Не была Богоматерь обыкновенною женщиною, как дерзко учат сектанты, и потому, что Она родила не обыкновенного человека, а веками жданного Мессию, Спасителя мира. Вот почему и Св. пророк именует Матерь Божию «Царицею“ небесною 44: 10) и говорит, что «богатейшие из народа будут умолять лице Ея» (ст. 13), и Св. Ангел с праведною Елисаветою называют Ее «Благодатною», «благословенною между женами“, «Матерью Господа, Сына Всевышняго“ ( Лк. 1: 42–43 ); вот, наконец, почему и Сама Богоматерь, по вдохновению Св. Духа, сказала о Себе: » Отныне будут ублажать Меня все роды, что сотворил Мне величие Сильный“... ( Лк. 1: 48–49 ). Так говорят о величии Божией Матери и Св. пророки, и Св. Ангел Господень и праведная, исполненная Духа Святого, Елисавета и Сама Богоматерь, но сектанты, у которых вследствие их неверия Бог ослепил умы, сравнивают Ее с обыкновенной женщиной, унижают Ее величие, на погибель душ своих, оскорбляя этим Ее и родившегося от Нее Сына, Христа Бога нашего. Во-вторых, Божия Матерь называется в Евангелии «женою“ не потому, что Она имела мужа, ибо Она была только обручена Иосифу ( Мф. 1: 18–25 ). В этих случаях слово «жена» употреблено в смысле «женщина“ вообще, а не «замужняя, т. е. для обозначения пола, а не брачного состояния, в каком смысле употребляется в Св. Писании и слово «муж“, т. е. в смысле «мужчина“, а не «женатый“. Так, напр., в книге Деяний читаем: «Вдруг предстали пред ними два мужа в белой одежде и сказали: мужи Галилейские, что вы стоите и смотрите на небо?“ ( Деян. 1: 10–11 . См. 2: 14. 5: 35. 13: 15. 19: 35 и др.). Или читаем в псалме: «Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых“ ( Пс. 1: 1 ) Нет никакого сомнения, что в приведенных местах Св. Писания слово «муж“ не означает только женатого человека, а вообще мужчину; тем более не приложимо оно в первом смысле к Ангелам, которые тоже названы «мужами“. Так точно и слово «жена“ иногда означает в Св. Писании не замужнюю женщину, а вообще – лицо женского пола. Так, напр., к девице Марии Магдалине и Ангелы и Господь обращаются с такими словами: «Жена, что ты плачешь?“ ( Иоан. 20: 13 и 15).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Лк.16:24–25 ; Мк.9:43–44 ; Ис.66:24 ). Лишенные плоти и телесных (вещественных) предметов своих вожделений, грешные души в загробной жизни остаются совсем одинокими со своими пороками, обнаженными в своем пламенеющем зле, в своих неугасимых страстях и похотях; пылают они и порываются к вещественным, земным предметам, но, будучи отделенными от них непреодолимой пропастью, вечно умирают в своем отчаянии и никогда не умрут, ибо не имеют чем утолить своих разожженных страстей, ни чем удовлетворить своих по-адски ненасытных похотей. Их мучение усугубляется и тем, что они не только знают о райском блаженстве, но и видят его, однако не чувствуют его как часть самих себя, а лишь взирают на него как на некую далекую, не, досягаемую для них действительность; поэтому их неусыпное созерцание сего служит их неутомимым и неумолимым мучителем. Такая их скорбь усугубляется еще и от сознания того, что и ада, и всех его мук они могли бы избежать, если бы добродетельно жили на земле (см. Лк.16:27–28 ). Леденящая пропасть, зияющая между ними и райским блаженством как бесконечно удаленной и недостижимой, но ясно зримой истиной делает их мучение невыносимым (см. Лк.16:26 ). Пребывая в окружении злосмрадных духов зла, грешные души терпят разного рода невыразимые истязания, в изыскании которых бесы весьма искусны (см. Лк.16:23–24 ; Мф.22:13, 5:22–23 ; Лк.12:48 ). Как в этой жизни существуют различия в греховности людей, так справедливо существуют различия и в