Как же сохранять за собой прощение грехов, уже дарованное нам Господом благодатью святых таинств? «Если будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» ( Мф.6:14–15 ), – отвечает нам Слово Божие. Мы, «причастники Божественного естества» ( 2Петр.1:4 ), подлинно «ядущие плоть и пиющие кровь» воскресшего новой плотью Господа, перешли от смерти в жизнь вечную, – как же нам сохранить ее в себе? «Мы перешли от смерти в жизнь, потому что любим братьев; не любящий брата пребывает в смерти. Всякий ненавидящий брата своего... не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. Станем любить не словом или языком, а делом и истинною» ( 1Ин.3:14–15,18 ), то есть, добрыми делами, – поучает нас Писание. Любовь , как и всякая добродетель, есть уже блаженство жизни вечной, ибо прежде всего – «Царство Божие внутрь вас есть» ( Лк.17:21 ), и надо его насадить в сердце во всяких евангельских добродетелях и исполнением заповедей блаженства ( Мф.5:1–12 ). Дар Царства Божия, или прощения грехов и жизни вечной, есть то сокровище в поле, узнав о котором человек продает все и покупает поле то. Оно есть та драгоценная жемчужина, узнав о которой, человек продает все, что имеет, и покупает ее одну ( Мф.13:44–46 ). Но Царство Божие, как дар Божий, принятый верою и благодатью, есть только зерно горчичное, которое не только сохраняется в «доброй земле» ( Мф.13:8 ) сердца нашего, но должно вырасти в нем в целое, большое дерево. Это есть только закваска, от которой должно вскиснуть все тесто, все существо человека и вся жизнь его ( Мф.13:31–33 ). Те способности, дарования и начатки добродетелей, в известной мере данные Богом человеку, должны быть умножены трудами человека ради Царства Божия во всю, полную меру его сил, как таланты серебра, данные хозяином его рабам для добывания прибыли ( Мф.25:14–30 ). И исполнение всякой заповеди должно увеличивать внутреннее, духовное совершенство человека постепенно и все больше, по заповеди – «будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» ( Мф.5:48 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Polskij...

Кажется, выход всё же есть. Да, мы и наши близкие не достигли еще высот духа – но все мы (верующие и неверующие, христиане и атеисты) сотворены по образу и подобию Божию. И при всей нашей греховности, которая, как короста, покрывает нашу душу и сковывает дух, этот образ и это подобие иногда неожиданно просвечивают в человеке – в его слове, жесте, улыбке или же молчаливо совершаемом деле. И тут важно не пропустить этот миг – потому что в такие моменты человек становится проводником Божественного света. Он, иногда сам того не сознавая, превращается для нас в маяк, указывающий путь в нашем повседневном плавании, подсказывающий, как обойти подводные рифы уныния, отчаяния и цинизма, столкновение с которыми грозит катастрофой. Говорят, человек человеку волк. Но для христианина понимание жизни, понимание взаимоотношений с людьми должно быть иным: человек человеку – Христос. Иисус вознесся на небо, но Он оставил нам нас. В Новом Завете представлено чрезвычайно высокое учение о человеке. Апостол Павел пишет коринфянам (1 Кор 6:19), что их (а значит, и наши) тела – храм Духа Святого. Христос в притче о Страшном суде (Мф 25:31–46) приравнивает Себя к «малым сим». Он подчеркивает особый смысл и силу совместной молитвы (Мф 18:20). Он, наконец, ставит любовь к ближнему важнейшей заповедью после заповеди о любви к Богу – или, точнее, наряду с заповедью о любви к Богу (Мф 22:39, Мк 12:31). А раз так – то постараемся относиться к окружающим нас людям не как к докучливой толпе, но как к тем, в ком мы можем увидеть самого Христа, кто может стать для нас источником вдохновения и утешения. И будем помнить, что и сами мы тоже призваны светить, чтобы люди, видя наши добрые дела, прославили Отца, Который на небесах (Мф 5:16). И – как знать? – может быть, кто-то из них увидит, услышит благодаря нам призыв Христов, оставит всё и последует за Ним. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/blizhniy-svet/

