1. Понятие о таинстве елеосвящения Елеопомазание, как христианское таинство, ведет начало свое от Самого Иисуса Христа. Когда Господь, избрав 12-ть апостолов, послал их с проповедью по городам иудейским, они многих недужных помазывали маслом, и те исцелялись ( Мк. 6:13 ). Без сомнения посланные Господом апостолы совершали это по данной им власти от Господа, согласно с его волею, и таким образом елеопомазание представляется здесь, как учреждение Господа. Неясно высказанная здесь воля Господа о сем вполне ясною должна была сделаться для апостолов по воскресении Господа, когда Он, являясь им в продолжение 40 дней, говорил им о Царствии Божием ( Деян. 1:3 ). Со всею ясностию и определенностию, об этом таинстве говорит ап. Иаков. «Болит ли кто в вас, – пишет он, – да призовет пресвитеры церковные, и да молитву сотворят над ним, помазавше его елеем во имя Господне: и молитва веры спасет болящего, и воздвигнет его Господь: и аще грехи сотворил есть, отнустятся ему» ( Иак. 5:14, 15 ). Божественное учреждение сего таинства видно здесь из связи речи. Апостол говорит здесь о елеопомазании, не как о чем-либо новом, чего прежде не знали христиане, а только указывает им на это врачебное средство, как уже на существовавшее и общеизвестное между ними, которым и заповедуют пользоваться в случае болезней. При том известно, что апостолы ничего не проповедовали сами от себя ( Гал. 1:11, 12 ), но учили только тому, что заповедал им Господь ( Мф. 28:20 ), и что внушал им Дух Святой ( Ин. 16:13 ); и отсюда они называли себя только слугами Христовыми и строителями таин, а не установителями ( 1Кор. 4:1 ). И следовательно, и елеосвящение, заповедуемое здесь ап. Иаковом, установлено и заповедано Самим Господом. А что оно, действительно, есть таинство, видно из того, что, кроме божественного установления, ему усвояются и чувственный знак – помазание больных елеем с молитвою, и соединенное с этим внешним знаком сверх-естественное действие благодати – исцеление болезней 297 и отпущение грехов. Елеопомазание, как благоучрежденное таинство, всегда известно было в церкви Христовой. Об нем упоминается в «Церковной иерархии» Дионисия Ареопагита (Кн. 7, §8, 8): об нем упоминает Ориген (in Levim. Hom. 11, § 4); о нем говорят в 4–м веке: св. Иоанн Златоуст (О свящ. III, 6), Амвросий (de Poenim L. 1, гл. VIII, § 2), Августин (на псал. 26), Виктор, пресвитер Антиохийский (в Толк. на Ев. Марка). В требнике Геласия, еп. Римского (в конце 5-го века), есть чин освящения елея для больных, во отгнание всяких болезней, душевных и телесных. Елеопомазание находится в числе 7-ми таинств не только в «Сакраментарии» Григория Великого , но и в древнейших требниках и молитвенниках греческих; его содержат даже несториане и монофизиты, отлученные от церкви еще на 3-м и 4-м вселенских соборах в 5-м веке.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

