После этого позорного отступления весь Египет оказался в руках восставших. Несмотря на молодость, Никита в дальнейшем продемонстрировал зрелость ума и умение проникать в существо проблем. Желая привлечь к себе местное население, он освободил на 3 года всех граждан Египта от налогов, а также коренным образом изменил вероисповедальную политику. Заинтересованный в добрых отношениях с Римским престолом, Фока проводил жёсткую линию против монофизитов. Никита, напротив, занял примирительную позицию, чем снискал доброе имя среди антихалкидонитов. После этой крупной стратегической победы на сцену выступил уже сын экзарха Африки, его тёзка Ираклий 547 . При помощи отца и друзей он организовал морскую экспедицию из Карфагена, причём на флагмане флота находился киот Богородицы, а на реях красовались Её изображения. Тем самым Ираклий показал всем, что Пресвятая Богородица является охранительницей их похода. Флот продвигался к столице медленно – Ираклий делал частые остановки на островах, где вступал в переговоры с представителями партий, чтобы заручиться их поддержкой. Но и это время Фока не сумел использовать для организации обороны – скорее всего, от него зримо отвернулись все те, кто вчера радостно рукоплескал узурпатору. Единственное, на что оказался способен Фока, так это заключить мать и невесту Ираклия в монастырь «Нового раскаяния», возведённого некогда императрицей св. Феодорой. Он хотел иметь у себя заложников, но Ираклия это не остановило. В конце сентября 610 г. Ираклий вступил в Дарданеллы и сделал остановку в городе Абидосе. Там к нему присоединились представители столичной знати, кто успел укрыться от террора Фоки. Бездействие томило Фоку, и он послал своего брата Доменциола на Длинные стены, но когда тот узнал о прибытии Ираклия в Абидос, то вернулся в столицу. Приск, на которого так надеялся узурпатор, лежал, сказавшись больным, во Влахернском храме, где его охраняла личная дружина. А вскоре прасины, пользуясь отсутствием войск в столице, изменив Фоке, освободили из заточения мать и невесту молодого полководца и доставили их к нему 548 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Всё это вкупе и породило злосчастный раскол между Византийской и Армянской Церквами. В начале VII столетия (608–617 гг.) произошло внезапное нападение Хосрова на Армению и захват её. В Хосрове армянские католикосы-монофизиты нашли поддержку против Византии. Борясь с влиянием православной партии, двинский католикос Авраам I (607–615 гг.) принудил епископов, священников и игуменов предать анафеме Халкидонский Собор или же покинуть страну. Персы упразднили православный католикосат в Аване и стали понуждать армян греческой части Армении отречься от Халкидонского Собора, для чего Хосров даже собирал собор при своём дворе. Однако халкидонитство было слишком сильно в Армении, чтобы можно было победить его одними репрессивными мерами. Император Ираклий I (610–641 гг.), вступивший на престол Византии, вскоре одержал верх над Хосровом и снова освободил от гонений армян-халкидонитов. Император Ираклий достиг, так же, как и Маврикий, воссоединения армян c греками. Это произошло уже в русле общей вероисповедной политики Ираклия и на фоне начала движения арабов и распространения нового еретического учения монофелитства. Когда император Ираклий во время одной из своих кампаний в 622 г. стал вести переговоры с армянскими монофизитами в городе Феодосиополе (Эрзерум, Карин), в греческой Армении, относительно объединения, то встретил решительный отпор со стороны Павла Одноглазого главы кипрских монофизитов (на острове Кипр существовала значительная колония армян) 56 . Позднее, около 633 г. это объединение с армянами-монофизитами всё же состоялось на соборе в том же Феодосиополе, но характерно, что тезис о «едином действии» и «единой воле» Христа (монофелитство) отсутствовал в условиях, которыми оговаривалось воссоединение большинство армян просто признало Халкидонский Собор, утвердивший во Христе две природы. Воссоединение с частью армян удалось благодаря решимости католикоса Езры (630–641 гг.) и знаменитого армянского богослова Феодора Сюникского. Армянский историк-патриот Себеос маскирует этот горький для него эпизод греческим давлением, насилием и подкупом, якобы император Ираклий вызвал католикоса Езру (Ездру) в Феодосиополь, при этом католикос не захватил с собой ученых-богословов.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

