Что, говоря об μφ τν Εσβιον, κα Παυλνον – κα Πατρφιλον, Созомен имеет в виду палестинский собор, прекрасно понимает и Швартц 127 , и, вероятно, поэтому именно и не ссылается на Sozom. II, –19 в доказательство того, что Павлин был жив еще около 330 года. Не ссылается на это место и Дюшен 128 . Не доказывая, что Павлин тирский был жив около 330 года, разбираемое место из церковной истории Созомена очень важно в другом отношении. В связи с Sozom. I, 15 оно дает понять, как случилось, что в 324 году на антиохийскую кафедру переведен был строго-православный Евстафий. В лице Павлина евсевиане лишились одного из своих вождей, и было вполне естественно, что при избрании преемника ему верх взяли их противники, сторонники Александра александрийского . Евсевий же кесарийский с Патрофилом скифопольским не имели возможности содействовать избранию желательного для них кандидата уже потому, что не имели на это формального права, как епископы другой провинции, да может быть и не поспели в Антиохию вовремя (Павлин мог умереть неожиданно для них) 129 . Но мало того. Можно даже привести и положительный аргумент за то, что Павлина около 380 года не было в живых. До нас сохранилось об этом – хотя и не сразу бросающееся в глаза, но все же достаточно ясное – свидетельство современника – Георгия Лаодикийского, который сам в качестве пресвитера арефусского по низложении св. Евстафия и отказе Евсевия кесарийского был кандидатом на антиохийскую кафедру, и потому должен был хорошо знать, кто был непосредственным преемником Евстафия. В своем γκμιον Евсевию эмисскому Георгий разсказывал, что Евсевий еще раньше низложения Евстафия слушал толкование Священного Писания у Патрофила скифопольского и Евсевия кесарийского 130 . Евсевий, образованный сириец из Едессы, слушать Евсевия кесарийского и Патрофила пришел, конечно, потому, что слава их как выдающихся богословов в то время гремела по всему востоку. Эти два палестинских епископа были из числа тех трех, мнению которых следовали восточные «священники». И оба же они были в числе главарей палестинского собора 323 года. Третьим в компании с ними оба раза является Павлин тирский, к которому сам Евсевий кесарийский относился с таким высоким уважением и которому он посвящал свои сочинения.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Lebed...

Далее, изложив главные положения своего (лукиановского) учения о Сыне 25 , которые должны были служить для Павлина как бы программою, в каком духе он должен был высказаться, Евсевий в заключение письма просил Павлина исследовав это «по присущей ему от Бога благодати,» «поспешить написать владыке моему Александру» и выражает уверенность, что если он напишет ему, то «обратит его» 26 . Это заключение евсевиева письма опять не оставляет никакого сомнения в том, что Павлин в это время был епископ, и епископ уважаемый и влиятельный, не какой-то там викарий. Простого пресвитера или епископа-викария Александр, как это должен был понимать и Евсевий, не послушался бы, каким бы уважением этот пресвитер или епископ-помощник ни пользовался в Антиохии. Письмо Евсевия к Павлину, как замечает сам Швартц 27 , вместе с письмом Ария к Евсевию (где тоже упоминается Павлин) относится к самому началу арианской агитации. В самом деле, письмо к Павлину показывает, что положение дела еще не выяснилось окончательно. Евсевий еще надеется, что письмо Павлина наставит Александра на путь истинный, и церковная смута закончится. Следовательно, Павлин был тирским епископом, и епископом более даже уважаемым и влиятельным, чем ученый Евсевий кесарийский , при самом возникновении арианского спора. – Но он был таковым еще и до начала спора. Посвящая Павлину 10-ю книгу своей «Церковной истории» Евсевий называет его ,,ερτατ μοι Παυλνε» 28 . Не доказывая, что Павлин в это время был епископом, это выражение во всяком случае нисколько не говорит и за то, что он был только пресвитером. Но в той же 10-й книге Церковной Истории Евсевий приводит свой собственный панегирик при освящении нового храма в Тире, сказанный ες πρσωπον τ πντα ρστου κα θεοφιλος πισκπου. Панегирик этот надписывается: ΠΑΝΗΓΥΡΙΚΟΣ ΕΠΙ ΤΗΙ ΤΩΝ ΕΚΚΛΗΣΙΩΝ ΟΙΚΟΔΟΜΗΙ ΠΑΥΛΙΝΩΙ ΤΥΡΙΩΝ ΕΠΙΣΚΟΠΩΙ ΠΡΟΣΠΕΦΩΝΗΜΕΝΟΣ. А в самом панегирике Евсевий обращается к Павлину с такими словами: συ τε, νον γιου νε θεο σεμνολγημα, γεραιρ μν φρονσει παρ θεο τετιμμενε, νας δ κα κμαζουσης ρετς ργα πολυτελ κα πρξεις πιδεδειγμνε, τν π γς οκον ατος τν σμπαντα κσμον περιχων θες δεμασθαι κα νανεον Χριστ τ μονογενε κα πρωτογενε δ ατο λγ τ τε γ τοτου κα θεοπρεπε νμφ γρας ξαρετον δεδρηται 29 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Lebed...

