Кроме того, в учении Иисуса нравственный ригоризм удивительным образом сочетался со снисхождением к человеческим немощам. Он ставил высокую нравственную планку, но сознавал, что не все способны достичь ее. Он осуждал грех , но не осуждал грешника. Об этом свидетельствует Его отношение к лицам, замешанным в прелюбодеянии, блуде и иных грехах. К фарисеям Он обращает слова, которые должны были их глубоко возмущать: Истинно говорю вам, что мытари и блудницы вперед вас идут в Царство Божие ( Мф. 21:31 ). Сидя в доме Симона-фарисея, Он позволяет женщине, которая была грешница, помазать Ему ноги миром ( Лк. 7:37 ). Моисеево законодательство рассматривало проблематику брака и развода почти исключительно в правовом поле, потому и предписания носили преимущественно запретительный характер. Иисус не выводит тематику брака и развода полностью из этого поля, однако обращает внимание прежде всего на духовно-нравственные аспекты брака, говоря об опасности не только развода и прелюбодеяния, но и тех уклонений от супружеской верности, которые относятся исключительно к мысленной или эмоциональной сфере жизни человека. Именно в этой сфере надо искать решение проблем, проявляющихся в конкретных греховных деяниях. От внешних предписаний, призванных оградить общество от правонарушений и преступлений, Иисус обращается к тому, что происходит внутри человека, к его сердцу. Именно там сокрыт источник преступлений и грехов. По словам Иисуса, из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления ( Мф. 15:19 ). В этом списке грехов мы находим и прелюбодеяния (μοιχεαι), и любодеяния (πορνεαι) – те самые грехи, о которых говорится в Нагорной проповеди. Обращенность к внутреннему миру человека, к тайникам его души и сердца – важнейший аспект учения Иисуса о браке, разводе, прелюбодеянии и вожделении. Грехи, касающиеся половой сферы, лишь на первый взгляд являются грехами плоти. Источники этих грехов лежат в душевной области, в сердце человека. Иисус призывает не просто избегать греховных поступков, но и бороться с теми помыслами и чувствами, которые к ним приводят. В этом смысл слов о глазе, который необходимо вырвать, и руке, которую надо отсечь. В другом месте у Матфея, а также у Марка мы снова встретим то же самое наставление: к глазу и руке здесь будет добавлена еще нога ( Мф. 18:8–9 ; Мк. 9:43–48 ). Мы можем предположить, что Иисус неоднократно использовал эти образы, указывая на трудность борьбы с греховными вожделениями: вырвать их из сердца не менее трудно и больно, чем вырвать глаз, отсечь руку или ногу.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

При освящении Соломонова храма было заклано 22000 быков и 120000 овец. Порой священники ходили по щиколотку в крови – весь огромный двор был залит кровью. Вообразите запах крови, тука, фимиама! Слышно было в Хевроне – дома – трубные звуки – от 21 до 48 во время жертвы всесожжения, – пение безчисленных хоров, блеяние, крики и стоны животных, вопреки стараниям их привести к молчанию. Со слабыми нервами сюда нечего было идти. Недаром существовал под угрозой смерти запрет иноплеменникам делать хотя бы шаг далее известного места. В день суккет – кущей – приносилось 70 быков: 13 в первый день, а там все менее на один. Повторяю, трудно было вынести истину высшей реальности, открывающуюся в культе. Прикосновение к ковчегу убивало, осквернение культа каралось смертью. В поток Кедронский спускалась жертвенная кровь – и осадком крови удобрялась вся Палестина: столько было крови! Кровь, кровь, кровь – кровь, «в которой душа», – текла потоками. Свирепо вздымался «Лев» – жертвенный огонь, пожиравший добычу и возносящий пред Иеговою чад в сладкое обоняние. Все это страшно, ибо страшна Высшая