Лк. 12:5. Убойтесь ищущого власть по убиении воврещи в дебрь огненную (­Мф. 10— погубити в геенне). Разумеется сам Бог, Владыка жизни и смерти, праведный Судия, имеющий право осудить грешников на вечную муку в геенне (Мф. XXV:41-46); а не диавол, который, хотя искушениями и может довести человека до греха и осуждения на муки, но делает это только по допущению Божию, — и сам вместе с грешниками будет повергнут в дебрь огненную на вечныя мучения.     Стих 8. Сын Человеческий исповест пред Ангелами Божиими того, кто исповедает (признаёт) Его Сыном Божиим перед человеками, — и отвергнет того, кто отвергнет Сына Божия перед людьми. Ангелы здесь являются не как участники суда Божия над людьми, исповедующими или не исповедующими свою веру в Сына Божия, но как призванные наравне с людьми к одинаковой славе у Бога.    Ст 16—21. Притча о богаче, замышлявшем устроить большия житницы для собрания обильного урожая и получившем грозное предостережение об ожидающей его в ту же ночь смерти, — эта притча представляет прекрасную картину сластолюбия, безпечности о себе и безсердечности к другим, и важный урок правосудия Божия, проникающого в самые тайники сердца человеческого и посылающого смерть там, где по-видимому — ничто не угрожает смертию.     Глава 13:1—4. Упоминаемые Лукою случаи казни Галилеян Пилатом и падения Силоамской башни на 18 человек — совершенно неизвестны из сказаний Иосифа Флавия или других историков; но это не унижает их исторического достоинства. Они важны по той нравственной истине, которую извлёк из них Иисус Христос. Как часто, видя постигающия наших ближних несчастия, мы признаём в них карающую руку правосудия Божия и, не сознавая своей греховности, не хотим видеть в тех несчастиях милостивого призыва к покаянию и остаёмся по-прежнему неисправимыми грешниками! И как часто, поэтому, и к нам должны быть обращены слова Спасителя: аще не покаетеся, вси такожде погибнете!     Стихи 6—9. Притча о безплодной смоковнице даёт нам верное изображение нравственного состояния Иудейского народа во время явления Мессии на Земле. Несмотря на обильную почву и на все заботы о дереве, смоковница не давала ожидаемых плодов, и господин безпощадно обрёк безплодное дерево на истребление. То же произошло и с Иудейским народом, долго величавшимся перед другими народами внешними религиозными преимуществами, но не дававшим плодов добродетели и обречённым на потерю всего, чем он величался, и на совершенную гибель.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2801...

е. правильно славите Бога и истинно служите Ему, а они – инославные, т. е. славят Господа иначе, чем вы, и, следовательно, не вполне правильно и истинно; да не оскорбятся они, если к ним применим выражение апостола, что они содержат истину в неправде (см. Рим.1:18 ). А раз мы обладаем полнотою истины, то какая же надобность в таком случае обращаться нам к другим церковным общинам за молитвенным утешением и наипаче за святыми таинствами? Не будет ли это похоже на то, как если кто-нибудь жаждущий отринул чистый родник и стал пить воду из мутных источников? Или кто, понимающий дело, променяет самородный драгоценный камень на подражание ему, хотя бы и искусное? Или какой здравомыслящий человек при переправе через широкую и бурную реку отвергнет прочный и надежный корабль и предпочтет ему утлое судно, в котором ежеминутно может потонуть? Если же мы мудры в делах житейских, то почему же в делах веры нам быть младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения ( Еф.4:14 )? Да не будет сего среди вас, братья! Не преклоняйтесь под чужое ярмо ( 2Кор.6:14 ). Стойте в вере православной и утверждайтеся (см. 1Кор.16:13 ). Если евангельский купец, обретший драгоценную жемчужину, продал все имение свое, чтобы купить ее (см. Мф.13:45–46 ), то неужели вы не позаботитесь о том, чтобы сохранить драгоценное сокровище святой веры православной, унаследованное от отцов ваших, за веру терпевших страдания и лишения?! В наше время, братья, немало употребляют забот на то, чтобы сохранить свою народность, сберечь и на чужбине свои племенные особенности, свой родной язык, свои дорогие обычаи, чтобы славянин, например, везде оставался славянином, немец – немцем и т. п. Если такие заботы есть и у вас, то они весьма похвальны. Сам Господь назначает человеку отечество и место жительства (см. Деян.17:26 ), каждый человек со здравым смыслом и неиспорченным сердцем любит родину, свой народ, отечество; находясь вдали от них, непрестанно вспоминает о них, подобно древним евреям, которые в плену вавилонском взывали об Иерусалиме: аще забуду тебе, Иерусалиме, забвена буди десница моя; прильпни язык мой гортани моему, аще не помяну тебе ( Пс.136:5–6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Научная теория монетаризма. Учение чикагской школы монетаризма называют основным, или, иначе, mainstream. Школа проповедует отмену ограничений в форме государственного регулирования и настаивает на максимизации свобод для предпринимательства. Утверждается, что свобода развивает таланты, расширяет возможность вовлечения в обменный оборот все новых объектов, которым присваивается цена. Определяющим фактором развития экономик называется количество денег в обращении. Существует прямая связь между изменением денежной массы в экономике государства и величиной валового национального продукта. То есть чем больше денег в стране, тем больше продукта в ней производится. Банки указываются как источник благ. Выдавая кредиты, банки способствуют росту экономики и благоденствия людей. Получая займы, люди, применяя таланты, улучшают свою жизнь. Следует отметить, что национальная валюта возникает в стране посредством эмиссии. Современная модель эмиссии привязана к золотому запасу и означает выпуск долговых обязательств, то есть увеличение госдолга. Чем больше эмиссия денег, тем больше долг. Деньги же создаются банками, определяющими, чей долг может расти. Священное Писание раскрывает Творца как источник всех благ. Бог нелицеприятен, посылает дождь на поля как грешных, так и праведных, как больных, так и здоровых. Солнце светит одинаково для всех: ибо Он повелевает солнцу Своему восходить ( Мф.5:44–46 ). Господь всего дает в изобилии: ибо Он благ и к неблагодарным и злым ( Лк.6:35 ). Все, чем пользуется человек, исходит от Бога и дается Им безвозмездно. На протяжении сорока лет Господь давал в пустыне народу израильскому хлеб насущный, столько, сколько было необходимо. Каждый собирал по потребности: у того, кто собрал много, не было лишнего, и у того, кто мало, не было недостатка: каждый собрал сколько ему съесть ( Исх.16:18 ). Не устоял человек падший под непосредственным водительством Бога, испросил себе царя, чтобы царьпосредник правил людьми и судил их ( 1Цар.8:7–20 ). По свободной воле человека было дано помазаннику Божиему соучаствовать в распределении благ ( Рим.13:1 ). Цари делали монету и пускали в оборот для нужд государственных. Но потом человек отверг и царя, чтобы самому избирать себе правителей по своему разумению, чтобы в распределении благ не было Божьего, а лишь самолюбивое человеческое. И вот уже банки для человека превратились в создателя денег, и им человек поклонился. И деньги уже совсем не золото, а цифры в компьютере. Правители обращаются в банки, чтобы обеспечить средствами экономику государства. Если народу библейскому еще требовалось видеть идола глазами ( Исх.32:4 ), то ныне идол эфемерен – всемогущественная цифра; от золотого идола к цифре привел отец лжи ( Ин.8:44 ).

http://azbyka.ru/otechnik/6/ekonomika-i-...