50. Святоотеческие изречения об отношении Ангелов к человеческому роду I. Ангелы-Хранители народов. Василий Великий : «Все Ангелы имеют как одно наименование, так, конечно, и ту же общую всем природу; однако ж одни из них поставлены начальствовать над народами, а другие быть сопутниками каждому из верных. Но в какой мере целый народ предпочтительнее одного человека, в такой же, без сомнения, по необходимости выше достоинство Ангела народоправителя, в сравнении с достоинством Ангела, которому вверено попечение об одном человеке» (Против. Евном. кн. III, в Тв. св. отц. VII, 128–130, снес. V, 341–342). Григорий Богослов : «Каждому (Ангелу) дано особое начальство от Царя иметь под надзором людей, города и целые народы» (Таин. песноп. слов. 6, в Тв. св. отц. IV, 366). Иоанн Дамаскин : «Они (Ангелы) охраняют части земли, правят народами и местами, как поставлены на то Творцом» (Точн. изл. прав. веры кн. II, гл. 3, стр. 55). II. Ангелы–Хранители церквей. Св. Григорий Богослов : «Я уверен, что особенный Ангел покровительствует каждую церковь , как научает меня Иоанн в Апокалипсисе» ( Апок. 1:20 ) (Слов. прощальн. пред 150 еписк. в Тв. св. отц. IV, 33); св. Амвросий: «Для защищения паствы Божией, не только поставил Господь епископов, но и Ангелов определил» (Exposim. evang. Luc. lib. II, п. 50). Св. Василий Великий , – который писал к пресвитерам никопольской церкви: «Вас печалит, что низринуты вы из ограды стен; но вы водворяетесь в крове Бога Небесного, и с вами – Ангел Хранитель церкви» (т. е. Никопольской) (Письм. 230, в Творении св. отц. XI, 178). Ангелы–Хранители частных лиц. Св. Василий Великий : «К каждому из верных приставлен Ангел, достойный того, чтобы видеть Отца Небесного» (Бесед. на Пс. 48:15 , в Тв. св. отц. V, 370); и в другом месте: «Что с каждым из верных есть Ангел, который, как детоводитель и пастырь, управляет его жизнью, против сего никто не будет спорить, помня слова Господа, сказавшего: «не презрите единого малых сих... яко ангелы их... выну видят лицо Отца... небесного» ( Мф. 18:10 ). И псалмопевец говорит: «Ополчится ангел Господень окрест боящихся Его», – Ангел не отступит от всех уверовавших в Господа, если только не отгоним его сами худыми делами: ибо, как пчел отгоняет дым и голубей смрад, так и хранителя нашей жизни – Ангела отдаляет многоплачевный и смердящий грех» (Бесед. на Пс. 33:8 , в Тв. св, от. V, 295–296); и в другом месте: «Поскольку и каждый из нас имеет святого Ангела, ополчающегося окрест боящихся Господа, то он может, по изобличении во грехах, сделаться повинным бедствию; его перестанет закрывать стена, т. е. защита святых сил, которые, пока пребывают с человеком, соблюдают непреоборимыми охраняемых ими» (Толкование на пророка Исаию, глава 5, в Тв. св. отц. VI, 192).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Глава III. Полунощница §1. Полунощница совершается глубокой ночью О времени и месте этого полунощного последования Симеон Солунский (в гл. 304) говорит: «в полночь, или немного спустя, когда ударят в било, во образ последней ангельской трубы, встают все от сна, как от смерти; и пред храмом (в притворе), как бы на земле пред небом, братия все вместе, после благословения священнического, начинают обычные молитвы». В 1 ч. (гл. 13, §4) показано, что полунощница бывает ради четырех причин: 1) в подражание бдению ангелов; 2) для безмолвия ума; 3) в ознаменование воскресения Христова и второго Его пришествия, и 4) возбуждения мертвых на суд, который имеет быть во время того же Его пришествия. Что в подражание ангелам людям пристойно ночью славословить Бога, тому имеем много сильных доказательств. Сам Господь наш Иисус Христос, изыде в гору помолитися: и бе обнощь в молитве Божии ( Лк.6:12 ). И после Тайной вечери, Иисус Христос и ученики Его, воспевше изыдоша в гору Елеонскую ( Мф.26:30 ). Христу Господу в этом подражали и сами апостолы. Так Павел и Сила, будучи заключены в темнице, в полунощи молящеся, пояху Бога ( Деян.16:25 ). То же самое совершалось и в церкви апостольской ( 1Кор.14:26 ; Кол.3:16 ). Посему Лукиан о христианах пишет: «что они пребывают всю ночь в пении». Вторую причину, то есть, что ночью по причине безмолвия и тишины, обыкновенно господствующих в это время, славословие Божие совершается с большим успехом, – эту причину объясняет Василий Великий во втором послании к Григорию Назианзину . «Но что для других утро, то для упражняющихся в благочестии полночь. Ибо тогда ночная тишина дает особенную свободу душе, когда ни очи, ни уши не встречают ни вредных звуков, ни предметов, но только ум беседует с Богом, упражняется, воспоминая грехи свои, и, решившись оставить зло, просит у Бога помощи к совершению желаемого». §2. «Блажени непорочнии», поемые на полунощнице субботы и на погребениях Блажени непорочнии. В псалме: Блажени непорочнии, составленном из весьма многих стихов, пророк Давид изображает душу непорочного человека, воспламененную ревностию к Божественному закону.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Krasn...

