А посему и нельзя представить, чтобы Он по окончании творения не направлял действий и событий к достижению предопределенных целей. Сама тварь без руководства и содействия промыслительной силы, – одними своими силами, при наклонности существ мира чувственного, а особенно нравственного к отступлениям от порядка, – не может поддерживать порядка и благоустройства в мире, бессильна и в достижении предназначенных целей. Чрез Него все успешно достигает своего назначения ( Сир.43:28 ). В мире вещественном действуют бессознательные силы природы по постоянным и неизменным законам. В подчинение этим законам самим же Творцом поставлены действующие в мире силы. Посему эти законы в сущности суть не что иное, как выражение разумной воли Творца, способ божественного мироправления. Отсюда, – происходящие в мире явления и вообще весь целесообразный строй мировой жизни не есть необходимое и неизбежное следствие самодействующих стихийных сил природы, но действие управляющего ими при посредстве установленных законов промысла Божия. Бог, по свидетельству Писания, повелевает солнцу Своему восходить… и посылает дождь на праведных и неправедных ( Мф.5:45 ), траву полевую, которая сегодня есть… одевает (6:30) подавая нам с неба дожди и времена плодоносные ( Деян.14:17 ), указываете путь для молнии громоносной ( Иов.28:26; 38:25, 35 ), изводит ветер из хранилищ Своих ( Пс.134:7 ) и пр. Частнее, все явления и перемены в мире вещественном сообразованы с путями промысла о человеке, – служат целям нравственного мироправления Божия. Умнейший из друзей Иова (Елиуй) выражаете убеждение, что все воздушные явления – град, бури, облака носятся и обращаются по Божию распоряжению, дабы исполнить то, что Бог повелит им на лице обитаемой земли, – или для наказания, или в благоволение, или для помилования ( Иов.37:12–13 ; Прем.16:15–29 ). Посему не случайно происходят в мире те или другие стихийные бедствия. Огонь и град, снег и туман, бурный ветер, исполняющий слово Его ( Пс.148:8 ; сн. Сир.39:36 ). Он творит ангелами Своими духов (ветры), служителями Своими – огонь пылающий ( Пс.103:4 ). Господь бросал с небес большие камни на войско пяти языческих царей, которые были поражены И. Навином ( Нав.10:11 ). Пролил Господь на Содом и Гоморру дождем серу и огонь от Господа с неба, которыми были истреблены эти города ( Быт.19:24–25 ). В зависимости от целей нравственного мироправления Божия поставляются в Писании не только частные и местные перемены, но и перемены в состоянии всего мира вещественного, как происшедшие (проклятие земли за грех человека и всемирный потоп – Быт. 3 и 7 гл.), так и имеющие произойти (при открытие царства славы – Рим.8:19–22 ). Осязательным доказательством нравственного богоправления миром служат чудеса, совершавшиеся по воле Божией для великих целей Мироправителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

Ин. 10:17–18 ; Филип. 2:7–8 ) и из безмерной любви к роду человеческому, и Сам как человек, через страдания совершившись, Христос сделался для всех послушных Ему виновником спасения вечного, быв наречен от Бога первосвященником во век по чину Мелхиседека ( Евр. 5:9–10, 8 ; сн. Псал. 109:4 670 ). Так из Страдальца Мессия является Победителем смерти для дарования всем людям вечной жизни, Своей «смертью смерть поправ» 671 . А уже в этом начало царственной славы Его. 4) Царство Христово. Христос – Царь этого царства; основание, распространение и судьба последнего. Зах. 9:9 ; Псал. 67:19 ; ст. 2; – 23:9; – 109:1,4; Исак 9:6–7 (5–6); Иезек. 34:24; 37:23–24,25–26; Иерем. 