Протопресвитер Александр Шмеман: Бессмертие любви (+Аудио) Женщины эти не знали, что Христу подобает воскреснуть из мертвых. И значит, ничего не ждали, ни на что не надеялись, и со смертью на кресте Человека, Которого они так любили, для них оканчивалось все. Все, кроме любви и верности. 17 мая, 2013 Женщины эти не знали, что Христу подобает воскреснуть из мертвых. И значит, ничего не ждали, ни на что не надеялись, и со смертью на кресте Человека, Которого они так любили, для них оканчивалось все. Все, кроме любви и верности. Более тридцати лет – с 1953 года почти до своей кончины в 1983 году – отец Александр Шмеман еженедельно выступал в эфире «Радио Свобода». Его беседы были посвящены самому главному, центральному в христианской вере – отношениям Бога и человека, мира и Церкви, веры и культуры, свободы и ответственности. В этом году портал «Правмир» совместно с издательством ПСТГУ предлагают вам вновь окунуться в атмосферу тех лет, когда сквозь глушение и помехи слушатели в СССР неделю за неделей включали свои приемники, чтобы услышать эти возвращающие к вере беседы. Бессмертие любви Одна из самых трогательных, самых удивительных подробностей Евангелия — это участие женщин в страданиях Христа, их молчаливое присутствие у Креста и затем, уже после смерти Страдальца, их деятельная любовь, забота о погребении Его тела. Там были,  — пишет евангелист Матфей, — также и смотрели издали многие женщины, которые следовали за Иисусом из Галилеи, служа Ему; между ними были Мария Магдалина и Мария, мать Иакова и Иосии, и мать сынов Зеведеевых (Мф. 27:55–56). Про мужчин — про учеников Иисуса, про апостолов, сказано, что все они, оставив Его, бежали (Мф. 26:56). А вот женщины в этот час одиночества и страданий, богооставленности и тоски, про которую Сам Христос сказал: Душа Моя скорбит смертельно… (Мф. 26:38), — женщины оказываются верными, и только они, только их любовь и верность, жалость и сострадание ярким светом озаряют эту тьму всеобщего предательства, страха и зла. Когда-то русский мыслитель В. В. Розанов упрекал Евангелие, да и все христианство, в чрезмерной «небесности», в том, что нет в нем никакого человеческого, земного тепла, что оно все уводит нас в какую-то запредельную высь, заставляет дышать ее разреженным воздухом и забыть о земном. Но вот через две недели после Пасхи празднует Церковь Воскресенье жен-мироносиц, посвященное такой человеческой, такой материнской любви к Христу и человеческому в Нем.

http://pravmir.ru/protopresviter-aleksan...

37 Букв. “Природа нематериальная, более крепкая, чем камень, равная так называемому адаманту, поддалась”. 38 Букв. “будучи соплетен со свинцом”. Не указывает ли это выражение на какой-либо род насильственной смерти (от меча, от ножа)? 39 В этом гимне, написанном политическим пятнадцатисложником, преп. Симеон рассказывает об одном из своих мистических видений Божественного Света. 40 Ср. Деян. 7:55—58. 41 Букв. “по закону природы”. 42 Ср. Ин. 14:9. 43 Т.е. “согласно пророку (Давиду)”. Ср. Пс. 67:3. 44 Ср. Деян. 9:3—9. 45 Ср. Мф. 27:60. Комментируя этот стих, архиепископ Василий (Кривошеин) пишет: “Это все та же тема слабости человеческой природы, неспособной встретиться с Богом, усиленная еще платоновским представлением о теле как о могиле” (Преп. Симеон Новый Богослов, с.306). 46 Как отмечает Кодер, гимн написан в период игуменства преп. Симеона в монастыре св. Мамаса (см. SC 156, p.75). Оригинальный размер — политический пятнадцатисложник. 47 Ср. Мф. 25:26. 48 Ср. 1 Тим. 6:16. 49 Преп. Симеон вспоминает то время, когда он был послушником у преп. Симеона Студита. 50 Гимн написан политическим пятнадцатисложником. 51 Ср. Песн. 3:2; 5:6. 52 Преп. Симеон часто пользуется “брачными”, “любовными” образами для выражения чувств пламенной любви к Богу, особенно при описаниях мистического союза с Богом. 53 Ср. Исх. 34:29—30. 54 Гимн написан политическим пятнадцатисложником. 55 Ср. Исх. 33:20—23. 56 Это выражение (слав. “радуяся вкупе и трепеща”) встречается в молитве “От скверных устен”, входящей в Последование ко Святому Причащению. 57 В этих словах отражена полемика преп. Симеона с кем-то из его современников, неправильно судивших о священстве. 58 Ср. мф. 26:14—16. 59 “Трудно указать, на какой именно текст св. Василия ссылается Симеон: может быть, на Толкование пророка Исаии, гл.103 и 104” (SC 174, p.101). 60 Св. Иоанн Златоуст является автором 6 Слово “О священстве”. 61 “Слово, в котором Григорий оправдывает удаление свое в Понт” (Слово 3 св. Григория Богослова) посвящено теме священства.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3922...

