Начиналась она 5-ю «славами» псалмов, певшимися с таким же количеством припевов и разделявшимися молитвами с коленопреклонениями. Часть припевов сохраняется еще в нашем последовании св. Страстей и в древних греческих его списках 27 : Пс. 2:2 : Князи людстии собрашася, Пс. 40:6 : Врази мои реша, когда умрет и погибнет имя его, Пс. 58:2 : Изми мя от враг моих Боже, Пс. 87:6 : И тии от руки Твоея отриновени быша, Пс. 108:2 : Глаголаша на мя языком льстивым. После этого читалось Евангелие Ин. 13:31–18:1 . Затем («вечером»), как и в IV в., совершалась процессия на вершину горы, вероятно, при пении псалмов с припевом Пс. 108:4 : Вместо еже любити мя, оболгаху мя, аз же моляхся, – на месте Вознесения читалось Евангелие Лк. 22:39–46 (о молитве Господа на Елеонской горе). Отсюда («ночью») спускались на «место апостолов», т.е. в храм поблизости от того места, где оставались избранные ученики Господа во время Его гефсиманской молитвы, конечно, – в храм над местом последней 28 : здесь читалось об этом Евангелие Мк. 14:33–42 , после чего спускались ниже в Гефсиманию, где слушалось Евангелие тоже о гефсиманской молитве и о взятии Христа – Мф. 26:36–56 . Затем процессия при пении Пс. 117 : Исповедайтеся Господеви, яко благ, яко в век милость Его, – первый стих его, по-видимому, служил при этом припевом, – направлялась к кресту на Голгофе, где читалось Евангелие о суде над Христом у первосвященников – Мф. 26:57–27:2 , а не пред Пилатом, как было при Эферии. Евангелие об этом ( Ин. 18:28–19:16 ), читалось после особой, также неизвестной IV веку, процессии в преторию: отсюда снова возвращались с пением псалмов к Голгофе, где читалось последнее, 7-е, Евангелие о ведении Христа на Голгофу для распятия – Лк. 23:24–31 , неизвестное IV в. 29 По окончании бдения, как и при Эферии, указывается поклонение Св. Древу до 9-го ч. С 6-го ч. начиналась дневная служба В. пятка, продолжавшаяся по Эферии до 9-го ч. и послужившая основой позднейших часов В. пятка. Она должна по лекционариям состоять из 8 псалмов и 5 евангельских зачал (точнее из 4-х, ибо 5-е читалось уже на вечерни).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Karabinov...

е. антихриста как порождения и исчадия дракона – сатаны (ср. Ин.8:44 , где, при чтении «и (как) отец его», некоторое из древних разумеют отца диавола – сатану, – ср. подробнее в нашем примечании к этому месту в нашем переводе толкования св. Кирилла Алекс. на евангелие Иоанна). «Человек беззакония др. чт. греха», и « νομος – беззаконник», в противоположность Христу, «Который не совершил греха ( 1Пет.2:22 ), не знал греха, за нас совершил жертву за грех ( 2Кор.5:21 ср. Ин.1:29 , – 8:46, –14:30 др.). Учение Христа: будьте совершенны, как совершен Отец ваш небесный – богочеловечеству ( Мф.5:48 ), учение –антихриста: грешите, но только действительно грешите – сверхчеловечеству, человекобожию, – Христос: не нарушить пришел я закон, но исполнить, – антихрист: нет закона, кроме насилия, – блаженны сильные, владеющие. «Сын погибели» – сатаны, несущего себе и другим гибель, смерть, зло ( Ин.4:44 Откр.13:15 , – 17:8), а Христос есть Сын любви Бога Отца, Который послал Сына для того, чтобы все, что Он дал Ему, не погубил, но воскресил и последний день и дал всему жизнь вечную Ин.6:39–40 ср. 18:9 др.). Антихрист: «противящийся и превозносящийся no отношению ко всему, называемому богом или святынею, так что Он в храм Божий сядет, показуя себя, что он бог» ср. Откр.13:1–8 , – 14:9, – 16:14, – Христос: см. Фил.2:6–11 и др. Как пришествие Христа первое и второе обозначается терминами «день Господень, полнота времени, лето Господне, срок (καιρς), присутствие (παρουσα),_явление, (πιφνεια), так и для антихриста есть «свое время – ν τ ατο καιρ» и «пришествие – παρουσα». Если во Христе «действовали силы или сила Божия ( Мф.14:2; 22:29 Мк.5:30 др.), и Он «засвидетельствован от Бога силами и чудесами, и знамениями, кои совершил чрез Него Бог» среди иудеев ( Деян.2:22 ), то и «пришествие παρουσα» антихриста совершается «по действию сатаны, со всякою силою и знамениями и чудесами», но не истинными, бывшими проявлением божественной любви и богочеловечества Христа и служившими ко спасению людей, а «ложными и со всяким обманом неправды погибающим (т.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Muret...

