверик, завершенный восьмериком, несущим рубленый шатер, с пятигранным алтарем, крытым бочкой. С севера и запада была охвачена крытыми папертями. При перестройках обшита тесом. Отдельно стоящая колокольня относилась к конце XVII - нач. XVIII вв., в XIX в. перестроен ее купол. Закрыта не позже 1930-х годов. Сгорела в 1985 году. Церковь Воздвижения Честного Креста Господня в Макарьино. Деревянная церковь на подклете, сооруженная в 1769 году. Высокий четверик, завершенный кубоватой кровлей с пятиглавием, с пятигранным алтарем, крытым бочкой. С запада к церкви примыкала трапезная. В XIX в. трапезная расширена, стены обшиты тесом. Закрыта не позже 1930-х годов. Сгорела в 1985 году. Главка Крестовоздвиженской церкви демонтирована и увезена в Малые Карелы. По материалам сайта Храмовый «тройник» - центр бывшего Кожского прихода: шатровая церковь Святого Климента, папы Римского (1695 г.), колокольня (1695 г.) и пятиглавая кубоватая Крестовоздвиженская церковь (1769 г.). Храмовый комплекс располагался (в 1985 г. он полностью сгорел) на высоком (ок. 10 метров) левом берегу р. Кожи у села Макарьино, в трёх километрах от деревни Усть-Кожа (Чирковская). Село Макарьино – небольшое поселение в 18 дворов (на 1920 г.), расположившееся в месте слияния Кужручья и р. Кожи, на левом её берегу. Кроме двух этих поселений в приход входили ещё шесть деревень: Семёновская (Глотово), Филимоновская (Кислуха), Ефимовская (Остров), Сидоровская, Петровская (Верхний Двор) – на р. Коже; Чижиково – на р. Онеге. В 1920 году на территории бывшего Кожского прихода насчитывалось 1073 жителя, дворов – 248. Эти деревни в своё время относились к Кожеозерскому Богоявленскому монастырю. Люди занимались земледелием, скотоводством, рыболовством, заготовкой и сплавом леса. В Чижиково шили лучшие в районе лодки.

http://sobory.ru/article/?object=38399

Марта 12 (25) Священноисповедник Александр (Державин) Составитель священник Максим Максимов Священноисповедник Александр Державин родился в 1864 году в селе Зеленцино Клинского уезда Московской губернии. После окончания в 1887 году Духовной семинарии он был рукоположен во священника к Богородице-Рождественскому храму села Александрово Звенигородского уезда. В 1897 году его перевели в село Троицкое того же уезда, где он служил в Троицком храме до самого ареста. С приходом в 1917 году новой безбожной власти начались гонения на Русскую Православную Церковь . Тяжелое, порой бедственное положение духовенства, которое было вынуждено платить большие налоги, терпеть различные запреты и социальную несправедливость по отношению к себе и своим семьям, усугублялось еще и тем, что власти, создавая новые экономические отношения, в своих неудачах и промахах нередко винили священников и верующих. Церковная жизнь в стране не могла развиваться спокойно. Каждый год приносил новые запреты, штрафы и лишения. Повсеместно арестовывалось духовенство и активные миряне. Очередная волна беспощадных широкомасштабных гонений на Церковь началась в 1929 году. С 1 на 2 января 1930 года в 10 часов ночи в доме отца Александра был произведен обыск. Все книги, письма и вещи были перерыты. После обыска, без предъявления священнику какой-либо вины, он был арестован и отвезен на станцию Кубинка и помещен до прибытия поезда в отдельную комнату как арестант. В 5 часов утра прибыл поезд до Москвы. С вокзала в закрытом автомобиле он был доставлен на Лубянку в ОГПУ. 3 января 1930 года отец Александр был допрошен. -Меня арестовали я не знаю за что. Антисоветской агитации я не вел и вообще стою в стороне от политики. Большего показать ничего не могу, – ответил священник на вопросы следователя. -Что вы знаете по поводу восстания против советской власти в Звенигороде? – спросил следователь. – Я ничего по поводу этого восстания не знаю… Допрошен отец Александр был один раз. 5-го января его перевели в Бутырскую тюрьму в Москве. После обыска он был помещен в камеру. В Бутырках его еще раз вызывал к себе следователь на допрос. 15 января предъявили обвинение в том, что он, совместно с активом церкви, «будучи тесно между собой связаны по церковным делам, в продолжение долгого времени систематически вели злостную антисоветскую агитацию, направленную к срыву проводимых советской властью и партией мероприятий в деревне.».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АФАНАСИЙ (Мартос Антон Викентьевич; 8.09.1904, дер. Завитая близ г. Несвижа Слуцкого у. Минской губ.- 3.11.1983, Буэнос-Айрес, Аргентина), архиепископ Буэнос-Айресский и Аргентинский Русской Православной Церкви за границей (РПЦЗ). Род. в крестьянской семье. Окончил народное уч-ще в с. Крутой Берег, высшее уч-ще в Несвиже, в 1925 г.- гимназию в Несвиже. В 1926-1930 гг. учился на правосл. богословском фак-те Варшавского ун-та, в 1933 г. получил степень магистра богословия за дис. «Святитель Димитрий, митрополит Ростовский, как пастырь и учитель пастырей». 4 янв. 1927 г. в Почаевской лавре наместником архим. Дамаскином пострижен в монашество с именем в честь прмч. Афанасия (Филипповича) . 29 янв. 1928 в кафедральном соборе во имя равноап. Марии Магдалины в Варшаве был рукоположен во иеродиакона Гродненским архиеп. Алексием (Громадским) , в кон. марта 1929 г.- во иеромонаха Кременецким еп. Симоном (Ивановским) (см. Польская автокефальная Православная Церковь ). До июня 1930 г. окормлял рус. общину в мест. Благодатное близ Варшавы, затем служил настоятелем Петропавловской ц. в г. Воломин близ Варшавы. В дек. 1931 г. назначен наместником Яблочинского мон-ря и заведующим приютом для престарелого духовенства, находившегося при этой обители. В окт. 1932 г. переведен в с. Турковичи на Холмщине, где устроил подворье Турковичского мон-ря, за что 15 июля 1933 г. награжден золотым наперсным крестом. С 1933 по авг. 1934 г. являлся настоятелем храмов в городах Кельце и Радом. С 1934 г. служил воспитателем и инспектором в интернате для студентов богословского фак-та Варшавского ун-та. Пользовался уважением среди воспитанников интерната, постоянно оказывал помощь нуждающимся. В 1939 г. окончил курс педагогики на гуманитарном фак-те Варшавского ун-та со степенью д-ра богословия за соч. «Великий Катехизис Киевского митрополита Петра (Могилы)». В 1938 г. возведен в сан игумена, затем - в сан архимандрита. В марте 1940 г. вновь назначен настоятелем Турковичской обители.