Великий Варсонофий, по ссылке Ксанфопулов, гл. 25, Добротолюбие, ч. 2. 41 Лествицы, слово 4-е. 42 Пр. Макария Великого, слово 4-е, глава 3. 43 Великий Сисой. См. Скитский Патерик. 44 Каллиста и Игнатия Ксапфопулов о безмолвии и молитве, гл. 25. Добротол., ч. 2. 45 Символ святого Афанасия Великого, патриарха александрийского. Псалтирь с восследованием 46 Лествица. Слово 1-е 47 Житие преподобного Ефрема Сирина 48 Флери. Церковная история. Том 2, кн. 27, гл. 28 49 Его же. Том 1, кн. 10, гл. 36 и кн. 11 50 Послание 1-е к Граллианам 51 Святой Игнатий Богоносец. Послание к Филипписеям 52 Святой Василий Великий называет падшего духа родителем страстных плотских слабостей. Молитвы от осквернения, канонник 53 Преподобный авва Дорофей. Поучение о еже не составляти свой разум 54 Флери. Церковная история. Том 1, кн. 10, гл. 42 55 Слово 15-е, гл. 49 56 Лаодикийского Собора правило 6-е 57 Флери. История христианства. Том 2, кн. 20, гл. 24 58 Последование в неделю Православия 59 Святой Симеон Новый Богослов. По книге, написанной стихами, слово 55-е 60 Лествица. Слово 26-е 61 Тропарь воскресный гласа 2-го и тропарь воскресный гласа 5-го 62 Преподобный Кассиан. Собеседование 8, 9 и 10 63 Беседа 8 на Послание к Римлянам 64 Симеон Новый Богослов. Доброт., ч. 2. См. Слово Никифора Монашествующего 65 Каноник, 1-я молитва от осквернения 66 Слово 7-е. О пощении и смирении 67 Толкование на Мф. 4 68 Толкование бл. Феофилакта на Лк. 4 69 Толкование блаженного Феофилакта 70 Святой Исаак Сирский. Слово 1-е 71 Святой Исаак Сирский. Слово 56-е 72 Душеспасительный совет этот принадлежит преподобному Варсонофию Великому. Ответ 261-й 73 Изречение преп. Пимена Великого. Алфавитный Патерик 74 Преподобный Варсонофий Великий. Ответ 401-й. Преподобный Кассиан. Собеседование 9, гл. 21 75 Нравоучение 46-е в беседах на евангелиста Иоанна 76 Святой Исаак Сирский. Слово 68-е 77 Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение Православной веры, кн. 4, гл. 8 78 Заимствовано из Точного изложения Православной веры, кн. 4, гл. 13

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3167...

Особенно примечательно, что с этим, содержащимся в ст. 50-м, запрещением совершенно сходно то, которое содержится в ст. 55-м. Запрещение в ст. 50-м: «не запрещайте» относится к тем же ученикам, к коим относится и запрещение в ст. 55-м: «не знаете какого вы духа» и проч. В первом случае Иисус сказал: «не запрещайте»..., а во втором: «обратившись (Иисус) к ним (ученикам, с коими шел), запретил им...». Оба эти запрещения носят один характер терпимости и кротости Господа, но Эвальдом относятся к разным источникам 259 . И, что особенно странно, сказанные в одно время (при путешествии в Иерусалим), эти запрещения разделяются и представляются, по Эвальду, отрывками разных Ев. трудов, вопреки смыслу ст. 51 и 52-го. Одно запрещение Господь делает до своего отправления – в Галилее, а потом отправляется в Самарию, чтобы пройти в Иерусалим, и в Самарийском городе делает еще другое запрещение. Значит, то и другое запрещение были именно после Преображения Господа и после исцеления Им бесноватого; следовательно, после сказания о ясно выраженном намерении Иисуса Христа идти в Иерусалим на страдания, ибо это намерение Его ясно указано в ст. 9 и 12, 9 гл. Евангелия от Марка, что по теории, признается первоисточником для Евангелия Луки в настоящем отделении его; следовательно, стихи: 43–50 и 51–56 должно оставить так, как они находятся теперь в тексте канонических Евангелий. А если ст. 43–50 относить к собственному Евангелию Марка, то и ст. 51–56 следует отнести к нему же. Еще более сходства с повествованием, будто бы, с «неважным по содержанию» находится в ст. 57–62. Здесь речь идет о произвольном поступлении некоторых лиц в число учеников Господа, чему, конечно, прямо параллельно по характеру и смыслу, например, призвание Левия или Матфея (в 5:27–32 ст. Лк. и Мк. 2:13–17; ср. Мф. 9:9–13 ). Однако это призвание Эвальд относит к собственному Евангелию от Марка. С подобными призваниями сходна, по своему содержанию, притча о званых на вечерю ( Лк. 14 гл.). В аналогия со ст. 57–62 стоят ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

