Глава 4 " И Сам Иисус был годов около тридцати» (ср. Лк.3:23 ), когда пришел принять крещение от Иоанна, – что сделал, дабы постыдить маркионитов. Ибо если бы не облекся плотию, то зачем бы приступил к крещению? Ведь Божественная природа не нуждается в крещении. Далее то, что Он был тридцати лет, также удостоверяет нас в Его человечестве. И говорит: «оставь теперь, чтобы нам исполнить всякую правду» (ср. Мф.3:15 ), – ибо освободители и цари от священников получали помазание и закон. Как облекся плотию и открылся, (став) подверженным нуждам (тела), так и к крещению приступил для того, чтобы засвидетельствовать истинность своего человечества, – преимущественно же для того, чтобы крещением Своим положить конец крещению Иоанна, так как Он снова крестил тех, кто были крещены Иоанном. Этим показал и сделал ясным, что Иоанн только до Его прихода совершал крещение, ибо истинное крещение открыто Господом нашим, Который соделал его свободным от наказаний закона 69 . И говорит: «оставь теперь» ( Мф.3:15 ), – дабы не входить вором во двор овчий и чтобы постыдить фарисеев, которые по гордости презирали крещение Иоанна, и вместе с тем почтить смирение своего вестника, как сказано: «Всякий, кто унижает себя, возвысится» (ср. Мф.23:12 , Лк.14:11, 18:14 ). И поскольку Иоанн объявил: «я недостоин... развязать ремень обуви Его» ( Мк.1:7 , Лк.3:16 , Ин.1:27 ), то Господь наш взял его десницу и возложил на главу Свою. «Оставь,.. чтобы нам исполнить всякую правду» (ср. Мф.3:15 ), ибо Иоанн был как бы пятою закона: «закон и пророки до Иоанна» ( Лк.16:16 ), – Христос же – началом Нового Завета. Итак, Христос через крещение облекся правдой Ветхого Завета, дабы принять совершенное помазание и Своим ученикам передать его полным и неповрежденным; Он положил конец крещению Иоаннову вместе с законом. Христос крещен был в правде, так как был без греха, но Сам крестил в благодати, так как прочие люди были грешниками. Он отменил закон Своей правдой, и крещение (Иоанна) прекратил Своим крещением. Далее.

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/to...

