Так, о Боге Отце напр. говорится: у нас один Бог Отец, из Которого все ( 1Кор.8:6 ; Евр.2:10 ). В молитве апостольской ( Деян.4:24–28 ) начальные слова: Владыко Боже, сотворивший небо и землю и море и все, что в них, обращены собственно к Богу Отцу. Сыну Божию усвояется участие в миротворении напр. в словах: Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть ( Ин.1:3 ), или: Им (Сыном) создано все, что на небесах и что на земле,... все Им и для Него создано ( Кол.1:16 ; сн. Евр.1:3 ; 1Кор.8:6 ). В ветхом завете прикровенно указывается на участие Сына в творении в словах Самой ипостасной Премудрости о Самой Себе: когда Он (Иегова) уготовлял небеса, Я была там,... Тогда Я была при Нем художницею ( Притч.8:27, 30 ). На участие Св. Духа в миротворении более ясно указано в ветхом завете. В словах бытописателя: Дух Божий носился над водою ( Быт.1:2 ) Дух представляется как бы вливающим жизнь в новосозданное вещество. Можно видеть подобное же указание в следующих словах Псалмопевца, в которых Дух представляется отличным от Иеговы: пошлешь дух Твой – созидаются (т. е. животные), и Ты обновляешь лице земли ( Пс.103:30 ; ср. 32:6). Он же говорит: Словом Господа сотворены небеса, и духом уст Его – все воинство их ( Пс.32:6 ). Один из друзей Иова (Элиуй) исповедовал: Дух Божий создал меня, и дыхание Вседержителя дало мне жизнь ( Иов.33:4 ). В новом завете мало и не так ясно говорится о том же. Вообще же Дух Св. в отношении к миру в Писании изображается преимущественно источником и подателем жизни и Творцом новой твари ( Лк.1:25 ; Ин.3:6; 20:22–23 ; 1Кор.12:8–11 и др.). Церковью учение об участии всех лиц Троицы в деле творения внесено и в самый никеоцареградский символ. Символ учит веровать в «Бога Отца,... Творца неба и земли, видимым же всем и невидимым», – в «Сына Божия,... Им же вся быша» и в «Духа Св,... Господа животворящего». II. В чем состояло участие каждого лица Св. Троицы в деле творения? Писание не открывает нам об этом с полною ясностью, но можно находить в нем указания, что есть разность в творческой деятельности Отца, Сына и Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

4:10), заповедал почитать как апостолов, так и других святых – Его друзей ( Ин. 15:14 ): «кто принимает вас, принимает Меня; а кто принимает Меня, принимает Пославшего Меня; кто принимает пророка, во имя пророка, получит награду пророка; и кто принимает праведника, во имя праведника, получит награду праведника» (Мф 10:40,41; сн. Лк. 10:16 ; Ин. 13:20 ). «Во имя пророка», «во имя праведника», «во имя ученика» (стих. 42), т. е. если кто примет не по гостеприимству или по другим каким-либо расчетам, но потому, что он пророк или праведник или ученик (Христов), то будет участвовать в награде пророка, как содействующий ему в его служении, как сочувствовавший и единомысленный с ним. Требуя почтения к святым, Господь Иисус Христос, очевидно, не только не усматривал в этом ничего несогласного с служением Единому Богу и Его прославлением, но, напротив, находил это необходимым для полной славы Божией, потому что святые должны быть почитаемы не как Он Сам или Его Отец, а только как друзья Его, как Им посланные, как Его ученики; вся же честь, им воздаваемая, должна быть относима к Нему Самому, а через Него к Богу Отцу. в) ... поклоняться святым: Нафан поклонился Давиду «лицом до земли» ( 3Цар. 1:23 ), Орна – Давиду ( 1Пар. 21:21 ), Авигея – Давиду ( 1Цар. 25:23 ), Авдий – Илии прор. ( 3Цар. 18:3–7 ), сыны пророков – Елисею ( 4Цар. 2:15 ), Сонамитянка – Елисею ( 4Цар. 4:37 ), темничный страж «припал (προσπεσε от προσππτω – припадать к стопам, на коленях умолять) к Павлу и Силе» ( Деян. 16:29 ). Ангелу (предстоятелю) Филадельфийской церкви Господь говорил: «Я сделаю то, что они (иудеи) придут и поклонятся пред ногами твоими, и познают, что Я возлюбил тебя» ( Откр. 3:9 ). Святым поклонялись не только при жизни их, но и после смерти: Саул «пал лицом на землю и поклонился» прор. Самуилу ( 1Цар. 28:14 ). Бог наказывает за непочитание святых «Дети... насмехались над ним (прор. Елисеем)... Он... проклял их именем Господним. И вышли две медведицы из леса и растерзали из них сорок два ребенка» ( 4Цар. 2:23,24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