В первой паремии на вечерне Церковь из книги Исход произносит слова об обретении благоволения Божия Моисеем и народом и о новом обетовании Божием ввести израильтян в покой и явить на них славу свою паче всех язык, елицы суть на земли, преобразовательно или духовно указующие на субботство людем Божиим, чрез веру во Иисуса Христа — Искупителя мира (Исх. 33:11—23; Евр. 4:3—10). Во второй паремии — о благословении Иова, после претерпленных им тяжких испытаний (42, 12—16); в третьей — слова об уничижении и прославлении Господа, умножением чад Церкви Его (Ис. 52:13—53, 1—12, 54, 1). Чтением Апостола — проповедует о Христе, Который иудеем соблазн, Еллином же безумие: самим же званным иудеем же и Еллином Божия сила и Божия премудрость (1 Кор. 1:23—2, 2); а чтением Евангелия о предании Иисуса Христа на страдания и смерть на суде у Пилата, о смерти и снятии тела Господа с креста (Мф. 27:1—38; Лк. 23:39—43; Мф. 27:39—54; Ин. 19:31—37; Мф. 27:55—56).    После молитв пророческих, Апостольского и Евангельского чтений о страданиях и смерти Иисуса Христа, с благоговением выносится на средину храма св. плащаница для поклонения изображенному на ней умершему Господу. За вынесением св. плащаницы на средину храма, по окончании вечерни — на повечерии поется канон о распятии Господнем, выражающий скорбь Церкви и плач Пресвятой Богородицы, которой в день сретения Господня во храме иерусалимском, в 40-й день по рождении Спасителя, предсказал праведный Симеон: и тебе же самой душу пройдет оружие (Лк. 2:35).    Канон о распятии Господнем и на плач Пресвятой Девы, сейчас исполняемый на повечерии в Великий Пяток, есть творение Симеона Логофета, знаменитейшего писателя церковного, благочестивого вельможи константинопольского, жившего в 10 веке, при императорах Льве Премудром и Константине, и бывшего советником у этих государей как в делах воинских и гражданских, так и в трудах ученых.    Богочеловек Искупитель наш при своих внутренних страданиях, тужил и скорбел так глубоко, что явился к Нему Ангел для укрепления Его (Лк.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3067...

