В этих трех епископах Арий, следовательно, не встретил никакой поддержки. Св. Александр обращался к Филогонию с особым посланием 154 и под его τμος " ом стоит подпись: «Филогоний, епископ католической церкви Антиохии, сильно восхваляя (μεγλα παινν) веру, яже в томосе владыки моего и единодушного Александра, и соглашаясь с нею и с исповеданием священного чина единодушных, подписал» 155 . Павлин тирский сначала, повидимому, колебался и не высказывался решительно ни за, ни против Ария, тогда как его друг Евсевий кесарийский уже писал за Ария самому Александру. Поэтому главный покровитель Ария, его «солукианист» Евсевий никомидийский, нашел нужным написать особое письмо к Павлину, побуждая его прекратить молчание и написать Александру. Эту просьбу Евсевия Павлин, повидимому, и исполнил, хотя Александр, вопреки ожиданиям Евсевия, не послушался и «такого мужа», как Павлин. Это, впрочем, и понятно, так как Павлин высказывался совершенно в арианском духе 156 . А когда все старания друзей Ария помирит с ним Александра не увенчались успехом, Арий обратился к Павлину тирскому, Евсевию кесарийскому и Патрофилу скифопольскому с просьбою, чтобы ему и его сообщникам вместе с подчиненным им народом дозволено было совершать церковные собрания. И эти епископы, собравшись на собор в Палестине (в Кесарии?), удовлетворили эту просьбу Ария, разрешив ему и его последователям собираться, как и прежде, но быть в подчинении у Александра и всегда молиться о том, чтобы удостоиться мира и общения с ним 157 . Таким образом в начале арианского спора Антиохия стала на сторону св. Александра, Тир оказался на стороне Ария. Но вскоре затем ненадолго им пришлось обменяться ролями. 20 декабря, вероятно 323 г., Филогоний умер 158 . Тогда антиохийцы ς oκεov γαθν перевели к себе в качестве епископа своего бывшего пресвитера Павлина тирского – человека совсем противоположного направления, чем Филогоний. И это вполне понятно. Известно, что, когда император Константин в. в первый раз услышал об арианском споре, он стоял под сильным влиянием двух Евсевиев и совершенно в их духе написал и свое письмо к Александру и Арию 159 , отправленное с Осием кордубским.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Lebed...

Обвинителем Целестия выступил на соборе диакон Миланской церкви Павлин, живший уже давно в Карфагене и, подобно Целестию, домогавшийся здесь пресвитерского сана 53 . Когда Целестий был схвачен и представлен на епископский суд (вероятно при деятельном участии Павлина) то Павлин предложил епископу Карфагенскому Аврелию обвинительную записку против Целестия, в которой учение последнего было изложено в следующих шести положениях. I. Адам создан был смертным и умер бы независимо от того, согрешил ли бы он или нет. II. Грех Адама повредил только ему одному, а не роду человеческому. III. Дети рождаются в том состоянии, в каком был Адам до преступления. IV. Весь род человеческий не умирает чрез смерть и преступление Адама, равно как и не воскресает чрез воскресение Христа. V. Закон ветхозаветный так же ведет в царство небесное, как и евангелие. VI. И до пришествия Господа были безгрешные люди 54 . Что ответил Целестий на первое положение обвинительной записки, неизвестно. Возможно, что он совсем не пожелал отвечать на него, имея в виду, что состоятельность или несостоятельность этого общего, основного положения выяснится из дальнейших рассуждений. О ходе следующих рассуждений Августин, по актам собора, рассказывает так. «Когда было прочитано, что грех Адама повредил только ему одному, а не всему роду человеческому, то Целестий заявил: я сказал, что относительно передачи греха сомневаюсь, однако я не отказываюсь согласиться с тем, кому Бог даровал благодать разумения: я слышал по этому вопросу различные мнения от тех, кои поставлены в православной церкви пресвитерами. – Назови нам имена их, предложил Павлин. – Целестий назвал: святой пресвитер Руфин, который жил в Риме со святым Паммахием; я слышал, как он говорил, что передачи греха нет. – Нет ли еще кого, спросил Павлин. – Целестий ответил: я слышал и очень многих других, утверждающих тоже. – Назови нам имена их, снова предложил Павлин. – Разве тебе недостаточно одного священника, отвечал Целестий. После некоторых иных рассуждений еп.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Krem...

