DVORNIK, Byzance et la pnmauté romaine, p. 33–50). 540 С исторической точки зрения, невероятно, чтобы Петр, который играл основную роль (вместе с Павлом) в создании Римской Церкви, действительно был там первым епископом (см.: F. DVORNIK, Byzance et la primauté romaine, p. 33–34; K. SCHATZ, La Primauté du pape. Son histoire, des origines a nos jours, p. 20). Лишь в III веке в Риме появилась идея, что папа являлся преемником Петра и что евангельский отрывок ( Мф. 16, 18 ) относился к епископу Рима (см.: К. SCHATZ, p. 33). 541 Как пытается это показать J.-M. GARRIGUES в связи с этим текстом («Le Sens de la primauté romaine chez saint Maxime le Confesseur», p. 19; «Le Martyre de saint Maxime le Confesseur», p. 427 n. 34, p. 444 n. 66). 550 Противоположно тому, что утверждает J.-M. GARRIGUES сразу после того, как цитирует этот отрывок: «Для [Максима] это именно Рим является гарантией этой соборности и именно церковное общение с ним является крайним экклезиологическим критерием веры («Le Sens de la primauté romaine chez saint Maxime le Confesseur», p. 21). Этот комментатор еще раз пойман за руку, когда он вкладывает в уста преп. Максима нечто иное, чем тот говорит. 551 Преп. Максим упоминает «правую веру, которая царит на кафедре [римлян]» (Dis. Biz., XVIII, PG 90, 156A). 552 Преп. Максим выражает здесь принцип, по которому анафема, произнесенная на еретика, не может быть снята даже Собором после его смерти, если он не принес покаяния в своей ереси 555 См.: L. DUCHESNE, LÉglise au VI-e sie p. 458–459. В 663 г. папа Виталий собирался даже принимать с большой помпой в Риме императора Константа II с его свитой, как представляется, к большой досаде народа Рима, который хранил верность памяти папы Мартина I, принявшего мученическую смерть по приказанию того же императора 16 сентября 655 г. (ibid, p. 459–460). 556 V. GRUMEL, Les Regestes des Actes du patnacat de Constantinople, t.I, 1, Kadikoy-Istanbul, 1932, n 304–305. J.-M. GARRIGUES, Maxime le Confesseur. La Charité, avenir divin de lhomme, Paris, 1976, p.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhan_Klod_Lars...

1277 Ср. олицетворение одного моря в виде женщины с распущенными волосами, также в слабых контурах на иконе того же собр. 121. 1279 Didron, Annales archéol., t. XX, p. 164 sq. Sommerard, Alb., 10-e sér., pl. XXXIII. Labarte, II, pl. CIV. Strzygowski, III, 2. Labarte, Récherches, p. 17. 1281 Древн. Росс. госуд., ч. VI, 30. Г. Стриговский напрасно относит к числу византийско-русских памятников новгородские корсунские врата (S. 29): они западного происхождения. Неверна также и их дата 1336 г. См. цит. соч. Аделунга. Суздальские врата автор отнес к XI в. (S. 21), между тем они едва ли древнее XIII-XIV вв. Сборн. Общ. древне-русск. иск., 1866 г., стр. 72. Опис. их в соч. иером. Иоасафа: Церковно-историч. опис. суздальских достопам., стр. 102 и след, Чугуев, 1857. 1282 Сборн. Общ. древне-русск. иск., 1866 г., табл. XVI-XVII. Крест, изд. Пачиоди см. у Крауза (R. Е., II, S. 843; fig. 490). 1283 Описание их: свящ. Богословский, Опис. музея новгор. земства. Д.И. Прозоровский, Опись музея Импер. русск. археол. общ., СПб, 1869. Д.