3:17; Исаии 55:3–4; Псал. 2:6; 8:6–7 ; – 44:7; Дан. 7:14 ; Исаии 9:7; Псал. 117:22–23 ; Исаии 28:16; Втор. 30:12–14 ; Ав. 2:34 ; Исаии 45:23; – 59:20–21 (сн. 27:9); – 1:9; – 65:1; – 52:15; Втор. 32:21,44 ; Исаии 55:5; Мих. 4:1–2 ; Исаии 54:1; – 11:10; Псал. 116:1 ; Осии 2:1,25 (1:10; 2:23); Иерем. 31:31–34; Исаии 40:5; – 54:13; – 61:6; Иоиля 3:1–5 (сн. Исаии 58:11, 9; 55:1; 12:3; Зах. 14:8 ; Иезек. 47:1,12); Дан. 9:27 ; Агг. 2:6 ; Дан. 7:13–14 ; Иуды ст. 14–15 (сн. Быт. 5:25 ); Иоиля 2:1; – 3:14–16; Софон. 4:14–16 ; Исаии 26:19; Зах. 12:10 ; (сн. Псал. 9:9 ; Еккл. 12:14 ); Дан. 7:10–12, 2 ; Исаии 66:16,24; – 25:8 (срав. 43:19; 65:17; 35:10); Осии 13:14 ; Псал. 94:7–11 . Уже и во время уничижения Своего Христос, согласно прямому предсказанию о Нем Захар. 8:9 672 , торжественно, как царь, входит в Иерусалим, Мф. 21:5 в конт. и Ин. 12:12  и дальн. 673 Затем царственная власть и слава Его обнаружилась при Его сошествии во ад и в пленении последнего ( Псал. 67:19 ; Еф. 4:8–9 ) по смерти 674 . Ибо смерть для Него была лишь переходом к воскресению таким образом, что Он не увидел тления ( Деян. 13:37  сн. Псал. 15:10  срав. таким Деян. 2:31 ), так как смерти невозможно было удержать Его ( Деян. 2:24 ). По воскресении же за претерпение смерти увенчан славой Иисус, Который не много был унижен пред Ангелами (сн. тал. 8:6), дабы Ему по благодати Божией, вкусить смерть за всех ( Евр. 2:9 ), почему Он и Сам тогда сказал ученикам Своим: дана Мне всякая власть на небе и на земле (Мф.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

26:39, 42–44; Мк. 14:32,33 ; Лк. 22: 41 –45 , Ин. 11:4–48 ), дал образец молитвы (Мф. 6:9; Лк. 11:11 ), пел священные песнопения (Мф. 26:30). Апостол Павел, служа Богу духом ( Рим. 1:9 ), ходил в храм ( Деян. 22:17 ; сн. 3:1), преклонял колени во время’молитвы ( Деян. 20:36; 21:5 ; Еф. 3:14 ; сн. Деян. 9:40 ; 1Кор. 14:25 ; Откр. 4:10 ). Сектанты, между прочим, не обращают внимания в повествовании евангелиста о беседе Господа с самарянкой на то, что она спрашивала Его не о месте «молитвы», а –«поклонения». Здесь слово: «поклоняться» (προσκυνεν) означает внешнее обнаружение религиозной настроенности, видимое служение Богу, не единичный только акт поклонения (сн. Мф. 2:11; Мк. 5:6 ; Ин. 9:38 ; Мф. 28:9), а целый религиозный культ, целую совокупность обрядов и священнодействий (сн. Ин. 12:20 , – «из пришедших на поклонение» – να προσκυνσωσιν; Деян. 8:27; 24:11 ). Господь восемь раз употребил выражение: «поклоняться», «поклонники», ни разу не разъясняя его смысла; следовательно, Он придавал этому слову (поклоняться) то же самое значение, что и самарянка, т. е. употребил его в собственном, буквальном смысле. Если бы Господь желал отменить всякое внешнее поклонение Богу, то Он, несомненно употребил бы другое выражение, например, молиться (προσεχεσθαι – Мф. 6:5–6), чтить, почитать (σβεσθαι – Мф. 15:9; Мк. 7:7 ; Деян. 18:13 ). 4) Иисус Христос учил в храме, а не приходил для молитвы (сн. Мф. 21:23). Только сектанты могут допускать, что Иисус Христос, называя храм «домом молитвы» для всех народов, ревнуя о его святости, Сам не поклонялся, или не молился в нем. Неужели мог Он одно говорить, а другое делать?! Сам Он свидетельствовал «кто из вас обличит Меня в неправде?» Ин. 8:46 ). Враги обвинили бы Его в нарушении закона, если бы Он не молился в храме, но «первосвященники и весь синедрион искали свидетельства на Иисуса, чтобы предать Его смерти и не находили» ( Мк. 14:55 ). В беседе с самарянкой Он сказал: «мы знаем, чему кланяемся». «Между поклоняющимися», объясняет св. Кирилл Александрийский , «как человек, ставит Себя Тот, Кто с Богом и Отцом получает поклонение как от нас, так и от св. ангелов. Поскольку Он облекся в образ раба, то и совершает подобающее рабу