Не прейдет род сей, как всё сие будет: почему конец света не случился еще при жизни апостолов? Источник Скачать epub pdf Постановка проблемы, основные цитаты Действительно, в Новом Завете можно найти немало высказываний, в которых, как кажется на первый взгляд, говорится о том, что Христос должен прийти во славе (то, что принято называть Вторым пришествием) уже во время земной жизни апостолов (или некоторых из них). Вот основные цитаты, выражающие указанную идею: Ибо истинно говорю вам: не успеете обойти городов Израилевых, как приидет Сын Человеческий ( Мф.10:23 ). Истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Сына Человеческого, грядущего в Царствии Своем ( Мф.16:28 ; Мк.9:1 ; Лк.9:27 ). Истинно говорю вам: не прейдет род сей, как всё сие будет ( Мф.24:34 ; Мк.13:30 ; Лк.21:32 ). Ибо сие говорим вам словом Господним, что мы, живущие, оставшиеся до пришествия Господня, не предупредим умерших, потому что Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде; потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем. ( 1Фес.4:15–17 ). Се, гряду скоро ( Откр.3:11, 22:7, 12:20 ). Сразу следует заметить, что все указанные фрагменты можно истолковать в ином смысле, необязательно видеть в них идею пришествия Христа при земной жизни апостолов. Рассмотрим их по порядку. «Ибо истинно говорю вам: не успеете обойти городов Израилевых, как приидет Сын Человеческий» (Мф. 10:23) У этих слов есть два варианта объяснений: или применительно к ближайшим событиям земной жизни Христа, или эсхатологическое 1 . Толкование в ближайшем историческом контексте может быть таким: Он отправил их на проповедь по иудейским городам, в это время Сам хотел уединиться. Однако Христос им как бы говорит: не падайте духом, скоро мы с вами воссоединимся. Такое понимание поддерживает святитель Иоанн Златоуст : «Господь говорит не о тех гонениях, которые имели быть после, но о тех, которые долженствовали быть прежде распятия и страдания Его» 2 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Скачать epub pdf Глава 13 Ответ Господа сказавшим Ему о Галилеянах (1–5). Притча о смоковнице (6–9). Исцеление скорченной женщины и речь по этому случаю (10–17). Притчи: о зерне горчичном (18–19) и о закваске (21–21). Речь по поводу вопроса о числе спасающихся (22–30). Ответ сказавшим Ему о злоумышлении против Него Ирода (31–33) и скорбь об Иерусалиме (34–35). Лк.13:1 . «Рассказали Ему о Галилеянах» и пр.: кто были рассказывавшие и с какой целью было рассказано это Господу, не видно из самого повествования, и догадки здесь были бы неуместны. Может быть, это была новость дня и притом такая необыкновенная; может быть, если рассказчики были враги Господа, они ожидали, что Господь скажет по этому случаю о правителе иудейском что-либо такое, за что можно будет обвинить Его, как оскорбителя властей. – «Галилеянах»: см. прим. к Мф.2:22–23 . – «Пилат»: см. прим. к Мф.27:2 . – «Смешал кровь с жертвами их»: что это был за случай, неизвестно: Флавий не упоминает о нем, и говорится о нем только в этом месте Евангелия. По-видимому, случай был такой, что в то время, как несколько Галилеян приносили жертву во дворе храма, где был жертвенник (см. прим. к Мф.21:12 ), они были умерщвлены, по приказанию тогдашнего правителя Иудеи – Пилата, и римские воины, исполнявшие это повеление, так жестоко исполнили его, что кровь приносивших жертву смешалась с кровью их жертв. Галилея в то время не подлежала управлению Пилата, а управлялась Иродом Антипой (см. прим. к Мф.2:22 ) и поступок Пилата представляется диким самовольством. Но от Пилата, судя по его характеру, можно было ожидать всего. Не находится ли в связи с этим поступком то, что Пилат был во вражде с Иродом ( Лк.23:12 )? Галилеяне того времени были склонны к народным волнениям (Иосиф, Древ. 17, 9, 3); даже на праздниках в Иерусалиме нередко возбуждали народные движения; не было ли чего подобного и в этом случае? А Пилат был не такой человек, который задумался бы прекратить подобные движения самыми жестокими мерами, не смотря ни на святость места (храм), ни на то, что подлежащие казни не подлежат его управлению по закону. Блаж. Феофилакт догадывается, что это были последователи Иуды Галилеянина, произведшего народное возмущение, по случаю переписи в Иудее, около времени Рождества Христова ( Деян.5:37 ). Во всяком случае, в этом событии нет ничего невероятного.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Скачать epub pdf Предисловие Настоящая книга посвящена притчам Иисуса Христа, содержащимся в трех синоптических Евангелиях – от Матфея, Марка и Луки. Книга продолжает серию исследований, посвященных жизни и учению Иисуса Христа. В соответствии с общим замыслом серии ее основная тема разделена на крупные тематические блоки: 1) рождение и детство Иисуса, начало служения; 2) Нагорная проповедь ; 3) чудеса; 4) притчи; 5) Иисус в Евангелии от Иоанна; 6) Страсти и воскресение. Каждому тематическому блоку соответствует одна книга. В истории человечества не было другого учителя, который использовал бы жанр притчи столь же широко и последовательно, как это делал Иисус Христос . Унаследовав этот жанр от Ветхого Завета, Он расширил его возможности до такой степени, довел искусство притчи до такого совершенства, что никто из Его последователей – ни в первом, ни в других поколениях – не обращался к жанру притчи 1 . Мы не находим притч ни в книге Деяний, ни в соборных посланиях, ни в посланиях Павла, ни в творениях мужей апостольских, ни в сочинениях отцов Церкви (за исключением единичных случаев, скорее напоминающих сравнения и метафоры, чем полноценные притчи, подобные сюжетным притчам из синоптических Евангелий). В Своей речи Иисус часто прибегал к образам, сравнениям, заимствованным из повседневной жизни или из мира природы. Однако не все эти сравнения можно отнести к жанру притч. Так, например, в Нагорной проповеди ученики названы солью земли и светом мира ( Мф. 5:13–16 ): это сравнение, но не притча. Далее в той же проповеди Иисус предлагает ученикам взглянуть на птиц небесных, которые ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы, и на лилии полевые, которые ни трудятся, ни прядут ( Мф. 6:26, 28 ). Эти сравнения указывают на заботу Бога о человеке и призваны проиллюстрировать главную мысль, развиваемую на конкретном отрезке текста Нагорной проповеди : Итак, не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться?.. Не заботьтесь о завтрашнем дне… ( Мф. 6:31, 34 ). Но они также не являются притчами. К числу притч можно отнести только завершение Нагорной проповеди – слова о муже благоразумном, построившем дом на камне, и о человеке безрассудном, построившем дом на песке ( Мф. 7:24–27 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