Сияние – символ блаженства и близости св. угодников к Богу, обитающему во свете (Мф. 13:43; 1Тим. 6:16 ; Исх. 34:29 ; 2Кор. 3:7,8 ). Св. крест Учение православной Церкви о почитании св. креста «Со всяким тщанием и осмотрительностью определяем чтобы святыя и честныя иконы предлагались так же, как и изображение честнаго и животворящаго креста... взирающие на эти иконы побуждаются к воспоминанию о самых первообразах, прибретают более любви к ним и получают более побуждений чествовать их лобызанием, почитанием и поклонением, не тем истинным богопоклонением, которое по вере нашей приличествует одному только Божескому естеству, но почитанием по тому образу, как воздается честь изображению честнаго и животворящаго креста, св. Евангелию и прочим святыням – фимиамом и поставлением свечей, какой благочестивый обычай был и у древних» (Догмат 367 св. отец седьмого всел. собора) 42 . Из этого соборного определения видно, что св. крест со времен апостольских служил предметом самого глубокого уважения и религиозного почитания среди христиан, и на образ почитания его отцы собора указывают иконоборцам, отвергавшим чествование св. икон, но не св. креста. Крестная смерть Иисуса Христа не есть посрамление для Него Слово Божие учит, что крестные страдания и смерть Господа Иисуса Христа а) были предопределены: «искуплены вы... драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого агнца, предназначенного еще прежде создания мира, но явившегося в последние времена» ( 1Петр. 1:18–20 ; сн. Евр. 10:5–7 ), т. е. когда пришло время. Бог от вечности знал о грехопадении человека и от вечности предопределил, чтобы Единородный Сын Его, воплотившись, восстановил человека, искупив его Своею Кровию, пролитой на кресте. «Сего, по определенному совету и предведению Божию преданного, вы взяли и, пригвоздивши руками беззаконных, убили» ( Деян. 2:23 ). «Богъ же, как предвозвестил устами всех Своих пророков пострадать Христу, так и исполнил» (– 3:18). «Собрались в городе сем на Святаго Сына Твоего Иисуса... Ирод и Понтий Пилат с язычниками и народом Израильским, чтобы сделать то, чему быть предопределила рука Твоя и совет Твой» (– 4:28), «т.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

Неужели сектанты не знают о чуде воскрешения мертвого, через прикосновение к костям прор. Елисея? ( 4Цар. 13:21 ). 9) Почитать мощи запрещает слово Божие: «спрашивают ли мертвых о живых?“ ( Ис. 8:19 ). Пророк Исаия, упомянув (стих, 18), что Бог дал уже народу иудейскому «указания и предзнаменования» будущих событий, говорит (стих, 19): не к чему поэтому обращаться к разного рода гадателям («вызывателям умерших и к чародеям, к шептунам и чревовещателям» за прсдсказаниями о будущем. Где же здесь запрещение почитать останки св. угодников? 10) Останки муч. Стефана погребли, а не выставляли для почитания ( Деян. 8:2 ). Так в православной Церкви и поступают, предавая земле всякого умершего, как бы он ни был праведен. Мощи износятся для поклоненья впоследствии, если Господу угодно бывает прославить их чудесами, как это и было со св. мощами Стефана, обретенными в 415 г. Церковь небесная Церковь небесную составляют: Божия Матерь, св. ангелы, св. угодники и все усопшие в вере и покаянии православные христиане: «вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живаго, к небесному Иерусалиму и тьмам ангелов, к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства» ( Евр. 12:22,23 ). Церковь небесная и земная имеют единую Главу Господа Иисуса Христа: «дабы все небесное и земное соединить под главою Христом» ( Еф. 1:10 ; сн. Лк. 20:38 ; Мф. 22:32 ). «Небесное и земное», замечает св. И. Златоуст, «были отторгнуты одно от другого и не имели одной главы. В