Реальность. Однако все это, весь культ «есть тень будущего, а тело – во Христе» яже суть сень грядущих, тело же Христово ( Кол. 2:17 ) – тело, то есть реальности подлинное бытие, противополагаемое тени. И еще: Закон (то есть культ ветхозаветный), имея тень будущих благ, а не самый образ вещей, одними и теми же жертвами, каждый год постоянно приносимыми, никогда не может сделать совершенными приходящих с ними ( Евр. 10:1 ). Итак, всё это – сень грядущего» (Свящ. Павел Флоренский . Из богословского наследия//Богословские труды. Сб. 17. М. 1977. С. 97–99). На 70 г. по Р. X. исполнились над храмом пророчества Иисуса Христа (Мф. 24:2; Мк. 13:2 ; Лк. 19:43 ). Храм был сожжен римскими солдатами императора Тита (несмотря на желание последнего сохранить его в целости) в тот самый день, когда вавилонянами был уничтожен первый храм (И. Флавий. Иуд. война V, 9; VI, 1–6; VII, 1, 1). В числе трофеев, отвезенных в Рим, были светильник, стол предложений и свиток иудейского закона (И.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

Пребывши верным до конца, он последовал за Учителем и на Голгофу. По свидетельству синоптиков, иудейские начальники наложили руки на Иисуса ( Мф. 26:47–56 ; Мк. 14:43–52 ; Лк. 21:47–53 ) тотчас по окончании моления о чаше. В Иоанновском повествовании параллелью является отрывок 18:2–11. Присутствие членов Синедриона, засвидетельствованное в Лк. (ср. 22:52), показывает, какое значение они придавали расправе с Иисусом. Они имели с собою храмовую стражу (ср. Мф. 26:47 ; Мк. 14:43 ; Ин. 18:3 ) и римских солдат. О присутствии римлян, которое показывает, что Синедрион заблаговременно заручился их поддержкою, свидетельствует один Евангелист Иоанн, упоминающий в ст. 3 спиру, т. е. когорту, конечно, не в полном составе, но с трибуном во главе, присутствие которого отмечается в ст. 12, буквально: тысяченачальник; в латинском переводе технически точно: tribunus). Пришедшим взять Иисуса дорогу указал Иуда. Его лобзание упомянуто только в Мф. (26:48–49) и Мк. (14:44–45). Лука говорит о его намерении облобызать Иисуса (22:47) и о вопросе Иисуса: «Иуда, лобзанием ли предаешь Сына Человеческого?» (ст. 48). В Ин. (ср. 18:3–5) о лобзании Иуды вовсе нет речи. Иисус называет Себя Сам. При этом Иуда стоит как бы молчаливым свидетелем. Но, может быть в ст. 5 (русский перевод: стоял) позволяет думать о некоем движении Иуды, после которого он стал неподвижным. Этим движением могло быть и лобзание. При таком понимании, Иоанновское повествование было бы запечатлением момента, по времени следовавшего за тем, который получил выражение в повествовании синоптиков. Во всяком случае, было бы преувеличением говорить о неразрешимом противоречии между обоими повествованиями. Ученики оказали попытку сопротивления. О ней говорят все четыре Евангелиста. В Мф. и Мк. она предшествует бегству учеников. Поэтому было бы неправильно думать, что один только Петр, имя которого названо в Ин. (ср. 18:10–11), был готов поднять оружие в защиту Учителя. В Лк. (22:49) «бывшие с Ним» предлагают Ему ударить мечем. И один из них – мы знаем теперь, что это был Петр – усек ухо рабу первосвященника (ст. 50). Об усечении уха свидетельствуют все четыре Евангелиста. Они согласно свидетельствуют и о том, что Иисус возбранил сопротивление (ср. Мф. 26:52–54 , Лк. 22 :51а, а также Мк. 14 :49в). В Лк., как знак неодобрения проявленной учениками инициативы, можно толковать и исцеление усеченного раба (22:51в). В Ин. подчеркнута мысль о добровольности Страстей (18:11). Там же названо имя не только Петра, извлекшего меч, но и раба, этим мечем усеченного: Малх. Интересно, что семитический корень mlk значит «царь». 6. Суд у первосвященников

http://azbyka.ru/otechnik/Kassian_Bezobr...

