24. Молитва человека, не примирившегося с братом, — недостойная молитва ( Мф.5:23, 18, 23-25 ), 25. Нет «религии» как некой изолированной системы ценностей. Все совершается перед лицом Бога. Царство Божие, жизнь с Богом и в Боге превосходит — — — — — — — — — — — — — — Раздел 25 не завершен. 26. Тот, кто гордится своими «религиозными подвигами», живет во власти заблуждения. Исполнение заповедей есть долг человека перед Богом, а не заслуга ( Лк.12:7 .) — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — В разделе 27 в авторских списках — лакуна. 28. Тот, кто гордится своими религиозными «подвигами», живет во власти заблуждения. Исполнение заповедей есть долг человека перед Богом, а не его «заслуга» ( Лк.17:7 ). Тема 6. Жизнь по Евангелию (продолжение) 2). Отношение людей друг к другу 29. Христос подтверждает древнюю заповедь «Люби ближнего, как самого себя» ( Лев.19:18, 34 ; Мф.5:43 ). Но в отличие от ветхозаветной заповеди Он расширяет понятие «ближний». Оно может относиться к любому человеку, независимо от его веры и народности (см. притчу Лк.10:30-37 ). Любовь есть деятельное служение, которое «выше всесожжений и жертв» ( Мк.12:33 ; см. Мф.25:31-46 ). 30. Живя среди других людей, ученик Христа следует древнему «золотому правилу» (известному у многих народов) — поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой ( Мф.7:12 ). 31. Новой заповедью Христос называл заповедь о самоотверженной жертвенной любви ( Ин.13:34 ), т. е. не просто о доброжелательстве и сочувствии, а о любви–самоотдаче, подобной любви Самого Христа (см. парадоксальные слова ап. Павла в ( Рим.9:1-4 ). 32. Христос осуждает месть ( Мф.5:39 ) и даже призывает любить врагов (желать им добра, учиться прощать их). Это, однако, не исключает борьбы со злом (Он Сам обличает фарисеев, изгоняет торгующих из храма). 33. Священна не только древняя заповедь «не убий», но и несправедливый гнев является грехом ( Мф.5:21-22 ). Примечание: Допустимо ли для христианина участие в войне. Вопрос этот долго дебатировался в Церкви. Наиболее распространенное решение сводится к тому, что хотя война и есть зло, но нельзя отказываться от защиты своего отечества, «ибо нет большей любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» ( Ин.15:13 ).

http://azbyka.ru/katehizacija/v-pomoshh-...

16. Φαρισαος ‘фарисей’. Это слово восходит к еврейскому и арамейскому корню prš ‘делить, отделять’ и стало самоназванием людей, “отделивших” себя от всего нечистого. Фарисеи считали себя духовными наследниками sî dîm ‘благочестивых’ маккавеевских времен и чтили устный Закон наравне с письменным. Хотя они представляли незначительную часть населения, их влияние в общественной и политической жизни народа было очень велико. Только меньшая часть фарисеев была книжниками. В новозаветные времена они выполняли роль духовных лидеров нации, и их идеалы во многом определили будущее иудаизма. Резко отрицательная характеристика фарисеев в НЗ и враждебность большинства их к Иисусу объясняется прежде всего их доходившим до абсурда легализмом 14 . 17. Нет оснований отрицать подлинность второй части этого стиха и считать его доктринальным прибавлением, сделанным Церковью, как утверждают Бультман, Дибелиус, Додд и др. Ср. об отношении Иисуса Христа к грешникам Мф 11:19=Лк 7:34; Мф 18:12–14=Лк 15:1–7; Лк 7:36–50; Лк 15:8–32 и Лк 19:1–10. То, что здесь встречается характерный термин апостола Павла δκαιος ‘праведник, праведный’ говорит как раз против, а не в пользу позднейшей вставки, так как использован он вовсе не в Павловом значении. 13. Вопрос о посте (2:18–22) (Мф 9:14–17; Лк 5:33–39) 18. ο μαθητα ωννου ‘ученики Иоанновы’. Не исключено, что ученики Иоанна постились в знак траура по учителю (о таком посте см. Иудифь 8:6). Однако речь может идти и о посте при жизни Иоанна. 19. ο υο το νυμφνος   ‘сыны чертога брачного’, евр. b e nê haûpp; имеются в виду гости на свадьбе. Форма выражения семитская, ср. Втор 13:13, 2 Цар 7:10. Как полагают Додд и Иеремиас, смысл этой притчи просто в том, что с наступлением нового мессианского времени ученикам так же неуместно поститься, как неуместно гостям поститься на свадьбе. Однако этому противоречит употребление союза ν  ‘когда’, ‘пока’, ‘в то время как’ — он недвусмысленно указывает на конец свадебного торжества скорее чем на его начало. Слова ν νυμφος μετατν ‘когда с ними жених’ звучали бы странно, если бы шла речь об обычной свадьбе: они предполагают, что празднество кончается с уходом жениха, в то время как обычно оно, наоборот, заканчивалось тем, что гости покидали жениха. По-видимому, Иисус избирает некую известную Его слушателям поговорку, означающую неуместность (“пост на свадьбе”) и преобразует ее так, чтобы подчеркнуть различие между уделом Иоанновых учеников и Его собственных. Ученикам Иоанновым было уместно поститься, ибо учитель был отнят у них, но ученики Христовы, пока их Учитель с ними, не постятся. Образ Жениха в НЗ см. также в Мф 22:1–14; 25:1–13; Ин 3:29; 2 Кор 11:2; Еф 5:22–32; Откр 19:7; 21:2, 9; 22:17.