В Новом Завете блаженство характеризуется следующими выражениями: Царство Небесное ( Мф.4:17; 5:3 ); утешение ( Мф.5:4 ); наследование земли ( Мф.5:5 ); насыщение ( Мф.5:6 ; Лк.6:21 ); помилование ( Мф.5:7 ); лицезрение, познание Бога ( Мф.5:8 ; 1Ин.3:2 ; 1Кор.13:12 ); богосыновство ( Мф.5:9 ; Гал.4:5-7 ); приобщение вечной жизни ( Ин.6:47-51,54, 58; 17:2-3 ); пребывание в любви ( 1Ин.4:16 ); вхождение в радость Господню ( Мф.25:21,23 ); во славу Господа ( Рим.8:18 ); в покой Господа ( Евр.4:1-11 ). Можно отметить, что в Новом Завете по сравнению с Ветхим блаженство приобретает больше связи с посмертной судьбой человека, чем с его земной жизнью. Ярким примером являются заповеди блаженства : «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное» ( Мф.5:3,10,15 ). «…блажен будешь, что они не могут воздать тебе, ибо воздастся тебе в воскресение праведных. Услышав это, некто из возлежащих с Ним сказал Ему: блажен, кто вкусит хлеба в Царствии Божием!» ( Лк.14:14-15 ). Блаженство как вечная жизнь противопоставляется в НЗ вечным мучениям ( Мф.25:46 ; Откр.21:8 ). Первым человеком, обретшим высшее блаженство, стала Божия Матерь. Благодаря величайшему смирению ( Лк.1:38 ), исполнению Божией воли она явила миру наивысшее блаженство — обожение. Святые отцы о блаженстве Святитель Василий Великий называет Бога «блаженным Добром», связывая т.о. в Боге воедино понятия блага и добра: «Ибо подлинно блаженно сие Источное Добро , к Которому все обращено, Которого все желает». (Василий Великий. « Беседы на псалмы ») Святитель Тихон Задонский уверен, что человек априорно обладает этим блаженством, но в силу порока и приверженности греху теряет это обладание: «Это блаженство везде и всегда носит с собой человек, ибо внутри себя имеет… Безумный человек! Оставь смертное тело – прах, землю и пепел, а украшай бессмертную душу. И тогда будешь внутри себя иметь красоту, но истинную и нетленную, и прочее». (Тихон Задонский, « Сокровище Духовное ») Святитель Игнатий Брянчанинов считает, что ощущение истинного блаженства в земной жизни является образом райского блаженства: «Всякое ощущение и состояние, принадлежащие естеству обновленному, составляют по необходимости и блаженство, как проявление в душе небесного царства, как залог спасения, как предощущение вечного блаженства». (Игнатий Брянчанинов, « Аскетические опыты »)

http://azbyka.ru/blazhenstvo

Читайте также — Что бы сказали апостолы, увидев сегодняшних православных? Имена 12 апостолов в Евангелиях перечислены в рассказе об их избрании и послании на проповедь (в Деян 1:13–26 этот список повторяется, за исключением имени Иуды Искариота, который заменяется жребием на Матфия). Однако выделение учеников из числа постоянно окружавшего Христа народа происходило достаточно длительное время. Первыми к апостольству были призваны Андрей, Иоанн, Иаков, Симон (нареченный Петром), Филипп и Нафанаил (Ин. 1:35–49), из которых по крайней мере Андрей и Иоанн прежде были учениками Иоанна Крестителя (Ин. 1:35–40). Хотя пребывание со Христом уже пробудило в них веру в Него (Ин. 2:11), после первой встречи с Учителем они еще на некоторое время возвращаются к своим привычным делам. Продолжая заниматься рыболовством, будущие апостолы, как и прочие ученики, видели чудеса Господа в Галилее, слышали Его проповедь (Лк. 4:31–5:1). Переломным событием, после которого рыбаки превратились в «ловцов человеков», явился чудесный улов рыбы (Лк. 5:2–12). Они решили «оставить всё» и следовать за Учителем. Из множества учеников Господь позже пополнил число Своих первых апостолов до двенадцати, которые вплоть до ареста Христа уже не отлучались от Господа, от Которого обучались и готовились к последующему выходу на проповедь. Окончательное избрание апостолов произошло, когда устами ап. Петра (Мф. 16:16) была исповедана их общая вера в Христа как Сына Божия. Однако и после этого Спаситель должен был укреплять их веру. В Евангелиях описаны примеры маловерия апостолов (Мф. 14:25–31; 16:8; 17:20; Мр. 4:37–40), непонимания ими слов и дел Христа (Мф. 15:15–16; 26:7-13; Лк. 9:45; 18:34; Ин. 12:16). Понимая учение о Царствии Божием как о земном царстве Израиля (Мр. 10:32–37), они ставят вопрос о человеческих привилегиях, которые можно получить, следуя за Господом (Мф. 20:20–24; Мр. 9:33; Лк. 9:46). Слабость их веры доходит до того, что в момент ареста все они оставляют Мессию (Мф. 26:56; Ин. 16:32), а Петр трижды отрекается от Него (Мф. 26:69–75). Один из двенадцати даже стал предателем. Даже после Воскресения Христа некоторые из них еще сомневаются (Мф. 28:17), продолжают по земному понимать учение о Царствии (Деян 1:6). И эти указания Священного Писания на несовершенства и человеческую слабость даже избранных учеников Господа говорят о том, что только с Божией помощью и силою Духа Святаго человеку дано побеждать свою греховную природу и обретать истинное знание Бога.

