истории. А. могли по-прежнему гордиться царившей в них атмосферой свободы выражения мнений: ап. Павел, несмотря на необычность его проповеди, не подвергся никаким преследованиям. Первые афиняне, уверовавшие во Христа («Дионисий Ареопагит и женщина, именем Дамарь, и другие с ними» - Деян 17. 34), объединились в общину, для к-рой ап. Павел, как и проч. Церквам, поставил епископа, пресвитера и диакона и учредил богослужение. Первым епископом А. в визант. традиции считается сщмч. Иерофей ( Сергий. Месяцеслов. Т. 2. С. 307). Однако Евсевий Кесарийский (Hist. eccl. IV 23. 3; ср.: III 4. 10-11) называет первым афинским предстоятелем сщмч. Дионисия Ареопагита , ссылаясь на свидетельство еп. Коринфского сщмч. Дионисия (кон. II в.). В первые века христианства община пополнялась в основном из числа уроженцев др. областей Римской империи, прибывших в А. Свт. Наркисс , преемник Дионисия, происходил из Палестины, а сменивший его еп. Публий - с о-ва Мальта. В кон. II в. епископом А. был св. Кодрат , принявший мученическую смерть от язычников. Массовое гонение на афинских христиан произошло при имп. Деции в сер. III в., когда пострадали святые мученики Ираклий , Венедим , Венедим и свт. Леонид с дружиной. В святоотеческой лит-ре и позднейшей визант. словесности А.- символ культуры и образованности, свт. Иоанн Златоуст говорит о величии афинских мудрецов и полководцев, но при этом подчеркивает ничтожность их деяний в сравнении с апостольскими. В зависимости от контекста древние афиняне то удостаиваются похвалы за свои добродетели (свободолюбие, любовь к учености), то служат отрицательным примером идолопоклонства, жестокосердия и непостоянства. Уже в нач. V в. А. начинают испытывать влияние общего для империи упадка городской жизни, утрачивают свое экономическое значение. В 395 г. городу угрожали опустошением вестготы под предводительством Алариха, однако жителям удалось от них откупиться. Птолемаидский архиеп. Синесий Киренский, посетивший А. вскоре после этого события, отмечал, что «в городе нет ничего замечательного, кроме славных имен».