Разделы портала «Азбука веры» Экзорцист (от греч. ξορκζω (эксоркидзо) — заклинать) – 1) церковный чин в ранней церкви; 2) член Церкви , занимающийся изгнанием демонов из одержимых ими людей (при посредстве молитв, при содействии Божественной благодати ). Цитаты об экзорцисте «Особый церковный чин экзорциста появился в III в. Он был ниже диакона, но выше чтеца и привратника. О чине экзорцистов впервые упоминается в письме папы Корнелия (до 253), которое цитирует Евсевий ( Церковная история. 6.43.14 ). Десятое правило Антиохийского собора (341 г.) позволяло сельским епископам рукополагать экзорцистов. В обязанности экзорциста входило изгнание бесов из катехуменов , а также одержимых . При рукоположении будущему экзорцисту епископ торжественно передавал книгу, в которой были собраны молитвы для изгнания бесов, и произносил при этом следующие слова: “Прими и запомни, и да будешь иметь власть возлагать руки на одержимого (energumenum), как крещеного, так и катехумена”. Отметим, что в некоторых церквах экзорцистов специально не рукополагали, так как считали умение изгонять бесов, подобно пророческому призванию, особым харизматическим даром. При отсутствии экзорцистов изгнание бесов поручали пресвитерам и диаконам ». диакон Павел Гаврилюк «Священное Писание, в частности Деяния апостолов, свидетельствует, что одним из даров Святого Духа, в обилии подававшихся христианам древней Церкви, был и дар изгнания нечистых духов из одержимых ими. И Сам Господь, указывая на те дарования, которые будут присущи истинно уверовавшим в Него, говорил Своим ученикам и апостолам: «Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов…» ( Мк.16:17 ). И сила веры первых христиан, самая их жизнь по этой вере были первоначально таковы, что именем Христовым они действительно заставляли демонов выходить из тех, кто, по евангельскому слову, сделался для них «домом» ( Мф.12:43-45 ). Со временем, когда церковная жизнь стала приобретать все более и более «организованный» характер, то есть по мере установления в ней различных степеней уже не только священно, но и церковнослужителей (таких, например, как чтецы, иподиаконы и т.п.), в Церкви появилась и такая степень, как экзорцист. В обязанность экзорцистов входило, например, чтение так называемых заклинательных молитв над оглашаемыми, готовящимися к принятию крещения, чтение подобных молитв над страждущими от нечистых духов.

http://azbyka.ru/ekzorcist

Содержание Предисловие Глава 1. Что есть церковь Глава 2. Состав Церкви Глава 3. Для чего Христос установил Церковь со священством и таинствами Глава 4. О необходимости епископов в Церкви Христовой Глава 5. Священство в церкви вечно и неодоленно Глава 6. Почему раскольники упорствуют, признавая, что состав церкви Христовой может быть изменён? Глава 7. Церковь раскольническая не имеет признаков церкви Христовой Глава 8. Наименование епископов в священном писании Глава 9. Разбор Усовской лжи о падении всех епископов Приложения Глава I. Когда основана св. Церковь Глава II. Речи Усова о неверии апостолов Глава III. О запрещениях и извержениях священнослужителей Глава IV. О чиноприёме еретических клириков Глава V. О посланничестве вообще и Амвросия в частности Глава VI. Нельзя и на самое малое время церкви оставаться без священства Глава VII. О мире Глава VIII. Заключение Алфавитный указатель имён св. отцов и учителей церкви, церковных и светских писателей и книг, из которых сделаны извлечения     Предисловие Намерение составить сию книгу явилось при чтении сочинения Усова под заглавием: « церковь Христова временно без епископа», в котором он усиленно старается доказать, что все епископы впали в ересь, так что во всём мире не осталось ни одного православного епископа; и что такое событие в церкви Христовой возможно и даже как-бы неизбежно, потому что об этом предсказано пророками («да сбудется реченное пророки» Мф. 2:23, 15; Иоанна 19:36 и мн. др.) и не пророками (кн. о Вере). Таким образом, по усовскому писанию, все епископы могут отпасть и всё-таки, несмотря на это, возможно и без них спастись; тогда как по божественному писанию без епископов нет ни церкви, ни тайн, ни христианства, и без них невозможно получить Духа Св., а без Духа Св. и спасения. Вследствие такой крайней нужды в епископах они никогда не могут все отпасть, а потому утверждающие противное говорят вопреки божественному писанию. Сделав всех епископов еретиками, Усов старается доказать, что «епископов могут заменить пресвитеры, потому что они тоже есть наместники и наследники апостолов; что они так же могут связывать и разрешать, как и епископы, потому что тоже имеют ключи царства небесного; что священник, как и епископ, имеет на себе не часть священства (т. е., конечно, даров благодати, получаемых при рукоположении), а всё вполне». Одним словом, по Усову, пресвитеры вполне могут заменить епископов, почему, имея одних только священников, можно так же спасаться, как в былое время спасались и с епископами, так что верующие, лишившись их, будто бы от этого в деле спасения ничего не потеряли. « Церковь , – говорит Усов, и без епископов

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/bez...

