рукописях. С одной стороны, краткая версия выглядит более логичной, поскольку в др. повествованиях (в т. ч. в «Дидахе» и 1-м Послании к Коринфянам, а также в последующей традиции совершения Евхаристии ) фигурирует только одна чаша. С др. стороны, последовательность в Евангелии от Луки иная, чем у др. евангелистов: сначала благословляется чаша, потом - хлеб (что, однако, похоже на последовательность в «Дидахе»). Возможно, 2-я чаша появилась из-за стремления гармонизовать синоптические повествования. То, что длинная версия 3-го Евангелия во многом совпадает с 1 Кор 11. 24-25, может указывать на образец для вставки, но также, наоборот, может подкреплять аутентичность длинного чтения, учитывая то, что, согласно преданию, Л. был учеником ап. Павла. В 75, во мн. ранних унциалах, в сирийских и коптских рукописях, в Вульгате отсутствуют стихи Лк 22. 43-44. В группе f13 они поставлены после Мф 26. 39. В 69 по неясным причинам пропущен также ст. 42. В 75 и в Ватиканском кодексе отсутствует стих Лк 23. 34 (Тертуллиан, обсуждая правку Маркиона, слова «Отче! прости им, ибо не знают, что делают» также не цитирует - Tertull. Adv. Marcion. IV 42. 4). Однако эти слова есть в Александрийском кодексе; в Кодексе Безы и в Синайском кодексе в этих местах внесены исправления; эти же слова есть в Диатессароне, у Псевдо-Игнатия Богоносца ( Ps.-Ign. Ep ad Eph. 11. 10. 3), у сщмч. Иринея Лионского ( Iren. Adv. haer. III 16. 9; 18. 5), в «Евангелии евреев» ( Hieron. Ep. 120. 8. 9), в сир. Дидаскалии апостолов, в апокрифических «Деяниях ап. Филиппа» (гл. 132), в Климентинах ( Ps.-Clem. Recogn. 6. 5; Hom. 11. 20. 5) и др. Они учитываются в Канонах Евсевия. Эти слова могут рассматриваться как исполнение пророчества Ис 53. 12 («за преступников сделался ходатаем»). Их присутствие в первоначальном тексте Евангелия косвенно доказывает наличие аналогичной фразы в рассказе об убиении первомч. Стефана (Деян 7. 60). Их удаление могло быть вызвано, с одной стороны, стремлением гармонизовать синоптические повествования, с другой, желанием устранить противоречие богословско-исторического характера: многие рассматривали разрушение Иерусалимского храма как следствие казни невинного Праведника, а значит, молитва Христа к Отцу о прощении всех, кто виновны в Его осуждении и казни, в первую очередь об иудеях, не исполнилась.