http://pravenc.ru/text/77100.html

Собираясь крестить сына, Ираклий сказал, будто желает, чтоб из купели принял его Крисп. Крисп ради этого прибывает во дворец. Ираклий же, собрав весь синклит и остальное население города, вместе с патриархом Сергием, обратился к ним, как передают, с такими словами: – Против кого выступает оскорбляющий царя? Они же ответили: – Против бога, поставившего этого человека царем. Тогда Ираклий предложил Криспу откровенно признаться, что он думает на самом деле. Крисп, не подозревая злого умысла, сказал, что с уличенным в подобной дерзости не следует поступать мягко. Царь и припомнил ему, как тот притворялся в Кесарии больным, как пытался унизить царское достоинство и помышлял о царской власти. И тут же, схватив увесистую книгу, стал бить Криспа по голове, приговаривая: – Коли ты шел против своего тестя 55 , то и мне верным другом не станешь. Ираклий тотчас повелел постричь Криспа в монахи, и священник прочитал то, что положено при пострижении. Выйдя к солдатам Криспа, Ираклий обратился к ним с такими словами: – До сих пор вы служили Криспу, как отцу. Отныне же мы делаем вас ближайшими помощниками государства. Ираклий прибавил солдатам Криспа годовое жалованье и повелел считать их первыми в войсковом построении. Солдаты в высшей степени благосклонно приняли царя и вместе с остальным народом приветствовали его радостными криками. После этого Крисп был заключен в монастырь, называемый Хорами 56 ; прожив там год, он скончался. Ираклий же поставил своего брата Феодора на первое после царя место (придворные обычно называли его куропалатом 57 ); и еще Филиппика, зятя царя Маврикия, на сестре которого он был женат, постриженного в то время в монахи, послал игемоном 58 , вручив ему власть, ранее принадлежавшую Криспу. Прожив там некоторое время, Филиппик умер; тело его погребено в прекраснейшем досточтимом храме, построенном им в Хрисополисе 59 . В скором времени супруга царя, Евдокия, заболела падучей болезнью и скончалась. Когда несли ее тело при огромном стечении глазеющего, как обычно, народа, какая–то девушка (она была служанкой у кого–то из граждан), высунувшись из верхнего терема, плюнула; плевок упал прямо на богатое покрывало, скрывавшее труп царицы, и оно испачкалось. Шедшие за гробом сильно разгневались, схватили девушку и сожгли ее. Так эти нечестивцы дополнили похоронный обряд царицы, по обычаю варваров, беззаконным, нечестивым жертвоприношением. Они же стали было искать и госпожу этой служанки, чтобы ее наказать точно так же; но она узнала об этом и избежала гибели; больше ее никогда не видели. Вот какие события произошли неподалеку от царского дворца.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Перейдя вторично реку Заб, Ираклий выслал вперед турмарха Георгия с тысячью всадников, поручив ему захватить мосты на Малом Забе. Пройдя в одну ночь 48 миль (около 75 верст), Георгий захватил четыре моста и взял в плен охранявшие их отряды персидского войска. 23 декабря вся армия перешла через Малый Заб, и Ираклий сделал остановку в богатых владениях недавно умершего Йездина, начальника финансового управления персидского царства. Здесь он отпраздновал день Рождества Христова. Когда Хосров, находившийся в своей любимой резиденции Дастагерд, узнал о том, что Ираклий овладел переправами на Малом Забе, он отдал приказ войску, следовавшему за Ираклием, спешить на защиту столицы. Переправившись через Малый Заб «в других местах», персы обошли Ираклия и направились на юг. В стране, которая теперь лежала беззащитной перед Ираклием, находилось много роскошных резиденций персидского царя, и на своем дальнейшем пути Ираклий захватил и предал огню одну из них, которая у Феофана носит имя Дезеридан. Между тем персидское войско перешло реку Торна 304 и стало лагерем на другом берегу. Ираклий захватил и разорил другую резиденцию шаха, Руса. 305 Персы не задержались на Торне, и Ираклий беспрепятственно прошел ее по мосту. 1 января он вошел в замок Беклал, где был между прочим ипподром, отстроенный по обычному в империи типу. 306 Здесь явились к императору проживавшие в Персии армяне и сообщали ему, что Хосров, покинув Дастагерд, устроил военный лагерь в пяти милях оттуда, в местности Барасроф, куда и приказал стянуться всем своим войскам. Они прибавляли, что река труднопроходима, мост узок и позиция укреплена. 307 Ираклий держал совет о плане дальнейших действий с вождями своей армии в царском дворце. Большие стада страусов, оленей, съедобных диких ослов (онагры), фазанов, рогатого скота, баранов и свиней, содержавшиеся здесь для царского стола, Ираклий подарил своему войску. Сообщенные армянами сведения оказались, однако, не вполне точными. От царских пастухов Ираклий получил более точные известия о Хосрове, чем от армян.

http://azbyka.ru/otechnik/Yulian_Kulakov...

