Как Отец является источником жизни, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе. Кроме того, Отец дал Сыну власть производить суд. Но в этом суде Сын не самостоятелен: Он судит, как слышит от Отца. Речь идет о полном взаимопроникновении и слиянии двух воль – Отца и Сына, не вступающих в противоречие или конфликт одна с другой. Если в начальном сегменте беседы использовался образный ряд, заимствованный из сферы семейных отношений, то в этом сегменте доминируют образы, взятые из юридической сферы. Это выражается, во-первых, в многократном использовании существительного «суд» (κρσις) и глагола «судить» (κρνω); во-вторых, в утверждении, что Отец дал Сыну судебную власть; в-третьих, в том, что Сын выступает в качестве полномочного представителя Отца, подобно тому как в суде один человек может получить полномочия действовать от имени другого и представлять его интересы 213 . Мы «можем видеть, как миссия (послание) рассматривается прежде всего как передача власти или полномочий подобно притче о злых виноградарях» 214 , где сын действует от лица отца в качестве его полномочного представителя ( Мф.21:37–38 ). О каком суде идет речь? Очевидно, о том, о котором Иисус говорил: Ибо приидет Сын Человеческий во славе Отца Своего с Ангелами Своими и тогда воздаст каждому по делам его ( Мф.16:27 ). Об этом суде говорится во многих поучениях и притчах Иисуса, в частности, в толкованиях притч о плевелах ( Мф.13:36–43 ) и о неводе ( Мф.13:49–50 ). Его последнее поучение в Евангелии от Матфея завершается темой Страшного суда, на котором Сын Человеческий, пришедший во славе Своей, отделит овец от козлов, поставив первых по правую, вторых по левую руку от Себя ( Мф.25:31–46 ). В Евангелии от Иоанна Сын Божий получает от Бога судебную власть, потому что Он есть Сын Человеческий. Бог судит человека не извне и не свысока: Бог Сам стал человеком и осуществляет суд над миром как Сын Человеческий, то есть как тот, кто прожил человеческую жизнь и на собственном опыте знает о ее тяготах и скорбях. Как сочетаются слова о суде с тем, что Иисус недавно говорил Никодиму: Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него ( Ин.3:17 )? Нет ли здесь противоречия? Думается, ответ следует искать в смысле слова «послал»: Бог послал Своего Сына в мир не для того, чтобы судить мир.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Картина эта, выставлена теперь уже во второй раз; в первый раз она выставлена была в 1906 году и тогда уже много было писано о выдающихся достоинствах ее в художественном отношении, как такой, в которой особенности таланта Васнецова, сказавшиеся в сделанной им росписи Киевского Владимирского собора, как бы достигли своего совершенства. Уже по одному этому я не должен рассматривать ее с этой стороны, и как в картине «Распятие» остановлюсь лишь на содержании и идейном его значении. Содержание этой картины так описано в продающемуся тут же на выставке листочке. «Основанием изображения служат: Мф.25:31–46 ; Мк.18:24–27 ; Лк.21:27 ; Ин.5:28–29 . Исполнена картина согласно древним иконописным подлинникам. На главном месте изображен Судья, Господь Наш Иисус Христос , сидящий на престоле с раскрытым Евангелием и крестом в руках. На листе правой стороны Евангелия написано: «приидите благословенные Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира» ( Мф.25:34 ); на левом же листе: «идите от Мене, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его» ( Мф.25:41 ). При престоле Господа – предстоящие: с одной стороны, Пресвятая Матерь Господа, Заступница кающимся грешникам, а с другой стороны: Иоанн Креститель. Далее по краям предстоит Арх.Гавриил и Арх.Михаил, поражающий древнего змия зла – и диавола. По сторонам престола, непосредственно за Богоматерью и Крестителем – Апостолы на 12 престолах. За Апостолами – сонмы Ангелов. Вверху картины изображен Бог Отец, благословляющий Сына на Суд, и Дух Святый. У ног Господа – распростерты ниц прародители рода человеческого – Адам и Ева. В центре картины, ниже престола Господа Судии, – Ангел, держащий в одной праведные весы, а в другой руке – запечатанный семью печатями свиток с праведными делами. Пред Ангелом с весами судимая душа человеческая по воскресении. Слева от Ангела – диавол с развернутым свитком грехов. Нет слов, основная идея, вложенная в изображение страшного суда и так живо в данных на картине образах воплощенная, вполне согласна с учением православной Церкви; и в целом, и в частях, верная традиционным иконописным подлинникам, картина дышит, так сказать, духом церковности.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Solovev/...