– «Отягчены были сном»: также черта, упоминаемая только ев. Лукой. Может казаться странным, что ученики были в таком положении. Но надобно заметить, что ученики были отягчены сном не во время самого события преображения, а в предшестаовавшее этому время. Вероятно, что Господь взял их с собой на гору вечером, молился всю ночь и к утру последовало преображение. Утомленные дневными трудами, ученики не выдержали продолжительной молитвы Господа (как и впоследствии в саду Гефсиманском), и сон одолел их. В то время, как они еще спали, вид Господа начал изменяться и явился в славе Моисей с Илией, и, может быть, ученики проснулись от необыкновенного света, осиявшего Господа и явившихся Ему. – «Когда они отходили от Него»: время речи Петровой определяется здесь точнее, чем у первых двух евангелистов (у них обще: «при этом»). – «Устрашились»: так что пали ниц (Мф.), когда облако осенило их и они услышали голос из него. – «И они умолчали» и пр.: потому что Господь запретил им до времени говорить об этом кому-либо (Мф и Мк). Лк.9:37–42 . Сказание об исцелении бесноватого отрока-лунатика у ев. Луки короче не только пространного сказания об этом Маркова, но и Матфеева, в общем впрочем совершенно сходно с ними. См. прим. к Мф.17:14–21 . Мк.9:14–29 . – «Взглянуть на сына моего»: взглянуть оком милосердия и помочь, или исцелить его (ср. Лк.1:48 . Сир.33:1 . Тов.3:3. 15 . Иудиф.13:4 ). – «Он один у меня»: черта, указанная только евангелистом Лукой. Лк.9:43–45 . Новое предсказание Господа о Своих страданиях изложено у ев. Луки так же кратко, как у первых двух евангелистов, и еще кратче; только впечатление, произведенное на учеников этими словами, изображено несколько подробнее. Ср. прим. к Мф.17:22–23 . Мк.9:30–32 . – «Все удивлялись величию Божию»: слова эти выражают впечатление, какое произвело на народ чудесное исцеление бесноватого отрока-лунатика. – Народ удивлялся величию Божию, «ибо думал, что не собственной силой, но силой Божией Он творит такие чудеса» (Ефв. Зигаб.).– «Когда же все дивились» и пр.: это было уже спустя довольно времени после описанных событий, когда Господь с учениками, вышедший оттуда, проходил через Галилею (Мк., ср. Мф.). – «Вложите в уши»: усиленное выражение призвания к внимательности тому, что имеет быть сказано вслед за этим; то же, что – запомните, держите постоянно в памяти. – «Будет предан» и пр.: полнее см. у ев. Матфея и Марка. – «Они не поняли»: см. прим. к Мк.9и Мф.17:23 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Позднеиуд. традиция четко определяет, какие правила празднования П., обусловленные специфич. ситуацией исхода, потеряли свою актуальность: выбор агнца в день 10 авива, помазание дверей кровью, запрет покидать дом, готовность участников трапезы отправиться в путь. Жертв. ягнята (число к-рых доходило до нескольких десятков тысяч) забивались 14 нисана, прим. с 15 час. дня, в Иерусалимском храме. Закалывал ягненка его владелец или тот, кому он поручал это сделать; священники собирали кровь в чаши, чаши вручались одному из священников, к-рый выливал содержимое у подножия жертв. алтаря. Во время убоя ягнят левиты пели псалмы 112–117 (т.