Целестий задержался в Карфагене, намереваясь принять здесь сан пресвитера. Вероятно, в Карфагене он продолжал устно и письменно высказывать те мнения, к-рые ранее обсуждались в кругу основоположников П. в Риме, вслед. чего вскоре был заподозрен в проповеди еретического учения. Первым против Целестия выступил Павлин, ученик свт. Амвросия Медиоланского, представлявший в Карфагене интересы Медиоланской кафедры (подробнее о нем см. в ст. Павлин , диакон; также см.: PChrBE. Vol. 2. Pt. 2. P. 1654-1658). Восприятие Павлином Целестия как опасного еретика могло быть связано с тем, что Павлин находился в Медиолане в период, когда кафедру занимал еп. Симплициан (397-400/1), поэтому, вероятнее всего, Павлин знал содержание сочинения блж. Августина «О различных вопросах к Симплициану», где было подробно изложено учение о первородном грехе и благодати. Рассматривая позицию блж. Августина как ортодоксальную, Павлин обнаружил в мнениях Целестия радикальные расхождения с ней. В 411 г. Павлин подал Алипию, еп. Карфагенскому, офиц. обвинительную записку (libellus), в которой представил подборку еретических положений Целестия, предположительно извлеченных из его сочинений. Т. к. эти сочинения не сохранились, невозможно установить, насколько точно Павлин цитировал или пересказывал мнения Целестия; вместе с тем по содержанию приводимые им положения (за исключением 2-й части 1-го положения) согласуются с теми убеждениями, к-рые пелагиане отстаивали в др. сочинениях. Записка Павлина не сохранилась, однако она была доступна Марию Меркатору, к-рый дословно цитирует по ней 6 положений Целестия: 1) «Адам был сотворен смертным; он умер бы и если бы согрешил, и если бы не согрешил»; 2) «грех Адама повредил только его самого, а не человеческий род»; 3) «рождающиеся младенцы находятся в том же состоянии, в каком был Адам до преступления»; 4) «весь человеческий род не умерщвляется посредством смерти или преступления Адама, так же как весь человеческий род не воскресает посредством воскресения Христа»; 5) «закон приводит в Царство Небесное так же, как и Евангелие»; 6) «и до пришествия Господа были люди безгрешные, то есть люди без греха» (см.: Mar. Merc. Common. Caelest.//ACO. T. 1. Vol. 5. Pt. 1. P. 66; ср.: Idem. Common. adv. Pelag.//Ibid. P. 6; о цитировании положений в др. источниках см.: PChrBE. Vol. 2. Pt. 1. P. 366-367. Not. 31; также ср.: Кремлевский. 1898. С. 49-50).

http://pravenc.ru/text/2579902.html

Он поразился судьбе и подвигу этого великого святого. Когда я думаю о батюшке, я провожу параллель между жизнью Павлина Милостивого и батюшкиной жизнью. Павлин был блестяще образованным человеком. Отец Димитрий тоже имел блестящее образование. У него была прекрасная память, он всегда говорил, что закончил институт с одной тетрадкой, а семинарию и духовную академию – экстерном. И святитель Павлин, и отец Димитрий имели огромную любящую паству. Оба эти человека были благотворителями. Павлин Милостивый раздал все свое имущество бедным и выкупал свой плененный народ. И батюшка всегда, сколько я знаю, оказывал помощь любому просящему, который к нему приходил. Павлин был храмостроителем – и отец Димитрий отстроил порядка 10 храмов. Павлин милостивый был прекрасный христианский поэт – мы вам об этом поведаем чуть позже с ребятами. Батюшка тоже любил заниматься сочинительством. Павлин занимался сиротами и нуждающимися, потратил все свои средства. Однажды к нему пришла бедная вдова и попросила, чтобы он помог освободить ее единственного сына из плена. У святителя на тот момент ничего не было, кроме него самого. И Павлин совершил такую жертву: он сам пошел в плен за этого юношу. Такая великая любовь была к чужому сыну. Сердце батюшки тоже вмещало огромное количество наших детей. Место там было для каждого. Он часто к нам приезжал. Знал всех ребят по имени, знал историю каждого ребенка. Я видела очень много его слез. Вы сегодня в фильме тоже увидели. Батюшка был ужасно сентиментальным, и каждый раз, когда я ему рассказывала о новом ребенке, о его трагической истории, батюшка просто плакал навзрыд. Можно сказать, что он оплакал каждого нашего мальчишку, настолько детское горе разрывало ему сердце. Однажды к нам обратилась многодетная семья для того, чтобы поместить детей – у них не было жилья. Батюшка тут же бросил клич, собрали деньги, купили семье дом. И семья воссоединилась. Разве это не чудо? Это же чудо, когда есть возможность помочь, чтобы не разделять семью, родителей и детей.

