«Библия составлялась в течение 16 веков, книги ее писались и в Аравийской пустыне, и в Палестине, в Вавилонии, в Коринфе и Риме, – но посмотрите, какое единство в ее учении, от первой строки до последней! Чья бы рука ни начертывала священные письмена в этот длинный период времени, – рука Моисея, «наученного всей мудрости египетской», или служителя его, Иисуса Навина, «ученого» Павла или рыбака Иоанна, – все они говорят о том же Боге, милосердном и правосудном, изглаживающем грехи кающегося и уповающего на милость Его, но не оставляющем без наказания нераскаянного грешника; все они говорят о том же падшем человеке, грешном и немощном, – бессильном против греха, о тех же ангелах, святых и пламенных, принимающих живое и деятельное участие в судьбах человека, о той же будущности его и о том же блаженстве вечной жизни.» За 700 лет до потопа, Енох, по свидетельству апостола Иуды ( Иуд.1:14–15 ), говорит: «Се идет Господь со тьмами святых ангелов Своих сотворить суд.» Через четыре тысячи лет апостол Иоанн, как бы отвечая Еноху, говорит: «Се грядет с облаками, и узрит Его всякое око, и те, которые пронзили Его... Ей, гряди, Господи Иисусе! ( Откр.1:7, 22:20 Ср. Мф.25:31–46 ). Сравните видения пророка Даниила и видения апостола Иоанна в его «Откровении», – они взаимно пополняют и поясняют друг друга, хотя пять веков разделяют их. Всего разительнее представляется это единство священных писателей в их пророчествах о Спасителе. Начинаясь с темного предсказания «семя жены будет поражать змея в голову» ( Быт.3:15 ), эти пророчества чем далее, тем делаются яснее, обстоятельнее, взаимно пополняя друг друга, так что из них постепенно слагается, в существенных чертах, полный образ Спасителя, как отражение Его лица и Его дела искупления нашего, описанных Евангелистами. Читайте мессианские псалмы Давида (напр. 21 псалом), пророков Даниила, Иеремию, Малахию, Михея, Осию, Захарию и особенно Исайю, так ясно изображающего искупительные страдания Христа (прочитайте знаменитую в этом отношении 53 главу его книги).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj-Astafe...

Благотворительность Церкви расширилась, когда христианство стало государственной религией империи. Свт. Иоанн Златоуст свидетельствует, что только Антиохийская Церковь содержала до трех тысяч нуждающихся вдовиц и дев, а кроме них, – заключенных, странников, калек, нагих, голодных и т.п. Строились больницы, сиротские приюты, странноприимные дома, богадельни, которыми обычно заведовали священники и диаконы. Важную роль в развитии благотворительности играли монастыри. Общее число благотворительных организаций в России на 1 января 1899 года составляло 14854 (7505 заведений и 7349 обществ). В 1898 году 7077129 человек в Российской империи воспользовались благотворительной помощью. Благотворительная деятельность Русской Православной Церкви осуществляется в настоящее время через синодальный Отдел по церковной благотворительности и социальному служению (создан в 1991), который тесно взаимодействует с епархиальными, приходскими и монастырскими благотворительными учреждениями. Значительный вклад в общецерковную благотворительность вносят православные братства и сестричества, а также созданные при участии Церкви благотворительные организации. Большая поддержка церковной благотворительности оказывается и частными лицами, и различными компаниями. Работает православный портал о церковной благотворительности « Милосердие.ру ». Основные дела милосердия Дела милосердия «телесные»: Дела милосердия душевные: Дела милосердия духовные: Каковы условия правильной христианской благотворительности? Цитаты о благотворительности «Дело благотворения, сделанное без рассудительного и сердечного участия в бедствующем, есть тело без души». свт. Филарет Московский (Дроздов) «Говоря о церковной благотворительности, необходимо понять, какими мотивами руководствуются люди, которые ей занимаются. Сострадание — общее для всех людей чувство, и для нас оно играет очень большую роль. Но есть и другие мотивы, помогающие церковному человеку утвердиться на пути благотворительности. Во-первых, христиане знают, что когда они будут судимы Богом, их не будут спрашивать о том, как они постились, как часто они ходили в Церковь, не будут задавать вопросов по катехизису или требовать прочитать наизусть молитвы. Их спросят о том, что они сделали голодному или больному, что они сделали для того, кто сидит в тюрьме, то есть для тех, кто нуждается в помощи ( Мф.25:31-46 ).