http://pravmir.ru/krenfild-ch-dzh-kommen...

Писания показано первенствующее положение ап. Петра. Не только в общих списках А. он называется первым, но также среди 3 избранных (Лк 8. 51; Мф 17. 1; Мк 14. 33 и др.). Выражение «Петр же и бывшие с ним» (Лк 9. 32), неск. раз встречающееся в Евангелии, также подтверждает его авторитет среди др. учеников. Господь особым образом выделял и дом Петра (Мф 8. 14; Мк 1. 29-30; Лк 4. 38). Христос совершает чудо, чтобы заплатить за Себя и Петра подать на храм (Мф 17. 25-27). От имени Двенадцати Петр исповедует Иисуса Христом и Сыном Божиим (Мф 16. 16), за что особым образом ублажается Спасителем (Мф 16. 17-19). Евангелие от Матфея чаще др. акцентирует эту особую роль Петра в кругу Двенадцати. Деяния также рассказывают о его руководящей роли избрания 12-го апостола (Деян 1. 15-22) в день Пятидесятницы (Деян 2. 14-36) и др. случаях. Но когда Петр по-человечески не понимает слов Христа о грядущих страданиях и пытается Его остановить, Господь резко обрывает его (Мф 16. 23). Евангелия рассказывают о падении Петра и о том, что Христос восстановил его в апостольском лике (ср.: Ин 21. 15-19). «Сопоставление новозаветных текстов убеждает нас, что Петру апостолу принадлежало, действительно, особливое, первое место среди Двенадцати, но это был примат не власти, а авторитета, старшинства, первостоятельства, который притом принадлежал ему в соединении со всеми, но не без всех и не помимо всех» ( Булгаков. С. 30). Правосл. богословие решительно стоит на том, что особое место Петра среди А. не дает ни малейшего основания для утверждения примата рим. кафедры. По мнению прот. Сергия Булгакова, речь должна скорее идти о «двух приматах двух первоапостолов - примата любви (ап. Иоанн) и примата авторитета (ап. Петр)» (Там же. С. 46). 70 А. Евангелист Лука сообщает также о том, что Господь «избрал и других 70 учеников и послал их по два пред лицем Своим во всякий город и место, куда сам хотел идти» (Лк 10. 1). Причина появления этого круга избранных учеников приводится в следующем стихе: «Жатвы много, а делателей мало; итак, молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву свою» (Лк 10.