http://pravenc.ru/text/76912.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВСЕПРАВОСЛАВНЫЙ СОБОР подготавливаемый правосл. сообществом Собор всех правосл. Церквей. Общий Собор правосл. Церквей не проводился со времени VII Вселенского Собора 787 г., хотя известны Соборы с участием представителей неск. или даже всех Поместных Церквей, напр. Ясский (1642), Московский (1666-1667), Иерусалимский (1672), К-польский (1691) и др. Особенно представительным был К-польский Собор в храме Св. Софии (879), в к-ром участвовали Предстоятели 5 Церквей, в т. ч. Римской. Однако эти Соборы не имели статуса всеправославных. В XX в. также предпринимались попытки собрать представителей всех правосл. Церквей. Так, в 1923 г. в К-поле состоялся «Всеправославный конгресс» , однако название этого совещания всеправославным не может быть принято, т. к. в его работе не участвовали представители Александрийской, Антиохийской, Иерусалимской и большинства др. Поместных Церквей. К-польский Патриархат предложил созвать в 1925 г. в Иерусалиме в 1600-ю годовщину I Вселенского Собора Вселенский Собор «для рассмотрения разных вопросов первостепенной важности, разрешение которых является спешным и абсолютно необходимым». Поместные Православные Церкви, приветствуя саму идею Собора, после тщательного изучения предложенных вопросов заявили о необходимости созвать прежде Предсобор из представителей всех автокефальных правосл. Церквей. По этому предложению 8-23 июня 1930 г. на Афоне, в Ватопедском мон-ре, заседала Межправославная подготовительная комиссия Предсобора, к-рая составила список тем и предложила обсудить их на Предсоборе в июне 1932 г. в том же Ватопедском мон-ре (не состоялся). В работе комиссии приняли участие Предстоятели К-польской, Александрийской, Антиохийской, Иерусалимской, Сербской, Румынской, Кипрскую Церковь представляла К-польская Церковь, Элладской и Польской Православных Церквей. Из 32 тем, определенных Межправославной подготовительной комиссией, после обсуждения осталось 16, собранных в единый каталог, к-рый был впосл. использован на I Всеправославном совещании. 1-й и основной в каталоге значилась тема о положении в РПЦ. Представители РПЦ в работе Межправославной подготовительной комиссии участия не принимали: К-польский Патриарх Фотий II направил 6 мая 1930 г. письмо 844) одновременно на имя митр. Нижегородского Сергия (Страгородского) и на имя главы «Живой церкви» «митр. Московского» Вениамина (Муратовского) . Приглашение на совещание обновленцев сделало невозможным участие в работе комиссии представителей иерархии канонической РПЦ.

