Енисейск. Церковь Входа Господня в Иерусалим. Абалакская церковь. /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Кирпичная кладбищенская церковь, выстроенная в 1799-1819 гг. на кладбище в восточной части города. Второй престол Всехсвятский. С 1840-х гг. была приписана к Рождественской церкви, затем к Богоявленскому собору. Любопытный пример сочетания приёмов архитектуры классицизма и сибирского барокко. Восьмигранный в плане храм с массивной колокольней под шпилем. Закрыта в 1930 г., сломана в 1934 г. Абалакское кладбище была закрыто в 1926 г. и срыто в 1930-х гг. http://kras-hram.ru/page314/ Кладбищенская - Абалакская церковь ( " Входо-Иерусалимская " ) выстроена в 1801 году... Во Входо-Иерусалимской кладбищенской церкви два престола - главный " Входа Господня во Иерусалим " и другой - в честь " Всех Святых " . " Краткое описание приходов Енисейской губернии " . Репринтное воспроизведение издания 1916 года. Красноярск, 1995, стр. 199. Одним из известных, но неизученных памятников каменной архитектуры Центральной Сибири рубежа XVIII-XIX в. является Входоиерусалимская кладбищенская церковь в городе Енисейске. Эта церковь стала последней в многочисленном ряду городских храмов, возведенных с начала XVIII века за почти столетний период. Каменная церковь Входа Господня в Иерусалим была выстроена на территории бывшего Абалацкого подворья Туруханского Троицкого монастыря. Это подворье известно по описаниям Енисейска с конца XVII века. Его возникновение связано с основанным в 1660 году на севере Приенисейского края Туруханским монастырем. Располагаясь к востоку от посадской застройки Енисейска, за речкой Абалацкой, на дороге, ведшей в южные земли Приенисейского края, Абалацкое подворье выполняло различные хозяйственные функции, обеспечивая Туруханский монастырь продуктами земледелия и скотоводства, а также разного рода ремесленными изделиями. Рисунки С.У. Ремезова и И.Г. Люрсениуса дают некоторое представление о характере архитектурного облика Абалацкого подворья в конце XVII - первой трети XVIII века. На рисунке из книги С.У. Ремезова, который можно датировать последней четвертью XVII века, комплекс деревянных строений подворья, ошибочно обозначенного как «Аболацкий монастырь», представлен деревянной церковью с главой, установленной на крещатой бочке, в окружении рубленой ограды.

http://sobory.ru/article/?object=36406

Жизненный путь митрополита Питирима: факты и даты Родители владыки Питирима Митрополит Питирим (в миру Константин Владимирович Нечаев) родился в городе Козлове Тамбовской области 8 января 1926 года, то есть 26 декабря 1925 года по старому стилю. Сын священника Владимира Нечаева и его благочестивой супруги Ольги Васильевны, он рос в глубоко церковной православной семье, дружной и многодетной: у него было четыре брата и шесть сестер, сам он был последним, одиннадцатым ребенком. Ольга Васильевна Нечаева в 1946 году получила из рук «всесоюзного старосты» М.И. Калинина золотую звезду «Мать-героиня». Его родитель, отец Владимир Нечаев, служил в Ильинском храме, до революции он такжепреподавал закон Божий в гимназии. Ревностный священнослужитель, в 1914 году, во время канонизации святителя Питирима Тамбовского (будущего небесного покровителя его сына), он организовал крестный ход из Козлова в Тамбов: сам заранее проехал по всему маршруту, определил, где останавливаться на ночлег и даже проследил, чтобы везде заготовили кипяченую воду.Его прихожанином был знаменитый русский селекционер Иван Владимирович Мичурин (1855–1935), глубоко верующий и очень скромный человек, у которого отец Владимир брал саженцы и делился с ним своими наблюдениями; они очень дружили. Заслуги Мичурина в 1912 году были отмечены орденом святой Анны III степени. В советское время он стал культовой фигурой, а в 1932 году город Козлов переименовали в Мичуринск. Дядя владыки Питирима, Михаил Васильевич Быстров, был талантливым хирургом, за самоотверженную работу он имел правительственные награды, ему было присвоено звание заслуженного врача РСФСР, имя М.В. Быстрова носит моршанская центральная больница. Костя Нечаев. Начало 1930-х гг. О начале жизненного пути митрополита Питирима мы узнаем из автобиографии, представленной при поступлении в Богословский институт в декабре 1944 года 16-летним юношей: «Отец мой был протоиереем г. Козлова Ильинской церкви. В 1930 году он был сослан, и я остался жить с матерью и сестрами на иждивении брата».