наз. халлель). Съедать ягнят следовало в пределах Иерусалима. При этом место семейной общины все чаще стала занимать группа пришедших на праздник паломников, сговорившихся есть пасху вместе. VI. ПАСХА, ВО ВРЕМЯ КОТОРОЙ УМЕР ИИСУС 1) согл. Ев. от Иоанна, Иисус умер 14 нисана, в канун П. ( Ин. 19:14 ), как истинный жертв. Агнец, у к-рого ни одна кость не была сломана ( Ин. 19:36 ); 13 же нисана Иисус в последний раз ужинал со Своими учениками ( Ин. 13:1 ). Его погребение произошло вечером 14 нисана до наступления субботы, к-рая названа «великой» ( Ин. 19:31 ), очевидно, потому, что в тот год праздник совпал с календарной субботой. В таком случае утро воскресения соответствует первому дню недели ( Ин. 20:1 ), когда приносились первые плоды нового урожая (см. выше, III,2). Ап. Павел свидетельствует, что Христос был заклан за нас как пасх. агнец ( 1Кор. 5:7 ) и воскрес как первенец из умерших ( 1Кор. 15:20.23 ). Датировку евангелиста Иоанна подтверждает вавил. Талмуд, к-рый также называет канун Пасхи днем смерти Иисуса; 2) синоптич. Евангелия называют день воскресения первым днем недели ( Мф. 28:1 ; Мк. 16:1.2 ; Лк. 24:1 ), а день смерти – кануном субботы ( Мф. 27:57.62 ; Мк. 15:42 ; Лк. 23:54 ), однако не упоминают о кануне П. В то же время они единодушно называют день Вечери Иисуса с учениками «первым днем опресноков», когда приносили в жертву пасх. агнца ( Мф. 26:17 ; Мк. 14:12 ; Лк. 22:7 ), т.е. 14 нисана. Тем самым они, в отличие от Иоанна и Павла, относят день смерти Иисуса на 15 нисана, праздничную субботу, к-рая тем самым одноврем. оказывается кануном след. за ним календарной субботы. При этом остается непонятным то обстоятельство, что иудеи, взявшие под стражу Иисуса, имели при себе колья ( Мф. 26:47.55 ; Мк. 14:43.48 ; Лк. 22:52 ), к-рые, не будучи собственно оружием, подпадали под субботний запрет; кр. того, Иосиф Аримафейский вечером покупал полотно ( Мк. 15:46 ), чего также нельзя было делать в субботу;

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

Мф. 10:38 ; см. примеч. к Лк. 9:23 . Мф. 11:25 ; см. примеч. к Лк. 10:21 . Мф. 12:30 . Иже нест со мною, на мя есть: и иже не собирает со мною, расточает. Штундисты говорят: укажите в нашем учении что-нибудь такое, что было бы противно Христу в Его повелениям; тогда мы сознаемся в заблуждении и грехе. Мы на это ответим им: если бы даже вы ни в чем не погрешали против содержащихся в Свящ. Писании заповедей Христа, то и тогда вы были бы все-таки противниками Христа. Противником Христу бывает не только тот, кто – против Христа и Его заповедей, но и тот, кто – не со Христом, – не только тот, кто в противность Христу расточает, но и тот, кто вместе с Ним не собирает. А вы? вместе ли вы со Христом? Христос уже 19 веков собирает людей в Свою Церковь , а штунда явилась всего лет тридцать тому назад. Явившись так недавно, что стали делать штундисты? собирать ли людей туда, куда собирал доселе Христос? Нет; они потянули в сторону, говоря, что только они поняли истину, как-будто доселе Христос не призывал к Себе людей, свидетельствуя им истину. Итак они не со Христом, собиравшим и собирающим людей в Свою Церковь , а кто не со Христом, тот против Него, расточитель достояния Его. Мф. 12:32 . Иже речет (хулу) на Духа Святаго, не отпустится ему, ни в сей век, ни в будущий. Господь ясно различает прощение грехов в сем веке от прощения в будущем. Первое подается согрешающим христианам чрез пастырей Церкви ( Мф. 16:19 ; Мф. 18:18 ; Ин. 20:23 ) и доказывается иногда видимыми знамениями милости Божией, дарованием прощенному грешнику временных благ (ср. 2Цар. 6:10–12 ); а второе (прощение грехов в загробной жизни) подается непосредственно, по