http://pravenc.ru/text/155530.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «ЖУРНАЛ МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ» (ЖМП), офиц. печатный орган РПЦ, выходивший в 1931-1935 гг. и с 1943 г. После закрытия в 1918 г. ж. «Церковные ведомости» в Российской Церкви некоторое время не было своего печатного органа. В 1930 г. Заместитель Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергий (Страгородский) получил разрешение на издание офиц. журнала, который стал единственным церковным изданием в СССР в 30-х гг. В условиях существования в Церкви раскольнических группировок выбор названия должен был подчеркнуть, что журнал «является выразителем истинно церковного самосознания». С начала выхода журнал был заявлен как ежемесячное издание, однако в 1931 г. вышло только 6 номеров, в 1932-1934 гг.- по 3 номера, в 1935 г.- 1 номер. Выпуски имели сплошную нумерацию, всего в 1-й период существования ЖМП вышло 16 номеров (последний - 23/24), из них 8 были сдвоенными. Объем журнала составлял 8-14 с., тираж - 3 тыс. экз. Издателем журнала указан митр. Сергий, редакторами были П. Остроухов (до 3 за 1931) и архим. (затем епископ Коломенский) Сергий (Воскресенский) (с 4 за 1931 до 1935). В 30-х гг. в ЖМП публиковались определения Свящ. Синода (наряду с текущими печатались и нек-рые постановления за 1928-1930), касающиеся организационных вопросов, богослужебной практики, канонической дисциплины, дисциплинарных проступков священнослужителей. Материалы свидетельствуют о продолжавшейся, несмотря на репрессии, церковной жизни. Одновременно были заметны падение церковной дисциплины в епархиях, понижение уровня богословской подготовки и канонических знаний в среде пастырей и архипастырей, не прошедших академической школы. По этой причине большое место в синодальных определениях отводилось мотивировке принимаемых решений, некоторые из определений превращались в богословские экскурсы, например «О мироварении» от 29 марта 1932 г. (1932. 9/10. С. 8-9). Содержание журнала также составляли послания, письма и резолюции митр. Сергия по различным вопросам церковной жизни, в т. ч. связанные с расколами и разделениями, происходившими в Русской Церкви. Кроме того, было опубликовано 20 статей митр. Сергия, некоторые из них заняли значительное место в отечественном богословии («Отношение Церкви Христовой к отделившимся от нее обществам» (1931. 2. С. 5-7; 3. С. 3-6; 4. С. 3-7), «Почитание Божией Матери по разуму Святой Православной Церкви» (1932. 11/12. С. 8-11), «Воскресение Христово в отличие от воскресения Лазаря» (1933. 16/17. С. 4-7), «Значение апостольского преемства в инославии» (1935. 23/24. С. 3-11) и др.). Печатались также статьи прот. А. Лебедева. Большинство текстов не были подписаны. В номерах журнала регулярно публиковался церковный календарь (издавать его отдельно не было возможности).

http://pravenc.ru/text/182369.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКИЙ ЭКЗАРХАТ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ образован в сент. 1945 г. в связи с возвращением в юрисдикцию Московского Патриархата общин, ранее пребывавших в Западноевропейском Экзархате русских приходов К-польского Патриархата ; включал приходы РПЦ на территории ряда западноевроп. гос-в, а также в Сев.-Зап. Африке. В нач. ХХ в. рус. правосл. приходы в Зап. Европе находились в подчинении С.-Петербургских (Петроградских) архиереев. 8 апр. 1921 г. Патриарх Московский и всея России св. Тихон предписал считать русские правосл. церкви в Зап. Европе «вплоть до восстановления правильных и беспрепятственных сношений с Петроградом» под упр. находившегося в эмиграции Волынского архиеп. Евлогия (Георгиевского ; с янв. 1922 митрополит). С кон. 1922 г. митр. Евлогий пребывал в Париже, где была организована временная администрация (епархиальное управление) зарубежных русских приходов, находившихся в каноническом подчинении Московского Патриархата. 10 июня 1930 г. Заместитель Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергий (Страгородский ; впосл. Патриарх Московский и всея Руси) в связи с неск. выступлениями митр. Евлогия, трактовавшимися как участие в антисоветских действиях, издал указ об его увольнении от управления западноевроп. приходами и передаче их под временное упр. викарному архиеп. Владимиру (Тихоницкому) . После отказа архиеп. Владимира принять это назначение 24 дек. 1930 г. митр. Сергий поручил временное управление рус. приходами в Зап. Европе Литовскому митр. Елевферию (Богоявленскому ; с 30 апр. 1931 управляющий западноевроп. приходами). Однако большинство приходов остались в подчинении митр. Евлогию и были по его просьбе приняты в февр. 1931 г. под омофор К-польского Патриарха в качестве Экзархата. В марте того же года еп. бывш. Севастопольский Вениамин (Федченков ; с апр. 1932 архиепископ, впосл. митрополит) организовал в Париже Патриаршее подворье с храмом во имя святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста (Трехсвятительское подворье). Оно стало новым центром русских правосл. приходов в Зап. Европе, сохранивших верность Московской Патриархии. Архиеп. Вениамин исполнял в Париже обязанности викария митр. Елевферия до своего отбытия в 1933 г. в США, где был назначен временным экзархом Североамериканской епархии. В 1937 г. во Франции существовало 3 рус. и 2 франц. прихода Московской Патриархии. Также в каноническом подчинении митр. Елевферия находился приход Московского Патриархата при Владимирской ц. в Берлине. После начала второй мировой войны и кончины митр. Елевферия в дек. 1940 г. западноевроп. русские приходы Московского Патриархата остались без архиерейского окормления.