http://pravmir.ru/sobor-12-ti-apostolov-...

У Марка (6:45) Иисус понуждает учеников войти в лодку и переплыть озеро, но причина этого не сообщается. Иоанн, напротив, не говорит о самом указании, но упоминает причину его: намерение толпы совершить “переворот”: нечаянно взять Его и сделать царем. Глагол ‘взять’ означает ‘захватить, похитить человека’. Этот глагол употребляется у синоптиков Мф 11:12=Лк 16:16 (Царство Небесное силою берется), и, может быть, у Иоанна здесь характерный для него переход с Царства на Царя (Евангелие — не абстрактное учение, а Сам Иисус). Тема Царя — одна из главных в Иоанновом рассказе о Страстях, в особенности 18:33–38. Его Царство не от мира сего (18:36), и Он отвергает земное царство, так же как Он отверг его при искушении в пустыне (Мф 4:8=Лк 4:5). 13. На озере (6:16–21) В отсутствие Иисуса ученики пересекают озеро на лодке, но посередине его застигнуты бурей и видят, но не сразу узнают Его, идущего по воде. Он успокаивает их, и путешествие немедленно благополучно завершается. Скорее всего, здесь, как и в предыдущем отрывке, Иоанн использует текст Марка (Мк 6:45–52=Мф 14:22–34). Предположение, что происшествие на озере символически обозначает смерть (разлуку с учениками) и воскресение так же, как насыщение пяти тысяч перед этим выступает прообразом Евхаристии, самим текстом не подтверждается. К ветхозаветным параллелям можно отнести Исх 14–15; Ис 51:10; Пс 106:23–31. Отправились — глагол в имперфекте имеет значение длящегося действия (дуратив) или попытки действия (конатив): ‘были в пути’, ‘пытались переправиться’. Капернаум, уже дважды упомянутый раньше (2:12; 4:46), находился на западном берегу озера. У Марка (6:53) переправа через озеро во время бури закончилась прибытием в Геннисарет, который был не городом, а областью к северо-западу от озера (Иосиф Флавий, Иудейская война III:516–521). Становилось темно — вспомним, что в четвёртом Евангелии тьма часто имеет символическое значение, ср. 1:5; 8:12; 12:35,46, иногда наряду с буквальным: 13:30; 20:1. Согласно Марку (6:48), Иисус подошёл к лодке около же четвертой стражи ночи, то есть незадолго до рассвета. Дул сильный ветер, и море волновалось — бури на Геннисаретском озере вследствие особенностей ландшафта часто налетают внезапно. Проплыв около двадцати пяти или тридцати стадий — одна стадия равнялась 184 м; в самом широком месте расстояние между западным и восточным берегами озера равно 61 стадии (11,3 км), что соответствует указанию Марка (лодка была посреди моря 6:47). Это Я — в отличие от 6:35; 8:24; 18:6 это выражение здесь, по-видимому, не имеет особого значения. Они хотели принять Его в лодку; и тотчас лодка пристала к берегу, куда плыли — союз ka…, как нередко у Иоанна, здесь надо переводить не как ‘и’, а как ‘но’. Ср. Он превращает бурю в тишину, и волны умолкают Он приводит их к желаемой пристани (Пс 106:29–30). То, что рассказ оканчивается резко и без пояснения, говорит в пользу предположения, что здесь Иоанн следовал за текстом Марка. 14. Хлеб с небес (6:22–59)

http://pravmir.ru/referat-barret-ch-k-ev...

