Разделы портала «Азбука веры» Оглавление Прощёное воскресенье – последнее воскресенье накануне Великого поста имеет три названия: Неделя сыропустная  (сырная), Адамово изгнание и Прощеное воскресенье. Первые два названия встречаются в богослужебных книгах (Триоди и Типиконе), тогда как именование «Прощеное воскресенье» — исключительно обиходное и употребляется только в православном быту. Неделей сыропустной этот день называется потому, что совершается заговение на сырную и молочную пищу (молочный сыр типа брынзы был основной скоромной пищей монахов). Наименование «изгнание Адамово» связано с тем, что само богослужение (почти все песнопения Триоди) посвящено воспоминанию создания человека, его падения и изгнания из рая. Наконец, название «Прощёное воскресенье» обусловлено совершением вечером в этот день Чина прощения. Краткая история Обычай держать перед Великим постом переходную сырную седмицу, в которую уже не ели мясные продукты, но продолжали вкушать остальные виды молочной пищи, появился уже в VI веке. В иерусалимском Лекционарии VII века уже указана Неделя сыропустная, также обозначены особые прокимны и ветхозаветные чтения для каждого дня сырной седмицы. В саму Неделю сыропустную указано на литургии евангельское чтение Мф.6:1-33 , в котором в том числе есть слова о прощении и об истинном посте (нынешнее литургийное чтение является частью иерусалимского). Современная служба Недели сыропустной возникла в IX–X вв. в Константинополе. Особенности воскресного бдения и литургии Данная неделя не имеет «своих» особенностей, служба в целом такая же, как в две предыдущие недели (о блудном сыне и мясопустную). Последний раз поется на утрене псалом 136 «На реках вавилонских…». Идейное содержание Соответственно трем названиям данного воскресного дня, его богослужение заключает в себе три темы: Грехопадение Адама и изгнание из рая — основная тема всенощного бдения. Актуальность этого воспоминания накануне вступления в Великий пост заключается в следующем: первая заповедь, данная человеку, была заповедью о посте, пусть даже и в мягкой форме — запрещалось есть плоды всего лишь одного конкретного дерева. Адам нарушил эту заповедь и лишился тех благ, которые имел при сотворении. «А поскольку из-за того, что Адам единожды не постился, довелось и нам много пострадать, предлагается ныне, при вступлении в Святую Четыредесятницу, воспоминание сего события, дабы мы, памятуя, какое великое зло внесено в мир непощением, поспешили радостно возложить на себя пост и блюсти его» (синаксарь в неделю сыропустную). В стихирах и тропарях канона часто речь идет от 1го лица, чем выражается идея, что мы своими грехами повторяем преступление своего праотца и подобно ему лишаемся рая (благодати Божьей, данной в крещении). Также мы сокрушаемся о том, что по причине греха Адама все человечество утратило бессмертие и первозданное совершенство.

http://azbyka.ru/proshhenoe-voskresene

Этим указанием на слова пророка Господь открыто признал, что народ справедливо воздает Ему царские почести, как Мессии и как бы в доказательство Своего Мессианского достоинства совершил тут же в храме несколько чудес, исцелив слепых и хромых. Совершив торжественный вход в Иерусалим, Господь с наступлением вечера снова удалился с учениками в Вифанию. Торжественный вход совершен в тот самый день, в который по закону еврея должны были избирать пасхального агнца. VI. Последниедние дни земной жизни Господа Иисуса Христа. (Понедельник). Проклятие смоковницы. Вторичное изгнание торгующих из храма. Голос с неба. (Мф. 21:12–13; 18–19; Мк. 11: 12–19; Лк. 13:6–9: Ин: 12:20–33). На другой день, после торжественного входа в Иерусалим, Иисус Христос снова пошел в священный город. Дорогой Он почувствовал голод и подошел к одной смоковнице, росшей около дороги и бросавшейся в глаза своей роскошной листвой. Смоковница оказалась бесплодной. «Да не будет никогда от тебя плода во век», сказал Господь и продолжал путь. Дерево тотчас засохло. Проклятие бесплодной смоковницы должно было напомнить ученикам притчу, сказанную Господом незадолго до сего. «Некто», говорил Он тогда «имел в винограднике своем посаженную смоковницу; и пришел искать плода на ней, и не нашел; и сказал виноградарю: вот третий год прихожу искать плода на сей смоковнице и не обретаю; сруби ее, на что она и место упражняет? Но он отвечал ему: Господин! оставь ее на этог год, пока я окопаю ее и обложу гноем: непринесет ли плод; если же нет, то напослодок срубишь ее». Смыслъ притчи таков: народ Иудейский, наружно благочестивый, не приносил духовных ллодов – истинного благочестия, вера его была мертва. Даже после неоднократных вразумлений Сына Божия остался он таким же. Пришел назначенный свыше срок и гнев Божий поразил народ нераскаянный. В Иерусалимском храме опять был тот же беспорядок, как и в начале служения Иисуса Христа. И опять Он, как прежде, изгнал из храма как продавцов жертвенных животных и голубей, так и меновщиков денег, снова занявших свои места во дворе храма.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/slovo-p...

