В 1896 г. был приглашен управлять хором в Рыхловский во имя свт. Николая Чудотворца мужской монастырь . Ок. 1905 г. Черниговский и Нежинский еп. Антоний (Соколов) после посещения Рыхловского монастыря предписал направить монастырского регента для управления хором в черниговский Троицкий архиерейский дом. Л. Е. Проскура переехал в Чернигов и стал послушником Троицко-Илиинского монастыря. 9 марта 1912 г. был пострижен в монашество с именем Лаврентий. В 1914 г. рукоположен в диакона. 28 авг. 1916 г. в Свято-Успенском Елецком мон-ре Новгород-Северский еп. священноисп. Пахомий (Кедров : впосл. архиепископ) рукоположил его во иерея. Л. был регентом монастырского хора, уставщиком и ведал книгохранилищем. В 1918 г. возведен в сан игумена. С апр. того же года вместе с иером. Алипием (Яковенко) копал пещеры на одном из склонов Болдиной горы для подземных храмов и келий. Работы завершились в нояб. 1919 г., однако пещерный монастырь просуществовал только до нач. 1920 г., когда власти запретили проведение богослужений в подземных храмах. Несмотря на запрет, там проводились тайные богослужения, поэтому последовало распоряжение засыпать вход в пещеры. В том же году Троицко-Илиинский мон-рь был закрыт. Л. перешел на службу в Троицкий собор в Чернигове, к-рый функционировал как приходский храм. Нек-рое время, видимо, проживал в Киеве. По неподтвержденным сведениям, в 1923 г. был тайно пострижен в схиму схиигуменом Киево-Печерской лавры Гавриилом. Критически воспринял «Декларацию» 1927 г. заместителя патриаршего местоблюстителя митр. Сергия (Страгородского ; впосл. патриарх Московский и всея Руси), однако формально не разорвал с ним канонического общения (имеются свидетельства, что во время служб Л. при поминовении митр. Сергия демонстративно закрывал уши руками). В 1928-1930 гг. был ближайшим помощником и по некоторым данным духовником Черниговского архиеп. Пахомия (Кедрова) до его ареста в 1930 г. В 1928 г. по определению экзарха Украины Киевского митр. Михаила (Ермакова) Л. был возведен в сан архимандрита. Летом 1929 г. после закрытия Троицкого собора он служил регентом-псаломщиком в Илиинском храме Чернигова.

http://pravenc.ru/text/2462433.html

В 1921 г. стал настоятелем Феодоровского собора, в нач. 1922 г. возведен в сан протоиерея. Ок. 6 лет являлся председателем приходского совета, но в 1927 г. по категорическому требованию властей был вынужден уйти с этого поста, хотя и оставался до 1930 г. членом приходского собрания. С янв. 1928 г. стал активным участником иосифлянского движения (см. Иосифлянство ), отделился от заместителя патриаршего местоблюстителя митр. Сергия (Страгородского , с 1943 патриарх Московский и всея Руси). В февр. 1928 г. участвовал в собрании иосифлянского духовенства (всего ок. 20 чел.) на квартире Гдовского еп. Димитрия (Любимова) , на к-ром было сообщено о получении офиц. согласия митр. Иосифа (Петровых) возглавить отошедших от митр. Сергия. По приглашению еп. Димитрия К. присутствовал и на др. собрании иосифлянских священнослужителей (сент. 1928, по др. данным - в сент. 1929). В Феодоровский собор часто устраивались паломничества прихожан иосифлянских церквей Ленинграда. К. привлек к обслуживанию храма несколько монахинь закрытого Пятогорского Богородицкого (Кикеринского) жен. мон-ря, проживавших в дер. Кузьмино, а также еще существовавшего в Ленинграде Воскресенского Новодевичьего монастыря. 27 дек. 1930 г. арестован вместе с епископами Сергием (Дружининым) , Василием (Докторовым (Дохтуровым)) и большой группой священнослужителей и мирян по обвинению в антисоветской деятельности и агитации, в частности в выступлениях против колхозного строительства. 8 окт. 1931 г. приговорен Коллегией ОГПУ по делу Истинно православной Церкви к 5 годам лагерей. Отбывал срок заключения в Сибирском ИТЛ (г. Мариинск Новосибирской (ныне Кемеровской) обл.) и на строительстве Беломорско-Балтийского канала (Белбалтлаг) - на земляных работах и в лагерной канцелярии, где заболел ревматизмом. 10 сент. 1934 г. было принято решение об освобождении К. досрочно, «по зачетам» за работу на строительстве канала, но вышел он на свободу только 27 февр. 1935 г. Проживал в Новгороде, с 1936 г.- в ссылке в Мурманске, затем в Мончегорске работал бухгалтером Горнорудного управления Мончегорского лагеря НКВД.

