13–22. В противоположность прежнему своему спокойному и обеспеченному положению под отеческим попечением Промысла Божия, молящийся праведник представляет трогательную картину настоящего своего крайне бедственного состояния, угрожающего ему неминуемою гибелью (ст. 13–19), и в виду этого усердно молит Господа сжалиться над ним и поспешить к нему на помощь и избавление (ст. 20–22). быдоша м тельцы мнози, юнцы держаша м: 13. Множество тельцов обступили меня; тучные Васанские окружили меня, верзоша на м уста сво, к левъ восхищай и рыкай. 14. раскрыли на меня пасть свою, как лев, алчущий добычи и рыкающий. 13–14. Множество врагов обступили страдальца; они с яростью нападают на него будто рассвирепевшее стадо молодых быков, или сильных Васанских волов, устремляющихся на хищного зверя. Раскрыли на него пасть свою (ср. Пл. Иер.2:16; 111:46 ), будто голодный лев, когда он рыкает, готовясь схватить и растерзать добычу свою (ср. Ам.3:4 ). С такою зверскою яростью преследовали Давида Саул и его сторонники (ср. Пс.7:3; 16:12; 34:16–17; 56:5 ); но еще разительнее исполнилось это на Иисусе Христе, между врагами и обвинителями которого пред судом Пилата ясно различаются две части – с одной стороны неразумная толпа народа, действовавшая, подобно стаду быков, под сторонним влиянием, упорно и с какою-то дикою яростью требуя осуждения Его на смерть ( Мф.27:20, 22, 23, 25 и др.), а с другой собственно враги Его – первосвященники, старейшины и книжники, которые именно с алчностью голодных львов искали Его смерти ( Мф.26:3–4, 59, 65–66 ; ср. Ин.12:10–11 и др.) и в буквальном смысле разверзли на Него уста свои, когда взводили на Него различные обвинения пред Пилатом и, требуя осуждения на смерть, вместе с толпой неистово кричали: смерть Ему! распни, распни Его! ( Лк.23:18, 21, 23 и др.). Сл.-гр.-русское тельцы соответствует евр. слову которое означает молодых быков с вполне развитыми рогами (ср. Пс.68:32 ), обладающих уже производительною способностью (ср. 1Цар.6:7:10 ) и употребляется для наименования этих животных в возрасте от 3 (Rosenmüller по Бохарту; ср. 1Цар.1:24 по греч.) до 7 лет ( Суд. 6:25 ). юнцы (=греч.-лат.) букв. с евр. сильные Васаиские (русск. Библ. Общ. и Лонд.), т. е. отличающиеся особенной крепостью и силою быки, откормленные на тучных пажитях Васана, Заиорданской области в пределах полуколена Манассиина, между горою Ермонон, рекою Иавоком и городом Салхою ( Втор.3:10, 13 ; И. Нав. 13:11, 29–30 ), которые славились богатыми пастбищами и множеством разводившегося на них лучшего в Палестине рогатого скота ( Иер.50:19 ; Мих. 7:14 ; Втор.32:14 ; Ам.4:1 ; Иез.39:18 ). 70 толк. имя Васана – принимали в нарицательном значении тучный (Ср. Пс.67:16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

Ис.50:6 . Я пред­ал хребет Мой биющим и ланиты Мои поража­ю­щим; лица Моего не закрывал от по­руганий и оплевания. «Я предал хребет Мой бьющим и ланиты Мои – поражающим; лица Моего не закрывал от поруганий и оплевания.» Если конец предшествующего стиха еще довольно прикровенно намекал на состояние добровольного уничижения и крестной смерти Мессии, то настоящий стих говорит обо всем этом с такой поразительной пророческой ясностью, которая сильно напоминает нам исторические повествования евангелистов ( Мф.26:67 ; Мф.27:26–30 ; Ин.19:1–4 ; и др.). «Все, что было типического в личности Иова ( Иов.30:10 ), что типически-пророческим образом пред изображалось о страданиях в псалмах Давида ( Пс.21:17–18 ), о чем говорил в своих жалобных речах пророк Иеремия ( Иер.20:10 ), все это находит