380 Лествица, степень 6. 381 Патерик Печерский. Память преподобного Афанасия совершается 2 декабря. 382 Евр. 10, 27–31. 383 Деян. 7, 55–56. 384 Патерик Скитский. 385 Патерик Скитский. 386 Патерик Скитский. 387 Житие Паисия Нямецкого, параграф 14. 388 Патерик Скитский. 389 Жена подверглась диавольскому искушению за то, что провела целые шесть недель без приобщения Святых Христовых Тайн. При обильном действии Божественной благодати в первенствующей Церкви и такие погрешности, которые ныне кажутся малозначительными, влекли за собой наказание Божие (Деян., гл. 5). Патерик Скитский. 390 Пс. 141, 8. 391 Пс. 75, 3. 392 2 Пет. 1, 19. 393 Апок. 12, 7–8. 394 Иез. 28, 16. 395 Иов. 1, 7. 396 Еф. 6, 12. 397 Еф. 2, 2. 398 Cassiani collatio 8. Это очевидно из писаний и многих других святых Отцов. 399 1 Пет. 5, 8. 400 Быт. 1, 28. 401 Быт. 2, 15. 402 Слово 4, гл. 3. Что власть сатаны над падшими ангелами и человеками, над миром и веком, не есть собственность его, но приобретена от тех, которые произвольно предали ее ему, он сам засвидетельствовал пред Спасителем, когда показал Ему вся царствия вселенныя в часе временне, и сказал о них: Тебе дам власть сию всю и славу их: яко мне предана есть, и, емуже аще хощу, дам. (Лк. 4, 5–6). 403 Быт. 3, 24. 404 Прп. Кассиан полагает, что сатана до падения принадлежал к лику Херувимов (Col. 7 cap. 8). И другие святые отцы согласны, что он из числа высших Ангелов. 405 «Ужаснулась смерть, узрев, что снисшел во ад новый Некто, недержимый тамошними узами. Почему же, увидев Его, убоялисьвы, вратницы адовы (Иов. 38, 17)? Какой необычайный страх овладел вами? Бежала смерть, и бегство обличило боязнь. Стеклись святые пророки, и законодатель Моисей, и Авраам, и Исаак, и Иаков, и Давид, и Самуил, и Исаия, и Креститель Иоанн, который вещает и свидетельствует: Ты ли еси грядый, или иного чаем (Мф. 9, 3)? Искуплены все праведные, которых поглотила смерть: потому что проповеданному Царю надлежало соделаться Искупителем добрых проповедников. И после сего каждый из сих праведников сказал: где ти, смерте, жало? Где ти, аде, победа (1 Кор. 15, 55)? Нас искупил Победодавец». Святого Кирилла Иерусалимского 14 Огласительное Слово, пар. 19, по переводу Московской Духовной Академии.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

8–5). 1. Что нужно разуметь под предлагаемыми Господом «водою», «вином» и «хлебом», и как понимать тщетное усилие Иудеев питаться тем, что «не хлеб» и что вовсе непитательно! – Вода, вино и хлеб в этом пророчестве, очевидно, пища духовная и благодатная; потому что она доставляет блаженство для души (– «насладится во благих душа ваша») и жизнь благодатную для духа (– «жива будет во благих душа ваша»). Нельзя под такою духовною пищею разуметь здесь, как разумеют некоторые, откровенного учения, слова Божия; потому что слово Божие может быть только орудием и средством к восприятию животворной пищи и отчасти к поддержанию духовной жизни, когда начаток жизни уже ость, но само оно, как учение, не может оживить души, мертвой грехами, не может служить питанием при духовной алчбе и жажде. Так было и есть с Иудеями; они имели и имеют откровенное слово Божие, и, вот, оно не живо творит их, хотя они и «думали и думают чрез богодухновенныя Писания иметь жизнь вечную» ( Ин.5:39 ). «Жаждущие» у пророка Иудеи томились не «гладом слышания слова Господня» (Ап.8:2), потому что они слышали самого Господа, и голос пророка раздавался среди них; но они «алками и жаждами правды» ( Мф.5:6 ), т. е. оправдания пред Богом на суде Его, спасения от всяческих бедствий и блаженства с Господом. Однако ж эти «алчущие и жаждущие правды» Иудеи не шли на голос призывающего Господа вкусить предлагаемую даром благодатную пищу; потому что они думали своими средствами и своим трудом, т. е. своими добрыми делами по закону заслужить оправдание пред Богом и спастись, и потому что они блазнились принять пищу духовною из рук униженного и пострадавшего Раба Иеговы под условием веры в Него и покаяния в своих грехах. Таким образом под водою, вином и хлебом нужно разуметь у пророка благодать св. Духа (см. Ин.7:37–39 ) и частнее: под водою нужно разуметь оправдывающую благодать в таинстве крещения, в котором верующие возраждаются «водою и Духом» ( Ин.3:5 ) и получают в себе «источник воды, текущий в жизнь вечную» (4:14); а под – вином и хлебом нужно разуметь благодать в таинстве евхаристии, питающую духовно под видом хлеба и вина плотию и кровию Христа для блаженного воскресения в последний день (см. Ин.6:51, 53–56 ср. Мф.26:26 и 27). Так совершается оправдание и вечное спасение всех грешных, которые с покаянием и в послушании веры принимают благодатную пищу в таинствах; об этом питании псалмопевец говорит: ядят убозии, и насытятся: жива будут сердца их в век века» ( Ис.21:27 ). Но Иудеи, не уверовавшие во Христа, тщетно усиливались и усиливаются питаться тем, что не хлеб и что вовсе не насыщает ( Ис.55:2 = Ин.6:27 и 29). По изъяснению ап. Павла, это значит, что Израильтяне искали оправдаться пред Богом и спастись не верою в распятого Христа, а делами закона ( Рим.9:31 и 32); они усиливались и усиливаются поставить свою праведность вместо правды Божией (10:3). Вот, эти мнимо-оправдывающие дела закона Исаия называет не хлебом, и гордое самооправдание Иудеев называет трудом не в сытость.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Afana...

