53 Это указывает на единство Сына по существу с Богом Отцом и на совечность Отцу, потому что огненное и светоносное тело немыслимо без сияния, а затем – на нераздельность Их, потому что свет и сияние нераздельны, и на естественное рождение Сына от Отца. 54 πστασις от φιστναι – и, в переносном смысле, предмет, о котором трактуют, сущность дела, в противоположность видимости и в отношении к Богу – лежащая в основании величественного явления Бога Его сущность, заключенная в себе самой. 55 ποιησμενος – общий залог поставлен для обозначения того, что лицо, о котором идет речь, было не только действующим, но и страдающим, т. е. Христос в Своем Лице нес наказание за грехи человеческие. 56 В В. Завете, хотя ангелы и именуются впе elohim, но это имя прилагается к ним как родовое понятие и не употребляется о ком-нибудь одном из них. 57 ταν с сослагательным аор. и с будущим или повелительным следующего глагола имеет смысл латинскаго futuri exacti. 58 Втор.32:43 . Место это взято не из еврейской библии, в которой его не имеется, а из греческого перевода LXX, где оно вставлено как разъяснение к еврейскому тексту, и, притом, вполне прилично. Ап., приводя это место, мог иметь в виду слова Самого Христа об ангелах, как служителях Его в день страшного суда ( Мф.16:27 и 25:31). 59 Русский перевод псалмов (с евр.) придает иной смысл этому месту. По нему, Бог делает Своими служителями, вестниками (не ангелами) огонь, ветер, т. е. употребляет эти явления природы для наказания нечестивых. Но неправильность такого перевода доказывается, во-1-х, тем, что при глаголах со значением: делать чем-либо, употреблять известную вещь на что-либо, за глаголом следующий винительный обозначает дело, или предмет, который на что-либо употребляется, а второй – то, чем этот предмет делается (ср. Быт.41:42 , Исх.23:25, 29:9; 30:25 ; 3Цар.18:22 ; Ос.8:4 и сл.). Во-2-х, если бы слова огонь палящ (πυρς φλγα) были дополнением, а ангелы –определением, то было бы очень странно видеть такое сочетание единственного числа объекта и множественного предиката.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Rozano...

Пс. 81:6 ) 1037 . Таким образом, во Христе вся человеческая история получает заверше­ние и оправдание: первоначальная цель сотворения человека, т.е. обожение, уже достигнута в Самом Христе и в людях, получивших от Него новое рожде­ние. Совершенно очевидно, что взгляды Симеона на предназначение человека полностью соответствуют святоотеческому Преданию, выраженному, в частно­сти, Максимом Исповедником , а также многими дру­гими авторами. Вслед за ними, Симеон развил и уче­ние «сотрудничестве» ( συνεργεα) Бога и человека в деле спасения и обожения человека 1038 . Спасение не навязывается принудительно: оно дается тем, кто соз­нательно выбирает Христа своим Спасителем и Богом. Бог никогда не принуждает человека к чему-либо про­тив его воли; Он желает, чтобы люди служили Ему по своей свободной воле ( ατεξοσνον) и свободному про­изволению ( ατοπροαρετον). Бог не является царем и вождем тех, кто не берет своего креста и не идет за " " Ним (ср. Мф. 16:24 ), поскольку они – исчадия и ра­бы врага 1039 . Человек должен самостоятельно сделать выбор в пользу Бога. Этот выбор предполагает соблю­дение заповедей Божиих, а также борьбу со страстями и грехами 1040 . 923 Более подробное изложение антропологии Симеона см. в: Lascaris. Liberation, 47–118. Изложение святоотеческой ан­тропологии в целом см. в: Wheeler Robinson. Man; Wallace-Hadrill. Nature; Jenkins. Glory. Cp. Wingren. Man (об ан­тропологии Иринея). Ср. также: Allchin (ed.). Image. 924 Ср. Быт. 1:26–27 и Платон. Теэтет 176а-Ь (понятие о че­ловеке как μοωσις Θεφ). Относительно библейской основы этого понятия см.: Lossky. Image, 127–135. О платонических корнях этого понятия см.: Merki. μοοσις, 1–7 925 В целом Симеон весьма скептически относится к «внешней мудрости»; он употребляет слово «эллинский» в уничижительном смысле, высказываясь против «философов и тех, кто учится эллинским книгам»: см. Hymn 21, 55–56 и др. Несмотря на тот факт, что любой византиец, получав­ший среднее или высшее образование, в той или иной сте­пени обладал познаниями в области античной поэзии и фи­лософии,  в  церковных кругах преобладало  отрицательное отношение к греческой философии: идеи Платона и неопла­тоников считались особенно вредными для православия и интерес к ним проявлялся лишь в очень узком кругу интел­лектуалов: см.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

