Ст. 11. Не последовав за светом истинным, Иудеи пошли на свет ложный, на свет огня, возженного ими самими и в тоже время гибельного для них (ср. Ин.6:43 ). Таковым, возженным иудеями, огнем был огонь их восстания против римлян (ср. Ин.11:48 ), последствием которого была политическая смерть иудейского народа. Ср. Феодор., Иерон., св. Кир. ал. Ужасные обстоятельства, предшествовавшие, сопровождавшие и последовавшие за Иудейской войной против римлян, предсказанные Христом Спасителем ( Мф.24:1–34 ; Мк.13:1–30 ; Лк.21:5–32 ) и описанные Иосифом Флавием в De bello judaico, были историческим возмездием для иудеев за отвержение ими пришедшего Господа, Иисуса Христа. Замечательно, что сам Тит, римский полководец, овладевши Иерусалимом и Иудеей, по свидетельству Иосифа Флавия признавался, что в войне с Иудеями ему помогал Сам Бог, и лишь при Его помощи он мог овладеть Иерусалимом (De bello jud, VI, 9:1). Глава 51 В 51 гл. содержится пророчество о новом и чрезвычайном проявлении мышцы Господней, для обновления Сиона, устроения вечного оправдания и спасения людей и – восстановления Иерусалима. Данное пророчество предваряется вступлением, имеющим характер ораторского обращения и разделяющимся в свою очередь на три части: ст. 1–3, 4–6, 7–8, из которых каждая начинается словами: послушайте мене. 1. Послушайте мене, гонящии правду, и взыскающие Господа, воззрите на твердый камень 1 , его же изсекосте, и в юдоль потока 2 , юже ископасте. 2. Воззрите на авраама отца вашего, и на сарру породившую вы: яко един бе, и призвах его и Благослових его, и возлюбих его, и умножил его. 3. И тебе ныне утешу, сионе, и утеших вся пустыни его, и поставлю пустыню его яко рай, и яже к западом его аки рай Господень: радость и веселие обрящут в нем, исповедание и глас хваления. 1. Послушайте Меня, стремящиеся к правде, ищущие Господа! Взгляните на скалу, из которой вы иссечены, и в глубину рва, из которого вы извлечены. 2. Посмотрите на Авраама, отца вашего, и на Сару, родившую вас: ибо Я призвал его одного, и благословил его, и размножил его.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Troickiy/...

Что общего между огнем и солью? В огне сила разрушения сочетается с началом созидания. Переплавление в огне есть разделение и очищение. Дерево, сено, солома – сгорает; выдерживает камень и металл (ср. 1 Кор. Мк.3:12–15 и Мф. Мк.3:11 ). Ветхозаветные параллели показывают, что и в понятии соли мыслился признак истребления. Место разрушенного города посыпалось солью (ср. Суд. Мк.9:45 ; Втор. Мк.29:23 ; Соф. Мк.2:9 ): на соли не могло возникнуть жизни. С другой стороны, присутствие соли предотвращает гниение. Соль употреблялась при жертвоприношении ( Лев. 2:13 ; Ездр. Мк.6:9–10 ). Естественно, что и в переносном словоупотреблении с образом соли связывалось представление о целости, чистоте и нерушимости. Подобный смысл имеет, например, выражение «завет соли» (Чис. Мк.18:19; 2 Пар. Мк.13:5 ). Таким образом, осоление огнем означает испытание в огне. Испытание ведет к разделению. В контексте Мк. упоминание огня имеет значение закрепления изложенного выше учения о разделении. Но образ соли получает и дальнейшее приложение. Ст. 49в отсутствует в кодексах , В, L и в Syr Sin; он дошел до нас в нескольких разночтениях в кодексах А, С, D, . Исследователи обыкновенно считают его прибавлением древнего переписчика, не принадлежавшим к первоначальному тексту Мк. Если от ст. 49а мы прямо перейдем к ст. 50, то его смысл для нас будет ясен. Соль есть начало целости и чистоты. Иисус призывает учеников иметь в себе соль. Это – призыв к чистоте, то же, что призыв к отсечению соблазняющего члена (ср. ст. 43–48). Такое же значение слову о соли принадлежит в параллельном месте Лк. ( Мк.14:34–35 ). Но призыв иметь в себе соль заключается другим призывом: «Мир имейте между собою» (ст. 50). Призыв вполне уместен после того, как ученики в присутствии Иисуса спорили о старшинстве ( Мк.9:33–34 ). Образ соли предполагает не только целость внутреннюю, чистоту сердца; он предполагает целость апостольского союза, его нерушимость как формы христианской организации. С употреблением образа соли и в этом последнем смысле мы тоже встречаемся в Евангелии. Евангелист Матфей в составе Нагорной проповеди сохранил слово Иисуса об учениках как соли земли (Мф. Мк.5:13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Kassian_Bezobr...