Многие иудеи верили, что кроме Мессии-Царя явятся Мессия-Первосвященник и Мессия-Пророк. Иисус же соединяет в Себе всех трех: Он – и Провидец, и Служитель, и Царь. Он – Помазанник, владеющий всей полнотой власти. Но почему тогда Он действует столь осторожно, почему скрывает от народа Свой сан, запрещая называть Себя Мессией? Ученики переходили от недоумений к тревоге и от уверенности к сомнениям. Но любовь, глубокая человеческая привязанность и доверие к Учителю оказались сильнее всего. И они продолжали терпеливо ждать дальнейших событий… 31 Мф. 2:1 сл. Относительно “звезды волхвов” существуют следующие мнения: 1) это был сверхъестественный феномен, 2) комета, 3) так наз. “сверхновая” звезда, о появлении которой сообщали в те годы китайские астрономы; 4) волхвы увидели вещий знак в сближении “царских” планет Юпитера и Сатурна, которое имело место за 7 лет до н.э. Последняя гипотеза, впервые выдвинутая в XVII в. астрономом И.Кеплером, до сих пор остается наиболее популярной. Некоторые экзегеты считают весь рассказ о волхвах аллегорией, призванной показать участие язычников в рождественских событиях. Но бесспорных аргументов у сторонников этого взгляда нет. В греческом тексте Евангелия волхвы названы магами (.….….…..). Таково было наименование жрецов иранского культа. При Ироде существовали частые контакты между Иудеей и Парфией, которая в ту эпоху владела Ираном. См.: Флавий И. Арх. XVII, 2,1. 32 См.: Тацит. История, V,13; Светоний. Веспасиан, 4; Флавий И. Иудейская война, VI, 5,4. 33 Основные данные о жизни Ирода содержатся в кн.: Флавий И. Арх. XIV- XVII и Иудейская война, кн.1. 34 Лк 21,2 . И.Флавий указывает на 6000 фарисеев, которые отказались присягать Августу в последние годы правления Ирода (Арх. XVII,2,3). Следовательно, в это время производилась какая-то перепись населения под контролем римлян. Ее и мог иметь в виду ев.Лука. Относительно способа переписи, указанного им, см. ниже . Лк говорит, что Рождество совпало с правлением Квириния в Сирии. Квириний был легатом Сирии в первые годы н.э.; однако надписи из Тиволи и Антиохии Писидийской свидетельствуют, что он контролировал Сирию также и за несколько лет до н.э.