Основным средоточием благодатных средств является Церковь . Подробное их изучение является предметом экклезиологии и тесно связанной с ней сакраментологии и потому выходит за рамки настоящей работы. Поэтому ограничимся здесь самыми основными положениями, опустить которые без ущерба для последовательности и полноты изложения невозможно. Во время земной жизни Господа Иисуса Христа благодатное воздействие на окружающих его людей оказывалось Им Самим. Он – живой Свет, просвещающий всякого человека ( Ин.1:9, 3:19, 12:46 ) прямым воздействием Своей богочеловеческой Личности и, в частности, Своим Словом. Слово Сына Божия, воплощенного Бога – Слова, Логоса, было столь действенно, оказывало столь сильное освящающее и очищающее влияние ( Ин.15:3 ), что не было нужды в опосредствующих способах благодатного воздействия, какими являются таинства ( Ин.4:1–2 ). Христос Сам, Его присутствие, Его слово являлись для окружающих самым полным, самым совершенным таинством. Об этом говорил Он Сам в Своей первосвященнической молитве ( Ин.17:12 ). Потребность в Церкви, как в носительнице благодатных даров и церковных Таинств, как специализированных средствах очищения и освящения, возникла с прекращением земного пребывания Спасителя. Предвидя эту потребность, Он своевременно извещает о предстоящем созидании Церкви ( Мф.16:18 ), дает в ней Своим ученикам особые полномочия учительные ( Мф.28:19 ), организационные ( Мф.16:19 ), управительно-пастырские ( Мф.17:18 ; Ин.21:15–17 ), обещает послать Духа – Утешителя, одухотворяющего Церковь и всегда в ней пребывающего ( Ин.14:16–17 ), и, наконец, устанавливает основные Таинства: Крещение ( Мф.28:19 ; Мк.16:16 ), Евхаристию ( Мф.26:26–29, 14:22–24 ; Лк.22:19–20 ) и Покаяние ( Ин.20:22–23 ). Исполнение всех этих предначертаний начинается с великого дня Пятидесятницы, когда Апостолы получили обещанного им Святого Духа, Которому предстояло «наставить их на всякую истину» и «возвестить» им все, что говорил им Божественный Учитель ( Ин.13:13–14 ). В дальнейшем, имея мощное содействие Св. Духа, апостолы с ревностью и воодушевлением выполняли завет Спасителя и действительно учили все народы ( Мф.28:19 ), пронеся Свет Христов «даже до края земли» ( Деян.1:8 ). Одновременно они практиковали совершение установленных Христом Таинств, присоединив к ним учрежденные ими Таинства миропомазания (возложения рук, Деян.19:6 ), священства ( Деян.6:6 ; 1Тим.4:14, 5:22 ), брака ( Еф.5:22–23 ) и елеосвящения( Иак.5:14–15 ). С тех пор и по настоящее время Церковь Христова продолжает свое спасительное служение, оставаясь неизменной в своей благодатной сущности, хотя и изменяя внешние формы деятельности в соответствии с условиями времени и места. Можно с уверенностью сказать, что если бы не было Церкви, то христианство как таковое не дошло бы до нашего времени и субъективное спасение людей через Христа, Единого Посредника между Богом и людьми ( 1Тим.2:5 ) было бы неосуществимым.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Mudyugi...