—14— VIII. Когда Ираклий получил царский скипетр 64 и Сергий 65 занял Константинопольский престол (епископский), то сначала сам Ираклий, все придворные, сановники 66 и вельможи держались православной веры, исповедуя и проповедуя две природы, два действия и две воли в божестве и человечестве Христа моего 67 . Но когда он, к несчастию после многих побед над врагами и славной войны против персов, отступил от православного догмата, тогда вместе с ним начали отступать и церкви, и не малая часть народа перешла на противную (православию) сторону. А 68 виновником перемены царя был известный Афанасий, так называемый патриарх Иаковитов, – человек лживый, более всех способный запутать истину. Явившись к Ираклию, пребывавшему в Иераполе Сирийском, он коварно и злокозненно вошел в доверие к нему, прельстив 69 его обещанием, что примет Халкидонский собор, который провозгласил две природы (во Христе), соединенные ипостасно 70 . А Ираклий имел сильное желание, как показали события, склонить к признанно того собора, как самого Афанасия, которому он обещался дать Антиохийский престол, – так и других всех, кого он видел не соглашавшимися с этим собором, – хотя, по своей простоватости и легкомысленности, он, никого не привлекши, только 71 запятнал себя неправомыслием 72 . И вот —15— A. л. 231 об. Βος κα πολιτεα κα θλησις το οιδμου κα μακαριωττου πατρς μν κα μολογητο Μαξμου κα περ τν δο μαδητν ατο. Жизнь, дела и подвиги преславного и блаженнейшего отца нашего и исповедника Максима, и о двух учениках его. (VIII) ρακλεου τν σκπτρων τς ρωμαïκς ρχς πελημμνου κα Σεργου τς ρχιερατικς φροντδας τς βασιλιδος τν πλεων ναδεξαμνου, αϑις τ τν κκλησιν ν ταραχ ν κα τν μονοϑελητν αρεσις σπερλλη τις αγυπτιακ πληγ τ τν ρϑοδξων συστματα κατενμετο, τν ρχν ντεϑεν λαβοσα. (VIII) 73 Когда Ираклий получил скипетр римской власти и Сергей восприял архиерейское попечение над царственным городом дела Церкви снова пришли в смятение и ересь монофелитов, как бы другая какая египетская язва, стала разрушать строй православной церкви, получив свое начало из таких обстоятельств.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Арабские завоевания ) под командованием Амра ибн аль-Аса сделало положение К. менее устойчивым. Имп. Ираклий переоценил способности К. как стратега и дипломата. По сообщению прп. Феофана Исповедника, К. удалось отсрочить завоевание Египта на 3 года благодаря договору, по к-рому он обязывался выплачивать арабам ежегодную дань в размере 200 тыс. золотых ( Theoph. Chron. P. 338). Согласно хронике патриарха Никифора I К-польского, у К. также были планы выдать замуж за Амра одну из дочерей имп. Ираклия (возможно, старшую, Евдокию); он надеялся, что этот брак склонит Амра к христианству ( Niceph. Const. Brev. hist. P. 70-76). К. не имел полномочий заключать такой договор самостоятельно и после переговоров с Амром известил об этих предложениях императора. Однако Ираклий отклонил соглашение, вызвал К. в К-поль и лишил занимаемого поста, видимо посчитав себя оскорбленным. Над К. был устроен суд, где обвинителем выступал сам император. На суде К. доказывал, что деньги для откупа от арабов можно получить из косвенных сборов, не отнимая у казны основного дохода от поземельного налога. К. был обвинен в измене империи и язычестве, подвергнут пытке префектом города и в кон. 640 г. сослан. Возможно, истинной причиной опалы К. стал его конфликт с представителем к-польской бюрократии сакелларием и кувикуларием Филагрием, придерживавшимся отличных от К. взглядов на тактику переговоров с арабами и налогообложение Египта ( Kaegi. 1998. P. 48-49). Амр вновь вторгся в Египет и начал военные действия против визант. армии, сосредоточенной под Вавилоном (Бабальюном) и Никиу под командованием августала Феодора. 11 февр. 641 г. в К-поле умер имп. Ираклий. Ему наследовали Константин III и Ираклона (Ираклий II), сын от брака с августой Мартиной, покровительствовавшей К. Константин III, пользуясь своей властью, вызвал ссыльного К. в К-поль, где снаряжался флот для отправки в Александрию и усиления армии Египта. Кроме того, К. был уполномочен заключить мир с арабами на условии уплаты выкупа. Но Константин III умер весной 641 г., когда шла подготовка экспедиции, что задержало ее отправку.