молитвам Церкви, и сопровождается улучшением загробной участи. Мф. 12:48–50 ; см. примеч. к Мк. гл. 3:33–35. Мф. 13:24–30 ; Мф. 13:37–43 . Изложенная здесь притча о плевелах показывает, что в Своем Царстве, которое есть Церковь , Господь терпит согрешающих. Что речь идет здесь именно о Царстве Христовом, видно из начала притчи: «Царство небесное подобно человеку, посеявшему доброе семя на поле своем» ( Мф. 13:24 ). Что под «добрым семенем» разумеются «сыны царствия», «праведники», а под плевелами, которые всеяны врагом, «сыны лукавого» (ср. Ин. 8:44 ), «делающие беззаконие», – это видно из объяснения притчи, преподанного Самим Христом ( Мф. 13:38, 41–43 ). Грешники будут пребывать в Церкви Христовой до самой «жатвы», под которой разумеется «кончина века» ( Мф. 13:39 ). Господь воспрещает извергать их по тому побуждению, которое изложено в словах: да не когда восторгающе плевелы, восторгнете купно с ними и пшеницу ( Мф. 13:20 ). Это должно быть понимаемо не в том смысле, будто Господь и Его служители не могут отличить грешников от праведников, но в том, что и грешники чрез покаяние могут соделаться достойными спасения, люди, утратившие достоинство чад Божиих, могут чрез перемену своего нрава снова возвратить его себе ( Мф. 18:15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Kohomsk...

Тайная вечеря. Икона. 1497 г. (ГРМ) Тайная вечеря. Икона. 1497 г. (ГРМ) Уже на Тайной вечери Господь указывает, кто Его предаст. В знак того, что это будет именно Иуда Искариот , Христос подает ему «кусок хлеба» (Ин 13. 26). После этого Иуда выходит из горницы, чтобы привести тех, кто должен был схватить Христа, в известное ему место к востоку от Иерусалима, за протоком Кедрон. В прощальной беседе с учениками (Ин 13. 31-16. 33) И. Х. говорит о Своем прославлении, дает «новую заповедь», любви, предсказывает отречение Петра, учит о Св. Духе и предупреждает о гонениях, выражая при этом уверенность в победе: «В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир» (Ин 16. 33). После этого Он произносит молитву о прославлении Сына и об укреплении уверовавших (Ин 17. 1-26). Ночь после Тайной вечери И. Х. проводит в Гефсиманском саду (см. Гефсимания ), попросив 3 избранных апостолов, Петра, Иакова и Иоанна Заведеевых (когда-то бывших свидетелями Его Преображения), бодрствовать вместе с Ним. Здесь, «ужасаясь и тоскуя» (Мк 14. 33), Христос обратился к Богу с молитвой: «Отче! о, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня! впрочем, не Моя воля, но Твоя да будет» (Лк 22. 42; ср.: Мф 26. 39; Мк 14. 36). Напряжение Его духа дошло до кровавого пота (ср.: Лк 22. 44). В Гефсиманском саду происходит арест И. Х. Отступник Иуда, один из 12 учеников, подходит к И. Х. в сопровождении вооруженных сторонников и слуг иудейских старейшин и целует Его - это знак, кого надо схватить (Мф 26. 47-50; Мк 14. 43-45; Лк 22. 47-48). Ап. Петр пытается оказать вооруженное сопротивление и отсекает мечом ухо «рабу первосвященникову», но И. X. останавливает его и исцеляет раба. Христос добровольно отдает Себя в руки пришедших арестовать Его, доказывая тем самым Свое послушание воле Отца. Ученики разбегаются. (См. также ст. Страсти Христовы ). Иисус Христос - Лоза истинная ( " Союзом любви связуемы апостолы... " ). Саккос архиеп. Кирилла. XVII в. (ризница мон-ря вмц. Екатерины на Синае) Иисус Христос - Лоза истинная ( " Союзом любви связуемы апостолы...

