Следовательно, ясно, что речь идет у пророка о Мессии, Господе нашем Иисусе Христе, такими, именно, чертами изображаемом у евангелистов. Он спасет людей Своих, читаем в евангелии, от грехов их (Мф. 1:21); потому что будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его, и будет царствовать над домом Иакова во веки, и царству Его не будет конца ( Лк. 1:32–33 ). По дальнейшему изображению пророка Захарии, описываемая в его книге, чудная отрасль представляется камнем, который Иегова полагает перед первосвященником Иисусом для того, чтоб убедить его, что и Церковь ветхозаветная зиждется на той же Божественной отрасли, как краеугольном камне ее (см. Ис. 8:14; 28:16 ; сравн. Рим. 9:33; 10:11 ; 1Пет. 2:6–8 ; Пс. 117:22 ), а не на священстве Израилевом, которое само милуется только ради той же отрасли 77 . Этот драгоценный, крепко утвержденный Камень, имеет семь очей, через которые он наблюдает за целостью и неприкосновенностью Церкви Своей и под которыми, без всякого сомнения, разумеются те семь даров Св. Духа, которые, по изображению св. пророка Исаии, почиют на отрасли от усеченного древа Иессеева ( Ис. 11:1–2 ) с тем, чтобы составить потом основное жизненное начало Церкви 78 . Вот Я Сам вырезал, что надлежало вырезать на нем – этом дивном камне, говорит Иегова воинств. То есть, Иегова предоставит обетованной Им отрасли все средства к тому, чтобы ей исполнить цель, ради которой она ведется на землю. А цель эта состоит в том, чтобы через эту Божественную отрасль изгладить порок земли в один день 79 . Но, для достижения этой цели, действительно, нужно, чтобы как Отец имеет жизнь в Самом Себе: так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе ( Ин. 5:26 ), да всякий, верующий в Него, не будет постыжден ( Рим. 9:33 ; сравн. Ис. 28:16; 8:14 ). Цель эта – не личная цель, обетованной Богом, отрасли, но от века предопределенная воля Иеговы о спасении рода человеческого; поэтому Спаситель и говорит о Себе: Я ничего не могу творить Сам от Себя. Как слышу, так и сужу; и суд Мой праведен; ибо не ищу Моей воли, но воли пославшего Меня Отца ( Ин. 5:30 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Obrazcov...

Часто люди задавали Иисусу вопрос на одном уровне, а ответ получали на другом. Примерами могут служить многие диалоги из Евангелия от Иоанна, в частности беседы с Никодимом ( Ин. 3:1–21 ) и самарянкой ( Ин. 4:7–26 ), беседа с иудеями о небесном хлебе ( Ин. 6:24–65 ). Эти диалоги выявляют типичную ситуацию: собеседники Иисуса мыслят в земных, плотских категориях, а Он с каждым новым ответом или высказыванием старается вывести их на иной, более высокий, духовный уровень понимания и восприятия. Совсем не всегда это удавалось. Беседа о небесном хлебе, как мы помним, закончилась тем, что с этого времени многие из учеников Его отошли от Него и уже не ходили с Ним ( Ин. 6:66 ). Задав Иисусу вопрос, собеседники вместо прямого ответа могли услышать целую серию образов, взятых из повседневной жизни. Из этих образов они должны были сами вывести предполагаемый ответ. Примером может послужить приведенный выше разговор Иисуса с учениками Иоанновыми ( Мф. 9:14–17 ; Мк. 2:18–22 ; Лк. 5:33–39 ). Речь Иисуса отличалась особой, характерной только для нее образностью. В Его поучениях постоянно возникали образы, заимствованные из мира природы. Проводя много времени на свежем воздухе, Иисус наблюдал за жизнью природы. Мимо Его взора не проходили закаты и рассветы, горы и нивы, цветы и деревья, животные и птицы, рыбы и пресмыкающиеся. Вот лишь несколько примеров: Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы... Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут... ( Мф. 6:26, 28 ). Лисицы имеют норы и птицы небесные – гнезда... ( Мф. 8:20 ). Кто из вас, имея одну овцу, если она в субботу упадет в яму, не возьмет ее и не вытащит? ( Мф. 12:11 ). Царство Небесное подобно зерну горчичному, которое человек взял и посеял на поле своем, которое, хотя меньше всех семян, но, когда вырастет, бывает больше всех злаков и становится деревом, так что прилетают птицы небесные и укрываются в ветвях его ( Мф. 13:31–32 ). Еще подобно Царство Небесное неводу, закинутому в море и захватившему рыб всякого рода, который, когда наполнился, вытащили на берег и, сев, хорошее собрали в сосуды, а худое выбросили вон ( Мф. 13:47–48 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