1 Игнатий (Брянчанинов), святитель. Сочинения. Т. 1. СПб., 1905. С. 140. 2 О терпении в молитве. «Прибавление к творениям святых отцов». 1855. Ч. 14. С. 398. 3 Булгаковский Д., священник Молитва – царица добродетелей. СПб., 1893. С. 4. 4 Остроумов С., протоиерей. Жить – любви служить. М., 1900. С. 53. 5 Размышление о молитве Господней. «Христиан-ское Чтение» (Дальше: «Хр. Чт.»). 1822. Ч. 6. С. 340. 6 Иоанн Златоуст, святитель. Творения. Т. 1. Против аномеев VII. СПб., 1895. С. 557. 7 Мф. 14:23; 26, 36—45; 27, 46; Лк. 2:42; 5, 16; 6, 12, 22, 41—42; Евр. 5:7. 8 Мф. 26:41; Лк. 21:36. 9 Мф. 6:9. 10 Еф. 6:18; Фил. 4:6; Кол. 4, 2 и др. 11 Иоанн Лествичник, преподобный. Лествица. Сл. 28. Гл. 2. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1901. С. 233. 12 Макарий Египетский, преподобный. Духовные беседы, послания и слова. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1904. С. 337 13 Там же. С. 349. 14 Иоанн Златоуст, святитель. Творения. Т. 2. Слово о молитве 1. СПб., 1896. С. 831. 15 Святоотеческие наставления о молитве и трезвении или внимании в сердце к Богу и истолкование молитвы Господней словами святых отцев. М., 1889. С. 149 (преподобный Иоанн Лествичник). (Дальше: Святоотеческие наставления о молитве и трезвении); «Хр. Чт.» 1829. Ч. 34. С. 17 (святитель Иоанн Златоуст). 16 Иоанн Златоуст, святитель. Творения. Т. 1. Против Аномеев V. СПб., 1895. С. 532. 17 Иоанн Златоуст, святитель. Творения. Т. 1. Против Аномеев VII. СПб., 1895. С. 558. Ефрем Сирин, преподобный. Творения. Ч. 3. Сл. 64. М., 1849. С. 285. Григорий Нисский, святитель. Творения. Ч. 1. О молитве. Слово 1. М., 1861. С. 384—385. Иоанн Лествичник, преподобный. Лествица. Сл. 28. Гл. 1. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1901. С. 232. 18 Письма о христианской жизни. СПб., 1880. С. 361. 19 Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться. М., 1904. С. 57. 20 Письма о христианской жизни. Указ. изд. С. 361. 21 Цит. по книге: Схимонах Иларион. На горах Кавказа. Беседа двух старцев пустынников о внутреннем единении с Господом наших сердец чрез молитву Иисус Христову или духовная деятельность современных пустынников. Баталпашинск, 1910. С. 19.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3553...

