И церковью Христовою широко возвещается евангелие, но не всеми оно принимается; есть люди и даже целые народы, которые ушима тяжко слышат, и очи свои смежиша, да не когда узрят очима, и услышат ушима, и сердцем уразумеют, и обратятся ( Мф. 13:15 ; Ис. 6:9–10 ). В учении Спасителя и наставлениях апостолов эта вера и изображается, как плод особого воздействия Божия на призываемых ко спасению, – на тех, которые склоняются последовать голосу призывания ко спасению. Так, Спаситель говорил неверовавшим в Него иудеям в беседе о хлебе животном: не ропщите между собою: никто же может приити ко Мне, аще не Отец, пославый Мя, привлечет (λχσ) его... Есть писано во пророцех: и будут вси научени Богом. Всяк слышавший от Отца и навык (μαϑν – научившийся) приидет ко Мне ( Иоан. 6:44–45 ). Нельзя, следовательно, человеку самому собственными силами прийти к Спасителю; для этого нужно не только внешнее научение, проповедь, но и предварительное дей-ствие силы Божией, внутреннее влечение падшего человека ко Христу со стороны Самого Отца небесного. Ученикам, также роптавшим и соблазнявшимся учением о хлебе животном, Он сказал: никтоже может приити ко Мне, аще не будет дано ему от Отца Моего (65 ст.). Когда ап. Петр исповедал Его: Ты еси Христос, Сын Бога живаго, Он сказал ему: блажен еси Симоне, вар Иона, яко плоть и кровь не яви тебе, но Отец Мой, Иже на небесех ( Мф. 16:17 ), т. е. живая вера и исповедание ближайшего и постоянно внимавшего проповеди Господа Иисуса ученика была следствием внутреннего просвещения от Отца. По Его же наставлениям, нужно действие и Самого Христа Спасителя, ибо без Него ничего невозможно сделать: без Мене не можете творити ничесоже ( Иоан. 15:5 ; сн. Евр. 12:2 ). Так учили и апостолы. В книге Деян. ап. повествуется, что когда Лидия, женщина из г. Фиатир, слушала разговор ап. Павла с собравшимися в молитвенном доме женщинами. Господь отверзе ей сердце внимати глаголемым от Павла, вследствие чего она приняла проповедь апостола, уверовала во Христа и крестилась ( Деян. 16:14–15 ), т.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

Христос Спаситель, как глава, действует на церковь однако же не со вне. Все оживотворяя в ней, Он Сам живет в ней, как в Своем теле, и с нею, вселяется в нее, пребывает в ней и даже теснейшим образом, хотя неслитно, но и нераздельно, соединяется с нею, подобно тому, как в Нем Самом божество и человечество, будучи неслитны, тем не менее соединены и нераздельны. Пред крестными страданиями Он Сам говорил Своим исповедникам в лице апостолов: не оставлю вас сиры, прииду к вам ( Иоан. 14:18 ; сн. 28 ст.), будьте во Мне, и Я в вас (15:4), а пред вознесением на небо: се Аз с вами есмь во вся дни до скончания века ( Мф. 28:20 ). В изображении последнего суда Он представлял Своих последователей ( церковь Свою) так соединенными с Собою, как тело с душею, так что всякое благодеяние, оказанное верующим в Него, Он относил к Себе, подобно тому, как и мы все сделанное для нашего тела усвояем безразлично своей личности ( Мф. 25:35–45 ). Тоже самое Христос Спаситель выразил и в словах: Савле, Савле, что Мя гониши ( Деян. 9:4 )! т. е. что ты гонишь Мою церковь , которая неотделима от Меня, как тело человеческое неотделимо от его личности. В обетовании об евхаристии учил: ядый Мою плоть и пияй Мою кровь во Мне пребывает, и Аз в нем ( Иоан. 6:56 ). Посему приобщающийся Его тела и крови, по примеру апостола, может сказать: живу не ктому аз, но живет во мне Христос ( Гал. 2:20 ). Ап. Павел выражает мысль о теснейшем внутреннем союзе Христа с церковью и пребывании Его в ней, когда называет ее таинственным телом нового Адама, как ее главы, и представляет