ПАВЕЛ, ВАЛЕНТИНА И ФЕА мученики (пам. греч. 18 июля) - см. в статьях Еннафа, Валентина и Павла, мученицы (пам. 10 февр.) и Павел, Алевтина и Хиония ПАВЕЛ ВЫСОКИЙ Павел Высокий († 1.01.1383), древнерусский книжник, инок нижегородского Печерского в честь Вознесения Господня мужского монастыря ПАВЕЛ ГАРЕДЖИЙСКИЙ прмч. (пам. 1 июня) - см. в ст. Шио Новый, Давид, Гавриил и Павел Гареджийские, преподобномученики 98-102 ПАВЕЛ ЛАТРСКИЙ (кон. IX в. - 955), прп. (пам. 15 дек.), основатель мон-ря Пресв. Богородицы «ту Стилу» на горе Латрос 102-104 ПАВЕЛ НАРБОНСКИЙ (III в.), св. (пам. зап. 22 марта, 10 дек.), почитается как 1-й епископ г. Нарбона (ныне Нарбон, Франция) и один из христ. просветителей Галлии 104-108 108-109 109-110 110-113 113-115 115-116 116-118 118-120 120-122 ПАВЕЛ ФИВЕЙСКИЙ [Анба Була] († 40-е гг. IV в.), прп. (пам. 15 янв.; пам. копт. 2 амшира (27 янв.); пам. зап. 10 янв.) 122-130 130-131 131-132 ПАВЛА мц. Кесарийская (Палестинская) (пам. 10 февр.) - см. в ст. Еннафа, Валентина и Павла, мученицы Кесарие-Палестинские 132-137 ПАВЛА И АНДРЕЯ ДЕЯНИЯ условное название раннехрист. апокрифа, к-рый частично сохранился на саидском диалекте коптского языка 137-138 138-144 144-145 ПАВЛИН (Крошечкин Петр Кузьмич; 1879-1937), архиеп. Могилёвский, сщмч. (пам. 21 окт., в Соборе Белорусских святых, в Соборе Кемеровских святых, в Соборе Курских святых и в Соборе Московских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе новомучеников и исповедников Радонежских) 145-148 ПАВЛИН Ивановия Старополев (1865-1937), прот., сщмч. (пам. 7 нояб., в Соборе Нижегородских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) 148-149 ПАВЛИН († 10.10.644, г. Дуробривы (ныне Рочестер), графство Кент, Англия), св. (пам. зап. 10 окт.), архиеп. Эборака (ныне Йорк) (625-633) и еп. Дуробрив (с 633) 149-152 ПАВЛИН Милостивый (между 352 и 355 - 431), св. (пам. 23 янв.; пам. зап. 22 июня), еп. Нолы, деятель раннего монашества, поэт и писатель 152-153 153-156 ПАВЛИН (Павлин Медиоланский; кон. IV - нач. V в.), диак., церковный писатель, секретарь свт. Амвросия, еп. Медиоланского

http://pravenc.ru/vol/liv.html

Для того чтобы прибавить потом те две главки, которыми заканчивается 10-ая книга (с небольшим 5 стр. по изданию Швартца SS. 395–400), много времени не требовалось. – Посвящение Павлину стоит у Евсевия в самом начале книги (10, 1, 2) и написано, следовательно, может быть еще при Ликинии, когда Павлин несомненно был епископом тирским. Но я не вижу ничего невозможного и в том предположении, что, когда Евсевий закончил 10-ую книгу своей истории, Павлин был уже в Антиохии. Но Евсевий в виду этого не имел даже и особенной надобности изменять что-либо в начале этой книги. Ведь Павлин называется там просто ερτατ μοι, Παυλνε; кафедра же его не названа прямо. И, если современные Евсевию и Павлину читатели и без прямых указаний самого автора могли догадаться, что престарелый епископ тирский, которого Евсевий приветствует в своем панегирике при освящении тирского храма, и есть Павлин тирский, то эти же читатели знали хорошо и то, что Павлин в то время занимал уже не тирскую, а антиохийскую кафедру. Упоминать об этом не в частной истории тирской церкви и не в полемическом сочинении, а в общей истории церкви и при том же еще при жизни Павлина было даже не совсем удобно. Да к тому же у Евсевия кесарийского в 323–4 году для таких детальных изменений и добавлений в своей церковной истории, может быть, просто не оставалось и времени. Ведь на это время падает самый разгар арианского спора, в котором Евсевий принимал столь деятельное участие. Как решительный сторонник Ария он несомненно писал в его защиту и может быть не один раз Александру александрийскому и, вероятно, и ко многим другим епископам. А сколько времени должен был отнять у него созванный им палестинский собор? – Умолчать в церковной истории, раз она оставалась не вполне законченной в октябре 323 года, о таком событии первостепенной важности, как окончательная победа христианского императора Константина над последним из своих языческих противников – Ликинием, после 18 сентября 323 года для Евсевия было невозможно. Но переход бывшего тирского пресвитера Павлина из Тира в Антиохию ничего необычного и замечательного в то время не представлял, и умолчание о нем в церковной истории, посвященной самому же Павлину, было и не необходимо и даже излишне.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Lebed...