«Иисус Христос. Жизнь и Учение». Избранные главы 5 января, 2017 «Правмир» продолжает серию публикаций избранных глав из новой книги митрополита Илариона (Алфеева) «Начало Евангелия», которая является первои в серии под общим названием «Иисус Христос. Жизнь и Учение». Иисус обличал книжников и фарисеев за то, что они строят гробницы пророкам, украшают памятники праведникам и говорят: Если бы мы были во дни отцов наших, то не были бы сообщниками их в пролитии крови пророков (Мф. 23:30). Своих оппонентов Иисус считает продолжателями гонителей пророков: Таким образом вы сами против себя свидетельствуете, что вы сыновья тех, которые избили пророков; дополняйте же меру отцов ваших (Мф. 23:31–32). Себя и Своих последователей Иисус, напротив, считает продолжателями дела пророков (Мф. 23:33–39). В Евангелиях содержится немало параллелей между отдельными аспектами служения Иисуса и деятельностью пророков . Так, например, пророк Михей, сын Иемвлая, говорит о народе израильском: я вижу всех Израильтян, рассеянных по горам, как овец, у которых нет пастыря (3 Цар. 22:17). Об Иисусе говорится: Иисус… увидел множество народа и сжалился над ними, потому что они были, как овцы, не имеющие пастыря (Мк. 6:34). Себя Он называет пастырем добрым, который полагает жизнь свою за овец (Ин. 10:1–11). Поведение Иисуса в храме, когда Он выгнал из него продающих и покупающих (Мф. 21:12–13; Мк. 11:15–17; Лк. 19:45–46; Ин. 2:15–17), напомнило ученикам слова псалма: Ревность по доме Твоем снедает меня (Пс. 68:10). А слова, которые Иисус обратил к изгоняемым, были не чем иным, как аллюзией на слова пророка Иеремии: Не соделался ли вертепом разбойников в глазах ваших дом сей, над которым наречено имя Мое? (Иер. 7:11). Эль Греко. «Христос изгоняет торговцев из храма» Пророчество Иисуса о разрушении Иерусалимского храма (Мф. 24:2; Мк. 13:2; Лк. 19:42–44) было возобновлением аналогичного пророчества Иеремии (Иер. 7:12–14), а также пророчества Даниила, на которое Иисус прямо ссылался (Мф. 24:15; Мк. 13:14). В этом пророчестве предсказана смерть Христа, за которой должно последовать нашествие иноплеменного царя, разрушение храма и прекращение левитского священства (что и произошло в 70 г. по Р. Х.):

http://pravmir.ru/iisus-hristos-zhizn-i-...

(б)Исаия 9:6. «Ибо младенец родился нам; Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира». (в) Михей 5:2 . «И ты, Вифлеем – Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле, и которого происхождение из начала, от дней вечных». В ветхозаветном повествовании Иегова, Господь неба, раскрыл Свой план появиться в человеческом облике и дал несколько пророчеств о чуде воплощения Иисуса Христа. Изучение вышеприведенных отрывков убедит непредвзятого человека, что Иегова сдержал Свое слово и действительно воплотился в человека, стал буквально «Богом с нами» ( Мф. 1:23 ; Лк. 1:32–33 ; Ин. 1:14 ). Ключом к Ис. 7:14 является Святое Имя «Еммануил», которое переводится – и это единственный верный перевод – как «Бог с нами». А поскольку нет другого Бога, кроме Иеговы, по Его собственному свидетельству ( Ис. 43:10–11 ), то Иисус Христос и Бог Иегова едины по природе во власти и в вечности, то есть равны. Пророчество это исполнилось ( Мф. 1:22–23 ), следовательно, можно не сомневаться, что Иисус Христос Сын Девы, о Котором говорится в Ис. 7:14 . Свидетели Иеговы не могут представить ни одного аргумента, чтобы опровергнуть Писание, то есть доказать, что Иегова и Христос не одно и то же, ведь само слово «Еммануил» («Бог» или «Иегова с нами») отвергает любую другую интерпретацию. Стих Исаия 6:9 из еврейского Священного Писания представляет собой одно из сильнейших доказательств Божественности Христа, из которого неоспоримо следует: Сам Иегова намеревался предстать