6. Малый, в историческом отношении, град (село) Вифлеем есть первый из всех городов в свете; ибо здесь родился Спаситель мира ( Лк.2:6–7 ). 11. К кому имеем особенное уважение, того почитаем приличными его лицу дарами ( Мф.22:21 ; Откр.3:18–5:8 ; Ин.12:5, 7 ). Злато – вера ( 1Пет.1:7 ), ливан – молитва ( Пс.140:2 ), смирна – умерщвление плоти ( Кол.3:5 ). Даяние (дары) человека распространяет его, и с сильными посаждает его. Притч.18:16 . 13, 16. Бог попускает нечестивому иногда причинять великое зло другим; но праведников и невинных или спасает от смерти, или спасает смертию ( Прем.4:13, 14 ). 13. Рахиль (чадолюбивая мать) горько плачет о смерти детей своих; но Святая Церковь созерцая в духе славное воскресение умерших во Христе, останавливает потоки слез ( 1Фес.4:13–18 ) о усопших в вере, и утешает всех верующих молитвою к Богу, да упокоит их со Святыми ( 2Мак.12:41–46 ), и будет молиться до тех пор, пока не исполнится число знаменанных Богом на пиру Господнем ( 3Ездр.2:38 ). Гл. 3. Ст. 2. Кто живет и умирает без покаяния и веры во Христа, тот не получит царства небесного, и не увидит в Боге спасения ( Деян.13:38 ). 2–3. Кто не очищает себя покаянием с верою во Спасителя и Господа отпущающего грехи, тот не может принять Его сердцем своим. Ныне ближе к нам спасение, нежели как во времена древние, когда люди начали ожидать его (от первого обетования Адаму – Быт.3:15 ). И так всем нам наступил уже час пробудиться от сна греховного ( Рим.13:11 ). Ночь (ветхий завет) прошла, а день (новый завет) приблизился ( Рим.13:12 ): встань спящий, воскресни от мертвых, и осветит тебя Христос ( Ефес.5:14 ). От дней Иоанна Крестителя доныне царствие небесное силою (с трудом – Лк.13:24 ; Ин.5:7 ) берется, и усильные искатели достают оное ( Мф.11:12 ) терпением ( Ин.5:6 ), верою ( Ин.5:7 ; сл. с Мк.9:24 ) и покаянием ( Лк.13:24 ). 6. Иоанн Креститель проповедью о покаянии ( Мф.3:2 ) и крещением обратил многих из сынов Израилевых к Господу Богу их ( Лк.1:16 ). Плоды достойные покаяния: любовь к Богу и человекам, радость с радующимися, мир со всеми, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание или распятие плоти со страстями и похотями ( Гал.5:22–24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/mysli-i...

только Раав... и всякий, кто у нее. Та милость, которую Раав искала (2,12) и на которую вправе была рассчитывать, отныне дарована ей. 6 заклятого... что-нибудь из заклятого... навести заклятие. См. ком. к ст. 16. Трижды повторенное предупреждение как бы предостерегает, что на Израиль может пасть такое же осуждение, как и на хананеев. 6 святынею. Иначе: «святыми» (см. ком. к 5,15). 22 всех родственников ее. Милость, дарованная Раав, распространяется на «всех, которые у нее были». Эти люди, возможно уже разделившие с Раав ее веру, теперь навечно поселились «среди Израиля» (ст. 24). вне стана. Пребывание Раав и ее близких «вне стана» было временным (ст. 24) по причине их ритуальной нечистоты ( Лев. 13,46 ). 6 дома Господня. См. 9,23 и ком. 6 среди Израиля. Раав вошла в состав народа Божия (см. Мф. 1,5 ; Иак. 2,25 ; Евр. 11,31 ). до сего дня. См. 4,9 и ком. 6 проклят ... кто восставит и построит. Иерихон должен был оставаться под бременем Божия проклятия в знак того осуждения, что уже пало на хананеев и может пасть на Израиль (см. 3Цар. 16,34 ). 