Мф. 10:38 ; см. примеч. к Лк. 9:23 . Мф. 11:25 ; см. примеч. к Лк. 10:21 . Мф. 12:30 . Иже нест со мною, на мя есть: и иже не собирает со мною, расточает. Штундисты говорят: укажите в нашем учении что-нибудь такое, что было бы противно Христу в Его повелениям; тогда мы сознаемся в заблуждении и грехе. Мы на это ответим им: если бы даже вы ни в чем не погрешали против содержащихся в Свящ. Писании заповедей Христа, то и тогда вы были бы все-таки противниками Христа. Противником Христу бывает не только тот, кто – против Христа и Его заповедей, но и тот, кто – не со Христом, – не только тот, кто в противность Христу расточает, но и тот, кто вместе с Ним не собирает. А вы? вместе ли вы со Христом? Христос уже 19 веков собирает людей в Свою Церковь , а штунда явилась всего лет тридцать тому назад. Явившись так недавно, что стали делать штундисты? собирать ли людей туда, куда собирал доселе Христос? Нет; они потянули в сторону, говоря, что только они поняли истину, как-будто доселе Христос не призывал к Себе людей, свидетельствуя им истину. Итак они не со Христом, собиравшим и собирающим людей в Свою Церковь , а кто не со Христом, тот против Него, расточитель достояния Его. Мф. 12:32 . Иже речет (хулу) на Духа Святаго, не отпустится ему, ни в сей век, ни в будущий. Господь ясно различает прощение грехов в сем веке от прощения в будущем. Первое подается согрешающим христианам чрез пастырей Церкви ( Мф. 16:19 ; Мф. 18:18 ; Ин. 20:23 ) и доказывается иногда видимыми знамениями милости Божией, дарованием прощенному грешнику временных благ (ср. 2Цар. 6:10–12 ); а второе (прощение грехов в загробной жизни) подается непосредственно, по молитвам Церкви, и сопровождается улучшением загробной участи. Мф. 12:48–50 ; см. примеч. к Мк. гл. 3:33–35. Мф. 13:24–30 ; Мф. 13:37–43 . Изложенная здесь притча о плевелах показывает, что в Своем Царстве, которое есть Церковь , Господь терпит согрешающих. Что речь идет здесь именно о Царстве Христовом, видно из начала притчи: «Царство небесное подобно человеку, посеявшему доброе семя на поле своем» ( Мф. 13:24 ). Что под «добрым семенем» разумеются «сыны царствия», «праведники», а под плевелами, которые всеяны врагом, «сыны лукавого» (ср. Ин. 8:44 ), «делающие беззаконие», – это видно из объяснения притчи, преподанного Самим Христом ( Мф. 13:38, 41–43 ). Грешники будут пребывать в Церкви Христовой до самой «жатвы», под которой разумеется «кончина века» ( Мф. 13:39 ). Господь воспрещает извергать их по тому побуждению, которое изложено в словах: да не когда восторгающе плевелы, восторгнете купно с ними и пшеницу ( Мф. 13:20 ). Это должно быть понимаемо не в том смысле, будто Господь и Его служители не могут отличить грешников от праведников, но в том, что и грешники чрез покаяние могут соделаться достойными спасения, люди, утратившие достоинство чад Божиих, могут чрез перемену своего нрава снова возвратить его себе ( Мф. 18:15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Kohomsk...