http://pravenc.ru/text/75732.html

И они действительно идут ко гробу во едину от суббот, совсем рано, еще сущей тьме ( Ин. 20:1 ); идут, несмотря на то что знают, что вход завален камнем, которого они не в силах отвалить, идут без рассуждений, движимые верою и любовию к Распятому, и за свою великую любовь получают величайшую радость благовестия о Его воскресении. Это их праздник, праздник жён-мироносиц по преимуществу, а вместе с ними и других евангельских жён, которые ещё в дни земной жизни Иисуса Христа с верою и любовью приходили к Нему, припадали с молитвою к Его стопам и получали от Него исцеление и прощение грехов. Вот кровоточивая жена, которая верила, что достаточно ей прикоснуться к краю ризы Христовой, чтобы получить исцеление (см.: Мф. 9:20–22 ); жена хананеянка, дочь которой была исцелена по её вере (см.: Мф. 15:21–28 ); грешница, принёсшая миро в дом фарисея, чтобы помазать им ноги Христа Спасителя (см.: Лк. 7:37–50 ). Наконец, это праздник и всех тех жён, которые в разные времена жили в церкви, отдали Господу всё, что имели, служили Ему от своих имений и прежде всего, приносили Ему в дар всё то доброе и прекрасное, чем Бог одарил женскую душу. Воистину он может быть и нашим праздником, если мы в своей духовной жизни пойдём по стопам этих великих жён. Вы знаете, что все желающие служить Христу проходят в своей жизни через искушения и соблазны. Величайшие соблазны были и у святых апостолов, которые прошли через искушения гордости, страха, уныния. Вспомните, как апостолы спорили между собой о том, кто из них будет первым в Царствии Небесном (см.: Мф. 20:20–28 ; Мк. 10:3–45 и др.); об отречении Петра (см.: Мф. 26:69–75 ), предательстве Иуды (см.: Мф. 26:14–16 ), наконец, о том, как «апостолов лучший» были отягощены сном и не смогли бодрствовать со Христом ни на горе Преображения (см.: Лк. 9:32 ), ни в час Его пламенной молитвы в Гефсиманском саду (см.: Мф. 26:37–46 ; Мк. 14:33–42 ; Лк. 22:40–46 ). Если такие искушения были у апостолов, то, наверное, ещё более трудные соблазны пришлось пережить жёнам, следовавшим за Христом. Святые евангелисты не говорят нам о них только потому, что в Евангелии они рассказывают лишь о том, что сами видели и слышали.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Mechev/...