http://pravoslavie.ru/149266.html

394 К сожалению, в данном фрагменте Геннадия слишком мало биографических сведений, поэтому идентификация данного Павлина возможна с определенной долей вероятности. Скорее всего, в данном случае речь идет о Павлине Антиохийском. Истоки событий, активным участником которых был Павлин, восходят к 330 г., когда был сослан Евстафий, епископ Антиохийский, и на его место был поставлен сторонник арианства. Тогда часть верной Евстафию паствы откололась от церкви, ставшей арианской, и составила особую общину, управляемую пресвитерами. В 362 г. во главе евстафиан стоял пресвитер Павлин. Когда в 360 г. был изгнан Мелетий, епископ Антиохийский, вся масса православного населения Антиохии отказалась признать епископом арианина Евзоя. Однако евстафиане не признавали Мелетия законным преемником Евстафия и своим епископом как запятнавшего себя общением с арианами. В 362 г. Александрийский собор постановил: сторонникам Мелетия присоединиться к Павлину, и направил в Антиохию для этого нескольких епископов. Но объединение не состоялось, так как прибывший в Антиохию несколько ранее других Люцифер, епископ Каралитанский (из Сардинии) усмотрел в догматических представлениях мелетиан след арианства, встал решительно на сторону евстафиан и рукоположил Павлина епископом Антиохийским. Таким образом, в Антиохии оказалось два православных епископа (Мелетий и Павлин) и один арианский. Павлин имел в дальнейшем поддержку среди западных епископов (так, на Римском соборе 382 г. он был признан единственно законным епископом Антиохийским), а Мелетий (после его смерти в 381 г. – его преемник Флавиан) – среди восточных. Умер Павлин в 389 г. У Геннадия Павлин назван пресвитером. Вероятно, это связано с тем, что до Павлина евстафианами руководили пресвитеры, а епископов у них было только два – сам Павлин и рукоположенный им перед смертью Евагрий. После смерти Евагрия в 392 г. епископ мелетиан Флавиан добился того, что павлиниане не смогли поставить преемника-епископа Евагрию и во главе общины опять встали пресвитеры вплоть до 415 г., когда община павлиниан воссоединилась с Антиохийской православной церковью, во главе которой стоял епископ Александр. Так что в традиции руководители евстафиан-павлиниан вполне резонно (для не посвященного подробно в дела Антиохийской церкви) могут называться пресвитерами.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Святой Павлин долго отказывался сообщить подробности о себе самом, но хозяин потребовал этого во имя Того Бога, Которому служит святой Павлин. Против такой клятвы ни один верующий человек не может устоять, и Павлин Милостивый признался, что является духовным лицом, и притом главным, на своей родине. Хозяин очень огорчился, что не знал этого раньше, что общался так просто с таким духовным лицом. Между тем царь действительно внезапно заболел и через два дня скончался. Хозяин святого Павлина стал царем и пожелал отблагодарить святого Павлина за предсказание щедрыми дарами. Но святой отказался от них и попросил одного: отпустить на волю всех своих земляков, находившихся в плену у вандалов. Новый царь с большой охотой это сделал, отпустив в первую очередь и самого епископа Павлина. И вот по всей стране собрали “с вещами” (как теперь бы мы сказали) всех пленников, и на нескольких кораблях они поплыли на родину. Радость их при этом легко может представить себе всякий, кто был в заключении…  [отец Исаакий плачет] . Много лет еще управлял Павлин, прозванный своей паствой Милостивым. Ему принадлежат много церковных песнопений и то изобретение, которое получило широкое распространение в церковном обиходе и историю которого я сейчас расскажу. Однажды в местности Кампания епископ Павлин вышел вечером наслаждаться благоуханием полевых цветов. На лугу росло много цветов, которые мы называем колокольчиками. Любуясь картиной тихого весеннего вечера, святой Павлин подумал: “Может быть, вся природа славит Творца. Если птицы своими голосами поют Ему хвалу, то возможно, и цветы участвуют в этом хоре, только мы не слышим его по грубости наших чувств…” В это время ветерок почти затих, и святой Павлин ясно услышал тихий перезвон живых колокольчиков… Он велел изготовить малые и большие колокола такой же формы и употреблять их в церквах для благовеста. По местности Кампания, где было явлено это откровение, колокола в древности назывались “кампанами”. Вы можете прочитать в богослужебных книгах такие слова: “И клеплет учиненный брат в большой кампан”.

http://azbyka.ru/fiction/pod-senyu-lyubv...