http://pravoslavie.ru/43974.html

Забайкальский край Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Православие в Забайкальском крае [ править править код ] После присоединения к России, Забайкалье входило в состав единственной тогда сибирской епархии — Тобольской. С 1727 года, когда учреждена была Иркутская епархия, оно вошло в её состав, а с 1861 года числилось в составе селенгинского викариатства. 12 марта 1894 году император утвердил решение Святейшего Синода об образовании самостоятельной Забайкальской епархии с кафедрой в городе Чите. Православного населения в епархии в 1900 году насчитывалось 401 758 человек, церквей — 338, молитвенных домов и часовен — 225, монастырей — 4 (два — женские); в 1902—1903 гг. за епархией числилось школ грамоты — 107, церковно-приходских — 197 (в том числе 8 — двухклассных). Церковно-приходские попечительства были при всех церквях, входящих в епархию. Раскольников, сектантов и протестантов в 1900 на территории епархии насчитывалось до 64 тыс. чел. В составе епархии были Читинское духовное училище, Епархиальное женское училище. После Октябрьской революции в Чите стали активны обновленцы, но однозначно определить принадлежность к ним Читинских архиереев 1920—1930 годов затруднительно. В 1930 году Забайкальская епархия в юрисдикции патриаршего местоблюстителя Сергия (Старогородского) была упразднена. Обновленческий синод 21 января 1931 года разделил Сибирскую митрополию на Западную и Восточную, в составе последней определено было быть Читинской епархии. В 1948 году решением Священного Синода была восстановлена Иркутская епархия, в состав которой вошла в том числе территория Забайкалья. Правящий архиерей получил титул Иркутский и Читинский. Решением Священного Синода от 21 апреля 1994 года Забайкальская епархия была восстановлена в прежних границах, правящему архиерею было определено именоваться Читинским и Забайкальским. 10 октября 2009 в связи с образованием Улан-Удэнской и Бурятской епархии, правящему архиерею определено именоваться Читинским и Краснокаменским. Населённые пункты [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Забайкальский_...

Закрыть itemscope itemtype="" > Великое советское и упадническое российское кино Безрадостные размышления Александра Тимофеева на 50-ю годовщину безвременной кончины выдающегося французского киноведа Жоржа Садуля 13.10.2017 3290 Время на чтение 9 минут Ровно 50 лет назад, 13 октября 1967 года, скончался великий французский киновед Жорж Садуль. С его шедевром - многотомной «Всеобщей историей кино» - я познакомился еще в школе, когда писал заметку о роли кинематографа в обществе. С тех пор эта книга входит в небольшой список произведений, оказавших на меня сильнейшее влияние. Фундаментальное исследование Садуля поражает всеобъемлемостью. Эрудиция автора почти сверхъестественная. Удивило восторженное отношение француза к советскому кино. Тогда такой настрой казался мне неприличным, ведь я читал эту книгу в 90-е годы, когда сам в некоторой степени находился под воздействием царившего в то время антисоветского психоза. Сам Садуль признавался , что именно под влиянием советского кино он отрекся от сюрреализма и стал коммунистом: «В октябре 1930 года я приехал в СССР вместе с Луи Арагоном и Эльзой Триоле. Мы были приглашены как делегаты от Франции на Конгресс революционных писателей, который проходил в Харькове в ноябре 1930 года и куда были приглашены писатели многих стран. Арагон, уже известный во Франции, по праву занимал место среди своих собратьев по перу, в то время как вся моя литературная деятельность в то время сводилась к нескольким статьям, опубликованным в различных авангардистских журналах. Так как мы находились на земле Украины , нас пригласили посмотреть последние украинские фильмы. Это были " Земля " Довженко и " Весной " Михаила Кауфмана. " Земля " произвела на нас глубочайшее впечатление (...) (...) фильм Довженко произвел на нас в Харькове впечатление, сравнимое разве что с тем, которое на нас три дня спустя произвела самая большая стройка социализма - Днепрогэс. За дни, проведенные нами на Украине, мы пережили настоящий внутренний переворот, и, когда в мае 1932 года нам пришлось выбирать между сюрреализмом и коммунизмом, мы решили остаться коммунистами, принеся в жертву дружбу с дорогими и близкими нам людьми».