Свобода , с которою поспешно вошли в эту горницу святые Апостолы, а также и долгое пребывание их в ней показывает, что эта горница была первым христианским храмом. Теперь место этой горницы указывают не далеко от бывшего дворца царя Давида, почти рядом с Монастырем святого Иакова (принадлежащим Армянам). 47 Единодушное пребывание в молитве и молениях – вот средство, коим Апостолы готовились к восприятию Духа Святого. Разность молитв и молений могла быть по их составу и образу совершения, обычному со всеми другими, в храме ( Лк.24:53 ), где они прославляли Господа в псалмах и пениях, и в горнице Сионской, где они совершала особливые христианские моления и прошения. Кроме радостного ожидания Духа Святого, они имели и противоположные чувства – чувства страха пред гонителями Иисуса Христа. «Молитва – сильное орудие против искушений. Потому они и восходят в горницу, что сильно боялись Иудеев». Но главное, молитва и моление были для них лучшим средством приготовления их к принятию Духа Святого. Посему и мы, ожидая получения даров Святого Духа должны тоже единодушно пребывать в молитве общей, т. Е. церковной, как составляющей полноту духовной жизни о Христе, ибо Он говорил: «где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди их» ( Мф.18:20 ). И Он же повелел Апостолам пребывать вместе, чтобы получить обещанного Духа. Где общение, там и милость Господня, там и благодать Божия с ее многоразличными дарами, потребными нам в спасение общее. 48 О женах бывших с Апостолами, известно, что некоторые из них постоянно следовали за Иисусом Христом и даже помогали Ему из имений своих. Из числа этих жен известны: Мария Магдалина; Мария, мать Иакова и Иосии; Саломия, мать сынов Зеведеевых; Иоанна, жена Хузы, домоправителя Ирода, и Сусанна ( Лк.8:2–3; 23:49; 24:10 ); ( Мф.27:55–56 ); ( Мк.15:40 ). Кроме того, некоторые Апостолы, как, например, Петр, были женаты. Богоматерь упоминается здесь в последний раз, ибо кротко и смиренно живя у Иоанна Богослова ( Ин.19:26–27 ), чтимая однако всеми, как это оказалось при Ее погребении, когда ко гробу Ее Апостолы стеклись со всех краев земли.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Сначала при погребении Спасителя действуют мужчины: «Иосиф, – как благовествует Святое Евангелие, – сам ожидал Царствия Божия» ( Мк.15:43 ). Первоначально святой Иосиф пошел к Пилату. Святое Евангелие говорит, что он «…осмелился войти к Пилату и просил Тела Иисусова» (было не так легко войти к такому большому начальнику). И Пилат, удостоверившись в том, что Господь Иисус Христос действительно умер, отдал тело Христов Иосифу. Потом к Иосифу присоединился Никодим, принесший около ста фунтов изумительного ароматического вещества. Иосиф, еще кроме того, купил Плащаницу. И они пошли и совершили дело, действительно посильное только мужской силе и мужским рука, – они сняли тело Господа Иисуса со Креста. Затем Никодим облил Его эти ароматическим веществом. Иосиф запеленал Его в Плащаницу, причем снова и снова возливалось это миро. Потом они понесли тело Господа на недалекое расстояние – в сад, который находился около холма Голгофского. А там, в том саду, была скала. В этой скале еще раньше святой Иосиф высек пещеру, намереваясь в дальнейшем использовать эту пещеру как гроб для себя, и приготовил громадный камень, которым надлежало закрыть вход в пещеру. Тогда делали так, что в пещеру просто клалось тело покойника, а огромный – в виде колеса – камень прикатывался к отверстию и закрывал вход. Иосиф положил тело Христово в пещеру и, привалив камень ко двери гроба, вместе с Никодимом отошел и вернулся к себе. Да, так действительно свойственно мужскому характеру, исполнив дело, мужчина уходит. Но не таковы были женщины. Что это за женщины, которых мы называем мироносицами? Святое Евангелие говорит, что их много было; что они в начале проповеди Христовой в Галилее служили Спасителю и Его ученикам так, как могут женщины служить, т. е. приготовляли пищу, заботились об их нуждах. И они пришил все вместе в Иерусалим, а в Иерусалиме еще были другие. Святое Евангелие не всех их называет. Например, святой Матфей говорит, что при Кресте Иисуса стояли «многие женщины, которые следовали за Иисусом из Галилеи, служа Ему. Между ними были Мария Магдалина и Мария, мать Иакова и Иосии, и мать сыновей Зеведеевых» ( Мф.27:55–56 ). Два раза они поминаются в Евангелии от Матфея – при Кресте и при Гробе. При Гробе тоже названы Мария Магдалина и другая Мария и, конечно, были еще и те, которые не названы поименно святым Евангелистом. Сказано, что «они сидели против гроба» ( Мф.27:61 ).