отношении творения был один Бог, а в отношении объединения этого не было, потому что, когда разлилась языческая прелесть, люди отторглись от повиновения .. В Христе по плоти Бог положил одну главу для всех, для ангелов и человеков... Тогда только и возможно единение, тогда только и будет этот совершенный союз, когда все, имея некоторую необходимую связь горе, будет приведено под одну главу» 101 . «Грехом введен разлад», говорит еп. Феофан, «и распадение в среду тварей земных и небесных, то истребляя грех , Господь отнимает стену разделения, все воссоединяет, возвращает к миру в Себе и становится возглавлением земного и небесного» 102 . Господь сказал: «Я есмь лоза, а вы ветви» ( Ин. 15:5 ). Подобно ветвям, все члены Церкви Христовой, небесной и земной, находятся между собой в самой тесной и неразрывной связи, основанной на братской и взаимной любви, которая «никогда (т. е. и после смерти) не перестает» (по-слав. отпадает, κππτει от κππτω – выпадать, выбегать, бежать, иметь исход, оканчиваться – 1Кор. 13:8 ). Выражением меткого, тесного взаимообщения со стороны Церкви земной является почитание и молитвенное призывание Божией Матери, св. ангелов и человеков, со стороны святых – молитвенное ходатайство за призывающих. Почитание святых

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

Поклонения Молитва, благословения и другие священнодействия у Православных Христиан сопровождаются различными поклонениями, как то: наклонением головы, коленопреклонением и простертием на земле. Все эти роды поклонения, при Богослужении Православной Церкви, совершаются по образу духовного поклонения Церкви небесной и по примеру Ветхозаветной и Новозаветной первенствующей. О духовном поклонении Господу в Церкви небесной свидетельствуют Пророк Давид и Ап. Павел, говоря: да поклонятся Ему (Господу) все Ангелы Божии ( Псал.96:7 ; Евр.1:6 и сн. Флп.2:10 ). В Церкви Ветхозаветной благочестивый раб Авраама, старейший дома его, обладавший всеми его, посланный обручить Исааку жену, когда узнал волю Божию в назначении ему Ревекки, благословив, поклонился Господу ( Быт.24:26,48 ). Апостолы поклонились Господу, благословлявшему их и возносившемуся на небо ( Лк.24:51–52 ), и проч. В постановлениях Апостольских говорится об оглашенных: и приклоншим им главы, Епископ благословляет их 188 . Главопреклонения называются в Церковном Устав малыми поклонами. О молитвенном коленопреклонении Писание многократно свидетельствует. Коленопреклоняющими пред Седящим на престоле небесном Иоанн Богослове видел в Откровении старцев и Ангелов ( Откр.4:10; 7:11 ). Евреи, услышав в Египте повеление Божие от Моисея о заклании Пасхального агнца в знак избавления своего, преклонился народ и поклонился ( Исх.12:27 ). С коленопреклонением молился Соломон в новосозданном храме своем, – и преклонил колени впереди всего собрания Израильтян ( 2Пар.6:13 ). Пророк Даниил в плену Вавилонском три раза в день преклонял колени, и молился своему Богу, и славословил Его ( Дан.6:10 ). И благословил Ездра Господа Бога великого. И весь народ отвечал: аминь, аминь, поднимая вверх руки свои, – и поклонялись и повергались пред Господом лицем до земли ( Неем.8:6 ). Коленопреклонением заключил предсмертную свою молитву Первомученик Стефан, и в сем молитвенном стоянии предал дух свой Богу ( Деян.7:59–60 ). При молитве преклоняли колена Ап.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