служение, не переставая быть Богом и Господом, и Поклоняемым, ибо Он пребывает Тем же Самим, хотя и стал человеком, везде и вполне сохраняя образ домостроения со плотию... Каким образом Он был бы «подобным человекам» ( Флп. 2:7 ), если бы не совершал подобного тому, что свойственно людям? А наиболее свойственное людям дело есть богопоклонение, как бы в качестве долга, воздаваемое и приносимое от нас Богу. Итак, поклоняется Он, как человек, когда стал человеком, а получает поклонение всегда с Отцом, так как Он был, есть и будет Бог по природе и Истинный» 11 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

2. Бесконечная благость или любовь Божия к тварям. – Это свойство или совершенство Божие состоит в том, что Бог дарует тварям Своим столько благ и совершенств, сколько нужно для их блаженства и сколько каждая из них может принять по своей природе и состоянию. Благость, по учению откровения, составляет как бы самую сущность Божию. «Если бы у нас, – говорит Григорий Богослов , – кто спросил: что мы чествуем и чему поклоняемся? – ответ готов: мы чтим любовь. Ибо, по изречению Св. Духа ( 1Ин 14, 8, 16 ), Бог наш люб ы есть " (Сл. 23). Эта-то неизреченная любовь или благость побудила Бога создать мир с разумно нравственными существами, способными любить Его и находить в Нем для себя блаженство ( Еф.1:5, 9 ; Ин.14:23 ; Мф.25:34 ). Все промыслительные действия Бога в мире суть проявления Его благости. Вси путие Господни милость ( Пс.24:10 ). Благ Господь всяческим, и щедроты Его на всех д е лех Его ( Пс.144:9 ). Как бы ни была мала и ничтожна тварь, благость Божия не только не гнушается ею, но с любовью заботится о ее жизни и нуждах. He две ли птицы (воробья) ценятся единым ассарием, – говорит Господь, – и ни едина от них падает на земли, без Отца вашего ( Мф.10:29 ; сн. Прем 11, 25–27 ). В особенности Свою благость Бог явил и являет в отношении к человеку. В Ветхом Завете Бог, обращаясь к Израилю, говорит: еда забудет жена отроча свое, еже не помиловати исчадия чрева своего? Аще же и забудет сих жена, но Аз не забуду тебе ( Ис.49:15 ). а в Новом Завете Спаситель говорит: отца не зовите себе на земли: един бо есть Отец ваш, Иже на небесех ( Мф.23:9 ). Он отечески внемлет всем нашим молитвам ( Мф.7:9–11 ), печется о всех наших нуждах, не исключая и худых из нас, яко солнце Свое сияет на злыя и благия, и дождит на праведныя и неправедныя ( Мф.5:45 ; сн. Деян.17:25 ), и вообще ниспосылает всяко даяние благо и всяк дар совершен ( Иак.1:17 ). Самым же высшим проявлением и свидетельством бесконечной благости Божией к нам слово Божие представляет совершенное единородным Сыном Божиим дело нашего искупления: тако возлюби Бог мир, яко и Сына Своего единороднаго дал есть, да всяк веруяй в Онь, не погибнет, но имать живот вечный ( Ин.3:16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

28:18). Этим уже были исполнены верно милости, обещанные Давиду (Исаии 55:3 сн. Деян. 13:34 ) и, таким образом, только теперь Христос является Царем-Давидом (Иезек. 34:23; 37:24,25) и притом, как уже не имеющий более увидеть тления ( Деян. 13:34 ) в смысле исполнения обещанных Давиду милостей – Царем вечным (Иезек. 37:25 сн. Исаии 9:7 и др.) и мирным (Исаии 9:6 или 5), как истинный сын Давида – Соломон (срав. еще Иезек. 