П. Сонцов, Роспись древн. утвари, Москва, 1857. ЮД Филимонов, Опис. памятн. древн. музея Карабанова, табл. VI. Gori, Thesaur., III, p. 32. Древности Росс. госуд., отд. I, 33. Леопардов и Чернев, Сборн. снимков с предм. древн. табл. 4, 23, Киев, 1890. 1286 У Стриговского изображение это ошибочно отнесено к псалтирным иллюстрациям: VII, 7, cf., S. 34. Изд. Моск. худож. – промышл. музея, 1869: под 6 Января. 1290 На рис. Стриговского из Ев. Раввулы благословляющая десница Христа есть, по всей вероятности, ошибка. 1291 Относящиеся к иконографии Иоанна Предтечи сочинения указаны выше. Изображение явления ангела Захарии составлено под влиянием композиции благовещения, рождество Иоанна Предтечи по образцу рождества Христова. В иконографии встречаются нередко и другие эпизоды из истории Иоанна Предтечи: ангел отводит Иоанна Предтечу в пустыню для приготовления к проповеди о Христе ( Мф. 11:7 ; Лк. 1:80 ; ср. Niceph. hist. eccles. 1., I, с. XIV. Migne, t. CXLV, col. 676), причем он изображается чаще в виде дитяти (Ев. нац. библ. 74, л. 107; елисаветгр. Ев., мозаика Св. Марка в Венеции: Куглер, Руков. к истор. жив., стр. 179; сийское Ев., л. 50 и 887; икона в Предтеч. параклисе Афонопантел. мон. и др.); Иоанн Предтеча в пустыне, в черной власянице со свитком (гелат. Ев., л. 153; Ев. нац. библ. 914, л. 96); является на проповедь, иногда в сопровождении ангела, вестника слова Божия ( Лк. 3:2 . Ев. нац. библ. 74, л. 110); проповедует и крестит И. Х. и народ; подвергается заключению в темнице (ibid., л. 75 об., 111 об.) и претерпевает мученическую кончину (Ев. нац. библ. 74, л. 28 об., 75 об., гелат. Ев., л. 18; ср. наше опис. гел. Ев. и табл. IV, 2; Ев. нац. библ. 914; минолог. нац. библ. 1528, л. 197. Афоноивер. стеноп. Ср. R. de Fleury, I, pl. LIII. Западные изображения: Beissel, Taf. IX; франц. Библия нац. библ. 2, л. 406 и др.).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

298. Так обычно оканчиваются беседы Златоуста и др. 299.  Созомен. Церк. ист. VI, 5. Иоанн Златоуст. О покаян. бес. 1. Григорий Нисский. О мол. Госп. бес. 5. 300. Мф. 23, 2; ср. 5. 1. У римо-католиков и ныне епископ имеет право проповедывать сидя. Ceremoniale episc I, 7, 4, Luft, Liturgik II, 367. 301.  Иоанн Златоуст. К антион. бес. 16, на Мф. бес. 23. 302.  Августин. Hom. 49 de diversis ( Bingham, Origin. XIV, 179). 303.  Евсевий. Жизнь Кнст. IV, 33. 304.  Августин. Бес. 26. 305. Мф. 19, 11, 1 Кор. 7, 7; 32–35. Апок. 14, 1–5. 306.  Игнатий Богоносец: «Кто может в честь плоти Господней пребывать в чистоте, пусть пребывает без тщеславия; если же станет тщеславиться, то погиб» (к Пол. 5). Климент Римский пишет послания к девственникам и девственницам ( Епиф. Якорь 15. Иероним. Прп. Иовин. 1). Климент Александрийский знает среди христиан, этих «избранников» Божиих, еще «особых избранников» (κλεκτ κλεκττεροι. Какой богач спасется? § 36). 307.  Афанасий Великий Жизнь Антония, § 3. Некоторые возражают против принадлежности св. Афанасию этого сочинения. 308.  Тертуллиан. О покрывале девственниц (De velandis virginibus.). Киприан. Об одежде девственниц. 309.  Киприан. О поведении девственниц (особ. § 1–3). Мефодий Патарский. Пир дев. 310.  Киприан. Письмо к Помпонии о девственницах. 