мучениях грешных душ за гробом. Разные по порочности и степени растления грешные души в загробной жизни терпят не одинаковые мучения, но каждая соразмерно своей греховности. Разным ступеням нравственной испорченности соответствуют разные степени мучений (см. Мф.5:21–22, 11:21–24 ; Лк.19:22, 27 ; 2Кор.9:6 ). Место, в которое уходят грешные души после частного суда, в Священном Писании называется,: адом (δης, от εδος и =место, лишенное света, мрачное, в котором ничего не видно) – Лк.16:23 ; Деян.2:27 ; Мф.11:23 ; Лк.10:15 ), тьмой кромешной (внешней, конечной) – Мф.22:13, 25:30 ), темницей духов ( 1Пет.3:19 ), бездной ( Лк.8:31 ), преисподней ( Флп.2:10 ), геенной (γεεννα=место мучения в аду) – Мф.5:22, 29, 30, 10:28, 18:9, 23:15, 33 ; Мк.9:43, 45, 47 ; Лк.12:5 ; Иак.3:6 ), вечной мукой ( Мф.25:46 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

Когда Бог изобразил на скрижалях закона сию заповедь: «возлюбиши ближняго твоего, якоже сам себе», сие предполагал: возлюбиши, то есть, всякого человека – и друга твоего, и врага твоего. Истинно сие есть и беспрекословно: ибо и чрез самый Моисейский закон Бог возвестил, чтобы мы врагам нашим благотворили: «аще же срящеши», говорит, «говядо врага твоего, или осля его заблуждающее, обратив да отдаси ему. Аще же узриши осля врага твоего падшее под бременем его, да не мимоидеши е, но да воздвигнеши е с ним» ( Исх.23:4–5 ). Не сказал же тогда Бог прямо сего: любите враги ваша, во-первых, поскольку сердце Израильтян, живших и воспитанных купно Египтянами, нравами много поврежденных, было весьма плотяное и дебелое, и следственно не могли тогда скоро вместить сего учения. Во-вторых же, поскольку да не впадут в злочестие и идолопоклонство приближенных к ним язычников, представил их так как достойными смерти и как их врагов, и научал их с теми иметь вражду: «пагубою погубиши я» ( Втор.7:2 ), говорил, – то есть, Хеттеев, Гергесеев, и Аморреев и Хананеев, и Ферезеев, и Евеев, и Иевусеев, – «и избиеши я. Да не совещаеши», – говорил о Аммонитянах и Моавитянах, – «мирная им, и полезная им во вся дни твоя во веки» ( Втор.23:6 ). «Враждуйте», повелевает, «Мадианитом, и бийте я; зане враждуют вам сии лестию» ( Чис.25:17–18 ). Посему Иудеи почитали законом Божиим не токмо любовь к друзьям и сродникам своим, но и ненависть ко врагам и иноземцам их. Сего для и Спаситель наш, говоря: «слышасте, яко речено есть: возлюбиши искренняго твоего, и возненавидиши врага твоего» ( Мф.5:43 ), и пришед в мир, не разорит Моисейский закон, но оный исполнит ( Мф.5:17 ), объяснив вторую заповедь Божескую и объяснением дополнив недостаток оной, усовершил и утвердительно сказал: «Аз же глаголю вам: любите враги ваша, благословите кленущия вы, добро творите ненавидящим вас, и молитеся за творящих вам напасть и изгонящия вы» ( Мф.5:44 ). И сия заповедь чрезмерно возвысила и прославила Евангельское учение. Сию заповедь ублажают идолопоклонники Еллины, сию даже доныне и нехотя похваляют неверные. Сия обнаружила, что без сомнения Божие дело есть нравственное Евангельское учение. Сия есть слава и хвала Христианского закона. Ни один прежде Христа законодатель не научил толикому совершенству, ни один не узаконил когда-либо любить и благотворить врагам. Сия заповедь, будучи соблюдаема, прекращает все сущие в мире неприязни, низводит мир небесный на землю и переменяет землю в небо. Сия заповедь, соблюдаемая, возводит человека на высоту желаемого ему совершенства. Сия творит человека подобным Богу, Который «сияет солнце Свое на злыя и благия, и дождит на праведныя и на неправедныя» ( Мф.5:45 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor_Feotok...