http://pravenc.ru/text/1840123.html

Вскоре после смерти Сироя  персидским царством правил Кавоэс, который также жил недолго и вскоре умер; после него царствовал у персов Ормизда, который также послал послов к Ираклию, направив к нему собственного сына с деньгами и драгоценными дарами. Он писал в письме, что «так же, как говорят, ваш бог был отдан некогда старцу Симеону в объятия, так и я передаю тебе твоего слугу [раба], сына моего. Пусть ведает бог, которому ты поклоняешься, как ты будешь обращаться с ним». Ираклий же принял его с большим почетом и затем, после смерти Ормизда, возвел на персидский престол. Сарбар, услышав, что Хозрой, Сирой, Кавоэс и Ормизда умерли, удалился из ромейской страны и написал в свое оправдание Ираклию, что не охотно, но по желанию пославших его действовал против ромеев. Но искал представить себя на его суд, чтобы стать его слугой. И обещался, получив от императора подтверждение честным словом, что придет к нему из Персии и даст деньги, с помощью которых будет восстановлено то, что он сам разрушил в земле ромейской. Тем временем как он это замышлял, сын Ормизда, в результате заговора, был убит, и Сарбар стал домогаться у императора персидской державы. Тот же дал ему согласие на это, и они условились друг с другом, что все то, что потеряли ромеи из–за персов, будет ромеям возвращено. И сразу же, согласно решению, вместе с заключением мира, Сарбар отдал ромеям Египет и все восточные земли. С уходом находящихся там персов он послал животворное древо императору. Ираклий же Никиту, сына Сарбара, возвел в сан патрикия, а Нику, его дочь, выдал замуж за Феодосия, сына своего от Мартины. Григорию же, дочь Никиты, вызванную из Пентаполиса, соединил браком с Константином, императором ромеев; она была сосватана еще при жизни своего отца.  В то же самое время из Ятриба (AiJribou),  так именуемого [это область счастливой Аравии], появились саракины, разграбили и подвергли нападению тамошние местности, лежащие поблизости. Ираклий отправил из Византии свою дочь Евдокию, отдавая ее, как обещал, за турка. Но так как он узнал, что турок убит, он приказал ей вернуться назад. И когда Ираклий находился в Персии, у него умерли два сына и две дочери. Он сам, взяв животворное древо, запечатанное (так, как оно было получено и сохранилось), отправил его в Иерусалим, и Модесту архиерею и его клиру показал его.  Когда же они увидели, что печати не повреждены, то за то, что они не повреждены и сохранились невредимыми в оскверняющих и нечестивых варварских руках, возблагодарили бога благодарственным гимном. И иерарх принес ключи [от ковчега], которые у него оставались, и когда отворил его, все преклонились. И после того как оно было здесь воздвигнуто, император сразу же отослал его в Византии.   Сергий же, византийский патриарх, принял его и затем из Влахерн [храма богоматери] с литаниями перенес в великую церковь [Софии], где его и водрузил. Был второй индиктион, когда это произошло.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=701...

