Закрыть itemscope itemtype="" > Троицкий собор: как все начиналось... 23.05.2009 469 Время на чтение 5 минут Возрождение Троицкого собора в Вольске иначе как чудом не назовешь. Памятник вождю мирового пролетариата, водруженный на месте храма к концу 1930-х годов, казался незыблемым символом эпохи даже тем, кому сама эта эпоха была отвратительна и постыла… Все начиналось на рубеже 1995 и 1996 годов, когда ветер перемен, вовсю бушевавший в столицах, достиг глубоко провинциального Вольска. В это время в Благовещенской церкви, единственном храме, уцелевшем в городе, появились молодые прихожане, которые не только с благоговением вслушивались в каждое слово немногочисленного тогда духовенства, но хотели и чего-то большего: живого евангельского слова и общения, основанного не на общности интересов, а на общности веры; богослужения в красивом просторном храме с высоким куполом и незакопченными стенами. В начале было слово... К Рождеству 1996 года вышел первый номер «Вольской православной газеты». На логотипе этого издания немногочисленные знатоки истории родного города отчетливо увидели очертания разрушенного в 1930-е годы Троицкого собора. Финансировал издание предприниматель Сергей Иванович Опрышко, а редактором газеты стал только что уволившийся в запас преподаватель Вольского высшего военного училища тыла подполковник Константин Викторович Марков, и лучшего редактора найти было невозможно. Вторая половина 90-х годов в Вольске была временем широкой церковно-общественной активности. Именно в это время в большинстве школ города стали проводиться уроки «Нравственности на основе Православия». Такие же занятия проводились в детских садах с дошкольниками. Трижды организовывались курсы по подготовке педагогов по этому предмету с участием Саратовского института повышения квалификации работников образования — дипломы государственного образца, полученные слушателями курсов, делали преподавание предметов, ориентированных на православную культуру, вполне легальным. Атмосфера духовного подъема, связанного с обращением к традициям Православия, охватила весь город.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2009/0...

Закрыть itemscope itemtype="" > Уральский узник Патриарший Местоблюститель митрополит Петр (Полянский) и его московский заместитель митрополит Сергий (Страгородский): две судьбы и два взгляда на отношения Церкви и власти в период гонений 04.03.2015 655 Время на чтение 30 минут В статье доктора церковной истории, кандидата исторических наук священника Александра Мазырина сравниваются церковно-политические позиции двух высших иерархов Русской Церкви 1920-1930-х гг. - Патриаршего Местоблюстителя митрополита Крутицкого Петра (Полянского) и его заместителя митрополита Нижегородского (затем Московского) Сергия (Страгородского). Автор стремится проследить, как близость взглядов обоих архиереев, выражавшаяся в приверженности аполитичности Церкви, в дальнейшем преобразилась до полного расхождения во мнениях. В публикации подчеркивается, как позиция каждого из митрополитов повлияла на их судьбы и на жизнь Русской Церкви в целом. История Русской Православной Церкви 1920-1930-х гг. сложилась таким образом, что большую часть этого времени во главе ее стоял один общепризнанный Первоиерарх - Патриарший Местоблюститель митрополит Петр (Полянский), а реально управлял ею другой - его заместитель митрополит Сергий (Страгородский). Ненормальность ситуации объяснялась репрессивной политикой государства: первый оказался для богоборческой власти менее угодным, чем второй. В результате митрополит Петр из двенадцати с половиной лет своего местоблюстительства почти двенадцать провел в заключении и окончил жизнь мученически на Уральской земле. Митрополит Сергий тоже не избежал заключения, но сравнительно краткосрочного (около четырех месяцев), после чего арестам уже не подвергался и умер в почете, будучи уже Патриархом Московским и всея Руси. Такая разница судеб в значительной степени стала следствием различия подходов двух иерархов к тому, как надлежало строить отношения Церкви и государства в условиях гонений. Причем изначально, в середине 1920-х гг., их позиции существенно не отличались, иначе бы митрополит Петр не назначил митрополита Сергия своим заместителем. Проследить возникновение расхождения, определить его смысл и оценить результат и является целью настоящей статьи .