1. Если Христос Спаситель Сам освятил и благословил брак как Божественное установление (Быт.2:18,22-24; Мф.19:4,5; Ин.2:1-2,11) и если Господь сам так любил малых детей (Мф.19:13-15; Мк.10:14; Лк.18:16), если, далее, святой Апостол учил о честном и непорочном христианском браке (Евр.13:4), проповедовал, что муж и жена христиане сочетаваются во образ союза Христа с Церковью (Еф.5:23-25,31,33) и прямо говорил, что " если женишься, не согрешишь " (1Кор.7:28; ср.: 1Тим.2:15), называя запрещающих вступать в брак " лжесловесниками, сожженными в совести своей " (1Тим.4:2-3), то что удивительного, если в самые первые времена веры нисколько не оспариваемым состоянием церковного клира в рассматриваемом отношении было состояние брачное, к тому же как определенно соответствовавшее иудейскому и, конечно, еще более языческому воззрению на брак. Юная христианская Церковь, состоявшая прежде всего из иудеев и затем из язычников, где состояния безбрачные были единичными исключениями, была заинтересована в данном случае, очевидно, первым образом уже только в том, чтобы определенно покончить с иудейской и языческой полигамией - многоженством и утвердить в церковном христианском обществе начала подлинно христианского брака как христианской моногамии. Только в связи с этой ясною задачею первенствующей Христовой Церкви и можно понимать, согласно святоотеческому толкованию, слова Апостола Павла в его послании к Тимофею (1Тим.3:2,12) и Титу (Тит.1:6) о том, что епископ (а равно пресвитер и диакон) " должен быть мужем единыя жены " , или оценивать, в частности, 4-е правило Апостольское, свидетельствующее о епископах древности, имеющих свои семьи. Не будем здесь повторять, например, мнений блаженного Иеронима и других отцов - мнений о том, что и сами Апостолы имели жен, исключая Иоанна и Павла (Толкование на послание Апостола Павла к Кор.11:2), и подобных: малоясные подробности не уясняют сильнее указанного общего бесспорного положения, которое в данном случае может быть выражено следующим образом: тайна священства догматически (Мф.19:4-5; 1Тим.3:2) ни в каком случае не исключает Таинства Брака (ср.: Епископ Никодим (Милаш). " Рукоположение как препятствие к браку " , стр.46), и потому отречение от брачной жизни в первенствующей христианской Церкви не было вменяемо всем членам клира, в том числе и епископам, в непременную обязанность, - и жизнь семейная не почиталась несовместимой с званием и обязанностями клирика Церкви, в том числе и епископа (ср.: Профессор Н.К.Соколов. " Из лекций по каноническому праву " . М., 1875. С.326).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/302/...