Святой Павлин и вдовица скрылись из города и пошли к вандалам. Достигнув места, вдовица пала к ногам князя вандальского, зятя царя Рикса, и просила его, чтобы он раба взял за сына. Долго жестокосердый господин не соглашался, долго не уважал слёз матери; но, услышав, что Павлин – искусный садовник, принял старца за юношу. Вдовица с сыном возвратилась в отечество; а праведник начал трудиться в саду господина своего и получил приказание – каждый день к столу его приносить различные травы и плоды. Вельможа, будучи охотник до садов, также часто ходил к Павлину и, всегда подолгу разговаривая с ним, узнал его разум и мудрость и, наконец, так полюбил его, что почувствовал необходимость каждый день видеть его. Однажды, между прочими разговорами с господином, святой Павлин втайне поведал ему: «Скоро встретятся с тобою важные обстоятельства: царь Рикс умрёт скоропостижно; смотри же, не отлучайся из столицы; в противном случае кто-нибудь другой захватит власть и венец царский». Удивлённый столь важным пророчеством, вельможа верил и не верил словам праведника; но, будучи весьма любим царём, в тот же час пошел к нему и сказал всё, что слышал от своего садовника. «Я хочу сам видеть человека этого, – отвечал царь. – Прикажи ему принести к столу моему трав и плодов». Едва Павлин по приказанию вошёл в палату, Рикс затрепетал... потом, опомнившись, подозвал к себе зятя и сказал ему: «Слова его справедливы: в прошедшую ночь я видел сон, будто мои бояре сидят в совете, а сей человек выше всех их: разговаривая между собою некоторое время, вдруг они вынесли приговор, чтобы отнять у меня царство; итак, спроси его, кто он? И откуда? Я не думаю, чтобы сей старец был простой человек». Тогда зять царский отвёл святого Павлина в сторону и заклинал его Богом, чтобы тот сказал о себе всю истину. Праведник ни за что не обнаружил бы себя, но для имени Господня, которым заклинал его вельможа, хотя с душевным прискорбием, сказал, что он – епископ. Рикс и зять его объяты были ужасом. «Прости меня, человек Божий, – сказал вельможа, – что я, по неведению, возложил на тебя труд рабский». – «Требуй от меня чего хочешь, – продолжал царь, – и возвратись в землю твою с великими дарами». – «Одного прошу у тебя, – смиренно отвечал святой Павлин, – отпусти пленников из всех мест моего отечества; это величайший дар, которым можешь меня напутствовать».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Mansv...