311. Так Наркисс Иерусалимский «по любви к любомудренной жизни», хотя ближайшим образом из-за клеветы на него, «ушел из своей церкви (ок. 196 г.) и, скрываясь в местах пустых и неизвестных, прожил там много лет», в течение которых сменилось три епископа на его кафедре; при последнем из них, «как будто с того света явился Наркисс (ок. 212 г.) и немедленно призван был братиями к предстоятельству» ( Евсевий. Церк. ист. VI, 9–10) 312. Так Григорий Неокесарийский в гонение Декия ушел в пустыню со всею своею небольшою паствою. 313.  Афанасий Великий Жизнь Антония, § 3. 314. Место подвигов прп. Павла (пещера у подошвы горы) находилось в двух днях пути от последнего местожительства прп. Антония, см. ниже.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

Кн. VI, гл.13. 9. Тацит. Германия. Гл. VI. 10. Диоисий Галикарнасский. Римские древности, кн. II, гл. 10. 11. Там же. 12. Перч. Recht Kirchenbannes, 3, 4 и 5. 13. I. Buxtorf, Lexicon chaldaic, talmubic et rabbinieum. 14. Selden. De sinedriis. 15. Selden. De jure nat. Et gent., р. 508-510. Хотя краткое, но исторически верное изложение всех трех видов иудейского отлучения можно читать и в книге " О чине Православия " , студ. Киевской дух. академии Стефана Семеновского, стр. 13-17. 16. Вследствие этого они называли их собаками, в ненавистнейшем смысле этого слова (Мф.15,26). 17. Читай у Златоуста 18 беседу на Евангелие от Матфея, у Оригена Commentar in Evang. Mathei., у 6л. Августина Contra adversary., т. I, стр. 17 и др. 18. Иоанн Златоуст. Беседа 5 на 1 Послание к Тимофею. 19. См. Евсевий. Церковная история, кн. V, гл. 28. 20. Там же, кн. I, гл. 16. 21. Перечислив места Св. Писания, в которых говорится о церковном отлучении, Лютер говорит: " Эти и подобные места суть неизменная заповедь великого Бога; мы не в праве отменять ее. Хотя папство и злоупотребляет правом отлучения, допуская это во вред Церкви, тем не менее не отменять, а лишь правильнее и с надлежащею осторожностью употреблять его должны мы по воле и заповеди Христовой " (см. F. Tischreden. Frankfurt, Ausgabe 1569. 5. 177). 22. В формуле экскоммуникации, составленной Кальвином, говорится: " Мы, служители Божии, сражающиеся оружием духа, мы, которым дана власть вязать и решить, исторгли N.N. во имя и по власти Иисуса Христа из недр церковных, - отлучили и устранили его от общения с верующими; да будет он проклят между ними; да отвращаются от него все, как от язвы, и да не имеет с ним никто никакого общения и сношений. Этот приговор отлучения подтвердит и Сын Божий (см. Leben Kalwins, II, 8. 31). 23. " Старайся, говорю я, чтобы отлучение от Церкви совершаемо было правильно и законным образом, ибо оно влечет за собою страшный Суд Божий " . F. Tischreden. S. 176. 24. Напр. блаженные Иероним и Августин. 25. Бл. Иероним. Epist. XIV ad Heliodor. (Письмо 14 к Гелиодору.) 26. Тертуллиан. Apolog. (Апология), 31. 27. De corruptione et gratia, с. XV. 28. Bingam. Origen, кн. VII, гл. IV, стр. 5. 29. Прекрасно развита эта мысль в сочинении " О чине Православия " Стефана Семеновского, студ. Киевской Дух. академии. 30. Св. Киприан. Epist. LXI. (Письмо 61). 31. Иоанн Златоуст. Беседа 15 на 1Кор.5. 32. Св. Киприан. Epist. LXII ad Pomponium. (Письмо 62, к Помпонию). 33. Бл. Августин. Epist. Ad Carthagen. Concili patres. 34. Слич. Духовный Регламент, стр. 38, пункт 16.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/194/...