http://pravenc.ru/text/2110770.html

Свидетель Иеговы: Вы достаточно подробно раскрыли свою позицию. Но не кажется ли вам, что такой подход к роли духовенства противоречит библейскому принципу: Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус (1 Тим. 2, 5). Православный: Нет. Любое ходатайство, которое совершается помимо Ходатайства Христова, обращено ко Христу или чрез Христа. И только Человек Христос Иисус может ходатайствовать за нас пред Отцом Небесным. Поэтому этот принцип не разрушается, а уточняется. Словами ...как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас (Ин. 20, 21) — Сын Божий призывает Своих служителей совершать служение предстоятелей (которое на Небесах продолжает совершать и Он Сам). Сказано: Просим же вас, братия, уважать трудящихся у вас, и предстоятелей ваших в Господе, и вразумляющих вас (1 Фес. 5, 12). Новозаветное священство приостановило и заменило собою священство ветхозаветное, о котором сказано: За то Я предстоятелей святилища лишил священства и Иакова предал на заклятие и Израиля на поругание (Ис. 43, 28). До дня Пятидесятницы иудейское священство обладало в глазах Христа определенной властью. В некоторых случаях, исцеляя недужных, Господь говорил им: И сказал ему: смотри, никому ничего не говори, но пойди, покажись священнику и принеси за очищение твое, что повелел Моисей, во свидетельство им (Мк. 1, 44); Он сказал им: пойдите, покажитесь священникам. И когда они шли, очистились (Лк. 17, 14). Подчинение священству — залог спасения Если ветхозаветное священство было наследственным, по чину Ааронову , то новозаветное — по призванию, по чину Мелхиседека . И сколь высоко отличается благодать от закона, столь высоко возвышается священство новозаветное над ветхозаветным. Читаем: Итак, если бы совершенство достигалось посредством левитского священства, — ибо с ним сопряжен закон народа, — то какая бы еще нужда была восставать иному священнику по чину Мелхиседека, а не по чину Аарона именоваться? Потому что с переменою священства необходимо быть перемене и закона (Евр. 7, 11–12). Подчинение священству — залог спасения, восстание против него — путь нечестивого Корея, Дафана и Авирона, о которых и сказал Господь Моисею, говоря: скажи обществу: отступите со всех сторон от жилища Корея, Дафана и Авирона... и разверзла земля уста свои, и поглотила их и домы их, и всех людей Кореевых и все имущество; и сошли они со всем, что принадлежало им, живые в преисподнюю, и покрыла их земля, и погибли они из среды общества (Чис. 16, 23–24, 32–33). Все секты, возникавшие за историю существования исторического христианства, рано или поздно приходили к своему концу. Любые их попытки расшатать Церковь оказывались бесплодными, ибо основатель Церкви некогда изрек: ...Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее (Мф. 16, 18).

http://pravoslavie.ru/106353.html

2Тим. 3:15–17 . «Притом же ты из детства знаешь священные писания, которые могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса. Всё Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен». Объясн. Апостол Тимофей родился в 30-й год по рожд. Христове. С 58 года он стал спутником апостола Павла. Писания последнего появились в период 53–67 года. Отсюда видно, что с детства апостол Тимофей не мог знать всех новозаветных писаний, а одни ветхозаветные не могли целиком умудрить во спасение: Мф.5:43–44 . Если принять во внимание ст.14 этой же главы, то увидим, что, по словам апостола Павла, источником научения в вере и жизни должны служить устные наставления апостола, о которых подробно не упоминается, но которые были и сохранились в Предании и Писании. Следовательно, ссылка на 2Тим.3:15–17 не только не оправдывает отвержение церковного Предания, но прямо обличает тех, кто не признаёт его: Ин.12:48 . Откр.22:18–19 . «И я также свидетельствую всякому слышащему слова пророчества книги сей: если кто приложит что к ним, на того наложит Бог язвы, о которых написано в книге сей; и если кто отнимет что от слов книги пророчества сего, у того отнимет Бог участие в книге жизни и в святом граде и в том, что написано в книге сей». Объяснение. Здесь говорится не о всей Библии , а только об Откровении, о Предании же и речи нет, между тем тот же апостол даже предпочитает устную передачу – Писанию: 2Ин.1:12 ; 3Ин.1:13–14 . Если понимать слова Тайновидца в смысле запрещения принимать всё то, чего нет в книге Откровения, то пришлось бы отвергать и Евангелие, и Послания того же апостола. Отсюда понятно, что эти слова апостола (в ст.18–19) относятся только к одной книге Откровения и к Священному Преданию никакого отношения не имеют, так как оно имеет свои основания во многих местах Священного Писания, например: Ин.20:20:21:25 ; 1Кор.11:2 ; 1Фес.2:13 ; 2Фес.2:15 . Втор.4:2 . «Не прибавляйте к тому, что я заповедую вам, и не убавляйте от того; соблюдайте заповеди Господа, Бога вашего, которые я вам (сегодня) заповедую».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