«Такой жертвенник ты можешь видеть везде – и на улицах, и на площадях, ежечасно можешь приносить на нем жертву, потому что и здесь освящается жертва. И как иудей предстоит (пред жертвенником), призывая Духа, так и ты призываешь Духа, только не словами, а делами. Ничто так не поддерживает и не возжигает огнь Духа, как этот елей, обильно изливаемый» . Следуя в своих рассуждениях Евангелию о суде Божием (см.: Мф. 25: 31–46), Иоанн Златоуст умышленно отождествляет самого Христа с бедняком, нагим и странником, с узником в темнице, с изнуренным страдальцем. Сочувствие гонимым, больным и беднякам берет свое начало во Христе и потому не может быть связано ни с какой идеологией. Император Юлиан Отступник свидетельствует о том, что в его время (в IV веке) в раздаче материальной помощи христиане не делали никакого различия между язычниками и христианами. На всех распространялась одна и та же любовь. И это явно основывается на Евангелии о Страшном суде, в котором сказано, что Господь будет судить всех людей и назовет тех, кто накормил бедных и нуждающихся «благословенные Отца Моего» (Мф. 25: 34). Мы, таким образом, призваны воплощать в жизни евангельскую любовь ко всем (см.: Гал. 6: 10). Та же мысль есть и в 1-м послании к фессалоникийцам: «Всегда ищите добра и друг другу и всем» (Фес. 5: 15). Учение Библии противостоит унижению бедности и нужды. Начиная с XIX века, люди были увлечены социальной проблематикой. Но социальная проблематика у нас связана с пастырским служением, то есть с любовью. Вот почему невозможно сформировать свободное общество исключительно реформами социальных и политических структур… Если даже установить некое понятие свободы, общее для нас и для неверующих, ради сотрудничества в социальной сфере, с нашей точки зрения, в любом случае именно Дух Господень – творец свободы. Верно, что мы все стремимся к единству рода человеческого. Но путь к этому единству состоит не только в объединении более или менее близких народов. И если речь идет о том, что объединение достигается революцией, Н.А. Бердяев напоминает нам о том, что всякая революция отвратительна . Но даже при мирных преобразованиях единство остается весьма хрупким без подчинения Господу или хотя бы христианским ценностям. Единство же в какой-либо религиозной среде, чтобы стать истинным, должно стремиться быть межличностным единством, инспирированным духовными идеалами, без фанатизма, без стадного чувства, без агрессивности.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/4...

Во вторую подготовительную неделю – «Неделю о блудном сыне», среда и пятница – постные. В воскресенье на Литургии читается притча из Евангелия «О блудном сыне» ( Лк.15:11-32 ), которая призывает заблудших покаяться и вернуться к Господу, с надеждой на Его милосердие. В эту неделю, а также и в следующие за нею две недели на всенощном бдении после полиелея поется 136й псалом: «На реках Вавилонских тамо седохом и плакахом…» Он описывает страдания евреев в плену вавилонском и скорбь об утраченном отечестве, образно, говоря – о нашем плене греховном и о том, что мы должны стремиться к своему духовному отечеству – Небесному Царствию. Третья подготовительная неделя называется «мясопустною», или «сырною», а по народному – «масленица». В эту неделю уже нельзя есть мясо. Среда и пятница не постные, разрешено вкушать молоко, яйца, рыбу, сыр, масло. По старому русскому обычаю, на масленицу пекутся блины . Воскресенье «мясопустной недели», соответственно евангельскому чтению, носит название «Неделя о Страшном суде» ( Мф.25:31-46 ). Этим чтением Церковь призывает грешников покаяться и делать добрые дела, напоминая, что за все грехи нам придется отвечать. С началом этой седмицы, находящимся в браке предписывается воздержание от супружеских отношений. Последнее воскресенье перед Великим постом называется «сыропустом»: им оканчивается вкушение яиц и молочных продуктов. На Литургии читается Евангелие с частью из Нагорной Проповеди ( Мф.6:14-21 ), где говорится о прощении обид нашим ближним, без чего мы не можем получить прощения грехов от Отца Небесного; о посте и о собирании небесных сокровищ. Сообразно с этим евангельским чтением, христиане просят в этот день друг у друга прощения за причиненные обиды и стремятся со всеми примириться. Поэтому воскресенье это принято называть «Прощеным воскресеньем». Первая и последняя (Страстная) седмицы Великого поста отличаются своей строгостью, и их богослужения – продолжительностью. Это время особого покаяния и сугубых молитв. Верующие, как правило, ежедневно посещают богослужения этих седмиц.