Не слушать только, но исполнять должно закон Божий: Не слушатели закона праведны пред Богом, но исполнители закона оправданы будут ( Рим.2:13 ). Будьте исполнители слов, а не слышатели только, обманывающие самих себя. Ибо кто слушает слово и не исполняет, тот подобен человеку, рассматривающему природные черты лица своего в зеркале: он посмотрел на себя, отошел и тотчас забыл, каков он. Но кто вникнет в закон совершенный, закон свободы, и пребудет в нем, тот, будучи не слышателем забывчивым, но исполнителем дела, блажен будет в своем действовании ( Иак.1:22–25 ). Убеждения к сохранению закона Божия: Мои законы исполняйте и Мои постановления соблюдайте, поступая по ним. Я Господь, Бог ваш. Соблюдайте постановления Мои и законы Мои, которые исполняя, человек будет жив. Я Господь [Бог ваш] ( Лев.18:4–5 ). Положите на сердце ваше все слова, которые Я объявил вам, и завещайте их детям своим, чтоб они старались исполнять все слова закона сего. Ибо это не пустое для вас, но это жизнь ваша ( Втор.32:46–47 ). Если хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди ( Мф.19:17 ). Наказание нарушителям закона Божия: а) бедственная жизнь с проклятием: Если не будешь слушать гласа Господа Бога твоего и не будешь стараться исполнять все заповеди Его и постановления Его, которые Я заповедую тебе, то пошлет Господь на тебя проклятие, смятение и несчастие во всяком деле рук твоих, какое ни станешь ты делать, доколе не будешь истреблен, – и ты скоро погибнешь за злые дела твои, за то, что ты оставил Меня ( Втор.27:15–26 ; Втор.28:15–68 ); б) смерть: Кто будете злословить отца своего или мать свою, тот да будете предан смерти. Если кто будет прелюбодействовать с женою ближнего своего, да будут преданы смерти и прелюбодей и прелюбодейка, и проч. ( Лев.20:9,18 ; Лев.24:10–17,21–23 ); в) вечная смерть: Боязливых и неверных, и скверных, и убийц, и любодеев, и чародеев, и идолослужителей, и всех лжецов – участь в озере, горящем огнем и серою; это – смерть вторая ( Откр.21:8 ). Царь скажет тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его. И пойдут сии в муку вечную ( Мф.25:41–46 ). Если отвергшийся закона Моисеева без милосердия наказывается смертию, – то сколь тягчайшему наказанию повинен будет тот, кто не почитает за святыню Кровь завета, которою освящен, и Духа благодати оскорбляет? Мы знаем Того, Кто сказал: у Меня отмщение, Я воздам, говорит Господь. Страшно впасть в руки Бога живого! ( Евр.10:28–31 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

08 Что будет с телом после суда? Перед Страшным судом люди воскреснут в собственных телах. Дело в том, что человек не может полноценно жить без тела, и в вечность должен войти целиком — как единство духовного и материального, души и тела. При этом новые тела будут абсолютно здоровыми, совершенными, ни в чем не нуждающимися. После суда тело постигнет та же участь, что и душу — праведники будут и внешне проявлять то состояние, в котором находятся, а вид грешников будет омерзителен. То есть даже самая красивая внешность будет каждой своей чертой выдавать тот бушующий ад и клубок противоречий, который находится внутри человека. 09 Правда ли, что будет два Страшных суда — для христиан, и для всех остальных? Временами среди верующих возникают подобные взгляды, но для них нет оснований. Страшный суд будет один для всех. Есть и другое заблуждение, называемое ересью хилиазма. Ее сторонники утверждают, что сначала после апокалипсиса воскреснут праведники, будут царствовать на земле тысячу лет, и лишь после этого воскреснут все остальные и свершится последний суд. Православная традиция подобные воззрения полностью отрицает и настаивает на всеобщности Страшного суда. Однако надо понимать, что такие воззрения вытекают из вполне понятного стремления предупредить христиан, что их ответственность больше. С них больше спросится, потому что им было больше дано, и спросится не только за самих себя, но и за весь мир. 10 Что Священное Писание говорит о Страшном суде? Всем нам должно явиться пред судилище Христово (2Кор 5:10) ; О дне же том, или часе, никто не знает, ни Ангелы небесные, ни Сын, но только Отец (Мк 13:32) ; Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов — по левую. Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира... ...Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его... ...И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную (Мф 25:31-34, 41, 46) .

http://foma.ru/chto-myi-znaem-o-strashno...