1172 «Венок». С. 17. Ср. также: Уч. Зап. II отд. Имп. Акад. Наук. 1859 (Кн. V. С. XXV). Сопоставление Иннокентия и Филарета с Массильоном и Боссюэ делалось не раз. Ср., например, у Погодина: «Сравнения устарели, но когда читаешь Филарета и Иннокентия, невольно приходят на ум Боссюэт и Массильон» (Москвитянин. 1848. 4.5, отд.З. С. 80). 1177 IX. С. 243–245. «Но се, и книга завета на персях Его! Дерзнем, братие, дерзнем разгнуть сию священную книгу, да увидим и услышим, что речет о нас Господь ( Пс. 84:9 ). О, братие, Он речет мир на люди Своя», так же, возможно, поступал Иннокентий при произнесении беседы на литургии в навечерии Рождества Христова (III. С. 50–63), где содержится толкование Мф. 1:18–23 , и других рождественских проповедей. 1178 О разнобое между языком священных текстов и языком самой проповеди писал еще Погодин (Москвитянин. 1848. Ч. 5, отд. 3. С. 81): «У Филарета церковный язык вошел как-то в меру русского языка, так что их никак уже и не различишь; у Иннокентия церковный язык явственнеее и даже иногда слишком, что делается уже пороком речи». 1184 См. Барсов Н. К истории проповедей и сочинений Иннокентия. Христианское Чтение. 1886. 11–12. С. 752. 1204 Ср. о локальной окрашенности проповедей Иннокентия в рецензии на «Слова к Вологодской пастве» (ЖМНПр. 1843. Ч. XXXIX, отд. 6. С. 148–149). 1205 XI. С. 28–33. «Монастырь стоит на щере, каменной почве, и весною заливается водою; льдинами покрываются крыши» (Барсуков Η. П. Жизнь Погодина. Т. VI. С. 204–205). 1215 IV. С. 235. Ср. о «языках огненного цвета», «огнецветных языках», а не огненных (IV. С. 153). 1221 Заметим, что Иннокентий любит игру света и тени, без красок. Ср. о тени Церкви (IV. С. 213), тенях нечестия (IV. С. 185), о молниях в ночном мраке (VI. С. 180). Характерны для Иннокентия размышления о светлом и темном круге празднеств (IV. С. 328), о «богосветлом круге Пятидесятницы» (IV. С. 92), слова о «светлых» (III. С. 83) «светоносных» тайнах (III. С. 92). 1234 IX. С. 76. Ср. в день отдания Пасхи: «Многие из нас, без сомнения, паки удостоятся видеть и воспевать воскресения день; а некоторые, – и это так же не подлежит сомнению, – будут праздновать, если окажутся достойны, следующую Пасху уже в невечернем дни Царствия Христова» (X. С. 155).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Богослужебная практика Церкви Востока (несторианской), а также халдейской (униатской) - т. н. восточносирийского обряда - интересна тем, что из всех вост. обрядов она претерпела наименьшее влияние со стороны к-польской традиции. Согласно источникам IV-VI вв., первоначально чин бракосочетания состоял из 2 основных частей: обручения и брачного торжества. К кон. V в. участие священника в совершении Б. считалось обязательным; Нарсай († ок. 502) в 17-й гомилии пишет, что «без священника женщина не может выйти замуж, без него свадьба не может состояться» (Texts and Studies. Camb., 1909. Vol. 8. N 1. P. 145). Собор в Катаре (676) под председательством католикоса Востока Гиваргиса постановил, что женщина не может сочетаться с мужчиной без согласия ее родителей, без св. креста (указание на обручение; ср. с арм. традицией) и без благословения священника. Патриарх Ишо бар Нун (623-628) писал о необходимости присутствия священника и мирян при обручении, а также упоминал об использовании во время церемонии св. воды, креста и кольца. Патриарх Тимофей (782-823) настаивал на торжественном характере обручения, для к-рого необходимы присутствие священника и использование креста, и запретил расторжение