http://azbyka.ru/blagotvoritelnost

Благочестивые слушатели! Година прошедшая, а равно переход из жизни временной в вечную на­ших родных и близких знакомых, указывают нам на то, что и мы здесь странники и пришельцы, не имеем града пребывающего, но грядущего взыскуем, и для нас настанет время, может быть, в наступившее новолетие, когда мы должны будем расстаться со всем тем, что нас здесь увлекает, прельщает, порабощает, и переселиться в жизнь вечную. Отраден этот переход для тех, которые век свой земной посвящают на служение Богу, и страшен для нас, служителей мирской суеты, чело­веческой прихоти. Не пора ли нам, рабам сует, позаботиться приуготовить себе жизнь счастливую, блаженную в вечности. На то Господь дарует нам годину и бытие новолетнее. А как мало требуется от нас для созидания себе счастья в мире загроб­ном, где нет ни болезни, ни печали! Этот залог вечной жизни составляет вера и необходимо соеди­ненные с ней добрые дела. Сам Христос Спаси­тель говорит об этом так: се есть живот вечней, да знают Тебе, Единого Истинного Бога и Егоже послал еси Иисуса Христа (Иоан. 17, 3); без веры невозможно угодити Богу: все, еже не от веры, грех есть и несть иного имени под небесем, о нем же подобает спастися нам, кроме имени Христова, един бо есть ходатай Бога и человеков, человек Христос Иисус, давый Себе избавление за всех. Эта вера должна быть живая и деятельная, должна про­являться в исполнении учения Христа Спасителя и свя­тых установлений Православной Христианской Церкви, добрых и богоугодных делах, совершаемых на христианское счастье и наших ближних. Эти то добрые дела необходимы для сохранения, оправдания и чистоты, приобретаемых в крещении, необходимы потому, чтобы пользоваться дарами Св. Духа, получен­ными чрез таинства, для оправдания и спасения на­шего на страшном суде (Мф. 25, 31-46). Род че­ловеческий и искуплен для добрых дел: того есмы творение, говорит Ап. Павел, созданы во Христе Иисусе на дела благая, яже прежде уготова Бог, да в них ходим (Ефес. 2, 10). О необходимости доб­рых дел при исповедании веры Ап. Иаков гово­рит так: как тело без духа мертво есть, так и вера без дел мертва есть (Иак. 2, 26).

http://fond.ru/slovo-novomuchenikov/888-...

Благочестивые слушатели! Година прошедшая, а равно переход из жизни временной в вечную наших родных и близких знакомых, указывают нам на то, что и мы здесь странники и пришельцы, не имеем града пребывающего, но грядущего взыскуем, и для нас настанет время, может быть в наступившее новолетие, когда мы должны будем расстаться со всем тем, что нас здесь увлекает, прельщает, порабощает, и переселиться в жизнь вечную. Отраден этот переход для тех, которые век свой земной посвящают на служение Богу, и страшен для нас, служителей мирской суеты, человеческой прихоти. Не пора ли нам – рабам сует – позаботиться приуготовить себе жизнь счастливую, блаженную в вечности. На то Господь дарует нам годину и бытие новолетнее. А как мало требуется от нас для созидания себе счастья в мире загробном, где нет ни болезни, ни печали! Этот залог вечной жизни составляют – вера и необходимо соединённые с ней добрые дела. Сам Христос Спаситель говорит об этом так: се есть живот вечный, да знают Тебе, единого истинного Бога, и Его же послал еси Иисуса Христа ( Ин.17:3 ). Без веры невозможно угодить Богу: все, еже не от веры, грех есть и несть иного имени под небесами, о нем же подобает спастись нам, кроме имени Христова, един бо есть ходатай Бога и человеков, человек Христос Иисус, давший себе избавление за всех. Эта вера должна быть живая и деятельная, должна проявляться в исполнении учения Христа Спасителя и святых учреждений православной Христианской Церкви, добрых и богоугодных делах, совершаемых на христианское счастье и наших ближних. Эти-то добрые дела необходимы для сохранения оправдания и чистоты, приобретаемых в крещении, необходимы потому, чтобы пользоваться дарами Святого Духа, полученными чрез таинства, для оправдания и спасения вашего на страшном суде ( Мф.25:31–46 ). Род человеческий и искуплен для добрых дел: того есмы творение, говорит Апостол Павел, созданы во Христе Иисусе на дела благая, яже прежде уготова Бог , да в них ходим ( Еф.2:10 ). О необходимости добрых дел при исповедании веры Апостол Иаков говорит так: как тело без духа мертво есть, так и вера без дел мертва есть ( Иак.2:26 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Neofit-Lyubimo...