совершенное исполнение в личности Мессии» (Delitzsch). Гебраисты находят, что вместо слова «поражающим» должно стоять «вырывающим мне волосы». Это уже такая деталь мучений, о которой евангелисты умалчивают; но что она была вполне возможна, об этом свидетельствует аналогичный случай из послепленной эпохи ( Неем.13:25 ). Вообще же говоря, по силе своей изобразительности и ясности настоящий стих может быть поставлен в параллель лишь с 53 гл. пророка Исаии (5 ст. и след.). Ис.50:7 . И Го­с­по­дь Бог по­могает Мне: по­этому Я не стыжусь, по­этому Я держу лице Мое, как кремень, и знаю, что не останусь в стыде. С 7–9 идет выяснение истинного характера такого добровольного уничижения Мессии. В глазах самообольщенных иудеев, подобное унижение Мессии могло колебать Его авторитет и давать повод к непризнанию Его за Мессию. Пророк и спешит здесь предупредить это ложное извинение и рассеять такой предрассудок, продолжая говорить опять же от Лица Самого Мессии. «Унижаемый от людей и оставляемый всеми ( Мф.26:31, 56 ; Мк.14:27, 50 ). Он не падает духом и не приходит в смущение, зная, что Господь, Отец Его, есть помощник и защитник Его ( Ин.16:32 ; Ин.8:29 ), что никто не может обличить Его «о грехе» ( Ин.8:46 ), все же противники Его, будучи противниками вместе с тем и Бога ( Ин.12:47–50 ), погибнут от нравственной порчи ( Ин.8:24 ), как одежда от моли» (Толков, СПб. проф. с. 787).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

слышим глаголющих их нашими языки величия Божия ( Деян.2:6–11 ; также 10:44,46, 19:6, 1Кор.14:21,22 и мн. др.)? – Напротив, слова Иисуса Христа: глаголю вам, яко мнози от восток и запад приидут и возлягут со Авраамом и Исааком и Иаковом во царствии небеснем ( Мф.8:11 ), изображающие вечное блаженство праведных под видом возлежания с Авраамом, Исааком и Иаковом, надобно разуметь в переносном значении: блаженство праведных в будущей жизни представляется в других местах Писания под другими видами ( Лк.10:20 . сн. Флп.4:3 , Лк.16:23 Откр.2:7,11,17,26–28, 3:5,12,21, 21:8 ), при определении значения слов и выражений, которые могут быть принимаемы и в тесном, и в обширном смысле. Только с помощию параллельных мест можно надлежащим образом ограничить или распространить значение слововыражений. Таким образом нельзя принимать без всякого ограничения слова: не посла Бог Сына своего в мир, да судит мирови, но да спасется им мир ( Ин.3:47 ), и: не приидох да сужду мирови, но да спасу мир (12:47); потому что сам же Спаситель говорит: на суд аз в мир сей приидох (9:39), так что только веруяй в он несть осужден: а не веруяй уже осужден есть (3:18). – Напротив, в изречении Апостола: имамы известнейшее пророческое слово, емуже внимающе якоже светилу сияющу в темнем месте, добре творите ( 2Пет.1:19 ), выражение пророческое слово должно относить не к одному какому-либо пророчеству об Иисусе Христе, но ко всем пророчествам о нем, как видно из следующих параллельных мест: 1Пет.1:10,11 , Рим.11:26 . Это объяснение подтверждается и составом речи (ст.20 и 21). 3) при изъяснении мест исторических. Не одни слова и выражения, а часто целые повествования без пособия параллельных мест могут быть не вполне поняты и изъяснены: потому что священные писатели, по различию целей, какие имели в виду при написании своих книг, описывают одни и те же события не с одинаковою полнотою. Поэтому прочитавший напр. одного Евангелиста, конечно не объяснит многих слов и деяний Иисуса Христа ( Мф.19:10 , объясн. Мк.10:10 , Мк.1:7,8, дополн.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Savvaito...

