Глава 5. Продолжение христологических споров. Преподобный Максим Исповедник Для того чтобы лучше разобраться в сущности богословских дебатов VII века, следует прежде всего обсудить историческую обстановку того времени. Особенно важную роль в тот период сыграли два византийских императора – Ираклий (610–641 годы) и Констант II (641–668 годы). Ираклий, который взошел на трон, свергнув зверского тирана Фоку, был родом из знатной армянской семьи (его отец был проконсулом Африки) и первым в ряду византийских императоров восточного происхождения. Большую часть своего правления он провел в сражениях с Персией, которая в те годы заявила о себе как мировая держава с претензией на религиозное и военное превосходство над христианским миром. В 614 году персы захватили Иерусалим, взяв в плен патриарха и завладев древом Креста Господня. В 615 году они вторглись в Египет, в 617-м пришли в Халкидон и очутились в непосредственной близости от Константинополя. Осада столицы продолжалась с 622 по 628 год. Оставив патриарха Сергия охранять город, Ираклий лично возглавил римские войска в Армении. Его тактика создания второго фронта увенчалась успехом, и в конце концов в 628 году война закончилась победным миром. Персидский царь Хоз-рой был убит, а завоеванные территории возвращены Византии. Ираклий стал национальным героем. Но последние годы его жизни были омрачены новыми заботами в связи с нападениями арабов и началом мусульманского движения. В 637 году арабы захватили Иерусалим и покорили весь Ближний Восток. От огорчения у Ираклия произошел нервный припадок, и сражаться он был не в состоянии. Долгое пребывание Ираклия в Армении, где местное население иногда предпочитало персидское владычество, боясь религиозных преследований со стороны «Халкидонской» империи, заставило императора предпринять новые попытки к сближению с монофизита-ми. Православная империя преследовала монофизит-ское население этих областей, и поэтому неудивительно, что оно, выбирая из двух зол меньшее, предпочитало равнодушных к внутрихристианским раздорам персов. Население этих завоеванных персами территорий и хотел заполучить на свою сторону Ираклий.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

В монастыре святыни (кроме Святых Даров) и церковное имущество частью разграблены, а частью повреждены и поруганы. Церкви осквернены и разграблены, Святые иконы исколоты, а из ризницы грабителями поделаны попоны для лошадей. Скот уведен в горы, запасы хлеба и прочее имущество уничтожены, оставшиеся в живых должны были спасаться то на островах, то в соседних селениях, пока мятеж был ликвидирован. Чудом спасшийся от неминуемой лютой смерти и впоследствии подвизавшийся в Кзыл-Жарском скиту Аксайского ущелья близ г. Алма-Аты насельник монастыря схимонах Ираклий явился свидетелем зверской расправы над своими сподвижниками. Его воспоминания через духовных его чад дошли до наших дней. Отец Ираклий рассказывал верненским монахиням следующее: «В монастырь приехали киргизы и стали требовать ценности. Монахи сказали, что у них ничего нет. Киргизы покричали, пошумели и велели к определенному дню приготовить ценности, какие есть, и пригрозили расправой в случае отказа. Тогда часть монахов, среди которых были отцы Феогност и Пахомий , ушли из монастыря - кто в горы, кто в ближайшие селения. Отец Ираклий и монахи преклонного возраста остались, сказав: «Будь, что будет. Мы уже старые и никому не нужны. Как Богу угодно». В назначенный день оставшиеся монахи закрылись в монастыре и стали служить. Все исповедались, причастились. Киргизы приехали утром, принялись стучать в двери саблями. Монахи не открывали. «На меня страх напал, - говорил отец Ираклий, - видимо, не время было умирать, не готов был. Я побежал на колокольню, ищу, где спрятаться. Метался, метался и полез под тес, под лист железа. Киргизы выбили двери, зашли в монастырь, стали требовать драгоценности. Иконы побили, забрали церковную утварь - чаши, подносы, кресты. Потом во дворе началась казнь. Я лежал под крышей, и мне все было видно. Было очень жарко, я чуть не сгорел, железо накалилось, хотелось пить, но пришлось все терпеть. Смотрел, как монахам саблями отрубали носы, уши, руки, ноги. Сделают человека, как самовар, он кровью исходит, а я не знаю, что со мной было. - Рассказывая это, отец Ираклий называл замученных по именам и плакал. - Потом одного старца повесили за ноги вниз головой и начали снимать с него кожу. Сняли кожу, дали кожу ему в рот и кричат: «Держи!». Он висит вниз головой, держит кожу. Все окровавлено, все, как куски мяса. Не пощадили никого, всех порубили. Под вечер, к заходу солнца, смотрю, киргизы сели на лошадей и уехали. А я все под крышей лежу. Вижу, появились люди из селений, и ушедшие монахи стали подходить. Тогда я стал вываливаться из своего убежища. Упал на пол колокольни, а у меня ни руки, ни ноги не работают. Пить хочу. Я катался по полу, чтобы хоть немного отойти. Потом стал спускаться вниз - не шел, а катился. И когда меня братья увидели, напоили водой:

http://ruskline.ru/analitika/2010/06/30/...

В 610г. положение Империи было настолько трагично, что сам Ираклий думал вернуться в более безопасный Карфаген. Славянские и аварские племена захватили практически весь Балканский полуостров, оставив под имперским контролем только отдельные города. Персидское наступление продолжалось. Антиохия и Дамаск были взяты в 613г., а в 614 произошел страшный разгром Иерусалима-символа христианского владычества на Востоке. Персидская армия прошла через Малую Азию и снова появилась на Босфоре в 615г. Египет пал в 619г. И тогда Ираклий, лично встав во главе своего войска, начал свое знаменитое контрнаступление. Оставив Константинополь под временным управлением регентского совета во главе с патриархом Сергием (622), он высадился на восточных берегах Черного моря, атаковал персов в Армении и сумел освободить Малую Азию. Он годами продолжал военные действия в Закавказье, заключая союзы с христианскими царствами лазов, абазгов и с иверийцами (грузинами). Однако в 626г., пока император воевал на Востоке, Хосров II, поддержанный аварами и славянами, напал на Константинополь. Оборону города возглавил патриарх Сергий. Главный удар был отбит, и спасение «нового Рима» было приписано особому покровительству Богоматери, связанному в особенности с Ее иконой и храмом около Влахернских ворот 640 . Тем временем Ираклий продолжал свое наступление в Армении. В 627г. он захватил персидскую территорию, а в 628г. занял Дастагерд, резиденцию персидского «царя царей». Сам Хосров был убит своим сыном Кавадом. Армения, Месопотамия, Сирия и Египет были возвращены под власть Византии. Святыня Креста Господня была возвращена в Иерусалим, и Ираклий вернулся в Константинополь триумфатором. Таковы драматические события, послужившие фоном для религиозной политики императора Ираклия и патриарха Сергия. Византийская армия сражалась-с необычайным успехом-за внешнее, физическое сохранение всемирной Римской империи. Но ни император, ни патриарх не могли не заботиться и о ее внутреннем, церковном единстве, которому, как мы видели в предыдущей главе, угрожал раскол между халкидонитами и монофизитами. Этот вопрос был центральным как раз в тех областях (Армении, Сирии, Египте), где происходило решающее сражение-сражение не только за территории и политический контроль, но и за души христианских народов Востока. 1. Униональная политика Ираклия и Сергия: моноэнергизм