Веруют или нет люди в Бога, боятся ли Его или нет, чтут ли или нет — от сего не изменяется ничего; вопреки сему Бог есть, есть смерть, суд — есть слово Божие судящее, есть вечность блаженства или мучений. Подлинный ужас — это безнадежная мучительная вечность. Господь Иисус Христос и пришел спасти от нея человека. Каково смирение, которое явил Он ради бесценно дорогой Ему души! Я же — червяк. Велик, и Свят, и Жив Господь Бог! Распятие, изображающее страсти Христовы, Его Плащаница говорят тебе: вот как возлюбил Бог тебя недостойного, как велика цена души человеческой, как тяжек грех, как страшна вечная мука! Люди не могут твоей душе сделать зла: тело умертвят, но душа не смертна. Бог один властен в геенну водворить ее. Умилостивляй Судью — пока дается тебе время. Знай: смерть непременно наступит, и суд, и вечность. Перед небом и землею мы должны будем отдать Богу отчет во всей своей жизни — а ты смеешься, весе­лишься? Что ты, облагодетельствованный в этой жизни от Бога, ответишь на истязания о грехах на Суде? Скрежет зубов в геенне огненной означает безполезное раскаяние на том свете. За отсутствие добрых дел осуждается грешник на Суде — по Евангелию (ср. Мф 25, 31–46). Почему суд Христов — Страшный Суд? Потому что конец его страшен мне — вечная мука. Вечная жизнь — лишь для праведных. Потому и нужны: вера и жизнь по вере — в уповании жизни вечной. Боже, милостив буди мне грешному! Рейтинг: 9.3 Голосов: 436 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Комментарии Татьяна Дорохова 21 мая 2017, 21:50 Спаси и Сохрани Нас Господи от всякого греха по великой Твоей милости)) александр 5 февраля 2016, 09:26 Пути господа неисповедимы! Пусть каждый найдет свой путь! господи прости нас за грехи наши, ведь мы порой не ведаем что творим, дай нам сил!!! Лена 16 января 2016, 14:32 Я очень сильно прошу Господа Иисуса Христа и его Причистую Матерь помочь укрепился в вери мне моими детям. Мария 23 марта 2015, 21:00 Простите и помилуйте меня грешную Христа ради! Я раба Мария хочу спаститься, прости меня Господи прости пожалуйста за всё и за всех

http://pravoslavie.ru/38625.html

Кто толкает нас на непоправимые шаги, мы тоже знаем — дьявол. Нередко он действует через людей. Вспомним осатаневшую толпу у Голгофы . Не без подсказки слева эти люди — подчеркиваю, люди — вершили черное дело. Доведение до самоубийства — дело не менее черное. Чем оно обусловлено — только ли помыслами уныния и отчаяния, которым мог поддаться священник, или еще и действиями епархиальных властей — и в какой мере — это уже вопрос к той комиссии, которая расследует обстоятельства данной истории. Было бы важно также учесть результаты дознания и следствия, если оно проводится вятской полицией. В любом случае — ушел человек Церкви, ушел в те пределы, о которых нам знать не дано (слишком там нехорошо), но о которых знает Господь, желающий спасения всем. Не стоит забывать о том, что церковная молитва о самоубийцах не совершается (поэтому записки о них мы не подаем), а келейная молитва возможна лишь в особых случаях и только по благословению духовника. Но помимо молитвы, есть еще дела любви. Нашу память об ушедшем, наше желание ему помочь можно овеществить — здесь и сейчас помогая тем, кто нуждается в помощи, а в какой ливень любви там конвертируется наша малая капля добра здесь, об этом повествует Евангелие (см. Мф 25:31-46). И эта любовь вмещает всех, способных хотя бы отчасти вместить её. Когда-то этот простой совет мне дал о. Даниил Сысоев — мы говорили с ним о Маяковском и Есенине. Думаю, он более чем уместен и в случае о. Петра. Тем самым нам никто не препятствует творить милостыню в память и Юрия Буданова, и протоиерея Петра Шака и самим быть христианами, чтобы там, где мы отвечаем за происходящее, ничего подобного случиться не могло. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели.

http://pravmir.ru/dve-smerti-i-obe-nasil...