3) у Свиды Филосторгий передает, что Аетий даже и при Евлале был еще «молод», νος (след. не старше 44 лет, но может быть и гораздо моложе). Следовательно, ничто не препятствует думать, что у Павлина Аетий был за 33 года до 357 года, в 324 году: если Аетий родился, допустим, в 300 году, то в 324-м году ему было 24 года, в 357-м – 57 лет. 4) Евлал, по Свиде, был 23-м епископом антиохийским от времен апостолов. Это сообщение, которое Филосторгий взял конечно не от «ветра главы своея», а из какого-то списка антиохийских епископов, очень важно для оценки списка антиохийских епископов в хронике Иеронима и других позднейших списков. Таким образом, и Филосторгий не подтверждает того, что нужно Швартцу; и из его слов не видно ясно того, что Павлин был полноправным и единственным епископом тирским в эпоху после никейского собора и только после никейского собора. О никейском соборе Филосторгий, как и Евсевий, не говорит в данном месте ни слова. Да и сам Павлин интересует его только как епископ антиохийский; о тирском же его управлении он не сообщает ни единого факта. – А некоторые подробности его рассказа говорят скорее против Швартца, чем в его пользу. За предположение, что Павлин тирский на антиохийской кафедре был преемником св. Евстафия, говорит по-видимому только то сообщение Филосторгия, что преемник Павлина на этой кафедре был Евлалий (Евлал). Чтобы разобраться в вопросе, насколько и это сообщение доказывает то, что им хотят доказать, необходимо привести все сохранившиеся известия о том, какие епископы занимали антиохийскую кафедру от начала арианского спора и до тирского собора 335 года [что в 335 году Павлина тирского уже не было в живых, этого не оспаривает никто]. IV Вопрос о преемниках св. Евстафия. Сообщения Константина в., Георгия Лаодикийского. Сократа, Созомена и Феодорита. Список Иеронима и другие позднейшие. Загадочный Роман. Выводы. На чем покоится обычное мнение о Павлине, как преемнике св. Евстафия? Мнение Валуа и разбор его: после отказа Евсевия кесарийского антиохийскую кафедру занял не Павлин, а Евфроний.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Lebed...

В этом письме для св. Александра было оскорбительно уже то, что император ставил его – митрополита всего Египта, первого по значению епископа на всем Востоке – на одну доску с низложенным им вместе с собором египетских епископов – простым пресвитером. – Нетрудно догадаться, что Евсевиям удалось тогда и в Антиохию перетянуть человека своей партии. В то время, когда Павлин занял антиохийскую кафедру, в конце 323 – начале 324 года, и Осий Кордубский, по всей вероятности, еще не ездил в Александрию, и потому не мог высказаться решительно против Ария. Что касается самих антиохийцев, то они в это время едва-ли особенно интересовались поднятым в Александрии догматическим вопросом и еще меньше понимали в нем. Но своего бывшего пресвитера, ученого Павлина, они, конечно, хорошо помнили и естественно пожелали его иметь своим епископом. И к тому же в то время весь Восток был под свежим впечатлением палестинского собора, на котором Павлин тирский играл такую выдающуюся роль. Собор этот и после 325 года оставался настолько популярен на Востоке, что мнение трех вождей его, хотя одного из них уже не было в живых, оставалось авторитетом для восточных – Поэтому Павлин тирский представлялся тогда самым естественным кандидатом на кафедру столицы Востока. Таким образом и случилось, что кафедра Антиохии, столицы Востока, досталась евсевианам. Епископом тирским на место Павлина поставлен был Зинон, догматические убеждения которого нам точно неизвестны. Но св. Александр александрийский обратился к этому Зинону с особым посланием и, очевидно, имел успех, так как на никейском соборе Зинон подписался в качестве православного епископа, и мы решительно нигде не встречаем его в числе евсевиан. Таким образом, зимой 323/324 года в Антиохии на место православного водворился епископ, в Тире же, наоборот, на место этого поставлен был православный епископ. Однако, торжество евсевиан и в Антиохии на этот раз было кратковременно: спустя 6 месяцев по избрании (или немного более) – летом или в начале осени 324 года – престарелый Павлин умер.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Lebed...