Эта речь произнесена была Евсевием – по Гарнаку – «не позднее 315 года», «вероятно в 314 г.», – по Швартцу – около 317 года 30 . Следовательно, уже в это время Павлин был не только полноправным, но и престарелым епископом тирским. Но если старец-епископ нуждается в помощнике, то в таковые ему выбирают не другого старца, а человека сравнительно молодого. Предполагать же вместе со Швартцем, что Евсевий разумеет здесь не Павлина, а Зинона, т.е. заподазривать точность сохранившегося надписания панегирика, можно бы было только располагая на то принудительно вескими основаниями. А их не только не имеется, но и все говорит за то, что, если Евсевий кесарийский говорил речь какому-то епископу тирскому, то это мог быть только Павлин. Ведь именно Павлину, как этого не оспаривает и Швартц, Евсевий посвятил 10-ю книгу своей церковной истории 31 . И по его же просьбе написаны им и ему посвящены 4 сочинения по географии Палестины (и вообще Библии ) 32 . Об отношении же Евсевия к Зинону тирскому нам решительно ничего не известно. – нем он не упоминает вовсе ни в Церковной Истории, ни в других своих сочинениях. Но этого вероятно не случилось бы, если бы Зинон был действительно преемником Тиранниона и предшественником Павлина. Что на палестинском соборе (у Созомена I, 15 11 ) Павлин тирский принимал участие, как полноправный епископ, в этом не может быть никакого сомнения. Созомен ведь не даром и здесь и в II, 19 ставит его имя на первом месте: он был очевидно председателем этого собора. Но пресвитер, заместитель епископа или епископ-викарий, каковы бы ни были его личные качества, в то время не мог быть председателем собора, тем более, что собор состоялся не в Тире, а вероятно в Кесарии, и председательствовать должен бы был на нем Евсевий. Честь, предоставленная здесь Евсевием Павлину, понятна лишь в том случае, если Павлин был именно тот старец, которому Евсевий говорил свой панегирик в 314–317 гг. И если Зинон действительно, как это предполагают Швартц, Тилльмон и Ван-Босх, уже в 320–4 гг. был так стар и немощен, что нуждался в помощнике, который присутствовал за него и на палестинском соборе, то как же объяснить то, что этот якобы дряхлый старец, для которого даже и путешествие в Кесарию или Антиохию было тягостно, является сам на собор в далекую Никею, а не посылает туда своего заместителя 33 . Если допустить, что сам Зинон не был решительным сторонником Ария и сначала полагался на Павлина, потом разуверился в нем и сам поехал в Никею, то как объяснить его отсутствие на православном антиохийском соборе года]? Ведь Павлин свое направление достаточно выказал на соборе палестинском. И если Зинон стал решительно на сторону Александра, то как он мог допустить, что Павлин стал его преемником?

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Lebed...