Место этих тропарей — на воскресном всенощном бдении (которое совершается в субботу вечером), после чтения Евангелия и пения «Воскресение Христово видевше…». В обычное, непостное, время мы слышим в этом месте службы другие слова: «Молитвами апостолов, Милостиве, очисти множество согрешений наших. Молитвами Богородицы, Милостиве, очисти множество согрешений наших. Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое. Воскрес Иисус от гроба, якоже прорече, даде нам живот вечный и велию милость». Но с началом подготовки к Великому посту это песнопение заменяется на покаянные тропари. В некоторых храмах при их пении принято гасить свет и опускаться на колени. Можно сказать, что покаянные тропари утрени выражают основное настроение, в котором мы пребываем на протяжении всего Великого поста. Наше главное дело Великим постом — приносить покаяние Богу, то есть постараться увидеть свои грехи и сделать все от нас зависящее, чтобы отстать по крайней мере от части этих грехов, исправиться, измениться к лучшему. В покаянных тропарях мы признаемся себе и Богу, что отчаянно нуждаемся в помощи свыше для того, чтобы принести такое деятельное покаяние, просим у Него для этого сил и молим о милости. «Храм… телесный весь осквернен»: эти слова напоминают нам о том, что человек с точки зрения христианства призван стать храмом Божиим, очистить свою душу настолько, чтобы она вместе с телом могла стать вместилищем для Господа Духа Святого. Мы же, наоборот, ежедневно, если не ежечасно, оскверняем этот храм дурными мыслями, словами и поступками. «Трепещу страшного дне суднаго»: Судным днем христиане называют день Второго Пришествия Господа нашего Иисуса Христа, когда, согласно Евангелию, Он придет на землю в окружении несметных ангельских сил и сядет судить всех людей, когда-либо живших на земле (ср., напр.: Мф 25:31–46). Именно на этом суде — последнем и поэтому страшном — решится окончательная участь всякого человека: люди, любящие Бога и стремившиеся к Нему еще при земной жизни, будут жить с Ним вечно в радости и блаженстве, а все противники Бога наследуют вечную разлуку с Господом и нескончаемое страдание.

http://foma.ru/tri-molitvy-velikogo-post...

Молитва и пост с самых ранних времен были столь тесно связаны между собой, что в Священном Писании часто упоминались вместе: Виды поста Как человек трёхсоставен — тело, душа и дух, так и пост состоит из трёх составляющих: постов телесного, душевного и духовного. Иногда душевный и духовный пост объединяют под одним из этих названий. Формы и степени телесного (гастрономического) поста Существует 6 степеней поста, согласно Уставу (приводятся в порядке возрастания строгости поста): Естественно, что менее строгое установление разрешает все, что возможно при более строгом посте. То есть например, если по уставу положена рыба, то конечно можно вкушать и растительное масло, а если разрешаются молочные продукты, то можно вкушать и рыбу. Душевный пост – воздержание от всего, что возбуждает чувственность и рассеивает ум. Подобно тому как пост телесный подразумевает ограничение в пище, употребление особого вида пищи и редкий прием пищи, душевный пост предполагает: С постом несовместимы все виды развлечений и зрелищ, продолжительные разговоры (переписка), шутливый тон, посещение тех сайтов и мест, где царит мирской, нецерковный дух, – все то, что рассеивает человека, отключает ум от молитвы, а сердце от покаяния. Цель душевного поста состоит в том, чтобы не рассеиваться, но сосредоточиться и посмотреть, наконец, внутрь себя, увидеть то, что не удавалось разглядеть в шумной карусели буден. Отбросив огромный объем ненужной информации, в которой мы погрязли, замечаешь, что и молитва чище, и на душе светлее, чем обычно. Духовный пост – обуздание страстей и взращивание добродетелей ( Ис.58:5-7 ). «Многие христиане… считают грехом съесть, даже по немощи телесной, в постный день что-либо скоромное и без зазрения совести презирают и осуждают ближнего, например знакомых, обижают или обманывают, обвешивают, обмеривают, предаются плотской нечистоте, — пишет святой праведный Иоанн Кронштадтский. — О, лицемерие, лицемерие! О, непонимание духа Христова, духа веры христианской! Не внутренней ли чистоты, не кротости ли и смирения требует от нас прежде всего Господь Бог наш?» Подвиг поста ни во что вменяется Господом, если мы, как выражается святитель Василий Великий , «не вкушаем мяса, но поедаем брата своего», то есть не соблюдаем Господних заповедей о любви, милосердии, самоотверженном служении ближним, словом, всего того, что спросится с нас в день Страшного суда ( Мф.25:31-46 ). Этапы приучения к посту

http://azbyka.ru/posty-pravoslavnoj-cerk...

