Его путем иду, к Нему и прийду». Можно у него отнять все, что имеет, а отнимут только то, к чему он никогда не был привязан, чего не считал своим. У него есть сокровище на небеси, коего никто уже не в силах отнять. Идеже есть сокровище его, ту и сердце его ( Мф. 6:21 ). Верен обещавый ( Евр. 10:23 ): идеже есмь Аз, ту и слуга Мой будет ( Ин. 12:26 ). Верен Господь Иисус Христос, – влас главы нашея не погибнет без Его воли ( Лк. 21:18 ). Ему дана всякая власть на небеси и на земли ( Мф. 28:18 ). Святые Ангелы быстрее молнии спешат на помощь к любящим Его. Пусть мятется мир, пусть ярится 9 ад: Христов Дух вещает в сердце избранных Его: не бойся, малое стадо ( Лк. 12:33 )! Аз победих мир ( Ин. 16:33 ). Ад трепещет одного имени Господа Иисуса. Сравните состояние чад благодати с состоянием бедных счастливцев мира, которые, терзаясь прошедшим, не имея истинной радости в настоящем, непрестанно боятся своей неизвестной будущности, которая, по крайней мере за пределами сей жизни, не может им обещать доброго, – и вы ясно уразумеете, что те только и в сей жизни могут назваться истинно счастливыми, в коих обитает Дух Утешитель, дающий им начаток тех благ и радостей, коими вполне должны насладиться в невечернем дни царствия Христова. Вышних ищите, христиане, идеже есть Христос, одесную Бога седяй. Горняя мудрствуйте, а не земная ( Кол. 3:1, 2 ). Тот, кто для нас не пощадил единородного своего Сына, но за нас всех предал есть Его; «како убо не и с ним вся нам дарствует» ( Рим. 8:32 )? Внемлите слову Искупителя нашего: Аще вы зли суще, – говорит Он, – умеете даяния блага даяти чадом вашим, кольми паче Отец ваш небесный даст Духа Святого просящим у Него ( Лк. 11:13 ). Просите, и приимете, да радость ваша исполнена будет ( Ин. 16:24 ). Аминь. 1 Марткопский монастырь, близ селения Марткопи, на высокой горе, в 22-х верстах от Тифлиса, основан был в V веке одним из 13-ти сирских отцев, присланных патриархом Иерусалимским, после кончины св. Нины, просветительницы Грузии, для докончания начатого ею дела проповеди , преп. |
Аще кто не родится водою и Духом, не может внити в царствие Божие ( Ин.3:5 ). Иже веру имет и крестится, спасен будет ( Мк.16:16 ). Буди верен даже до смерти, и дам ти венец живота ( Откр.2:10 ). 24–25. Иоанн Креститель служил Богу проповеданием крещения покаяния, но он не был Спасителем, ибо сам признавал себя недостойным рабом Его ( Ин.3:26–28 сл.). 28. Никто не просил Пилата, чтобы убил Христа, или чтобы распял Его собственными руками ( Мф. 27:22, 23 ; Лк.23:21 ), но просили, чтобы он предал Его на смерть или распятие, как Судия. Неправедные Судии! вы распинаете и убиваете невинных – и кровь их обращается на главу вашу, когда судите неправо. 29–30. Положат ли кого во гроб, не почитай его умершим; Бог воскресит его из мертвых ( Рим.6:5 ). 30–31. Много ли было у Бога на земле воскресных дней? сорок ( Деян.1:3 ). Но для народа Божия остается еще субботство ( Евр.4:9 ). И так постараемся войти в покой оный ( Евр.4:11 ). 32. Не всегда и сам Бог исполняет Свои обетования в скором времени; причиной сего мы сами, а не Тот, Кто обещает ( Евр.4:6 сл.). Впрочем, чего мы от людей или от Бога не получаем, то по премудрому устроению Божию достается детям нашим. 32–33. Воскресение и рождение есть приведение из небытия в бытие и по душе и по телу, если только человек духом не умирает. А посему воскреснуть и родиться почти одно и то же; различие в том, что после рождения умирают, а после воскресения из мертвых не рождаются ( Деян.13:35–37 ), и не умирают ( Лк.20:35, 36 ). 33. У Бога только настоящее время, – ныне: а потому и сказано: у Господа один день, как и тысяча лет; и тысяча лет, как один день ( 2Пет.3:8 ). Нет продолжения времени для Того, Кто живет в вечности, а если что продолжительно, то в отношении к нам и для нас ( 2Пет.3:9 ). Хотя Бог живет в вечности, но действует во времени; ибо действует в Своем творении. 36. Все обязаны повиноваться своему начальству; ибо все существующие Власти от Бога учреждены на добро нам ( Рим.13:1, 3 ). 39. Ни в чем мы не можем оправдаться через закон Моисеев, потому что никто постоянно его не исполняет. А потому и Пророком сказано: праведный верою жив будет ( Гал.3:10, 11 ; Авв.2:4 ). Закон – не вера! |