У нас в саду стояла кухня, как сарайчик. Отец позвал брата и быстро-быстро они эту кухню отремонтировали, образа повесили, лампадку, поставили столик, кровать, и о. Ираклий стал в ней жить. Помню, однажды в середине зимы выпал обильный снег, и мы с братьями разыгрались в снежки. В это время батюшка вышел из кельи, и мы нечаянно попали в него снежком. Он улыбнулся. Нам понравилось, что он улыбнулся, и мы начали его снежками бить. А он стоял и смеялся. Мама из дома выскочила, стала нас хлестать, а батюшка ей: «Евдокия, Евдокия, успокойся, Господь с тобою! Это же дети, в них Ангел взыгрался!» Слух о том, что у нас живет старец-схимник, быстро разнесся по округе. К о. Ираклию стали приходить люди, просить его совета и святых молитв. Что приносили ему, он все отдавал нашей маме. Сам из кельи выходил редко, только в местную церковь ходил, где священником был о.Исаия Горборуков, и в соседнее село Семеновку, где служил архимандрит Геннадий (Лобачев), бывший благочинный Иссык-Кульского монастыря, с которым батюшка прежде в монастыре подвизался. Мама иногда делала уборку в келье батюшки. Она заметила, что его кровать всегда одинаково заправлена. И (грешные мы люди!) любопытно ей стало. Вдвоем со снохой сели они ночью под окном кельи и досматривали, ложится батюшка спать или нет. А он стоит в святом углу, молится, молится, потом сядет на лавку, подремлет немного, соскочит — и опять молится. И так до утра. Великим постом наш отец говел, и мы вместе с ним. Отец Ираклий ночью придет, разбудит отца: «Мирон Николаевич, вставайте, молитву надо выслушать». Отец-то стоит, молится, а я стою, дремлю. Батюшка часто беседовал с отцом, я иногда прислушивалась к их беседе. Помню, о. Ираклий говорил: «Я великий грешник!» Отец спрашивал: «Батюшка, в чем же Вы грешны?» — «Всех побили, когда киргизский бунт был, а я, грешник, спрятался». В 1929 году стали нас раскулачивать, обыски делать. Начали допытываться: «Что за старик у вас живет?» «Это мой дядя» — отвечал отец, когда чужие приходили. А после свои пришли, знают, что никакого дяди у отца нет. Мы побоялись ареста, и о. Ираклий ушел жить к двоюродному брату отца Андрею Дубинину. А отца, за то, что был верующий и не вступал в колхоз, посадили в тюрьму, и из тюрьмы он уже не вернулся».

http://azbyka.ru/fiction/krest-na-krasno...

Арабское войско было плохо вооруженным и не очень многочисленным, но в условиях послевоенной разрухи и поразительной пассивности, проявленной вчерашним героем Ираклием, отряды фанатичных «воинов ислама » после первой же крупной победы при р. Ярмук (636 г.) быстро овладели Сирией, без боя заняли Иерусалим (637 г.) и Антиохию (638 г.) и без труда завладели Египтом (640 г.). Деморализованный и больной водянкой Ираклий в 635 г. уехал в Константинополь со словами: «Прощай, Сирия, навеки!». Неожиданную победу полудиких кочевников над веками считавшейся лучшей в мире имперской армией в народе объясняли тем, что Ираклий прогневал Бога кровосмесительным браком с родной племянницей Мартиной. После кончины Ираклия и 100-дневного правления его старшего сына Константина III весной 641 г. к власти пришла Мартина и ее единственный здоровый сын, Ираклий Младший (известный под уменьшительным именем Ираклона). Через несколько месяцев ненавистная народу императрица была, однако, свергнута и сослана вместе с сыном (к которому впервые в византийской политической практике вместо казни применили увечье – урезание носа). Престол достался малолетнему сыну Константина III, который, как и отец, официально звался