в человеческом обличье. Стих ясно указывает, что вся власть будет отдана этому Младенцу, Сыну, Который откроется указанными качествами. Исаия, вдохновленный Святым Духом, говорит о Христе как о «Чудном, Советнике, Боге крепком, Отце вечности, Князе мира», то есть перечисляет качества, присущие только Богу. Сочетание «Бог крепкий» само по себе указывает на Иегову, так как Он является не просто единственным Богом ( Ис. 43:10–11 ), но еще и «крепким», несравненным в Божественности. Свидетели Иеговы пытаются игнорировать этот стих, говоря, что Христос могущественный бог, но не Всемогущий (Иегова). Этот аргумент в действительности смешон. Свидетели Иеговы доказывают, что раз в этом тексте на древнееврейском языке нет определенного артикля, то «крепкий» не означает Иегову. Тогда возникает вопрос, неужели существует два «крепких» Бога? Это абсурд. И все-таки свидетели Иеговы упорствуют, несмотря на то, что в 21 стихе 10 главы Исаия говорит (без артикля!), что «обратится... остаток Иакова – к Богу сильному». В Иер. 32:18 пророк (употребив артикль) провозглашает Бога (Иегову) «великим, сильным» (оба слова означают одно и то же). Посмотрите для сравнения в Ис. 9:6; 10:21 ; Иер. 32:18 . Чтобы принять точку зрения свидетелей Иеговы, нужно признать существование двух «сильных Богов», что невозможно, ибо существует только один истинный и сильный Бог ( Ис. 45:22 ).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/tsarstvo...

Евр.11:6 . «А – без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздаёт». Объяснение. Название «вера» имеет не один смысл: а) вера есть сердечное влечение к Богу, б) вера есть вероучение, или знание, о Боге: Мк.11:23 ; Ин.17:3 . Истинное вероучение может быть только у послушных сынов Церкви Христовой: Рим.10:14 ; Деян.10:6 . Если сказано, что без веры угодить Богу невозможно, то сказано также, что вера без дел мертва: Иак.2:24–26 . О спасении по вере Ин.3:36 . «Верующий в Сына имеет жизнь вечную; а не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нём». Объясн. Не всякий верующий может иметь жизнь вечную: Лк.6:46 ; с другой стороны, и добрый язычник может сделаться примерным христианином: Деян.10:1–6:44–47 ; похвалил и Господь веру и смирение жены Хананеянки: Мф.15:28 , но об уверовавших и отпавших сказано: Евр.6:4–6:10:29 . Ин.16:31–32 . «Иисус отвечал им: теперь веруете? Вот, наступает час, и настал уже, что вы рассеетесь каждый в свою сторону и Меня оставите одного; но Я не один, потому что Отец со Мною». Объяснение. Вот урок здесь для того, чтобы не быть самонадеянным в вере. Господь как бы так говорит: не хвалитесь вашей верой, не пережив и даже не зная того великого испытания, которое предстоит теперь этой вере. Вот почему апостол Павел хотя и удостоился откровения, но хвалился только немощью: 2Кор.12:1:5, 9 . Ин.17:22–24 . «И славу, которую Ты дал Мне, Я дал им; да будут едино, как Мы едино... Отче! которых Ты дал Мне, хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мною, да видят славу Мою, которую Ты дал Мне, потому что возлюбил Меня прежде основания мира». Объяснение. Испрашивая верующим единство, Иисус Христос присоединяет: «да уверует мир, что Ты послал Меня» (ст.21), и ещё: «и да познает мир, что Ты послал Меня» (ст.23). Здесь вера и разумение не разделяются одна от другого, но одна сопровождается другим: Рим.10:17 . Верующие увидят славу Божию в том смысле, что будут принимать участие в ней: Рим.8:17:30 ; будут царствовать с Христом, если только не отрекутся: 2Тим.2:12 , а кто отречётся, того отречётся и Господь: Мф.10:33 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Лк.11:17 . «Но Он, зная помышления их, сказал им: всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет, и дом, разделившийся сам в себе, падёт». Объясн. Эти слова относятся к тем, кто отделил себя от единства веры: Иуд.1:19 , и вопреки призыва Христа Спасителя: Ин.17:20–21 , и апостольского учения: 1Кор.12:12 ; Еф.4:5 , отпали от Церкви Христовой, запутавшись в собственных заблуждениях: Евр.6:4–6 ; 2Пет.2:20–22 . К разделу же имущественному притча эта не относится. 