7) Христа прообразили Херувимы Иезекиилевы: и подобие лиц их, лице человечее и лице львово одесную четырем, и лице телчее ошуюю четырем, и лице орлее четырем ( Иез.1:10 ). „Христос был человек в рождении, телец в смерти, лев в воскресении, орёл в вознесении» 21 . 8) Проображал Христа столп облачный, и огненный, путеводившие некогда Израиля от горькой работы Египетской: Бог же вождаше их, в день убо столпом облачным, показати им путь, нощию же столпом огненным, светити им ( Исх.13:21 ); ибо Христос ведёт нас в Царствие Небесное, и Огнь есть ведущий к Отцу, как Сам о Себе говорит: аз есмь путь и истина и живот: никтоже приидет ко Отцу, токмо мною ( Ин.14:6 ). 9) Христос есть Давид, убивший мысленного Голиафа. Ещё уподобляется Давиду: α) в рассуждении пастырского звания, о коем Иезекииль: и возставлю им пастыря единаго, и упасет я, раба моего Давида, той упасет я ( Иез.34:23 ). β) В рассуждении царского звания, в коем находится Он в горе Сионе, то есть в Церкви: и даст ему Господь Бог престол Давида отца его, и воцарится в дому Иаковли во веки, и царствию его не будет конца ( Лк.1:32–33 ). γ) В рассуждении возлюбления, ибо Давид – значит возлюбленный. И Христос есть Богу Отцу любезнейший: сей есть Сын мой возлюбленный ( Мф.3:17 ). 10) Христос есть Илия молящийся: и дуну на отрочища трижды, и призва Господа и рече: Господи Боже мой, да возвратится убо душа отрочища сего в онь ( 3Цар.17:21 ). Ибо Христос молился на кресте за распинателей: Отче, отпусти им: не ведят бо что творят ( Лк.23:34 ). Как бы так сказал: Ты, Отче Мой веси, яко по неведению сие творят; того ради отпусти им, и сотвори, да возвратится душа их в них; ибо они ныне как бы бездушны, как бы мертвы суть – зане не веруют в Меня. 11) Христос есть цвет от корня Иессеева ( Ис.11:1 ), окружённый пчёлами, о коих Давид: обыдоша мя яко пчелы сот ( Пс.117:12 ). „Пчёлы, – говорит Августин, – были Фарисеи, не ведущие Христа, составляющего мёд нашего спасения» 22 . 12) Христос есть источник оный: яко у тебе источник живота ( Пс.35:10 ). Ибо в Нём есть жизнь наша: в том живот бе, и живот бе свет человеком ( Ин.1:4 ) Якоже бо Отец имать живот в себе, тако даде и Сынови живот имети в себе ( Ин.5:26 ). – Аще кто жаждет, да приидет ко мне и пиет ( Ин.7:37 ). Кто пьёт от сего источника, реки от чрева его истекут воды живы. |
3) Должны алкать и жаждать духовных брашен, на браке сем уготованных. Они суть Тело и Кровь Христова, и Дары Духа Святаго. Кто не имеет желания пользоваться ими, тот и не сподобляется оных; ибо алчущие и жаждущие насыщаются: блажени алчущии и жаждущии правды, яко тии насытятся ( Мф.5:6 ) 209 . 4) Должны предлагаемое вкушать и пить на браке сем. Отец Небесный брашно сие нам предлагает, по уверению Сына Его: Отец мои дает вам хлеб истинный с небесе; хлеб бо Божий есть сходяй с небесе и даяй живот миру ( Ин.6:32–33 ). Се есть Животворный пир, не сластолюбием гордящийся, но такой, о котором говорит Давид: ядят убозии, и насытятся, и восхвалят Господа взыскающии его; жива будут сердца их в век века ( Пс.21:27 ). Никто из сего брака не исходит, чтоб не был пресыщен животворною нетленною пищей до избытка. 