41 В своем учении о Св. Духе прп. Максим Исповедник особенно подчеркивает Его единство с Отцом и Сыном по сущности, силе и энергии, которое обеспечивается Его сущностным исхождением от Отца через Сына: «Дух Святой как по природе и сущности относится к Богу и Отцу (φσει κατ’ οσαν πρχει το θεο κα Πατρς), так же по природе и сущности относится к Сыну (το Υο φσει κατ’ οσαν στν), неизреченно исходя от Отца по сущности через рожденного Сына (κ το Πατρς οσιωδς δι’ Υο γεννηθντος φρστως κπορευμενον) и даруя «подсвечнику» ( Мф.5:15 ), т. е. Церкви, свои энергии (τς οκεας νεργεας), словно светильники». 42 Это учение об исхождении Св. Духа «через Сына», с одной стороны, воспроизводит мысль некоторых греческих Отцов (свт. Григория Нисского ), а с другой – близка к мысли ранних латинских богословов: Тертуллиана , свт. Илария Пиктавийского , Мария Викторина и др. 43 Более того, это учение может быть мостом между западным и восточным богословием в вопросе о способе исхождения третьей Ипостаси. В одном из своих малых богословско-полемических трактатов – Opuscula theologica et polemica, 10 – прп. Максим отмечает, что Св. Дух исходит в мир также «через Сына» (δι’ ατο προναι), что еще раз подчеркивает «единство и неразличие [Их] сущности» (τ συναφς τς οσας κα παρλλκτον). 44 При этом прп. Максим полагает, что это представление не противоречит учению о монархии Бога Отца, поскольку только «Отец признается единой причиной (μαν αταν): одного – по рождению, а другого – по исхождению» (κατ τν κπρευσιν). 45 Так, по словам о. Василия Караянниса, прп. Максим стремится «с одной стороны, поддержать восточные позиции по проблеме исхождения Св. Духа, а с другой стороны, истолковать на православный лад западное Filioque». 46 Для уяснения отношений между Ипостасями Св. Троицы прп. Максим Исповедник также прибегает к различным тварным аналогиям, взятым как из физического, так и из духовного мира, которые он рассматривает в качестве «естественного доказательства о Святой Троицы» (φυσικν πδειξιν περ τς γας τριδος).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

6. Однако ведь ты нашел в составленном мною трактате «О Душе»: «Если внутри тверди 38 , – он утверждает, – ангелы описуемы 39 , каким образом Херувимы будут стоять кругом у престола Господня, как говорит Божественное Писание?» 40 Вот что найдено тобою в трактате. 7. Итак, мы утверждаем, что неописуемое принадлежит одной божественной природе, но не всему творению. Ведь Бог невещественен и бестелесен, а значит, и неописуем; ибо не находится в (каком-либо) месте, но Сам для Себя является местом, Он все наполняет и сверх всего находится и Сам все заключает и обнимает, целиком же окружающее не находится в окружаемом, однако, с одной стороны, Сам без смешения 41 через все проникает, с другой же стороны, всему уделяет от Своего действия 42 , соответственно способности каждого и возможности воспринять, я утверждаю, действительно соответственно и естественной и предпочитаемой чистоте 43 . 8. Ангелы же, так как являются творениями и разумными и божественными, подобно тому, как огонь невещественен и бестелесен, не могут быть неописуемыми, но ты слышишь, что небо является престолом Божиим, а земля же подножием ( Ис.66:1 ; Мф.5:34–35 ), и сами они в Нем описуемы, как исполняющие Его волю и присно Ею славящие. Ибо если бы мы допустили это (неописуемость ангелов), окажется, что они вовсе и не покидают божественную несмешанную природу, и таким образом, сами и явятся наполняющими все природой славы своей, находясь внутри всего и снаружи, однако отклони (это). Ибо если они и не заключаются телесно в (определенном) месте так, чтобы быть оформленными и изображенными, но тем не менее они собраны в (определенном) месте, чтобы присутствовать духовно и действовав соответственно природе самих себя и не быть в другом месте, но там, где духовно они ограничиваются, там они и действуют. Не могут ведь они одновременно действовать в разных местах, ибо это одному Богу принадлежит, повсюду одновременно денег вовать 44 . Поэтому и Гавриил, благовествуя на земле Деве предопределенный Богом замысел 45 , не находился на небесах ( Лк.1:26 ), и Серафим, когда касался уст Исайи углем и клещами жертвенника, был спущен на землю, а не стоял в это время на небесах возле престола Божия ( Ис.6:6–7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikita_Stifat/...

