Люди, равно все созданные по образу Божию, должны чтить друг друга; но это почитание имеет разные степени по разным отношениям и качествам людей. Господь повелел преимущественно чтить отца и матерь, так как они, даруя детям бытие и воспитывая их, служат для них по преимуществу Бога Творца и Промыслителя; особенное также воздается почитание наставникам, начальникам и особеннейшее царю, как образу Господа Бога Вседержителя на земле по данной ему над другими власти. Преимущественного почитания заслуживают святые Божии человеки, обитающие на небесах. Мы должны почитать их, потому что сам Бог прославлял их еще на земле и прославляет на небесах и заповедает почитать их. Святые Божии еще на земле старались уподобляться Господу Богу добрыми делами, а Бог уподоблял и уподобляет их Себе, проявляя через них Свои Божеские совершенства: одни из них предсказывали отдаленное будущее, чего и сами не понимали, открывали сокровенные мысли других, без всякого посредства, иные говорили на иноземных языках, им неизвестных, так что они видимо были орудием Святого Духа и Он двигал устами их; другие исцеляли неизлечимые болезни, повелевали стихиями природы, изгоняли злых духов; были и такие, которые воскрешали мертвых. Очевидно, все это свойственно Богу, Который непосредственно и действовал в них. Сам Сын Божий называет святых своими друзьями ( Ин.15:14 ), близкими родными: «кто будет исполнять волю Божию; тот Мне брат и сестра и матерь, сказал Господь Иисус Христос» ( Мк.3:35 ). Еще о живых святых Он сказал: «принимающий пророка во имя пророка получить награду пророка, и принимающий праведника во имя праведника получить награду праведника» ( Мф.10:41 ). Так сам Бог прославляет святых своих и заповедует почитать их. Особенно же как не чтить нам Пресвятую Деву Марию, которую праведная Елисавета, по внушению Святого Духа, назвала Материю Господа своего и сочла для себя за величайшую честь пришествие Ее? Как не чтить Матерь Божию, устами которой Святой Дух предрек, что Ее ублажат вси роди ( Лк.1:43,48 )? Не чтить Ее значит идти против Евангелия, оскорблять Ее Сына и Святого Духа, предрекшего Ей славу и Ее прославляющего.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

29. Кто верует Богу, тот должен и молиться, и поститься; ибо без молитвы и поста ни для чего нет в вере Божией силы ( Мф.17:20–21 сл). Молитва , соединенная с постом, при истинной вере, есть наилучшее ограждение против нападения злых духов. 32. Есть в нас темное, непонятное чувство, – производимое словами праведника, по которому мы безотчетно убеждаемся ( Мк.9:10, 11 ) в истине, не осмеливаясь и спросить о ней ( Мк.9:10 сл.). 39–40. Одна и та же вера, действующая одним и тем же Духом, сама себе не противоречит, и никто, получивший дар Духа Святаго, не может в то же время злословить Бога ( 1Кор.12:3 ). 43. Кто крал, впредь не кради, а лучше трудись, делая полезное своими руками, чтобы можно было уделять неимущему ( Еф.4:28 ). Лучше войти в жизнь безрукому, нежели с душею и телом ( Мф.10:28 ) пойти в геенну, в огонь неугасимый, и великий (на Слав. в дебрь огненную. Лк.12:5 ). 47. Человек имеет два ока: душевное (правое, Мф.5:29 ), и телесное (левое): кого соблазняет око душевное ( Иак.1:14 ), тот выколи его (См. изъяснение Мф. 5 гл. под ст. 29). 48. Вечные страдания грешников подобны неугасимому огню и грызущему червю ( 1Тим.4:2 сл.). 49. Вечный огонь, которым будут мучиться все грешники, подобен снедающей и предохраняющей от гниения соли ( 4Цар.2:21 ); а посему кто будет ввержен в геенну, тот будет гореть вечно, и в своем мучении не сгорит ( Откр.3:11 ). Огнь – грехи ( Сир.3:30 )! 50. Мудрость ( Мф.5:13–14 ) спасения есть великое и первое для человека благо ( Мк.8:36 ): но кто потеряет ее ( Прем.1:4 ), тот после нигде не найдет. Имейте в себе мудрость ( Сир.1:14 ); и мир (любовь) имейте между собою ( Иак.3:17 ). Гл. 10. Ст. 5. Блаженны нищие, духом; ибо их есть царствие небесное. Блаженны кроткие; ибо они наследуют землю ( Мф.5:3, 5 ) живых ( Пс.26:13 ), где не умирают, и новую, в которой живут праведники ( 2Пет.3:13 ). 20–22. Богатому сохраняющему все заповеди, недостает для спасения одной нищеты Христовой ( Мф.16:24 ) и смиренномудрия ( Флп.2:6–8 ). Чем большим кто обладает имуществом; тем труднее тому расстаться со своим богатством, и следственно тем труднее спастися.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/mysli-i...