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/0...

Закрыть itemscope itemtype="" > Физические потери православного духовенства в период Гражданской войны и репрессий 1920–1930-х годов Часть 1 09.11.2020 580 Время на чтение 8 минут Источник: Православная жизнь Статистика жертв незаконных преследований за веру, террора среди православных священнослужителей и «актива» – самостоятельная, сложная и в полной мере уже не разрешимая научными методами проблема. Разумеется, это никак не влияет на общую политико-правовую, морально-этическую и реабилитационную оценку беззакония, процесс канонизации новомученников и, надеемся, «историко-мемориальную прививку» обществу о недопустимости насилия и незаконного вмешательства в дела Церкви, преследования по конфессиональному признаку. Количественный аспект преследований Церкви важен в историко-правовом и моральном значении, значим для людской памяти и церковной историографии мученического пути Православия. На его фоне по иному воспринимаются и нападки на Церковь, и невзгоды наших дней, в многом созданные «пиар-беспределом» манипуляторов сознанием. Вместе с тем, тема эта настолько серьезная, что не допускает безответственного обращения со статистикой, фактами (независимо от мотивов безосновательного преувеличения жертв репрессии), как это стало практиковаться со времен М.Горбачева и с мазохистским упоением продолжается. При этом, отметим, население постсоветской Украины упало с почти 53 до 35 млн. душ, а при сохранении темпов роста советских лет должно было ныне достичь 62-63 млн. жителей. Вольное обращение с «кровавой» статистикой ведет к научной профанации и дискредитирует благое дело восстановления исторической справедливости и памяти о предках, «за Христа пострадавших»… Жертвы «гражданского» самоистребления Серьезный и, пожалуй, наиболее скрупулёзный на сегодняшний день, демографический анализ потерь среди православного клира в годы Гражданской войны и иностранной интервенции провел Георгий Хмуркин в статье «Сколько священнослужителей РПЦ погибло в 1917–1926 гг.?» Как отмечает историк, известные на сегодня мемуарные и историографические работы содержат противоречивые ведення относительно числа этих жертв, а приводимые ими цифры отличаются друг от друга порою «в десятки, сотни, а то и тысячи раз». Так, в литературе (например, работы историка М.Крапивина) фигурируют «данные» – из 360 тыс. священнослужителей перед революцией, к концу 1919 г. в живых осталось всего 40 тыс. человек, хотя официальные ежегодные «Всеподданнейшие отчеты обер-прокурора Святейшего Синода по ведомству православного исповедания…» свидетельствуют, что количество священнослужителей РПЦ никогда не превышало 70 тыс. человек. Авторы зачастую не называют источников и не раскрывая методику подсчетов, случается – подают ложные ссылки на архивные дела (!)

http://ruskline.ru/opp/2020/11/09/fizich...