Все евангелисты свидетельствуют, что И. П. начал служение с «приготовления пути», как сказано в книгах пророков Исаии и Малахии (Ис 40. 3; Мал 3. 1; ср.: Мф 3. 3; Мк 1. 2-3; Лк 1. 76; 3. 4; 7. 27; Ин 1. 23). При этом «приготовление пути» понималось не как то, что должен делать только И. П. при пассивном ожидании мессии Израилем, а как усердное исполнение заповедей и стремление к праведности всего избранного народа (ср.: Ис 26. 7: «путь праведника прям»). Вероятно, с этим связаны вопросы («что нам делать?»), которые задавали И. П. разные лица (см.: Лк 3. 10-14). В этом отношении учение И. П. сближается с учением кумранитов, для к-рых образ «пути Господня» («пути Правды») имел огромное значение и в текстах к-рых он детально раскрывается (1QS III 18 - IV 26; см. также: 4Q473). Однако цитата Ис 40. 3 в Евангелиях приводится в версии, близкой к версии LXX, что может являться признаком христианской интерпретации служения И. П. или представляет собой несколько отредактированный вариант слов И. П.; в 1QS VIII 12-16 и IX 19-20 цитата близка к MT. Аудитория Согласно евангелистам, к И. П. приходили креститься жители Иерусалима, Иудеи и района Иордана (Мф 3. 5; ср.: Мк 1. 5; Лк 3. 7-14, 21). Матфей называет среди последователей И. П. обратившихся мытарей и блудниц (Мф 21. 32), тогда как пришедшие к нему фарисеи и саддукеи, видимо, не были им крещены (Мф 3. 7). Все эти группы имели большое значение и в земном служении Иисуса Христа (Он также использовал образ «порождений ехидны» - Мф 12. 34; 23. 33). Поэтому совр. исследователи, учитывая, что только Матфей связывает фарисеев и саддукеев с И. П., сомневаются в историчности его свидетельства. Лука говорит, что за наставлениями к нему приходили мытари и воины (Лк 3. 12-14). Поскольку эти данные также уникальны, а образы мытарей и воинов имеют для Луки большое богословское значение, их историческая достоверность находится под вопросом. Экзегеты расходятся во мнениях, крестил ли И. П. язычников. Прямых указаний на это нет. Иосиф Флавий писал, что он проповедовал только иудеям. Однако некоторые толкователи интерпретируют образ камней в Мф 3. 9 и Лк 3. 8, из которых Бог может воздвигнуть детей Аврааму, как символическое указание на язычников. По мнению других, в этих стихах присутствует аллюзия на события, связанные с переходом евреев через Иордан и вхождением в землю обетованную (ср.: Нав 4. 21-22; Втор 27. 4), или подразумеваются те камни, которые упомянуты в истории об Илии (3 Цар 18. 31) (подробный разбор дискуссий см.: Webb. 1991). В любом случае эта логия отсылает к темам богоизбранности народа и его завета с Богом, а значит, и служение И. П. было ориентировано прежде всего на иудеев, от к-рых он требовал не просто покаяния за нарушение отдельных заповедей, но признания того, что завет с Богом разрушен из-за грехов народа. Ученики

http://pravenc.ru/text/471450.html

Праведный Симеон видит в Божественном Младенце славу людей Божиих – Израиля. И подлинно, людям Божиим, духовному Израилю, о чем ином похвалиться, как не о Господе, Которого он всегда называл своею славою и похвалою. Слава моя и похвала моя Господь ( Ис.12:2 )! Даже и для Израиля по плоти Иисус Христос есть его высочайшая слава. Ибо что для какого-либо народа может быть славнее того, что от них Христос по плоти, Сый над всеми Бог , благословенный во веки ( Рим.9:5 )? Но увы! Плотский Израиль, страстно мечтавший о своей грядущей славе, не узнал своей славы, и не уразумел времени благодатного посещения своего! Ибо аще быша разумели, не быша Господа славы распяли ( 1Кор.2:8 ). Не уразумели же Израильтяне своей Славы потому, что, в своём ослеплении, домогались только принимать славу друг от друга, и сливы, яже от единаго Бога, не искали ( Ин.5:44 ). Христиане! Случившееся с Израилем может случиться и с нами Вы, которые неутомимо ищете славы и чести! Если слава Божия пред очами вашими не