С тех времен сохранилось следующее описание святителя Павлина: «Он был высокого роста и слегка сутулый, имел темные волосы и лицо настоящего аскета; нос его был тонкий и немного крючковатый. В нем чувствовалось величие истинного преподобного мужа». Однако его успех был недолгим. 12 октября 633 года король Эдвин был убит в бою с языческим королем Пендой Мерсийским и его союзником Кадваллоном, который лишь на словах был христианином, а по делам своим – варваром. После кровавой резни главу Эдвина перенесли в церковь города Йорка, где она долгое время и хранилась, а самого Эдвина стали чтить как святого мученика за христианскую веру. Епископ Павлин вместе с королевой Этельбургой и Энфледой, первой дочерью короля Эдвина, вернулся морем в Кент. Примерно в это время скончался епископ Роман Рочестерский, и его кафедра пустовала. Святитель Павлин, которому тогда было почти 60 лет, взял на себя служение в Рочестерской епархии Кента и оставался на этой должности последующие 11 лет своей жизни. Но только в 634 году он получил из Рима паллий как епископ Йорка (в то время в Риме еще не знали о гибели короля Эдвина). Нам мало что известно о деятельности святителя Павлина в Рочестере. По преданию, он однажды совершил поездку в Гластонбери, где перестроил старинную церковь во имя святой Марии и покрыл ее крышу ментипским свинцом. В Кенте, как мы можем предположить, святитель Павлин помогал вдовствующей королеве Этельбурге устроить монастырь в Лиминдже. В этой обители Этельбурга подвизалась, она была ее настоятельницей; здесь же 8 сентября 647 года, на праздник Рождества Пресвятой Богородицы, она и преставилась. Ее дочь Энфледа, овдовев, стала монахиней в монастыре Уитби в 670 году, в годы игуменства своей родственницы, святой Хильды, после смерти которой (680) Энфледа стала настоятельницей этого монастыря. Энфледа преставилась 10 февраля примерно в 704 году. Обе – и Этельбурга, и Энфледа – являются почитаемыми святыми. Сам епископ Павлин отошел ко Господу 10 октября 644 года, потрудившись в Англии 43 года.

http://pravoslavie.ru/32404.html

Святой Терентий и другие с ним (смотри октября 28). 11. Святой Антипа, старец с длинною бородою, скончался в раскаленном медном воле. 12. Святые Дидим, с бородою, едва показавшеюся, и Протион, с короткою бородою, были усечены мечом. 13. Святые Максим, юный, Квинтилиан, старец, и Дада, с бородою, едва показавшеюся, были усечены мечом. 15. Святые апостолы от 70-ти: Аристарх, Пуд, и Трофим. 16. Святой Крискент, с бородою, едва показавшеюся, был сожжен огнем. 17. Святой Симеон, старец, был усечен мечом. 18. Святые Христофор и Феона, с бородами едва показавшимися, и Антоний, без бороды, были сожжены огнем. 21. Святой Ианнуарий, старец, был усечен мечом. 22. Святой Неарх, юный, без бороды, был сожжен огнем. 24. Святой Савва, молодой, с русою бородою, красивый. Священномученик Василий, с бородою, едва показавшеюся. 27. Священномученик Симеон, сродник Господень, маститый старец, ста двадцати лет, был распят на кресте. 1. Святой Вата, перс, старец с круглою бородою, был усечен мечом. 2. Святые Еспер, с бородою, едва показавшеюся, супруга его Зоя, и дети Кириак и Феодул скончались в разженной печи. 3. Святые Тимофей, молодой, с закрученною бородою, и супруга его Мавра, были усечены мечом. 7. Святой Акакий, юный, без бороды, был усечен мечом. 9. Пророк Исаия, старец, был распилен деревянною пилою. 10. Апостол Симон Зилот, старец, плешивый, с круглою бородою, был распят на кресте. 11. Священномученик Мокий, молодой, с малою бородою. 12. Святой Феодот, старец, с круглою бородою, был усечен мечом. 14. Святой Исидор Хиосский подобен святому Артемию. 18. Святые Вахтисий, старец, Исаакий, Симеон и другие с ними различны видом. 19. Святые Солохон, молодой, с круглою бородою, Павлин, Венедим, юные, с бородами едва показавшимися, были застрелены из лука. 20. Святые Дионисий и Петр, старцы, и другие с ними юные, с бородами едва показавшимися, были заметаны камнями, а святая Христина над ними была обезглавлена. 21. Святые Патрикий, старец, Акакий и Менандр, с бородами едва показавшимися, и Полиен, без бороды, усечены мечом. 22.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/erminija...