16, 3 – 4). – Итак, быть без священника и без законного богослужения есть наеазание, посалаемое от Бога на неверных в служения Ему, доколе не вразумятся и усердно обратятся к Нему. Наконец, за беспримерно – тяжкий грех иудеев, за убиение Начальника жизни ( Деян. 3, 15 ), Господа нашего Иисуса Христа, но правосудию Божию, а вместе и по премудрой судьбе Божией, чтоб ветхозаветное богослужение уступило место совершеннейшему, новозаветному, христианскому богослужению, – храм ветхозаветный предан окончательному разрушению, по непреложному предвозвещанию Самого Господа Иисуса Христа: Иерусалим, Иерусалим, избивший пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз Я хотел собрать детей твоих, как собирает птица птенцов своих под крылья, и вы не захотели! Се, оставляется вам дом ваш пусть, и – не останется здесь камня на камне: все будет разрушено. ( Матф. 23, 37 – 8; 24, 2 ). (Слова и речи Филарета, митр. м. ч. II, 42, 85 – 7, 91, 93. – Ч. III; 192 – 3, 169). II. Сн. евангелист Лука, вводя нас в некоторое познание о ранних летах земной жизни Господа нашего Иисуса Христа, проведенных большею частию в безвестности, повествует, что И. Христос, будучи 12-ти лет, с пречистою Материю Своею и Ее обручником и хранителем Иосифом, ходил в Иерусалим в праздник пасхи. Об этом путешествии евангелист упоминает потому, что во время оного двенадцатилетний Отрок Иисус в храме явил премудрость, приведшую в изумление учителей иудейских. Но чтоб не подумали, что путешествие это было случайное и однократное евангелист сказует вообще, что хождаста родители Его на всяко лето во Иерусалим в праздник пасхи ( Лук. 2, 41 ). Примечательно в этом сказании свидетельство о важности храма Божия. Именно; почему Мариам и Иосиф не праздновали пасхи дома в Назарете? Почему нужно было им идти в Иерусалим? – Потому, что там был храм Божий. Чтоб празднование было совершенно и богоугодно, надлежало идти в храм Божий. Казалось бы, что Мариам и Иосиф могли уволить себя от труда ходить в храм иерусалимский – по весьма основательной причине, именно: собственный дом их был свят не меньше храма, если не более; ибо храм был свят потому, что имел в себе прообразование Христа: а они имели у себя Самого Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Но это только одна сторона в злодейском акте преднамеренного убийства: по существу этой стороны и на основе причин, определяющих оную, общества человеческие, по силе «Божией совести» в себе, должны иметь закон, на основании которого преднамеренный убийца, при тех или других умаляющих вину обстоятельствах, самое меньшее для себя – должен получить «Каиново изгнание» и разделить «Каиново» же отъединение от среды других людей при таких условиях жизни, при которых печать «отвержения» предикатировала бы и определяла бы собою всецело жизнь «Каинов». Другая, однако, сторона в злодейском акте преднамеренного убийства вопрос о «Каиновом пятнании» преднамеренных убийц всегда переносит в вопрос о том, не требует ли именно «Божия совесть» в среде общества человеческого, в силу положительного закона о смертной казни, того, чтобы злодей убийца понес полный «суд убийцы»? Эту вторую сторону во всяком злодейском убийстве составляет тот закон абсолютной правды, который выражен в положении Божией заповеди, данной ной: «Кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека, ибо человек создан по образу Божию», – тот закон, который определен и изъяснен в законодательстве прор. Моисея: в злодейском убийстве «кровь оскверняет землю, и земля не иначе очищается от пролитой на ней крови, как кровию пролившего ее», – тот закон, который в конечной причине указан Ап. Павлом в слове его о том, что «есть дела, делающие которые суть достойны смерти» ( Рим.1:32 ), – тот закон, который в веровании общечеловеческом и в понятиях племен и народов земли принимался и блюлся как именно «Суд Божий» человеку здесь на земле: «иноплеменника» говорится в кн. Деяний Апостолов, жители острова Мелита, «оказывая человеколюбие» спасшимся от кораблекрушения вместе с Ап. Павлом, «увидев на руке его повисшую эхидну, говорили друг другу: верно, этот человек убийца, когда его, спасшегося от моря, суд Божий не оставляет жить» ( Деян.28:1 …4). В чем же спрашивается, существо указываемого нами закона абсолютной правды относительно «суда злодея – убийцы»? В том, что «суд должен быть взят с злодея – убийцы» за жизнь убитого им своего ближнего, взят во имя «суда Божия о смерти», как «оброке греха» (Сн.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann-Ivanov/b...