Закрыть Человек необычной судьбы К 90-летию со дня рождения архиепископа Амвросия (Щурова; 1930-2016) 27.03.2020 769 Время на чтение 19 минут 28 марта 2020 года исполняется 90 лет со дня почетного гражданина Ивановской области, почетного гражданина города Иванова архиепископа Амвросия (Щурова) Архиепископ Амвросий (Щуров Анатолий Павлович; 28.03.1930-8.11.2016) – человек необычной судьбы. Родившийся в крестьянской семье, попавшей под раскулачивание, он с детства на себе испытал все тяготы жизни российского народа. Размышления над смыслом бытия привели к тому, что в 16 лет выросший в нерелигиозной семье юноша осознанно принял крещение. И начался его путь в Церкви, продолжавшийся до последнего дня жизни. Учеба в только что открывшейся после перемены государственной религиозной политики Московской духовной семинарии позволила ему соприкоснуться с учеными священнослужителями и богословами еще дореволюционной школы, войти через это в преемственность православной традиции. Он рано стал священником – всего в 22 года, а вскоре принял монашеский постриг. Служба в деревенском приходе и в кафедральном соборе раскрывали перед отцом Амвросием все новые глубины человеческой души, ее светлых и темных сторон. 18 октября 1977 года состоялась его архиерейская хиротония. С 1977 по 2006 год он был управляющим Ивановской (Иваново-Вознесенской) и Кинешемской епархией. Это были два принципиально разных периода – годы полной зависимости Церкви от государства и годы ее небывалой в Российской истории свободы. Используя возможности второго из них, архиепископ Амвросий стал тем, при ком епархия неузнаваемо преобразилась. Когда в 1977 году епископ Амвросий был назначен на Ивановскую кафедру, в епархии было только 44 прихода. На момент, когда в 2006 году архиепископ Амвросий ушел на покой, в Иваново-Вознесенской и Кинешемской епархии были Духовная семинария, 12 монастырей, 188 приходов и монастырских подворий, 4 общеобразовательные православные школы, 3 монастырских детских приюта, один православный детский сад. В епархии проходили свое служение свыше 400 священников и 100 диаконов. Его труды были признаны при жизни – он был награжден государственными наградами Российской Федерации – орденами Почета и Дружбы, стал почетным гражданином Ивановской области и города Иванова, почетным профессором Шуйского государственного педагогического университета, был отмечен многими церковными и общественными наградами.

http://ruskline.ru/analitika/2020/03/27/...

Заречное. Церковь Богоявления Господня. Церковь. Действует.   Престолы: Богоявления Господня Год постройки:1884. Адрес: Владимирская область, Собинский район, с. Заречное Координаты: 55.93656, 39.91717 Проезд:На въезде в г.Лакинск по трассе М7 со стороны Москвы первая АЗС " Лукойл " , рядом с ней поворот на юг, далее 8км до с. Заречное. Церковь находится на ул. Садовой, в 200м влево от основной дороги. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Нелегкой в 1930-е гг. продолжала оставаться и судьба духовенства, сложившего сан. В июне 1933 г. бригадир пригородного хозяйства при фабрике им. Лакина, бывший дьячок, Святухин Парфений Петрович пишет жалобу М.И. Калинину. Жалоба не сохранилась, но 14 октября того же года он снова пишет Калинину: «Вторично обращаюсь… Просьба моя состоит в том, чтобы возвратить моему семейству отобранное имущество, главное корову с теленком, без которой дети мои голодают и голодные ходят в школу. 300 гр. хлеба без молока им, конечно, недостаточно. Кроме того, корова взята у меня и неправильно. Землю в 1932 г. я не пахал, а работал на фабрике Лакина, лишь семья моя жила в с. Перниках [ныне с. Заречное. - Авт.] на квартире. Своего дома у меня не было и нет. Обложили меня налогом за то, что я служил в Перниках дьячком 3 года. С 1 января 1930 г. я бросил добровольно эту службу и с тех пор работаю при фабрике Лакина. Жена также работает на фабрике, и дочь тоже. Сын учителем в ФЗС при фабрике Лакина и сын учителем в Иваново-Вознесенске и в то же время учится в художественном техникуме, а трое детей учатся в [школе] первой и второй ступени при фабрике Лакина. В настоящее время вся эта семья живет на частной квартире в сыром холодном подвале в с. Ундоле, д. 130. Плохое условие жилья усугубляется у жены и детей тем, что у них отняли последнюю корову, которая кормила их. Ввиду этого прошу возвратить отобранное у моей семьи неправильно имущество, а главным образом корову с теленком, чтобы дети были сыты и спокойнее работали и учились». Судя по всему, П.П. Святухину не были возвращены отобранные незадолго до этого как у бывшего служителя культа корова с теленком и другое имущество. Но в ноябре 1933 г. ИвоблФО и Собинский РайФО по требованию Комиссии по вопросам культов при Президиуме ВЦИК отменили индивидуальное обложение бывшего служителя культа (дьячка) Святухина П.П., обложив его в общем порядке [ГАРФ. Ф. Р-5263. Оп. 1. Д. 30. Л. 49-52] .