http://azbyka.ru/o-postax-i-trapezax

Исходя из вышеизложенного, можно сказать, что православная этика или православное нравственное богословие как система еще не построена, а находится в стадии созидания. Основными ее предпосылками являются: 1) Догмат Боговоплощения, то есть нераздельное и неслиянное соединение двух природ – Божественной и человеческой в Лице Сына Божия, Иисуса Христа. Этот догмат выражает ту спасительную истину, что Сын Божий при Своем Воплощении и Вочеловечении соединился не с отдельным, индивидуальным человеком, а с человеческой природой в целом; то есть со всем родом человеческим. Поэтому Богочеловек Иисус Христос по Своей Человеческой природе является Всечеловеком, Новым Адамом, включающим в Себя весь человеческий род. 2) Новая заповедь Господа Иисуса Христа о самоотверженной и жертвенной любви к людям. 3) Учение апостола Павла ( 1Кор. 13 ) о любви как важнейшем даре Духа Святого, даре Любви, которую необходимо стяжать, по словам преподобного Серафима Саровского (1759–1833). Без этого дара все остальные дары – знания, пророчества, жертвенность, чудотворения – не имеют никакого значения. 4) Отождествление каждого человека с Сыном Человеческим, Иисусом Христом, которое вытекает из догмата Боговоплощения и которое Сам Спаситель подтвердил в Евангелии от Матфея ( Мф.25:31–46 ). Это самоотождествление Христа с человеческим родом, которое лежит в основе догмата Искупления, заставляет понимать буквально, а не иносказательно слова Иисуса Христа о Страшном Суде: Так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне ( Мф. 25:40 ) и то же самое в отрицательной форме. Отсюда следует главная заповедь христианской морали – видеть в каждом человеке образ (живую икону) Христа, тем более достойный поклонения, что мы, православные христиане, чтим образ Христа, начертанный на доске (рукотворную икону). Согласно глубокому прозрению святого Иринея Лионского (ок. 130–202), человек был создан «по своей телесной природе именно по образу Сына Божия, иже от Отца рожденнаго прежде всех век». Для святого Иринея «быть по образу Божию быть по образу Сына Божия Воплощенного». Иными сл » это значит, что тело человеческое создано по образу ид тела Бога Слова, воплощенного от вечности в Божественном плане и Премудрости Божией. Это вполне соответствует слову апостола Петра о чистом Агнце, предназначенном еще прежде создания мира ( 1Пет. 1:19–20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Подчеркнем эту последнюю мысль: любовь к Богу должна выражаться в конкретных делах, опирающихся на Его заповеди. И вот здесь христиан подстерегает опасность, как бы им не уподобиться юноше, пришедшему однажды ко Христу с вопросом, как ему войти в жизнь вечную. Христос ответил: соблюди заповеди . Тогда юноша спросил, о каких заповедях идет речь, и услышал известный ему перечень: не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй; почитай отца и мать; и: люби ближнего твоего, как самого себя . Юноша воскликнул: Все это сохранил я от юности моей; чего еще недостает мне? — и тогда Господь ответил: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною (Мф 19:16–21). Юноша ошибался, думая, что должным образом исполняет все заповеди: если бы он в самом деле любил ближнего, то едва ли располагал бы большим имением (а оно у него было, уточняет евангелист), — так не без иронии комментировали этот эпизод святители Василий Великий и Иоанн Златоуст. Впрочем, проблема тут не столько в имении (у нынешних христиан больших имений, как правило, и нет), сколько в склонности многих людей переоценивать свои достижения в следовании заповеди о любви к ближнему. Иной человек скажет: «Я никому не делаю ничего плохого». Но в том-то и дело, что Евангелие предполагает деятельную любовь к людям, пример которой явил Сам Спаситель: целые дни и ночи Он проводил, исцеляя больных и одержимых, питая голодных, беседуя с теми, кто нуждался в Его наставлении. А в ночь перед распятием, прежде чем возлечь В те времена в Иудее был распространен римский обычай возлежать за трапезой, опираясь на одну руку на Тайную Вечерю, Сам омыл ученикам ноги и заповедовал им таким же образом служить друг другу впредь (см.: Ин 13:3–15). Исполнить заповедь о любви к Богу невозможно, не проявляя любви к ближним. Это становится окончательно ясно из притчи о Страшном суде, где Христос противопоставляет людей, которые были милосердны к страждущим ближним и за это наследуют жизнь вечную , другим людям, прошедшим мимо чужой беды и теперь обреченным на муку вечную . Оказывается, что, помогая нищим, голодным, бездомным, больным, заключенным, люди оказывали милость Самому Христу — зачастую не подозревая об этом! А никому не помогавшие — прошли мимо Христа (см. Мф 25:31–46).