В 638 году, вскоре после отправки своего послания, Софроний умер. Едва последний противник монофелитства сошел со сцены, как Ираклий обнародовал эктезис – «изложении веры». В нем говорилось: «Совершенно нечестиво признавать во Христе двух, противоположно хотящих». Православный Восток в лице всех четырех патриархов – константинопольского Пирра, иерусалимского Сергия Яффского, антиохийского Македония и александрийского Кира – принял документ беспрекословно. Но в Риме ситуация к этому времени изменилась: Гонорий в этом же 638 году умер, а несколько следовавших друг за другом пап эктезис решительно отвергли. К этому времени Ираклий был уже тяжело болен и пребывал в глубокой депрессии. У императора развилась сильнейшая водобоязнь: он избегал морей и рек и передвигался только по суше. Чтобы он мог переправиться через Босфор на европейскую сторону пролива, выстроили огромный плавучий мост, засыпанный землей и засаженный деревьями и травами. Свой тяжелый недуг – водянку и болезнь мочевого пузыря – Ираклий считал наказанием за греховный и беззаконный брак со своей родной племянницей. Церковные распри его уже не интересовали. На обвинения нового римского папы Иоанна VI в распространении эктезиса он вяло ответил, что сей документ придумал не он, а покойный патриарх Сергий. Царствование Ираклия, начинавшиеся так блестяще, подходило к печальному концу. Все его попытки объединить Церковь провалились. Ислам отобрал его славную победу над Персией, которую придворные льстецы сравнивали с подвигами Александра Македонского. Ираклий умер в феврале 641 года, когда арабские войска уже поглотили Сирию и Палестину и захватывали Египет. Распад империи На фоне монофелитских споров в стране происходила государственная катастрофа. Византия еще не успела оправиться от войны с Персией, когда с юга хлынула волна арабов, воодушевленных новой, только что родившейся религией – исламом. В 634 году, всего через три года после победы Ираклия над Персией, патриарх Софроний уже не смог совершить традиционное паломничество из Иерусалима в соседний Вифлеем, поскольку город со всех сторон был окружен арабами.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