Вместе с Евсевием кесарийским и Патрофилом скифопольским, Павлин был одним из главных деятелей того палестинского собора, который по просьбе Ария предоставил ему и его последователям право иметь свои богослужебные собрания в Александрии, как они делали их раньше, хотя и быть в подчинении у Александра и постоянно молиться о том, чтобы удостоиться мира и общения с ним 4 . В заимствованном из Συναγωγ συνδων Савина ираклийского сообщении об этом соборе у историка Созомена имя Павлина тирского стоит на первом месте; следовательно, он едва-ли не был преседателем этого собора, хотя самый собор, по всей вероятности, собрался в Кесарии палестинской, и его естественным председателем был бы митрополит Кесарии – Евсевий. Но сам Евсевий относился к Павлину с таким высоким уважением, что было вполне естественно, если он уступил ему первое место на этом соборе. Трех вождей этого палестинского собора: Павлина, Евсевия, и Патрофила, нужно думать, имеет в виду и св. Александр александрийский , когда в своем обширном послании к «единодушному» и соименному ему епископу фессалоникскому говорит о «поставленных в Сирии трех епископах», которые соглашались с Арием и его сообщниками и тем «подогревали их на худшее» 5 . С догматическим направлением Павлина знакомят нас несколько – только, сохранившиеся у Евсевия, сообщения Маркелла анкирского. По его словам, Павлин, один из «мудрейших отцов» для софиста Астерия, который называет его «блаженным Павлином», называл Христа то «вторым Богом», то «тварью» и в своем письме (πιστολ) [к Александру александрийскому ?] ссылался как на своего учителя, на Оригена , и приводил из него такое место, где Ориген доказывал нематериальность рождения Сына. От Маркелла же мы узнаем, что Павлин был некогда и в самой Анкире и вел там беседу с Маркеллом 6 . Отсюда ясно, что Павлин был такой же богослов-оригенист левого крыла, как и его друг Евсевий кесарийский и его деятельный сотрудник Патрофил скифопольский, что он принимал деятельное участие в агитации в пользу Ария, вел диспуты с самыми убежденными его противниками и по-видимому даже предпринимал с этою целью далекие путешествия 7 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Lebed...

Около 380-381 годов, вместе с паломниками проконсул Павлин, пришел к гробнице мученика Феликса в Коеметериуме (кладбище) под Нолой. Он был так потрясен благодатью этого места и молитвенными подвигами паломников, что сразу же распорядился о ремонте базилики и о строительстве хорошей дороги между Нолой и Коеметериумом. Возможно, это было первое сильное христианское впечатление. Причем, настолько сильное, что впоследствии святому Августину его почитание мощей и святых показалось даже чрезмерным. Но, скорее всего, мученик коснулся сердца будущего подвижника, и он просто воспринимал его как реального человека. То есть нормально воспринимал. Нам приходилось сталкиваться с таким почитанием местных святых в русских деревнях. Для простых людей вечная жизнь она и есть вечная, стало быть, усопший святой - вполне живой. Тем более, что реально помогает и чудотворит. И почитают его как живого. После заговора против императора Грациана и его убийства, проконсулу Павлину, впавшему в немилость, пришлось покинуть Кампанью и вернуться на родину. До 390 года он сознательно сторонился общественной жизни. Ему посчастливилось познакомиться со святым Мартином Турским, который исцелил его от болезни глаз и сыграл большую роль в его обращении к христианству. В 25 лет Павлин женился на христианке Тирасии (или Тарасии). Ей и святому Мартину он обязан окончательным выбором в пользу Христа и Его Церкви. Павлин принял святое Крещение вместе со своим братом. Крестил их епископ Буриданский Дельфиний. Вскоре у Павлина рождается сын Келсий и в возрасте восьми дней умирает. В память о почившем сыне супруги устроили в своем доме сиротский приют и усердно заботились о детках, доверенных им Богом. В то же самое время погибает брат святого Павлина, и ему самому грозит обвинение в убийстве брата. Эти бедствия заставили святого Павлина с женой уехать в Испанию. Они распродали имущество, раздали деньги бедным, и оставили себе только небольшое имение под Нолой. Супруги дали Господу обеты целомудрия и нестяжания. Видимо, к этому времени относится очень характерный эпизод их жизни: «Раз, когда они уже сильно обнищали, пришел к ним нищий просить милостыни; но у них не было ничего, кроме одного хлеба. Блаженный Павлин посоветовал своей супруге и этот последний хлеб отдать нищему.

http://ruskline.ru/analitika/2016/06/04/...