Исцеление женщины от кровотечения – доказательство Божественного всемогущества чудодействующей силы Спасителя. Двенадцать лет страдала женщина течением крови, претерпела великие мучения от многих врачей, израсходовала всё, что имела, и они ей нисколько не помогли, но сделали еще хуже. Но стоило ей лишь прикоснуться к одеждам Спасителя, как «тотчас иссяк у ней источник крови; и она ощутила в теле, что исцелена от болезни» ( Мк.5:25–30 ; Мф.9:20–22 ; Лк.8:43–48 ). Своими чудесами Спаситель спасает людей не только от греха и последствий греха, но и от самих творцов греха – от бесов. Ведь и над ними являет Он Свою безмерную силу, изгоняя их из людей. Он изгоняет их словом (см. Мф.8:16 ), спасая, таким образом, людей от самых разнообразных болезней, производимых бесами в человеческом естестве, как, например, от беснования (см. Мф.17:14–21 ; Мк.9:14–29 ; Лк.9:38–42 ; Мф.8:28–34, 15:22–28 ; Мк.7:24–30 ; Мк.5:1–15 ; Лк.8:26–36 ) и от других недугов (см. Лк.8:2, 13:10–13 ). Важно то, что бесы сознают свою абсолютную немощь перед всемогущим Господом Иисусом. Евангелист благовествует: «И духи нечистые, когда видели Его, падали пред Ним и кричали: Ты Сын Божий» ( Мк.3:11 ; Лк.4:41 ); «Ты пришел погубить нас» ( Мк.1:23–26 ; Лк.4:31–35 ; ср.: Мф.8:29 ). Таким своим поведением в отношении Спасителя бесы невольно показывают, что, изгоняя их из людей, Господь имеет одну цель – избавление людей от бесовской одержимости. Ведь с удалением нечистых духов из человеческого естества в нем воцаряется Божие Царство. На это указывает Сам Спаситель, говоря: «Я Духом Божиим изгоняю бесов, то, конечно, достигло до вас Царствие Божие» ( Мф.12:28 ; ср.: Лк.11:20 ). Иметь власть над бесами – вот характерная особенность всемогущего Спасителя и совершаемого Им спасения, ибо спасение проповедуется Евангелием, изгнанием духов, исцелением от болезней (см. Мк.6:7, 13, 3:15 ; Мф.10:1, 8 ; Лк.9:1–6, 10:9, 17, 19 ). Как в учении, так и в чудесах Спасителя главное – это освободить человека от греха, смерти и диавола, то есть спасти его. После изгнания из человека нечистых духов человеческое естество возвращается в свое райское, богоподобное состояние. Поэтому очищение Богочеловеком человека от творца греха и зла – это и есть спасение человека. Очищенный от бесов человек пребывает наедине с Богом – и живет Богом и в Боге.