выше и не дороже всего: то суетны ваши начинания и успехи, ваши блестящие подвиги и громкие дела! Они – жертва людского мнения, непостоянного, как волны моря, и ненадёжного, как трость, ветром колеблема. Послушайте, что сказал пророк о славе, человеческой: всяка слава человеча, яко цвет травный. Изсше трава, и цвет ея отпаде ( Ис.40:6–7 ). Послушайте, что сказал сам Господь, великая Слава Израиля, даже о Своей славе, если бы она была не от Отца: аще Аз славлюся сам, слава Моя ничесоже есть ( Ин.8:54 ), – и рассудите, сколь ничтожна, в сущности, слава и известность, за которою гоняется, и которую уловляет самолюбие наше. И бе Иосиф и Мати Иисуса чудящася о глаголемых о Нем ( Лк.2:33 ). Многократно уже Бог открывал Иосифу и Пресвятой Деве, что Иисус есть Спас миру, Сын Вышняго, Христос Господь ( Мф.1:21 ; Лк.1:32–33, 2:10–11, 17 ): но сия велия благочестия тайна явления Бога во плоти, по самому своему существу столько непостижимая для человека, тем более должна представляться дивною и прикровенною, чем с большим благоговением и смирением её приемлют. Таким образом и теперь праведный Иосиф и Пресвятая Дева, снова с удивлением, слышат, что Иисус есть слава Израиля. Так не назывался даже и великий во пророках Моисей, хотя Бог и удостоил покрыть его лицо славою. Хвалою, или славою Израиля, в богодухновенных Писаниях ветхозаветных именуется сам Бог ( Пс.21:4 ; Ис.12:2 ). Да и кому быть славою Израиля, как не Богу, Которому единому подобает хвалебное прославление в Церкви святых? Теперь ещё более ясно стало для Иосифа и Пресвятой Девы, что Рождшийся есть истинный Бог . И беша чудящася о глаголемых о Нём. И благослови я Симеон ( Лк.2:33–34 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

28. Не все ученики Христовы могли быть свидетелями воскресения Его, но только те, которым предназначено быть ( Деян.1:2–3 ) свидетелями, и которые способны свидетельствовать о истине безбоязненно ( Деян.4:19–20 ). Гл. 17. Ст 4. Кто чувствует сладость духовного соединения с Богом – Светом ( 1Ин.1:5 ), тот не знает, как и выразить свои чувствования ( Лк.9:33 ). Сладко свет, и благо очима зрети солнце! Еккл.11:7 . 14–17. Много Бог делает нам добра, много терпит нас; но мы не перестаем грешить по неверию нашему; при всем том Он столько благ, что принимает нас всякий раз, как скоро мы обращаемся к Нему ( Иез.18:21–23 ). 14–15· В день скорби нашей, когда душа отрекается·от утешения, мы прибегаем к Богу, и напасти наши научают нас усердной молитве ( Пс.76:3 ). 15 и 17. Неверие есть самая опасная ( Лк.9:39 сл.) болезнь души, происходящая в нас по действию диавола ( Прем.2:24 ): кто подвержен сей болезни, тот из одной опасности переходит в другую противоположную, и как-бы бросается то в огонь, то в воду. 17. Неверный – ожесточенный; он не доверяет благости и силе Божией, если не увидит знамений и чудес ( Ин.4:48 ). Пагубно для нас неверие! Оскорбительно ( Ин.21:17 сл.) для Бога неверие! 20. В ком вера подобна зерну горчичному ( Мк.4:31 ), которое хотя меньше всех семян, но когда посеется и вырастет, бывает больше всех произрастений, и становится деревом ( Мф.13:32 ): тот если скажет горе – «перейди отсюда туда», то она перейдет, и ничего не будет такому невозможного ( Мк.9:23 ). 21. Молитва , пост и твердая ( 1Пет.5:9 ) вера ( Мф.17:20 ) в Бога имеют силу Божию, и обессиливают диавола, лишая его всякой власти над человеком ( 1Ин.2:13 ,– 2Кор.4:10 ; Еф.6:16 ). 24, 27. На построение, на украшение храма и другие церковные потребности мы должны жертвовать по примеру Иисуса Христа, кто сколько может ( 2Кор.9:7 ), – без различия звания, духовного или светского ( Мф.17:26–27 ). Гл. 18. Ст. 3. Покаяние и смирение суть первые руководители наши в царствие небесное ( Лк.18:13–14 ). Покаяние есть приближение к Богу, и как бы обращение к Нему лицом (а не хребтом).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/mysli-i...