И если преступник возбуждает гнев, преступление же состоит в переустройстве места и обычаев, а это по словам обвинителя произведено не Стефаном, а Иисусом; то суд конечно должен был обратиться против обвиняемого. О несправедливый приговор слушающих! Поелику, говорят, Иисус изменит законы, то пусть будет побит камнями Стефан. Но каким образом изменит закон Иисус, Который так стоял за закон, Который все установил для утверждения древних (законов) и сказал: (Мф. 5:17); Иисус, Который закон, воспрещающий убийство, подтвердил своим ученикам тем, что совершенно возбранил гнев (Мф.5:21, 22), Который вместе с вожделением изгнал прелюбодеяние (Мф.5:28), Который запрещением мстить за оскорбление узаконил не допускать даже и начала злых обид (Мф.5:43—44), Который заповедав раздаяние имущества искоренил страсть любостяжания. Как же этого и не припомнили и не подвергли исследованию и обсуждению? Желал бы я теперь присутствовать на собрании оных кровожадных судей и спросить о местах, из-за которых они неистовствуют: где оный знаменитый храм, где те, до невероятности огромные камни, где оное золото, которое по цене едва ли не должно было равняться остальным материалам храма, где законные священнодействия, овен, телец, агнец, телица, голубь, горлица, козел отпущения? Если с тою целью осуждают на смерть Стефана, чтобы не постигло какое-либо из этих бедствий, то пусть покажут, что они сберегли для себя посредством этого беззаконного убийства? Если же ничего такого не уцелело, из-за чего произнесен оный приговор, то пусть скажут, из-за чего это убийство? Но мы увидим в дальнейшем изображении подвигов Стефана, как мстит кровожадным убийцам осыпаемый камнями, как хлопьями снега, какими ударами отражает тех, которые сыплют на него град камней. Пусть сыны иудеев узнают оружие христиан, которое великий Стефан, употребив для отмщения мучителям, слоим примером дал закон для нашей жизни. Они с зверскою и бесчеловечною яростью обступив Святого, все имели в виду одну цель: все, что было под рукою, обратить в оружие против Стефана; а он как некий Священник, по духовному закону закалающий чистую жертву, приносящий не чужое, а собственное тело, вместо возлияния изливающий кровь, сам собою за согрешивших умилостивлял Бога, Которого зрел в недоступных небесах, за убийство отмщая благодеянием, вопия в слух убийцам и говоря: (Деян.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3114...

И если преступник возбуждает гнев, преступление же состоит в переустройстве места и обычаев, а это по словам обвинителя произведено не Стефаном, а Иисусом; то суд конечно должен был обратиться против обвиняемого. О несправедливый приговор слушающих! поскольку, говорят, Иисус изменит законы, то пусть будет побит камнями Стефан. Но каким образом изменит закон Иисус, Который так стоял за закон, Который все установил для утверждения древних (законов) и сказал: «не приидох разорити закон, но исполнити» ( Мф. 5, 17 ); Иисус, Который закон, воспрещающий убийство, подтвердил своим ученикам тем, что совершенно возбранил гнев ( Мф.5, 21, 22 ), Который вместе с вожделением изгнал прелюбодеяние ( Мф.5:28 ), Который запрещением мстить за оскорбление узаконил не допускать даже и начала злых обид ( Мф.5:43–44 ), Который заповедав раздаяние имущества искоренил страсть любостяжания. Как же этого и не припомнили и не подвергли исследованию и обсуждению? Желал бы я теперь присутствовать на собрании оных кровожадных судей и спросить о местах, из-за которых они неистовствуют: где оный знаменитый храм, где те, до невероятности огромные камни, где оное золото, которое по цене едва ли не должно было равняться остальным материалам храма, где законные священнодействия, овен, телец, агнец, телица, голубь, горлица, козел отпущения? Если с тою целью осуждают на смерть Стефана, чтобы не постигло какое-либо из этих бедствий, то пусть покажут, что они сберегли для себя посредством этого беззаконного убийства? Если же ничего такого не уцелело, из-за чего произнесен оный приговор, то пусть скажут, из-за чего это убийство? Но мы увидим в дальнейшем изображении подвигов Стефана, как мстит кровожадным убийцам осыпаемый камнями, как хлопьями снега, какими ударами отражает тех, которые сыплют на него град камней. Пусть сыны иудеев узнают оружие христиан, которое великий Стефан, употребив для отмщения мучителям, слоим примером дал закон для нашей жизни. Они с зверскою и бесчеловечною яростью обступив Святого, все имели в виду одну цель: все, что было под рукою, обратить в оружие против Стефана; а он как некий Священник, по духовному закону закалающий чистую жертву, приносящий не чужое, а собственное тело, вместо возлияния изливающий кровь, сам собою за согрешивших умилостивлял Бога, Которого зрел в недоступных небесах, за убийство отмщая благодеянием, вопия в слух убийцам и говоря: «Господи, не постави им греха сего» ( Деян. 7, 60 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Nissk...