http://ruskline.ru/news_rl/2017/10/13/ve...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Господь Спаситель не уходил от красот этого мира...»: из иерусалимских Дневников о.Киприана (Керна) 19.08.2012 460 Время на чтение 17 минут Архимандрит Киприан (Керн) известен русскому читателю как один из видных богословов русского зарубежья, ученик митрополита Антония (Храповицкого) и профессор Свято-Сергиевского Богословского Института в Париже. Недавно были обнаружены его дневники, которые велись в течение 1928-1930 гг. Эти страницы являются одним из интереснейших свидетельств как о жизни самого отца Киприана, так и о Палестине тех лет. Вниманию читателей предлагаются отрывки из дневников, относящиеся к сентябрю-октябрю 1929 г. О. Киприан (Керн) (1899-1960) известен русскому читателю как один из видных богословов русского зарубежья, ученик митр. Антония (Храповицкого) и профессор Свято-Сергиевского Богословского Института в Париже. В 1928-1930 гг., еще относительно молодым человеком, о. Киприан провел два года в Иерусалиме, будучи начальником Русской духовной миссии. Впрочем, его «начальствование» было ограничено постоянным присутствием на Святой Земле русского архиерея - архиеп. Анастасия (Грибановского), в будущем - первоиерарха Русской Зарубежной Церкви. Главным результатом пребывания о. Киприана на Святой Земле стала книга о его предшественнике и одном из «отцов» Русской Палестины - архим. Антонине (Капустине). До сегодняшнего дня эта монография - лучшее, что написано об о. Антонине . Годы жизни о.Киприана на Святой Земле проходили во время британского правления (1917-1948). Он стал свидетелем и одной из первых интифад - арабского восстания 1929 г. против британского правления, а также еврейского заселения Святой Земли. Благодаря англичанам на Святой Земле было сохранено русское имущество, и даже речи не было о его передаче Советскому Союзу. Образованное духовенство Русской миссии оказалось в постоянном контакте с многочисленными европейцами, жившими на Святой Земле. Русская миссия в Иерусалиме, как и русская эмиграция на Западе, стала подлинным свидетелем о Православии среди инославных, таким образом вновь став миссией.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2012/0...

Закрыть itemscope itemtype="" > Жизнь и подвиг архиепископа Вениамина (Новицкого) Часть IV. На Омско-Тюменской кафедре 24.01.2022 1262 Время на чтение 15 минут Фото: из архива автора   Часть I. 1900–1930-е годы. Становление пастыря Часть II.1 Война Часть II.2. Война Часть III. Духовное золото Колымы   Продолжаем публиковать очерки о жизни архиепископа Вениамина (Новицкого) (1900 – 1976). В данном материале приоткрывается малоизвестная «омская» страница его жизни. С 22 ноября 1956 года по 12 февраля 1958 года Владыка Вениамин был правящим архиереем на Омско-Тюменской церковной кафедре. Этот период был краткосрочным (14,5 месяца), но очень важным. В 1940-50-е годы Русская Церковь значительно усилилась консервативными и прошедшими испытания архиереями. Вышли из заключения и вернулись из эмиграции православные епископы, архимандриты, представители монашества, белого духовенства. Многие из этих людей, преодолев все невзгоды и испытания веры, достойно стали правящими архиереями и настоятелями храмов в СССР . Владыка Вениамин, выйдя из лагерей Колымы, был представителем такой группы духовенства. Наступил период духовного укрепления Церкви перед эпохой новых хрущевских гонений и испытаний. Осенью 1956 года Владыка Вениамин пребывал в Свято-Троицкой Сергиевой лавре, где служил Божественную литургию со святителем Афанасием (Сахаровым), прославленным ныне Церковью в лике святых. Молитвенная связь владыки Вениамина со святителем Афанасием продолжилась, мы видим это из писем и знаем, что они оба общались с людьми (духовенством) из одного круга. И для святителя Афанасия и для владыки Вениамина достаточно близким человеком был архиепископ Симон (Ивановский) – однокашник владыки Афанасия по Московской духовной академии и архиерей Украинс кой автономной церкви, с ним владыка Вениамин был близок еще с 1930-40-х годов. Через этих архиереев епископ Вениамин познакомился и подружился с митрополитом Новосибирским Нестором (Анисимовым), который, отбывая срок заключения в Дубровлаге, переписывался и сдружился со святителем Афанасием.