Притом же и праведники полное воздаяние за свои земные подвиги получают не сразу по своей кончине, но после страшного суда Христова и общего воскресения мертвых (658 аб , 659 б –661 а ). 2) По мнению протестантов, св. Писание ( Мф.25:46 ; Еккл.9:10, 11:3 ) дает основание думать, что по смерти окончательно определяется судьба человека: праведники наследуют небесную славу, а грешники – вечные мучения. Первые не нуждаются в церковных молитвах, а для последних они бесполезны. В опровержение этого мнения «Камень веры», а) повторяет высказанную выше мысль, что полное и совершенное мздовоздаяние праведники и грешники получат только после общего суда Христова и б) делает замечание, что только явные и тяжкие грешники «в геенну право грядут идеже поистинне никоеяже имети будут помощи» (662 а ); между тем умершие, не лишенные молитв церкви, могут получить царствие Божие. Как Ветхозаветным праведникам открыт был вход на небо Крестом Христовым, так и молитвою церкви, особенно соединенною с принесением бескровной жертвы, христиане освобождаются от уз ада (662 б –663 а ). 3) Протестанты говорят, что истинно покаявшиеся при жизни освобождаются от греха ( Иез.18:21–22 ) и всякого осуждения ( Рим.8:1 ) и потому не имеют нужды в молитвах церкви. Вопреки этому мнению «Камень веры» утверждает, что кающемуся не всецело отпускается грех , а иногда остается на нем виновность наказания временного (663 аб , ср. 664 а –665 а ). Притом же последнее свидетельство св. Писания не относится к мысли протестантов и говорит о плотской похоти, что она сама по себе, без согласия воли человека, не есть грех и не влечет для христиан осуждения (665 а ). 4) По неложному слову И. Христа ( Мр.16:16 ; Ин.3:18 ), уверовавший в Него имеет надежду спасения и без молитвы о нем церкви. На это возражение «Камень веры» отвечает, что одной веры, без добрых дел, недостаточно для спасения человека ( Иак.2:20 ; Гал.5:6 ; 1Кор.13:2 – 663 б –664 б ). Уверовавший и крестившийся во Христа получит спасение, если не будет иметь других препятствий.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Morev/ka...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Внешние ссылки АГНЕЦ БОЖИЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Агнец Божий - символическое имя, данное Господу нашему Иисусу Христу Священным Писанием и Преданием . Пророк Исаия , предрекая искупительные страдания Спасителя, так говорит о Нем: " как овца, ведомая на заклание, и как агнец пред стригущем его безгласен, так Он не отверзал уст Своих " (53, 7). Этот текст, подчеркивая смирение и покорность Раба Господня, возвещает как нельзя лучше судьбу Иисуса Христа, как объясняет евнуху царицы ефиопской апостол Филипп ( Деян. 8, 31 , 35). Евангелисты ссылаются на это пророчество, когда повествуют о том, что Иисус Христос молчал перед синедрионом (Мф. 26, 63) и ничего не отвечал Пилату (Ин. 19, 9). Вероятно, Иоанн Креститель также имеет в виду этот текст, когда называет Иисуса " Агнцем Божиим, вземлющим грех мира " (Ин. 1, 29; Евр. 9, 28). Предание , которое видит во Христе истинного Пасхального Агнца , восходит к самым истокам христианства. Апостол Павел увещевает верных Коринфа жить " с опресноками чистоты и истины " , ибо " наша Пасха , Христос, заклан за нас " (1 Кор. 5, 7-8). Здесь он не предлагает нового учения об Иисусе Христе - Пасхальном Агнце, а имеет в виду литургическое предание, существовавшее задолго до 55 - 57 годов, когда написано это послание. Согласно хронологии Евангелия от Иоанна , само событие смерти Иисуса Христа дало основание такому осмыслению. Он был предан на Распятие накануне праздника опресноков (Ин. 18, 28; 19, 14, 31), стало быть, в день