37:25,26), также Евр. 7:2 ). Вполне же получил Он эту власть, воссев одесную престола величия на небесах ( Евр. 8:1  сн. 1:3), как сказал Ему Бог Отец: сиди, одесную Мене, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих ( Псал. 109:1  сн. Евр. 1:13 ; срав. Мф. 22:44; Мар. 12:36 ; Луки 20:42–43 ; Деян. 2:34–35 ; 1Кор. 15:25 ; Евр. 10:13 ). Ибо теперь еще не все враги покорены Ему ( Евр. 2:8 ). Последний же враг истребится смерть ( 1Кор. 15:26 ) и для людей, как она над Ним уже потеряла свою силу (сн. Деян. 2:24 ). Тогда и Сам Сын покорится Покорившему все Ему, да будет Бог все во всем ( 1Кор. 15:28 ), т. е. тогда наступит вечное соцарствование Его Богу Отцу, уже не препятствуемое никакими враждебными силами и будет царствовать над домом Иакова во веки и царству Его не будет конца ( Луки 1:33 ) 675 . Но это царствование Его неразрывно связано с Его областью, царством благодати и (затем) славы, таким же, как и Он – Царь, вечным. Уже быв на земле, Он обетовал: на камне исповедания имени Моего Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее (Мф. 16:18). Следовательно, это есть то царство, о котором через прор. Даниила было предсказано, что оно будет существовать вечно (4:14). Так Бог превознес Его и даровал Ему Имя, выше всякого имени; дабы пред Именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца ( Филип. 2:10–11 , срав. Исаии 45:23 и Рим. 14:11 ) В этом – осуществление вечной мысли божественной, дабы все небесное и земное соединить под главой – Христом ( Еф. 1:10  сн.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Средством вселить Христа в сердца наши, средством общедоступным, возможным во всякое время и на всяком месте, является для нас, братие, также благоговейное и сосредоточенное размышление о крестной смерти Господа. Здесь имеют и должны иметь приложение все силы и способности души нашей: воображение, память, внимание, ум, воля, сердце, – все они могут содействовать, каждая в своем роде, укорененению в сердце нашем Сладчайшего имени Иисусова. Св. Игнатий Антиохийский именуется Богоносцем – за то, что всю жизнь носил в сердце своем Христа Бога, и, по преданию, даже на плотяном, вещественном сердце его отпечатлелось имя Господа Иисуса Христа. И мы все, братие, крестом Христовым призываемся быть подобными богоносцами. Св. Ефрем Сирин , великий проповедник и образец покаяния, наставляет: «При размышлении о страдании Господа пусть непрестанно текут у тебя слезы, ибо сии слезы сладостны, и душа просвещается, когда усердно занимает себя страданиями Христовыми. Благодари Господа за все, что Он претерпел для тебя, и ежедневно плачь, дабы слезы твои обратились тебе в славу, в день Его пришествия, пред страшным оным судилищем» 5 ... Молитва, чтение слова Божия и благоговейное размышление о Христе распятом неизбежно приведут нас, братие, к живому сознанию той истины, что Жертва Голгофская требует жертвы на алтаре сердца нашего, что наша порочная и немощная природа духовно-телесная должна быть распята подобно Господу Иисусу Христу. Отсюда самоотречение, самоограничение, духовно-телесное воздержание в разных их видах и проявлениях суть неизбежный и прямой путь к тому, чтобы иметь «те же чувствования, какие и во Христе Иисусе» ( Флп.2:5 ). Но по истине венцом и завершением всех путей к Господу, нас ради распятому, служит, братие, наше благотворение меньшим братиям Христа – бедствующим ближним нашим. Все земное служение Господа до самой крестной смерти было необъятным в своей глубине и силе «благотворением» человечеству: «Он ходил, благотворя и исцеляя всех» ( Деян.10:38 ; сн. Лк.4:18 ). И мы знаем, веруем и исповедаем, что Христос Спаситель все доброе, делаемое нами во имя Его меньшим братиям Его и нашим, усвояет Себе Самому; что одной рукой Он принимает даяние любвеобильного сердца, а другой благословляет доброхотного дателя, и что на страшном суде Своем Он потребует от нас первее всего дел милости и благотворения нуждающимся ближним нашим ( Мф.25:35–45 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Glag...