Митрополит Иларион: Задумываясь о подвиге святых, мы должны, прежде всего, помнить о том, что они были такими же людьми, что и мы с вами 16 июня, 2014. Митрополит Иларион (Алфеев) Из истории христианской Церкви нам известно о различных путях к святости во все времена. 16 июня. ПРАВМИР. 15 июня 2014 года, в Неделю 1-ю по Пятидесятнице, Всех святых, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион совершил Божественную литургию в столичном храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке. После богослужения митрополит Волоколамский Иларион обратился к верующим с архипастырским словом, — сообщает Служба коммуникации ОВЦС : «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! В первое воскресенье после праздника Пятидесятницы Церковь вспоминает всех святых. Это празднование установлено для того, чтобы мы осознали, как в жизни человечества и в жизни Церкви действует благодать Святого Духа, которая столь обильно сошла на апостолов в день Пятидесятницы. Мы слышали в сегодняшнем евангельском чтении слова Господа Иисуса Христа о том, что апостолы воссядут на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых (см. Мф. 19. 28). Эти слова были сказаны в ответ апостолу Петру, который спросил Спасителя: «Мы оставили всё и за Тобой последовали; что будет нам?» (см. Мф. 19. 27). Ведь мы помним, что Господь никогда Своим ученикам ничего не обещал. Он говорил: «Идите за Мною и оставьте мертвым погребать своих мертвецов» (см. Мф. 8. 22). Он обращался к ним со словами: «Бросайте свои рыболовные сети, и Я сделаю вас ловцами человеков» (см. Мф. 4. 19). Но Он никогда не сулил им награду за то, что они оставили дома, семьи, близких, свои дела и последовали за Ним. И вот, наконец, Петр решается спросить Своего Учителя: «А все же, что нам будет? Ведь мы все исполнили, что Ты сказал. Мы бросили все и за Тобой последовали. Что нам за это будет?». И Господь отвечает ему словами, которые вряд ли он или другие апостолы смогли тогда понять. А между тем, именно апостолы стали тем первым ликом христианской святости, который просиял еще в Ibeke по Рождестве Христовом. Апостолы стали первыми мучениками за Христа, отдавшими свои жизни за проповедь Евангелия, и от них начинается бытие Поместных Церквей везде, кроме Иерусалима, где Церковь основал Сам Господь наш Иисус Христос. Поэтому первое поколение святых – это апостолы. Неслучайно в иконостасе православного храма, если это многоярусный иконостас, один из ярусов непременно посвящен апостолам как первым христианским святым и первым мученикам за Христа.

http://pravmir.ru/mitropolit-ilarion-zad...