Пасхи, во второй половине дня (19, 14), в тот самый час, когда, согласно предписаниям Закона, закалали в Храме пасхального агнца. После Его смерти на Кресте Ему не перебили голеней, как остальным осужденным (19, 33), и евангелист видит в этом осуществление обрядового предписания о пасхальном агнце (19, 36; ср. Исх. 12, 46). В Откровении святого Иоанна Богослова в основном сохраняется образ Христа - Пасхального Агнца (Откр. 5, 9). Здесь же устанавливается поразительное противопоставление слабости закланного Агнца и силы, которую Ему дает прославление Его на небе. Христос одновременно и Агнец - в Своей искупительной смерти - и Лев, победой Своей освободивший народ Божий, плененный силами зла (Откр. 5, 5; 12, 11). Восседая теперь на престоле Бога (22, 1, 3), принимая с Ним поклонение тварей небесных (5, 8, 13; 7, 10), Он облечен Божией властью. Он исполняет определения Божии в отношении нечестивых (6, I), и гнев Его повергает их в ужас (6, 16). Он ведет эсхатологическую брань против объединенных сил зла, и победа Его провозглашает Его " Царем царей и Господом господствующих " (17, 14; 19, 16). Его прежняя кротость снова проявится, когда свершится брак Его с Церковью, знаменуемой Небесным Иерусалимом (19, 7, 9; 21, 9). Агнец тогда будет Пастырем и будет водить верных на живые источники вод небесного блаженства (7, 17; ср. 14, 4).

http://drevo-info.ru/articles/2066.html

3) Каким образом христианин может богатеть в Бога? (ст. 21; Мф.6:20–21 ). Увеличивая число друзей (убогих), которые отворят нам входы в вечные кровы. 4) Блюдите убо, како опасно ходите, не якоже немудри, но якоже премудри: искупующе время, яко дние лукави суть ( Ефес.5:15, 16 ). 27-я неделя по пятидесятнице (Евангелие от Луки, зач. 71, гл. 13, ст. 10–17; Апостол к Ефесянам, зач. 233, гл. 6, ст. 10–17). 1) Напоминание слушателям об обязанности каждого христианина посещать по воскресным и праздничным дням храм Божий и богослужение. Значение для христианина храма и праздников (ст. 10, 14–16; Исх.20:10–11 ; Иез.46:3 ; Евр.10:25 ). 2) Для делания добра ближним нет особого назначенного Богом времени. Добро следует творить всегда, при всяком представляющемся случае (ст. 14–16). Праздник посвящается Господу, но лучше отдать его труду для ближнего, чем диаволу (гульбе). 3) Изображение, на основании слов апостола, воина Христова в духовном всеоружии (ст. 10–17). Что означает каждая принадлежность духовноговсеоружия христианина? ( 1Сол.5:8 ). Наши духовные враги. Необходимость вооружиться помощью Божиею, укрепить душу молитвой, защитить ее верой. 28-я неделя по пятидесятнице (Евангелие от Луки, зач. 76, гл. 14, ст. 16–24; Апостол к Колоссянам, зач. 250, гл. 1, ст. 12–18). 1) Не грех брак. Не грех труд, купля и продажа. Но не хорошо, если брак, забота о семье заставляет нас забыть Бога. Грех – купля и продажа, дела житейские, когда, отдаваясь им, мы забываем о наших обязанностях к Богу: слово Божие, святой храм. Господь зовет к литургии, отчего не все здесь? На какое дело сменяли трапезу Господню? Брак сына царева? 2) Христианин должен иметь искреннюю и сердечную благодарность Богу и Отцу за призвание ко спасению и к участию нас в жизни вечной («наследии святых во свете»), этим мы избавляемся от власти тьмы и получаем доступ в Царствие возлюбленного Его Сына, в Котором имеем искупление Его Кровью и прощение грехов (ст. 12–14). 3) Плоды нашей благодарности Богу за искупление: а) истинное познание дел Божиих и б) богоугодная и благочестивая жизнь (ст. 12–14). Истинное религиозное просвещение и образование в христианстве «Светом Веры» (ст. 12 из Апостольского чтения).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/na-...