Ираклий Константин, но в историю вошел под уменьшительным прозвищем Конста, или Констант (641–668). В условиях продолжающегося арабского натиска (в 646 г. арабы захватили Африку, а в следующем году появились в центре Малой Азии) правительство Константа было обеспокоено дискуссиями по поводу Эктесиса, которые охватили западные провинции. В 648 г. 18-летний император издал указ – так называемый Типос («Печать веры»), который предписывал прекратить всякие споры по поводу числа воль или действий Христа. Арабское вторжение вызвало поток эмигрантов, хлынувший на Запад. Среди уехавших был и Максим Исповедник , развернувший активную полемику против учения об одной воле. В 645 г. на диспуте в Карфагене ему удалось даже переубедить бывшего константинопольского патриарха Пирра, преемника Сергия (638–641, 655). Перебравшись из захваченной арабами Африки в Италию, Максим нашел поддержку в лице папы Римского Мартина I (649–653). В 649 г. в Риме был созван Латеранский собор с участием более сотни епископов, на котором были осуждены Эктесис и Типос и анафематствованы патриархи-монофелиты Сергий, Пирр (успевший вновь уклониться в ересь) и Павел (641–654).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В те же самые времена восстал вновь Куврат, родственник Органы, государь гунно-гундуров, против аварского хагана и весь народ, который находился вокруг него, подвергая оскорблениям, прогнал из родной земли. [Куврат] прислал послов к Ираклию и заключил с ним мир, который они сохраняли до конца своей жизни. И Ираклии послал ему подарки и удостоил его сана патрикия. В то время как Ираклий проводил время в восточных областях, он назначил стратигом Иоанна Варкайну ( Βαρκαινηv) и послал его против саракин в Египет. Вступив в бой с ними, пал и он. Еще и Марин, эгемон фракийских войсковых частей, вступивший в бой с ними, потерпел поражение, потеряв большую часть войска; он сам едва спасся. После него Ираклий выдвинул стратигом Мариана, имевшего звание кубикуллярия у ромеев, и послал его туда, приказав ему соединиться с патриархом александрийским Киром и [держать с ним совет] о том, как быть с саракинами. Кир же сделал императору известным, что за дань может заключить договор с Амвром – саракинским филархом, которая, однако, как он указал, может быть получена от торговой пошлины ( εμπολαιου εισμοραv), так чтобы уплачиваемые императору подати оставались бы без ущерба. И советовал обещать ему [в жены] Евдокию Августу, одну из дочерей императора [при условии], чтобы он был крещен в божественной купели и принял христианство . Киру Омар и его войско доверяли, ибо они очень полюбили его. Но этого не поддержал Ираклий. И так как об этом также узнал и Мариан, Мариан отступил от решений Кира и, напав на саракин, пал и сам, и вместе с ним значительное войско. В эти времена Ираклий отправился на родину и остановился во дворце, именуемом Иерия ( τηv Ιεριαv), 42 так как не решался переправиться через море; многие сановники ( αχιουντεv), и архонты, и горожане убеждали его войти в город, но никак не могли убедить. И в праздники он только посылал сыновей, и они, совершив в храме божественную литургию, сразу же возвращались к нему. Также, когда присутствовали на конских состязаниях, снова уходили к отцу. В то время, как он там проводил время, его известили, что сын его Аталарих и Федор, находящийся в сане магистра, сын Федора, брата императора, вместе с некоторыми другими собираются организовать заговор против него.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor_Konsta...