http://ruskline.ru/analitika/2022/01/24/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Насколько достоверны воспоминания участников убийства и сокрытия/уничтожения останков Николая II и его семьи? Анализ одного заключения историко-архивной экспертизы «Преступления века» 10.03.2022 1499 Время на чтение 11 минут Фото: СКР В рамках нового расследования убийства Царской семьи, начатого в 2015 году, особое внимание было уделено историко-архивной экспертизе. Перед историками были поставлены следствием вопросы, ответы на которые до сих пор не опубликованы. Исключением является вопрос 32, ответ на который был размещён в итоговом сборнике «Преступление века» (т. 2, с. 793-805) и этот вопрос звучит следующим образом: «Какова историческая достоверность воспоминаний участников и свидетелей расстрела Царской семьи и её слуг, имеющихся в распоряжении следствия?» Познакомившись и внимательно изучив ответ уважаемых экспертов на один из главных вопросов исторической экспертизы цареубийства, автор этой статьи, историк, решил дать развернутый комментарий на результат официальной экспертизы. Чтобы не перегружать комментарий постоянными ссылками на конкретные страницы заключения, автор приводил все цитаты исключительно в рамках указанных выше страниц, желающие могут перепроверить точность их воспроизведения сами . Предваряя ответ на вопрос о достоверности мемуаров, эксперты отмечают, что проанализируют лишь «некоторые из них», при этом никак не оговаривается, по каким критериям были выбраны эти мемуары, почему не проанализированы все известные воспоминания по этому вопросу, а только часть их. Эксперты говорят о двух вариантах воспоминаний П.З. Ермакова – автографе без названия, созданном в 1930-1940-е гг. (далее – черновик), и машинописи «Расстрел бывшего царя» (далее – машинопись), которая была передана в Уральский Истпарт еще при жизни Ермакова. Эксперты отмечают связь между черновиком и работами партийного историка П.М. Быкова, а именно его статьей 1921 г. и книгой 1926 г., однако не делают далее никакого вывода ни о характере этой связи, ни о возможном её объяснении. Действительно, черновик представляет собой конспект книги П.М. Быкова «Последние дни Романовых» 1930 г., которая была подарена автором П.З. Ермакову, следовательно, говорить о том, что черновик представляет собой воспоминания Ермакова, некорректно.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/03/10/na...

Закрыть itemscope itemtype="" > От мифа к другому мифу Алексей Лосев вернулся на Арбат. В бронзе 19.10.2006 561 Время на чтение 4 минуты Родиной русской философии является по преимуществу Арбат, а русская философия по праву и по факту своего рождения - московский феномен. И тем отраднее, что в сердце Арбата, во дворе дома N 33 в день рождения Алексея Федоровича Лосева 23 сентября при большом стечении народа ему был открыт памятник работы заслуженного деятеля искусств России Василия Герасимова. Здесь Лосев жил с 1942 года, после того как в его дом на Воздвиженке попала фугасная бомба и большая часть библиотеки и архива, не говоря уже о личном имуществе, обратилась в пепел. Тогда среди прочего погиб и второй полный перевод " Эннеад " Плотина, первый сгинул в подвалах Лубянки во время ареста в 1930 году. Памятник Лосеву вполне можно назвать памятником Воину Сопротивления мыслью. Будучи вполне официально советским профессором еще с 1919 года, Лосев так умело сохранял мощное и раскидистое древо своей мысли, что потуги советской философии рядом с ним выглядели чертополохом. Корни этого древа в учениях Платона и Плотина, исихастских спорах Византии времен святителя Григория Паламы. Серьезность " Краткого курса истории ВКП(б) " выглядела тоже по-своему средневековой, но лосевский миф по-другому серьезен, да и Средневековье было другое, как бы старого обряда. Вообще Лосев в своей черной шапочке (была ли она знаком принятого им в 1929 году монашеского пострига?) напоминал старообрядческого Аввакума или же беспоповца, хранившего и длившего в себе память о безвозвратно утраченной святыне. Лосев как-то сказал Павлу Васильевичу Флоренскому: " Я ведь литургию помню, я ее каждый день про себя читаю " . Имяславец, философски разработавший учение об Имени Божием, не принятое Синодом Русской Православной Церкви, он в 1927 г. отверг Декларацию митрополита Сергия (Страгородского) о лояльности Церкви советской власти. Он стал одним из " непоминающих " , чем, по сути, поставил себя вне дозволенной Церкви, а значит и вне закона. После дерзкого поступка - издания в 1930 году бесцензурного варианта книги " Диалектика мифа " , тираж которой был немедленно уничтожен, Лосев оказался в подвалах Лубянки, где проходил по делу " истинно-православной Церкви " . Ссылка и принудительные работы на строительстве Беломорско-Балтийского канала - такова цена за право мыслить без указки.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2006/1...