5) Приходя на брак сей, должны верные печься, чтоб в гнусных не предстать одеждах. Мы из Евангелия видим, что пришедший на брак не в брачном одеянии, предан жесточайшим мучениям, как поведает Евангелист Матфей: вшед же царь видети возлежащих, виде ту человека не оболчена во одеяние брачное, и глагола ему: друже, како вшел еси семо не имый одеяния брачна? Он же умолча. Тогда рече царь слугам: связавше ему руце и нозе, возмите его и вверзите во тму кромешнюю; ту будет плачь и скрежет зубом ( Мф.22:11–13 ). Какая же та одежда, которую мы должны иметь на браке сем? Христос есть одежда наша, как Павел уверяет: елицы бо во Христа крестистеся, во Христа облекостеся ( Гал.3:27 ). Мы, крещаяся во Христа, обновляем внутреннего своего человека, и обязуемся обновление сие навсегда в себе сохранить; ибо, чья душа сохраняет оное, о том с похвалою говорится: вся слава дщере Царевы внутрь ( Пс.44:14 ). 6) Не должны браку сему предпочитать временных благ. Ибо от сего зависит наше злополучие вечное. Но о, сколь много таковых, кои временное предпочитают вечному! И посла, – пишется, – раба своего в год вечери рещи званным, грядите, яко уже готова суть вся; и начаша вкупе отрицатися вси ( Лк.14:17–18 ). |
Не удалось извлечь искомое из базы ((( |
|
|
Там же. 20 Там же, ч. 7, с. 438. 21 In epist ad Ephesios. Migne, PG, t. 95, col. 844A. 22 Толкование на Послание святого апостола Павла к Ефесянам. Казань, 1881, с. 132. 23 Толкование Послания святого апостола Павла к Ефесянам. 2-е изд. М., 1883, с. 307. 24 Святой Иоанн Златоуст. Толкование на Послание к Ефесянам, беседа 2, 3. - В кн.: Творения, т. 11, с. 100. 25 Святой Киприан Карфагенский. О единстве Церкви, гл. 5. - Там же, ч. 2, с. 180. 26 Там же. 27 Ср.: Митрополит Антоний. Собр. соч., т. 2; с. 16. 28 Подробное доказательство этой истины смотрите в кн.. Мышцин В. Н. Устройство христианской Церкви в первые два века. Сергиев Посад, 1909, с. 144-155, 229 и след. 29 О единстве Церкви, гл. 14. - В кн.: Творения, ч. 2, с. 188, 189. 30 Письмо 43 к Антониану. - Там же, ч. 1, с. 236; Письмо 59 к Стефану. - Там же, ч. 1, с. 330. 31 Письмо 62 к Магну. - Там же, ч. 1, с. 360. 32 Письмо 53 к Стефану. - Там же, ч. 1, с. 312. 33 Письмо 62 к Магну. - Там же, ч. 1, с. 361. 34 О единстве Церкви, гл. 15. - Там же, ч. 2, с. 190. См. еще " О Молитве Господней " , гл. 24, ч. 2, с. 217-218; Письмо 43 к Антониану. - В кн.: Творения, ч. 1, с. 239. 35 Письмо 62 к Магну. - Там же, ч. 1, с. 371. 36 Письмо 58 к Квинту. - Там же, ч. 1, с. 326 - 327. 37 Письмо 61 к Помпею. - Там же, ч. 1, с. 353; Письмо 57 к Януарию. - Там же, ч. 1, с. 326. 38 Письмо 56 к Квинту. - Там же, ч. 1, с. 326; О единстве Церкви, гл. 23. - Там же, ч. 2, с. 197. 39 О единстве Церкви, гл. 3. - Там же, ч. 2, с. 179 - 180. 40 Там же, с. 178. 41 О единстве Церкви, гл. 14. - Там же, ч. 2, с. 189. 42 Там же, с. 190. Ср.: Письмо 60 к Юбаяну, - Там же, ч. 1, с. 334. 43 О единстве Церкви, гл. 17. - Там же, ч. 2, с. 191-192 44 Письмо 60 к Юбаяну. - Там же, ч. 1, с. 334-335. 45 Письмо 40 к Корнелию. - Там же, ч 1, с. 205. 46 Письмо 62 к Магну. - Там же, ч. 1, с, 360-361. Киприан ссылается здесь на Лк. 11, 23; Мф. 18, 17; Ин. 2, 18. См.: Письмо 57 к Януарию. - Там же, ч. 1, с. 324-325, Письмо 61 к Помпею. —Там же, ч. 1, с. 351. 47 |
Господь возлюбил нас, как любит нас Его Отец: Кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим; и Я возлюблю его, и явлюсь ему Сам ( Ин.14:21 ). Господь показал Свою любовь а) к малым детям, благословивши их: Взяв дитя, поставил его посреди них [учеников] и, обняв его, сказал им: кто приметь одно из таких детей во имя Мое, тот принимает Меня ( Мк.9:36–37 ). Приносили к Нему детей, чтобы Он прикоснулся к ним; ученики же не допускали приносящих. Увидев то, Иисус вознегодовал и сказал им: «Пустите детей приходить ко Мне…» И, обняв их, возложил руки на них и благословил их ( Мк.10:13–16 ); б) к Своим ученикам, молившись за них: Господь сказал: Симон! Симон! се сатана просил, чтобы снять вас как пшеницу, но Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя ( Лк.22:31–32 ). Отче Святый! соблюди их во имя Твое, тех, которых Ты Мне дал, чтобы они были едино, как и Мы. Освяти их истиною Твоею. Отче! которых Ты дал Мне, хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мною, да видят славу Мою ( Ин.17:11,17,24 ); в) к страждущим Своим состраданием к ним и мощию: Увидев вдовицу Наинскую, плакавшую над умершим сыном, Господь сжалился над нею и сказал ей: не плачь, и воскресил умершего ( Лк.7:13 ). Иисус, когда увидел Марию, сестру умершего Лазаря, плачущую и пришедших с нею иудеев плачущих, Сам восскорбел духом, возмутился и прослезился и затем воскресил Лазаря ( Ин.11:33,35 ); г) к больным, исцеляя их: Иисус увидел множество людей и сжалился над ними, и исцелил больных их ( Мф.14:14 ). И приступило к Нему множество народа, имея с собою хромых, слепых, немых, увечных и иных многих. И повергли их к ногам Иисусовым; и Он исцелил их ( Мф.15:30 ). Иисус, умилосердившись, прикоснулся к глазам слепцов; и тотчас прозрели глаза их ( Мф.20:34 ); д) к бедным, помогая им: Иисус, призвав учеников Своих, сказал им: жаль Мне народа, что уже три дня находятся при Мне, и нечего им есть; отпустить же их не евшими не хочу, чтобы не ослабели в дороге… И ели все и насытились ( Мф.15:32–38 ); е) к грешникам заблуждающимся: Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к Тебе! Сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели! ( Мф.23:37 ). Когда приблизился к городу, то, смотря на него, заплакал о нем и сказал: о, если бы и ты хотя в сей твой день узнал, что служит к миру твоему; но это сокрыто ныне от глаз твоих ( Лк.19:41–42 ); |
г) бесславною: Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою, ибо написано: проклят всяк, висящий на древе ( Втор.21:23 ), дабы благословение Авраамово распространилось на язычников ( Гал.3:13–14 ). Господь претерпел крест, принебрегши посрамление ( Евр.12:2 ); д) между двумя злодеями: Предал душу Свою на смерть, и к злодеям причтен был ( Ис.53:12 ). Распяты с Ним два разбойника: один по правую сторону, а другой по левую ( Мф.27:38 ). Вели с Ним на смерть и двух злодеев, и распяли Его и злодеев ( Лк.23:32–33 ). Распяли Его и с Ним двух других, по ту и по другую сторону, а посреди Иисуса ( Ин.19:18 ). Смерть Господня а) сопровождалась знамениями и чудесами: От шестого часа тьма была по всей земли до часа девятого. И вот, завеса во храме разодралась надвое, сверху до низу; и земля потряслась; и камни расселись; и гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли ( Мф.27:45,51–52 ); б) воспоминается на святой вечери: Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: примите, едите: сие есть Тело Мое. И взяв чашу и, благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все; ибо сие есть Кровь Моя нового завета, за многих изливаемая, во оставление грехов ( Мф.26:26–28 ). Взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть Тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание. Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша есть новый завет в Моей Крови, которая за вас проливается ( Лк.22:26–28 ). Всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет ( 1Кор.11:26 ); в) прообразована медным змеем: Сказал Господь Моисею: сделай себе (медного) змея и выставь его на знамя, и [если ужалит змей какого-либо человека] ужаленный, взглянув на него, останется жив. И сделал Моисей медного змея и выставил его на знамя, и когда змей ужалил человека, он, взглянув на медного змея, оставался жив ( Числ.21:8–9 ). Как Моисей вознес змею в пустыне, так должно вознесену быть Сыну человеческому, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную ( Ин.3:14–15 ); |
„Блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его!» изрек Господь, Спаситель наш ( Лк.11:28 ). И послушайте, с какою любовью зовет Он нас к Себе, – нас, Своих падших творений, Своих непокорных детей: „Любовью вечною Я возлюбил тебя, и потому простер к тебе благоволение» (Иерем. 31:3). К кому это благоволение?– К тебе, ко мне, ко всякому, „ищущему Бога всем сердцем своим и всею душею своей» ( Втор.4:29 , Лк.2:14 ). Ты этому внимаешь,– и сердце твое не загорелось еще взаимною любовию к твоему Господу, так возлюбившему тебя, Свое бедное, падшее создание?.. Послушаем далее. „Живу Я», говорит Господь Бог: „не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был» (Из.33:11). „Я искупил тебя... ты Мой. Ты грехами твоими затруднял Меня; беззакониями твоими отягощал Меня. Я, Я сам изглаживаю преступления твои, ради Себя самого, и грехов твоих не помяну» (Иса. 43:1, 24, 25). «Не забывай Меня. Изглажу беззакония твои, как туман, и грехи твои, как облако; обратись ко Мне, ибо Я искупил тебя» ( Ис.44:21, 22 ). «Я милостив, – говорит Господь, – не вечно буду негодовать, признай только вину твою». ( Иер.3:12, 13 ). «Возвратитесь, мятежные дети; я исцелю вашу непокорность» ( Иер.3:22 ). – Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» ( Ин.3:16 ). «Господь возложил на Него грехи всех нас». ( Ис.53:6 ). – «Крайснейте и стыдитесь путей ваших» ( Иез.36:32 ). «Не видел того глаз, не слышало ухо и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» ( Ис.64:4 , 1Кор.2:9 ). «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, – и Я успокою вас». ( Мф.11:28 ). Какая любовь! Какое долготерпение! Не скажем ли и мы: «вот мы идём к Тебе, ибо Ты – Господь Бог наш!» ( Иер.3:22 ). С тех пор, как мир стоит, свет борется со тьмою, и окончательно восторжествует над нею, но пока то свет, то тьма преобладает; и чем гуще тьма, тем деятельнее является и свет, противоборствуя ей. Говоря о мрачности духа нашего времени, мы разумеем большинство лишь «интеллигенции», – выражаясь языком современников, ставящих ум на первое место и, согласно тому, делящих людей лишь на умных и глупых. |
«Кто любит отца или мать больше Меня, – говорит Спаситель, – тот Меня не достоин» ( Мф.10:37 ). «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой и следуй за Мною» ( Мф.16:24 , Мк.8:34 , Лк.9:23 ). Любя Бога, как Отца, ближнего своего человек должен любить, как самого себя. Поэтому Спаситель заменяет формальное чувство законной справедливости в отношениях к жизни ближнего ( Мф.5:21–27 ), его чести ( Мф.5:27–33 ), здоровью ( Мф.5:38–39 ), доброму имени ( Мф.7:1–6 ) – отношениями любви и всепрощения; расширяет границы ветхозаветного проявления любви до любви к врагам и иноплеменникам ( Мф.5:43–48 , Лк.6:27–37 ) и указывает высшую степень любви в самопожертвовании ради ближнего. «Дети, – завещал Спаситель, – любите друг друга. По тому все узнают, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» ( Ин.13:33–36 ). «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» ( Ин.15:13 ). Спаситель для выяснения характера жизни членов царства Божия пользуется самым простым и удобопонятным образом – образом семьи. Бог есть Отец этой великой семьи, – Отец любящий, Который с нежной заботливостью, как отец блудного сына, добрый пастырь пропавшей овцы, печется о спасении всех Своих детей. Дети этой великой семьи – люди должны отвечать любовию на любовь Своему Отцу и по Его высокому примеру жить в любви друг с другом. И как в семье, при условии сердечного единения её членов и их дружной совместной работы на пользу общую, достигается семейное благосостояние, так и в этой великой общечеловеческой семье, при условии охотного подчинения греховной воли человеческой святой воле Божией и усердного исполнения заповедей Божиих, могло бы быть достигнуто и совершенствование духовной жизни человечества, и благополучие, и счастье земное; так как Всемогущий Творец и Промыслитель – Любящий Отец Бог, Питающий птиц небесных и Одевающий в роскошные одежды полевые лилии ( Мф.6:25–30 ), тем скорее подает все нужное и просимое Своим любимым детям – людям ( Мф.6:32 ). «Ищите, – говорит Спаситель, – прежде царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» ( Мф.6:33 ). Слова молитвы Господней: «Да приидет царствие Твое», таким образом, должны быть не только постоянным молением, но и целью стремлений всей жизни и деятельности человечества. |
| |