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

Монах Ираклий явился единственным свидетелем происшедших в монастыре событий, и его воспоминания через духовных его чад дошли до наших дней. Отец Ираклий рассказывал вернинским монахиням следующее: В монастырь приехали киргизы и стали требовать ценности. Монахи сказали, что у них ничего нет. Киргизы покричали, пошумели и велели к определенному дню приготовить ценности, какие есть, и пригрозили расправой в случае отказа. Тогда часть монахов, в числе которых были отцы Феогност и Пахомий, ушли из монастыря — кто в горы, кто в ближайшие селения. Отец Ираклий и монахи преклонного возраста остались, сказав: «Будь что будет. Мы уже старые и никому не нужны. Как Богу угодно». В назначенный день оставшиеся монахи закрылись в монастыре и стали служить. Все исповедались, причастились. Киргизы приехали утром, принялись стучать в двери саблями. Монахи не открывали. «На меня страх напал,— говорил отец Ираклий,— видимо, мне не время было умирать, неготовый я был. Я побежал на колокольню. Ищу, где спрятаться. Метался, метался и подлез под тес, под лист железа. Киргизы выбили двери, зашли в монастырь, стали требовать драгоценности. Иконы побили, забрали церковную утварь — чаши, подносы, кресты. Потом во дворе началась казнь. Я лежал под крышей, и мне все было видно. Было очень жарко, я чуть не сгорел, железо накалилось, хотелось пить, но пришлось все терпеть. Смотрел, как монахам саблями отрубали носы, уши, руки, ноги. Сделают человека, как самовар, он кровью исходит, а я не знаю, что со мной тогда было.— Рассказывая это, о. Ираклий называл замученных по именам и плакал.— Потом одного старца повесили за ноги вниз головой и начали снимать с него кожу. Сняли кожу, дали кожу ему в рот и кричат: «Держи!». Он висит вниз головой, держит кожу. Все окровавлено, все, как куски мяса. Не пощадили никого, всех порубили. Под вечер, к заходу солнца, смотрю, киргизы сели на лошадей и уехали. А я все под крышей лежу. Вижу, появились люди из селений, и ушедшие монахи стали подходить. Тогда я стал вываливаться из своего убежища. Упал на пол колокольни, а у меня ни руки, ни ноги не работают. Пить хочу. Я катался по полу, чтобы хоть немного отойти. Потом стал спускаться вниз — не шел, а катился. И когда меня братья увидели, напоили водой:

http://azbyka.ru/fiction/krest-na-krasno...

Южная Палестина постепенно наводнялась арабами. Престарелый патриарх Иерусалимский Софроний даже не смог в день Рождества в 634 г. выйти из Иерусалима с паломниками в Вифлеем. О св. Софронии (550-641) мы будем говорить ниже. Он был одним из главных действующих лиц и героев своей эпохи. Тем временем Ираклий, пребывающий с остатками армии на севере Сирии, наконец понял, что к этой кучке бандитов и мародеров нужно отнестись серьезно. Но после изнурительной войны с Персией, на которую он истратил даже все ценности церквей (с обещанием их восстановить), он не имел средств на армию. Тяжелые налоги и без того ожесточали население. Из последних сил Ираклий сколотил кое-какое войско и заставил арабов отойти от Дамаска и Эмессы на юг, за Мертвое море. На большее у византийцев сил уже не хватило. Наступил исторический конец великой эпохи, начавшейся завоеваниями Александра Македонского. После 1000 лет эллинской цивилизации и через 700 лет после Помпеевского завоевания под власть римского орла началось великое отступление европейской культуры из этих пределов!.. Оттесненные от Дамаска арабы, пройдя путями Трансиордании, вышли в Галилею и захватили Баалбек, Холмс и Тиверию. В 635 г. они вновь вышли к Дамаску и взяли его. Ираклий теперь был серьезно обеспокоен. Он послал уже две армии - одну из армян и монофизитов-арабов гассанидов, другую - византийскую под командованием Феодора Тритириуса. 20 августа 636 г. произошло сражение на реке Ярмук. Дул жаркий ветер из пустыни - самум. Византийцы стояли с подветренной стороны, и глаза им залепляло летящим песком и пылью. В самый решающий момент 12 тыс. гассанидов перешли на сторону мусульман (всего византийская армия насчитывала 40 тыс. человек), и христианская армия была разгромлена. Однако гассаниды не ужились с халифом, вернулись в Сирию и вскоре после ее окончательного завоевания мусульманами, сохраняя верность императору и своему христианскому вероисповеданию, были переселены в Каппадокию. Ираклий был в Антиохии, когда его достигли печальные новости.