Из этих черт, которых очень много, мы берем только не многие, указания на которые мы находим в Новозаветном толковании Ветхого Завета. Это именно: а) разрушение стен Иерихонских по семидневном обхождении их. ( Евр. 11:30 ), б) участие Раав блудницы в передаче города (Иерихона) израильтянам через соглядатаев со стороны последних (ст. 31 сн. Иак. 2:25 ) и в) утверждение Иисусом Навином в занятой уже израилем земле обетованной истинного Богопочитания ( Деян. 7:44–45 ). И а) взятие Иерихона ( Евр. 11:30 ; сн. 1. Нав. б) по мнению св. Кирилла Иерусалимского , предызображало указанное Господом взятие Иерусалима римлянами (Мф. 24 и парал.): «перед Иисусом (Навином)», говорит он, «от одного восклицания народа пали стены Иерихона: а вследствие слов Иисуса (Христа), «не останется здесь камня на камне (Мф. 24:2) пал противоположный нашему храм иудейский». А «так как пророчество Иисуса о храме иудейском соединено с пророчеством о будущей судьбе мира, то падение Иерихона, по мнению других св. отцов церкви, означает «падение Вавилона и истребление язычества и неверия при конце мира» 333 . б) Приобщение блудницы Раав к семени Авраамову через супружество с Салмоном (сн. Мф. 1:5; с Руфи 4:21) за содействие израильтянам при взятии ими Иерихона (Иис. Нав. 6:24  с гл. 2 сн. Евр. 11:31 ), по объяснению св. отцов церкви, прообразовало собой принятие Господом Иисусом Христом всех блуждающих во тьме неведения и греха (язычников) в церковь свою – новозаветное семя Авраамово. Св. Иустин, например, учит: «красная веревка, которую в Иерихоне соглядатаи, посланные Иисусом Навином, дали блуднице Раав, приказав привязать ее к окну, через которое она спустила их, дабы они скрылись от неприятелей, является символом (σμβολον) крови Христовой, через которую из всех языков блудодействовавшие и неправедные спасаются, получая оставление грехов и уже более не греша» 334 . И вообще, по учению св. отцов, как Иисус Навин спас уверовавшую блудницу Раав: так Иисус Христос говорит: мытари и блудницы вперед вас идут в царство Божие (Мф. 21:31). Раав блудница спасена, дабы научить нас, что Спаситель пришел уничтожить все наши грехи, пришел как врач, а не как судия. Дом Раавы изображал церковь : как вне дома Раавы все истреблено, так вне церкви никто не наследует спасения» 335 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Первоначальное основанье римской Церкви мало известно. По всей вероятности, первыми провозвестниками христианства в Риме были евреи, римские жители, которые в первую пятидесятницу по Вознесении Господнем были в Иерусалиме и выслушали плодотворную проповедь Апостола Петра ( Деян.2:10–41 ); в числе каковых пришельцев из Рима были и обращенные из язычества, как замечает св. Лука ( Деян.2:10 ). Иудеев в Риме жило великое множество, по свидетельству Иосифа Флавия; 183 без сомнения, они и после сего путешествовали на праздники в Иерусалим, наполненный вскоре учением евангельским, по сознанию великого синедриона ( Деян.5:28 ), и вероятно, некоторые из них возвращались из Иерусалима просвещенными светом Евангелия. Дух прозелитизма, свойственный иудеям того времени ( Мф. 23:15 ), не оставлял их и в Риме. Латинские писатели 184 жалуются на распространение в самом Риме иудейских верований и узаконений, для коих римляне оставляют свои обычаи и законы. Если иудеи обращали римлян в