Последнее обстоятельство (избрание патриарха голосованием одних только епископов) объяснялось практической невозможностью созыва Собора с участием представителей всего клира и мирян. Именно с этим обращением епископ Павлин начинает объезжать архиереев. Прежде всего он собирает подписи у находившихся в Новгороде епископа Дионисия (Прозоровского), архиепископа Фаддея (Успенского) 444 и епископа Григория (Козлова), бывшего тогда викарием Нижегородской епархии. Последний подписывается первым, причем, по свидетельству митрополита Сергия, не соглашаясь с обязательностью при проведении выборов одной только кандидатуры митрополита Кирилла (что понятно, если принять во внимание, что епископ Григорий был викарием митрополита Сергия); такого же мнения будто бы придерживались епископы Дионисий и Фаддей 445 . Сам епископ Григорий по этому поводу отозвался так: «Не знаю, кого бы там выбрали, но митрополит Сергий в качестве патриарха был бы для меня приемлемее» 446 . Впрочем, как свидетельствовал один из инициаторов этих выборов епископ Павлин: «Не все писали одинаково, но на необходимости патриарха согласились все; впрочем, большинство было за Кирилла» 447 . Епископ Павлин уезжает из Нижнего Новгорода и в короткий срок объезжает архиереев, собирая их подписи под документом, который уже прежде подписали три епископа. Среди подписавших документ были: епископ Серпуховский Алексий (Готовцев), викарий Московской епархии, в Курске за проведение выборов патриарха подписался митрополит Назарий (Кириллов). Кроме того подписались: архиепископ Полтавский Григорий (Лисовский), митрополит Ленинградский Иосиф и викарии Ленинградской епархии – епископ Гдовский Димитрий (Любимов), проживавший на покое архиепископ Кингисеппский Гавриил (Воеводин) 448 ; и еще два архиерея, не указанных на допросе епископом Павлином, причем один из них недавно вернувшийся с Соловков и сообщивший о решении епископов-соловчан в пользу выборов патриарха, с указанием кандидатуры митрополита Кирилла 449 ; епископ Василий (Богдашевский) , проживавший в Киеве на покое; епископ Митрофан, которого епископ Павлин встретил у митрополита Сергия 450 ; проживавшие в Харькове епископы Макарий и Аркадий (Остальский) ; за арестованного в Харькове епископа Константина (Дьякова) подписался сам епископ Павлин, поскольку еще прежде заручился его согласием.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

66 Священномученик Александр, епископ Команский (III в.), – получил блестящее образование, но, приняв подвиг великого смирения, старался казаться перед всеми простым и необразованным и жил в бедности, занимаясь продажей угля на городской площади. При избрании в г.Коман нового епископа, на котором присутствовал св. Григорий чудотворец , епископ Неокесарийский, кто-то в насмешку сказал: «Не выбрать ли Александра-угольщика?» Многие при этом рассмеялись, но св.Григорий принял эти слова за указание свыше, призвал к себе Александра и попросил рассказать о себе. Узнав о его подвиге добровольной нищеты, св.Григорий испытал подвижника пред собранием в знании Священного Писания. Увидев мудрость и смирение св.Александра, все единодушно избрали его епископом. Во время гонения на христиан Диоклетиана св.Александр был сожжен за исповедание Христа. Память его 12/25 августа. 67 Святитель Павлин Милостивый (†431) – епископ Ноланский (у еп.Арсения ошибочно – Команский) происходил из знатной фамилии, получил прекрасное образование, в 20 лет стал сначала римским сенатором, затем консулом и, наконец, губернатором области Кампании. Обратившись в христианство, св.Павлин в корне переменил образ жизни: продав богатые имения и раздав деньги бедным, принял добровольную нищету, терпел презрение и насмешки друзей и даже слуг. Затем св.Павлин предался уединенной жизни, был рукоположен во священника и вскоре его избрали во епископы в городе Нолу. Во время его епископства на Римскую империю напали вандалы и, опустошив города, многих увели в плен в Африку. Святой епископ начал выкупать пленников. Однажды, когда бедная вдова просила его о выкупе ее сына, он убедил ее отвести его самого в качестве выкупа. Князь вандальский отпустил всех пленных, когда св.Павлин предрек ему царский престол и он узнал, что св.Павлин не простой человек, а епископ. Память св.Павлина Милостивого 23 января/5 февраля.  Читать далее Источник: Духовный дневник/еп. Арсений (Жадановский). - Москва : Отчий дом, 2006. - 476, с. : портр. (Духовный собеседник). ISBN 5-87301-137-0 Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