   В Церкви христианин познает истину и освящается благодатью Духа Святого. В таинстве Причащения он входит в реальное общение с Христом, воплотившимся Сыном Божиим, через Него делается причастником Божеского естества. В этом таинственном общении с Богом человек получает силы бороться с грехом и любить Бога и ближних.    Сделав этот вступление, рассмотрим теперь подробнее учение Спасителя и апостолов о Церкви. Церковь — Царство Божие    В священном писании Церковь именуется Царством Божиим, или Царством Небесным. В обычном употреблении этого слова, мы называем царством высокую стадию развития общества — государство с его законодательными, юридическими, исполнительными и другими инстанциями. Государство состоит из граждан, правительства, администрации; оно имеет свои законы, свой язык, обычаи, армию и т. д. Церковь есть Царство, но особое, благодатное. Она состоит из нравственно возрождающихся людей. Церковь имеет свою Главу — небесного Царя, Господа Иисуса Христа, Сына Божия, имеет свои границы, законы, определенную внутреннюю структуру, служителей (иерархию) и своих верующих. Без этих качеств она была бы не царством, а чем-то бесформенным и неопределенным. Христианин пользуется привилегиями граждан духовного Царства, к которому он принадлежит, но вместе с тем он должен стараться быть полезным членом Церкви и содействовать общему благу.    Священное Писание говорит о Церкви, как о Царстве Божием в следующих местах: Мф. 3:2, Мф. 4:17, Мф. 6:10, Мф. 6:33, Мф. 9:35, Мф. 18:3, Мк. 10:14, 15, Лк. 12:32, Лк. 17:21, Ин. 3:5, Ин. 18:36, Рим. 14:17, 1Кор. 4:20, Кол. 1:12-22.    Часто Свои поучения Спаситель начинал словами: «Царство Божие подобно...» (Мк. 4:26, Мф. 13:24). «Иисус Христос ходил по всем городам и селениям, уча в синагогах... и проповедуя Евангелие Царствия», — благую весть о наступлении Царства Божия (Мф. 9:35). Таким образом, люди призваны спасаться не индивидуально, не разрозненно, но совместно, как одна семья, пользуясь теми благодатными средствами, которыми Он наделил Свое Царство.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Христианский призыв помнить о смерти вызван вовсе не желанием отравить человеку радость земной жизни. Если бы христианство запрещало радоваться, призывы к радости не были бы столь частыми на страницах Нового Завета ( Мф. 5:12; 28:9 ; Лк. 6:23; 10:20 ; 1Пет. 1:6; 4:13 ; Рим. 12:15 ; 2Кор. 13:11 ; Флп. 2:18; 3:1; 4:4 ; 1Фес. 5:16 ). Однако радость, к которой призывает христианство и которую дает Иисус, проистекает отнюдь не из обилия земных благ. И эту радость не омрачает память о смерти. Наоборот, она озаряет жизнь человека тем особым светом, в котором ценностные ориентиры меняются. Система ценностей, предлагаемая Иисусом в Евангелии, прямо противоположна той, по которой строил свою жизнь богач. Иисус не обещает ученикам ни покой, ни достаток, ни веселье. Наоборот, Он предсказывает им страдания, скорби и лишения. Но и в этих скорбях их ожидает радость: не земное веселье, которое быстро угаснет, а та радость, которую никто не отнимет у них ( Ин. 16:22 ), даже смерть. Источником этой радости является Сам Иисус Христос – Сын Человеческий и Сын Божий. 4. Бодрствующие рабы Изложенная выше притча о богаче является частью одного из поучений, произнесенных, согласно Луке, на пути из Галилеи в Иерусалим. Следующая часть посвящена теме Царства Божия. Она начинается со слов, которые мы находим только у Луки: Не бойся, малое стадо! ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство ( Лк. 12:32 ). Эти слова, хотя и произнесенные в присутствии народа, обращены в первую очередь к ученикам, а также ко всем их будущим последователям. Под малым стадом понимается Церковь , история которой начиналась с маленькой группы людей, ставших учениками Иисуса при Его жизни. Этой группе вверен самый большой дар, который могут получить люди: Царство Божие. Здесь о Царстве говорится не как о посмертном воздаянии, а как о реальности и опыте, доступных для них в земной жизни. Что необходимо человеку для достижения Царства Божия? На это Иисус дает ответ в следующих словах: Продавайте имения ваши и давайте милостыню. Приготовляйте себе мешки 210 не ветшающие, сокровище неоскудевающее на небесах, куда вор не приближается и где моль не съедает, ибо где сокровище ваше, там и сердце ваше будет ( Лк. 12:33–34 ). Эти слова частично пересекаются с Нагорной проповедью ( Мф 6:19–21 ), а частично – с некоторыми другими поучениями Иисуса, в частности со словами, обращенными к богатому юноше ( Мф. 19:21 ; Мк. 10:21 ; Лк. 18:22 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

В Церкви христианин познает истину и освящается благодатью Духа Святого. В таинстве Причащения он входит в реальное общение с Христом, воплотившимся Сыном Божиим, через Него делается причастником Божеского естества. В этом таинственном общении с Богом человек получает мощные духовные силы , помогающие ему духовно расти и совершенствоваться. Нравственное совершенство – это цель нашей жизни: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мат. 5:48). Церковь – Царство Божие на земле Будучи отображением идеального Царства на Небе, Церковь Христова на земле именуется в Священном Писании Царством Божиим. В обычном употреблении этого слова, мы называем «царством» высокую ступень развития общества – государство с его законодательными, юридическими, исполнительными и другими инстанциями. Государство состоит из граждан, правительства, администрации; оно имеет свои законы, свой язык, обычаи, армию и т.д. Церковь – тоже Царство, но особое, благодатное . Она состоит из нравственно возрождающихся людей. Как Царство, она имеет свою Главу – небесного Царя, Господа Иисуса Христа, Сына Божия, имеет также свои законы, определенную внутреннюю структуру, служителей (иерархию) и своих граждан – верующих христиан. Без этих качеств она была бы не царством, а чем-то бесформенным и неопределенным. Христианин пользуется всеми привилегиями духовного Царства, к которому он принадлежит, но вместе с тем, он не только потребитель, но и активный «гражданин », содействующий общему благу. Священное Писание говорит о Церкви, как о Царстве Божием в следующих местах: Мф. 3:2 ; Мф. 4:17 ; Мф. 6:10 ; Мф. 6:33 ; Мф. 9:35 ; Мф. 18:3 ; Мк. 10:14–15 ; Лк. 12:32 ; Лк. 17:21 ; Ин. 3:5 ; Ин. 18:36 ; Рим. 14:17 ; 1Кор. 4:20 ; Кол. 1:12–22 . Часто Свои поучения Спаситель начинал словами: «Царство Божие подобно ..».«Иисус Христос ходил по всем городам и селениям, уча в синагогах и проповедуя Евангелие Царствия», – благую весть о наступлении Царства Божия ( Мф 9:35 ). Таким образом, люди призваны спасаться не индивидуально, не разрозненно, но совместно, как одна семья, пользуясь теми благодатными средствами, которыми Он наделил Свое Царство.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