иудейство, то тем более уверовавшие из них могли приобретать последователей Евангелия. Посредством сих двух путей проповеди, т. е. через апостолов иудеям, посещавшим Иерусалим, и через самих уверовавших иудеев, положены начатки основания Церкви Христовой в Риме из иудеев и язычников; каковые начатки впоследствии были утверждены частью Апостолом Петром, который был в Риме в царствование Клавдия (π τς ντς Κλβδιον βασιλεας), по свидетельству Евсевия 185 около 45 года по Р. X., частью Апостолом Варнавой , который, по свидетельству Дарофея тирского, из Кипра прошел с проповедью всю Италию до Медиолана, около 53 года по Р. X. § 93. Знакомство Апостола Павла с римской церковью Хотя известно, что Апостол Павел писал послание к римлянам прежде своего путешествия в Рим ( Рим.1:13–15 ), несмотря на то, он был знаком со многими членами тамошней церкви; ибо в конце своего послания весьма многим из них посылает приветствия ( Рим.16:3–15 ). Это знакомство произошло, вероятно, следующим образом. Повелением Клавдия (царст. 42–57 года по Р. X.), все иудеи были изгнаны из Рима и Италии, по мнению одних, за то, что обратили в иудейство жену Клавдия Агриппину, а по мнению других за то, что взаимными спорами и преследованиями принявших христианство производили беспорядки в Риме и оказались подозрительными, так как, кроме Кесаря, признавали другого царя, Мессию ( Деян.18:2 ; сн. Sueton Claud 25). Изгнанники рассеялись по Греции и Малой Азии, где в последние годы Клавдия проповедовал Апостол Павел. Некоторые из них, слушая Апостола Павла, делались его учениками и оставались неизменно верными и после возвращения в Рим, по смерти Клавдия. Таковы напр. были Акила и Прискилла, познакомившиеся с Павлом в Коринфе ( Деян.18:1,2 ), которым Апостол посылает целование в своем послании к римлянам ( Римл. 16:3 ). § 94. Время написания

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Hergoz...

Ему-то покорена вселенная грядущая ( Евр. 2:5 ). «Почему же», спрашивает Св. Златоуст, он (т. е. Апостол) называет ее грядущей?» и отвечает: как в другом месте он говорит: «иже есть образ будущего» ( Рим. 5:14 ), рассуждая об Адаме и Христе в послании к Римлянам и называя воплотившегося Христа будущим по отношению к временам Адамовым; – ибо Христос имел придти; – так и здесь, сказав: егда же вводит первородного во вселенную ( Евр. 1:6 ), дабы ты не подумал, будто он говорит о другой вселенной, он многократно и выше утверждает то же и самим наименованием ее грядущей; ибо вселенная имела явиться, а Сын Божий был всегда. Таким образом, эту вселенную, имевшую явиться, Бог покорил не ангелам, а Христу» 137 . Но хотя и в смысле апостола (ст. 9) и по изречению Самого воскресшего Царя благодатного царства, Ему дана «всякая власть на небе и на земле» (Мф. 28:18) уже именно по увенчанию за претерпение смерти, однако же апостол говорит: «ныне же не видим, чтобы все было покорено» ( Евр. 2:8 ). Это потому, что Царь еще не совершенно вступил в свои права 138 так как неистребился последний враг – смерть ( 1Кор. 15:26  срав. Ев. 2:14), «да и проповедь еще не всех победила» 139 ; а Ему между тем, «надлежит царствовать, доколе низложит всех врагов под ноги свои» ( 1Кор. 15 ст. 25 сн. Евр. 10:12–13 , срав. так же Мф. 22:44 и парал.). г) Но «Адам, не сделав ничего ни худого, ни доброго, был удостоен чести тотчас по сотворении, – ибо как он мог сделать что-либо, не существуя?» 