Действительно, это так. Нравственность невозможно вывести ни из социальных, ни из культурных, ни из иных обстоятельств и условий человеческой жизни. А иначе было бы множество нравственностей: сколько голов, столько и умов. Как различаются политические системы, культурные обычаи! Как различается все то, что сформировано в результате естественного развития тех или иных человеческих общностей! Можно себе представить, как невероятно отличалась бы одна модель суда от другой, если бы все это покоилось на результатах развития человека и общества. Однако во всем мире, на протяжении всей истории, правда была правдой, ложь была ложью, добро было добром, а зло было злом; и суд человеческий призван к тому, чтобы помочь людям утвердить правду и наказать ложь, поддержать добро и наказать зло. Сам факт существования суда, основывающегося на законе, который в свою очередь основан на нравственном чувстве человека, и есть убедительнейшее доказательство Божественного присутствия в мире. Без Бога не было бы никакой абсолютной правды, а значит, не было бы и нравственности, как не было бы и закона. Сегодняшнее воскресное богослужение, с чтением соответствующего Евангелия (Мф. 25:31-46), и направлено на размышление о Суде. Но, конечно, не о человеческом суде, но о последнем Суде — том, что будет совершен Самим Богом над всем родом человеческим. Это Страшный Суд, последний акт человеческой истории. Никто не знает, когда он произойдет, те дни сокрыты от каждого из нас, но остается нерушимым указание Самого Бога на то, что человеческая история завершится Судом, который люди назвали Страшным. С этим названием он и вошел и в христианскую культуру, и в наши богослужебные тексты. Почему Страшный? А потому что у грешника не может не быть страха перед этим Судом. Любой человеческий суд можно повернуть в свою пользу; так бывает не всегда, но уж если есть очень сильное желание и огромные возможности, то человеческий суд может поддержать одну из сторон. Но Суд Божий никакими человеческими силами повернуть в свою сторону будет невозможно. Господь явит Свою правду, и этот страшный и самый справедливый суд будет принимать во внимание не только наши поступки, но и наши мысли, наши чувства — все то сокровенное, что каждый человек не склонен раскрывать перед другими, но в чем чаще всего обретаются начала наших грехов. Все это будет предметом рассмотрения на Божественном Суде.

http://pravoslavie.ru/137842.html

Из-за постоянного использования за богослужением Триоди ту часть года, к-рая содержит памяти и праздники Г. п. б. к., называют также «периодом пения Триоди» в отличие от «периода пения Октоиха» - всего остального времени года ( Розанов. Устав. С. 10). Устав богослужения Г. п. б. к. описывается в 2 главах Типикона - 49-й (для Триоди Постной) и 50-й (для Триоди Цветной). 51-я глава содержит устав апостольского (Петрова) поста, начинающегося сразу после Недели всех святых. Господские праздники в составе Г. п. б. к. Основную структуру Г. п. б. к. формируют неск. важнейших в году Господских праздников . Главный из них - Пасха, «праздников праздник»; вслед за ней по значимости идут 3 двунадесятых Господских праздника Г. п. б. к.: Вход Господень в Иерусалим (празднуется за неделю до Пасхи), Вознесение Господне (через 40 дней после Пасхи), Пятидесятница (называемая также Троицей, воспоминание Сошествия Св. Духа). К Господским двунадесятым праздникам примыкает неделя Антипасхи , к-рая хотя и не относится формально к двунадесятым праздникам, но близка к ним по своему уставу. Также к Господским праздникам Г. п. б. к. относится Преполовение Пятидесятницы (уставные особенности его богослужения позволяют отнести Преполовение к средним или даже к малым праздникам, тем не менее Преполовение имеет 7-дневное попразднство с отданием), а в широком смысле - все воскресенья Г. п. б. к. Воскресные дни Г. п. б. к. являются важнейшим элементом его структуры. Тема, заданная в богослужении того или иного воскресенья, часто становится темой всей следующей седмицы. Среди недельных памятей Г. п. б. к. можно выделить 3 основные категории. К 1-й принадлежат недели, темы богослужения к-рых связаны с евангельскими чтениями воскресной литургии. В Г. п. б. к. 6 таких недель, 3 до Пасхи: Мытаря и фарисея неделя (литургийное Евангелие: Лк 18. 10-14), Блудного сына неделя (литургийное Евангелие: Лк 15. 11-32), Мясопустная неделя , или Неделя о Страшном Суде (литургийное Евангелие: Мф 25. 31-46) - и 3 после: Расслабленного неделя (литургийное Евангелие: Ин 5. 1-15), Самаряныни неделя (литургийное Евангелие: Ин 4. 5-42), Слепого неделя (литургийное Евангелие: Ин 9. 1-38).