Подпись Место публикации Необходимость веры Не живи как хочется, а как Бог велит Сила упования Забвение Бога — источник всех бед человека Лествица к Богу " Истина " Истинный ли ты христианин? Беги от греха и соблазна Жертва Богу Что должно делать? Не любите мира... (стихотворение) Сила наша — Христос... В чем путь к усовершенствованию? Странник (стихотворение) Видесте очи мои спасение Твое... Судия мне — Господь... Опомнимся! (стихотворение) " Бдите и молитеся " Бисер многоценный (стихотворение) Будем бодрствовать и трезвиться Для чего скорби? Где подлинная жизнь? Все ведет Господь к лучшему Не забывай, христианин, о смерти О разделении между христианами 38, 39, 40 " На реках Вавилонских... " О любви и единении во имя Христа 42, 43, 44 Бога бойтесь... Вот теперь время благоприятное! Будем трудиться над очищением своей совести Необходимость покаяния День приблизился... Покров смирения Веяние весны Благотворность покаяния Сила Божия - в немощи человеческой Слово о спасении в неделю вторую Великого поста 59, 60, 61 Предадим себя в волю Божию Светлый луч радости Из смерти - жизнь... Размышления у Креста Христова 67, 68, 69 Восстань, русский человек! Жизнь в Боге (стихотворение) Картинка из жизни Муха в паутине Крохи духовного хлеба Размышление 79, 81, 83, 84 Пустыня (стихотворение) Начать скорбети и тужити... (Мф. 26. 37) На Пасхе (стихотворение) Что требуется ныне от каждого из русских? О свободе христианской Смех и празднословие - не малое зло " Будете Ми свидетелие... " (Деян. 1, 8) Сила Церкви Христовой " Аз есмь, глаголяй с тобою... " (Иоан. 4, 5 - 42) 101, 102 Небесная гостья (стихотворение) " Паси овцы Моя... " (Иоан. 21, 1 - 19) 103, 104, 105 Живительная сила веры (+стихотворение) " Жажду " ! Светлый луч (стихотворение) Благодать и мир Размышление в день празднования Вознесения Господня Что ищет душа? (Стихотворение) " Видимая временна, невидимая же вечна... " (2 Кор. 4, 18) (стихотворение) " Верою и долготерпением наследуют обетования... " (Евр. 6, 12) В чем истинная жизнь?

http://bogoslov.ru/article/557019

Следует отличать: «веяние, рассеяние» зерновых, которое имеет целью собрать народ Божий в «житницы», и «развеяние» мякины ( Пс.1:4 ), – оно плода для Бога не даст. Пс.43:13             Ты продал народ Твой без цены                         и не увеличил стоимость 248 их. «Продал (в рабство) без цены» – никто ничего не получил; а к рабу, который достался даром, отношение может быть безжалостным. Пс.43:14,15             Сделал нас поношением соседям 249 нашим –                         посмеянием и издевкой окружающим нас.                   Сделал нас притчей в народах –                         покиванием головы в племенах. " Притча» машал – сопоставление, сближение, сравнение, (риторическая) парабола; зд.: «позорный слух». Одно из проклятий нечестивым во Второзаконии: «и будешь пугалом, притчей и остротой в народах, куда отведет тебя Господь» ( Втор.28:37 ). «Покивание» (hap.leg.) – об искусстве осудительного жеста см. Пс.35 /34:19. Пс.43:17             … от голоса поносителя и хулителя,                         от лица врага и мстителя. «Хулителя» – может относиться к тому, кто хулит Бога ( Чис.15:30 ), тогда сказано об источнике сугубого стыда: «ради вас, как написано, имя Божие хулится у язычников» ( Рим.2:24 ; Ис.52:5 ). Пс.43:18             Все это пришло на нас, и мы не забыли Тебя,                         и не солгали в Завете Твоем. «Не забыли Тебя» – удержание памяти о древнем (изначальном) может стать основанием для молитвы, такая память и есть молитва (см. Пс.44 /43:2). «Не солгали в Завете Твоем» означает, что        в плену мы не допустили «ложь» в отношения Завета с Богом, сохранили Предание неповрежденным. Этого уже не было во времена Нового Завета, когда возникло предание, чуждое Завету на Синае, как сказал Христос: «на Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи» ( Мф.23:2 ); и Он сказал им самим: «вы устранили заповедь Божию преданием вашим» ( Мф.15:6 ). Пс.43:19             Не обратилось вспять сердце наше,                         и не уклонились шаги наши от стези Твоей.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vragi-...