http://sobory.ru/article/?object=04366

И конечно же, многотысячный крестный ход из Успенского собора Московского Кремля в Данилов монастырь, который состоялся 6 сентября 2003 года и был посвящен 700-летию со дня преставления святого благоверного князя Даниила Московского. Это молитвенное шествие с большой иконой святого князя Даниила в рост (сейчас эта икона находится около раки святого князя в храме Святых отцов семи Вселенских Соборов) на специальных носилках сопровождалось колокольным звоном во всех храмах, мимо которых шел крестный ход. В то же время из Даниловой обители навстречу по направлению к Даниловской площади вышел еще один крестный ход — с ковчегом с частицами мощей святого князя Даниила. Вы, наверное, знаете, что все попытки найти мощи святого, когда-то пребывавшие у нас в обители, пока Но, к счастью, в разное время разные люди передавали монастырю частицы святых мощей князя Даниила.  — Вам не приходилось встречать тех, кто был прихожанином монастырских  храмов до его закрытия в 1930 году? — Из прежних «даниловцев» мы тесно общались со схимонахом Михаилом (Карелиным, 1911-2003). Отец Михаил был насельником Данилова монастыря и пришел сюда еще юношей. Стал свидетелем того, как обитель постепенно закрывалась — один за другим переставали работать храмы, сокращались богослужения. Он рассказывал, что его первая келья была в Покровском храме: он спал там на лавке, а утром просыпался от стука деревянных подметок женских башмаков по мостовой. Позже отец Михаил был заключен в Ивановскую тюрьму, а потом его отправили на Колыму. В Москву он приехал только в конце 1950-х годов. Когда обитель начала возрождаться, вновь вернулся в нее насельником, рассказывал о том, как жили раньше братья. Он являл собой пример любви к Богу. К слову, отец Михаил (Карелин) тоже передал в обитель частицу святых мощей князя Даниила. Он рассказывал, что к нему она попала от двух тайных монахинь — духовных чад известного духовника — архимандрита Серафима (Климкова; 1896-1970). В 1930-е годы монахи раздавали частицы мощей князя Даниила верным чадам, чтобы была возможность их сохранить. Сегодня приложиться к мощам князя Даниила Московского можно в храме Святых отцов семи Вселенских Соборов. Богослужение там ежедневное — утром и вечером. Там же каждый день в 6 утра проходит братский молебен. Есть небольшой мощевик с частицами святых мощей князя и в нашем Троицком соборе, но он открыт для богослужений только в праздничные и воскресные дни.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5476706...

Иван-Теремец. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Карта и ближайшие объекты Небольшой кирпичный храм типа восьмерик на четверике с трапезной был построен в духе московского барокко в 1703-1704 гг. Новая обширная трапезная с приделами во имя Усекновения главы Иоанна Предтечи и Димитрия Ростовского пристроена в 1894-1896 гг. Закрыт в конце 1930-х гг., к 1980 гг. сломаны главный храм и колокольня. В 1994 г. передан как подворье Екатерининской пустыни, отремонтирован. При этом основной объём храма и колокольня выстроены заново в формах, приближенно повторяющих первоначальные. Источник информации - сайт храма Кирпичная церковь в стиле московского барокко построена на рубеже XVII-XVIIIbb. От здания этого времени сохранился основной объем типа " восьмерик на четверике " с одной апсидой, сильно выдвинутой к востоку. Фасад декорирован наличниками окон, угловыми колонками, карнизом " пилой " , выполненными из кирпича. Сохранились старые металлические двери и кованые решетки на окнах. Колокольня возведена в XIXb. Существующая трапезная с двумя приделами построена в 1894 г. по проекту И.Т. Владимирова на месте разобранной древней. Колокольня возведена в 1908 г. В 1930-х гг. церковь была закрыта и лишена завершений, сейчас снова действует. http://www.ashipilin.ru/moblbaza/stupir.htm Первое упоминание о храме относится к 1577 году. В документах говорится о погосте с усыпальницей, основанной Иваном (IV) Грозным в честь павших русских воинов погибших в сражениях с татаро-монголами на территории Коневского стана. Нужно отметить, что тогда на этих землях, как и на большей части Московского княжества, хозяйничали казанские ханы и мурзы, которые грабили местное население и по рекам сплавляли награбленное в сторону Казани. С венчанием на царство Ивана Грозного в январе 1547 года на Руси начались кардинальные реформы, в том числе и военная. Стрельцы при поддержке местного населения стали давать активный отпор набегам татар. В честь победы в одном из таких сражений и царем и был построен храм во имя Рождества Пресвятой Богородицы.