Скачать epub pdf 32. Преображение Господне. О Фаворском свете Об этом великом событии из жизни Спасителя сообщается у трёх евангелистов-синоптиков. Прежде чем говорить о самом Преображении евангелисты повествуют о том, как Иисус Христос готовил апостолов к уразумению того особого значения, какое оно имело и в отношении Его Самого, и апостолов. Так они повествуют, что Иисус Христос перед Своим Преображением говорил апостолам, что Сыну Человеческому предстоит много страдать, быть убиту и в третий день воскреснуть ( Лк. 9:22 ; Мк. 8:31 ; Мф. 16:21 ). Говорил также, что Его последователи должны отвергнуть себя, взять крест свой и следовать за Ним – своим Учителем и Господом ( Лк. 9:28 ; Мк. 8:34 ; Мф. 16:25 ). Предупреждал также, что потерявший ради Него душу свою на земле сохранит её для Царства Божия на небе ( Лк. 9:24 ; Мк. 9:2 ; Мф. 16:25 ), пророчески указывал, что уже и теперь есть некоторые, которые не вкусят смерти, как уже видят Царство Божие, пришедшее в силе ( Мк. 9:1 ; Лк. 9:27 ) и Сына Человеческого, грядущего в Царствии Своём ( Мф. 16:28 ). Как видно, во всех этих высказываниях Спаситель говорит не только о себе, но и о Своих последователях, тесно связывая их жизненный путь со Своим искупительным подвигом. Известно, что как еврейский народ, так и апостолы чаяли, что Мессия-Христос будет земным царём еврейского народа, принесёт им материальное благополучие и свободу от римского господства. Но, однако, другое, как мы видим, предвещал им Христос: крестный путь на земле и блаженство в Царстве Отца на небе. Трудно было сразу же апостолам, как и всем евреям, переменить свои исторические сложившиеся воззрения на Мессию и на свою роль в Его царстве, трудно было совершить им психологическую перестройку, чтобы быть готовыми к восприятию Иисуса Христа как подлинного Мессию. И вот, как бы желая предоставить апостолам некоторое время для этой перестройки, Иисус Христос за 6–8 дней до Преображения ничего не творит, не совершает никаких чудес, не проводит бесед и встреч с народом. Так, по крайней мере, следует из умолчания обо всём этом всех трёх евангелистов. А если, однако, что-либо и совершилось, то не оставило глубокого следа ни в сознании, ни в памяти апостолов, а потому не отразилось и в Евангелии.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vete...

Приложение к главе 9 Иерей Геннадий Егоров. Священное Писание Ветхого Завета П.А.Юнгеров кн. 2, с. 332]. «Господь Иисус Христос в пророчестве о кончине мира сказал: егда убо узрите мерзость запустения, реченную Даниилом пророком, стоящу на месте святе: иже чтет да разумеет, тогда сущии во Иудеи да бежат в горы (Мф. 24:15-16). Здесь утверждается не только существование самого пророка Даниила, но и подлинность его важнейшего пророчества о седьминах (Дан. 9:25-27), причем это пророчество признается «реченным» Даниилом, хотя оно было открыто ему Гавриилом (Дан. 9:21-27), «речено» же оно в том смысле, что записано и предано Церкви пророком Даниилом. Таким образом, Иисус Христос утверждает вполне подлинность и достоверность книги, а также и богодухновенно пророчественный характер ее. Господь Иисус Христос разъясняет исполнение и другого пророчества Даниила: узрят Сына человеческаго, грядуща на облацех небесных с силою и славою многою (Мф. 24:30=Дан. 7:13-14). Из ветхозаветных пророков Даниил преимущественно и исключительно в мессианском смысле употреблял наименование «Сын человеческий» (Дан. 7:13), и Иисус Христос это наименование часто усвоял Себе (Мк. 14:62; Мф. 8:20; 9:6; 10:23), чем также утвердил пророчественный характер книги Даниила и его служения». П.А.Юнгеров кн. 2, с.323 – 324]. «Книга пророка Даниила, подобно писаниям Ездры и Неемии, написана на двух, хотя и сродных между собою, языках: еврейском и арамейском. На еврейском написаны первая глава, составляющая как бы введение ко всей книге, четыре стиха второй и последние пять глав (8–12); на арамейском: Дан. 2:4 – 7:28. Трудно выяснить причину такого двоязычия. Конечно, пророк, в юности взятый в Вавилон и обученный при дворе халдейской мудрости, свободно владел арамейским языком и мог свободно писать и говорить на обоих языках. Но это еще не ответ. У Ездры, как мы видели, на арамейском языке преимущественно излагаются иноземные царские указы и письма в подтверждение их исторической точности (1 Езд. 4:11-22; 5:6-17).