Вследствие такого ее значения молитва и поставляется святыми отцами, особенно же раскрывающими вопросы духовной жизни по существу, а не в популярных проповедях, выше всех добродетелей. «Нет ничего сильнее молитвы к стяжанию содействия Божия, и ничего нет полезнее ее для благоугождения Богу. Все делание заповедей в ней заключается: ибо ничего нет выше любви к Богу», – говорит Марк Подвижник 139 ; «все другие служения стоят на второй степени», – говорит св. Симеон Солунский 140 ; «Не забывай, – внушает и св. Исаак Сирин , – что молитва в чине своем выше всего» 141 . И это понятно, ввиду указанного существенного определения ее как соединения, живого общения человека с Богом: молитва «есть цепь, – говорит св. Григорий Палама , – держащая в единении Бога с человеком и человека с Богом» 142 или, как еще ярче выражается св. Григорий Синаит : «Молитва есть.... благодать Божия... Божие явление... И что много говорить? Молитва есть Бог, действующий все во всех (Курс. авт.) " 143 . Таким образом, молитва есть существеннейшая часть духовной жизни. Поэтому мы видим, что Сам Господь, хотя и всегда пребывал в единстве с Отцом Своим: Аз и Отец едино есма, но, кроме того, нередко удалялся еще на особую молитву, иногда пребывая об нощь в молитве ( Лк.6:12 ; ср.: 5:16; 9:18, 29; 22:44; Ин.17:9 ; Мф.14:23 ; Мк.6:46 ), особенно же пред какими-либо наиболее важными событиями или после них. Поэтому и апостолы не только сами молились (см.: Деян.1:14; 3:1 ; Ефес.1:16 ; Флп.1:4 ; 1Сол.1:2 и т.д.), но и другим заповедали даже непрестанно молиться ( 1Сол.5:17 ; ср.: Кол.4:2–4 ). И действительно, истинная молитва всегда была господствующим настроением у всех совершенных христиан и главною целью стремлений у подвизающихся, у начинающих искать главного содержания религиозной жизни. Если же таково значение молитвы вообще для каждого верующего, то тем большее место она должна занимать в содержании духовной жизни пастыря. Поставленный самым основным положением своим в качестве посредника между двумя мирами, Богом и человеком, являющийся проводником в души пасомых именно жизни Божественной, благодатной, обязанный давать земным людям образ жития небесного, ангельского, он поэтому должен более, чем кто-либо другой, жить Горним миром, общением, беседой с Богом не на словах, не в поучениях лишь проповедуя об этом, а самым делом показывая своей пастве, что он есть не земной слуга, а Божий соработник, что он, по словам св. Иоанна Златоуста , есть «ангел Господень».