Исповедовали эту веру все патриархи. Они называли себя странниками и пришельцами на земле, – чем, по замечанию апостола, ясно выражали, что ищут отечества, и стремились к лучшему, то есть к небесному ( Быт.47:9 ; Евр.11:13–16 ). Бога они называли обыкновенно Богом отцов, уже скончавшихся ( Исх.3:6 ), а это, по объяснению самого Спасителя, служило новым доказательством их веры в бессмертие, ибо Бог не есть Бог мертвых, но живых ( Мф.22:32 ). На смерть они смотрели, как на приложение к народу своему или на переселение к отцам своим ( Быт.25:8, 9, 17; 35:29 ); то же выражение употреблено в сказании о смерти Моисея во Втор. (33:50; 34:6). Во всех этих случаях приложение к людям своим отличается от погребение тела во гроб и, следовательно, указывает на переселение другой части человека – души в страну, где уже обитали прежде отшедшие души. Место, куда переселяются души по смерти, они называли шеолом (в пер. LXX – δης); так, Иаков говорил, оплакивая мнимую смерть Иосифа: с печалию сойду к сыну моему в преисподнюю – евр. scheolah ( Быт.37:35 ). Под шеолом он, без сомнения, разумел место, куда отошла душа сына его, а не гробницу тела Иосифова, потому что был уверен, что его сын растерзан зверями ( Быт.37:33 ) 221 . Особенно осязательным доказательством бытия другого мира и бессмертия человека могло служить для людей того периода приложение Еноха: И ходил Енох пред Богом; и не стало его, потому что Бог взял его ( Быт.5:24 ), т. е. удостоил его Бог какого-то особенного славного перехода в другую жизнь, – переселен так, что не видел смерти ( Евр.11:5 : сн. Сир.44:15 ). Позднее подобного же перехода в иную жизнь удостоен пр. Илья: понесся в вихре на небо ( 4Цар.2:11 ), восхищен был огненным вихрем на колесница с огненными конями ( Сир.48:4, 9 ). Существовавшая же у евреев во времена Моисее, царей, пророков и после плена ( Лев.19:31; 20:6 ; Втор.18:11 ; 1Цар.23:29 ; Ис.19:3 ; Сир.46:20 ) вера в возможность вызывания мертвых, описание действительного явления пр. Самуила ( 1Цар.28:1–25 ) показывают, что вера патриархов в бессмертие души неизменно сохранялась в их потомстве. Это убеждение находило подтверждение в упоминаемых в ветхом завете трех случаях воскрешения мертвых ( 3Цар.17:22 ; 4Цар.4:33; 13:21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

Между этими двумя градами — градом земным и градом Божиим — между системой их ценностей существует коренное различие, если не противоречие. Закон как императив, как норма, регулирующая внешние проявления человека, как «плотская заповедь» ветхого человека противопоставляется этике Нового Завета: преображению сердца, блаженству духовной жизни по благодати, творческому «умножению талантов», подвигу веры и свободы, — наконец, «новой заповеди» любви:  Заповедь новую даю вам, да любите друг друга  ( Ин. 13, 34 ). (Ср.:  любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного  [ Мф. 5, 44–45 ].) Невозможно пребывать одновременно в обоих градах: они находятся в состоянии взаимного противостояния, вплоть до взаимного упразднения: или — или. Ведь если закон, правящий в граде земном, самодостаточен и спасителен, тогда нет нужды в Самом Спасителе, в Боговоплощении, в Искуплении. И Голгофская жертва была напрасна:  если законом оправдание, то Христос напрасно умер  ( Гал. 2, 21 ). Но  делами закона не оправдается