Словами истины питает Он людские души, а личным примером и чудесами удостоверяет сии слова истины. И народ толпами, как волна за волной, спешит к Нему. Призывает Он к Себе всех, для кого земная жизнь, хоть и кратка она, стала трудной и невыносимой. Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, – говорит Домовладыка Своим домочадцам, – и Я успокою вас (в серб.: и Я дам вам отдых. – Пер.) ( Мф.11:28 ). Но знает Он – ведь все Ему известно – а потому ведает Он и то, что людям, носящим плоть, нужно и телесное пропитание. Жаль Ему народа, который три дня ничего не ел, а только слушал Его. Поэтому дважды творит Он хлеб, и Сам берет его в Свои руки, и благословляет, и дает народу в пищу ( Мф.14:19 ; Мк.8:7 ). Сострадал Он и людям, подвергшимся смертельной опасности, когда на море поднялась буря, – и укрощает Он ветры, спасая людей от гибели ( Мф.8:26 ). Жаль Ему и рыбаков, которые, трудясь всю ночь, ничего не поймали. И как Хозяин направляет Он их на глубину ( Лк.5:4 ), где их сети с избытком полнятся рыбой. Пожалел Он вдовицу в городке Наин, всю в слезах шедшую за гробом своего умершего единственного сына. И потому сказал ей: Не плачь ( Лк.7:13 ). И воскрешает ее сына. Жаль Ему Марфу и Марию, сестер умершего Лазаря, Его верного друга. И когда сестры разрыдались, скорбя об усопшем брате, Он тоже заплакал – и воскресил Лазаря из мертвых ( Ин.11:43 ). Пришел Он не как судия. В этом свойстве явится Он в назначенное время. Но сначала пришел Он не судить, а спасать – предложить спасение всем людям. Явился Он перво-наперво как Сеятель, а в Свое время придет как Веяльщик. Посему и прощает Он женщину-грешницу, в покаянии орошающую слезами Его ноги. Тогда как фарисеи, злоклятые наемники, осуждают [ее], хотя их-то никто не ставил судьями, Он прощает ей грехи, утешая ее и ободряя ( Лк.7:48 ). И когда те же самые фарисеи хотели побить камнями женщину-блудницу, Он выступает защитником сей несчастной и говорит тем, кто держит камни в руках: Кто из вас без греха, первый брось на нее камень. А ее простил Он, сказав: Иди и впредь не греши ( Ин.8:7. 11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Итак, мнимый праведник, стань пред зеркалом закона Божия и пред судом своей совести – и увидишь, что тебе нужно очистительное покаяние и духовное врачевание, подаваемые в святых Таинствах. Некоторые наоборот: сознавая за собой множество грехов и не чувствуя в себе ни желания, ни силы отстать от них, отчаиваются в своем спасении и не приносят покаяния. «Мы – великие грешники: где уж нам спастись! – думают они. – Рай не для нас, грешников, а для праведников». Нет, брат возлюбленный, не думай так: для грешников-то и приходил Господь на землю, чтобы их призвать к покаянию ( Мф.9:13 ; Мк.2:17 ; Лк.5:32 ); и в рай введен первым тоже грешник – разбойник, покаявшийся на кресте ( Лк.23:42–43 ). Вспомни о блудном сыне, с какой любовью принял его отец, когда он с раскаянием возвратился к нему ( Лк.15:22–24 ). Вспомни о блуднице, слезами омывшей ноги Господа и получившей от Него прощение в грехах ( Лк.7:37–48 ). Вспомни, сколь великая грешница была Мария Египетская, но покаялась – и была прощена и за труды покаянные удостоена была великой благодати Божией. А ведь она была столь же слабая, как и мы с тобой, а может быть, и слабее нас по своим летам, когда она начала свой подвиг покаяния, но она решилась покаяться, и Господь помог ей; решись и ты – Господь поможет и тебе. Итак, не откладывай, брат, поговей, исповедайся пред духовником и, если разрешит тебе, приобщись Святых Таин – и увидишь на себе милость Божию. Есть и такие грешники, которые