Своих первых учеников набирает из самых низших классов народа. Свое первое чудо совершает на одном бедном семейном празднике в отечественной деревне. Начальника Он удостаивает загадочной 5 беседы касательно значения чудес, творимых Им: a самарянке, женщине презренного в глазах иудеев племени и греховной жизни, открывает образ истинного поклонения Отцу и тайну пришествия Мессии ( Ин.4:5–30 ). В последующее время он постоянно отвергал прославление со стороны исцеляемых Им ( Мф.8:4, 9:30, 12:16 ; Мк.1:44, 3:12, 5:43, 7:36, 8:26 ; Лк.5:14, 8:56 ). Еще более решительно Он уклонился от чести, когда насыщенная Им чудесно толпа народа хотела провозгласить Его царем ( Ин.6:15 ). Даже на более твердые и справедливые восхваления со стороны ближайших своих учеников Он постоянно отвечал предсказаниями о поношениях, ожидающих и Его, и их ( Мф.16:13–23, 17:1–12, 22, 23 ; Мк.8:27–33, 9:2–10, 30–32 ; Лк.9:18–22, 43–45 ). Любовь к народу, сострадание к его немощам выступают всюду в Его делах, в Его словах. Мытари и грешницы с сердцами полного искреннего раскаяния были ближе к Его царствию, чем натуры посредственные, приличное поведение которых часто не имеет никакой нравственной заслуги. За то как горячо отдавались и как крепко привязывались в Нему души этих презираемых, находя в следовании за Ним путь к возвращению внутреннего мира и собственного достоинства. Круг Его избранных, конечно, представлял смесь не очень благовидную, которая не могла не поражать строгих хранителей наружного приличия в то время. К нему собирались такие личности, с которыми порядочный еврей не захотел бы знаться ( Мф.9:10 ; Лк.15 ). Он явно оказывал предпочтение людям самым незначительным и даже сомнительного поведения перед особами именитыми и отличавшимися строгим парадным благоповедением. «Мытари и блудницы прежде вас войдут в царствие Божие» ( Мф.21:31, 32 ), говорил Он. Ниспавшие с общественной лестницы, павшие нравственно, нетвердые по полу и возрасту – женщины и дети – находили в Спасителе приветливейшего и ласковейшего учителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Predtec...

Причина немирствия – нечистая совесть Пишешь, что тебе повстречались сильные смущения против м. Аркадии чрез ее укоризны. Ты не знаешь сему причины, но, между тем, сама ее объясняешь: ты не имеешь к ней особенной веры, а, следовательно, и не открыла чисто своей совести; показывала наружное расположение, и посему и ее сердцу извещается твоя противоположность, и надобно полагать, что некоторые случаи, может быть, доходили до ее сведения по связи оных с другими чрез их откровения. По нашему разумению, самая сия есть причина немирства между вами. Не противоречь сама себе. Говоришь: «не могу от м. отстать», – и не имеешь к ней особенной веры, какая же из сего польза? Ежели хочешь быть расположенною и пользоваться, то гордость и самолюбие все прочь откинь и совершенно себя изменяй, – страсти оные так ослепляют, что и худое считаем за доброе. Вся злоба есть семя дьявольское Просите не оставить Вас, заблудшую овцу, потопившую душу в грехах, как в тине морской. Приемлю до уважения Вашу просьбу и имею долг написать Вам на пользу несколько строк, которые Вы примите и всадите в добрую землю сердца Вашего и постарайтесь, чтобы принесло добрый плод благих дел. Сожалея о Вас, предлагаю надежное средство к получению во оных[грехах] прощения. Мне довольно известно, что Вы имеете немирство или злопомнение на сестрицу Вашу Веру Никифоровну, причины злобы которой также не знаю, – однако какого бы рода оно ни было, вся злоба есть семя диавольское, а кто имеет злобу на ближнего, смертно пред Богом согрешает, хоть бы и вина была б не им подана, хотя бы и враг он был. Имеем заповедь Господню – «любите враги ваша, добро творите ненавидящим вас, и любите творящих вам напасть, и изгоняющих вас» ( Мф.5:43–44 ). Чем оправдаетесь за неисполнение этой заповеди? Находясь в злобе, молиться к Господу недостойно: «Аще принесеши дар твой ко алтарю, и ту помянешь, яко брат твой имать нечто ко тебе, остави ту дар твой, а шед примирися с братом твоим, и тогда принеси дар твой» ( Мф.5:23–24 ). Видите, что Бог не принимает молитв во злобе. Молитву же «Отче наш» как будем читать без осуждения? «Остави нам долги наша, яко же и мы оставляем должником нашим» ( Мф.6:12 ), а мы не оставляем. И паки Господь добавляет: «Егда стоите молящася, отпущайте аще что имеете на кого» ( Мк.11:25 ); и «Отец ваш Небесный отпустит вам согрешение ваша, аще же ли не отпущаете человекам согрешений их, ни Отец ваш Небесный отпустит вам согрешений ваших» ( Мф.6:14–15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lev_Optinskij/...