http://sedmitza.ru/lib/text/434775/

Спустя немного времени Сарацины сделали набег на окрестности Антиохии. Ираклий немедленно же с женой Мартиной и сыном Ираклием отправился в восточные страны. Там он был разгневан братом своим Феодором, который, как некоторые утверждали, поносил царя из-за Мартины словами псалма ( Пс.50:5 ), что „грех его пред ним выну“. Ираклий отослал его в Византию, написав сыну Константину, чтобы он, лишив его чести пред собранием народным, держал под стражей. А военачальником востока он назначил Феодора, —397— хранителя царских сокровищ, по прозванию Трифирия, ибо Сергий, бывший при Никите, умер при следующих обстоятельствах. Сарацины, сняв шкуру с верблюда, завернули в неё Сергия и зашили. По мере высыхания кожа сжималась и душила зашитого в ней, отчего и помер он в жестоких муках. Сарацины обвиняли его в том, что он уговорил Ираклия не позволять им выходить из Римской земли и высылать из Римской державы обычно доставлявшиеся им через торговый обмен тридцать литр золота 188 , за что они стали опустошать Римские земли. Ираклий запретил Феодору вступать в сражение с Сарацинами. Но они, устроив засады, начали перестреливаться с небольшим числом Римлян и, заманив их, внезапно бросились на них из засад, окружили и умертвили много воинов и начальников. В это время Мария, сестра Ираклия, послала денег кагану Аварскому и возвратила своего сына Стефана. Довольный такими дарами, Авар просил магистра Антониана, чтобы и он прислал подарки и получил других заложников. Так это и было сделано. В это же время Куврат, племянник Органы, вождь Унногундуров, восстал против кагана, надругался над вверенными ему каганом народом и выгнал его из родной земли. Куврат отправил послов к Ираклию и заключил с ним мир, который они хранили до конца своей жизни. Ираклий послал ему дары и почтил его достоинством патриция. Во время своего пребывания на Востоке Ираклий —398— назначил военачальником Иоанна Варкена и послал его против Сарацин Египетских, в сражении с которыми он пал. Также и Марин, начальник войск Фракийских, был побеждён в сражении с ними, потерял много войска и сам едва спасся.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Царь согласился на это под условием, чтобы возвращено было Римлянам всё, взятое у них Персами. По заключении мира, Сарвар немедленно возвратил Римлянам Египет и весь Восток, откуда Персы были удалены, а также прислал царю Животворящее Древо. Ираклий почтил Никиту, сына Сарвара, достоинством патриция, дочь его Нику взял в замужество за Феодосия, своего сына от Мартины. А Григорию дочь Никиты, вызвав из Пентаполя, сочетал браком с Константином, царём Римским. Она обручена была ещё при жизни своего отца. В тоже время из Эфрива (это страна Счастливой Аравии) появились Сарацыны и стали опустошать прилегающие местности. Ираклий приказал дочери своей Евдокии, которую он обещал Турку, отправляться из Византии. Но когда узнал, что Турок убит, он велел ей вернуться. Во время пребывания Ираклия в Персии у него умерли два сына и две дочери. Взяв с собой Животворящее Древо, остававшееся запечатанным в том виде, как оно было взято в плен, Ираклий отправился в Иерусалим и показал его патриарху Модесту и его клиру. Они признали печать целой. И так как оно сохранилось неприкосновенным для рук и недо- —396— ступным зрению нечестивых и скверных варваров, то они за это вознесли Богу благодарственное моление. Патриарх принёс остававшийся