никакая плоть  (ср.: Рим. 3, 20 ; Гал. 2, 16 ). Закон третирует человека, как раба, навешивает на него  бремена неудобоносимые  ( Лк. 11, 46 ), обрекает на проклятие:  а всё, утверждающиеся на делах закона, находятся под клятвою. Ибо написано: проклят всяк, кто не исполняет постоянно всего, что написано в книге закона  (ср.: Втор. 27, 26 ; Гал. 3, 10 ). Господь спасает человека только во Христе: Он освобождает его от клятвы закона, оправдывает  независимо от дел закона  ( Рим. 3, 28 ),  даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе  ( Рим. 3, 24 ), являет Божию правду независимо от закона  ( Рим. 3, 21 ). Ибо «сперва Он указал путь племени Авраамову законом на скрижалях, а после Сыном Своим все народы спас» 214 . Закону отныне противопоставляется  закон веры  (ср.: Рим. 3, 27 ), новая этика.  Человек оправдывается верою, независимо от дел закона  ( Рим. 3, 28 ). Те же, кто оправдывает себя законом,  остались без Христа, отпали от благодати  ( Гал. 5, 4 ). Закон и благодать оказываются несовместимы, противоречивы, противоположны, как рабство и свобода, убивающая  буква  и животворящий  дух  (ср.: 2Кор. 3, 6 ). Человек оказывается перед выбором: или то, или другое. Служение закону упраздняет благодать — пребывание в благодати исключает закон:  Если вы духом водитесь, то вы не под законом  ( Гал. 5, 18 ),  вы не под законом, но под благодатью  ( Рим. 6, 14 ).  А что законом никто не оправдывается пред Богом, это ясно, потому что праведный верою жив будет  ( Гал. 3, 11 ; ср.: Авв. 2, 4 ).

http://azbyka.ru/pravoslavie-i-svoboda-n...

Пс.5:13). «Ясно, таким образом, что нет ни одного человека, о котором Бог не промышляет. А если Бог и не печется обо всех одинаковым образом, — то и это — великое знамение Его Промысла, ибо Он проявляет Промысл Свой в соответствии с пользой каждого».    Божие промышление о падших людях особенно сказывается в том, что человеколюбивый Господь к каждому человеку приставляет Ангела хранителя, покрывающего его крыльями, сохраняющего, избавляющего от зла, не стесняя его свободы, молящегося Богу за него и верно сопровождающего его в качестве спутника жизни (см. Мф.18:10; Пс.33:8, 90:10, 11; Деян.12:15; Евр.1:14; Быт.48:16, 24:7). По учению святых отцов, Ангелы «служат Богу в делах Его Божественного Промысла». Охраняя людей, Ангелы содействуют их преуспеванию в добре, вере и благочестии и поддерживают на пути спасения (см. Евр.1:14; Зах.2:3; 4Цар.1:3, 15—17; Суд.2:1—5). «...Хранителие спасения благочестивых Ангели». «Велико достоинство человеческих душ, ибо каждая из них с самого рождения имеет определенного ей Ангела хранителя». Преимущественно это относится к христианам, так как для подвига спасения Ангелы хранители необходимы им как помощники, наставники, молитвенники и заступники перед Богом.    2. Как Промыслитель Бог промышляет о народах и царствах, направляя их судьбы к достижению Своих целей. Как Царь всей земли Он царствует над народами, властвует над царствами, вручая их кому хочет (см. Пс.46:3, 7—8; Мал.1:14; Дан.4:22, 29); Им «цари царствуют и повелители узаконяют правду» (Притч.8:15), сердце царей в Его руке, Он их поставляет, Он и низлагает (см. Дан.2:21, 4:14; Притч.21:1; Сир.10:4; Иер.27:5—6). Сообразуясь с нравственным состоянием народов и Своими Божественными намерениями, Бог либо в изобилии