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-mit...

Мф 6: 12. 410 Мф 5:23–24. 411 Мф 6: 12. 412 Мф 18:23–35. 413 1 Кор 12:31. 414 1 Кор 13:2–3. 415 1 Кор 13:4–8. 416 1 Кор 12:13. 417 1 Кор 13:2–3. 418 1 Кор 13:4–7. 419 Исх 32:31–32. 420 Чис 14:10. 421 1 Цар 24:4–8; 26:9–11. 422 1 Цар 27:6. 423 2 Цар 1:17. 424 Лк 6:35 425 Лк 6:37. 426 4 Цар 6:13–23. 427 Прит 25:21; Рим 12:20. 428 Иер 38:20. 429 Мф 5:44. 430 1 Кор 12:27. 431 Флп 2:7. 432 Мф 5:3. 433 Мф 5:9. 434 Мф 5:4. 435 Мф 5:5. 436 Мф 5:6. 437 Лк 6:21. 438 Мф 5:7. 439 Мф 5:8. 440 Мф 5:10. 441 Мф 5:11–12; Лк 6:22. 442 Мф 5:13. 443 Мф 5:14; Ин 12:35. 444 Мф 5:20, 5:43. 445 Лк 6:45. 446 Мф 8:13; Лк 7:10. 447 Мк 4:38; Лк 8:24. 448 Мк 5:9; Лк 8:30. 449 Лк 8:55. 450 Мф 9:18–26; Мк 5:21–42; Лк 8:40–56. 451 Мф 9:27–31. 452 Мф 10:8; Лк 9:1. 453 Мф 10:5. 454 Мф 10:17–20. 455 Лк 12:51. 456 Лк 7:47. 457 Лк 14:28. 458 Мф 12:43; Лк 8:2, 11:24. 459 Мф 13:23; Мк 4:20. 460 Мф 13:44. 461 Лк 4:28–30. 462 Мф 14:15–21; Мк 6:31–44; Лк 9:10–17; Ин 6:1–13. 463 Мф 15:21–28; Мк 7:24–30. 464 Мк 7:32–37. 465 Мф 9:25–31. 466 Мф 17:2. 467 Мф 17:14–18. 468 Мф 18:1–5. 469 Мф 18:10. 470 Ин 5:1–18. 471 Мф 16:26; Мк 8:36; Лк 9:25. 472 Лк 12:16. 473 Мф 19:16–22; Мк 10:17–22; Лк 18:18–23. 474 Лк 16:19–31. 475 Мф 20:1–16. 476 F. C. Burkitt. Early Christianity outside the Roman Empire. Cambridge, 1899. P. 50–52. 477 F. C. B urkitt. Early Eastern Christianity. London, 1904. P. 127. 478 R. H. Connolly. Aphraates and monasticism//Journal of Theological Studies 6 (1905). P. 522–539. 479 F. C. Burkitt. Aphraates and monasticism: a reply//Journal of Theological Studies 7 (1906). P. 10–15. 480 F. C. Burkitt. Aphraates and monasticism: a reply//Journal of Theological Studies 7 (1906). P. 17. 481 A. Voobus. Celibacy, a Requirement for Admission to Baptism in the Early Syrian Church. Stockholm, 1951 (Papers of the Estonian Theological Society in Exile 1). 482 «Диатессарон» (τ δια τεσσρων ευαγγελων) — гармония четырех канонических Евангелий, сведенных воедино. — Прим. ред. 483 Энкратизм — от греч. γκρατς (целомудренный). 484

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010