http://pravenc.ru/text/165231.html

Минь. Т. VI. С. 33 Творения Т. VI. С. 31, 32 643. Проповедь: обличение и плач, обличение ввсем и по сословиям Глава 3. Превосходнейшему учителю свойственно разнообразить речь, не повергать только в скорбь и не доставлять только удовольствие, но иногда предлагать то, а иногда другое, чтобы от такого смешения происходила великая польза. Потому и пророк не только обличает, но и плачет, чт бывает еще сильнее обличений, однако причиняет меньшую скорбь. Он не плачет только, но и врачует, и употребляет еще иной, дивный способ наставления. Какой же именно? Укоряет не всех вместе, но отделяет народ от начальников и на их голову обращает укоризны. Польза такого рода обличений так велика, что и Моисей весьма часто употреблял его (см.: Исх. 32:21,25 ). Минь. Т. VI. С. 46 Творения Т. VI. С. 47 644. Пророчества о событиях ближайших и отдаленных – в Ветхом Завете. А в Новом Завете – чудеса и пророчество Глава VII . Чтобы увеличить силу и значение пророчества, Господь в Ветхом Завете соединял пророчество отдаленнейшее с ближайшим (как у Ис. 7 гл.), и слушатели пророка, видя своими глазами исполнение ближайшего пророчества, утверждались в несомненности отдаленнейшего.– В Евангелиях же пользу такого рода Он устрояет другим образом: соединяет с пророчествами чудеса и подтверждает одни другими. Так, когда отрок сотника был исцелен от тяжкой болезни, и сотник оказал дивную и великую веру, то Христос присовокупил: мнози от восток и запад приидут…сынове же царствия изгнани будут ( Мф. 8:11 −12). В этих словах Он предсказывал и образование Церкви из язычников, и отвержение иудеев, что теперь исполнилось на самом деле и для всех видно яснее солнца; но тогда было пока неясно и невероятно для неверующих. Для того предварительно и совершено было тогда знамение, чтобы внушить великую веру в то, чт имело совершиться после, равно как и самое пророчество, исполнившееся ныне на самом деле, служит твердым подтверждением бывшему тогда знамению. Скажешь ли неверующий, что прокаженный не очистился? Но пусть он посмотрит на истину пророчества, и от этого пусть верит и в знамение. Сказали ли бы тогдашние иудеи, что предсказания Его не истинны? Но пусть они посмотрят на очистившегося прокаженного, и после бывшего с ним не сомневаются и касательно будущего.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Novoc...

Но скажу Вам, что в деле обучения детей большая ответственность лежит и на педагогах, и на родителях. Тут не должно быть ханжества. Ребенок должен расти в христианской атмосфере, чтобы не было несоответствия между установками, получаемыми в воскресной школе, и домашней действительностью. Поэтому надо работать не только с детьми, но и с родителями. Желаю помощи Божией в Ваших трудах. — Благословите! У меня на подачи записок на проскомидию и на свечи за месяц уходит в примерно 4 тыс. руб., плюс подача записок монастырям 1,5-2 тыс. руб. Итого 5-6 тыс. руб. Зарплата 45 тыс. На милостыню не остаётся. Что делать? Может записок меньше и на милостыню останется? Дети, внук-студент, муж прилагается. Христос Воскресе! Параскева — Параскева, как я понимаю, у Вас вопрос о милостыне. Евангелие учит видеть Бога в каждом нуждающемся и помогать ему, как Самому Христу. Давайте вспомним картину Страшного суда, которую описывает Господь (см. Мф. 25, 31–46). Кому Он скажет: «Встать по правую сторону»? Тем, кто навестил болящего, посетил осужденного, томящегося в темнице… Как видите, милосердие, то есть оказание помощи ближнему, это не обязательно раздача денег. Но оно непременно требует от нас чуткости к тем, кто оказался рядом с нами по воле Божией. Оглянитесь вокруг, вспомните знакомых, возможно, в самой элементарной заботе нуждается кто-то из них. Нередко оказывается, что живущей по соседству одинокой пенсионерке надо купить лекарство в аптеке или напомнить о ней вечно занятым внукам, чтобы они поздравили бабушку с днем рожденья. Людей, которые просят милостыню, нам тоже посылает Господь. Помню, когда мне было лет 8, мама всякий раз, провожая нас в храм, клала в мой карман монетки по одной-две копейки, чтобы я раздал их нищим. Наша семья в то время жила очень скромно: денег, как говорят, хватало только на хлеб. Однажды я спросил маму: «Разве эта копейка или две помогут нищенке? Нам самим не хватает». Она ответила: «Главное — участие. Если человек просит, ему надо помочь. Господь посылает тебя, чтобы в трудную минуту этот человек не чувствовал себя оставленным». Поверьте, даже незначительное участие сильно облегчает жизнь окружающих людей, а собственное сердце от этого становится мягче, отзывчивей, легче на доброе дело. В этом польза милостыни – она не позволяет нам замыкаться в своих бесконечных проблемах, но впускает в нашу жизнь Христа. Помоги Вам Христос.