http://pravenc.ru/text/293939.html

Вышеуказанные слова псалмов для нас – христиан – служат напоминанием нашей обязанности носить и возгревать в душе покаянное чувство перед Богом за наши грехи. Пример пророка Нафана, от лица Божия объявившего царю Давиду прощение его грехов, служит не к оправданию упования мнимо-духовных христиан получить разрешение грехов прямо и непосредственно от Бога, а к осуждению их неверия в возможность получать разрешение грехов от Бога через посредство пастырей и учителей Его Церкви, продолжателей апостольского служения на земле. Во-первых, пророк Нафан не по своей охоте, или благочестивой ревности явился к царю Давиду с словом обличения, – его послал Бог ( 2Цар.12:1 ). Во-вторых, царь Давид исповедал свой грех не простецу, даже не просто пророку (как человеку, знающему больше других), но именно как посланнику Божию, лицу уполномоченному принять исповедь грешника, и Нафан говорил Давиду от лица Божия ( 2Цар.12:7 ), наконец, в-третьих, пророк объявил Давиду прощение исповеданного греха, без сомнения, в силу полученного от Бога полномочия, в доказательство чего он вслед за прощением изрёк пророчество и о смерти незаконнорождённого младенца, которое и исполнилось ( 2Цар.12:18 ). Далее, мнимо-духовные христиане пытаются найти оправдание своего упования получить разрешение грехов непосредственно и прямо от самого Бога, без посредства продолжателей апостольского служения, пастырей Церкви, в следующих местах св. Писания; в словах молитвы Господней: прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим ( Мф.6:12 ); в словах Христа: покайтесь и веруйте во Евангелие ( Мк.1:15 ), в Его же словах, сказанных при исцелении расслабленного: чадо! прощаются тебе грехи твои ( Мк.2:5 ), и женщине, слезами омывшей, волосами отёршей и миром помазавшей ноги Спасителя в доме Симона фарисея: прощаются тебе грехи ( Лк.7:48 ); в притче Иисуса Христа о блудном сыне, прощённом при одном обнаружении чувства раскаяния ( Лк.15:11–32 ), в словах молитвы мытаря: Боже, будь милостив ко мне грешнику ( Лк.18:13 ), в словах Иисуса Христа мытарю Закхею, которому за одно покаянное чувство было сказано: ныне пришло спасение дому сему ( Лк.19:1–10 ), в словах, сказанных Иисусом Христом на кресте благоразумному разбойнику, покаявшемуся в своих грехах: Ныне же будешь со Мною в раю ( Лк.23:43 ) и, наконец, в словах ап.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Внимательное рассмотрение слова Божьего открывает нам, что за гробом для отошедших душ условия не одинаковы. Книга Премудрости Соломона, гл. 3, излагает учение о двойственном загробном состоянии. 1) блаженства – состояние праведных и 2) наказания – состояние нечестивых и грешников. Вообще от 3 до 5 главы включительно излагается учение о загробной жизни: о покое праведников и самоукоренении нечестивых – грешников. Эти два состояния праведников и грешников, а соответственно и места пребывания их – по различию их свойств носят и разные наименования. Первое состояние спасенных, а также места их пребывания, называются в слове Божьем разными именами: царством небесным ( Мф.8:11 ), царством Божьим ( Лк.13:20,29 ; 1Кор.15:50 ), раем ( Лк.23:43 ), домом Отца небесного, чертогом небесным, как поет св. Церковь : «чертог Твой вижу, Спасе мой, украшенный». Состояние же отверженных, или место их пребывания, называется геенною, в которой червь не умирает и огонь не угасает ( Мф.5:22, 29, 30; 10:28; 18:8,9; 25:41,46 ; Мк.9:43,48 ), печью огненною, в которой плач и скрежет зубов ( Мф.13:50 ), тьмою кромешною ( Мф.22:13; 25:30 ), бездною, страшною и для самых злых духов ( Лк.8:21 ), тартаром, адским мраком ( 2Пет.2:4 ), адом ( Ис.14:15 ; Мф.11:23 ; Откр.20:13,14 ), темницею духов ( 1Пет.3:19 ), преисподнею ( Флп.2:10 ; Откр.5:3 ) и кладезем бездны ( Откр.9:2 ). Это-то загробное состояние осужденных душ Господь Иисус Христос и называет преимущественно состоянием смерти, или просто «смертью»; а души осужденных грешников, находящихся в этом состоянии, называет «мертвецами», или «в смерти нет памятования о Тебе, во гробе кто будет славить Тебя» ( Пс.6:6 ), «а мы, народ Твой и Твоей пажити овцы, вечно будем славить Тебя, и в род и род возвещать хвалу Тебе» ( Пс.78:13 ). Следовательно, понятия «смерть и мертвец» относятся к загробной жизни и преимущественно к состоянию осужденному, геенскому, ибо смерть есть удаление от Бога, от царства небесного, короче, лишение истинной жизни, блаженства. Периоды загробной жизни. Возраст, жизнь личная, сознательная и деятельная

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/zag...