3. Персы же захватили Каппадокию, Дамаск, Палестину и Святой град и руками иудеев уничтожили многие десятки тысяч христиан. Был взят в плен и Захария, патриарх Иерусалимский, и забрали они Честное Древо и увезли в Персию. Также захватили они Египет, Ливию и земли до Эфиопии. 693 Дошли они до Халкидона и взяли его. Послал император Ираклий послов к Хосрою, прося мира. Но тот отослал их прочь, сказав: «Если отречется император ваш от Распятого и поклонится солнцу, то я заключу мир». 4. Пошли походом на Город и авары; и Ираклий, (понимая, что отовсюду окружен войнами) 694 , отправил послов и заключил с ними мир. А когда император вышел к Длинным стенам с большой свитой, чтобы встретить хагана, то взял у него гарантии и заложников и, заключив мир, праздновал с ним. Хаган же, презрев договоры и клятвы, внезапно резко бросился на императора. Император едва успел бежать в Город, а варвар захватил императорскую свиту и гвардию и вернулся, разоряя по пути Фракию в надежде на мир. Император снова отправил послов к хагану, упрекая его и призывая к миру. А тот, устыдившись любви императора, заключил мир 695 . 5. Совершив праздник Пасхи, император Ираклий решил отправиться на Персию, взяв деньги из благотворительных заведений и сосуды из церквей и отчеканив номисмы и милиарисии. А Хосрой, отправив против ромеев игемона Саита с большим войском, разорил весь Восток. Прибыв в Халкидон, тот засел там на довольно долгий срок – лицемерно пригласив Ираклия поговорить о мире. Поверив его коварным словам, он отослал с ним к Хосрою послами семьдесят вельмож, схватив которых, тот с бесчестием и в оковах отвел в Персию. Хосрой же приказал содрать кожу с Саита за то, что он видел Ираклия и не захватил его, а послов осудил на оковы и злоключения, из-за чего императора охватила большая печаль и скорбь. Затем Хосрой снова послал против ромеев другого начальника, по имени Сарвар 696 , который с большим войском пришел в Азию, разоряя ромейскую землю. 6. Итак, император Ираклий, собираясь, как было сказано, отправиться против Персии, сказал патриарху следующее: «В руки Бога, Богоматери и твои передаю я этот Город и своего сына». Войдя в Великую церковь одетым в черную обувь, стал там молиться так: «Владыка Боже и Господи Иисусе Христе, не предай нас в поношение врагам Твоим грех ради наших, но 697 помилуй нас и дай нам победу над врагами Твоими, дабы не бахвалились злодеи, поднявшиеся на достояние Твое») 698 . Увидев такое его смирение, Георгий Писидиец сказал: «О император, окутав ноги черноцветной обувью, персидской кровью обагришь ты их!» 699 Взяв же в руки богочеловеческий нерукотворный образ (Господа и Бога нашего» 700 , он отправился в поход против персов на кораблях по Эвксинскому Понту, призвав в качестве союзников много тюрок и множество других народов и выступив против персов с весьма значительными силами 701 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В гавани Пилы он оставил корабль и отправился верхом к армии, которую ещё нужно было доукомплектовать. Постепенно продвигаясь по направлению к Востоку, Ираклий собирал из старых полков новые боевые отряды и постоянно обучал их воинскому строю и военному искусству. В отличие от прежних армий, армия Ираклия почти сплошь состояла из этнических византийцев, и лишь некоторая её часть формировалась из наёмников. Следует отметить способ, которым император поднимал дух своих солдат. Он часто обращался к воинам с горячими речами, в которых напоминал им о бедствиях соотечественников, оказавшихся под властью персов, грабёж церквей и утрату Креста Господня. Очевидно, он был хорошим организатором и оратором (мы можем убедиться в этом и сами, ознакомившись с его речами), поскольку солдаты искренне сдружились со своим полководцем и горели желанием идти в бой за веру, царя и отечество. Весна и лето прошли в подготовке к войне, и лишь осенью Ираклий с армией подошёл к Капподакии, где располагался с войсками Шахрбараз 577 . Император действовал очень грамотно и осторожно: конные разъезды византийцев выдвинулись далеко вперёд на разведку и обеспечивали безопасность продвижения римских войск. Осторожность оказалась не напрасной – в один момент разведчики встретились с конным разъездом арабов, служивших персам, и разбили его. Пленных арабов Ираклий помиловал и даже принял на свою службу – с тех пор они верно служили ему в течение всех последующих кампаний на Востоке. В дальнейшем персы вынуждены были столкнуться с тем неприятным для них фактом, что в лице Ираклия им неожиданно встретился очень искусный полководец. Император настолько умело маневрировал, что вынудил Шахрбараза оставить свои крепкие позиции и догонять римское войско, которое уже угрожало вторжением в Персию. Вся осень и начало зимы прошли в бесцельных для персов манёврах, и в начале февраля 623 г. враги, наконец, выстроились для битвы. Но Ираклий обошёл Шахрбараза ещё и в умении вести разведку: ему удалось добыть план наступления персов, и в результате в завязавшемся сражении Шахрбараз был наголову разбит.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Некоторые из историков говорят, что в 629 году Ираклий отправился из Константинополя с древом Креста Господня и в том же году был во Иерусалиме. 22 Это было последующему случаю. В начале VII столетия по PX персы, а вместе с ними покровительствуемые ими иудеи, назначили 615 год временем совершенного истребления христиан во всей Палестине. Действительно в указанном году, в исходе мая месяца, персидские полчища устремились на Галилею под предводительством кровожадного Румизана, этого царского вепря. Христиан, скованных отводили в рабство, ими населяли болотистые места около рек Тигра и Евфрата. Евреи скупали христиан у персов и умерщвляли их собственными руками. История утверждает, что под ножом злостных фанатиков погибло 90 тысяч христиан. Иерусалим был взят, церкви поруганы и ограблены, орудия страданий Христовых пленены. Персидский полководец силою овладел церковью Воскресения Христова, построенною Константином великим на Голгофе; в сем храме хранилось драгоценнейшее для христиан сокровище – Крест, на котором распят был Господь. По сказанию истории крест Христов сберегаем был в ковчеге из чеканного серебра, под замком; ключ от замка наладился всегда у патриарха; самый ковчег для большей предосторожности знаменован был патриаршею печатью. Из желания ли представить персидскому царю это сокровище без всякого повреждения, или по чувству страха – предводитель персов не посмел коснуться священного ковчега, не разломал печати и не потребовал даже ключей от ковчега. Животворящий Крест представлен был Хозрою в том виде, в каком был пленен; Сначала ковчег был в Армении, в замке, в соседстве с городом Гандзаком (нынешний Тавриз, иначе Тебриз), наконец он был отнесен в самую глубину Персии. Император Ираклий, обезопасив спокойствие своей империи договорами с соседними королями, вознамерился возвратить Животворящий Крест Христа Спасителя из плена. Праздник св. Пасхи 622 г. был назначен сроком отбытия экспедиции в персидские владения. К предпринимаемому делу император Ираклий приготовлялся как к торжественному и глубоко религиозному подвигу: пребыванием в уединении, молитве и посте. Зиму 621 и 622 годов Ираклий провел в одной обители...

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij-Malov/...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010