ее соединенною с Ним во едино для чадорождения по подобию брачного союза мужа и жены ( Еф. 5:31–32 ) 489 ), говорит, что Христос, как глава, в ней наполняет все во всем (1:23). По словам ап. Иоанна, Иисус Христос входит Сам в общение с каждым из нас: се стою при дверех и толку, и аще кто услышит глас Мой и отверзет двери, вниду к нему и вечеряю с ним, и той со Мною ( Апок. 3:20 ; ср. Иоан. 14:23 ). II. Но хотя Христос Господь есть источник жизни всей церкви и каждого из нас в отдельности, и Сам пребывает всегда в церкви, но эта новая жизнь распространяется по всему телу церкви от ее главы силою иного Утешителя, Духа Святого. Чрез Него Иисус Христос, как глава, соединяет с Собою, как источником жизни, Свое тело – церковь . Дух Христов несет в Себе и с Собою дары животворящей жизни Христовой, привлекает и потом прививает членов церкви, как диких маслин, ко Христу, вселяет в них Христа Спасителя, наконец, слагает (однако не без Господа Спасителя) из всех их одно целое, – тело церкви, все проникает в церкви, и всеми движениями в ее теле заправляет, как душа движениями тела. Таким образом Дух Св., Параклит, есть невидимый непосредственный «правитель» церкви, ее «кормчий», душа церкви 490 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

Когда апостолы спрашивали Самого Господа о времени восстановления царства Израилева, Господь отвечал им: не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти ( Деян.1:6–7 ). Сообразно с целями Своего мироправления, Бог в определенные времена воздвигает и том или другом народе потребных мужей в качестве орудий для выполнения мудрых целей Его управления народами. В руке Господа власть над землею, и человека потребного Он вовремя воздвигнет на ней ( Сир.10:4 ). Так, задолго до рождения Кира пророк преднарек имя его, предсказал его появление, его победы и отношение к израильскому народу ( Ис.45:1–2 ). В своих победах сам Кир видел назначение, определенное ему небесным Владыкою всех царств и народов ( 1Ездр.1:2 ). Пр. Иеремии Сам Бог говорил: прежде нежели Я образовал тебя во чреве, Я познал тебя, и прежде нежели ты вышел из утробы, Я освятил тебя: пророком для народов поставил тебя ( Иер.1:5 ). В том же смысле говорит о себе апостол, что он избран Богом на апостольское служение от чрева матери своей ( Гал.1:15 ). Власть, без которой существование общества не мыслимо, происходит от Бога. Всевышний владычествует над царством человеческим и дает его, кому хочет ( Дан.4:22, 29 ; сн. Сир.10:4 ), Он низлагает царей и поставляет царей ( Дан.2:21 ; сн. Иер.27:5–6 ). Каждому народу поставил Он вождя ( Сир.17:14 ; сн. 10:4; Прем.6:1–3 ). Он дарует от Себя властителям или царям державу и силу ( Прем.6:3 ), венчает их славою и честью ( Пс.8:6 ), елеем святым помазывает их ( Пс.88:21 ; 1Цар.12:3–16 ; Ис.41:1 и др.), так что с того дня почивает на них Дух Господень ( 1Цар.16:11–13 ). Наконец, Сам же Он и управляет через царей земными царствами: Мною цари царствуют и повелители узаконяют правду ( Притч.8:15–16 ); сердце царя – в руке Господа ( Притч.21:1 ). Поставляемые через царей, как помазанников Божиих, низшие власти поставляются Богом, почему повиновение власти, по учению апостола, есть повиновение Божию повелению и установлению: Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