3.26 48. Какая жертва приятна Богу? 3.27 49. О вреде толкования сновидений 3.28 50. Произносить слова примирения следует не духом рвения и гордости, а духом смирения и кротости 3.29 51. Должно терпеть от родителей 3.30 52. Святое таинство брака совершается по воле Всемилостивого Бога 3.31 53. Испытания случаются попущением Божиим для познания человеческих немощей. Память о смерти научит внимать самому себе. Клятва Богу, сделанная без рассуждения, не угодна Богу. Когда предадим себя со смирением, терпением и самоукорением в волю Всемогущего Господа, Господь избавит от всех скорбей 3.32 54. О монастырских испытаниях 3.33 55. Отчаяние доказывает явную гордость. Вражее коварство можно изринуть из сердца молитвой к Богу 3.34 56. «Никто же ко мне приидет, аще не Отец привлечет ко Мне» (Ин., VI, 44) 3.35 57. Совет об отдаче долга 3.36 58. Приобучайте себя к терпению, смирению и самоукорению 3.37 59. Тщеславие лечится хранением совести и неутаиванием помыслов 3.38 60. «Семь раз упадет праведник, и восстанет..» (Пр., XXIV, 16). Следует молиться в часы уныния. Умеренно наслаждайтесь земными благами и пекитесь о вечном спасении 3.39 61. Если после моления чувствуется смущение, то лучше не делать задуманного 3.40 62. «У человек сие невозможно есть, у Бога вся возможна» ( Мф., XIX, 26). Молитва - первейшее и самонужнейшее средство к примирению 3.41 63. «В терпении вашем стяжите души ваши» ( Лк., XXI, 19) 3.42 64. Художество художеств есть дело спасения. Господь ублажает тесный и прискорбный путь, а не пространный 3.43 65. Не оставляйте делать дружеские христианские советы. Не скорбите о неприятностях, ибо они кратковременны и бывают не без воли Божией 3.44 66. Священнослужители, яко молитвенники о нас, заслуживают предпочтение перед прочими 3.45 67. Если будем уповать на Бога, ничто не повредит нам 3.46 68. О необходимости молиться за духовного отца 3.47 69. Господь силен послать благодать для душевного подкрепления 3.48 70. Если упал, паки восстань 3.49 71. Уповающие на Бога никогда не остаются лишены Его даров. Не скорбите, Господь утешит во всем

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=102...

На беседе — роковая трапеза. В трапезе — то вожделенное “отверстие” очей, которого так жаждало человечество на протяжении всей своей истории. Только плод познания оказался смертельно горьким! Это был путь падшего человека. Итак, перед нами два пути. Они очень похожи друг на друга, похожи вплоть до совпадения цели, правда, мнимого совпадения: быть богами (ср. Быт 3:5; Ин 10:34; Пс 81:6). Один из них был показан диаволом. На него устремился человек и оказался одиноким. Другой — предложен Богом; тут нет места тоске и одиночеству! Здесь — с человеком Бог, и Он — Собеседник, Сотрапезник, Царь, вводящий спутника в Своё наследие. Путь новозаветного праведника — путь к заветному плоду — знанию. Это знание не станет “мудростью”, которую “приобрёл” Адам: познать добро и зло, подобно богу. Ведь это “мудрость” диавола, но не Бога. По преподобному Максиму Исповеднику, это горькая ирония Писания, поскольку ведение одной из противоположностей (добра или зла — д. Р. Ш.) производит неведение другой 55 . Заветный плод — дар знания, созидающего праведника в бога, поскольку только бог может знать Бога: Никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть (Мф 11:27). Знать Бога — значит стать подобным Богу, быть похожим на Него (Флп 2:5). Обетование о принадлежности знания человеку в новом завете Иеремии звучит, как видим, в категоричной форме 56 . Такая категоричность может показаться некоей идеализацией нового завета. Именно так воспринял эти слова Писания блаженный Феодорит, высказав мнение, что пророчество может осуществиться только в будущей жизни. “Исполнение сих слов последует в будущей жизни; потому что в ней не будем уже нуждаться во взаимном обучении, когда самые вещи будут ясно открыты, действие страстей прекратится, сделаются тела нетленными, а души неизменяемыми” 57 . В таком случае путь новозаветного праведника у Иеремии — путь посмертный?! Если — да, мы вновь встречаемся с иронией? Следует отметить, что исполнение этого обетования обнажает контраст между новым и прежним заветами.

http://pravmir.ru/novyiy-zavet-v-knige-p...