http://azbyka.ru/syn-chelovecheskij/3

...а кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской.Горе миру от соблазнов; но горе тому человеку,через которого соблазн приходит....(Мф.18 стих6-7) Д.Е. 27 октября 2013, 10:33 Прочитав статью, хочется сказать , что у меня возникло изумление.Обычно кто хочет жениться и выйти замуж навсегда, без измен, то стремятся показать это друг другу и родным именно серьезным образом - паспортными данными гражданина и церковным венчанием христианина. Думаю, кто отрицательно относится к регистрации брака в Загсе, тот не собирается создавать семью. Ведь фамилию созданная семья имеет общую - у мужа и жены становится одна фамилия, и это никак не противоречит церковному единению двух сердец. А в статье о. Максима... Просто демагогия в словах о. Максима, простите за мое мнение. Ну, и я знаю,что без регистрации живут люди годами, и в гости приходят, то как-то не знаешь, кто и пришел. какой-то конфуз. Не знаешь, как назвать, и стараюсь не общаться совсем с такими. чтобы не огорчаться да и не обидеть " ранимых " их- " гражданских мужей и жен " ( " семьянинов " ). Когда им выгодно, то всё оформляют, а не хотят брак оформить, то , думаю,что равнозначно слову: не любят друг друга... Константин 27 октября 2013, 01:09 Положение, что что всякое сожительство без государственной регистрации есть блуд, согласно с древними обычаями, с благочестием Византии, где высоко ценили гражданские законы. В римском праве брак был простым соглашением, которое сводобно заключалось и разрывалось и не имело строго юридического значения. Только в VI в. складывается представление о юридически законном брачном договоре, заключаемом письменно (устно - лишь из-за бедности или других уважительных причин). См.: Эклога, титул (о венчании там не сказано вообще ни слова). Именно этой законностью брак между христианами отличается даже от мало-мальски упорядоченных языческих браков. Практика венчаний при отсутствии государственной регистрации чревата соблазном отвергнуть " кесарево " . Как говорит Апостол, " любовь есть исполнение закона " (Рим. 13:10).

http://pravoslavie.ru/65084.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИЕРЕЙ [греч. ερες], то же что священник ; слово «иерей», отличается от слова «священник» лишь стилистически, употребляется гл. обр. в литургическом контексте. В качестве технического термина наряду с «рукоположением во пресвитера» употребляется также выражение «рукоположение во иерея» (см. ст. Хиротония ). В совр. языке И. называются священнослужители 2-й степени священства, т. е. пресвитеры . В раннехрист. лит-ре и в эпоху Вселенских Соборов слово ερες употреблялось и по отношению к епископам ( Greg. Nazianz. Ep. 16; Sozom. Hist. eccl. IV 22. 22), а также к пресвитерам наряду с епископами (Const. Ap. VI 18. 11; VIII 2. 6; Epiph. Adv. haer. 80. 5). В рус. переводах соответствующих текстов чаще употребляется слово «священник», чем «иерей». Широкое использование слова «архиерей» применительно к епископам сузило значение слова «И.», связав его по преимуществу с пресвитерами. Изначально словом ερες называли человека, приносящего кровавые жертвы, оно употреблялось по отношению к языческим жрецам (см., напр.: Homer. Il. 1. 370; Plat. Phaed. 58. 2). В греч. переводе ВЗ ( Септуагинте) ερες соответствует евр.   (  ) и применяется к ветхозаветным священникам, к-рые совершали жертвоприношения в Иерусалимском храме (ср., напр.: Быт 14. 18; Исх 18. 1; Иер 23. 33 и др.). В НЗ это слово означает как ветхозаветного священнослужителя (Мф 12. 4; Лк 1. 5; 10. 31; Евр 10. 11), так и языческого жреца (Деян 14. 13). В рус. переводе в соответствующих местах используется слово «священник» и только в Деян 14. 13 «ερες το Δις» передается как «жрец Зевса». И. в НЗ именуется Господь Иисус Христос (Евр 7. 15-21; 8. 4). В богословии Послания к Евреям раскрывается, что Христос имеет священство (ερωσνην) непреходящее, вечное «по чину Мелхиседека». Он, как основатель нового завета, не имеет нужды ежедневно, подобно ветхозаветным первосвященникам, приносить жертвы за грехи народа, поскольку «совершил это однажды, принеся в жертву Себя Самого» (Евр 7. 27). Отныне Христос является единственным И. в полном смысле этого слова, Он - и Жертва, и в то же время приносящий жертву, поэтому ветхозаветное священническое служение завершено, так же как исполнен, завершен ветхий завет. Подобным образом о Христе как И. высказывались и раннехрист. писатели, напр. мч. Иустин Философ ( Iust. Martyr. Dial. 34. 2; 36. 1; 118. 2 и др.) и Ориген ( Orig. Comm. ad Joh. 1. 3).