Я пришел для того, чтобы имели жизнь, и имели с избытком " (Ин. Х, 10) Эти слова – свидетельство Самого Господа Иисуса Христа о Своей миссии пришествия на нашу грешную землю. А святой апостол Павел о явлении Спасителя в мир сказал: " Велия благочестия тайна – Бог явися во плоти " (I Тим. III, 16). В рождественские дни многие поколения христиан вместе с Ангелами славословят это проникнутое глубокой Божественной тайной событие: " Слава в вышних Богу и на земли мир " (Лк. II, 14). Задумаемся, какой мир воспели в святую ночь Ангелы? Мир между человеком и Богом, бесконечно снисходительным к человеческим слабостям, готовым всегда сострадать нашим немощам. Мир с самим собой и с окружающими нас далекими и близкими нам... Но для стяжания мира Господня необходимо стремиться омыться от греха, очистить душу и исполнить закон Христов, потому что, как сказал Псалмопевец: " Блажени непорочнии в путь ходящие в закони Господни " (Пс. 199). Для прохождения очистительного пути нам даются покаянные дни Рождественского поста, предшествующего дивному Празднику и подготавливающего нас к радости этого торжества. Надо вспомнить и осознать, что " Господь смиренным дает благодать " (Иак. V, 6). Таким образом, дары Божии посылаются смиренным, любящим Его. Если мы сумеем очистить душу покаянием и смирением, то она вместит Христову любовь к людям и осветит этой великой любовью все вокруг. Любовь одна может помочь нужде, окружающей нас повсюду. Только Сам в смирении и нищете родившийся Спаситель мира по-настоящему научает любить. Дух Христов да переполнит сердца избытком силы духовной, которую мы сможем излить в любви на всех и каждого. Прошел еще один церковный год узаконенного существования нашей Церкви на Эстонской земле. Мы должны оценить его: все ли возможное сделали пастыри для вверенных их попечению чад Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата? Усердно ли совершались богослужения, посещались ли церкви прихожанами, заботились ли верующие о храмах и содержали ли в благолепии? Воспитывали ли детей в духе православия и нравственности, старались ли удержать от распущенности и вседозволенности нашего прелюбодейного века? Хранили ли чистоту семейного очага, видели ли рядом с собой брата немощного, нуждающегося в нашей помощи, и помогли ли ему? Каждому из нас при рождении начертал Господь путь, и для того чтобы обрести покой в Его небесных чертогах, надо выполнить все то, что Он нам предназначил. Возлюбленные о Господе чада нашей Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата! Поздравляя вас, хочу пожелать евангельскими словами: " Тако да просветится свет ваш пред человеки, яко да видят ваши добрые дела и прославят Отца вашего, Иже на небеси " (Мф. V, 16). Да благословит Господь наступающий Новый год Своей благостью и милостию, а нас самих – послушанием Его Святой воле! +КОРНИЛИЙ Митрополит Таллиннский и всея Эстонии, Председатель Синода ЭПЦ МП РЕКЛАМА

http://religare.ru/2_24573_1_21.html

     Сегодня день святых апостолов Петра и Павла, которых церковь называет первоверховными. Многое о них мы знаем из книг Нового Завета. Так, в книге «Деяния святых апостолов» описаны перипетии апостольской проповеди, начавшейся по последней заповеди Христа: «Идите, научите все народы...» (Мф. 28, 19). Иногда эту книгу называют Евангелием Духа Святого, ибо именно Он является главным действующим лицом в христианской церкви. С самого ее рождения Дух Святой проявлял себя в бесчисленных чудесах, отверз уста апостолов многоязычием в день Святой Пятидесятницы (см. Деян. 2, 4–6) и, напротив, заграждал уста противников евангельской проповеди премудростью в судилищах (см. Лк. 21, 12–15). Церковь особо воспевает подвиг апостолов Петра и Павла как наиболее деятельно потрудившихся в евангельской проповеди, основавших христианские общины во многих странах и среди разных народов: «Весь мир ученьми своими просветившия и вся концы ко Христу приведшия». И сегодня откровение духовных и нравственных истин христианства в учении апостола Павла, как и бескомпромиссная ревность о Господе апостола Петра, которому вверены ключи Царства Божия (Мф. 16, 19), не могут не восхищать верующее сердце. Чему же мы, христиане III тысячелетия, можем научиться у «верха» апостолов Господних? Они были первыми, кто до конца прошли путем верности заповедям Христовым и испытали на себе их чудодейственную силу внутреннего преображения. Не только словом, но и примером своей жизни апостолы научили весь мир «нищете духа» — этой первооснове евангельских блаженств (см. Мф. 5, 3). Осознание собственной духовной нищеты святитель Игнатий (Брянчанинов) называет первым внутренним состоянием христианина. Приступая к исполнению заповедей Христовых, человек «при свете Евангелия видит в себе падение человечества», восстающее против Евангелия. Это порождает в нем «смиренное понятие о себе» — евангельскую «нищету духа», которое принадлежит обновленному естеству и составляет блаженство «как проявление в душе небесного царства, как залог спасения, как предощущение вечного блаженства».