Спрашивается, почему же ни Патрофил, ни Евсевий не указали Евсевию эмисскому на Павлина, как на челоека, у которого он тоже многому мог бы научиться? И неужели и сам он в Едессе слышал только об Евсевии и Патрофил и ничего не слышал о Павлине? Можно ли допустить, что Павлин, которого так высоко ставил сам Евсевий кесарийский , нисколько не интересовал его едесского соименника? – И уж если можно допустить (хотя это и мало вероятно), что Евсевию просто не хотелось ехать в Тир, то совершенно непостижимо, почему же он упустил случай послушать Павлина в Антиохии. Ведь он прибыл туда, повидимому, еще раньше низложения Евстафия; и, однако, почему-то он не встретился здесь с Павлином; а жил там вместе уже – предполагается – со 2-м преемником Павлина – Евфронием. Не доказывает ли это, что Павлина в это время уже не было в живых? – Да и сам Георгий Лаодикийский не назвал бы Евфрония просто преемником, διαδεξμενος, Евстафия, если бы на деле он был только 3-м его преемником после Павлина и Евлалия. Непродолжительное правление заурядного епископа Евлалия еще можно было не принимать в счет. Но об епископе столь выдающемся, как Павлин, нельзя было забыть современнику. Таким образом, до нас не только не дошло ни одного вполне достоверного свидетельства, которое опровергало бы показание Иеронима и других позднейших авторов и списков антиохийских епископов, что кафедру антиохийскую по смерти Филогония занимал Павлин, а именно Павлин тирский; но это показание находит даже себе подтверждение в авторитетном свидетельстве современника – Георгия Лаодикийского. VIII Валуа, как инициатор обычного мнения о Павлине. Представители противоположнаго взгляда: Ле-кьен, Годфруа, Montacutius, Ляйтфут, Гуоткин, Овербекк, Гидулянов. [Мнимый «недосмотр» Ляйтфута по Venables и мнение самаго Venables " а. – Гипотеза С.Л. Епифановича о Павлине «филипопольского» послания и Созомена и разбор ее.] – Значение списка Иеронима (150–151). Павлин, как 22-й антиохийский епископ по Иерониму и Филосторгию. Другие аргументы в пользу Иеронима. Новооткрытое послание антиохийского собора 324 года, как аргумент за то, что предшественником св. Евстафия был не Филогоний.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Lebed...