http://pravenc.ru/text/293609.html

Присутствие великих пророков Ветхого Завета утверждает одну из важнейших евангельских истин: Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить ( Мф. 5, 17 ). Взор Христа устремлен к небу, словно Он слушает Отца, вся фигура Его залита примиряющим небо и землю естественным солнечным светом. Армагеддон В 15 км от Назарета, с которого началась история спасения рода человеческого, находится город Мегиддо, которым она должна закончиться. Это – Армагеддон. Согласно Апокалипсису, у этого города произойдет последняя битва Христа с Антихристом: И он собрал их на место, называемое по-еврейски Армагеддон ( Откр. 16, 16 ). Города с этим названием, конечно, давно не существует. На его месте лежит большой, раскопанный археологами курган – как говорят на Востоке, тель. Но хотя этот безмолвный холм мирно покоится ныне среди плодородных полей долины Ездрелон, в самом имени его по-прежнему отзываются эхом громы прошлых и будущих войн. С древних времен Мегиддо (Мегиддон) был передним краем борьбы великих миродержавных империй – Египта и Вавилона. Археологи насчитали, что на 20 акрах жилого пространства холма история спрессовала один на другом до 25 археологических пластов – 25 городов! Первое неолитическое поселение датируется VI тысячелетием до н.э. Наскальные человеческие фигурки, сакрально-магического характера, оставлены этим древнейшим населением. К началу IV тысячелетия (ранний энеолит) можно уже говорить о существовании города как политической и культурной единицы. За 33 столетия до Р.Х. на холме Мегиддона построен первый из известных нам в Ханаане храмов. Археологические находки красноречиво свидетельствуют о ранних международных контактах: керамика с клеймами цилиндрических печатей безошибочно указывает на связи с Сирией, Месопотамией, Египтом. Рубеж III тысячелетия стал для города временем бурного строительства. Этим временем датируется первая из раскопанных массивных стен – возможно, для защиты городского святилища. Но около 2000 г. город вдруг по непонятным причинам, на пару столетий опустел. Предполагают, что это могло быть связано с резким изменением климатических условий.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

24. Например, люди часто предлагают священнику «почистить углы», подразумевая освящение квартиры. 25. Это притом, что таинства Крещения, Миропомазания, Венчания совершаются единожды в жизни. «Черновой» вариант Крещения невозможен (повторное Крещение запрещено 47 апостольским, 36 и 59 правилами Карфагенского собора). 26. Санкция – разрешение. 27. Авва Дорофей . «Душеполезные поучения». – электронное издание. Поучение шестое «О том, чтобы не судить ближнего». 28. Нередко альтернативной организацией становится тоталитарная секта. Но ведь Церковью предусмотрена профилактика ухода в секты: «Крещаемым должно изучати веру и в пятый день седмицы давати ответ епископу или пресвитерам» (46 прав. Лаод. Соб.). 29. Почти каждый сектант, рассказывая историю своего обращения в секту, упоминает неприятную встречу с «сотрудниками» православных храмов, которая произошла перед его попаданием в секту. 30. Братией храма в этом случае считаются штатные (и иногда внештатные) сотрудники храма. 31. Иногда между священнослужителями и прихожанами возникает дружба, но содержание общения редко касается духовной проблематики. Здесь речь идет именно о конторской системе. 32. «Внутренней миссией» называют евангельскую проповедь среди крещеных, но не просвещенных верой людей. Можно назвать данную миссионерскую деятельность «миссией наоборот». С канонической точки зрения, «внутренняя миссия» – это противоестественное явление. Практика показывает, что просвещение уже крещеных практически не приносит результатов. Тем не менее, проповедь среди непросвещенных – это основное поле деятельности современных миссионеров. И единственный способ сделать работу миссионеров эффективной – возвращение канонических оснований в уклад церковной жизни. 33. Процедура [лат. procedere – продвигаться] – порядок, последовательность конкретных мероприятий, необходимых для организации сложного дела. 34. По-моему, на данный момент из всех правил, касающихся участия в таинстве Крещения не подвергается сомнению необходимость выполнения только 6 правила Тимофея Александрийского (о том, что нельзя женщине в нечистоте принимать таинство Крещения). Правила же о необходимости духовной подготовки просто забыты. А их достаточно много: 2 пр. I Вс. Соб., 45–46–47 пр. Лаод. Соб. 96 пр., VI Вс. Соб. и другие. Получается, что мы «оцеживаем комара» телесной нечистоты и «поглощаем верблюда» духовной скверны ( Мф.23:24 ). Даже обрядовая сторона страдает. Несмотря на повеление 49–50 правил Святых Апостолов крестить погружением, большая часть взрослых принимает Крещение через обливание.