http://pravoslavie.ru/122405.html

Вопрос: Крест – символ очень древний. Что он символизировал до крестной смерти Спасителя? Какой крест считается более правильным – православный или католический четырехконечный («крыж»). С чем связано изображение Иисуса Христа на кресте с перекрещенными ступнями у католиков и отдельно стоящими ступнями в православной традиции. Отвечает иеромонах Адриан (Пашин) : В разных религиозных традициях крест символизировал разные понятия. Одно из самых часто встречающихся – встреча мира нашего с миром духовным. Для еврейского же народа с момента римского владычества крест, распятие было методом позорной, жестокой казни и вызывал непреодолимый страх и ужас, но, благодаря Христу Победителю, он стал желанным трофеем, вызывающим радостные чувства. Поэтому и святой Ипполит Римский, муж Апостольский, восклицал: «и у Церкви есть свой трофей над смертью – это Крест Христов, который она носит на себе», и святой Павел, апостол языков, писал в своем Послании: «желаю хвалиться... только крестом Господа нашего Иисуса Христа» (Гал. 6, 14). Рис. 1. Четырехконечный крест На Западе наиболее употребительным ныне является четырехконечный крест (рис. 1), который старообрядцы называют (почему-то по-польски) «крыж латынски» или «рымски», что значит – римский крест. Согласно Евангелию, казнь крестная была распространяема по Империи именно римлянами и, конечно же, считалась римскою. «И не по числу древес, не по числу концов Крест Христов почитается нами, но по Самому Христу, пресвятой кровью Которого обагрился, – говорит святитель Дмитрий Ростовский. – И проявляя чудесную силу, какой-либо крест не сам собою действует, но силой распятого на нем Христа и призыванием пресвятого имени Его». Начиная с III века, когда впервые и появились подобные кресты в Римских катакомбах, весь Православный Восток и поныне употребляет эту форму креста как равночестную всем другим. Рис. 2. Восьмиконечный православный крест Восьмиконечный православный крест (рис. 2) наиболее соответствует исторически достоверной форме креста, на котором был уже распят Христос, как свидетельствуют Тертуллиан, святой Ириней Лионский, святой Иустин Философ и другие. «А когда Христос Господь на плечах Своих носил крест тогда крест был еще четырехконечным; потому что не было еще на нем ни титла, ни подножия. Не было подножия, потому что еще не поднят Христос на кресте и воины, не зная до какого места достанут ноги Христовы, не приделывали подножия, закончив это уже на Голгофе» (святитель Димитрий Ростовский). Также не было еще и титла на кресте до распятия Христа, потому что, как сообщает Евангелие, сначала «распяли Его» (Ин. 19, 18), а потом только «Пилат написал надпись и поставил на кресте» (Ин. 19, 19). Именно сначала по жребию поделили «одежды Его» воины «распявшие же Его» (Мф. 27, 35), а уж только потом «поставили над головою Его надпись, означающую вину Его: Сей есть Иисус, Царь Иудейский» (Мф. 27, 37).