обручения по соглашению. В «Книге судов» Ишо-бохта (VIII в.) утверждается, что для заключения Б. необходимо совершение торжественного чина, причем при обручении должен совершаться обмен кольцами, а чин бракосочетания должен включать в себя подписание брачного договора и благословение священника; тем не менее при невозможности найти священника разрешено вступать в Б. без его участия. По позднейшим печатным книгам восточносир. обряда, чин бракосочетания состоит из 7 частей: 1) девушке приносят кольцо, и она принимает или отвергает его; 2) священник соединяет правые руки представителей семей жениха и невесты (брачный сговор); 3) чин благословения брачных одежд; 4) чин обручения; 5) чин венчания; 6) чин благословения комнаты новобрачных; 7) чин «разрешения» комнаты на 8-й день. Части 1-3 совершаются в доме невесты, 4-5 - в храме. Обручение начинается с неск. молитв, потом бывают благословение кольца, молитва над общей чашей и крестом, вкушение от чаши и благословение крестом. В чине венчания после молитв на молодых возлагают венцы, далее следуют неск. молитв и песнопений (чтения (Еф 5. 20-33 и Мф 19. 3-9) входят в чин только согласно практике общин, находящихся в унии с Римом) и возложение рук на брачующихся, на их крестных и плотских родителей и заключительные молитвословия. Западные чины благословения Б. в VI-XX вв.

http://pravenc.ru/text/Брак.html

Это видно из того, что позже VI века у писателей Церкви уже не встречается бесед против январских календ, между тем как до VI века они все почти писали против сего языческого празднества. Во Франции первый день января до XV века был днем покаяния и поста. Там в 1444 году, по предложению Парижского богословского факультета, установлен торжественный праздник Обрезания Господня без поста, называемый на Западе также праздником св. имени Иисуса 138 . Праздник св. имени Иисуса первоначально установлен был в Ордене францисканцев Бернардином и подтвержден в 1530 г. папой Климентом VII, который назначил праздновать день имени Иисуса 14 января. Это приняли во многих местах и праздновали во второй воскресный день после Богоявления. В 1721 году Иннокентий XIII распространил это празднование по всей Латинской Церкви. Таким образом, на Западе в память события в 8-й день по Рождестве Иисуса Христа образовались два праздника: 1 января – праздник Обрезания, 14 января – праздник имени Иисуса 139 . Предмет праздника Хотя праздник в 1 (14) день января называется в богослужебных книгах Православной Церкви Обрезанием по плоти Господа нашего Иисуса Христа, но она в этот день, согласно со свидетельством Евангелия ( Лк.2:21 ), празднует не только обрезание Господа, но и наречение Ему чудодейственного и спасительного имени Иисус. «Приидите, – произносит она в день Обрезания, – Владыки славная Христова наименования во святыни торжествуем: Иисус бо боголепно наречеся днесь 140 . В осьмый день обрезуется яко младенец Владыка: Иисуса же приемлет именование, яко мира есть Спас и Господь 141 ». Посему в день Обрезания Господня Церковь исполняется тою радостию, что данное в этот день безлетному Младенцу достопоклоняемое имя Иисус есть сокровищница и залог нашего спасения и поклонения. О величии этого имени предсказывали пророки ( Мф.12:21 ), что в славе имени Господа Бога своего пребудут верующие, зане возвеличится до конец земли ( Мих.5:4 ; Иер.33:16 ). Ангел Господень благовествовал Иосифу об Иисусе Христе перед Его рождением: наречеши имя ему Иисус: Той бо спасет люди Своя от грех их ( Мф.1:21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Гл. VI. Что, искупленные и оживотворенные кровию, мы ничего не должны ставить выше Христа, о том Господь так говорит в Евангелии: Иже любит отца или матерь, паче Мене, несть Мене достоин: и иже любит сына или дщерь, паче Мене, несть Мене достоин (Мф. 10, 37). И во Второзаконии написано: Глаголяй отцу и матери своей: не видех тебе, - и сынов своих не увиде, (сей) сохрани словеса Твоя и завет Твой соблюде (Втор. 33, 9). Также апостол Павел говорит: Кто ны разлучит от любве Божия [Христовой]?; Скорбь ли, или теснота, пли гонение, или глад, или нагота, или беда, или меч? Якоже есть писано: яко Тебе ради умерщвляемы есмы весь день: вменихомся якоже овцы заколения; но во всех сих препобеждаем за возлюблъшаго ны (Рим. 8, 35-37). И опять: Несте свои, куплени бо есте ценою [великою]; прославите убо [и носите] Бога в телесех ваших (1 Кор. 6, 19-20). И еще: Христос за всех умре, да живущий не ктому себе живут, но умершему за них и воскресшему (2 Кор. 5, 15). Гл. VII. Исторгнутые из челюстей диавольских и мирских сетей не должны уклоняться снова к миру и через это лишаться того, что приобретено. В книге Исхода читаем, что иудейский народ, который представлял нас в сени и образе, будучи избавлен защитником и мстителем Богом от тягчайшего рабства Фараонова и египетского, т.е. диавольского и мирского, вероломный и неблагодарный в отношении к Богу, ропщет на Моисея, примечая неудобства пустыни и труда и не разумея божественных благодеяний свободы и спасения: он хочет снова сделаться рабом Египта, т.е. мира, из которого исторгнут, тогда как тем более должен бы уповать на Бога и верить, потому что, кто освобождает людей своих от диавола и мира, тот и покровительствует освобожденным. Что сие, - говорит, - сотворил еси нам, извед нас из Египта? лучше бо бяше нам работати Египтянам, нежели умрети в пустыне сей. Рече же Моисей к людям: дерзайте, стойте и зрите спасение еже от Господа, еже сотворит нам днесь: Господь поборет по вас, вы же умолкните (Исх. 14, 11 -14). Господь, предостерегая нас от этого и поучая, что мы не должны снова возвращаться к диаволу и миру, от которых отреклись и избавились, говорит в Своем Евангелии: Никтоже возложь руку свою на рало и зря вспять, управлен есть в Царствии Божий (Лк. 9, 62). И еще: Иже на селе, да не возвратится вспять; поминайте жену Лотову (Лк. 17, 31-32). А чтобы никого не удерживали от последования Христу ни жадность к имуществу, ни угождение родным. Он присовокупляет к тому следующее: Иже не отречется всего имения, не может быти Мой ученик (Лк. 14, 33).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/667/...

112 . Стихиры Св. Романа Сладкопевца на Рождество Христово. Перевод с греческого. Р. X. 1898, I, 14–35. 113 . Стихиры на Сретение Господне. Из произведений древнехристианской поэзии. Перевод с греческого. Р. X. 1898, II, 139–144. 114 . Песнь Св. Романа Сладкопевца о страшном суде. (На Евангелия Великого Понедельника и Великого Вторника – Мф. 24 и 25 гл.) Приложение: Песнь «Dies irae» (День гнева) Фомы ди-Челяно (XIII в.) Перевод с подлинника. Р. X. 1898, III, 244–258. 115. Пасхальная ночь. Из гимна христианского поэта IV–ro века Аврелия Пруденция Клемента. Перевод с латинского. Р. X. 1898, IV, 344. 116 . Древняя составительница церковных песней, инокиня Касия, с переводом песни: «кающаяся грешница». Р. X. 1898, IV, 345–348. 117 . Песнь в прославление Св. Отцов Никейского собора. (В неделю пред Пятидесятницею). Перевод с греческого. Р. X. 1898, V. 442–450. 