В этом убеждают, прежде всего, ветхозаветные обетования и пророчества. По объявлении суда правды Божией преступникам заповеди, Господь дал им обетование, что семя жены сокрушит главу змия обольстителя ( Быт. 3:15 ). Хотя в обетовании не сказано, кто именно будет это победоносное семя, но необычайность дела, которое Оно совершит, дает полное основание видеть в Нем нечто необычайное – Существо могущественнейшее, выше духа злобы, 192 вообще Великого Потомка, Который вступит в брань с самим змием или главным его исчадием – антихристом и поразит последнего на голову ( 2Сол. 2:8–9 ; Откр. 20:10 ). 193 Первообетование о Семени жены Господь благоволил подтвердить Аврааму, Исааку и Иакову, причем пояснил, что это Семя и будет источником благословения для всех народов ( Быт. 22:18; 26:4; 28:14 ). Но так как никто из потомков Адама, по своей греховности ( Еф. 2:8 ) и тяготеющего над каждым проклятия, не может сделаться источником благословения даже для самого себя, a тем более для других, и так как ни весь народ, происшедший от Авраама, ни отдельные лица его не были благословением для народов, то ни к кому другому, кроме Спасителя, это обетование относиться не может. 194 «Аврааму даны были обетования и семени его, – говорит св. ап. Павел. – Не сказано: «и потомкам», как бы о многих, но как об одном: «и семени твоему», которое есть Христос. Я говорю то, что завета о Христе 195 , прежде Богом утвержденного, закон, явившийся спустя четыреста тридцать лет, не отменяет так, чтобы обетование потеряло силу» ( Гал. 3, 16–17 ; сн. Деян. 3:25–26 ). Патриарх Иаков, благословляя перед смертью своих детей, между прочим, сказал: «Не отойдет скипетр от Иуды и законодатель от чресл его, доколе не придет Примиритель, и Ему покорность народов ( Быт. 49:10 ). Такой Примиритель, Которому покорны все народы, только один, это – Господь Иисус Христос, родившийся во дни царя Ирода, т. е. в то время, когда прекратились князья и цари из колена Иудина. Пророк Иеремия, говоря об Отрасли праведной, Которая воцарится «и будет поступать мудро, будет производить суд и правду на земле» ..., прибавляет, что имя этой Отрасли– «Господь – оправдание наше» ( Иер. 23:5–6 ), чем ясно указывает, что такая Отрасль одна, определенная, именно И.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

Такие пророки, по словам Господа, «пророчествуют ложное именем Моим; Я не посылал их и не давал им повеления, и не говорил им; они возвещают вам видения ложные и гадания, и пустое и мечты сердца своего» ( Иер. 14:14 ; сн. 27:15). Очевидно, пророки эти не истинные, а ложные, лжепророки. б) Истинные пророки ясно знали настоящее и прошлое, прозревали в тайники души человека, знали его мысли, желания и тайные поступки ( 4Цар. 5:25–27 ; Деян. 5:1–10 ). Ап. Павел говорит, что когда пророки пророчествуют и войдет кто либо из неверных, то он всеми обличается, всеми судится; тайны сердца его обнаруживаются, и он, слыша обличения и видя обнаружения своих тайн, падет ниц, поклонится Богу и скажет: «Истинно с вами Бог» ( 1Кор. 14:24–25 ). Но когда православным случалось заходить в собрание хлыстов, где происходили радения, то ничего подобного описанному ап. Павлом с ними не было: никто из хлыстов не обличал этих православных в каких-либо тайных поступках или намерениях. 