подает им земные блага (см. Ис.1:19) и тихую и мирную жизнь (см. 1Тим.2:2; Иер.29:7), либо посылает голод, моры, землетрясения (см. Мф.24:7), рабство и прочие бедствия (см. Дан.3:38). По Его воле одни царства воздвигаются, а другие падают (см. Дан.2:37—44). «Бог Сам раздает земные царства и добрым, и злым, но делает это не без намерения и не случайно... а сообразно с порядком вещей и времен — для нас сокровенным, а Ему полностью известным». Божие промышление о народах особенно проявляется в том, что Бог и к народам как целостным образованиям приставляет Ангелов хранителей: Святое Откровение свидетельствует нам, как Ангел еврейского народа и Ангел персидского народа молятся Богу каждый за свой народ (см. Дан.10:1—21). Как хранители народов они заботятся о них и о достижении целей, которые Бог поставил этим народам, отвращают от зла, руководствуют к добру, молитвенно ходатайствуя о них перед Богом и различными способами внушая то, что служит им ко благу (см. Дан.11:1—45; Быт.41:1—28). Об Ангелах хранителях целых народов отцы Церкви учат, что «они охраняют области земные и управляют народами и странами, как им повелено Творцом».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Он не только привлекал их к благовестию Царства (Лк 8. 1-3) и возлагал на них ответственное служение (Лк 9. 1-16), но и совершал великие чудеса в присутствии одних учеников: укрощение бури, исцеление гадаринского бесноватого (Мф 8. 23-34; Мк 4. 35 - 5. 20; Лк 8. 22-39). «Укрощение бури вызывает у учеников недоуменный вопрос: «Кто же это, что и ветрам повелевает и воде, и повинуются Ему?» (Лк 8. 25 и парал.). Ответ подразумевается, но ученики еще не нашли его. Господь укоряет их за отсутствие веры и продолжает воспитание. При воскрешении дочери Иаировой (Лк 8. 40-56; Мф 9. 18-26; Мк 5. 21-43) присутствуют родители отроковицы и ученики, притом не все, а только ближайшие. Допущение учеников объясняется заботою о их воспитании. Воспитанию учеников служило и чудо насыщения пяти тысяч, и связанное с ним чудо хождения по водам». В Евангелии от Марка (6. 52) «чудо хождения по водам связывается с чудом насыщения именно в его воспитательном значении... Господь хотел, чтобы ученики узнали в Нем обетованного Мессию. Но к этому исповеданию они должны были прийти от полноты любящего сердца. Воспитание учеников было воспитание любви, оно вытекало из любви и совершалось в любви. В нем не было принуждения» ( Кассиан (Безобразов), еп. Христос и первое христианское поколение. М., 2001. С. 46-47). Господь постоянно учил и воспитывал учеников не только словом, наставлением, вразумлением и ободрением, но и личным примером смирения, служения, сострадания, снисхождения, милосердия, великодушия, мужества, терпения, кротости и любви. Господь избрал учеников, «доверчивых, как детей, не зараженных мечтами ложного просвещения, и предоставил Себе уже их образование, и учил их не только словом, но и делом, одних и пред народом, в доме и на пути, на суше и на море… Одним словом - очищал и просвещал их ум и сердце, приготовлял к полнейшему излиянию в них Духа истины и освящения» ( Горский. История. С. 160). Господь воспитывал апостолов в усвоении высших умозрительных и вероучительных истин о Небесном Отце и Его абсолютной надмирной благости, о Сыне, о Его спасительной миссии в мире и Воскресении, о Св.