37) О смирении Мф.12:18 . «Се, Отрок Мой, Которого Я избрал, Возлюбленный Мой, Которому благоволит душа Моя; положу дух Мой на Него, и возвестит народам суд». Объясн. Эти пророческие слова Исаии ( Ис.42:1 ) относятся не к обыкновенному смертному человеку, а к Мессии: так как Он, благоволив себя умалить до раба: ср. Флп.2:7 , исполнил поручение Бога Отца: Ин.17:4 . Истинное смирение возвышает и людей смертных: Пс.146:6 ; Сир.3:18 , но против ложного и лицемерного смиренномудрия предостерегает апостол: Кол.2:18 . 38) Об истинных подвижниках Евр.13:13 . «Итак, выйдем к Нему за стан, нося Его поругание». Объясн. Истинные соратники и сподвижники Христовы должны бывают на самом деле находиться вне стана (суетного мира), словно бы на военном положении, всегда готовые к ополчению против врагов тьмы века сего, духов злобы поднебесных: Еф.6:11–17 . 39) О христианском терпении Евр.12:2 . «Взирая на начальника и совершителя веры Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел Крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия». Объясн. Христос, после Своих страданий и крестной смерти, воскрес из мёртвых и вознёсся на небо, как и в другом месте говорит апостол: Флп.2:8–11 . И мы, если только будем по вере в Иисуса Христа терпеливо переносить свои страдания и скорби, удостоимся величайших наград за подвиги: 1Кор.2:9 . 40) О мире внутреннем и внешнем Ин.14:27 . «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам; не так, как мир даёт, Я даю вам. Да не смущается сердце ваше и да не устрашается». Объясн. Мир понимается здесь в смысле внутреннего в человеке умиротворения, а не внешнего: Рим.14:17 ; Флп.4:7 ; о мире с внешней стороны ученикам Своим Христос сказал: «в мире будете иметь скорбь»: Ин.16:33 , а в другом месте Господь ещё сильнее высказал о предстоящих скорбях исповедников учения Его: Мф.10:32–36:24:5–9 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Назначение христианина – подражать Христу. Владыка часто повторял эти слова, возвращался к ним в проповедях, раскрывал их смысл в богословских работах. В работе «О совершенствовании человеческой природы Господа и Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа» он писал: «Наше спасение в соединении со Христом. Это возможно, потому что соединение каждого из нас с Ним и есть цель Его пришествия в мир. Он сделался Человеком, чтобы каждый человек мог соединиться с Ним, Человеком и Богом, а через это соединение приобщиться и к Богу. И так как Христос есть Сын Человеческий, как Он любил Себя называть, то чтобы быть настоящим Сыном человеческим, и Он по человечеству должен был изменяться, но притом всегда только к большему совершенству. В детском возрасте Спасителя мы очень ясно видим это из слов Евангелия: «Иисус преуспевал в премудрости и возрасте и в любви у Бога и человеков» ( Лк.2:52 ). Остановилось ли это преуспеяние на какомто бесконечно совершенном уровне по достижении Господом Иисусом мужеского возраста? Нет. Заключилось ли это совершенство только в том, что Он за всю жизнь «не сделал никакого греха» ( 1Пет.2:22 )? Нам, грешникам, это кажется уже величайшим совершенством, но не для Господа Иисуса, Который был чужд греха настолько, что грех был противен и отвратителен не только Его Божественной, но и человеческой природе. Таким образом, то, что Он «не сделал никакого греха», является для Господа Иисуса только отсутствием недостатка, хотя для нас кажется великим совершенством. Отсутствие греха есть постоянное свойство человеческой природы Спасителя от начала Его земной жизни до конца. В других же отношениях Его человечество совершенствуется все более и более. Кончилось детство и юность Господа Иисуса. Вот Он выходит из вод крещения, вод Иордана. При этом для жизни Его происходит великое событие: отверзлось небо, и Дух Святой низшел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: «Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение» ( Лк.3:21–22 ; Мф.3:16–17 ; Мк.1:10–11 ; Ин.1:32–33 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vendland...