Смотри, как ведет [Господь] к совершенству Отца тех, которые блюдут Божии повеления. Любя врагов, говорит Он, благословляя проклинающих и благотворя ненавидящим вас, будете совершенными и сынами Небесного Отца. Разве не потому Он совершен, что повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных ? Ведь и без этого Он был, есть и будет совершенным и пресовершенным. Но вы будьте совершенными, имея любовь ко всем [людям] и молясь за врагов. Как говорит [Господь] в другом месте: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною (Мф 19:21) 42 . Итак, Преблагий 43 показал, что следует делать возлюбившим блаженное совершенство, а именно: любить врагов, благословлять проклинающих, благотворить ненавидящим, молиться за обижающих и гонящих, продавать имение и раздавать нищим. Из любви к врагам и последующего рождается в душе покой и невозмутимость [духа] 44 , благодаря чему здесь возводится и свершается вместилище для Святого Духа 45 , и [человек] делается совершенным подражателем Христа, изрекшего: Прости им, ибо не знают, что делают (Лк 23:34). А из продажи имения и раздаяния его нищим происходит тройная польза: нестяжательность, милостивость и следование Христу, как то сказано: вот, мы оставили все и последовали за Тобою (Лк 18:28) 46 . Если же ты спросишь, что же будет с нами, то услышь неложное обетование о многом воздаянии, а именно о том, что вместо увядающих [и преходящих стяжаний] в веке сем, ты получишь во сто крат большее наследие в веке грядущем (ср. Мк 10:30) 47 . Но поскольку [наше] слово о любви, то к ней мы и возвращаемся. [Господь говорит]: Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного (Мф 5:44–45) ; также: Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный; а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших (Мф 6:14–15) 48 . Наконец, в притче о десяти тысячах талантов, приводящей в трепет, Он как бы подводит итог: Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его (Мф 18:35) 49 .

http://pravmir.ru/desyat-slov-o-zapovedy...