Феофан сохранил в своем повествовании описание религиозных практик Ираклия и его речи, адресованные солдатам в период персидских походов 623–628 годов. Пауль Шпек датировал источники Феофана, повествующие о событиях войны Ираклия с персами, концом правления Ираклия, примерно 630-ми годами, и при этом утверждал, что при описании событий правления Фоки Феофан опирался на некий неизвестный источник, которым пользовался также секретарь Ираклия Феофилакт Симокатта [Speck 1993: 226-229; Greatrex, Lieu 2002: II 297]. Но в рассказе Феофана о походах Ираклия основным источником хрониста был современник этого императора, греческий диакон и поэт Георгий Писида. Это обстоятельство позволяет нам признать подлинность речей, отражающих религиозно-политическую программу императора Ираклия. В этих речах Ираклий говорил о том, что римская армия идет защищать поруганные церкви, мстить за истинного Бога и за растление священных дев, освобождать Крест Христов. Ираклий приказал своему конвою возить вместо знамени (лабарума Константина?) Мандилион, икону Нерукотворного Спаса, и шел в бой вместе с иконой. Георгий Писида пишет: «Он [Ираклий] взял тот божественный и почитаемый образ с изображением неописуемого, который не описывали руки человеческие, но который в неписанной иконе отобразило все образующее и формирующее Слово, которое, как известно, зачато без семени. Ибо нужно, чтобы некогда зачатое без семени в дальнейшем было запечатлено без кисти, дабы посредством как того, так и другого твердо сохранялась вера в вочеловечение воплотившегося Слова в опровержение заблуждения фантазиастов. Доверяя всецело этому богописанному образу, Ираклий посвятил Богу начало военной кампании» (λαβν δ τν θεαν τε κα σεβσμιον μορφν κενην τς γραφς τς γρφου, ν χερες οκ γραψαν, λλ " ν εκνι πντα μορφν κα διαπλττων Λγος νευ γραφς μρφωσιν, ς νευ σπορς κησιν ατς, ς πσταται, φρει· χρν γρ ατν, ς ττε σπορς δχα, οτω τυποσθαι κα πλιν γραφς νευ, πως δι " μφον το Λγου μορφουμνου μνοι τ πιστν τς νανθρωπσεως, τν Φαντασιαστν ξελγχον τν πλνην, τοτ πεποιθς τ θεογρφ τπ, θεαν παρχν τν γνων εργσω) (Giorgio di Pisidia 1959: 91 (Pers. I. 139).

http://bogoslov.ru/article/6192254

Восприемником от купели был присланный для этого торжественного в царской семье события малолетний сын Ираклия от Мартины, родившийся в 626 году в Лазике. 357 При крещении он получил имя Ираклия, слыл в кругу семьи под уменьшительным именем Ираклона и с ним остался в памяти истории. Делая его восприемником внука и устанавливая духовное родство между единокровными братьями, Ираклий, в обеспечение династических интересов, намечал Ираклона в соправители Константина. На следующий год был объявлен консулат Константина, и на торжественном выходе в день 1 января 632 года Константин, очевидно, по воле отца, возвел пятилетнего Ираклона в звание кесаря, давая ему, таким образом, преимущество перед своим сыном. 358 В тот самый день, когда в Константинополе родился внук Ираклия, родился также и сын от Мартины, получивший при крещении имя Давида. Возвращение Креста Господня в Иерусалим. Дела в Персии Проведя зиму в Константинополе, Ираклий в конце февраля 630 года уехал на восток вместе с Мартиной, которая была верной спутницей в его походах с весны 623 года и до самого конца войны. Ему предстояла трудная задача воссоединить с империей области, пребывавшие так долго под персидской властью. Кроме этой общей задачи, спешный отъезд Ираклия на восток имел еще другую причину: заботу о возвращении Креста Господня из персидского плена. По всему вероятию, Шахрбараз поддерживал сношения с императором, и Ираклий был своевременно оповещен об отправке Креста из Ктесифона. Его привезли с собой возвратившиеся из Персии войска, которыми Ираклий снабдил Шахрбараза. По свидетельству, сохраненному Михаилом Сирийцем, Крест был доставлен в Иераполь, куда, вероятно, и прибыл за ним император. 359 Дальнейший путь его лежал на Берою, Эмессу, Дамаск и Тивериаду. Правителем Дамаска состоял некто Мансур, сын Сергия. Он был утвержден в этом звании еще императором Маврикием и удержал его за собой во время господства персов в Сирии. Ираклий потребовал от него взноса податей за два года; но Мансур отказал, оправдываясь тем, что он отсылал подати Хосрову.

http://azbyka.ru/otechnik/Yulian_Kulakov...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010