И понятно: враг Божий, прежде всего, хочет, чтобы люди или потеряли веру совсем, или, по крайней мере, стали сомневаться в бытии Его. Потому он и внушает такие помыслы. Несомненный Свидетель сему Сам Христос Господь. С первого же дня выступления Своего на проповедь Он на Себе испытал “искушение от диавола” (Мф. 4, 1). Когда ученики воротились с проповеди, сказали Господу: “И бесы повинуются нам о имени Твоем. Он же сказал им: Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию… Однако ж тому не радуйтесь, что духи вам повинуются, но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах” (Лк. 10, 17—20). И лукавый может и внушать нам свои мысли лжи или похищать из души истину. Конечно, для нас это непостижимо. Но Свидетель этому Сам Господь. Вот как Он объясняет ученикам притчу Свою о сеятеле: “Ко всякому, слушающему слово о Царствии и не разумеющему, приходит лукавый и похищает посеянное в сердце его — вот кого означает посеянное при дороге” (Мф. 13, 19). Притчу о плевелах Господь так же объясняет апостолам: “Поле есть мир; доброе семя, это сыны Царствия, а плевелы — сыны лукавого; враг, посеявший их, есть диавол…” (38—39 ст.). Диавол есть зародитель хульных мыслей: “хульными” называются не только богохульные помыслы, но и вообще всякие дурные мысли (о страстях, о дурном чем-либо в людях, о нелепостях). И это началось с прародительницы Евы, которой “змий” нашептал хулу на Бога, будто Он по зависти не велел первым людям вкушать плодов от дерева, “которое среди рая” (Быт. 3,3—5); потому что сами будем, “как боги, знающие добро и зло”. И евреев Христос поэтому назвал детьми диавола, от которого зарождаются ложные мысли: “Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец, и отец лжи” (Ин. 8, 44). Поэтому они и не веруют во Христа (ст. 43). И самому апостолу Петру предсказал: “Симон! Симон! се, сатана просил, чтобы сеять вас как пшеницу, но Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера Твоя…” (Лк. 22, 31—32). И еще раньше, когда апостол стал упрашивать Его — не допустить Себя до страданий, Господь резко ответил: “Отойди от Меня, сатана!” (Мф. 16, 23); ибо за этой просьбой Петра Христос презирал искушение диавола. И эти же самые слова — “отойди от Меня, сатана!” — Христос сказал и самому сатане при искушении в пустыне (Мф. 4, 10) И на Тайной Вечере, после лицемерного причащения Иуды “вошел в него сатана” (Ин. 13, 27).

http://pravmir.ru/est-li-grex-v-somnenii...