24. Молитва человека, не примирившегося с братом, — недостойная молитва (Мф. 5.23; 18.23–25), 25. Нет «религии» как некой изолированной системы ценностей. Все совершается перед лицом Бога. Царство Божие, жизнь с Богом и в Боге превосходит в — — — — — — — — — — — — — - Раздел 25 не завершен. 26. Тот, кто гордится своими «религиозными подвигами», живет во власти заблуждения. Исполнение заповедей есть долг человека перед Богом, а не заслуга (Лк. 12,7.) — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — - В разделе 27 в авторских списках — лакуна. 28. Тот, кто гордится своими религиозными «подвигами», живет во власти заблуждения. Исполнение заповедей есть долг человека перед Богом, а не его «заслуга» (Лк. 17.7). ЖИЗНЬ ПО ЕВАНГЕЛИЮ (продолжение) 2). Отношение людей друг к другу 29. Христос подтверждает древнюю заповедь «Люби ближнего, как самого себя» (Лев. 19.18.34; Мф. 5.43). Но в отличие от ветхозаветной заповеди Он расширяет понятие «ближний». Оно может относиться к любому человеку, независимо от его веры и народности (см. притчу Лк. 10.30–37). Любовь есть деятельное служение, которое «выше всесожжений и жертв» (Мк. 12.33; см. Мф. 25.31–46). 30. Живя среди других людей, ученик Христа следует древнему «золотому правилу» (известному у многих народов) — поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой (Мф. 7.12). 31. Новой заповедью Христос называл заповедь о самоотверженной жертвенной любви (Ин. 13.34), т. е. не просто о доброжелательстве и сочувствии, а о любви–самоотдаче, подобной любви Самого Христа (см. парадоксальные слова ап. Павла в (Рим. 9.1–4). 32. Христос осуждает месть (Мф. 5.39) и даже призывает любить врагов (желать им добра, учиться прощать их). Это, однако, не исключает борьбы со злом (Он Сам обличает фарисеев, изгоняет торгующих из храма). 33. Священна не только древняя заповедь «не убий», но и несправедливый гнев является грехом (Мф. 5.21–22). Примечание: Допустимо ли для христианина участие в войне. Вопрос этот долго дебатировался в Церкви. Наиболее распространенное решение сводится к тому, что хотя война и есть зло, но нельзя отказываться от защиты своего отечества, «ибо нет большей любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15.13).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

Правда, которую исполнял Христос, принимая крещение Иоанново, была правда Ветхого Завета. Обетованный Мессия являл связь утверждаемого Им Нового Завета с Ветхим Заветом. Принимая крещение покаяния, Он выражал Свое единение с народом, грехи которого Он брал на Себя. Но Крещение Господне имело и другое, более существенное, значение. В крещении Господнем совершилось явление Триединого Бога: Крещение Сына, глас Отца, сошествие Духа ( Мф. 3:16–17 , Мк. 1:9–11 , Лк. 3:21–22 ). Покаянным смыслом крещения значение Богоявления оттеняется с особой силою. Это значение – объективное. По Мф.3:16 и Мк.1:10 , сошествие Духа наблюдал Господь 4 ; только из Четвертого Евангелия мы узнаем, что Духа в образе голубя видел и Иоанн Креститель ( Ин. 1:32–33 ). Значение имел не тот факт, кому открылось присутствие Духа в телесном виде голубя, а Богоявление, как таковое. Богоявлением в Крещении отмечается начало общественного служения Христова. Служение Христово есть Богоявление. Этим определяется место Крещения Господня и Иоанна, как Крестителя, в евангельской истории. Но крещением Господним служение Предтечи не заключается. Иоанн, призывавший к Грядущему, оставался еще некоторое время свидетелем о Пришедшем ( Ин. 1:28–36, 5:1 и др.). Свою связь с Иоанном Господь исповедовал до конца Своего земного служения. В иерусалимские дни перед Страстями Свой ответ на вопрос начальников о том, какою властью Он совершает Свои деяния, Господь обусловил их ответом на вопрос, поставленный Им: с небес или от человеков было крещение Иоанново? Не получив на него ответа, Он оставил без ответа и вопрос начальников ( Мф. 21:23–27 , Мк. 11:27–33 , Лк. 20:1–8 ). Тесную связь между служением Христовым и служением Иоанна мы, конечно, не имеем основания понимать в смысле возведения служения Христова, к служению Иоаннову. Связь Иисуса и Иоанна говорит о едином источнике – в путях божественного промышления. Иоанн, как Предтеча, был воздвигнут Богом. И Сына на землю послал Отец. Первые ученики Христовы пришли к Нему от Иоанна ( Ин. 1:28–42 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Kassian_Bezobr...