Из Ленинграда епископ Павлин отправился далее по европейской части страны. «Был я в Киеве, – продолжал он перечисление посещенных им архиереев, – у находящегося на покое епископа Василия (Богдашеского – свящ. А. М.), видел у Сергия еп[ископа] Митрофана; они подписались». Скорее всего, под Сергием здесь имелся в виду не Заместитель Местоблюстителя, а пребывавший в Киеве епископ Сергий (Куминский) – активный участник негласного украинского Собора. О каком епископе Митрофане при этом шла речь, не совсем понятно. «Подписался также Иосиф Петровых , митрополит Ленинградский, подписались Харьковские епископы Макарий (Кармазин – свящ. А. М.) и Аркадий (Остальский – свящ. А. М.), а за арестованного епископа Константина (Дьякова – свящ. А. М.) подписал я, так как знал его мнение по церковному вопросу и, в частности, по этому поводу. Епископы Борис Рязанский и Серафим Силичев, и Петр Зверев сказали, что пришлют свое мнение особо» 1036 . Таким образом, на основании показаний митрополита Сергия и епископа Павлина неполный список епископов, подписавших обращение к Заместителю о необходимости выборов Патриарха, устанавливается в следующем виде: 1) архиепископ Корнилий (Соболев), 2) епископ Павлин (Крошечкин), 3) епископ Афанасий (Молчановский), 4) епископ Григорий (Козлов), 5) архиепископ Фаддей (Успенский) , 6) архиепископ Дионисий (Прозоровский), 7) епископ Алексий (Готовцев), 8) митрополит Назарий (Кириллов), 9) архиепископ Григорий (Лисовский), 10) епископ Димитрий (Любимов), 11) архиепископ Гавриил (Воеводин), 12) епископ Серафим (Протопопов), передавший мнение соловецких иерархов, 13) еще один Петроградский викарий: вероятнее всего, или епископ Григорий (Лебедев), или епископ Сергий (Дружинин), 14) архиепископ Василий (Богдашевский) , 15) епископ Сергий (Куминский) (?), 16) епископ Митрофан (?), 17) митрополит Иосиф (Петровых) , 18) епископ Макарий (Кармазин), 19) епископ Аркадий (Остальский) , 20) за епископа Константина (Дьякова) епископ Павлин (Крошечкин). Кого-то еще епископ Павлин не назвал. В части, касающейся украинских епископов, информация может быть дополнена на основании посланного из СО ОГПУ в ГПУ УССР секретного отношения «Информация о положении церковников» от 13 января 1927 г.: «Выборы Кирилла в патриархи было решено провести путем сбора подписей у епископов через специальное лицо, которое должно было объезжать этих епископов. Данную миссию начал выполнять Павлин Крошечкин, Курский викарный. Между прочим, последний побывал у следующих украинских епископов: Афанасия Сквирского, Василия Каневского, Георгия Богуславского и Липовецкого, вр[еменно] управ[ляющего] Киевской митрополией, Григория Полтавского и Переяславского, Бориса Уфимского, вр[еменно] управ[ляющего] Подольской епархией, Аркадия Лубенского и Макария Уманского» 1037 . Таким образом, в вышеприведенный список можно внести еще имена епископа Георгия (Делиева) и архиепископа Бориса (Шипулина), получится 22 имени.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