" Пагуба» хава – это: злые хотения ( Мих.7:3 ); бедствия ( Пс.57 /56:2); губители, носители злых хотений и бедствий ( Пс.94 /93:20). Те, чья «внутренность пагуба» 54 , – «изрекают пагубу» ( Пс.38 /37:13). Внутренность врагов – неиссякаемый источник злых хотений, бедствий и гибельных планов. Эти люди грешат не «поверхностно», а всем существом – нутром, природой. Такие не подлежат никакому вразумлению. Пс.5:10             …гроб открыт – гортань их,                         языком своим оглаживают. «Оглаживают» – в традиционном переводе: «льстят» (LXX; Рим.3:13 ), обманывают с хитростью. Однако льстить, коварствовать можно по-разному. Враги-соглядатаи льстят особенным образом: они делают свои речи «гладкими», как бы «гладят языком». Их подделка под благочестие, их манера речи – гладкая, ровная, спокойная, уветливая. Так говорит человек религиозный и представительный:       «оглаживают – [мягче], чем масло, уста его, и битва – сердце его; нежнее слова его, чем елей, и они суть обнаженные мечи» ( Пс.55 /54:22). Эти манеры известны по Евангелию, и Христос сказал, как распознать таких. «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь побеленным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты; так и вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония» ( Мф.23:27,28 ). Если доверчиво слушать религиозных авторитетов евангельских времен и им подобных (уже в наше время), то обманешься непременно. Не слушать нужно – а нюхать. Их гортань – открытый гроб, из которого пахнет: в нутре такого человека – труп. Поскольку враги-соглядатаи всегда близко к святыне и неотступно караулят, приходится вникать в то, что у них внутри: идущие через гортань слова нужно почувствовать поверх смысла гладких слов – на запах, на дух. Пс.5:11             Обвини их, Боже,                         да падут от советов своих,                         по множеству преступлений отвергни их,                         ибо они воспротивились Тебе.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vragi-...

Единственное выражение в ней: «Ты Иакова избрал Себе, Исава же отринул» (3:16), несколько сходное с новозаветным: «Иакова Я возлюбил, а Исава возненавидел» (Рим.9:13), еще более сходно и даже тождественно с ветхозаветным каноническим изречением пророка Малахии: «Я возлюбил Иакова, а Исава возненавидел» (Мал.1:2—3 и по-гречески в Рим.9и у LXX в Мал.1:2—3 тождественно: γαπησα τον Ιακβ, τον δε Ησαβ μσησα). Стало быть у апостола можно видеть лишь знакомство с этим последним (т. е. кн. Малахии) изречением, а отсюда никаких выводов нельзя сделать. Предоставим будущим исследователям решение этого вопроса. Что касается более поздней части книги (1—2 и 15—16 глл.), то несомненно составителю ее были известны новозаветные писания, так как встречаются изречения из них заимствованные (напр. 3Езд.1­­ Мф.23:37; 3Езд.2­­ Лк.16:9; 3 Езд.2­­ Апок.22:2; 3Езд.2:38—42 ­­ Апок.6 и 7 глл.; 3Езд.15­­ Апок.6:10; 3Езд.16:42—48 ­­ 1Кор.7:27—31). О знакомстве христианских писателей с этой частью не сохранилось сведений, а потому можно лишь говорить о terminus а quo, т. е. не ранее второго века по Р.Х. она составлена. Язык латинского перевода всей книги Ездры, по общему мнению, носит характер языка древне-италийского перевода, появившегося во втором веке по Р.Х. А потому можно думать, что во II веке вся книга уже была не только в греческом оригинале, но и в латинском переводе.    О писателях обеих частей книга одно несомненно, что они принадлежали к иудеям, остались при иудейских воззрениях, хотя второй из них и знал новозаветные книги. Круг идей, символов и верований их чисто иудейский, имеющий себе массу параллелей в иудейских апокрифах и апокалиптике. Христианские универсальные воззрения им совершенно чужды.    Все мессианские чаяния сводятся ко благу одних лишь иудеев (особ. 3Езд.6:55—59; 8:15—16; 13:40—48; 15:56). Несомненно и единогласно, далее, признается современными учеными, что писатель 3—14 глав принадлежал к палестинским иудеям: его символизм и апокалиптика имеют себе параллели в памятниках палестинского иудейства.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3799...