http://foma.ru/chto-takoe-nastojashhaja-...

      И все же весть о суде - да, благая весть. Она содержит обетование, что Господь придет и соберет Своих детей, и не останется больше страдания и зла. Весть о суде - благая весть и с другой, менее привычной стороны: из Библии очевидно, что мы не будем судимы по меркам человеческим; мерило, по которому будет оценивать нас Бог - Его абсолютное и неумолимое утверждение, что имеет значение только любовь, причем любовь чистая и полностью воплощенная в жизнь (Иак.2). Нам часто кажется, что это непосильное требование. Так кто же может спастись? - изумляются ученики. Человекам это невозможно, Богу же все возможно, - отвечает Господь (Мф.19, 25). Сама мера требований - превосходящая человеческие силы - свидетельствует о том, что мы призваны уподобиться Богу, и все, что ниже этого, недостойно человека. Читать полностью главу из «Духовного путешествия» Читать проповедь Антония Сурожского на неделю Страшного Суда     Александр Шмеман «Великий пост»   Тема Мясопустного воскресения — опять–таки любовь. Евангельское чтение этого дня посвящено притче Спасителя о Страшном Суде (Матф.24:31–46). По какому закону будет Христос нас судить, когда настанет этот день? Притча отвечает: по закону Любви, не только по гуманитарной заботе об отвлеченной справедливости к анонимным «бедным», но по конкретной, личной любви к человеку, любому человеку, который по воле Божией встречается на нашем жизненном пути. Это различие очень важно, потому что теперь христиане все больше и больше склонны отождествлять христианскую любовь с политической, экономической и социальной заботой о людях; другими словами, они переходят от заботы об одном человеке и его личной судьбе к заботе об анонимных существах, принадлежащих, например, к такому–то классу, национальности и т. д. Мы не говорим, что такого рода забота не нужна. Ясно, что христиане, несущие на себе ответственность гражданскую или профессиональную, должны заботиться, по мере своих возможностей и понимания, о социальной, общественной жизни, справедливой, равной и вообще более гуманной. Бесспорно, все эти понятия происходят от христианских корней и, вероятно, внушены христианством. Но христианская любовь как таковая — это все же другое, и эту разницу надо понять и отстаивать ее, если Церковь должна продолжать свою особую, единственною миссию и не превращаться просто в социальное агентство, каковым она никогда не станет.

http://predanie.ru/tema/nedelja-o-strash...