http://pravenc.ru/text/1684305.html

Вахитовский район. Церковь Грузинской иконы Божией Матери. Грузинская церковь /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Теплая, кирпичная, трехпрестольная церковь. Главный престол – Грузинской иконы Божией Матери, приделы - с правой стороны – святителя Митрофана Воронежского, с левой – Живоначальной Троицы. Первая церковь, освященная в 1702 году, была сожжена в 1774 году повстанцами Е. Пугачева. Заново отстроена в 1838 году. Через четыре года в 1842 вновь уничтожена пожаром. Восстановлена в 1852 году из некачественного кирпича, в результате наружные стены пришлось обшить кровельным железом. В 1908 году по проекту Ф. Бечко-Друзина храм был обнесен художественной решеткой. В начале 1930-х годов церковь была уничтожена и на ее месте в 1936 году построен жилой дом 44 по ул. К. Маркса с отделением связи. По материалам книги «Путеводитель по храмам и монастырям города Казани» составитель Г.В.Фролов, - Казань: Центр инновационных технологий, 2005 г. Закрытие общины Грузинской иконы Божией Матери и самой церкви проходило в отличие от других православных приходов города в спокойной обыденной обстановке. На 10 февраля 1927 г. община Грузинской церкви староцерковного течения насчитывала почти 500 верующих. В мае 1929 года в общину Грузинской церкви обратилась община бывшего Феодоровского монастыря с просьбой о слиянии. В июне просьба была удовлетворена, а ровно через месяц Управление Адмнадзора ТНКВД распорядилось, чтобы Госфонд ТНКФина передал Грузинской церкви и кое-что из имущества бывшего Феодоровского монастыря – лампады, подсвечники, Евангелия, два антиминса, кресты, иконы, зимние рамы. Среди икон, переданных в Грузинскую церковь, были: чудотворная Феодоровская икона Божией Матери, копия с нее, чтимый образ вмч. Феодора Стратилата, икона Святой Троицы, икона св. прор. Божия Илии, икона Б. М. «Троеручица» и местные иконы Казанской Божией Матери и Нерукотворного Спаса с их киотами. Но уже в феврале 1930 г. на заседании Президиум КГСа утвердили закрытие церквей по их «добровольном» слиянии, : «…ввиду материальной несостоятельности, в целях поддержания и укрепления других, ликвидируются религиозные общины… 2. Грузинская… переходит в Петропавловский собор». Столь непопулярная, но необходимая мера верующими Грузинской церкви была воспринята с пониманием, и через день община заявила в ЦИК об оставлении за собой икон, подсвечников, сосудов и прочей церковной утвари и передачи ее по акту церковному совету Петропавловской общины. Опустевшей и опечатанной церкви суждено было стоять довольно долго. 4 марта состоялось заседание Секретариата ТЦИК, где решалась дальнейшая судьба храма. Постановили: «на основании ходатайства закрытие санкционировать, предложить КГСу разработать проект по приспособлению зданий под культучреждения».