http://sobory.ru/article/?object=15554

Ивановское. Церковь иконы Божией Матери " Всех скорбящих Радость " . Скорбященская церковь Карта и ближайшие объекты Церковь Иконы Божией Матери " Всех Скорбящих Радости " построена в стиле ампир в 1836 г. Закрыта и разорена в 1930-е гг. Ныне действует, к 2005 г. основной объем храма внешне вычинен. Село Ивановское упоминается в числе сёл, подаренных князем Петром Дмитриевичем в монастырь (т.е. до 1428г.). В 1547г. село принадлежало Николо-Пешношскому монастырю. Тогда в селе стояла церковь св. Георгия. Кирпичная с деталями из белого камня церковь в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» строилась в стиле ампир по проекту архитектора Ф.М.Шестакова частями, начиная с 1823г., и закончена в 1836г. Бесстолпный, увенчанный ротондой храм с дорическим полуколонными портиками по сторонам. Колокольня состоит из трёх последовательно убывающих четвериков. В интерьере – темперная сюжетная и фигурная живопись 19 века. В 1930-х годах храм был осквернён и разграблен. Долгие годы храм использовался под различные хозяйственные нужды колхоза. Сейчас храм восстанавливается. (Из книги - Путеводитель. Дмитровский край. Из глубины веков до наших дней. Том 2. По Дмитровским дорогам. И/д «Вести», Дмитров, 2005г.) Село Ивановское, судя по историческим данным стоит отнести к древним поселениям на Дмитровской земле. Известно, что в 1428 году сельцо Ивановское Каменского стана, перед своей кончиной, было подарено дмитровским князем, сыном Дмитрия Донского Петром Дмитриевичем Николо-Пешношскому монастырю. В 1504 году Ивановское, что на границе Дмитровского княжества, вновь принадлежало вледельцу этого места - Ивану Шадре (Вельяминову). В 1541 году его сын Василий Иванович продал сельцо Троице-Сергиеву монастырю. В 1547 году Ивановское с 16-ю дворами вновь переходит в собственность Николо-Пешношского монастыря. В феврале 1610 года возле Ивановского произошло сражение русского отряда с фуражным отрядом польского гетмана Яна Сагайдачного. Поляки были разбиты, а оставшиеся в живых быстро ретировались восвояси, побросав добычу. Русичей достойно похоронили на тогдашнем кладбище. А в память этого события, рядом с захоронением и была построена деревянная церковка во имя Св. воина и великомученика Георгия Победоносца.