Не просто увидеть, а полюбить Притча Христова о Страшном суде, рассказанная евангелистом Матфеем (см.: Мф. 25: 31–46), ставит перед нами проблему ущербности духовного зрения, которой будут страдать христиане. И очевидно, что такая проблема существует на самом деле. Узнав еще при первом знакомстве с Евангелием о том, что в каждом ближнем, который нуждается в помощи, живет Христос, мы не спешим проводить свое время в больничной палате у Христова изголовья или избавиться в пользу Христа от излишков в своем гардеробе. Мысли о заключенных редко кого посещают, странников же мы вообще побаиваемся: мало ли что у них на уме! То есть мы как будто не спешим увидеть в страждущем Христа! А выражаясь точнее, мы понимаем, что через всякого страждущего к нам обращается Господь, и затруднение для нас заключается в том, что мы никак не можем полюбить Христа в том или ином образе, который чем-то нас отталкивает. Не можем во всяком ближнем увидеть Христа, Которого так любим! На самом деле опыт показывает, что, полюбив Христа в Евангелии, в причащении Святых Таин, полюбив Его в богослужениях, иконах и паломнических поездках, мы оказываемся вовсе не склонными любить Его в неприятном облике бомжа или воришки, в облике опустившего алкоголика или даже расслабленного, лежащего в пролежнях. И это, разумеется, по-человечески вполне объяснимо. Как легко полюбить прекрасный образ Христов, раскрытый в Евангелии! Как легко Его любить, когда Он оживотворил тебя после достойного приобщения! Как легко полюбить Христа в храме, где непрестанное молитвенное пение рассказывает о Его бесконечной любви к тебе! И в то же время как непросто дается эта любовь в совсем иных ситуациях, когда степень очевидности присутствия Христа рядом уже совсем не та! В ситуациях, когда Христос прикасается к тебе не через Откровение и причащение Святых Таин, а порой через неприятный вид и запах, через необходимость потрудиться и потратиться на «чужого» человека, через неизбежность прикосновения к чужой беде, от которой хочется бежать сломя голову!

http://pravoslavie.ru/110577.html

Патриарх, войдя в Успенский собор, прикладывался ко святым иконам и мощам и облачался. Когда все было готово к крестному ходу, давали знать об этом во дворец. Царь, по повестке, выходил со своей свитой в собор. Здесь, в приделе великомученика Димитрия, он облачался во весь царский наряд и, приложившись к иконам, принимал от патриарха благословение. В это время на Ивановской колокольне начинался красный звон на «долгое время» «с большим и валовыми» колоколами, «доколе станет царь и патриарх на своих местах за алтарем», и из собора показывалось торжественное шествие с крестами. Впереди шли подьяки и непрерывно пели «Исполаети деспота». Перед патриархом несли хоругви, запрестольные кресты и Богородичную икону, икону Богоматери, что писал св. Петр митрополит, свечи и другие меньшие иконы. По сторонам патриарха шли диаконы со святыми евангелиями в руках. Когда шествие оканчивалось и крестный ход устанавливался на своих местах, духовные власти шли попарно на поклон к царю и патриарху. Звон умолкал, и протодиакон начинал молебствие обычным возгласом: «Благослови, Владыко». После патриаршего возгласа действо начиналось пением некоторых стихир, выбранных из песнопений вечерни и утрени мясопустной недели. Во время пения стихир патриарх совершал каждение св. икон, евангелий, потом кадил царя, властей, бояр и весь народ. За ним то же каждение совершали по два сначала митрополиты, а потом епископы. После пения тропарей подьяк читал три паремии. В это время Успенский протопоп, с ключарями и диаконом, брал благословение у патриарха и во время чтения паремий совершал освящение воды «августовым освящением» до погружения креста. После чтения паремий и апостола совершалось торжественное и продолжительное чтение евангелия о страшном суде (Мф. зач. 106, гл. ет. 25:31–46). Его читали обыкновенно двояким образом: или на четыре страны читали четыре лица или только двое. В первом случае на помосте ставились четыре аналоя, обращенные на все страны света; на них полагались св. евангелия, и чтение совершалось: патриархом на восток, протодиаконом на запад и двумя диаконами на юг и север. Чтение начинал патриарх. Прочитав первый стих евангелия, он останавливался, а за ним повторяли тот же стих протодиакон и диаконы попеременно. Большей частью чтение евангелия в том же порядке совершалось только двумя лицами, патриархом и протодиаконом, точно так же, как и во время действа летопроводства 1-го сентября. По прочтении патриархом последнего стиха евангелия певчие подьяки пели «Исполаети деспота»; по окончании этого же стиха протодиаконом – «Слава Тебе, Господи».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Georg...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010