В этом случае под спасением может подразумеваться близкое к обиходному пониманию значение: избавление от опасности, бедствия, болезни, смерти и пр. С другой стороны, смысл, вкладываемый в просьбу о спасении, может быть и более глубоким. Таким образом, просьба спасти бывает уместна и в условиях обыкновенной житейской опасности, и в условиях угрозы, возникающей в рамках религиозной жизни. Например, верующий может просить Богородицу (или других святых) о спасении от нападок нечистых злых духов , избавлении от их лукавых воздействий. В рамках регулярных молитв к Божьей Матери прошение о спасении может употребляться и относительно избавления от вечных адовых мук . Ведь Пресвятая Дева имеет особое дерзновение к Богу, как Матерь Единородного Сына по человеческому естеству, как Пренепорочная, Пречистая, Пресвятая Небесная Царица. Разумеется, понятие «Спасительница» не приложимо к Ней в том же значении, что и понятие «Спаситель», используемое в отношении Её Божественного Сына. В Евангелии Сам Христос приводит притчу, где говорится о том, что для спасения достаточно помогать людям ( Мф.25:31-46 ). Зачем же тогда нужны вера, молитвы, Церковь? Вопрос однобокий. Во-первых, апостол Павел пишет о значении веры: А без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает ( Евр.11:6 ). О значении и необходимости молитвы достаточно свидетельства Христа: И сказал им: сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста ( Мк.9:29 ). Также приведем слова апостола Павла: Всякою молитвою и прошением молитесь во всякое время духом, и старайтесь о сем самом со всяким постоянством и молением о всех святых ( Еф.6:18 ) Тем более не приходится сомневаться в необходимости принадлежать Церкви и участвовать в таинствах. Слова Христа о том, как будет происходить Страшный и последний суд, не следует воспринимать слишком буквально и ограничительно. Во-первых, следует учитывать «иудейский контекст»: слова сказаны в Иерусалиме иудеям; иудеи имели веру и соблюдали обряды, потому Господь делает акцент на тех добродетелях, которых им не хватало: дела милосердия, помощь ближнему.

http://azbyka.ru/spasenie

Екатерина 13 сентября 2018, 12:25 Правило 46 С оставленным на время своею женою сочетавшаяся по неведению, потом, по причине возвращения к нему первыя жены, отпущенная блудодействовала чрез таковый союз, впрочем по неведению. Посему брак ей не возбранится: но лучше, аще пребудет тако. (Трул. 93; Василия Вел. 9, 31, 36). Настоящее правило вошло в 93 трулльское правило, и в толковании оного истолковано в главном и данное правило Василия Великого. В толковании этого правила Зонара обращает внимание и на подобное предписание св. Василия в 9 его правиле. В 9-м же правиле Василий Великий говорит, что прелюбодеицею является всякая жена, которая оставит своего мужа и уйдет к другому человеку. Екатерина 13 сентября 2018, 12:24 А почему для мирянина, вступившего во второй брак после прелюбодеяния, такой брак теперь разрешается? Если это не прелюбодейная ересь, то почему? Как в вопросе, прелюбодеяние или нет, в случаях, когда его называют таковым Собор, отцы церкви, возможна полумера? Василий Великий, Правило 48 Оставленная мужем, по моему мнению, должна пребыти безбрачною. Ибо когда Господь рек, яко аще кто отпустит жену свою, разве словесе любодейнаго, творит ю прелюбодействовати (Мф. 5, 32): то назвав ее прелюбодейцею, тем самым воспретил ей сожитие с иным. Ибо как возможно, чтобы муж был повинен, как виновник прелюбодейства, а жена неповинна, быв от Господа наречена прелюбодейцею за совокупление с иным мужем? Антон 12 сентября 2018, 22:57 НН, почитайте поподробней историю Церкви периода Вселенских Соборов. Вы убедитесь, что мы еще хорошо живем! Антон 12 сентября 2018, 22:42 Александр, на повышенных тонах общаться не буду. Простите. НН 12 сентября 2018, 13:26 Что же мешает РПЦ отсечь сухую ветку? Может, уже пора прекратить с ними каноническое общение? Не соблазняем ли " малых сих " (наших " широкомыслящих " священнослужителей и духовно неокрепших прихожан), служа Литургию в одном Алтаре? Или будем ждать, пока эта раковая опухоль даст критическое кол-во метастаз в РПЦ? Может, уже пора на приходах в проповедях священникам не только рассказывать жития святых и толковать Евангилие, но и честно предупреждать прихожан о зле сегодняшнего дня, что б мы, простые неискушенные люди, не соблазнились и не " вляпались " напр. в секту " царебожников " , " непоминальщиков " , " Истинно православной церкви " и тд? Пишу с горечью, ибо знаю не понаслышке. Мы уже опаздываем!

http://pravoslavie.ru/115660.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010