http://sedmitza.ru/lib/text/431657/

Разделы портала «Азбука веры» Юмор — 1) интеллектуальная способность подмечать и обнаруживать внешним образом в ком-либо, чем-либо их комичные, смешные стороны; 2) конкретный результат проявления этой способности. Чувство юмора связано с умением субъекта видеть противоречия в окружающем мире. Способность к выражению положительных эмоций посредством улыбки и смеха присущи человеку по природе. Хотя, нужно отметить, в силу испорченности человека грехом, эта способность не всегда употребляется им в точном соответствии с требованиями нравственного закона. На страницах Священного Писания можно видеть примеры того, что можно считать проявлением иронии. Так, например, пророк Илия посмеивается над бессилием идолопоклонников ( 3Цар.18:27 ), а Господь Иисус Христос говорит о лицемерах, используя забавные образы и описания ( Мф.11:16-19; 23:24; 23-27 ). Одно из чудес, совершённых Иисусом, скорее напоминает шутку, чем полноценный рассказ о чуде ( Мф.17:24-27 ). Поучения и поступки святых изобилуют проявлением юмора. Прп. Амвросий Оптинский давал свои наставления в форме шутливых стихотворений. Полезным видом юмора является самоирония. Использование доброго уместного юмора может благотворно воздействовать на душу человеческую, поддерживая человека во время скорби или помогая лучше увидеть недостатки, скрытые глубоко в сердце. Неуместный юмор От доброго юмора следует отличать то, что построено на служении плотским страстям, оскорблении Бога, Церкви и достоинства человека. Многое из того, что считается «хорошим юмором» в современной культуре, на самом деле является лишь проявлением греховных страстей. « Сквернословие и пустословие и смехотворство не приличны вам, а, напротив, благодарение » ( Еф.5:4 ), – учит апостол Павел. Нарушением 3й Заповеди Декалога часто являются анекдоты, в которых участником ставят Бога; богохульство . Христианин призван удаляться от всего этого, от всякой непристойности и неумеренности. Однако наличие хорошего чувства юмора, при должном употреблении, может быть полезной способностью для христианина. Цитаты о юморе

http://azbyka.ru/jumor

Первое соборное послание святого апостола Петра в изданиях Нового Завета на русском языке находится после соборного Послания апостола Иакова. Святой апостол Петр — это пример решимости, мужества и любви ко Христу. Имя Петр означает «камень» (см.: Мф. 16, 18). Но одновременно в образе апостола Петра мы видим всю реальность того, что сила Божия совершается в немощи (см.: 2 Кор. 12, 9). Апостол Петр трижды отрекся от Христа во дворе первосвященника (см.: Мф. 26, 69–75; Мк. 14, 66–72; Лк. 22, 55–62; Ин. 18, 15–18, 18, 25–27) и не сразу поверил в то, что Господь воскрес из мертвых (см.: Лк. 24, 12). Апостол Петр от лица всех апостолов исповедует Христа Сыном Бога Живого (см.: Мф. 16, 16), но и в страхе произносит отречение. Личный опыт апостола Петра нашел сильное отражение в этом Послании, цель которого — укрепить веру во время гонений. Кто такие христиане? Конечно, этого вопроса в тексте Послания нет. Но практически вся первая глава и часть второй главы являются ответом на этот вопрос. Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, по великой Своей милости возродивший нас воскресением Иисуса Христа из мертвых (1 Пет. 1, 3),— пишет апостол Петр. До Воскресения Христова все мы были мертвыми, и только когда гроб, в котором лежало тело Иисуса (Ин.20, 12), оказался пуст, мы обрели жизнь. И живем мы для приобщения к упованию живому, к наследству нетленному, чистому, неувядаемому, хранящемуся на небесах для вас (1 Пет. 1, 3–4). Поэтому мы должны радоваться: О сем радуйтесь, поскорбев теперь немного, если нужно, от различных искушений, дабы испытанная вера ваша оказалась драгоценнее гибнущего, хотя и огнем испытываемого золота, к похвале и чести и славе в явление Иисуса Христа (1 Пет. 1, 6–7). Добродетельная жизнь между язычниками Свет добрых дел Жизнь христианина — это пример для других. Поэтому христианам следует провождать добродетельную жизнь между язычниками, дабы они за то, за что злословят вас, как злодеев, увидя добрые дела ваши, прославили Бога в день посещения (1 Пет.

http://pravoslavie.ru/70327.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010