http://pravenc.ru/text/155352.html

Другое странное предсказание о Пастыре читается так: «О меч! поднимись на пастыря Моего и на ближнего Моего, говорит Господь Саваоф: порази пастыря, и рассеются овцы!» ( Зах.13:7 ). Так как меч является символом казни осужденного, пророк говорит, что Иегова казнит Пастыря. Услышав это, нам сразу же хочется сказать, что Пастырь наверно грешен, но это не так. Бог называет Его «ближним Моим». Это свидетельствует о том, что Пастырь, в интересах Своих, в очень близком общении с Богом. Быть может, Он даже является Сыном Божьим. Но зачем Иегове казнить Его? Для какой цели Он содействует казни Раба ( Ис.53 )? Без Иисуса Христа я не мог бы ответить на эти вопросы. Сам Иисус сослался на пятьдесят третью главу книги Исайи, утверждая, что все сказанное в ней будет исполнено Его крестной смертью ( Мф.26:31–32 ). Он стал тем убитым Пастырем, а Его ученики – рассеянными овцами. Евреи имели немало трудностей с этими предсказаниями. На самом деле, некоторые из них надеялись, что придет Мессия в великой славе, но они также интерпретировали места, содержащие темные предсказания, как относящиеся к Мессии, но для этого им приходилось постулировать двух Мессий: первого, пострадавшего и умершего, Сына Иосифа; второго, настоящего Мессию, Сына Давида, Который станет великим Победителем и будет царствовать. Правила Оккамского ножика в отношении вопроса Мессии показывает, что один Мессия, страдающий и царствующий, Иисус Христос, ссылаясь на Самого Себя, прекрасно объясняет все эти пророчества. 3 . Двадцать первый псалом читается так, что Давид будто бы написал его, стоя у креста Иисуса Христа. На кресте Иисус промолвил слова, записанные во втором стихе двадцать первого псалма: «Боже Мой! Боже Мой! Для чего Ты Меня оставил?» ( Мф.27:46 ). В этом коротком псалме я могу указать на двенадцать отдельных моментов, относящихся ко Христу: 1) презирают и издеваются над Ним (ст. 7); 2) смеются над Ним за Его веру в Бога (ст. 8–9); 3) Его рождение в человеческой плоти было запланировано Богом (ст. 10); 4) Его окружили «тельцы», «лев» и «псы» (ст. 13–17); 5) Его кости были вытянуты из впадин и стали видными всем – все это в результате распятия (ст. 15, 18); 6) Его сердце перестало биться в Нем (ст. 15); 7) Он ощутил великую жажду (ст. 16); 8) Его враги пронзили Его руки и ноги (ст. 17); 9) люди поделили Его одежду между собой (ст. 19); 10) однако, Бог избавляет Его из такого тяжелого положения (ст. 21–22); 11) Он продолжает жить для того, чтобы возвещать будущим поколениям Божье величие (ст. 23:32); 12) и, в конечном счете, «все концы земли» и «все племена язычников» (ст. 28) восхвалят Бога за Его избавление. Прочитайте Евангелия и Вы заметите, как все там описанные события соответствуют предсказаниям двадцать первого псалма.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/doro...

е. организуется силою Божьею и в свойственных ему признаках является не без воли Божьей. В этом случае убедительным становится утверждение апостола: так и при воскресении мертвых. Сеется стоит в логической зависимости от выражения: Бог дает... каждому семени свое тело и включает в себя все содержание последнего. Пассивная форма оттеняет пассивную роль человека в этом созидательном процессе. Здесь, таким образом, не одно простое сравнение по аналогии с сеянием зерна, но нечто большее: творческий процесс созидательной силы Божьей. б) Закон супружества выражен в словах: и будут двое одна плоть ες σρκα μαν ( Еф.5:31 ; 1Кор.6:16 ). В этой формуле понятие тела получает своеобразный оттенок: тело внеличная органическая среда явлений человеческой жизни 17 . В браке ни муж, ни жена не владеют собственным телом ( 1Кор.7:4 ). Вступает в полные права закон органической жизни. Он завязывает новые узлы, намечает новые центры. Двуполая среда образует органическое единство ( ες σρκα μαν) 18 и отделяет от себя органическое новообразование, новую жизнь. Закон этот выражение божественной воли ( Еф.5:31 ; Быт.2 ср. Мф.19:46 ). Прямая его цель чадородие ( 1Тим.2 ср. Быт.1:28 ). Сластолюбие, гедонизм и эпикурейство в этой области являются противоестественным отношением к жизни тела и богоборством, как противление определенно выраженной божественной воле: «правильное суждение о браке целью его поставляет деторождение. Но кто имеет при этом в виду одну сласть похотную, тот погрешает в суждении, недоброе почитая добрым. И таковой, совокупляясь с женою, злоупотребляет сим» 19 . И это настолько, что совокупляющийся с блудницею грешит против собственного тела, т. е. нарушает закон его природы. А между тем, казалось бы, что закон органической жизни реализован вполне точно, по словам самого апостола: совокупляющийся с блудницею становится одно тело с нею, ибо сказано: два будут одна плоть ( 1Кор.6:1618 ). Очевидно, здесь замешано субъективное отношение к половому акту. Устранено чадородие как цель, которая должна была соединить их в пожизненный непрерывный союз супружества ( 1Кор.7:1011 ): страсть начала диктовать свою волю, и жизнь изменила свое естественное течение.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/uchenie...