6 Господь был с Иисусом. См. 4,14 и ком. Глава 7 7:1–26 Если Раав, заслужившая милость хананеянка, говорит о милосердии Божием даже тогда, когда вершится Его суд (6,24), то Ахан, наказанный Богом израильтянин, говорит о святости Бога, с которой никто и ничто не может сравниться (24,19; Евр. 10,30.31 ). В этой главе рассказывается о первом в земле обетованной случае неповиновения Богу; данный эпизод возвращает читателя к Быт., гл. 3 и одновременно предваряет события, описанные в 4Цар. 17,7–20 . 7 сыны Израилевы. Хотя оскорбление Богу нанесено одним человеком, весь Израиль оказался причастным к нему и испытал на себе последствия этого поступка. Факты, о которых рассказано в ст. 1, лишь со временем стали известны израильтянам (ст. 11; 22,18). из заклятого. См. 6,16.17 и ком. гнев Господень. Гнев Бога это Его праведная нетерпимость к творящемуся злу. Гнев Господень никогда не является следствием произвола или каприза. См. Мф. 3,7 ; Рим. 1,18 ; Кол. 3,6 ; Евр. 10,26–31 ; Откр. 6,16 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Библейский канон – это книги, признанные боговдохновенными и авторитетными в вопросах христианской веры и жизни. Формирование новозаветного канона – одно из самых важных событий раннехристианской истории, хотя, к сожалению, мы очень мало знаем о том, кто, где и когда проводил эту работу. Мы можем очертить лишь самые общие контуры. Библией первых христиан был Ветхий Завет и, за единственным исключением («другие писания»; 2Пет.3:16 ), всюду в Новом Завете под «писаниями» имеются в виду именно Еврейские Писания. Как и всякий благочестивый еврей, Иисус признавал Ветхий Завет словом Божьим и ссылался на него. Примеры: Мк.10:6–12 : учение о нерасторжимости брака обосновано ссылкой наБыт.1:27:2:24. Мк.12:36 : по словам Иисуса, Святой Дух вдохновлял Давида. Мф.26:54 ; Лк.22:37 ; Ин.10:35 : в основе аргумента лежит предпосылка, что Писание не может быть нарушено. Лк.4:16–21:24:24–27, 44–46 ; Ин.5:39 : Иисус находит в Ветхом Завете предсказания о своем пришествии, а также о своей проповеди и смерти. Аналогичным образом Петр ( Деян.1:16 ), Иаков ( Иак.43 ), Стефан ( Деян.7:38 ) и Павел ( Рим.3:2 ) прямо или косвенно указыаают на Ветхий Завет как на нерушимые божественные пророчества. Ранняя церковь усвоила учение Иисуса о том, что Ветхий Завет возвещает пришествие Мессии, и верила, что ветхозаветные пророчества обретают исполнение именно в Иисусе из Назарета ( Ин.5:39 ; Деян.17:2–3 2Тим.3:15 ; Евр.10:1 ). Соответственно делался вывод: правильно понять Ветхий Завет можно только в свете этого его завершения в Иисусе. Отметим: ранние христиане видели высший авторитет не в Ветхом Завете, а в Иисусе Христе, их воскресшем Господе. Апостолы и их помощники не проповедовали Ветхий Завет; они свидетельствовали об Иисусе Христе, который пришел исполнить закон и пророков (т.е. придать им завершенность; Мф.5:17 ), и который раскрыл подлинный и глубинный смысл Ветхого Завета ( Мф.5:21–28 ; Мк.10:2 ). Поэтому неудивительно, что в ранней церкви слова Иисуса берегли и цитировали наряду с Ветхим Заветом, придавая им не меньший, а подчас и больший, авторитет ( Деян.20:35 : 1Кор.7:10, 12:9:14 ; 1Тим.5:18 ). Учение Иисуса поначалу передавалось изустно. Параллельно существовала апостольская интерпретация его личности и значения для церковной жизни. Естественно, что когда оба корпуса материалов (слова Иисуса и апостольские истолкования) были записаны, получившиеся документы стали использоваться в литургическом контексте ( Кол.4:16 : 1Сол.5:27 ; Опер 1:3).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/novyj-z...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010