Однако Валуа не без всякого основания заменил Дакию Антиохией. Дакия ведь это – провинция западной половины римской империи («Европы»), единственным представителем которой на никейском соборе был Протоген сердикский, низложенный евсевианами тоже на их сердикском соборе вместе с Осием и уже поэтому нетождественный с Paulinus Daciae их послания. Но восточные отцы этого собора ставят Осию в упрек то, что он «постыдно жил вместе с преступниками и погибшими на Востоке», in Oriente, и первым в числе этих восточных преступников и называют Павлина. Следовательно, этот Павлин был не дакийский – западный, а восточный епископ. За это говорит и тот факт, что его книги сжег восточный киликийский епископ – Македоний мопсуестийский. – Но это не доказывает, что правильно чтение «Antiochiae»: и «Antiochiae» и «Daciae» представляют собою искажение какого-то другого названия. Но какого-же именно? – Предположение, что этот загадочный Павлин был епископом антиохийским – настолько невероятно, что в крайнем случае позволительно было бы здесь успокоиться на простом non liquet: кафедра этого загадочного Павлина нам неизвестна. В действительности, однако вопрос об этом Павлине допускает решение не столь гипотетическое, как это может показаться с первого взгляда. Все ученые, которые имели случай высказаться об этом Павлине, по-видимому, упускали из вида, что на никейском соборе присутствовал между прочим Павлин, епископ аданский из Киликии, сосед по кафедре как того самого Македония мопсуестийского, который сжег магические книги загадочного Павлина, так и Лупа и Феодора тарсских 90 . Имя Павлина аданского сохранилось решительно во всех списках никейского собора и во всех их, за исключением одного только позднейшего ватиканского, стоит рядом с именем Македония мопсуестийскаго 91 . Присутствовал Павлин аданский и на антиохийском соборе 324 года, в списке епископов которого его имя занимает 31-е место 92 . Но в списках епископов соборов: анкирского, неокесарийского и антиохийского посленикейского (около 333 г.), издавшего 25 канонов, мы не встречаем его имени.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Lebed...

С весною силы будто бы воскресли, но острый приступ лихорадки сразил Владыку. Его паства все чаще собиралась у гробницы святого Феликса, умоляя мученика о небесном заступничестве. Но Павлин уже не вставал со своего ложа. И тем не менее, он был приветлив со всеми, радостен. Божественную литургию ему приходилось, однако, служить лежа, и это его удручало. Весть о тяжкой болезни епископа распространилась далеко за Нолой. К его одру прибыли и два епископа из соседних городов: их имена - Симмах и Акиндин - нам сообщил все тот же пресвитер Ураний. Земной жизни остается три дня, каждый из них начинается со святительской литургии - двое епископов стоят, один лежит... Иногда святой Павлин как будто впадает в забытье, но присутствующим ясно, что уже начинается его общение с иным миром. Раз, как бы очнувшись, Павлин спрашивает: «А где же мои братья?» «Они здесь - ему отвечают - вот Владыка Симмах, вот Владыка Акиндин». «Нет - вздыхает старец - я спрашивал об Ианнуарии и о Мартине». Всем становится ясно, о ком идет речь: это священномученик Ианнурий, епископ Путеоланский, замученный во время гонений Диоклетиана, и святитель Мартин, епископ Турский, который оставил неизгладимый след в молодости святого Павлина. Оба они уже стяжали Небесные венцы... В последние минуты приходится решать и практические проблемы. Священник Постумиан почтительно напоминает епископу, что тот оставляет епархию в долгах - паломникам, пришедшим на последний праздник святого Феликса, щедро раздавали пищу и одежду. Теперь за это надо платить ноланским торговцам, и платить немало - сорок золотых динариев. Умирающий Владыка, улыбнувшись, просит вверить эту заботу Промыслу Божиему. Как только он кончает фразу, в келью входит один священник, из далекой Лукании. Её епископ, прослышав о болезни старца, выслал дар от своей богатой епархии - пятьдесят динариев, чуть более, чем сумма долга торговцам. В самый последний момент Павлин благословил своих друзей, учеников, прихожан и попросил оставить его одного. Люди вышли. Через несколько минут, как пишет Ураний, раздался легкий толчок - как будто от дальнего землетрясения. Все поняли, что святитель преставился.

http://ruskline.ru/analitika/2016/06/04/...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010