§2. Благодарение Богу есть токмо внутреннее, сердечное и радостное чувствование благости и милости Божией, нам недостойным туне от него показанных и показуемых, и устами засвидетельствование, а притом и угодного Ему тщательное творение. §3. Благодарить же Бога должно от всего сердца ( 2Цар. 7:18 ), всегда ( 1Фес. 2:13 ; Еф. 5:20 ), за все блага ( Пс. 102:2 ), чрез Христа ( Кол. 3:17 ), ради Которого и изливаются оные на нас; да и в самых противностях жизни сей благодарить. §4. Препятствия благодарению сему суть следующие: 1) ежели кто благодеяния Божии забывает или 2) оные не Богу, но немощной твари или и себе приписывает; 3) духовные благодеяния ни во что ставит и 4) непомерно желает токмо благ временных; от чего бывает, что, не довольствуясь тем, что имеют, за мало оное и почти ни за что таковые почитают. § 5. Неблагодарность убо к Богу есть нечувствование благодеяний Его ( Ис. 1:2, 3, 4 ). Глава 6. О послушании к Богу §1. Кто всем сердцем желает для воздаяния достодолжной благодарности Богу угодное творить, тот должен святому Его закону во всем быть послушен. Послушание же к Богу есть всевозможное усердное тщание о исполнении всего того, что Бог в законе Своем делать или не делать нам повелел. §2. Не можно Богу быть послушным, не узнав Его воли; воля же в законе изображена. Того ради в нем должно поучаться день и нощь ( Пс. 1:2 ). Законы же и увещания узнав ( Рим. 12:2 ), исполнять все то должно, не пропуская никакого случая ( Еф. 5:15, 16 ). Так, уклоняться от зла и творить доброе надлежит ради угождения токмо Богу единому, а не ради иной какой причины. §3. При сем дабы послушание наше было совершенное и распространением (extenfive) ( Иак. 2:10 ), и продолжением (protenfive) ( Иез. 18:24 ), и напряжением, или усилием (intenfive) ( 2Пет. 2:20 ), должно сохранять все заповеди, чрез всю жизнь и всеми силами; следовательно, Богу больше, нежели людям повиноваться должно ( Деян. 4:19, 5:29 ). §4. Как послушание наше Богу всего приятнее ( 1Цар. 15:22 ), так без истинного послушания ничто Ему неугодно: 1) ни исповедание имени Его ( Лк. 6:46 ; 2Тим. 2:19 ), 2)ни молитва ( Ин. 9:31 ; Ис. 1:15 ; Мих. 3:4 ), 3) ни пение, ни хваление, ни прочее устное почитание ( Мф. 15:8 ), 4) ни проповедь слова Божия ( Пс. 49:16, 17 ). Итак, видишь, что без послушания ничего Богу угодного мы сделать не можем, что ни делаем. Причина тому сия есть: понеже когда человек не тщится Богу послушания усердным исполнением заповедей Его оказывать, тогда во гневе у Бога находится; итак, когда самое лице под гневом у Бога имеется, то и всякое дело не угодно Ему бывает. Того ради должно прежде обратиться чистосердечно к Богу, оставить грехи, переменить сердце свое и начать новое житие, верою во Христа примириться Богу и так в новости жизни благоугодно жить ( Рим. 6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/hri...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010