http://sinfo-mp.ru/sovershennaya-lyubov-...

Однако самую яркую картину Божественного суда рисует так называемая притча о Страшном Суде (Мф. 25, 31-46) . Интересно происхождение и значение лексемы «притча». «Притча – из prit ъ ca «случай» от « pritkn oti », сравните чешское potkati «встретить», польское spotka – то же. Греческое – parabole » . Слово это означает в славянской Библии: загадка (3 Цар. 10, 1); загадочное мудреное изречение (Притч. 1, 6); пословица (1 Цар. 10, 12) ; поучительное изречение (Сир. 20, 20); таинственное явление (3 Ездр. 4, 47); пророчество (Числ. 23, 7); образ, прообразование (Евр. 9, 9; 11, 19) . Притчу о Страшном Суде читают в Церкви в предпоследнее воскресенье перед Великим постом, которое в церковном календаре так и называется Неделя о Страшном Суде. Здесь под образом пастыря, который отделяет овец от козлов, выступает Божественный Судия, Который решает вечную участь людей. Овцы оказываются по правую руку, козлы – по левую. Строгий тон притчи может создать впечатление о Страшном Суде как грозном и суровом, где будет только страх, тьма и скрежет зубов . И это не случайно!   2. Аналогии Суда и его виды 2. 1. Суд в древности был очень строгим, и уже одно упоминание о нем могло вызвать страх. Вот несколько типичных черт римского судопроизводства. Суд отличался крайним формализмом. Истец должен был сделать письменное заявление о том, что он желает вести дело с ответчиком и указать, на основании какого конкретно закона. С этого времени он уже не мог прекратить дела. Судящиеся стороны увязали в актах ( in actis haerebant ) . Если истец передумывал и отзывал свои доказательства, то он подвергался суду за отступление на попятную. При этом надо иметь в виду, что судебный процесс по римскому праву мог быть возбужден на основании одного единственного закона, и только опытный юрист мог предвидеть, какой закон реально сработает в том или ином случае . Постепенно в римской юридической практике складывается и жестокая система наказаний: смертная казнь (сожжение, распятие на кресте и др.), каторжные работы, ссылка, заключение в тюрьму, штрафы, конфискация имущества .

http://bogoslov.ru/article/2951490

Прежде всего выслушаем саму эту притчу, как излагается она в 25-й главе Евангелия от Матфея: Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов — по левую. Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мipa: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне. Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? когда мы видели Тебя больным или в темнице, и пришли к Тебе? И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне. Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня. Тогда и они скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице и не послужили Тебе? Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне. И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную (Мф. 25:31–46). Вот что сказано в Евангелии. И не требуется никакой натяжки, никаких ухищрений, чтобы сразу расслышать в сердцевине этой притчи все ту же заповедь, все то же откровение, что и в сердце всего христианства — заповедь и откровение любви. Mip судится, мip будет судим любовью — вот смысл слов Христа. Но дело в том (и тут-то и ошибаются, вольно или невольно, все разоблачители Евангелия и христианства), что заповедь любви нельзя навязать. Нельзя любить по приказу.

http://pravmir.ru/protopresviter-aleksan...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010