§ 31. Вход Господень в Иерусалим (Мк. 11:1–11; Мф.21:1–17; Лк. 19:29–46; Ин. 12:12–18) За шесть дней до праздника Пасхи Иисус Христос отправился из Вифании в Иерусалим. Подходя к Иерусалиму, Он приказал ученикам привести из ближайшего селения ослицу с осленком. Когда они привели и возложили на них одежды, то Иисус Христос воссел на молодого осла и продолжал Свой путь в Иерусалим. Ученики, а за ними и множество народа, постилали по дороге одежды, а другие резали пальмовые ветви и бросали их, восклицая: «Осанна (спаси), Сыну Давидову! Благословен грядый во имя Господне! Осанна в вышних!». Прибыв в Иерусалим, Иисус Христос вошел в храм, выгнал оттуда продающих и покупающих и стал учить народ. Приступили к Нему хромые, слепые, и Он исцелял их. Дети, подражая старшим, также прославляли Господа и взывали: «Осанна, Сыну Давидову». Торжественный вход Иисуса Христа в Иерусалим Православная Церковь празднует в воскресенье за неделю до Пасхи. На всенощном бдении, после чтения Евангелия, освящаются вербы и раздаются верующим, поэтому и праздник называется Вербным Воскресеньем. Тропарь праздника. Общее воскресение прежде Твоея страсти (прежде Твоих страданий) уверяя, из мертвых воздвигл еси Лазаря, Христе Боже. Темже и мы, яко отроцы победы знамения носящее (нося распускающиеся вербы, как знамения победы над смертью ), Тебе, Победителю смерти вопием: осанна в вышних, благословен грядый во имя Господне. § 32. Учение Иисуса Христа о двух главных заповедях (Мф. 22:35–40) После торжественного входа в Иерусалим, Иисус Христос учил народ в храме. Один законник спросил Его: «Учитель! какая наибольшая заповедь в законе?». Иисус Христос отвечал: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всей душой твоей и всем разумением твоим. Это есть первая и наибольшая заповедь. Вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего как самого себя». На этих двух заповедях утверждается весь закон Божий 10 . § 33. Изображение Страшного Суда (Мф. 22:35–40) О Своем втором пришествии на землю и о Страшном Суде Иисус Христос учил следующим образом: «Сын Человеческий придет во славе и все святые Ангелы с Ним, и сядет на престол славы Своей. Тогда соберутся пред Ним все народы, и Он отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов. Праведных Он поставит по правую сторону, а грешников по левую. И скажет Царь там, которые стоят по правую сторону: придите, благословенные Отца Моего, и наследуйте Царство Небесное, потому что, когда Я был голодным, вы накормили Меня; жаждал, вы напоили Меня; был странником, вы одели Меня; был болен, вы посетили Меня. Когда праведники скажут Ему в ответ: Господи, когда мы видели Тебя алчущим и накормили, или жаждущим и напоили, странником и приняли… Царь скажет им в ответ: «истинно говорю вам, что вы сделали одному из меньших братий Моих, то сделали Мне».

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gorodcev...