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Подобаше же Ему проити сквозе Самарию (4:1–4). Тогда Он сидел при колодезе и беседовал с самарянкою, и самарянка возвестила о Нем жителям города, и приидоша к Нему самаряне, и умоляли Его, дабы пребыл у них: и пребысть ту два дни. И много паче вероваша за слово Его (–40,41). По двою же дню пошел Он в Галилею (–43). И бе некий царев муж, его же сын боляше в Капернауме (–46). В сие-то время сказал ему Иисус: иди, сын твой жив есть. И верова (–50), и отрок исцелился. Евангелие прибавляет: второе паки знамение сотвори Иисус, пришед от Иудеи в Галилею (–54). После сего бе праздник иудейский (думаю, что речь идет о другом празднике иудейском, а именно о празднике или пятидесятницы, или поставления кущей), и взыде Иисус во Иерусалим (5, 1). В это время пришедши на овчую купель, в субботу исцелил Он расслабленного, бывшего тридесять и осмь лет в недузе (–5). После этого исполнилось лето приятно ( Лк.4:19 ), и тогда начали гнать Его с того времени, как при купели исцелил расслабленного в субботу. Потом Евангелие опять говорит: еще более гоняху иудее Иисуса, яко не токмо разоряше субботу, но и Отца Своего глаголаше Бога, равенся творя Богу ( Ин.5:16.18 ). Посему не заслуживают ли осуждения те ереси, которые представляют Сына скуднейшим Отца? Равен ся, говорят, творя Богу. Евангелие продолжает: по сих же иде Иисус на он пол моря Галилеи Тивериадска: по Нем же идяше народ мног, видев знамения, яже творяше над недужными. Посему взыде Иисус на гору, и ту седяше со ученики Своими. Бе же после того пасха, праздник жидовский (6:1–4), о чем говорят прочие Евангелия. По предании же Иоанновом, пришед вселися в Капернаум в поморие ( Мф.4:13 ). Так оказывается, что и сам Иоанн говорить согласно с прочими. Ибо пасха бывает в месяце марте или апреле, а это показывает, что Спаситель после искушения приходит к Иоанну совсем в другие времена. Гл. 22. Сии же самые еретики обвиняют еще святого евангелиста, а лучше сказать самое Евангелие, за то, что, как они говорят, по словам Иоанна, Спаситель совершил две пасхи в продолжение двух лет, между тем как другие евангелисты повествуют об одной пасхе.

http://azbyka.ru/otechnik/Epifanij_Kiprs...

8) Соответственно ветхозаветному установлению 4-х постов в году: в 4-й, 5-й, 7-й и 10-й месяцы ( Захар. 8:19 ) и в Новом Завете установлено четыре поста, разница последних только в том, что они установлены не по счету месяцев, а по событиям свящ. Истории. 9) Если Господь Своим примером освятил 40 днев. пост и дал нам прямую заповедь о посте, предостерегая только от поста лицемерного ( Лук. 4:1–2 ), если св. Апостолы были первыми и ревностными исполнителями заповеди о посте ( 2Кор. 6:4–5 ; Деян. 13:1–3 ), то как же нам грешным людям, нуждающимся в очищении душ и телес, более чем праведники, – не соблюдать пост, как средство для сближения с Богом, он – лестница, по которой восходим к таинствам покаянию и соединению со Христом чрез св. Причащение. 10) Отвергать пост могут только те люди, которые любят угождать больше плоти своей, чем – Богу и для которых Бог – чрево, но за это бывает и конец погибельный: Фил. 3:19 ; ср. Гал. 6:8 . К таким людям Слово Божие говорит: Лук. 6:25;12:45–46 . 11) Разобрать места свящ. Писания, извращаемые сектантами при отрицании постов Мф. 6:16–18; 9:17; 15:11;17–18 ; Мрк. 7:15;18–19 ; Рим. 14:1–6; 14:14. 17–20 ; 1Кор. 8:8–9 ; 2Кор. 3:17 ; Гал. 5:1;13 ; 1Тим. 4:4–5 ; Исаии 58:6–7; Иер. 14:12 ; Захар. 7:4–6;9–10 . XLI. О почитании св. креста 1) Св. Церковь воспевает: «крест хранитель всея вселенныя, крест красота Церкви..: крест Ангелов слава и демонов язва»... Ничего так демон не боится, как креста, охраняющего верующих христиан всей вселенной от козней врага нашего спасения – злого духа ( Колос. 2:15 ). 2) Но этот враг не дремлет – ведет упорную борьбу против креста Христова и его почитателей. Демон чрез своих служителей всячески старается умалить значение креста и с этою целью возводит даже и такую кощунственную клевету на крест – орудие нашего спасения: «Это (говорят служители сатаны про крест Христов) есть позорная плаха придуманная для казни злодеев, а потому-де чествовать плаху не уместно». 3) Когда на крестах казнились отъявленные злодеи, то для них крест был позором, но когда ко кресту пригвоздили Того, Кто и веки сотворил, Кто приходил спасти род человеческий от проклятия и смерти и Своею Кровию пречистою обагрил крест, тогда этот крест для нас стал величайшею святынею, как орудие нашего спасения.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010