Но обстоятельства жизни этого выдающегося арианского деятеля известны нам так мало, что до сих пор мнения ученых до противоположности расходятся в вопросе о времени его кончины: дело идет здесь не о точной установке года и месяца, а о решении того основною вопроса: дожил ли Павлин до 325 года и принимал ли он потом участие в интригах евсевиан против виднейших деятелей никейского собора. Если по одним Павлина уже в 325 году не было в живых, то другие думают, что он не только пережил никейский собор, но и был одним из главных деятелей антиохийского собора около 330 года, низложившего св. Евстафия, и первым преемником его на антиохийской кафедре. И такое разнообразие взглядов объясняется конечно не произволом ученых, и не стремлением к оригинальности, а самым состоянием источников наших сведений о Павлине. Поэтому новая попытка осветить этот спорный исторический вопрос будет далеко не излишня, тем более, что решение, к которому приходит автор предлагаемой заметки, до противоположности расходится с тем взглядом, которого держится большинство и старинных, и новейших авторитетных ученых. II Павлин, как епископ Антиохии. Зинон тирский, как возражение против обычного мнения о времени антиохийского епископства Павлина. Гипотезы Швартца, Дюшена, Тилльмона и ван-Босха о Павлине, как помощника Зинона. Разбор ее: Павлин, как полноправный и влиятельный епископ тирский раньше 325 года по письму Евсевия никомидийского и церковной истории Евсевия кесарийского . Два, независимых один от другого свидетеля: близкий друг и сотрудник Павлина Евсевий кесарийский 8 , и арианский историк Филосторгий 9 – сообщают нам, взаимно дополняя один другого, что Павлин тирский не до конца своей жизни оставался на тирской кафедре. Сам родом антиохиец и бывший антиохийский пресвитер, он незадолго до смерти (за 6 месяцев или немного более) переведен был в Антиохию и умер в сане епископа антиохийского. И с этим вполне согласуется и тот факт, что в хронике Иеронима и у других позднейших авторов, и в списках антиохийских епископов, в числе антиохийских епископов 1-й половины IV века, упоминается и Павлин 10 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Lebed...

Армения Великая . (Сн. Мелитина, Миасины, Никополь). Иуда (Леввей, Фаддей), ап. из 12. 19 июня. Ромил и 11 тысяч, мучч. при Траяне. 6 сент. Рипсимия и Гаиания с 37 сестрами, мученицы при Тиридате, и Григорий еп., ум. ок. 325. 30 сент. Армения Малая. (Сн. Зовийская обитель, Севастия). Иоанн пустынник, подвизавшийся в студенце, близ Кивистра (4 в.). 20 марта. Фармуфий преп., питавший Иоанна. 11 апр. Арсиное , в Египте . Лот, преп. 5 века. Субб. с. Аскалон, в Палестине . Там пострадали: Многие жены и девы при Иулиане. 29 марта. Атина, в Кампании . Иулиан, муч. при Антонине Благочестивом. 28 июля. Атталия, в Памфлии , при Средиземном Море. Еспер, Зоя, Кириак и Феодул, мучч. при Адриане. 2 мая. Атроа (Афира). Петр преп. 13 и 5 сент. Африка . Перпетуя, и свв. юноши: Сатир, Ревокат, Саторнил, Секунд, Филикитата, мучч. при Севере. 1 февр. Терентий, Африкан и прочие, мучч. при Декии. 10 апр. Мученики, пострадавшие от ариан при Гунерике, вандальском короле (477–484). 8 дек. Петр св., бывший мытарем, при Юстиниане. 22 сент. Андрей, Иоанн, с двумя чадами, мучч. 9 века от Аврахима. 23 сент. Афродисия, в Карии. Диодор и Родопиан диакон, мучч. при Диоклет. 29 апр. Афонская гора. На ней подвизались преподобные: Афанасий, ум. 980. 5 июля. Петр. 12 июня. Афины . Наркисс, из 70. еписк. 31 окт. Кодрат, из 70. еписк., муч. при Адриане. 21 сент. Дионисий Ареопагит, священномуч. 3 окт. Иерофей священномуч. 4 окт. Ираклий, Павлин и Венедим, мучч. 18 мая. Мартиниан, преп. Палестинский. 15 февр. Бар, Barium, В ari , в Калабрии. Перенесение мощей Святителя Николая из Мир Ликийских в 1087. 9 мая. Белгия . Лукиан еп., Максиан пресв. и Иулиан диакон, мучч. при Дометиане. 3 июня. Болгария при Дунае. Мануил, сп. Адрианопольский, Георгии, еп. Деволтский, Леонтий, еп. Никейский и прочие (более 377). мучч. между 814 и 817. 22 янв. Георгий новый, муч. в 1514. 26 мая. Михаил воин, при царе Михаиле. 22 ноября. Болгария при Каме. Аврамий, муч. в 1229 году. 1 апр. Британния . Иосиф аримаф. 4 яив. и в нед. Мирон.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