е. небесному, Бог не стыдится называть Себя их Богом, ибо Он приготовил город» ( Евр. 11:16 ), то, очевидно, что как Авраам, так и его верующее потомство живы в очах Божиих не почему-либо другому, как только именно потому, что они «стремились к лучшему» т. е. .жили и на земле, живут и по смерти чаянием этого лучшего верой в это лучшее – небесное, т. е. новозаветное, «да не без нас совершенство приимут» в уготованном им городе – небесном Иерусалиме Нового Завета (сн. Евр. 11:16,40 с 12:22 и др.). А этим открывается новый свет на личность Авраама как отца верующих, что его личная вера в обетование не ограничивалась только одним, так сказать, моментом обетования о его потомстве ( Рим. 4 , Евр. 11:11–12 ) и об обладании через это потомство и в нем миром ( Рим. 4:13 ), а проникала всю его земную, как и небесную жизнь, потому что вся эта жизнь была не иное что, как стремление к получению обетованного, была, – стало быть, некоторым скитальничеством для искания этого небесного града, в котором он успокоился бы со своим потомством ( Евр. 11:10  сн. 13:14). Отсюда, т. е. из этой веры именно как такой, а не иной, вытекали все его и другие жизненные отношения. «Верой Авраам повиновался призванию идти в страну, которую имел получить в наследие; и пошел, не зная куда идет» ( Евр. 11:8  сн. Быт. 11:1,4 и Деян. 7:2  и дал.). «Верой обитал он на земле обетованной, как на чужой, и жил в шатрах с Исааком и Иаковом, со наследниками того же обетования. Ибо он ожидал города, имеющего основание, которого художник и строитель Бог» ( Евр. 11:9–10 сн. Быт. 12:5–7; 17:8; 26:2  и дал., 28:23 сн. Деян. 7:45  срав. 6). «Так как уверовавшие из иудеев», толкует Златоуст, смотрели на праотцов, как на получивших бесчисленные блага; то апостол и говорит, что никто из них ничего не получил. Авраам оставил отечество и дом и вышел, сам не зная куда идет. Впрочем, что удивительного, если он сам так поступил, когда и потомство его жило так же? Видя, что обещание не исполняется, Авраам не унывал, ибо Господь сказал ему: тебе дам землю и семени твоему ( Быт. 13:15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

б) Но насколько Господу угодно было воспроизвести в Давиде черты образа страждущего Мессии, – как сына человеческого, настолько же правда Божия требовала и прославления праведника за Его невинные страдания, ибо «Он обрел благодать пред Богом» ( Деян. 7:46  сл. 45) и о нем Бог, еще поставляя его через Самуила в царя над Израилем вместо отринутого Саула, «сказал, свидетельствуя: нашел Я мужа по сердцу Моему. Давида, сына Иесеева, который исполнит все хотения Мои» ( Деян. 13:22  сл. Исал. 88:21; 1 Самуил. 13:14). Самое решительное свидетельство в пользу этой стороны прообразовательного значения Давида новозаветное толкование представляет в речи св. Апостола Петра прямо по сошествии Св. Духа на Апостолов, Деян. 2:25–35 из Псал. 15:8–11 с объяснительными замечаниями и относительно смысла других, касающихся главной мысли толкования ветхозаветных мест. Все толкование имеет целью доказать, что слова псалма Давид сказал не о себе, а о Христе, как имевшем воскреснуть. Св. Апостол так ведет все доказывание перед иудеями: «Мужи Израильские! Выслушайте слова сии: Иисуса Назорея, мужа, засвидетельствованного вам от Бога силами и чудесами, и знамениями, которые Бог сотворил через Него среди вас; как и сами знаете, Сего, по определенному совету и предведению Божию, преданного вы взяли и, пригвоздив руками беззаконных, убили. Но Бог воскресил Его, расторгнув узы смерти; потому что ей невозможно было удержать Его. Ибо Давид говорит о Нем: видел я Господа пред собой всегда и проч. ( Деян. 2:22–25 и дал.); ибо Он одесную Меня, дабы я не поколебался. От того возрадовалось сердце мое, и возвеселился язык мой, даже и плоть моя упокоится в уповании. Ибо Ты не оставишь души моей в аде, и не дашь Святому Твоему увидеть тление. Ты дал мне познать путь жизни, Ты исполнил меня радостью пред лицем Твоим ( Деян. 2:22–28 Сн. Псал. 15:8–11 ). Уже из этих слов речи св. Апостола, не приводя дальнейших слов самого толкования изречений псалма ( Деян. 2:29–35 ), мы видим, что: 1) Апостол приводит слова Псалма именно о воскресении Христа (срав.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