Но легко ли человеку, зараженному лестью лукавого, прийти в познание истины и спастись? Господь «пришел исцелить сокрушенных сердцем, отпустить измученных на свободу» ( Лк.4:18 ); и потому прежде, чем получит кто радость спасения, много должен потерпеть мучении. «Истаевает душа моя о спасении Твоем, – взывал пророк Давид, – я говорю: когда Ты утешишь меня?» ( Пс.118:81–82 ). Но вот и путь, которым привел его Господь во спасение: едва не погубили меня враги; но я не оставил повелений Твоих. Они подстерегают меня, чтоб погубить; а я углубляюсь в откровения Твои – утешение мое, и уставы Твои – советники ( Пс.118:87, 95, 24 ). И нас тому же учит Господь: «если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики, и познаете истину, и истина сделает вас свободными» ( Ин.8:31–32 ). Почему, «делая добро, да не унываем, ибо в свое время пожнем, если не ослабеем» ( Гал.6:9 ). Хотя иго Господне и благо ( Мф.11:30 ), однако же не мимо идет и сие слово Господне: «в мире будете иметь скорбь» ( Ин.16:33 ). Всем нам суждено войти в Царствие Божие многими скорбями ( Деян.14:22 ). «Покоритесь Богу, – сказано нам, – сокрушайтесь, плачьте и рыдайте» ( Иак.4:10 ). «Не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Божия» ( Еф.5:17 ). Не благоволил Бог, чтоб возлюбленные его покоились в мире сем; но паче восхотел, чтобы пребывали в сокрушении сердечном и печали о своем спасении. «Ибо печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению» ( 2Кор.7:10 ). Когда пребываем в печали о своем спасении, то будем знать, «что Бог определил нас не на гнев, но к получению спасения» ( 1Фес.5:9 ). «И блаженны нищие духом; блаженны плачущие» ( Лк.6:20–21 ). «Сеявшие со слезами будут пожинать с радостью» ( Пс.125:5 ). «Блажен человек, которого вразумляешь Ты, Господи, и наставляешь законом Твоим, чтобы дать ему покой в бедственные дни» ( Пс.93:12–13 ). Блаженная жизнь безстрастная, жизнь, чуждая греха, который производит скорбь и муку; приятно для души, когда отнимется от нее завеса, скрывающая вечное блаженство. Но и безстрастие не безопасно; оно неискусного приводит в высокоумие и надежду спасения заставляет полагать не в Боге, но в своей добродетели. Тогда как вечная жизнь есть дар Божий, который достигается верой в Сына Божия; она уготована боящимся Его и надеющимся на милость Его. Хорошо, кто, делая добро, смиренно помышляет о себе; добрые дела укрепляют в нем надежду на воздаяние Божие. Но и борьба со страстями и похотями, сокрушая сердце, смиряет дух и водворяет надежду на милость Господню. И «блаженны все, уповающие на Него» ( Пс.2:12 ), – говорит Писание.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

Герман. Не может быть ложно это апостольское изречение, которое обещает свободу от греха не только монахам, но и вообще всем христианам. Но нам, однако, кажется слишком темным. Ибо хотя оно объявляет, что все верующие в Евангелие свободны и чужды ига и господства греха,; но как же почти во всех крестившихся господствуют грехи, по изречению Господа, Который говорит: всякий, делающий грех, есть раб греха (Ин 8, 34)? глава 32 Ответ о различии благодати и заповедей закона Моисеева Феона. Ваше любопытство предлагает нам немаловажный вопрос, силу коего, хотя знаю, неопытные не могут ни передавать, ни понимать; однако, сколько могу, попытаюсь словами изложить и коротко изъяснить, если только ваш рассудок будет исполнять на деле то, что мы говорим. Ибо что познается не наукою, а опытом, того неопытный не может ни передать, ни умом понять или удержать, а только тот способен, кто самим делом с подобным усердием приобрел познание. И потому считаю необходимым сначала исследовать, каково намерение или желание закона (Моисеева) или каково учение и совершенство благодати, чтобы из этого последовательно мы могли познать или господство греха, или изгнание его. Итак, закон повелевает искать брачного союза, говоря: блажен, 686// кто имеет семя в Сионе и домочадцев в Иерусалиме (Ис 31, 9); проклята бесплодная, которая не рождала; напротив, благодать побуждает нас к чистоте, всегдашней нерастленности и к целомудрию блаженного девства, говоря: блаженны неплодные, и утробы неродившие, и сосцы непитавшие! (Лк 23, 29); кто не возненавидит отца своего и матери, и жены, и детей,… тот не может быть Моим учеником (Лк 14, 26), и апостол говорит: имеющие жен должны быть, как не имеющие (1 Кор 7, 29). Закон говорит: не медли приносить десятины твои и начатки (Исх 22, 29); благодать говорит: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение свое и раздай нищим (Мф 19, 21). Закон не запрещает мщения за оскорбления и обиды, говоря: глаз за глаз, зуб за зуб (Исх21, 24); благодать хочет, чтобы удвоение нанесенных обид или удара мы покрывали своим терпением, и повелевает быть готовыми к перенесению двойного лишения: кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду (Мф 5, 39, 40). Закон позволяет ненавидеть врагов (Лев 19, 17, 18); а благодать повелевает любить их и всегда молиться за них Богу (Мф 5, 44). глава 33 Заповеди евангельские легче заповедей закона Моисеева

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=678...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010