http://pravenc.ru/text/182575.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МИХАИЛ (Мудьюгин Михаил Николаевич; 30.04.1912, С.-Петербург - 28.02.2000, там же), архиеп. Вологодский и Великоустюжский. Из дворянской чиновной семьи. С ранних лет Михаил вместе с матерью посещал столичные церкви, в т. ч. храмы Александро-Невской лавры . В возрасте 8 лет, в 1920 г., был посвящен в стихарь Петроградским и Гдовским митр. сщмч. Вениамином (Казанским) . Пел и читал на клиросе, прислуживал в алтаре, принимал активное участие в жизни Свято-Андреевского Староафонского подворья в С.-Петербурге. По воспоминаниям М., большое влияние на него оказали его 1-й духовник иером. Гавриил (Думяни; впосл. митрополит Латакийский Антиохийской Православной Церкви), к-рый в то время был священником в ц. иконы Божией Матери «Скоропослушница» на Песках, и монахи Староафонского подворья. Мать Михаила Вера Николаевна (урожд. Шкарина) состояла в Александро-Невском братстве, в 1922 г. подвергалась за это аресту. В юности М. Мудьюгин получил муз. образование (до весны 1925 учился во 2-м муз. техникуме), хорошо играл на фортепьяно. В 1929 г. окончил среднюю школу, пытался поступить на химический фак-т Ленинградского ун-та, но не сдал экзамен по математике (в этот период детям дворян было трудно получить высшее образование) и поступил в 1-й муз. техникум. Не желая отказываться от веры, продолжал ходить в церковь. В 1928 г. стал посещать богослужения в рус. лютеран. общине Иисуса Христа (при ц. св. Михаила на Васильевском о-ве) и в окт. того же года прошел конфирмацию. Вскоре начал руководить работой одного из религиозно-ремесленных кружков рус. лютеран. 29 янв. 1930 г. был арестован по делу лютеран. пасторов Курта Мусса и Гельмута Ганзена и ок. 8 месяцев содержался в Доме предварительного заключения (бывш. Шпалерная тюрьма). 17 сент. 1930 г. приговорен Особой тройкой Полномочного представительства ОГПУ в Ленинградском военном округе за участие в церковной жизни к 3 годам лишения свободы условно (т. к. был арестован несовершеннолетним), освобожден 21 окт. того же года. После освобождения работал чернорабочим, затем - шлифовщиком на заводе «Красный путиловец», а с нояб. 1931 по март 1933 г.- лаборантом в химической лаборатории Ленинградского Дизельного НИИ, одновременно учился в вечернем Ленинградском ин-те иностранных языков. В авг. 1932 г. женился на Дагмаре Александровне (урожд. Шрейбер), рус. немке, первоначально лютеранке, позднее перешедшей в Православие с именем Мария. 15 февр. 1933 г. окончил ин-т с дипломом преподавателя нем. языка и переводчика технической лит-ры и поступил на теплотехнический фак-т Заочного ин-та металлопромышленности, но вскоре получил отказ в выдаче паспорта. В связи с этим М. Н. Мудьюгину пришлось в 10-дневный срок покинуть Ленинград. Уехал в пос. В. Губаха Уральской обл. (ныне г. Губаха Пермского края), где преподавал в школе химию, биологию и нем. язык.

http://pravenc.ru/text/2563644.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010