2) Другие из сектантов-рационалистов говорят: каяться перед пастырями бездельно, потому что один только Бог может прощать грехи. Так, в Евангелии сказано: «кто может прощать грехи, кроме одного Бога? ( Мк. 2:7 ; Лк. 5:21 ),а в книге Деяний апост. написано: «Его (Иисуса Христа) возвысил Бог десницей Своей в Начальника и Спасителя, дабы дать Израилю покаяние и прощение грехов» (5:31); поэтому «если бы кто согрешил, замечает ап. Иоанн, то мы имеем ходатая перед Отцом, Иисуса Христа праведника» ( 1Ин. 2:1 ).– Но ссылка на Евангельские слова совершенно напрасна, потому что православные пастыри отпускают грехи не собственной властью, а данной им через святительское рукоположение от Господа Иисуса Христа ( Ин. 20:22–23 ), Который имеет право отпускать грехи ( Лк. 5:24 ; Мф. 28:18). Кроме того, не нужно забывать, что эти слова были сказаны книжниками и фарисеями до установления таинства покаяния, когда, действительно, никто, кроме Бога, не мог прощать грехов; после же установления этого таинства право прощать грехи даровано и законным пастырям ( Ин. 20:23 ). Что касается слов книги Деяний апостольских и 1 послания Иоанна, то они неправильно понимаются сектантами. Иисус Христос действительно ходатайствует перед Богом-Отцом за согрешивших и дарует им прощение грехов, если они чистосердечно каются в своих согрешениях, послушны Его распоряжениям и исполняют Его волю; но, кроме Него, могут ходатайствовать за грешников и люди, особенно пастыри Церкви, обязанные дать Богу отчет за своих духовных овец. Ап. Павел знал, что один ходатай на небе за все человечество Иисус Христос, однако считал спасительным для себя ходатайство за Него перед Богом и людей, как об этом писал Коринфянам ( 2Кор. 1:10–11 ). 571 3) Сам Христос учил, говорят иные сектанты, что обращаться за прощением грехов нужно непосредственно к Богу, а не к священнику, когда, напр., учил молиться: «Отче наш... прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим» ( Мф. 6:12 ), и когда самым делом даровал прощение грехов расслабленному ( Мк. 2:5 ), грешнице ( Лк. 7:48 ), мытарю (–18:13 –14) и разбойнику на кресте (–23:43). – Конечно, человек может и должен просить Бога о прощении грехов, но отсюда не следует, что затем же нельзя обратиться к пастырям Церкви, которым через святительское рукоположение даровано право прощать грехи. Христос не только не учил этому, но, напротив сказал апостолам: «кому простите грехи, тому простятся» ... ( Ин. 20:23 ). Равным образом примеры прощения непосредственно Иисусом Христом не говорят против необходимости исповеди перед священниками. Иисус Христос прощал грехи непосредственно, пока жил на земле, а когда основал Церковь и вознесся на небо, то прощает их через пастырей Церкви. Наконец, нельзя не заметить, что как научение молитве, так и случаи прощения грешников были до установления таинства покаяния, а потому говорить против этого таинства не могут.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010