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

Мы иногда говорим о «чуде» рождения или жизни. Именно Бог даёт и то, и другое. Но всё же неправильно было бы называть «чудом» естественные, постепенные, повторяющиеся процессы. Это просто способ, которым Бог действует в обычных обстоятельствах. Это изумляющие нас события, но не чудеса (см. чудеса). Истинное чудо – это не естественное событие, а прямой сверхъестественный акт Бога (см. чудеса в Библии). Недаром одно из библейских выражений для обозначения чудес – «дивные дела». Они нас удивляют и поражают. Горящий куст не есть что-то необычное, но когда он горит и не сгорает, и из него раздаётся голос Бога, это никак нельзя назвать естественным событием ( Исх. 3:1–14 ). Подходя с точки зрения апологетики, как нам провести различие между нормальными исцелениями и чудесами? Сумеем ли мы отличить психотерапевтическое исцеление от сверхъестественного? Ведь апологетическую ценность имеет только последнее (см. чудеса: значение для апологетики). Вера является самой существенной составляющей в психосоматических исцелениях, но не в сверхъестественных, хотя тоже может в них присутствовать. Иногда чудом исцеляются даже те, кто не верит в возможность своего исцеления. В общей сложности в Евангелиях встречаются тридцать пять чудес Иисуса. Но о вере восприемников чуда сказано только в десяти случаях, это: 1) человек, который не мог ходить ( Ин. 5:1–9 ); 2) прокажённый ( Мф. 8:2–4 ); 3) двое слепых ( Мф. 9:28–29 ); 4) слепорождённый ( Ин. 9:1–7 ); 5) слепой Вартимей ( Мк. 10:46–52 ); 6) женщина, страдавшая кровотечением ( Мф. 9:20–22 ; Мк. 5:24–34 ; Лк. 8:43–48 ); 7) десять прокажённых ( Лк. 17:11–19 ); 8) Пётр, ходящий по воде ( Мф. 14:24–33 ); 9) первый чудесный лов рыбы ( Лк. 5:1–11 ); 10) второй чудесный лов рыбы ( Ин. 21:1–11 ). В большинстве таких случаев не было явного требования веры в качестве предусловия чуда. В тех же немногих случаях, когда заходила речь о вере, важна была, по всей видимости, вера в Иисуса как Мессию, а не вера в возможность исцеления. Так что даже в этих случаях, вероятно, не требовалась, как таковая, вера в исцеление.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/ents...

Не только всемогущим словом Своим Спаситель исцелял больных, но для сего довольно было и одного прикосновения Его или даже прикосновения к одежде Его. Св. евангелист Лука благовествует, как Спаситель чрез прикосновение исцелил человека, страдавшего водяною болезнью. И до сих дней не научились люди с успехом врачевать эту тяжелую болезнь. Думаю, что всякому приходилось видать больных водянкою. Нечего, значит, и описывать эту страшную болезнь. Однажды в день субботний Спаситель зашел вкусить хлеба в дом некоего князя фарисейска ( Лк.14:1 ), т. е. одного из начальников фарисейских. Сам хозяин дома и друзья его имели коварную мысль наблюдать за Иисусом, не исцелит ли Он кого-нибудь в субботу. Это, по мнению, фарисеев, было бы нарушением субботы т. е. грехом, подлежащим суду. Великую заповедь Божию о памятовании субботы во еже святити ю фарисеи понимали по своему. Предания старцев их запрещали им в этот день всякий труд, даже дела милосердия к ближнему. Спаситель знал, что за Ним наблюдают. Но вот в комнату входит человек, имый водный труд ( Лк.14:2 ), страждущий водяною болезнью. Он не говорит ничего и не просит; но ясно, что он хочет быть здоровым. Вера его без слов была понятна. Если бы он не веровал в то, что Спаситель может исцелить его, то и не осмелился бы незваным войти в дом к начальнику фарисейскому. Знает это Господь, как было ведомо Ему и то, что за Ним наблюдают. Он имеет желание оказать милость больному и урок дать фарисеям. Вот почему Он обращается с вопросом к последним: позволительно ли врачевать в субботу ( Лк.14:3 ). Фарисеи молчали. И Спаситель не стал вызывать их на ответ, а обратясь к больному, прием исцели его т. е. прикоснувшись исцелил его и отпустил ( Лк.14:4 ). Так совершил Спаситель чудо одним прикосновением.       Исцеление кровоточивой женщины Святые евангелисты благовествуют нам еще об исцелении больной женщины только чрез прикосновение к краю одежды Спасителя ( Мф.9:20–22 ; Мк.5:25–34 и Лк.8:43–48 ). По усиленной просьбе одного начальника синагоги, по имени Иаира, относительно исцеления его дочери, Иисус Христос пошел к дому просителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