А после — снова молчание. Христос проповедует, наставляет учеников, помогает страждущим, творит чудеса, и только потом мы узнаем, что все это время за Ним следовали и женщины, которые, по слову Евангелия, служили Ему. Можно думать, что и одежда Его, о которой римские солдаты бросали жребий у креста, была делом любви и молчаливой заботы этих женщин. И наконец крест. Все оставили, предали Господа. Не только толпы, следовавшие за Ним в ожидании чудес, но и ближайшие, самые любимые ученики. И наступает час женщин. У креста стоит Мать, но не Она одна. По евангелисту Матфею, там были также и смотрели издали женщины, следовавшие за Иисусом из Галилеи, служа Ему; между ними были Мария Магдалина и Мария, мать Иакова и Иосии, и мать сынов Зеведеевых (Мф. 27:55–56). И когда наступает смерть, они помогают снять Тело с креста и полагают Его в пещерной гробнице. А потом приходят рано утром, чтобы приготовить, омыть и похоронить его. И именно им дано первым услышать победное: Радуйтесь! Что все это значит, на что указывает? Первое, что Евангелие навеки закрепило в женском образе, — это любовь: любовь-забота, любовь-сострадание, любовь-служение, любовь-самоотдача, ничего не требующая взамен. Ученики Христа спорят, кто из них больше, сомневаются, робеют. А про женщин — всего два слова — следовали, служа. Любовь — дело, любовь без сомнений и громких слов, это вечное материнство женщины и вечный ее удел — выкормить, вырастить, отдать себя целиком и в конце концов потерять того, ради кого жила, ибо возмужавшие дети уходят от матерей, чтобы начать, как мы говорим, «самостоятельную жизнь». И вот Евангелие являет нам всю красоту, всю глубину этой жертвенной любви, неизменной и в радости, и в горе, и в смерти. Второе — это верность. Ученики бежали, женщины остались. В страшный час страдания — молчаливое сострадание и верность до конца. Женщины многого не слышали из проповеди Христа. Евангелист прямо утверждает, что они не знали о воскресении, которое наступит за смертью, и потому у них не могло быть никаких надежд, никаких расчетов. Тот, Кого они любили, за Кем последовали, Кому отдали себя и свою любовь, умер на кресте, и, рассуждая по-человечески, все для них рухнуло, не осталось ничего, кроме окровавленного, истерзанного Тела. Но осталась верность. И как просто, но одновременно — с какой полнотой показана нам эта верность без расчета, верность до конца в Евангелии!

http://pravmir.ru/protopresviter-aleksan...

53. Что значит “воплотившийся” и “вочеловечившийся”? Явление Христа не было призрачным, не было лишь видением. Он воистину был не только Бог, но и “совершенный человек”, во плоти и крови, с человеческой душой и волей ( Ин. 1:14 ). По учению Вселенских соборов, божественная и человеческая природа в Иисусе сочеталась – “неслитно” и “нераздельно” (деяния Вселенских соборов, т. 4, Деяние 5). Поэтому Он именуется Богочеловеком, в Его лице Бог соединился со Своим творением. Антиномия – признание истинности за двумя тезисами, которые представляются противоречивыми. В Евангелии мы находим не просто учение, а образ жизни Человека, целиком отдавшего Себя воле Отца. Этим Откровение приобрело живой конкретный характер. “Бог вочеловечился, чтобы мы обожествились” (св. Афанасий). Тема 9. Богочеловек (продолжение) 54. Почему Христос родился от Девы? Избрание Женщины, Которой суждено было стать Матерью Мессии, не могло быть случайным. Она являлась наиболее совершенной представительницей человеческого рода, безраздельно отдавшей Себя Богу. Поэтому Она не могла принадлежать никому, в том числе и мужу, и поэтому Ее Дитя рождается под воздействием творческой силы Духа Божия ( Лк. 1:34-35 ; см. 61). 55. Что значит смерть Христа “за нас”? Почему Его смерть называют Жертвой? Христос отдал Себя ради “искупления” людей ( Мф. 20:28 ). “Искупление” означает выкуп или приобретение себе в удел. Став человеком, Бог соединяется с людьми. Он проходит путь человеческой жизни и разделяет участь всех гонимых за правду ( Ис. 53 ), вплоть до смерти. Целью древних жертв было соединиться с Божеством. В лице Христа Сам Бог осуществляет это соединение. Но в падшем мире Боговоплощение приводит к Голгофе в силу того, что зло мира ополчается против Истины ( Евр. 12:2 ). 56. Почему в “Символе” упомянут Пилат? Это упоминание служит в качестве хронологической даты (ввиду несовершенства древних календарей точная дата Распятия не установлена: предположительно ок. 30 г.; Пилат правил с 27 г. по 37 г.). Этим указанием “Символ” подчеркивает, что евангельские события совершались не “вне времени и пространства”, а в определенный исторический момент.

http://azbyka.ru/katehizacija/vvedenie-v...