   Дар покаяния не просто формально дан человеку, но подкрепляется и поощряется Бо­гом, чтобы утвердить и спасти грешника. Так в Ветхом Завете мы видим пророческие тек­сты, призывающие Израиль к покаянию: читая эти тексты, любой может удивиться постоян­ству любви Божией, непрестанно звавшей грешников к возвращению и покаянию, любви, доходившей до того, что Бог клялся человеку, что Он не хочет его смерти, «но еже обратитися... и живу быти ему» (ср. Иез. 33:11).    Завершение и усовершение покаяния мы видим в период Благодати, во времена Христа. Проповедь покаяния, начатая святым Предтечей, который возвестил крещение покаяния во оставление грехов, достигла своей высшей силы, когда Христос поднялся на Крест, при­неся Богу умилостивительную жертву за нас, завещав человеком всем всюду «покаятися» (Деян. 17:30). «Приидите ко Мне вси труждающиеся и обремененнии тяжестью грехов, и Аз упо­кою вы» (Мф. 11:28); «Не приидох призвати праведников, но грешных на покаяние» (Лк. 5:32), и: «Приходящего ко Мне не изжену вон» (Ин. 6:37), проповедовал Христос. Покаяние в период Благодати не знает границ: согласно заповеди Господа нашего, данной Его первоверховному Апостолу, оставление грехов дается желающим покаяться не семь раз, «но до седьмдесят крат седмерицею» (Мф. 18:22), то есть бесконечно.    По причине такой безграничной любви Божией к падшему человеку и по причине удобоизменяемой и любящей грех природы и воли человека, наша Святая Церковь назначила покаяние необходимым и спасительным таинством. Господь, основав Свою Церковь, дал своим ученикам и преемникам дар «отпускать грехи»: «Приимите Дух Свят: имже отпус­тите грехи, отпустятся им; и имже держите, держатся» (Ин. 20:22—23), и: «Елика аще свя­жете на земли, будут связаны на Небесех, и елика аще разрешите на земли, будут разреше­на на Небесех» (Мф. 18:18).    На примере грешной женщины, омывшей ноги Спасителя миром (см. Лк. 7:37—50), все­благой Господь наш показал всю Свою милость и сочувствие к кающемуся. Однако Его вселюбовь проявилась еще больше в случае женщины, взятой в прелюбодеянии, когда Он ска­зал те сладостные слова, исполненные сочувствия: «И Я не осуждаю тебя» (см. Ин. 8:11). Истинное обещание покаяния мы находим в притче о блудном сыне, который, осознав свою вину и свое несчастное состояние — «умираю с голода» — принял твердое решение вер­нуться домой и с большим смирением произнес эти удивительные слова покаяния: «Отче, согреших на Небо и пред тобою, и уже несмь достоин нарещися сын твой» (Лк. 15:18—19, 21). Подобный образ покаяния содержится и в притче о мытаре, где всего в нескольких чертах описываются ощущение греховности и смирение искренне кающейся души. Мытарь ударял себя в грудь, — туда, где находится первая причина греха, сердце, из которого исходит все злое и доброе, что имеет человек, — и говорил в сокрушении: «Боже, милостив буди мне грешному» (Лк:18, 13).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010