   Богочеловек имел естество человеческое вполне непорочное, но ограниченное. Оно было ограниченное: ограниченное не только той ограниченностью, с которой человек создан, но и той, которая гораздо в большей степени явилась в естестве человека по его падении 13 . Богочеловек не имел греха, вовсе был непричастен греху, даже в самомалейших его видах: естественные свойства Его не были изменены, как в нас, в страсти 14 ; свойства эти находилась в Нем в естественном порядке, в постоянном подчинении духу, в управлении духом, а дух находился в постоянном управлении Божества, соединенного с человеком. Богочеловек имел свойство печалиться и скорбеть; но печаль никогда не овладевала Им, как случается с нами, а постоянно была управляема духом.    Господь огорчился смертью Лазаря, пролил при гробе его слезы (Ин. 11:35-38). Господь плакал о Иерусалиме, предрекая разрушение его за отвержение им Мессии (Лук. 19:41). Господь допустил в Себе такое предсмертное томление в саду Гефсиманском, что это состояние души Его названо в Евангелии подвигом и смертельной скорбью. Оно сопровождалось таким страдальческим напряжением тела, что тело дало из себя и пролило на землю пот, которого капли были подобны каплям крови (Мф. 26:38-39) слич. c (Лук. 22:43-44). Но и при этом усиленном подвиге тяжкая скорбь находилась в покорности духу, который, выражая вместе и тяжесть и скорби и власть свою над скорбью, говорил: «Отче Мой, аще возможно есть, да мимоидет от Мене чаша сия; обаче не якоже Аз хощу, но якоже Ты» (Мф. 26:39). Богочеловек имел свойство гнева; но гнев действовал в Нем, как святая душевная сила, как характер, как энергия, постоянно сохраняя достоинство человека, никогда не обнаружив никакого увлечения. Господь выразил Свое негодование тем, которые не допускали к Нему детей (Мк. 10:14); Он подвигся гневом на ожесточенных и ослепленных Фарисеев, дерзнувших хулить явное Божие чудо (Мк. 3:5). Необыкновенное, поразительное владение гневом, при употреблении этой силы в движение, созерцается при тех страшных обличениях, которые произносил Господь Иудеям (Мф. 23; Ин. 5:7-8, 10).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Воплощение Бога есть, с одной стороны, дело бесконечного Божия человеколюбия (см. Ин.3:16 ), а с другой – всесторонняя потребность человеческого естества, расторгнутого, опустошенного, растленного смертью, грехом и злом. Разрушенный и развеянный грехом человек не мог удерживать себя в границах человеческого, но своей душой отчасти погрузился в сатанинское, в диавольское, в адское. По доброй воле стал он своего рода мастерской, кузницей греха и зла – «делателище быв всячески диаволе». Природа греха такова, что за любым грехом всегда стоит диавол как первобытный творец и отец зла. «Того, будто, когда делаем мы зло, нет в нас диавола, и не думай никто и не говори,– советует святой Симеон Новый Богослов .– По мере зла, какое кто делает, имеет он и беса или малого, или великого, или многих». Виртуозным разнообразием зла лишенный способности спасти себя самим собой от греха, смерти и диавола и восстановить в себе богоподобную красоту души и вечную жизнь, человек по какому-то таинственному закону богоустремленности порывался к Богу через все свои страдания, и тоску, и отчаяние – так что сознательно и бессознательно, вольно и невольно жаждал воплощения Бога. «Пороки, сокрытые в душе, столь злы и неизлечимы, что невозможно их искоренить и изгнать одним только человеческим старанием и добродетелью, без приятия в помощь силы Духа». Человек до конца даже не осознавал эту свою пагубную немощь, так как и сама его мысль была помрачена и почти парализована мрачной силой греха и зла. Человеколюбивый Господь, один только знающий немощь человеческого естества, милостиво воплотился, чтобы спасти немощного человека от греха, смерти и диавола: «Едине ведый человеческого существа немощь, и милостиво в не воображся...» Впрочем не только человек не мог спасти сам себя от греха и смерти и стяжать бессмертие и вечную жизнь, но и никакое другое существо, высшее человека, но низшее Бога, не могло этого сделать: ведь все существа на лестнице бытия, простирающейся от человека до Бога, тварны и потому неспособны и немощны спасти человека от греха и смерти и восстановить в нем богоподобное здравие, красоту, бессмертие и совершенство. В своей ядовитой и смертоносной сути грех есть нечто такое, чего никто, кроме одного Бога, не может ни искоренить, ни уничтожить, ни отпустить (см. Мф.9:3–6 ; Мк.2:5–11 ; Лк.5:20–24 ). Поэтому безгрешный и Всемогущий Господь возвестил через святых пророков в Своем Откровении: «Я, Я Сам изглаживаю преступления твои ради Себя Самого, и грехов твоих не помяну» ( Ис.43:25 ; ср.: Ис.44:22 ; Пс.102:3 ); «Аз Бог, и несть разве Мене спасаяй» ( Ис.43:11 ; ср.: Ос.13:4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010