Закрыть itemscope itemtype="" > От Троцкого до Римского… Папизм и фашизм в 1930-е годы 09.11.2019 1267 Время на чтение 5 минут С начала 1930 года и до своей кончины в 1939 году Римский папа Пий XI неизменно придерживался откровенно враждебной позиции к СССР . «Союз с фашизмом против коммунизма в политике, попустительство ему в его преступлениях и антикоммунизм в «теории», в социальной программе – таков основной мотив понтификата папы Пия XI», - писал М. Шейман в книге «От Пия IX до Иоанна XXIII». Началось всё с объявления «крестового похода» - клеветнической кампании – против СССР под предлогом «защиты религии», а закончилось открытой поддержкой наиболее оголтелого типа фашизма – германского нацизма. Бесспорно то, что фашизм итальянский и его дуче Муссолини были более близки Римскому папе, чем языческий гитлеризм с его расистской составляющей и антисемитизмом. Как-то Муссолини заявил, что Пий XI лично ему высказал такое мнение: «В системе фашистского учения, делающего упор на принципы порядка, авторитета и дисциплины, я не вижу ничего, что могло бы противостоять католическому учению». Кроме всего прочего, Муссолини был для католической церкви надёжным оплотом в борьбе против большевизма. Вот что ещё важно отметить: «Примечательно, что папа говорил о том, что существует только одна по-настоящему тоталитарная организация – это римско-католическая церковь. И любого, кто её не признавал, нужно было наставлять на путь истины» (Александр Швабе «Ватикан и фашизм») Но такое «сродство» католицизма и итальянского фашизма всё же перевешивалось интересами большой политики, в которой договор с нацистами значил больше, чем конкордат с Муссолини и даже Латеранские соглашения 1929 года. Ради политической власти папа Пий XI жертвовал христианскими ценностями. Особенно ярко это проявилось после заключения конкордата с Гитлером в 1933 году. Дадим слово венгерскому исследователю Е. Гергею: «Гитлер пришёл к власти 30 января 1933 года и сразу же предложил папе заключить имперский конкордат. Предложение было благосклонно воспринято в Риме. Весенние события в Германии 1933 года убедили курию в том, что нацисты и Гитлер являются непримиримыми противниками большевизма, а католицизм не затрагивают, скорее даже желают сотрудничать с ним.

http://ruskline.ru/news_rl/2019/11/09/ot...

Закрыть itemscope itemtype="" > Протоиерей Михаил Васильев: История нашего Отечества неразрывно связана с ВДВ Завтра Воздушно-десантные войска России отмечают свой профессиональный праздник 01.08.2011 1312 Время на чтение 3 минуты Завтра, 2 августа, в день святого пророка Илии, Воздушно-десантные войска России отмечают свой профессиональный праздник. Рассказать о сегодняшнем положении ВДВ и поздравить десантников с праздником мы попросили руководителя сектора Воздушно-десантных войск Синодального отдела Московского Патриархата по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями протоиерея Михаила Васильева . Не без Промысла Божьего в 1930 году, от которого нас отделяет уже 81 год, первое десантирование было совершено под Рязанью в день святого пророка Илии. Как известно всем христианам, пророк Илия был первым человеком, о котором известно, что он взошел на небо в огненной колеснице, тем самым, став предтечей воздухоплавания и, в частности, десантников, которые, как известно, путешествуют по воздуху. Понятно, что в 1930 году никто специально это событие не приурочил ко дню памяти Илии-пророка. Но он ещё до революции считался покровителем русского Императорского воздушного флота. Кроме того, аббревиатура ВДВ неофициально расшифровывается как «войска для войны» и опыт применения воздушно-десантных войск начался ещё с боев на Халхин-Голе. Именно тогда военнослужащие ВДВ были награждены первыми боевыми наградами. В дальнейшем вся история нашего Отечества неразрывно связана с боевым применением ВДВ, начиная с Великой Отечественной войны и заканчивая конфликтами на Северном Кавказе в последние годы. Это и миротворческие операции на Балканах – все помнят марш-бросок на Приштину, когда именно ВДВ спасли своими действиями честь Российского государства на Балканах, и не от них зависело тогда, что эта операция не была завершена. В настоящее время ВДВ вместе со всеми Вооруженными силами переживают период очень сложного и болезненного реформирования, но они по-прежнему остаются образцовым родом войск. Мы, священнослужители ВДВ, набравшись за последние два десятилетия работы в частях и соединениях большого практического опыта, знаем как из «поколения пепси», из мальчишек с тонкой шеей, которые приходят в войска, формируются и воспитываются настоящие «десанты», которые способны выполнять боевые задачи.

http://ruskline.ru/news_rl/2011/08/01/pr...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010