264 Такую непоследовательность обнаруживают в своем учении об евхаристии старокатолики, признавая за таинством жертвенное значение и в тоже время не допуская учения о пресуществлении. 265 См. о сем в ст. Воскресенского М. И. Церковно-библейское учение об евхаристии, как жертве. Вера и Раз. 1902 г. т. I ч, 627–632. Еще: Воронцова И. Об евхаристии, как жертв. Там же, 1902 г. 2 кн. 266 К евхаристии относили это пророчество, напр., св. Ириней – Пр. ерес. IV кн. XVII, 5, Иустин – Разг. с Триф. XLI, св. И. Златоуст – Прот. иудеев V, 12. блаж. Феодорит – На Малахию I, 11, И. Дамаскин – Точн. изл. пр. в. IV, 13. 267 Minchoh в законе Моисеевом употребляется только в смысле хлебного приношения ( Лев. 2, 4 ), из которого после сожжения на алтаре askarah весь остаток назначался в пищу священникам ( Лев. 2, 10 ). При принесении будущей жертвы, по словам пророка, будут воскурять фимиам (евр. mjuctar (от catar – кадить). Курение фимиамом, по закону, было одною из составных частей жертвы askarah. Итак, жертва будущего, во-первых, имеет значение askarah, т. е. жертвы умилостивительной; во-вторых, она называется minchoh, т. е. жертвой, которая назначена в пищу. Такие признаки жертвы вполне соответствуют жертве евхаристической. См. по сему вопросу Гедеона иером. Археология и символика ветхозаветных жертв. Казань. 1888 г. стр. 121–122. 268 «На священной трапезе лежит Агнец Божий, вземляй грехи мира, приносимый священником в жертву бескровную» (1 всел. соб.); – «мы совершаем в церквах бескровное жертвоприношение и таким образом приступаем к таинственным благословенным тайнам» (III всел. соб.); – «ни Господь, ни апостолы, ни отцы бескровную жертву, приносимую священником, никогда не называли образом, но самым телом и самою кровию» (VII всел. соб.), – так говорили отцы вселенских соборов об евхаристии (см. выше, 162 стр.). Сн. трул. соб. прав. 3, 23 и 32. 270 Кипр. карф. Пис. 63 (I т. стр. 348 по изд. 1860 г.). Сн. Евсев. О жизни царя Констант. IV, 45; Кирил. ал. Объясн. XI анафем. (Деян. всел. соб. II т. 45 стр. по изд. 1861 г.1.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

Поэтому-то они и укоряются устами святых, как бывшие всегда жестоковыйными, непокорными сердцем и убивавшими святых (сн. Деян.7:31 и дал). Дано же им ослепление, говорит Бог, да не узрят очима, и сердцем уразумеют, и обратятся, и исцелит я. И это весьма ясно было то, о чем сказал Христос не восхотевшим, слушать Его: не ропщите между собою: никтоже может приити ко мне, аще не Отец пославый мя привлечет его ( Ин.6:43,44 ). И еще: всяк слышавый от Отца и навык, приидет ко Мне ( Ин.6:45 ). Итак, не призваны они к познанию Сына, чрез откровение Бога и Отца, потому что не были достойны дарованного Им спасения и жизни. А если бы, кто хотел придать иной смысл сказанному, тот пусть понимает это таким образом: предсказывает Бог всяческих, как знающий сокровенное и будущее, и говорит, что несомненно и непременно увидят они и услышат, останутся же как будто не слышавшие и не внимавшие, и это с ними случится от собственного же их злого расположения. И к этому прибавляет, что делая сие, они устрояют козни на свои же головы, так как недугуют непослушанием, не хотят слышать и не могут видеть: да не узрят очима, и ушима услышат, и обратятся, и исцелю я. Таким образом, они сами были виновниками своей собственной погибели, ни предлагая слух свой к слышанию того, что громко говорил Христос, ни открывая очей