— Мы не знаем ни Дианы, ни какого другого беса, из числа тех, коих почитаете вы; мы знаем и почитаем лишь Бога нашего, Господа Иисуса Христа. Народ, услыхав такой ответ от мучеников, громким голосом опять начал требовать от игемона предать в руки им тех христиан, которые хулят богов их. Игемон же приказал бить мучеников, а затем велел отдать их народу. Тогда толпа, привязав верёвки к ногам святых, повлекла их с громкими кликами за город, намереваясь побить их здесь камнями. Когда святые мученики были побиваемы камнями, святая Христина, узнав об этом, с поспешностью побежала на место то и, припав со слезами к телам святых, побиваемых камнями, говорила: — Я хочу умереть вместе с вами на земле, дабы вместе с вами жить и на небе! Между тем игемону было донесено, что одна девица-христианка, отданная на осквернение двум юношам, была освобождена от их рук каким-то светлым юношею; убежав из дома тех юношей, она пришла на место побиения камнями христиан и припала к их телам. Узнав об этом, игемон приказал предать ее смерти через усекновение мечем. Таким образом все упомянутые святые мученики, подвизавшиеся против диавола, мира и игемона Опитимина, сподобились быть победителями врагов своих при помощи Христа, Бога нашего, причем, Петр был умерщвлен после многоразличных мучений, Дионисий, Андрей и Павел были побиты камнями, святая же девица Христина была усечена мечем. Всё это произошло в городе Лампсаке, при царе Декии [ 2 ]. Святые же мученики — Ираклий, Павлин и Венедим были гражданами афинскими. Они проповедывали в Афинах с великим дерзновением имя Христово и увещевали всех нечестивцев оставить свое суетное идолослужение и креститься во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. За свою проповедь они были взяты и представлены на допрос ко градоначальнику афинскому. На допросе они исповедали Бога истинного, Творца всей твари, идолов же называли бесчувственными камнями и деревом, произведением рук человеческих. За исповедание имени Христова сии святые мученики были преданы различным мучениям и наконец вместе с учениками своими были ввержены в печь огненную, после чего и скончались [ 3 ]. За свой подвит они восприняли нетленные венцы от Христа Бога нашего, Которому воссылается слава во веки. Аминь.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Приняв христианскую веру, он отличался особенной добротой. В его время было ужасное гонение на христиан от императора Диоклетиана. Феодот укрывал у себя в гостинице многих из христиан и снабжал их всем нужным. В его доме христиане тайно совершали богослужение. Он посещал христиан в темницах, увещевал их к терпению, а иных и выкупал у воинов; погребал тела мучеников, брошенные на съедение зверям. Правитель не знал, что Феодот христианин, и его благотворительность продолжалась довольно долгое время. В городе же Анкире жили 7 благочестивых дев, между которыми старшая, Текуса, была теткой Феодота. Имена прочих дев следующие: Александра, Клавдия, Фаина, Евфрасия, Матрона и Юлия. Когда правитель узнал, что они все христианки, то потребовал, чтобы они отреклись от христианской веры. Правитель хотел, чтобы они омыли идолов во время языческого праздника «омовения идолов». На богатых колесницах, при звуках музыки и песен, везли идолов к озеру, а святых мучениц вели за колесницами. Как мучитель ни принуждал их омыть идолов, мученицы остались непреклонными. Тогда он приказал утопить всех их с камнями на шее. Св. Феодот, узнав о смерти мучениц, похоронил их. Сам Господь помог ему в этом. Ночью, когда было очень темно, явилась светлая лампада и освещала ему путь; сделался