Такие полномочные вожди народа, конечно, легко могли ввести его за собою в царство Мессии: но, как сказал Господь, они и сами не входят в него и желающих войти не допускают, а затворяют царствие небесное пред человеки ( Мф. 23:13 ), затворяют его и своим нравственным влиянием и, где нужно, своею внешнею властью. Их исключительно буквальное понимание закона, их безжизненное коснение на одной его внешности, встречает новое, совершенно противоположное направление в учении Спасителя, которое есть дух и жизнь ( Ин. 4:63 ). Книжникам оставалось одно из двух: или сознаться, что они, учителя народа, всю жизнь почивающие на законе, не поняли в нем главного и существенного, что всё их понимание крайне поверхностно и односторонне, или – не отрекаясь от своих вековых религиозных понятий и убеждений в своем глубоком знании закона, не принять учение Христово, как учение новое, противное закону Моисееву и только обольщающее народ ( Ин. 7:12 ). И не таким людям, каковы были книжники, слишком самоуверенные в своем знании и понимании закона ( Ин. 9:34 ; Ин. 7:48–49 ), трудно было бы вдруг отречься от всех своих привычных взглядов, от застарелых убеждений и верований. Божественное слово Спасителя, раскрывающее сущность христианской любви, умягчающее строгость закона и возвышающее дух его, представлялось им, при их безусловной привязанности к букве закона, явным противоречием Моисею, отменением законных заповедей ( Мф. 5:43–47 ; Ин. 8:5 ). Их буквальному пониманию закона срывание классов или исцеление больного в субботу казалось нарушением субботнего покоя ( Мф. 12:2 ; Мф. 12:10 ), неумытие рук перед обедом – грехом великим и тяжким ( Мк. 7:5 ), допущение к себе мытарей и грешников – осквернением чистоты ( Лк. 15:2 ). В этой-то рабской, слепой и упорной привязанности книжников в букве и внешности закона и скрывается первое начало той вражды, с которою они встретили и постоянно преследовали учение Спасителя. Уверенные в непогрешительности своих мнений, они видели в учении Господа учение совершенно противоположное своим мнениям и верованиям, следовательно, на их взгляд противное закону и истине; неутомимо следили за Божественным Учителем, вынуждали у Него ответы на многое, подыскиваясь под Него ( Лк. 11:53–54 ) и советовались между собою – как бы уловить Его в словах ( Мф. 22:15 ). Они видели в Нем льстивого учителя, который, впрочем, казался опасным не для них, непоколебимых в своих убеждениях, но для простого народа, для невежд в законе ( Ин. 7:58–59 ). Но они имели в руках все средства остановить стремление народа к новому Учителю.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Golubins...

Тогда речет сущим одесную Его: приидите благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам царствие (34). Приидите сыны света, наследники Моего царства; приидите ради Меня алкавшие и жаждавшие, невозлюбившие мира, ни всего, что в мире; приидите ради Меня оставившие мир, сродников, друзей, родителей и чад; приидите, обитавшие в пустынях, на горах, в вертепах и в пропастях земных; теперь обитайте с Ангелами на небесах. Тогда речет и сущим ошуюю: идите от Мене проклятии (41), ненавистные, безжалостные, братоненавистники и христоненавистники; вы не миловали, и не будете помилованы; вы не слушали Моих пречистых Евангелий и блаженных учеников, и Я не услышу вас; вы роскошествовали на земле, восприяли благая в животе своем (Лк.16:25). Я каждый день вопиял вам в святых Моих Писаниях, и вы, слыша, посмевались читающим; и теперь говорю наконец: не вем вас, идите от Мене проклятии во огнь, вечный, уготованный диаволу и аггелом его. И идут сии в муку вечную (46). Объявляю же вам, братия мои, и о различии мучений, как слышали мы в Евангелии. Итак есть тма кромешняя (Мф.8:12); а из сего видно, что есть и внутренняя. Геена огненная (5:22) - иное место; скрежет зубом (13:42) - особое место; червь неусыпающий (Мк.9:48) - иное место; езеро огненное (Апок.19:20) - другое место; огнь неугасающий (Мк.9:43) - особая страна; река огненная - другое место. На сии-то мучения распределены будут несчастные, каждый по мере грехопадений своих. И как есть разности в грехах, так есть разности в мучениях: то есть, иначе мучится прелюбодей, иначе блудник, иначе убийца, иначе вор и пияница. А которые осквернили себя ересью, те услышат: да возьмется нечестивый, да не видит славы Господни (Ис.26:10). У кого между собою вражда, и не примирились они в жизни, те найдут себе неумолимое осуждение. И братоненавистники отосланы будут в тму кромешнюю, как возненавидевшие Христа, сказавшего: любите друг друга, прощайте друг другу согрешения. Горе любителю блуда, прелюбодею, пиянице! Горе волхвам и прорицателям, и пиющим вино с тимпаны и лики! Горе соглашающимся на еретические хулы! Горе ругающимся над божественными и священными Писаниями! Горе погубившим время покаяния в рассеянности и смехе! Они будут искать, и не найдут времени, которое худо расточили; со слезами и великим сетованием будут вопиять и не найдут помилования.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/854/...