чрезмерно надеются на милосердие Божие и откладывают свое покаяние и исправление день ото дня, год от года, до предсмертной болезни: «Милостив Бог , – говорят они, – успеем еще покаяться!» Или же: «Един Бог без греха, а все люди – грешники, неужели все погибнут? Где же милосердие Божие? Не взыщет Бог», – думают они и, обманывая себя таковыми мыслями, идут в погибель. Правда, есть у Господа милость, и многое у Него избавление ( Пс.129:6 ), но есть для грешников и гнев Его, как и в видимой природе есть благодатный дождь, но есть и гроза; есть радость для праведника, но есть и скорбь на всякую душу грешную, как и в видимой природе есть светлый и теплый день, но есть и темная, бурная ночь.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Nevski...

Лк.8:40 .  Когда же возвратился Иисус, народ принял Его, потому что все ожидали Его. Лк.8:41 .  И вот, пришел человек, именем Иаир, который был начальником синагоги; и, пав к ногам Иисуса, просил Его войти к нему в дом, Лк.8:42 .  потому что у него была одна дочь, лет двенадцати, и та была при смерти. Когда же Он шел, народ теснил Его. Лк.8:43 .  И женщина, страдавшая кровотечением двенадцать лет, которая, издержав на врачей все имение, ни одним не могла быть вылечена, Лк.8:44 .  подойдя сзади, коснулась края одежды Его; и тотчас течение крови у ней остановилось. Лк.8:45 .  И сказал Иисус: кто прикоснулся ко Мне? Когда же все отрицались, Петр сказал и бывшие с Ним: Наставник! народ окружает Тебя и теснит, – и Ты говоришь: кто прикоснулся ко Мне? Лк.8:46 .  Но Иисус сказал: прикоснулся ко Мне некто, ибо Я чувствовал силу, исшедшую из Меня. Лк.8:47 .  Женщина, видя, что она не утаилась, с трепетом подошла и, пав пред Ним, объявила Ему перед всем народом, по какой причине прикоснулась к Нему и как тотчас исцелилась. Лк.8:48 .  Он сказал ей: дерзай, дщерь! вера твоя спасла тебя; иди с миром. Лк.8:49 .  Когда Он еще говорил это, приходит некто из дома начальника синагоги и говорит ему: дочь твоя умерла; не утруждай Учителя. Лк.8:50 .  Но Иисус, услышав это, сказал ему: не бойся, только веруй, и спасена будет. Лк.8:51 .  Придя же в дом, не позволил войти никому, кроме Петра, Иоанна и Иакова, и отца девицы, и матери. Лк.8:52 .  Все плакали и рыдали о ней. Но Он сказал: не плачьте; она не умерла, но спит. Лк.8:53 .  И смеялись над Ним, зная, что она умерла. Лк.8:54 .  Он же, выслав всех вон и взяв ее за руку, возгласил: девица! встань. Лк.8:55 .  И возвратился дух ее; она тотчас встала, и Он велел дать ей есть. Лк.8:56 .  И удивились родители ее. Он же повелел им не сказывать никому о происшедшем. О воскрешении дочери Иаира и исцелении кровоточивой женщины евангелист Лука говорит вполне согласно с Марком ( Мк.5:21–43 ; ср. Мф.9:18–26 ). Евангелист Лука, впрочем, прибавляет, что дочь у Иаира была только «одна» (стих 42), что на вопрос Христа ответил, – конечно, от лица учеников – Петр, и что ответ этот не был несколько непочтительным, каким представляется ответ учеников у Марка ( Мк.5:31 ), так как «все отрицались» (стих 45). Согласно евангелисту Марку, женщина трепетала оттого, что чувствовала происшедшую с ней перемену ( Мк.5:33 ), а согласно Луке – потому, что она поняла, что поступок ее стал известен Чудотворцу.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