http://sobory.ru/article/?object=32425

Виноградово (Алешино). Церковь Космы и Дамиана. Космодамианская церковь Карта и ближайшие объекты Церковь во имя святых бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана построена в 1854 г. тщанием зажиточной крестьянской семьи села Алешино(ныне с. Виноградово). В трапезной церкви имелись еще два придела: в честь Покрова Пресвятой Богородицы и во имя святителей Афанасия и Кирилла Александрийских. После закрытия храма в 1930-е гг. его помещение использовалось под деревообрабатывающие мастерские. Храм передан верующим в 1996 г. В настоящее время находится в стадии восстановления. http://www.vosvera.ru В 1854 году на средства зажиточной крестьянской семьи Шинковых из села Алешино (с 1920-х годов - село Виноградово) в селе была выстроена существующая ныне каменная церковь во имя святых бессребреников Космы и Дамиана. А начало возведения храма было положено в 1847 году. Здание имеет ампирную основу, трехчастную осевую композицию и служит ярким образцом художественной эклектики. Обширная трапезная с приделами Покрова Пресвятой Богородицы и во имя святых Афанасия и Кирилла Александрийских соединяет храм с четырехярусной колокольней, два верхних из которых убывающие по габаритам восьмерики. Односветный четверик церкви увенчан высоким световым восьмериком, перекрытым куполом с главкой. Декоративное убранство церкви достаточно насыщено. Фасады разбиты парными пилястрами, боковые грани четверика завершены поясом ложных закомар, окна обрамляют наличники с треугольными навершиями. После закрытия храма в 1930-е годы его помещение использовалось под деревообрабатывающие мастерские. В 1996 году храм передан православной общине. Хотя церковь является действующей, ей срочно необходима реставрация. Справочник-Путеводитель Островская В.Н. Подмосковье. Монастыри, Храмы, Источники. Изд-во: " Духовное преобразование " , М., 2008 г. Церковь во имя святых бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана построена в 1854 г. тщанием зажиточной семьи крестьян Шинковых из села Алешино. В строительстве и благоустройстве храма, помимо братьев Шинковых, принимали участие и другие состоятельные алешинские крестьяне – Салтыковы.

http://sobory.ru/article/?object=00409

Гульнево. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Кладбищенская церковь Рождества Богородицы с приделами Николая Чудотворца и священномученика Мефодия построена на средства владельца села генерал-майора Н.Ю. Трубецкого в 1782 г. Закрыта в 1930-е гг. и изуродована. На момент съёмок ничего не изменилось, хотя ещё в 1990-х гг. зарегистрирован приход. Впервые село Гульнево Каменского стана с многочисленными деревнями упоминается в межевой грамоте в 1504 году. В 1566г. село было дворовым, в 1627 г. находилось в вотчине боярина князя Д.М.Черкасского. В селе была деревянная клетцкая церковь в честь Рождества Богородицы. В 1690 г. село от князей Черкасских перешло к Б.Д.Глебову и затем, в 1728 г. было куплено женой князя Трубецкого – Настасьей Гавриловной. 19 ноября 1734 г. владелец села Гульнева генерал-майор князь Николай Юрьевич Трубецкой получил разрешение от синодального казённого приказа: «…в селе Гульневе вместо ветхой деревянной церкви построить на том же кладбище церковь каменную, в два придела – Николая Чудотворца и священномученника Мефодия». Была ли построена каменная церковь в это время – точно неизвестно. А.И.Благовещенский приводит дату освящения церкви в Гульнево – 1782г. К этому времени село было вотчиной поручика Н.С.Калинина. В 1801г. новый хозяин села благоустраивает второй придел, в котором не было иконостаса. Стилистическая неоднородность боковых приделов церкви с архитектурными формами колокольни и светового барабана позволяют предположить, что в середине 19 века приделы перестраивались. Вероятно к этому времени относится притвор, соединивший церковь с колокольней. В 1930-е гг. храм был закрыт, а в 2002 г. возвращён православной церкви. (Дмитровский край из глубины веков до наших дней: путеводитель в 2-х тт. Т. 2. По Дмитровским дорогам. Дмитров: Вести, 2005.). Также в указанном источнике говорится, что начаты восстановительные работы, т.е. как минимум с 2005 года (год издания путеводителя). Я как местный житель слышу о начале реставрационных работ с 2002 года. По данным «Храмов России» (www.temples.ru) церковь в Гульнево действующая, открыта в 2002 году. Дата постройки последнего здания обозначена 1734 г. Церковь в стиле классицизма, перестраивалась в 1770-х и 1810-х гг. В трапезной приделы Никольский и Никифора Константинопольского.