ума своего. Ибо если бы они это делали, то обратились бы и, получив надлежащее врачевание, целым и здравым сохранили бы ум свой. Пророк страшился, не наведено ли на Израильтян постоянное и всегдашнее окаменение. Поэтому и просит открыть (ему), на какое время будет это с ними, и до какого времени продлится недуг. В ответ на это Бог предвозвещает опустошение самого Иерусалима и всей страны Иудейской, и говорит: дондеже опустеют гради, от еже ненаселеным быти, и домы, от еже не быти человеком, что и исполнилось, когда Веспасиан и Тит опустошили иудею после распятия Спасителя и вознесения Его на небеса. А что наказание непослушным простерто будет не до того, чтобы они потерпели сие, и что не совсем или не совершенно до корня погибнет Израиль, на это указывает, говоря: И посем продолжит Бог человеки, и умножатся оставльшиися на земли.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

   Столь великие плоды апостолы производили не от внешнего омовения водою, но от видимого действия благодати Св. Духа (Тит. III:5; 1 Кор. VІ, 11). И потому от крещаемого требовались истинное покаяние (Деян. II:38), живая вера во Христа (Мрк. XVI:16; Деян. VIII:37) и твердое намерение вести жизнь святую богоугодную (1 Петр. III:21; Рим. VI:4, 12 – 13). (Сн. „Опыт библ. словаря собствен. имен» – прот. П. Солярского. Т. IV, стр. 698 – 699).   2. Церковно-исторические примеры, показывающие, что никто не может войти в царствие Божие без крещения    Корнилий сотник имел добродетели в самом язычестве: он удостоился видения ангельского; он уже уверовал во Христа и получил с прочими домашними благодать Всесвятого Духа, так что все в его доме стали говорить на разных языках; однако ж апостол Петр не признал довольным остановиться ему на этом, но повелел ему креститься и крестил его (Деян. X:45 – 48).    Подобным образом и равноапостольный царь Константин еще до крещения своего удостоился нескольких небесных видений, – еще не будучи христианином, глубоко уважал крест Христов: однако ж не отклонил от себя крещения, хоть долго медлил креститься.    И не только доброта сердца какого-либо язычника; но даже и подвижническая жизнь его в язычестве не спасет без крещения. Так, в житиях святых, говорится об одном язычнике, что он желал быть иноком. Прозорливый старец Сергий объявил ревнителю, что он, как сын язычника, сам не знает о том, что остается еще не крещеным. Поэтому прежде всего вели ему креститься («Луг дух.“ гл. CXXXVІІ).    Таким образом св. отцы и учители церкви утверждают: „кто хотя бы добр был по делам, но не получил запечатления водою, не войдет в царство небесное» (св. Кирилл Иерусал.); „никто не входит в царство небесное иначе, как только чрез таинство крещения» (св. Амвросий Медиол.).   3. Что требуется от того, кто желает принять крещение?    Покаяние и вера – необходимые условия для того, кто желает крестится. Об этих условиях крещения апостол Петр в своей проповеди так говорить: „покайтеся, и да крестится каждый из вас во имя И. Христа для прощения грехов; и получите дар Святого Духа» (Деян. II:38). Покаяние – исповедание грехов с решимостью переменить жизнь греховную на праведную – есть перемена всего духовного религиозно-нравственного и умственного направления жизни, совершенный переворот в жизни. Апостол вышеприведенными словами требует того же, чего требовали от Иудеев Предтеча Христов и Сам Христос, первою проповедию которых по вступлении в дело общественного служения была проповедь о покаянии (Матф. III:2; IV, 17 и парал.). Таковое покаяние есть необходимое условие для вступления в царство Христово или церковь Его.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3077...