53. Что значит «воплотившийся» и «вочеловечившийся»? Явление Христа не было призрачным, не было лишь видением. Он воистину был не только Бог, но и «совершенный человек», во плоти и крови, с человеческой душой и волей ( Ин.1:14 ). По учению Вселенских соборов, божественная и человеческая природа в Иисусе сочеталась — «неслитно» и «нераздельно» (деяния Вселенских соборов, т. 4, Деяние 5). Поэтому Он именуется Богочеловеком, в Его лице Бог соединился со Своим творением. Антиномия — признание истинности за двумя тезисами, которые представляются противоречивыми. В Евангелии мы находим не просто учение, а образ жизни Человека, целиком отдавшего Себя воле Отца. Этим откровение приобрело живой конкретный характер. «Бог вочеловечился, чтобы мы обожествились» (св. Афанасий). Тема 9. Богочеловек (продолжение) 54. Почему Христос родился от Девы? Избрание Женщины, Которой суждено было стать Матерью Мессии, не могло быть случайным. Она являлась наиболее совершенной представительницей человеческого рода, безраздельно отдавшей Себя Богу.. Поэтому Она не могла принадлежать никому, в том числе и мужу, и поэтому Ее Дитя рождается под воздействием творческой силы Духа Божия ( Лк.1:34-35 ; см. 61). 55. Что значит смерть Христа «за нас»? Почему Его смерть называют Жертвой? Христос отдал Себя ради «искупления» людей ( Мф.20:28 ). «Искупление» означает выкуп или приобретение себе в удел. Став человеком, Бог соединяется с людьми. Он проходит путь человеческой жизни и разделяет участь всех гонимых за правду ( Ис.53 ), вплоть до смерти. Целью древних жертв было соединиться с Божеством. В лице Христа Сам Бог осуществляет это соединение. Но в падшем мире Боговоплощение приводит к Голгофе в силу того, что зло мира ополчается против Истины ( Евр.12:2 ). 56. Почему в «Символе» упомянут Пилат? Это упоминание служит в качестве хронологической даты (ввиду несовершенства древних календарей точная дата Распятия не установлена: предположительно ок. 30 г.; Пилат правил с 27 г. по 37 г.). Этим указанием «Символ» подчеркивает, что евангельские события совершались не «вне времени и пространства», а в определенный исторический момент.

http://azbyka.ru/katehizacija/v-pomoshh-...

9 Автократор — чрезвычайно важное понятие в политической теории древности, оно предполагает полную независимость правителя от какой-либо внешней или внутренней силы. 10 Август — имя первого императора, превратившееся в часть императорского титула, прибавляемую к имени. Также см. прим. 4 11 Не совсем понятно, что Евсевий имеет в виду. Константин умер в Аквирионском дворце в Никомидии. После смерти его тело было перевезено в Константинополь и там он был похоронен в храме Св. Апостолов. Единственное время, когда его тело находилось в царском дворце это момент между привозом его из Никомидии и приездом его сыновей, т.е. очень небольшой промежуток времени (см. кн. IV, 67—68 что Евсевий либо начал писать свое сочинение в это время, либо присоединил к уже готовому сочинению это вступление. 12 Изображения предков — покровителей домашнего очага, весьма почитались как в Греции, так и в Риме. Им приносили жертвы, воскуряли фимиам, каждый полноправный гражданин того или иного города всегда был жрецом родового бога — предка. Конечно, в начале IV в. это почитание уже не было таким всеобщим, но остатки его несомненно сохранялись в среде языческой аристократии, на что указывает, например, указ Максимина Дайи, о котором упоминает Лактанций («О смерти гонителей», XXXVI), который обязывает декурионов преследовать христиан и ежегодно приносить жертвы помимо «старых жрецов». 13 Изображения богов в Греции и Риме раскрашивались, краски при этом приготовлялись на основе растопленного воска. Умершие часто изображались не в качестве бюста или статуи, а в виде настенных росписей. 14 Имеется в виду широко распространенный в Греции обычай надписывания на могиле умерших эпитафий, восхваляющих их деяния и обычно пишущихся от первого лица. 15 Скорее всего, Евсевий имеет в виду Деяния Апостольские (напр. Деян.7:55—56). 16 Флавий Валерий Константин I Великий (27.02.272(?)-22.05.337), римский император с 25.07.305. 17 Мф. 5:14—16. 18 Титаны — в греческой мифологии дети Геи и Урана, составляли доолимпийское поколение богов. Основной мифологический сюжет о титанах — титаномахия — восстание титанов против богов.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2859...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010