«Блаженны рабы те...». Этим приточным изречением Господь хочет указать на несомненность праведного воздаяния, какое получат при открытии славного Царства Мессии все верные Его слуги: господин сам таким рабам окажет столько же внимания, сколько и они ему, так и Мессия достойно вознаградит бодрствующих Своих рабов. «Во вторую стражу, и в третью стражу». В первую стражу, т.е. в начале ночи несколько рабов могли и так не спать, убирая кое-что по дому. Но не спать во вторую и третью стражу – это значило уже бодрствовать намеренно. Здесь евангелист Лука держится древнего иудейского деления ночи на три части, или стражи, Марк в Мк.13:35 держится позднейшего, римского, деления ночи на четыре стражи. «Вы знаете, что если бы ведал...» (см. Мф.24:43–44 ). Лк.12:41 .  Тогда сказал Ему Петр: Господи! к нам ли притчу сию говоришь, или и ко всем? Лк.12:42 .  Господь же сказал: кто верный и благоразумный домоправитель, которого господин поставил над слугами своими раздавать им в свое время меру хлеба? Лк.12:43 .  Блажен раб тот, которого господин его, придя, найдет поступающим так. Лк.12:44 .  Истинно говорю вам, что над всем имением своим поставит его. Лк.12:45 .  Если же раб тот скажет в сердце своем: не скоро придет господин мой, и начнет бить слуг и служанок, есть и пить и напиваться, – Лк.12:46 .  то придет господин раба того в день, в который он не ожидает, и в час, в который не думает, и рассечет его, и подвергнет его одной участи с неверными. Лк.12:47 .  Раб же тот, который знал волю господина своего, и не был готов, и не делал по воле его, бит будет много; Лк.12:48 .  а который не знал, и сделал достойное наказания, бит будет меньше. И от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут. О вопросе апостола Петра сообщает только один евангелист Лука. Петр недоумевает относительно притчи о рабах, ожидающих господина, – к одним ли апостолам она относится или же ко всем верующим. В ответ Петру Господь говорит притчу, которая приведена и у Матфея ( Мф.24:45–51 ). Если же у Матфея упоминается о «рабе», а здесь о «домоправителе», то, очевидно, это не противоречие, так как на Востоке домоправители большей частью брались из рабов. Затем в 46-м стихе евангелист Лука говорит, что участь раба будет такая, какую имеют вообще люди неверные, а Матфей ( Мф.24:51 ) вместо слова «неверные» употребляет – «лицемеры». Стихи 47–48 представляют собой дополнение, сделанное евангелистом Лукой. Раб, знавший все, чего желает его господин, и все же не приготовивший что нужно, будет наказан тяжко. Не знавший же воли господина будет не так наказан в случае неисполнения этой воли, но все же будет наказан за то, что «сделал достойное наказания» (а что именно – Господь не говорит).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Лк.22:45 .  Встав от молитвы, Он пришел к ученикам, и нашел их спящими от печали Лк.22:46 .  и сказал им: что вы спите? встаньте и молитесь, чтобы не впасть в искушение. Как евангелист Лука сократил рассказ первых двух евангелистов о молитве Христа, так естественно Он упоминает теперь о приходе Христа к спящим ученикам как о единократном, причем увещание, обращенное к ним Христом, представляет собой повторение содержащегося в 40-м стихе. «Спящими от печали». Бывает, что глубокая печаль ввергает человека в сон, это и отмечено у древних классических писателей. Все-таки, несмотря, так сказать, на то, что печаль несколько извиняла учеников, по представлению евангелиста Луки, однако и у него сохранены слова Христа: «вы спите?» Это слова, в которых нельзя не видеть некоторого упрека ученикам за то, что они поддались сну в такое тяжелое для их Учителя время. Ср. Мк.14:37 , где за это уже прямо высказан упрек Симону. Лк.22:47 .  Когда Он еще говорил это, появился народ, а впереди его шел один из двенадцати, называемый Иуда, и он подошел к Иисусу, чтобы поцеловать Его. Ибо он такой им дал знак: Кого я поцелую, Тот и есть. Лк.22:48 .  