Гиллел ответил на это следующим изречением: «что неприятно тебе, того не делай твоему ближнему. В этом – весь закон; все остальное – толкование. Иди же, научись сему» (Schabbath 31 а). Это раввинское учение, – говорят, – напоминает Мф. 7:12 . Однако отрицательная иудейская формулировка представляет собою совершенно иное, по сравнению с учением Господа, содержащим положительное требование. В иудействе – самое большее – требовалось воздерживаться от мести врагу, в христианстве возвещается полнота и безусловность закона любви, ношение тяготы друг друга ( Гал. 5:14; 6:2 ; Рим. 13:8; 12:17– 21 ; 1Кор. 13:4–6 ; Мк. 10:17; 11:23–26, 12:31 90 ). Достаточно вспомнить наставления Сир. 12:1–6 и сопоставить их с Мф. 5:43–48 , Лк. 6:34–35 , – чтобы совершенно ясно открылось все несоизмеримое различие между учением иудейским, с одной стороны, и евангельским, с другой. «Если делаешь добро, – говорит ветхозаветная мудрость, – знай, кому делаешь, и будет благодарность за добро твое. Делай добро праведнику, и получишь воздаяние, если не от него, то от Господа. Ничего доброго не делает тот, кто покоит нечестивого, – он не творит этим и милостыни. Давай доброму и отказывай злому, поддерживай смиренного, но не давай нечестивцу... Ибо и Бог ненавидит злых и грешникам посылает отмщение» (проф. прот. А. П. Рождественский, Цит. книга, стр. 197). По евангелию же Отец Небесный «повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных». Можно ли добросовестно усматривать между тем и другим учением тождество и не усматривать совершенного превосходства евангелия? О «любви» к врагу как положительной, творческой силе, проникающей во всю личность человека и вытесняющей и расплавляющей всякое его самолюбие, – ничего не говорится в Ветхом Завете... Вообще, стремление поставить Господа нашего Иисуса Христа в ряд еврейских раввинов, – по существу совершенно кощунственное, – решительно противоречит и историческому положению дела. Отношение Господа к закону совершенно иное, по сравнению с отношением к нему не только раввинов, но и пророков, божественных посланников.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Zarin/z...