http://azbyka.ru/otpavshie-ili-nevocerko...

В заключение хочется отметить, что первые книги Ветхого Завета содержат в себе уникальные образцы военного искусства, позволяющие во-первых, значительно обогатить данную область человеческих знаний, во-вторых, в очередной раз подтвердить уникальность самих текстов и в-третьих, дать читателю возможность ещё глубже понять происходящие на страницах Священного Писания события и дать будущим исследователям дополнительную почву для их анализа. Пройдя небольшой отрезок ветхозаветного военного пути, мы не остались разочарованными в наших поисках. Много ли найдётся тех, кто надеялся и в этой области человеческих знаний получить научение о вышнем? Неужели всё Священное Писание в каждом своём уголке несёт величину выше уровня человеческого постижения, неужели отсутствие в этих книгах Божьего Промысла определяется лишь границей человеческого неверия (недоверия)? Что может быть более несовместимо с жизнью, чем война? Но и здесь Тот, Кто есть Путь, Истина и Жизнь, являет Себя людям, ищущим Его, позволяя им достичь высоты в том, что Он не есть, показывая, как прикладывается к человеку всё остальное, если прежде искать Царства Божия и правды Его (Мф 6:33). 1 Разин Е. А. История военного искусства XXXI в. до н. э.—VI в. н. э. СПб., 1999. С. 10. 4 Павел Орозий. История против язычников. Книги I–VII. СПб., 2004. С. 88–114; Херцог Х., Гишон М. Указ. соч. С. 27–36; Циркин Ю. История библейских стран. М., 2003. С. 3–4. 11 Эней Тактик. О перенесении осады//Сочинения древнегреческих и византийских авторов. Военная мысль античности. М., 2002. С. 61–62. 18 Такое противопоставление при всей его внешней эффектности нельзя не признать ложным. Дело даже не в том, что противопоставляются ценности разных стратов, а в том, что Бог (если это истинный Бог), принятый как вершина ценностей, учит ценить человеческую жизнь. Стоит помнить, что в Евангелии Христос противопоставление ценности человека и субботы разрешает в пользу человека. — Ред. 19 Тарле Е. В. Нашествие Наполеона на Россию (электронная версия). Глава II. От вторжения Наполеона до начала наступления великой армии на Смоленск.

http://pravmir.ru/voennoe-iskusstvo-v-kn...