http://pravoslavie.ru/56338.html

Архив Пн Слово Святейшего Патриарха Кирилла за Божественной литургией в Храме Христа Спасителя по случаю прибытия Патриарха Иерусалимского Феофила 21 ноября 2019 г. 13:26 21 ноября 2019 года Блаженнейший Патриарх Святого Града Иерусалима и всей Палестины Феофил III и Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершили Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя. По окончании богослужения Святейший Владыка приветствовал Предстоятеля Иерусалимской Православной Церкви . Ваше Блаженство, Блаженнейший Патриарх Феофил, возлюбленный о Господе Собрат и Сослужитель! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Дорогие отцы, братья и сестры!  Сегодня у нас сугубая радость и особый праздник — Божественную литургию возглавил Блаженнейший Предстоятель Иерусалимской Церкви Патриарх Феофил. Мы рады приветствовать Ваше Блаженство и в Вашем лице — Церковь Святой Земли — здесь, на землях Святой Руси, от лица Русской Церкви. И благодарим Бога за то, что Он сподобил нас сегодня служить и причаститься из одной Чаши. Сегодня мы отмечаем большой праздник — Собор Архистратига Михаила и Небесных Сил Бесплотных, праздник победы над миром зла. Но и сегодняшний Апостол, и сегодняшнее евангельское чтение говорят о том, что человеку дана власть, еще большая, чем у Ангелов, — потому что от него ожидается больший подвиг. Мы знаем, что Господь по Своей любви к человечеству Своими страданиями, смертью и Воскресением даровал Своей Церкви победу над адом — над искушениями века сего, как сказано и в сегодняшнем Евангелии: вот, даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью, и ничто не повредит вам (Лк. 10:19). И я верю, что наше общее свидетельство любви о Христе Иисусе и наше причащение из единой Чаши есть то всеоружие Божие (Еф. 6:11), которым Господь созиждет и защитит свою Церковь, и врата ада не одолеют ее (Мф. 16:18). Святая Иерусалимская Церковь — это хранительница Гроба Господня и Святой Земли, где прошла земная жизнь Спасителя, колыбель всего мирового Православия, Матерь всех наших Поместных Церквей, включая и самые древние. Исторически ее Предстоятели были известны своей ревностью о Господе, верностью Священному Преданию и каноническим устоям Церкви. В трудные для Русской Церкви годы Ваши предшественники не раз спешили нам на помощь, чтобы восстановить канонический порядок и справедливость. В частности, в XVII веке, в годы тягчайших гонений на Православие на территории современной Украины, Патриарх Иерусалимский Феофан III восстановил там уничтоженную греко-католической унией православную иерархию. Русская Церковь всегда с благодарностью помнит это, а Святая Земля издревле и до сего дня остается самым излюбленным местом паломничества для русского человека.

http://patriarchia.ru/db/text/5535157.ht...

«Крещенское» язычество Как на Руси праздновали Богоявление? Почему в народной традиции смешалось церковное и языческое? 17 января, 2012 Как на Руси праздновали Богоявление? Почему в народной традиции смешалось церковное и языческое? Празднование события Крещения Господня основано на текстах Священного Писания четырех Евангелистов, согласно которым, Господь Иисус Христос пришел на реку Иордан перед началом Своего общественного служения и просил крещения у пророка Иоанна. Крещение, совершаемое Предтечей, символизировало очищение грехов через покаяние и веру в грядущего Мессию, но Господь не нуждался в нем, однако пришел на Иордан ради исполнения пророчеств и приобщения человеческой природы и природной стихии Божественному освящению. Поэтому Иоанн Креститель указывает на просьбу Спасителя: «Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?» — услышав в ответ: «Оставь теперь; ибо так надлежит нам исполнить всякую правду» (см.: Мф. 3, 14, 15), допускает Его к водам Иорданским. Когда же Иисус Христос вышел из воды и молился, то отверзлись небеса и Дух Святой в виде голубя сошел на Него, и послышался глас с неба: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение». Фото: Ибрагимов Саид, photosight.ru Голос Бога Отца, явление Духа Святого, и да само присутствие в водах Иорданских, воплощенного человека Слово Божия – Иисуса Христа – явилось истинным Богоявлением. Подлинно неизвестно время начала празднования этого Евангельского события, однако первое упоминание об этом встречается в III веке в «Строматах» святителя Климента Александрийского. До IV века праздник Богоявления отмечался 6 января по юлианскому календарю и включал в себя воспоминание двух важнейших Евангельских событий – Рождества и Крещения Господня указывая тем самым на то, что Бог был явлен в зримых образах: первом – во плоти, втором – голос Бога Отца и сошествие Духа Святого в виде голубя. Начиная с IV века Рождество Христово стали отмечать 25 декабря, а Крещение — 6 января. В это же время Восточная Церковь стала совершать крещение оглашенных, для чего особым образом освящалась вода для их крещения.

http://pravmir.ru/kreshhenskoe-yazychest...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010