«Прорекут сынове ваши». Пророчествовали в Иудейской земле и после сего обетования (Аввакум, Софония, Захария, Иеремия, Малахия и др.), но как чрезвычайные посланники Божии в мире для объявления особенной воли Божией, и предсказывавшие какие-нибудь необыкновенные события в церкви Божией и роде человеческом. Здесь же разумеются верующие, которым великодаровитый Господь, когда и где нужно, дарует дар пророчества, как Он даровал, напр. членам первенствующей церкви ( 1Кор. 12:10 ). «Прорекут, – глаголет Господь, – дщери ваши». Действительно, как только всесвятый Дух сошел на св. апостолов, вскоре после сего четыре дщери диакона и Благовестника Филиппа прияли дарование пророчества ( Деян. 21: 8, 9 ; Сн. 1Кор. 11:5 ). «Старцы ваши сония узрят», т. е. сны, ниспосланные свыше, как напр. обручнику Иосифу, и «юноши ваши видения увидят», т. е. и юноши будут свыше удостоены особенных, чрезвычайных видений на пользу святой церкви. Жития святых Божиих человеков, всякого пола и возраста, преисполнены доказательствами, что Господь Бог не скудно наделял и доселе наделяет благодатными дарами Св. Духа верных рабов Своих. Иоил. 2:30 . И дам чудеса на небеси и на земли, кровь и огнь и курение дыма. С Евр.: «И выставлю знамения на небе и на земле, кровь, огнь и столпы дыма». Доселе это пророчество остается как бы под печатию. К какому времени оно относится? Св. ап. Петр, по видимому, и это пророчество относит ко дню Пятидесятницы, но только по видимому, ибо сам св. апостол разумеет вместе и дальния времена (ст. 39), а не один день Пятидесятницы. Западные толкователи 44 относят исполнение сего пророчества то к нашествию Вавилонского царя Навуходоносора, который наполнил Иудею убийствами, кровью и дымом от пожаров (Сн. Ис. 32:13 ), то к нашествию Антиоха Епифана, когда было видение войск, сражающихся на воздухе ( 2Мак. 5:2 ), то к разорению Иудеи и разрушению Иерусалима и храма Римлянами, когда, по свидетельству Иосифа Флавия, предшествовали сему разрушению разные знамения на земле и на небе 45 , и самое разрушение исполнило Иерусалим огнем, кровью и дымом; то к знамениям и чудесам, бывшим при и по распятии Господа; то к последним временам Мира, ко второму и страшному пришествию Спасителя Мира, имея в виду слова следующего (31) стиха.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Но если мир создан не от вечности, то что делал Бог прежде сотворения мира? Внутренняя жизнь Божества составляет тайну для ограниченного человеческого разума. Но христианское учение о триипостасности Божества дает разуметь, что в Боге возможна и действительно существует бесконечная полнота внутренней личной жизни, к которой бытие мира ничего не может прибавить (сн. I ч. § 48). «Спрашиваю», рассуждает св. Григорий Богослов , «поскольку Богу нельзя приписать недеятельности и несовершенства; то чем была занята Божия мысль прежде, нежели Всевышний, царствуя в пустоте веков, создал вселенную и украсил формами? – Она созерцала вожделенную светлость Своей доброты, равную и равно совершенную светозарность трисиянного Божества, как известно сие единому Божеству, и кому открыл то Бог . Мирородный Ум рассматривал также в великих Своих умопредставлениях Им же составленные образы мира, который произведен впоследствии, но для Бога и тогда был настоящим. У Бога все пред очами, и что будет, и что было, и что есть теперь. Для меня такой раздел положен временем, что одно впереди, другое позади; а для Бога все сливается в одно, и все держится в мышцах великого Божества» 47 . Этим совершенно устраняется пантеистическая необходимость мыслить мир вечным обнаружением Божества. § 6. Участие всех лиц Св. Троицы в деле творения Откровение и церковь , научая представлять Виновника вселенной всемогущим Творцом мира, усвояют дело творения не одному какому-либо лицу Божества, а всем трем лицам Св. Троицы. «Веруем, учат восточные патриархи, что триипостасный Бог: Отец, Сын и Св. Дух, есть Творец всего видимого и невидимого» (Посл. 4 чл). Понятно, что как догмат о триипостасности Божества есть догмат богооткровенный – в особенном и полнейшем значении этого слова (сн. I ч. § 32), так и об участии всех лиц св. Троицы в деле творения мы можем иметь ведение настолько, на сколько это нам открыто Самим Богом. Разум человеческий своими силами не может возвыситься до познания этой истины. I. Прикровенные указания на участие всех лиц св. Троицы в деле творения находятся в ветхом завете, но в яснейшем эта истина выражена в откровении нового завета. Общие указания на эту истину можно видеть во всех тех местах Писания, в которых творение мира приписывается Божеству вообще, которое триипостасно, а не одному из лиц св. Троицы. Таких свидетельств много и в ветхом ( Ис.45, 7 ; Иер.10:12 ; Пс.113:23; 133:8 ), и в новом завете; ( Деян.14:15; 17:24 ; 1Кор.11:12 ; Евр.3:4 ). Особенно знаменательны в этом отношении выражения бытописателя: в начале сотворил Бог (bara Elohim) небо и землю ( Быт.1:1 ); И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему (26 ст.). Но есть в Писании и такие свидетельства, в которых с раздельностью указывается, на творческую деятельность того или другого лица св. Троицы.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010