http://sobory.ru/article/?object=02802

Джорданвилл. Троицкий мужской монастырь. Holy Trinity Monastery Карта и ближайшие объекты Главная обитель Русской Православной Церкви за границей (РПЦЗ) – Свято-Троицкий ставропигиальный мужской монастырь был основан пострижеником Свято-Тихоновского монастыря (штат Пенсильвания) иеромонахом Пантелеимоном (Нижником, 1895–1984). В 1928 с несколькими единомышленниками он решил устроить монастырь рядом с небольшой деревней Джорданвилл и вскоре приобрел участок земли площадью около 300 акров (121 га) у местного фермера. Летом 1930 иноки переселились на выкупленный участок. В 1934 настоятелем монастыря стал архиепископ Восточноамериканский Виталий (Максименко). К весне 1935 был построен деревянный братский корпус на 16 келий с небольшим домовым храмом во имя Св. Троицы. В день Св. Духа 17 июня 1935 состоялось освящение, которое совершил архиепископ Виталий. В конце литургии возник пожар, новоосвященное здание сгорело. Семья американцев, продавших братии землю, предоставили им свой дом, где был оборудован домовый храм. Вскоре на месте пожара построили одноэтажный дом, организовали хозяйство. В конце 1930-х были куплены дополнительные 200 акров земли и большой двухэтажный фермерский дом с 30 комнатами, куда поместились церковь, трапезная и монашеские келии. В 1945 вскоре после окончания Второй мировой войны было принято решение о строительстве большого каменного собора во имя Св. Троицы. Председателем строительного комитета стал профессор Н. Н. Александров, впоследствии многолетний декан Свято-Троицкой семинарии, почетным председателем – архиепископ Виталий (Максименко), товарищем председателя – игумен Пантелеимон (Нижник). В строительный комитет также вошли знаменитый авиаконструктор И. И. Сикорский, Б. В. Сергиевский и другие видные русские общественные деятели. В основание храма были положены частицы мощей серб-ских святых Ангелины, Стефана Дечанского и архиепископа Арсения Сербского. В 1946 началось строительство собора в стиле шатровых храмов Северной Руси по проекту архитектора Романа Николаевича Верховского. Были наняты инженеры для руководства постройкой собора, а братия делала подсобную работу.

http://sobory.ru/article/?object=19057

Е.Г. Балашова Архиепископ Варфоломей (Ремов) и его просветительская и педагогическая деятельность в 1920–1930-х годах Источник Московский Православный институт св. апостола Иоанна Богослова, pravob@mail.ru Анализ исторических источников свидетельствует о продолжении Церковью серьезной педагогической работы в условиях гонений от богоборческой власти. Рассматривается деятельность архиепископа Варфоломея (Ремова) , настоятеля Высоко-Петровского монастыря в 1922–1935 гг., и в целом опыт воспитания молодежи в обители в духе верности традициям Православия. Строгий уставной строй богослужений, старческое окормление прихожан, научение молодежи основам веры, продолжение тайной деятельности Московской Духовной академии – все это содействовало воспитанию в Высоко-Петровском монастыре стойких христиан, в том числе прославленных в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской. Показания владыки на допросах во время последнего ареста и другие документы свидетельствуют, что, несмотря на запреты со стороны властей на религиозное образование и воспитание, архиепископ Варфоломей и духовники обители вели большую работу по воспитанию молодежи. Письма владыки со словами назиданий бережно сохранялись его духовными чадами. Ключевые слова: Православие, архиепископ Варфоломей (Ремов) , Московская Духовная академия, Высоко-Петровский монастырь, гонения на Церковь , новомученики и исповедники Церкви Русской, молодежь, воспитание. В годы гонений на Церковь в начале ХХ века ее просветительная деятельность не прекращалась. Одним из ярких представителей этого направления был архиепископ Варфоломей (Ремов) , жизнь которого с 20 лет, т.е. со времен студенчества, была неразрывно связана с Московской Духовной академией. О его трудах свидетельствуют документы эпохи: материалы следственных дел 1920–1921, 1933 и 1935 гг.), его письма к духовным чадам, а также воспоминания о владыке клириков и прихожан Высоко-Петровского монастыря. В 1920 году, после закрытия Московской Духовной академии в Сергиевом Посаде, епархиальной властью ему было поручено перенесение в Москву пастырско-богословских курсов. Ввысоко-Петровском монастыре, который владыка возглавлял с 1922 года до ареста в 1935 году, владыка ввел Устав закрытой властями Свято-Смоленской Зосимовой пустыни, всячески утверждал старческое делание, втайне от властей поддерживал деятельность Академии, а также трудился в деле воспитания молодежи. Сравнительный и критический анализ исторических источников приводит к выводу о серьезной педагогической работе, проводимой Церковью в те годы, а также о том жизненном подвиге в деле просвещения и воспитания верных Православию христиан, который осуществил архиепископ Варфоломей (Ремов) .