214 Истинные пророки предсказывали за сотни и тысячи лет будущие события, которые и исполнялись. Напр., почти за две тысячи лет пророк Моисей предсказал евреям: «рассеет тебя Господь по всем народам, от края земли до края земли... и не будет места покоя для ноги твоей, и Господь даст тебе там трепещущее сердце, истаевание очей и изнывание души, жизнь твоя будет висеть пред тобою, и будешь трепетать ночью и днем и не будешь уверен в жизни твоей»; «и будешь ужасом, притчей и посмешищем у всех народов, к которым отведет тебя Господь» ( Втор. 28:64–66, 37 ), – и предсказание это исполнилось с буквальной точностью. Предсказал прор. Иеремия семидесятилетний вавилонский плен ( Иер. 25:11–12 ), прор. Даниил – смену царств (Вавилонского, Мидо-Персидского, Македоно-Греческого и Римского ( Дан. 2:1–40 ), и предсказания их сбылись. Равным образом предсказаны были пророками за сотни и тысячи лет время пришествия Христа Спасителя на землю ( Быт. 49:10 ), чудесное, сверхъестественное Его рождение от Девы и место рождения ( Ис. 7:14 ; Мих 5:2 ), многие обстоятельства Его жизни и деятельности (см.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

Вознесшись на небо и воссевши одесную Бога Отца, Хисус Христос, однако, еще раз самолично придет на землю судить живых и мертвых. Этому, второму, пришествию Его будут предшествовать невыносимо тяжелая скорбь (Мф. 24:21) и бедствия: войны, голод, эпидемические болезни и т. п. (– ст.ст. 6,7); Лк. 21:11 ; Мк. 13:8 ); придет антихрист, последний, жесточайший враг Христа и Его Церкви, который всеми силами и способами будет стараться разрушить дело Христово, выдавать себя за Бога и Христа и требовать божеского поклонения и служения ( 2Фес. 2:3–4, 8–9 ) и которого «Господь Иисус убьет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего» (–ст.8). В довершение бедствий солнце померкнет, луна не даст света, звезды спадут с неба и силы небесные поколеблются ( Мф. 24:29 ), нынешние «небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят» ( 2Пет. 3:10 ). Явится на небе знамение Сына Человеческого ( Мф. 24:30 ). Его святый крест, и так как к тому времени Евангелие будет уже проповедано всему миру, то все люди поймут его значение, причем верующие во Христа будут радоваться этому знамению как символу скорого пришествия Спасителя и избавления от невыносимо тяжелой скорби и бедствий последнего времени, а неверующие восплачутся о своем неверии ( Мф. 24:30 : сн. Откр. 1:7 ). Придет Христос на облаках во славе Отца Своего, окруженный ангелами, с силой и славой великой (Me. 24:27,30), причем «пошлет ангелов Своих с трубой громогласной» (–31); «вострубить, и мертвые воскреснут нетлеынными» ( 1Кор. 15:52 ), а «потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках, в сретение Господу на воздухе» ( 1Фес 4:17 ). «Тогда сядет Сын Человеческий на престол славы Своей и соберутся пред Ним все народы» (Мф. 25:31–32), «избранные Его от четырех ветров, от края небес до края их» (–24:31) и «делающие беззаконие» (–13:41) предстанут на суд Христов ( Рим. 14:10 ), и в назначенный ден Он «будет праведно судить вселенную» ( Деян. 17:31 ), воздавая каждому по делам его ( Рим. 1:6–8 ; 2Кор. 5:10 ). Поэтому скопцы совершенно напрасно говорят, что Христос пришел уже вторично на землю в виде императора Петра Федоровича или Селиванова. Что же касается доказательств, приводимых ими в защиту этого учения, напр., что антихрист явился в виде Наполеона I и т. п., то они настолько натянуты и даже нелепы, что не заслуживают опровержения.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010