В исторических деталях, быть может, наименьшего доверия заслуживают те, которыя считаются общепризнанными. Нередко это последнее, почетное их отличие описывает точно только тот факт, что уже очень давно никто не доверял тех основ, на которых эти безспорные положения держатся, и не пытался их оспаривать. В. В. Болотов. Отдел I I Павлин тирский, как покровитель Ария. Палестинский собор. «Три епископа, рукоположенные в Сирии» [разбор гипотезы о них Спасского (4–7. прим.)]. Маркелл о Павлине. – Вопрос о времени кончины Павлина. В начале арианского спора довольно видную роль в числе восточных покровителей Ария играл Павлин, епископ тирский. Первое время он видимо несколько колебался принять под свою защиту Ария, быть может потому, что ему – не лукианисту, а только левому оригенисту по своему догматическому направлению – кое-что казалось подозрительным в догматической системе Ария, даже и в том смягченном виде, в каком александрийский пресвитер излагал ее в письмах к своим восточным покровителям. Поэтому «великий» Евсевий никомидийский вынужден был обратиться к нему с особым письмом, в котором убеждал его примером Евсевия кесарийского прервать молчание и написать Александру александрийскому – в защиту Ария, и выражал надежду, что, если такой муж, как Павлин, напишет Александру, то он «обратит» его 1 ). Но сам Арий в своем письме к Евсевию никомидийскому в числе восточных епископов, которые вместе с ним «говорили, что Бог [Отец] безначально предшествует Сыну», и вместе с ним подвергнуты Александром александрийским анафеме, называет на 3-м месте (в числе 6-и названных по именам) и Павлина 2 . Писал ли Павлин тирский, как того хотел Евсевий никомидийский, Александру александрийскому , об этом до нас не дошло прямых сведений. Но Маркелл анкирский упоминает письмо Павлина, в котором последний ссылался на Оригена , и Швартц считает, «по меньшей мере вероятным» zum Mindesten wahrscheinlich, что это и есть то самое письмо к Александру, которым Павлин исполнил просьбу «великого Евсевия» 3 Бесспорно, однако, что престарелый александрийский папа остался непреклонным в своих убеждениях, и старания друзей Ария помирить его с своим епископом не увенчались успехом. – Но, что и Павлин тирский принимал потом весьма деятельное участие в покровительстве Арию и его сообщникам, это не подлежит никакому сомнению.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Lebed...

Старинные ученые: Тилльмон, ван Босх, а из новейших Каваллера, приводили еще один аргумент за то, что Павлин тирский был жив около 330 года. Его имя упоминается в связи с историей низложения св. Евстафия у Созомена 125 . Как на истинную причину низложения св. Евстафия Созомен указывает на то, что он восхвалял никейскую веру и отвращался последователей (τος μφ τν) Евсевия [кесарийского], Павлина тирского и Патрофила скифопольского, мнению которых следовали восточные «иереи», как мудрствующих по ариански, и открыто обвинял их в этом. Но из этих слов Созомена никоим образом не следует, что около 330 года Павлин тирский был еще жив. Евсевий здесь, как видно из текста II части, несомненно кесарийский (не никомидийский): с ним преимущественно полемизировал Евстафий. Речь у Созомена в данном месте идет собственно не о самом низложении Евстафия, а об его причинах. Истинную причину этого события Созомен 126 и указывает в полемике Евстафия против восточных епископов –антиникейцев, духовными вождями которых были Евсевий, Павлин и Патрофил, почему Созомен и называет их о μφ τν Εσβιον, κα Παυλνον – – κα Πατρφιλον. Но если Павлин вместе с Евсевием и Патрофилом был авторитетом для восточных антиникейцев, то такое название могло удержаться и по его смерти: Арий умер в 330 году, а название «ариане» для его последователей удерживается и до сих пор. Равным образом и опровергать Павлина Евстафий мог и после его смерти: ведь полемизировал же с ним Маркелл около 335 года, когда его несомненно уже не было в живых. Мог Евстафий писать против Павлина и при жизни его, будучи епископом верийским; и эта его полемика всетаки могла быть поставлена ему в вину при его низложении. Но – самое главное – следует обратить внимание на тот факт, что как раз эти три епископа: Евсевий, Павлин и Патрофил были главными деятелями палестинского собора, предоставившего арианам право делать богослужебные собрания, о котором сообщает сам Созомен I, 15 (по Савину). Нетрудно понять, что именно по поводу этого собора в Палестине и Сирии и стали говорить об ο μφ Εσβιον, κα Παυλνον, κα Πατρφιλον. Собор этот был не позже 323 года (Павлин присутствовал на нем еще как епископ тирский). Следовательно, то событие в жизни Павлина тирского, благодаря которому он сделался одним из вождей ариан на востоке, относится ко времени раньше никейского собора. О его деятельности после этого собора и Созомен ничего не знает.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Lebed...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010