Вероятно 70 толк. начальное слово ст. вм. (яркидем)=заставляет их скакать, – как в древн. переводах: халд., сирск. (по Dathe), Акилы, Симмаха и в 5-м пер. экзапл Оригена , – читали (ядикем от Исх. 32:20 ; 4Цар.23:6 и 15; 2Цар.22:43 ; Ис.41:15 ; Дан.2:34 и 35; ср. ткж. Иер.48:12 , где так. обр. прочитано было (ярикем), что обыкновенно переводится значением λεπτνειν – истончать, растирать, или же, имея одинаковое с нынешним чтение, переводили его в несобственном смысле, подобно как бл. Иероним: disperget eas; а во 2 полуст. слово (весирйон)=и Сирион, – как в перевод. сирск., бл. Иеронима и в толк. Евсевия (халд.: «гора производящая плод»), – принимали за (ешюрун) – ласкательное имя Израиля, обыкновенно переводимое значением: возлюбленный (Втор.32:15; 33:5 и 26; Ис.44:2 ). з. Гласъ Гда, пресцающаг пламень гн. 7. Глас Господа высекает пламень огня. 7 ст. с евр. Глас Господа высекает пламень огня, т. е. подобно тому, как ударами железа о камни высекаются искри, вместе с ударами грома, – вылетают из туч, как бы высекаемые из них, блистающие, пламенные молнии (ср. Пс.17:14–15; 76:18–19; 134:7 ; Сир.43:14 ). Слав.-грек.-лат. (=халд. и сирск.) пер. слова (=вырубать, высекать, напр. водоём Иер.2:13 ; надписи на камне Иов.19:24 ) значением пресцающаг, т. е. рассекающего, разделяющего (διακπτοντος, intercidentis, бл. Иероним: dividens) выражает мысль, что удары грома, представляющие собою глас Господа, рассекают исходящий из уст Его пламень (ср. Пс.17:9; 96:3 ) на разбегающиеся зигзагами по небу, отдельные огненные струи блистающих молний. Так как пламень от Господа обыкновенно служит символом или просвещения и очищения верующих ( Мал. 3:2–3 ), или же наказания грешников ( Втор.4:24 и 32:22), то в отношении к церкви новозаветной слова эти можно понимать – с одной стороны, как предвозвещение сошествия Св. Духа на апостолов во гласе бурном и в виде разделившихся языков, как бы огненных, которые и почили на каждом из них ( Деян.2:2–4 ; бл. Феодор. на ст. 4 и 7; ср. Филарета Μ. М. в обозр. Псс.); с другой – как предызображение огня вечных мучений для грешников ( Мф.3:12; 25:41 ), когда, по замечанию оо. и уч. церкви, Господь гласом своего приговора «пресечет пламень огненный на две свойственные ему силы, – силу освещать и силу сожигать» (св. Вас. В.) и «силу света предоставит праведным, а силе жжения и мучения предаст грешных» (Евф. Зигабен, ср. бл. Феодорита).

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

И по справедливости я могу на это надеяться, ибо по поводу веры язычника-сотника я беседовал о вере пред христианским воинством, готовым славно пролить свою кровь в честь самого истинного из исповеданий и ради самого религиозного государства; а особенно, в твоем пресветлом присутствии, превосходительнейший господин 19 , непобедимый защитник этой религии и величайший ум этого государства. Среди многочисленных добродетелей, которыми благоугодно было Богу украсить твою благородную душу, как образец всех добродетелей, особенно выдается благочестие, которое господствует в твоем уме и сердце, чтобы научить тебя в совершенстве знать, во что веруешь, и жить согласно с тем, как веруешь. Эта добродетель держит весы твоей справедливости, которая внушает любовь твоей снисходительности, движет руку твоего мужества, держит твою быстроту бодрственной и готовой к неустанному движению. Это величайшая слава веры, ее прекраснейшая надежда, совершаемая и защищаемая героем столь великого благочестия! Да, в тебе есть столько же силы, чтобы своим примером создавать добрых христиан, сколько в тебе уменья делать счастливыми подданных твоего правительства! 44. Слово о любви ко врагам 20 Слышасте, яко речено есть: возлюбит искреннего твоего, и возненавидиши врага твоего. Аз же глаголю вам: любите враги ваша, добро творите ненавидящим вам. ( Мф.5:43,44 ) О, если бы Ты, о, Иисусе, простил мне это, я сказал бы Тебе, что не нужно более говорить людям об этой новой Твоей заповеди. К несчастию доселе было говорено о ней очень много, но это не привело ни к каким последствиям, разве только к одной отговорке, что исполнение ее невозможно, ибо она противоречит законам природы; или к дерзкому признанию, что ее никто не станет исполнять, ибо она идет в разрез с чувством самолюбия. Поэтому продолжать говорить таким существам, которые открыто признают себя неспособными к тому, или непокорными, значило бы подвергать опасности и святость закона и достоинство Законодателя. В мире теперь царствуют правила, противоположные Твоим, никто вообще не принимает ничего, кроме мести, которую называют «благородною страстию великих душ.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilija_Minjatij...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010