у него ключ от ковчега с древом, и, когда открыл его, все поклонились честному древу. После же воздвижения Древа царь немедленно послал его в Византию. Византийский патриарх Сергий встретил его с песнопениями из Влахернского храма Богоматери и, препроводив в великую церковь (Св. Софии), там воздвиг его. Всё это случилось во втором индиктионе. Немного после Ираклий отправился в Византию и был принят городом с великой радостью и необыкновенными почестями. Он привёл с собой четырёх слонов, которых во время конских ристаний велел водить для удовольствия народа, а в торжественные дни празднования побед охотно раздавал щедрые дары. Так как он взял сокровища Великой Церкви, то приказал выдавать ежегодно деньги для неё и для её клира из царской казны. После того Ираклий возвёл своего сына Константина в консульство, а Ираклия, сына от Мартины, сделал кесарем.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Монах Ираклий (в миру — Сергий Матях) впоследствии жил в Талгаре в семье старосты талгарской церкви И. Д. Дмитриева. В доме жить отказался и построил себе келью в саду. Очень любил детей Дмитриева. Бывало, играет с ними, забавляется, потом закроет лицо руками: «Прости, Господи!» — и смеется. К нему иногда приходили верненские монахини Евфалия, Дорофея, Магдалина и инокини Александра, Феодора, Мариамна, Татьяна. Любили все вместе сидеть вечерами в саду под яблонями и петь псалмы и духовные канты. Отец Ираклий часто надолго уходил в горы молиться. В 1928 году семью Дмитриева арестовали и отправили в ссылку на Аральское море. Перед арестом о. Ираклий ушел на побережье Иссык-Куля в киргизские горы. До ухода туда принял схиму. В горах он поставил себе келью и некоторое время жил в уединении. Последние годы его жизни прошли в поселке Сазановка (ныне Ананьево) Иссык-Кульской области, расположенном в 10 км от разоренного Свято-Троицкого монастыря. Старожилы этого села до сего дня хорошо помнят невысокого седого старца, которого знали, будучи детьми. Научаемые родителями, они почитали его при жизни и продолжают сохранять благоговейную память о нем по его смерти, совершая совместно со священником сельской церкви молитвы на его могиле и заботливо оберегая ее. Об обстоятельствах прихода в Сазановку о. Ираклия рассказала Наталья Мироновна Дубинина: «В начале зимы 1928 года мой отец Мирон Дубинин ехал по горам верхом на лошади. Вдруг он услышал стон. «Господи,— подумал он,— что за зверь?» Прислушался — нет, стонет человек. Он поехал на звуки стона и обнаружил келью и в ней человека. Это был о. Ираклий. На нем была обветшалая разорванная одежда и надвинутая на глаза шапка. Отец Ираклий, увидев моего отца, испугался. «Не бойтесь, не бойтесь!» — сказал отец. Он понял, что перед ним монах (после разорения монастыря в горах скитались монахи). Отец успокоил батюшку и спросил о причине стона. Тот показал ему покрасневшую воспаленную руку, в которую вошла большая заноза. Он плакал от боли. Отец с трудом уговорил о. Ираклия поехать с ним в село (если бы не больная рука, он не вернулся бы в мир), сложил в узелок его книги и вещи, посадил батюшку в седло, сам сзади сел, привез домой и велел маме истопить баню. Пока мама ее топила, батюшка ходил по двору, не находя себе места от боли. Ночью мама сшила для него новую одежду из холста. Утром отец запряг бричку и повез о. Ираклия к фельдшеру. Фельдшер вынул из руки занозу, отец привез батюшку домой и он, бедненький, лег и заснул.