Иисус же сказал ему: Иуда! целованием ли предаешь Сына Человеческого? Лк.22:49 .  Бывшие же с Ним, видя, к чему идет дело, сказали Ему: Господи! не ударить ли нам мечом? Лк.22:50 .  И один из них ударил раба первосвященникова, и отсек ему правое ухо. Лк.22:51 .  Тогда Иисус сказал: оставьте, довольно. И, коснувшись уха его, исцелил его. Лк.22:52 .  Первосвященникам же и начальникам храма и старейшинам, собравшимся против Него, сказал Иисус: как будто на разбойника вышли вы с мечами и кольями, чтобы взять Меня? Лк.22:53 .  Каждый день бывал Я с вами в храме, и вы не поднимали на Меня рук, но теперь ваше время и власть тьмы. История взятия Христа воинами в целом примыкает к повествованию об этом евангелиста Марка ( Мк.14:43–52 ; ср. Мф.26:47–56 ). «Иуда! целованием ли...» (стих 48) Этот вопрос по существу сходен с вопросом, сохранившимся в Евангелии Матфея ( Мф.26:50 ; евангелист Марк совсем опускает обращение Христа к Иуде). Господь указывает Иуде на то ужасное противоречие, какое заключается между его действием внешним – поцелуем, который должен свидетельствовать, кажется, о любви Иуды ко Христу, и внутренней целью прихода Иуды – намерением предать своего Господа. При этом Господь называет Себя «Сыном Человеческим», т.е. Мессией, показывая этим Иуде крайнюю гнусность его поступка, так как, предавая Мессию, он этим самым идет против заветных чаяний своего народа.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Видя чудеса, которые Он творил, многие веровали во имя Его, но Сам Он не вверял Себя им, потому что знал, чтó в человеке ( Ин. 2:23–25 cp. Ин. 4:48 ). Только в связи с этим можно объяснить ту в высшей степени знаменательную черту евангельской истории, что Христос запрещал исцелённым и вообще свидетелям чудес разглашать о них. Так, исцелив прокажённого, Христос, посмотрев на него строго, тотчас отослал его, и сказал ему: «смотри, никому ничего не говори» ( Мк. 1:43–44 ). Видевшим воскрешение дочери Иаира Он строго приказал, чтобы никто об этом не знал ( Мк. 5:43 ; также Мк. 7:36; 8:26 ). Равным образом и бесноватым Он строго запрещал, чтобы не делали Его известным ( Мк. 1:23–25, 34 ,·3:11–12). Только гадаринскому бесноватому Он сказал: «иди домой к своим и расскажи им, что сотворил с тобою Господь и как помиловал тебя» ( Мк. 5:19 ), что стояло в связи с тем, что гадаринцы просили Христа удалиться из пределов их. К объяснению указанной черты истории евангельских чудес мы вернемся ниже; теперь же заметим только, что насколько запрещение Христа соответствовало Его нежеланию, чтобы распространялась иудейская вера в Него ради чудес, настолько же было характеристично для иудеев непослушание их запрещению Христа. Так, исцелённый Им прокажённый, вопреки запрещению, вышед, начал провозглашать и рассказывать о происшедшем с ним ( Мк. 1:45 ); вообще, сколько Он ни запрещал исцелённым, они ещё более разглашали ( Мк. 7:36 ), так что Он не мог уже явно войти в город, но уходил в пустынные места и молился ( Мк. 1:45 ; Лк. 5:16 ). В этом непослушании выражалась крайняя привязанность иудеев к чудесам. Впрочем, чудеса Иисуса Христа, согласно божественной воле о них, должны были и, как показывает история, могли порождать истинную веру в Него. Так вера в чудеса Его могла быть двоякою. Это вполне соответствует тому, что всякая разумная истина, всякая психологическая действительность имеет две стороны 408 . Полная достоверность евангельской истории тем особенно свидетельствуется, что она, в отличие от вымысла, неизбежно одностороннего, позволяет во всяком отношении её видеть две стороны.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010