http://azbyka.ru/otechnik/Varfolomej_Rem...

Екатеринбург. Кафедральный собор Иоанна Предтечи. Иоанно-Предтеченский собор Карта и ближайшие объекты Екатеринбург. Иоанно-Предтеченский кафедральный собор на Ивановском кладбище. Заложен в 1846 году. С 1930 по 1938 год - кафедральный собор григорьевских архиереев. Церковь юридически не закрывалась. В 1943 году указом патриарха присвоен статус кафедрального собора (в Екатеринбурге властями были снесены практически все главные храмы, и функции кафедрального собора были переданы небольшому Иоанно-Предтеченскому храму). Иоанно-Предтеченская (Ивановская) церковь - одноэтажная каменная, с тремя приделами: срединным - св. Иоанна Предтечи северным - Святителя и Чудотворца Николая и южным - в честь иконы Божией Матери «Утоли Моя Печали». Первоначально церковь была заложена как однопрестольная на средства екатеринбургского купца Е.А. Телегина 15 сентября 1846 г. и освящена епископом Екатеринбургским Варлаамом 12 сентября 1860 г. В 1886 г. с благословения епископа Екатеринбургского Нафанаила были заложены два пристроя с северной и южной стороны для двух приделов и двух подвальных под ними помещений, из которых одно предполагалось для склада церковного имущества, а другое «для сомнительных умерших». Левый Никольский придел был освящён 27 декабря 1886 г., правый, во имя иконы Божией Матери «Утоли моя печали», был освящён 3 июня 1888 г. В 1915 г. с западной стороны к кладбищу была отведена дополнительная площадь для Братского кладбища (для погибших в войне 1914 г. и последующих годов). В 1925 г. произошел раскол староцерковного (Тихоновоского) направления на «Сергианское» и «Григорианское». Община Иоанно-Предтеченской церкви поддержала архиепископа Григория. Однако волею судеб в храме проводились службы не только григорианцев. В начале 1930 г. было принято решение о закрытии всех православных церквей Екатеринбурга, кроме Всехсвятской на Михайловском кладбище, оставленной обновленцам, и Иоанно-Предтеченской на Ивановском кладбище, оставленной староцерковникам, причем григорианцы занимали верхнюю часть церкви, а сергианцы были вынуждены занять левый подвал. Перед самой войной была закрыта и Всехсвятская церковь, после чего обновленцам пришлось разместиться в другом полуподвальном помещении Иоанно-Предтеченской церкви.