http://sobory.ru/article/?object=02799

Карпово. Церковь Воскресения Словущего. Церковь Обновления храма Воскресения Господня Карта и ближайшие объекты Построена из кирпича в 1744 г. Фасады несут отголоски московского барокко. Трапезная, приделы и колокольня относятся ко 2 половине XIX в.Закрыта в 1930-е гг. Бесхозная. Источник: Памятники архитектуры Подмосковья : Северное направление : Фотопутеводитель/А. А. Колмовской - М., 2002 Село Карпово (до Смутного времени называлось – Детялино, Воскресенское, Воскресенский Погост) было вотчиной Московского Богоявленского монастыря, что в Китай-городе. В Смутное время село было превращено в пустошь, и тогда же уничтожена деревянная церковь. Во второй половине 17 века на пустоши Детялино поселились крестьяне, и пустошь стала сельцом, в котором вместе с деревнями Карпово и Дубровки в 1678г. насчитывалось 29 дворов. В 1743г. на средства Московского Богоявленского монастыря была заложена кирпичная церковь. Строительство завершилось в 1744 году. В 19 веке к храму пристроили трапезную и колокольню. Внутри устроили приделы в честь священномученника Харлампия и апостола Иоанна Богослова. Церковь построена в традиционном для русской архитектуры 18 века стиле «восьмерик на четверике». В советское время, в 1930-1937гг., храм неоднократно закрывали, но по настоятельным требованиям прихожан вновь открывали. В январе 1938г. после ареста священнослужителей, храм был закрыт окончательно. Настоятель храма протоиерей Иоанн Лавров и диакон Владимир Величкин в 1937г. были арестованы и отправлены в Таганскую тюрьму. В феврале 1938г. на Бутовском полигоне они были расстреляны. В 2002 году храм возвращён православной церкви. Храм сильно разрушен, начаты восстановительные работы. Не реже одного раза в месяц совершается Божественная литургия, регулярно отправляются требы. Из книги Дмитровский край. Из глубины веков до наших дней. Том 2. По Дмитровским дорогам. Дмитров: Вести, 2005г. Церковь Обновления храма Воскресения Господня выстроена в 1744 г. в вотчине московского Богоявленского монастыря. Колокольня и трапезная с теплым приделом перестроены вновь с увеличением площади в конце 1880-х г.г. по проекту А.П. Белоярцева 2-го.

http://sobory.ru/article/?object=03595

Красногорск. Церковь Николая Чудотворца. Никольская церковь Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Храмовый комплекс в Павшине состоит из двух церквей и отдельно стоящей колокольни. Церковь Николая Чудотворца построена в стиле ампир в 1817-1821гг. Основной объем завершен купольной ротондой с люкарнами, увенчанной небольшой главкой на барабане. Трапезная реконструировалась в 1881г. Церковь была закрыта в 1930-х гг., здание значительно пострадало, колокольня была разобрана. Церковный комплекс в микрорайоне Павшино - один из немногих в Московской области, объединивших в одном месте сразу два храма - Святителя Николая Чудотворца и Боголюбской иконы Божией Матери. Они были построены в разные годы, отличаются друг от друга архитектурными стилями и имеют разную степень сохранности, но при этом представляют единый храмовый комплекс. Первое упоминание о деревянной Никольской церкви в селе Павшино встречается в летописях 1623 года, точный год её основания не известен. К концу XVIII века она сильно обветшала и её поновили, и лишь в 1823 году был освящён вместительный каменный храм с 32-метровой колокольней в стиле позднего классицизма, имеющий придел Пророка Божия Илии. Храм строили по типовому образцовому проекту 7 лет. В связи в возросшим числом верующих, особенно в воскресные и праздничные дни, трапезную решено было перестроить, что и было сделано в 1881 году. Новоосвящённая церковь стала самой представительной в церковном округе, в который входили такие известные окрестные сёла, как Хорошёво, Братцево, Спас-Тушино, Троицкое-Лыково, Покровское-Стрешнево, Ховрино. Лишь в 1930-е годы Никольская церковь была закрыта. По инициативе районной организации общества ОСОАВИАХИМ было предложено использовать её колокольню в качестве парашютной вышки. Однако парашютная вышка действовала недолго. Высокую колокольню взорвали в 1941-м году, при приближении немецко-фашистских войск к Москве, чтобы она не стала ориентиром для неприятеля. В послевоенные годы в здании бывшей церкви расположился цех завода металлоизделий. В годы богоборчества был уничтожен находившийся в храме иконостас XVII века из Зачатьевского монастыря.

http://sobory.ru/article/?object=01722

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010