Святыня Дом св. прав. Вероники Дом святой Вероники находится на пересечении улицы Крестного Пути Спасителя- Виа Долороса (Via Dolorosa) и улицы Эль-Байрам по направлению ко Храму Гроба Господня . Над дверью в стене – надпись на латыни: «Шестая станция» . На этом месте, почитаемом православными святыней, Иисус проходил мимо дома Вероники, она отерла кровь и пот с Его лица платком, на котором запечатлелось изображение Христа, называемый Спас Нерукотворный . Св. Вероника (Береника) , уроженка Кесарии Филипповой, была не кто иная, как та самая кровоточащая женщина, исцеленная Иисусом в Капернауме, о чем упоминается Матфеем (9:20-22), Лукой (8:43-48) и более подробно Марком (Мк. 5:25-34). После исцеления, эта женщина поставила у себя дома в память об этом чуде статую, изображающую Иисуса и ее самое у ног Его. Евсевий Кесарийский в своей “Церковной истории” пишет: “Именно кровоточивая жена, которая, как нам известно из священных Евангелий (Мф. 9:20-23, Мк. 5:25-34, Лк. 8:43-48), получила исцеление своей болезни от Спасителя нашего, происходила, говорили, из этого города (Кесарии Филипповой ). Здесь и теперь еще указывают дом ее и сохраняют славные памятники благодеяния, оказанного ей Спасителем. На месте ее дома осталась колонна, вмурованная сейчас в стену, возле которой произошла встреча св. Вероники со Христом. Именно, перед дверями ее дома лежал высокий камень, и на нем поставлено медное изваяние женщины, с преклоненными коленями и с простертыми вперед руками, представляющей подобие молящейся. Против нее стоит из того же металла прямая фигура мужчины, красиво облеченного, в двойную мантию и простирающего руку к женщине. У ног его, на самом пьедестале, растет какая-то незнакомая трава, досягающая до подола медной мантии и служащая противоядием всякого рода болезней. Эта статуя представляет, говорили, образ Иисуса. Она сохранилась до нашего времени, и мы собственными глазами видели ее в бытность нашу в этом городе. Впрочем, нет ничего удивительного, что в старину облагодетельствованные Спасителем язычники делали такого рода вещи.

http://elitsy.ru/holy/1939/

Каждый год Иосиф и Мария имели обыкновение ходить в Иерусалим на праздник Пасхи. Когда Отроку Иисусу исполнилось двенадцать лет, они взяли Его с собой. Мальчики этого возраста уже принимали участие в праздничных торжествах наряду со взрослыми. Когда же после окончания праздника надо было возвращаться домой, Он отстал от родителей и остался в храме. «… И не заметили того Иосиф и Матерь Его, но думали, что Он идет с другими» ( Лк.2:43–44 ). К вечеру надо было располагаться на ночлег. Они хватились Иисуса и к своему ужасу нигде Его не могли найти. Тогда Иосиф и Мария вернулись в Иерусалим, чтобы искать Его там. В тревоге и скорби они три дня разыскивали возлюбленного Отрока, расспрашивали друзей и знакомых, но все было напрасно. Никто не видел Иисуса и никто ничего о Нем не знал. Наконец, верный голос сердца повлек Марию в храм. Быть может, там Она хотела успокоить душу молитвою к Богу. После бесконечных праздничных жертвоприношений в храме всё чистили и мыли. Толпы паломников разошлись. Было тихо. По углам на полу сидели группы учителей и учеников, изучавших Тору. И вдруг в глубине храма, посреди седых учителей, Мария увидела Своего возлюбленного Сына. Со слезами радости и нежным упреком, Она сказала Ему: «Чадо! что Ты сделал с нами? Вот, отец Твой и Я с великою скорбью искали Тебя» ( Лк.2:48 ). Он же ответил им: «Зачем было вам искать Меня? или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему?» ( Лк.2:49 ) Но они не поняли сказанных Им слов. И Он пошел с ними и пришел в Назарет и был в повиновении у них. А Матерь Его сохраняла все слова Его в сердце Своем. 10. Святой Иоанн Креститель. Его жизнь и проповедь. ( Мф.3:1–12 ; Мк.1:1–8 ; Лк.3:1–20 ; Ин.1:1–34 ) Когда после ухода волхвов Ирод приказал избить младенцев, то младенец Иоанн, будущий Креститель Господень, по милости Божией избежал смерти: мать Елисавета укрылась с ним в пустынных местах. Там он возрастал и укреплялся духом до дня явления своего Израилю (см. Лк.1:80 ). Но вот наступило время и Иоанн вышел из своего уединения. «…Был глагол Божий к Иоанну, сыну Захарии, в пустыне, – говорит евангелист Лука. – И он проходил по всей окрестной стране Иорданской, проповедуя крещение покаяния для прощения грехов» ( Лк.3:2–3 ).

http://azbyka.ru/deti/novy-j-zavet-v-izl...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010