сильный отлив озера, и он мог взять тела святых мучениц. Когда же правитель узнал, что Феодот похоронил мучениц, стал принуждать и его к отречению от Христа. Но, вместо отречения, св. Феодот начал обличать языческие заблуждения и проповедовать о Христе. Тогда Феодота мучили страшным образом и затем обезглавили. Когда же хотели сжечь тело его, то вдруг поднялась страшная буря и помешала исполнить это, и оно было похоронено. Мощи свв. мучеников находятся в Анкире. Мученики Петр, Дионисий, Андрей, Павел и дева Христина пострадали при Декии, в г. Лампсаке, в III веке. Св. Петра мучили ужасным образом; святых Дионисия, Андрея и Павла побили камнями; Христину усекли мечом. Мученики Ираклий, Павлин и Венедим, родом афиняне, были сожжены в печи, в III веке.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

Сам император Ираклий также со слезами молился и постился. Потом он собрал всех воинов и с надеждой на помощь Божию пошел на персов войной. Ираклий победил Хозроя, обратил его в бегство и семь лет одерживал победы над многочисленными остатками его войска, продолжавшего сопротивляться. Вскоре Хозроя убил его собственный сын, мечтавший сам стать правителем, и тут же отослал посольство к Ираклию с просьбой о мире. Мир был заключен, император Ираклий возвратился победителем и привез с собой части Креста Христова, похищенные когда-то персами. Крест находился у них около четырнадцати лет. Император Ираклий радовался и прославлял Бога за помощь. Добравшись до Иерусалима, он поднял части Креста на плечи, чтобы отнести их на прежнее место, и нес их, будучи одет в пышные одежды, в порфиру, украшенную золотом и драгоценными камнями. На голове у него был царский венец. Когда процессия дошла до ворот, через которые выходили на лобное место – Голгофу, то, к своему удивлению, Ираклий почувствовал, что не может ступить ни шагу. Между тем вместе с императором шел и патриарх Иерусалимский Захария. Он вместе с жителями города вышел навстречу процессии с ветвями финиковых пальм и теперь присоединился ко всем. Патриарх увидел внезапно ангела Господня, который стоял в воротах и не давал императору пройти. Ангел сказал патриарху: – Не так нес сюда Крест Творец наш, как вы несете его. Услышав это, патриарх был сильно испуган и сказал, обращаясь к Ираклию: – Знай, что невозможно тому, кто богато одет и украшен царскими украшениями, нести этот святой Крест, который нес Христос, обнищавший ради нас и униженный. Если хочешь нести Крест, подражай нищете Спасителя. Благочестивый император снял с себя царское облачение и одел простую бедную одежду, и тогда уже беспрепятственно прошел с Крестом в ворота, внес его в храм, откуда он был похищен персами, и поставил на прежнее место. На всенощном бдении, в праздник Воздвижения, Крест выносится из алтаря на середину храма для поклонения, так же как и в Неделю Крестопоклонную (см. “Великий пост”). В отличие от Крестопоклонной аналой, где лежит крест, богато украшается цветами, нередко бывает украшен цветами и сам крест.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Июля 8, индиктиона 7, родилась у царя Епифания дочь Евдокии, а августа 15 окрещена во Влахернской церкви от патриарха Сергия. л.м. 6103, Р. Х. 603. В сем году персы заняли Кесарию Каппадокийскую и много там тысяч пленили в ней. Ираклий вступивши на престол нашел совершенный упадок в римском управлении. Европу 246 опустошали варвары, Азию всю заняли персы, города пленили, и римское войско на сражениях истребили. Смотря на это, он был в недоумении, что ему делать. Сосчитавши войско и рассмотревши спасся ли кто в тиранство Фоки из служивших при Маврикие, во всех провинциях он нашел только двоих. В том же году месяца мая 3 числа индиктиона 15 родился царю сын от Евдокии Ираклий малый, он же младой Константин. В августе же 14 числа, того же 15 индиктиона скончалась царица Евдокия. л. м. 6104, Р. Х. 604. В сем году октября 4 индиктиона увенчана была царицею