3.26 48. Какая жертва приятна Богу? 3.27 49. О вреде толкования сновидений 3.28 50. Произносить слова примирения следует не духом рвения и гордости, а духом смирения и кротости 3.29 51. Должно терпеть от родителей 3.30 52. Святое таинство брака совершается по воле Всемилостивого Бога 3.31 53. Испытания случаются попущением Божиим для познания человеческих немощей. Память о смерти научит внимать самому себе. Клятва Богу, сделанная без рассуждения, не угодна Богу. Когда предадим себя со смирением, терпением и самоукорением в волю Всемогущего Господа, Господь избавит от всех скорбей 3.32 54. О монастырских испытаниях 3.33 55. Отчаяние доказывает явную гордость. Вражее коварство можно изринуть из сердца молитвой к Богу 3.34 56. «Никто же ко мне приидет, аще не Отец привлечет ко Мне» (Ин., VI, 44) 3.35 57. Совет об отдаче долга 3.36 58. Приобучайте себя к терпению, смирению и самоукорению 3.37 59. Тщеславие лечится хранением совести и неутаиванием помыслов 3.38 60. «Семь раз упадет праведник, и восстанет..» (Пр., XXIV, 16). Следует молиться в часы уныния. Умеренно наслаждайтесь земными благами и пекитесь о вечном спасении 3.39 61. Если после моления чувствуется смущение, то лучше не делать задуманного 3.40 62. «У человек сие невозможно есть, у Бога вся возможна» ( Мф., XIX, 26). Молитва - первейшее и самонужнейшее средство к примирению 3.41 63. «В терпении вашем стяжите души ваши» ( Лк., XXI, 19) 3.42 64. Художество художеств есть дело спасения. Господь ублажает тесный и прискорбный путь, а не пространный 3.43 65. Не оставляйте делать дружеские христианские советы. Не скорбите о неприятностях, ибо они кратковременны и бывают не без воли Божией 3.44 66. Священнослужители, яко молитвенники о нас, заслуживают предпочтение перед прочими 3.45 67. Если будем уповать на Бога, ничто не повредит нам 3.46 68. О необходимости молиться за духовного отца 3.47 69. Господь силен послать благодать для душевного подкрепления 3.48 70. Если упал, паки восстань 3.49 71. Уповающие на Бога никогда не остаются лишены Его даров. Не скорбите, Господь утешит во всем

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=102...

Текст из богослуж. книг. V. Первая седмица св. четыредесятницы Слово в Среду – второе. Что такое грех и молитвенные возношенья кающегося грешника. Из богослужебных книг. Слово в Среду – четвертое. Одно из условий истинного покаяния. Текст из богослуж. книг Слово в Пяток – второе. Как и всегда ли с подаянием Тела и Крови Христовых в снеде подается оставление грехов. Ин.6:53 VI. Пред исповедью и после оной VII. Пред причащением Св. Таин и после оного Слово – третье. Принятие Господа нашего И. Христа в себя в таинстве причащения и к чему оно побуждает христиан. Ин.6:56 Слово – пятое. Мы должны заботиться, чтобы сделаться достойными тех благ, кои мы получаем чрез приобщение Св. Христовых Таин. Пс.33:9 Слово – шестое. Еще о плодах таинства причащения. Текст из богослуж. книг. VIII. Неделя православия XIX. Вторая седмица св. четыредесятницы Слово – четвертое. Преизбыточествующее милосердие Божие, являемое в таинстве покаяния, мы не должны обращать в повод к беспечности. Мк.2:9 . X. Неделя третья св. четыредесятницы Слово – первое. Крест Христов, как утешение, врачевство язв совести и средство к возбуждению к покаянию. Из богослуж. книг Слово – второе. Крест Христов, – почему ему должно поклоняться и для кого он может служить утешением. Из богослуж. книг Слово – третье. Истинный пост. Тоже Слово – четвертое. Почему и для чего каждому должно нести крест свой. Из богослуж. книг Слово – шестое. Св. четыредесятница есть образ всей жизни нашей. Из богослуж. книг Слово – восьмое. По примеру Господа нашего И. Христа мы должны восходить в славу чад Божиих самоотвержением, терпением и трудами. Мк.8:34 . XI. Неделя четвертая св. четыредесятницы Слово. О плодах достойных покаяния. Мф.3:8 XII. Неделя пятая св. четыредесятницы XIII. Шестая седмица св. четыредесятницы Слово в пяток – первое. Великопостные подвиги должны продолжаться во всю жизнь. Текст из богослужебных книг Слово в пяток – второе. Блага покаяния. Тоже. XIV.Heдeля шестая св. четырёдесятницы XV. Страстная седмица Слово в Великий Вторник – первое.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Muret...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010