118 . Из произведений древнехристианской поэзии. Песнь на рождество —20— св. Иоанна Предтечи (24 июня). Перевод с греческого. Р. X. 1898, VI, 526–534. 119 . Образцы толкований Священного Писания. Св. Амвросия Медиоланского и Св. Павлина Нольского. Р. X. 1898, VI, 1–16: VII–VIII, 17–32; X, 33–47 (в приложении). 119а. Тоже. Отдельный оттиск. Москва, 1898. Стр. 47. 120 . Песнь в прославление Св. Великомученика Пантелеймона (27 июля) Ореста, патриарха Иерусалимского (XI в.) Перевод с греческого. Р. X. 1898, VII–VIII, 32–35. 121 . Песни Св. Романа Сладкопевца в прославление Св. Первомученика Стефана (2 Августа). Перевод с греческого. Р. X. 1898, VII–VIII, 35–49. 122 . Из произведений древнехристианской поэзии. Песнь в прославление Св. Иоанна Богослова (26 Сент.). Перевод с греческого. Р. X. 1898, IX, 149–152. 123 . Из произведений древнехристианской поэзии. Песнь в прославление св. мучеников Сергия и Вакха (7 окт.) Перевод с греческого. Р. X. 1898, X, 250–252. 124 . Песнь Св. Романа Сладкопевца в прославление св. врачей Космы и Дамиана (1 ноября). Перевод с греческого. Р. X. 1898, XI, 326–331. 125 . Песнь Св. Романа Сладкопевца в прославление Св. Николая Чудотворца. Перевод с греческого. Р. X. 1898. XII, 410–420.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

с Трифон. 48). По этому предмету в послании стоит: «Но так как могут сказать, что Христос есть сын Давида, то опасаясь этого и зная заблуждение грешников, сам Давид говорит: Господь сказал Господу моему: сиди одесную Меня, доколи Я положу врагов Твоих в подножие ног Твоих». Видишь, как Давид называет Иисуса Господом и Сыном Божиим (гл. XII). См. Мф. 22:42–46 . 29 См. примечание 9 к гл. XV послания Варнавы по тексту, помещенному в изд. Гебгардта и Гарнака «Patr. apost. op. fasc. I «Barnabae epistola». В нем между прочим значится: Tertull. (de orat. 23) narrant, die dominica Christianos genu non flexisse. 30 См. правило Лаодикийского собора (вторая половина IV в.) 59; с этой эпохи надо считать начало канонической регламентации книг священного писания. 31 Варн. «два пути», гл. XVIII–XX и Запов. VIII; Дидахия I и след. («два пути») и Запов. VIII; отрывки Керигмы у Климента Александрийского «Строматы» VI, 5 и Запов. I (определение понятия о Едином Боге); II Клим. посл. IX (учение о плоти) и Подобия V, 5; Строматы VI, 6 (нисхождение апостолов в преисподнюю) и Подобия IX; Иакова, V, 4 и Видения III, 9. 32 О многочисленности и зажиточности христианского общества в Риме см. Подобия VIII, в которых перечисляются разные роды избранных и кающихся христиан, а также Подобия IX, 20. Сам Ерма – харизматик и исповедник – был человеком зажиточным; у него за открытое исповедание им христианской веры было конфисковано имущество и, как кажется, он был выдан языческим властям по доносу своих детей: Вид. II, 2, 3 и Вид. I, 3. 33 См. Пастырь Ермы в русском перев. прот. Преображенского («Писания мужей апостольских») стр. 165, 166, 167, 170, 174, 241 и 242. 34 Подобия, IX, 7: Видение III, 5 и 9. Чин пресвитера заключается у Ермы в общем имени епископов; прим. 2 на стр. 170, рус. перев. 35 Обличения против недобросовестных пастырей и вообще клира очень сильны; см. Вид. III, 9: Под. IX, 26. Вероятно в Риме, как и в Коринфе были раздоры в церкви о первенстве и достоинстве; Под. VIII, 7. Были-ли эти раздоры между харизматиками и клириками, или же в самой коллегии пресвитеров-епископов из-за первенства – неизвестно.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Papk...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010