Епифания, дочь царя Ираклия от Сергия патриарха, в храме святого Стефана во дворце. Декабря 25, того же 1-го индиктиона, от Сергия патриарха увенчан Ираклий, сын Ираклия, он же младой Константин. В том же году сарацины напали на Сирию и причинивши великие опустошения возвратились. л. м. 6105, Р. Х. 605. В сем году персы взяли Дамаск и пленили много народу. Царь Ираклий отправил послов к Хозрою, чтобы не проливать безжалостно крови человеческой, положить налоги и написать мирные условия, но Хозрой отпустил послов без успеха и даже не говорил с ними ни слова, надеясь совершенно поработить царство римское. Ираклий в это время женился на Мартине, и провозгласил ее царицею, она венчана от Сергия патриарха во дворце. л. м. 6106, Р. Х. 606. В сем году персы войною взяли Иордан, Палестину и Святой Град, и многих убили в нем руками жидов, как некоторые говорят, до девяноста тысяч. Жиды, покупая христиан, всякий по своему состоянию, убивали их. Захарию же патриарха с Честным Животворящим Древом и с великим пленением отвели в Персию. В том же году у царя родился сын от Мартины, Константин второй и крещен в церкви Влахернской от патриарха Сергия.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Ispoved...

Не только естественное чувство привязанности к родственникам руководило Ираклием в раздаче высших титулов и должностей, но и недостаток в людях, т. к. большинство родовитых и состоятельных лиц было или уничтожено, или ослаблено пытками, конфискациями имуществ, заточениями и убийствами. Так, вокруг трона мы видим родственников Ираклия. Достоинство куропалата пожаловано брату его Феодору, двоюродный брат Никита был главной опорой царства. Только Приск, зять Фоки, остался в милости при Ираклии из посторонних лиц, да и то на короткое время. С особенным вниманием он озаботился устройством судьбы своей семьи. Дочь свою Епифанию, рожденную от первой жены, он назначил августой, точно так же венчал на царство в первые годы по воцарении малолетнего сына своего Константина. Может быть, тем же мотивом укрепления собственной династии объясняется наделавший большого шума брак его с собственной племянницей Мариной, дочерью сестры Марии. Царица Марина оказалась, однако, не на высоте положения. В трудную минуту жизни Ираклия она далеко не поддержала его, как прежде Феодора Юстиниана, а, напротив, по ее внушениям Ираклий принял малодушное решение перенести свою столицу в Карфаген в 618 г., когда обстоятельства сложились в Константинополе в высшей степени неблагоприятно, и только настойчивость патриарха Сергия помешала исполнению этого решения. При вступлении Ираклия на престол политическое положение империи было отчаянное. Северные провинции империи были наводнены славянами и аварами. Ираклий сразу оценил здесь положение и принял ряд мер, имевших капитальное значение для ближайших столетий на Балканском полуострове. Он прежде всего понял, что империи не следует бесплодно тратить сил на борьбу со славянской иммиграцией; отказавшись от областей, занятых славянами, Ираклий нашел в себе довольно государственной мудрости, чтобы оставить славян в покое до того времени, пока империя не соберется с силами и не сможет начать с ними культурную и политическую борьбу. Главное внимание обращено было на Восток, где под властью Хосроя II Персидская империя обнаружила громадное напряжение и завоевательную силу, отняв у Византии на протяжении нескольких лет Сирию, Палестину и Египет и нанеся христианской империи неимоверное нравственное поражение тем, что огнепоклонники овладели Животворящим древом креста Христова. В период от 622 по 628 г. Ираклий в несколько походов на Восток достиг таких успехов, что персы отказались от своих завоеваний в Египте, Сирии и Палестине и получили такой удар, от которого никогда не оправились. Среди преемников Юстиниана Ираклий стоит выше всех.

http://sedmitza.ru/lib/text/442805/

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010