Лк.19:28 .  Сказав это, Он пошел далее, восходя в Иерусалим. Лк.19:29 .  И когда приблизился к Виффагии и Вифании, к горе, называемой Елеонскою, послал двух учеников Своих, Лк.19:30 .  сказав: пойдите в противолежащее селение; войдя в него, найдете молодого осла привязанного, на которого никто из людей никогда не садился; отвязав его, приведите; Лк.19:31 .  и если кто спросит вас: зачем отвязываете? скажите ему так: он надобен Господу. Лк.19:32 .  Посланные пошли и нашли, как Он сказал им. Лк.19:33 .  Когда же они отвязывали молодого осла, хозяева его сказали им: зачем отвязываете осленка? Лк.19:34 .  Они отвечали: он надобен Господу. Лк.19:35 .  И привели его к Иисусу, и, накинув одежды свои на осленка, посадили на него Иисуса. Лк.19:36 .  И, когда Он ехал, постилали одежды свои по дороге. Лк.19:37 .  А когда Он приблизился к спуску с горы Елеонской, все множество учеников начало в радости велегласно славить Бога за все чудеса, какие видели они, Лк.19:38 .  говоря: благословен Царь, грядущий во имя Господне! мир на небесах и слава в вышних! Здесь евангелист Лука говорит о входе Христа в Иерусалим согласно с евангелистом Марком ( Мк.11:1–10 ; ср. Мф.21:1–16 ). Но при этом он делает некоторые прибавления, а кое-где – и сокращения. «Пошел далее» (стих 28) – точнее: «шествовал впереди ( πορεετο μπροσθεν) Своих учеников» (ср. Мк.10:32 ). «К горе, называемой Елеонскою» (стих 29) – правильнее: «к горе Елеон» ( λαιν – масличная роща; Иосиф Флавий также употребляет название «Елеонская гора» («Иосиф Флавий». «Иудейские древности», VII, 9, 2). «Когда Он приблизился к спуску с горы Елеонской» (стих 37). Там, где был спуск с горы, можно было видеть Иерусалим во всем его великолепии. Поэтому понятен внезапный взрыв восторженных криков народа, сопровождавшего Христа как своего царя, вступающего в Свою столицу. «Учеников». Это ученики в самом широком смысле этого слова. «Какие видели они» – конечно, раньше, когда ходили за Христом. «Благословен Царь» (стих 38). Царем ученики обозначают Господа только у евангелистов Луки и Иоанна ( Ин.12:13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Человечество Господа есть великая тайна: Беспрекословно великая благочестия тайна: Бог явился во плоти ( 1Тим.3:16 ). Доказательства вочеловечения Господа: а) Его зачатие во чреве: По обручении Марии с Иосифом, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святого ( Мф.1:18 ). Сказал ангел Марии: вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя Иисус. Он будет велик, и наречется Сыном Всевышнего ( Лк.1:30–32 ); б) Его рождение, обрезание и возрастание: Мария родила Сына Своего Первенца: и спеленала Его, и положила Его в ясли ( Лк.2:7 ). По прошествии восьми дней, когда надлежало обрезать Младенца, дали Ему имя Иисус. Младенец же возрастал и укреплялся духом; преуспевал в премудрости и возрасте ( Лк.2:21,40,52 ); в) Его голод и жажда, утомление и сон: Иисус, возвращаясь в город, взалкал ( Мф.21:18 ) Утрудившись в пути, Он сел у колодезя. Приходит женщина почерпнуть воды. Иисус говорит: дай Мне пить ( Ин.4:6–7 ). Во время плавания Он заснул. Подошедши, разбудили Его ( Лк.8:23 ); г) Его слезы и скорби: Когда Господь приблизился к городу, заплакал о нем ( Лк.19:41 ). Когда увидел Марию [сестру умершего Лазаря] плачущую, Сам восскорбел духом, возмутился и прослезился ( Ин.11:33,35 ). Душа Моя скорбит смертельно ( Мф.26:38 ); д) был заушаем, бит и распят: Плевали Ему в лице и заушали Его, другие же ударяли Его по ланитам ( Мф.26:67 ). Пилат, бив Иисуса, предал на распятие. Распявшие же Его делили одежды Его ( Мф.27:26,35 ). Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились ( Ис.53:5 ); е) пронзение Его ребер по смерти, Его погребение и воскресение: Увидели Его умершим, и один из воинов копьем пронзил Ему ребра ( Ин.19:33–34 ). Иосиф пришел к Пилату и просил тела Иисусова; и сняв его, обвил плащаницею и положил его в гробе, высеченном в скале ( Лк.23:52–53 ). Господь истинно воскрес… Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои; это – я Сам; осяжите Меня и рассмотрите, ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня ( Лк.24:34,39 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Тогда первосвященники и фарисеи, собрали совет и говорили: «Что нам делать? Этот Человек много чудес творит; если оставим Его так, то все уверуют в Него, и придут римляне, и овладеют и местом нашим и народом». Один же из них, некто Каиафа, будучи на тот год первосвященником, сказал им: «Вы ничего не знаете, и не подумаете, что лучше нам, чтобы один человек умер за людей, нежели, чтобы весь народ погиб». Сие же он сказал не от себя, но, будучи на тот год первосвященником, предсказал, что Иисус умрет за народ, и не только за народ, но чтобы и рассеянных чад Божиих собрать воедино 438 . С этого дня положили убить Его. Посему Иисус уже не ходил явно между иудеями, а пошел оттуда в страну близ пустыни, в город, называемый Ефраим, и там оставался с учениками Своими ( Ин.11:47–54 ). Первосвященники же и фарисеи дали приказание, что если кто узнает, где Он будет, то объявил бы, дабы взять Его ( Ин.11:57 ). Предсказание Иисуса Христа о Своей смерти в Иерусалиме. Просьба Саломии Мф.20:17–28 ; Мк.10:32–45 ; Лк.18:31–34 ; Ин.11:55–56 . Приближалась Пасха иудейская ( Ин.11:55 ). Иисус и ученики Его были на пути, восходя в Иерусалим. Иисус шел впереди их, а они ужасались и, следуя за Ним, были в страхе ( Мк.10:32 ). Отозвав же двенадцать учеников Своих, сказал им: «Вот мы восходим в Иерусалим, и совершится все написанное чрез пророков о Сыне Человеческом ( Лк.18:31 ). Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам; и поругаются над Ним, и будут бить Его, и оплюют Его, и убьют Его; и в третий день воскреснет ( Мк.10:33–34 )». Но они ничего из этого не поняли; слова сии были для них сокровенны, и они не разумели сказанного ( Лк.18:34 ). Тогда приступила к Нему мать сыновей Зеведеевых (Саломия) с сыновьями своими, кланяясь и чего-то прося у Него. Он сказал ей: «Чего ты хочешь?» Она говорит Ему: «Скажи, чтобы сии два сына мои сели у Тебя 439 один по правую строну, а другой по левую в Царстве Твоем» ( Мф.20:20–21 ). Тогда подошли к Нему сыновья Зеведеевы, Иаков и Иоанн, и сказали: «Учитель, мы желаем, чтобы Ты сделал нам, о чем попросим». Он сказал им: «Что хотите, чтобы Я сделал вам?» Они сказали: «Дай нам сесть у Тебя, одному по правую сторону, а другому по левую, в славе Твоей». Но Иисус сказал им: «Не знаете, чего просите. Можете ли пить чашу, которую Я пью 440 , и креститься крещением, которым Я крещусь 441 ?» Они отвечали: «Можем». Иисус же сказал им: «Чашу, которую Я пью, будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься ( Мк.10:35–39 ); но дать сесть у Меня по правую сторону и по левую, не от Меня зависит, но кому уготовано Отцем Моим 442 » ( Мф.20:23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svyashe...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010