http://azbyka.ru/fiction/krest-na-krasno...

Во время начавшейся осады Дамаска Ираклий отступил на север и следил за ходом дел из Эдессы; при этом значительную роль играли стенобитные машины, приготовленные для арабов перебежчиками из византийского лагеря. Посланный на помощь Дамаску брат царя Феодор был разбит арабами, между тем арабы вступили в переговоры с осажденными и обещали им в случае сдачи значительные привилегии, какими и воспользовался сдавшийся арабам Дамаск. После сдачи этого города Ираклий перешел в Антиохию и назначил начальником своих отрядов перса Ваана. После потери Дамаска Ираклий, видимо, потерял надежду на благоприятный исход дел в Сирии и Палестине. Трусость, измена и предательство были почти обычными явлениями в истории арабско-грече-ской войны. У Ираклия недостало энергии вооружиться против крайней деморализации, какая овладела большинством его подданных, да и сам он становился жертвой болезненных предчувствий. Постигшее Палестину страшное землетрясение и появление кометы в виде копья, обращенного на Константинополь, тревожило умы и лишало последних надежд на благоприятный исход событий. К этому присоединились неприятности в собственной семье Ираклия и угрызения совести за незаконный брак с Мартиной, в котором многие хотели видеть причину всех несчастий, постигших империю. Находясь в крайне удрученном состоянии, Ираклий собрал в антиохийском храме духовенство и народ и советовался с ними насчет переживаемых событий. Раздался голос одного старца, присутствовавшего в собрании: «Мы терпим справедливое воздаяние за наше забвение Евангелия, за беспорядки, ссоры, насилия и за отдачу денег в рост». Император принял эти слова сказанными на свой счет, склонил голову и подумал, что своим присутствием он вредит делу веры Христовой. В этих расположениях, свидетельствующих о крайнем нравственном ослаблении, Ираклий решился возвратиться в Константинополь. Что он считал положение дел вполне безнадежным, видно из того, что, принимая это решение, он отправился предварительно в Иерусалим и взял с собой драгоценную христианскую святыню, недавно им же освобожденную из персидского пленения, Честное древо креста Господня.

http://sedmitza.ru/lib/text/442829/

Митрополит Иосиф (Чернов, 1893–1975) очень интересовался этим вопросом. Не раз в разговорах повторял, что на месте погребения мучеников произошло чудо, а что за чудо, не говорил. Люди, совершавшие паломничество на это место, единодушно признают, что там есть особое присутствие благодати Божией. Но вернемся к тем далеким годам, когда произошли трагические события в уединенном скиту. Отец Пахомий, отец Ираклий и отец Анатолий после всего случившегося в скиту не остались. Со временем келлии монахов были разобраны на дрова и сожжены угольщиками и на их месте остались одни ямы. Отец Ираклий затем жил в Талгаре у И.Д.Дмитриева. Поселиться в доме он отказался, построил себе келлию в саду. К нему иногда приходили вернинские монахини – Александра, Феодора, Евфалия, Мария и Магдалина. Отец Ираклий часто надолго уходил в горы. В 1928 году Дмитриева арестовали и со всей семьей отправили в ссылку на Аральское море. Незадолго до ареста отец Ираклий перешел в село Ананьеве близ Пржевальска и поселился в саду у семьи А.М.Дубинина. Он принял схиму и жил там до кончины. В 1936 году отец Ираклий мирно почил. Отец Пахомий обосновался в алма-атинских горах. На отшельников в то время устраивались частые облавы. Однажды его поймали, и впоследствии он погиб. Отец Анатолий, самый младший из монахов (в 1921 году ему не было и тридцати лет), ушел в Сухуми. Жил там также в горах. Достоверно неизвестно, когда он умер. По одним источникам, был убит в 20-е годы, но другим – умер в начале 80-х годов. Духовник схиигумен Антоний Когда в 1942 году, на праздник Покрова Пресвятой Богородицы, обитель открыли, ее духовником был назначен схиигумен Антоний (в монашестве Аристоклий). Под его руководством начинал монашескую жизнь старец Андроник. Все время, пока пустынь была закрыта, отец Антоний жил в окрестных селах и городках. Иногда ездил причащать, соборовать. Как-то оказался он в селе Береза, что около Глухова. Один мальчик прибежал к соседке со своим младшим братом, чтобы увидеть батюшку. Отец Антоний сказал ему, что скоро откроется

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010