http://sobory.ru/article/?object=01225

Екатеринбург. Собор Екатерины Великомученицы. /// Объект утрачен Собор.  Утрачен.   Престолы: Екатерины Александрийской , Иоанна Богослова , Симеона Столпника Архитектурный стиль: Барокко Год постройки:Между 1758 и 1768. В 1810-х расширена трапезная. Год утраты:1930 Архитектор:И.В. Мюллер (Миллер) Ссылки:     Адрес: Россия, Свердловская область, г. Екатеринбург, пл. Труда Координаты: 56.838333, 60.606667 Проезд:Станция метро «Площадь 1905 года». Далее пешком по улице 8 Марта и Ленина. Остановка «Площадь труда» (маршрутки 014, 018, 039, 040, 046, 050, 052, 054, 055; автобусы 27, 28, 32, 48, 50, 54). Остановка «Театр музкомедии» (трамваи 13, 15, 18, 2, 26, 6, А). Остановка «Проспект Ленина» (маршрутки 035, 039, 056, 05А; Автобусы 1, 15, 19, 20; троллейбусы 1, 11, 15, 17, 18, 3, 5, 9). Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Екатерининский горный собор (Собор во имя святой великомученицы Екатерины) в Екатеринбурге - православный храм, сооружённый при основании города в 1723 г. и разрушенный в 1930 г. Стоял в центре города, на левом возвышенном берегу реки Исети, к востоку от Кафедрального собора, на Екатерининской площади (ныне площадь Труда). 1 октября 1723 г. в новом заводе-крепости начала строиться первая мазанковая церковь, которая открылась для прихожан в 1726 году. Пока шло строительство, жители Екатеринбурга были приписаны к приходу Преображенской церкви на Уктусе, которая находилась в 6 верстах от Екатеринбурга. Мазанковое здание представляло собой бревенчатый каркас, промежутки между брёвнами которого были заложены глиной — это был один из вариантов техники фахверка, который появился в Екатеринбурге благодаря европейским мастерам, работавшим на строительстве завода. Крыша церкви была накрыта белой жестью и была увенчана маковкой и небольшой звонницей. 26 сентября 1747 г. мазанковая церковь была уничтожена пожаром и вплоть до конца 1763 г. Екатерининский приход был закрыт - всё это время предпринимались попытки получить в Тобольской консистории разрешение на строительство новой, каменной церкви, но строительство не могло начаться без благословения Синода.

http://sobory.ru/article/?object=35861

Елец. Церковь Михаила Архангела. Архангельская церковь Карта и ближайшие объекты Церковь находится на углу улиц Октябрьской и Свердлова. Вследствие неоднократных перестроек и реконструкций в дошедшем до нас здании Архангельской церкви три ее части имеют различный «возраст», отличающийся почти столетием. Наиболее древней является колокольня, выстроенная в 1788 году; трапезная построена на месте прежней в 1828 году; собственно церковь заменила более раннюю и возводилась с 1845 по 1860 г. Разное время нашло свое отражение в самом здании, заявляя о себе соответствующим архитектурным стилем. Если поздний классицизм трапезной мог найти «общий язык» с ранним классицизмом колокольни и архитектурным оформлением ранее существовавшей собственно церкви, то вновь выстроенная в 1860 году огромных размеров собственно церковь своим официальным русско-византийским стилем вторглась чужеродным элементом как в общую композицию храма, так и особенно в характер его архитектурного декора. Это не может не снизить архитектурно-художественной ценности памятника, играющего большую роль в создании запоминающегося силуэта города Ельца. В то же время историческая ценность колокольни и трапезной несомненна. 1880 г. – церковь обнесена чугунной оградой из решеток и столбов, двое ворот и калитка. К архангельской церкви были приписаны 2 каменные часовни. 11 июня 1899 г. – церковь пострадала от пожара. Один из колоколов церкови весил 500 пудов. 1922 г. – властями изъята серебряная утварь церкови. 1930 г. – церковь закрыта, чуть позже в 1930-х г. – уничтожены четыре ложные главки, завершения основной главы и колокольни, чугунная ограда и часовня разобраны. Здание использовалось как складское помещение – хранилась бумага, подвалы – склад горпродторга. Здание пережило пожар, рухнул свод трапезной, в результате аварии снесено северное крыльцо. 1993 г. – церковь передана Вознесенскому собору, частично восстановлена.  Храм Михаила Архангела в Ельце снова открыт для прихожан. Торжественное открытие состоялось 1 мая 2016 года на праздник Великой Пасхи. В настоящее время ведутся активные работы по восстановлению подвального помещения, проводится отопление, освещение и другие коммуникации, это необходимо для регулярной работы храма в зимнее время. Примечательно, что во время войны в подвале церкви находилось бомбоубежище, об этом сообщил настоятель, это подтверждают и остатки трафаретной надписи над одим из подвальных окон. Также удалось узнать, что в советское время все росписи храма были подвергнуты целенаправленному уничтожению, вдоль стен были установлены строительные леса для большего удобства очистки стен от фресок. Сегодня от изображений остались только едва видимые контуры, местами виден рисунок орамента. По неведомым причинам, были сохранены лишь две фрески в алтарной части церкви.

http://sobory.ru/article/?object=02126

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010