140 и, следовательно, не сам по себе, а ради чего-то грядущего от него, – ради имевшего произойти от него потомства и из этого потомства Одного Великого Потомка, – Его грядущего Первообраза, «ибо слова: вся покорил под нозе Его, относятся более к Нему, нежели к нам 141 . Адам был первенцем и праотцом рода человеческого, ибо Бог от одной крови произвел весь род человеческий» ( Деян. 17:26 ), почему он и называется именно «первым человеком» ( 1Кор. 15:45,47 ). Последний Адам есть так же первенец благодатного мира ( Рим. 8:29  сн.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

в) В Деян. 7:44–45 выражается мысль, что Моисеем устроенную по образу данному на горе Скинию (сн. Евр. 8:5  и Лев. 25:40 ) израильтяне под водительством Иисуса Навина «внесли во владения народов» земли Ханаанской, по низложении их. Если же, по толкованию св. отцов церкви 336 скиния ветхозаветная, означая собой, между прочим, и Церковь , то это водружение скинии в земле обетованной прообразовало собой основание Иисусом Христом, «истинной скинии – церкви» 337 в земле обетованной – царстве Божием, небесном Иерусалиме. О толковании Апостолом самой скинии речь еще впереди. И, таким образом, даже по наследованию земли обетованной ветхозаветный Израиль остался до времени наступления истинного субботствования в Новом Завете типом новозаветного Израиля и раскрывал в себе эту идею типа постоянно в упомянутом выше двойственном направлении. И новозаветное толкование так рассматривает всю его дальнейшую историю во многих местах, прямо или не прямо касаясь ее. Двойственность же направления в ней, по руководству, данному в толковании Самого Господа, особенно ясно развили и раскрыли св. первомученик Стефан ( Деян. 7 ) и св. Апостол Павел главным образом в своем послании к Евреям (11). Когда Господь изрекает грозное слово к ожесточившимся против него иудеям, вы говорите: если бы мы были в дни отцов наших: то не были бы общниками их в пролитии крови пророков. Таким образом, вы сами против себя свидетельствуете, что вы сыновья тех, которые избили пророков. Дополняйте же меру отцов ваших». (Мф. 23:30–31) Далее (ст. 5) Сам же Господь объясняет, что под пророками он разумеет вообще людей Божиих, возвещавших словом или делом, жизнью волю Божию. Кратко, хотя и весьма сильно выражено Господом. Св. Стефан рассказывает в обширной речи ( Деян. 7 ), в которой он последовательно развивает ту же идею нечестивого семени, семени по плоти в его отношении к семени спасения, при всей ясности и очевидности для него великих дел Божиих, начиная с Авраама – отца этого семени и представив все важнейшие моменты дальнейшей истории; заключает же он подобно Господу, свою речь словами: жестоковыйные! Люди с не обрезанным сердцем и ушами! Вы всегда противитесь Духу Святому, как отцы ваши, так и вы. Кого из пророков не гнали (см. Гал. 4:29 ) отцы ваши? Они убили предвозвестивших пришествие Праведника, которого предателями и убийцами сделались ныне вы, – вы, которые приняли закон при служении Ангелов (сн. Евр. 2:2 ) и не сохранили (ст. 51–53) А. с Мф. 23:35, сн. Деян. 13:40–15,41 . Срав. со всем этим также Мф. 13:14 и пар. 15:8–9 и пар. Деян. 28:26,27 ; Рим. 3:3,10,19; 9:29; 10:16; 21:11, 2–3 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010