Закрыть itemscope itemtype="" > Русский обычай Очерк о языческом и христианском в народном календаре. Часть 3 15.02.2019 1187 Время на чтение 21 минут Часть 1 Часть 2 «НА РУСИ ХРИСТА СЛАВЯТ, А ИУДЕЕВ КЛЯНУТ...» Христос, иудеи и христиане первых веков... Видимо, от любви к своему народу, любви, слепящей глаза, как слепит яркое солнце, но думаю, что Древняя Русь все же была душевно приуготовлена к принятию христианства. Российские народоведы-атеисты, благотворящие язычеству, нежели христианству, похоже, грешили перед правдой, когда толковали о том, что Русь крестилась копьем и мечом, что русский народ противился Святому Креще­нию и яро отстаивал болванов, деревянных и каменных. Какая уж ярость, коль так быстро улетучились из памяти былые идолы?! Доказательством того, что ветхий русс был предрас­положен к принятию христианства, может служить и само избрание веры равноапостольным князем Владимиром, который до крещения жил закоренелым язычником, плотски ублажая пять жен и тьму наложниц. А ведь Древняя Русь могла духовно облачиться и в мусульманство, а скорее всего, в иудаизм, по примеру несчастной Хазарии, но само Божие Прови­дение, кое душа русская чудом сумела услышать, даровало Руси Православие. В «Истории Государства Российского» Николая Ка­рамзина по сему поводу записано: князь Владимир «выслушав Иудеев, (...) спросил, где их отечество? " В Иерусалиме, - ответствовали проповедники, - но Бог во гневе Своем расточил нас по землям чуждым " . " И вы, наказываемые Богом, дерзаете учить других?- сказал Владимир;- мы не хотим, подобно вам, лишиться своего отечества. (...) Нетрудно было уверить язычника разумного в великом превосходстве Закона Христианского. (...) Христианство, представляя в едином, невидимом Боге Создателя и Правителя вселенной, нежного Отца людей, снисходительного к их слабостям, и награждающего добрых- здесь миром и покоем совести, а там, за тьмою временной смерти, блаженством вечной жизни, - удовлетворяет всем главным потребностям души человеческой». Избрав спасительное цареградское Православие, русские, будучи титульной нацией в многонациональной Российской Империи, терпимо относились к исламу, буддизму и даже шаманизму ...блуждают во тьме... и настороженно, а порой и воинственно - к иудаизму, ибо, согласно Евангелию, кровь Спасителя мира и на потомках распявших Христа: «Кровь Его на нас и на детях наших». (Мф.27:23, 25). Неприятие иудеями Христа Спасителя породило не токмо церковное, а и мирское, политическо-идеологическое противостояние двух народ, еврейского и русского; вот почему в очерке о русской этике изрядно страниц посвящано иудаизму.

http://ruskline.ru/analitika/2019/02/16/...

Концепция миссионерской деятельности Русской Православной Церкви марта 2007 27 марта 2007 года на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви утвержден документ " Концепция миссионерской деятельности Русской Православной Церкви " , разработанный Синодальным миссионерским отделом Московского Патриархата. Концепция миссионерской деятельности Русской Православной Церкви (в формате Word) Содержание       ПРЕАМБУЛА       ЗАКЛЮЧЕНИЕ Преамбула Миссия (свидетельство) - проповедь для пробуждения веры - присуща самой природе Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви 1 и заключается в провозглашении Благой вести всему миру: " Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари " (Мк. 16, 15). Она направлена на спасение каждого человека. Православная Церковь именуется Апостольской не только потому, что члены Церкви " утверждены на основании Апостолов " (Ефес. 2, 20), но и особенно потому, что через неё проповедь апостолов Иисуса Христа продолжается до сего дня. Она непрерывно растёт как единосущная той Церкви, которая родилась в День Пятидесятницы, когда крестилось " душ около трех тысяч " (Деян. 2, 41). Миссия, как апостольство, всегда составляла главнейшую из обязанностей церковных людей как исполнение заповеди Господа Своим ученикам: " Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча соблюдать их все, что Я повелел Вам " (Мф. 28, 19-20). Миссия Церкви направлена на освящение не только человека, но и тварного мира, всех сфер жизни: " Сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих. Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне; и не только [она], но и мы сами, имея начаток Духа, и мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего " (Рим. 8, 21-23). Богословское понимание православной миссии основывается на её тринитарном измерении: источник миссии - в Пресвятой Троице, Которая выражает Себя через послание Иисуса Христа Отцом и ниспослании на апостолов Святого Духа (Ин. 20, 21-22). Послание Иисуса Христа включено в план Домостроительства нашего спасения, " ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную " (Ин. 3,16).

http://mitropolia.spb.ru/docs/kontseptsi...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ОБОЖЕНИЕ [Греч. θεοποησις, θωσις], святоотеческое понятие, обозначающее преображение человеческой природы под воздействием Божественной благодати, в результате к-рого человек постепенно уподобляется Богу, становясь, по выражению св. отцов, «богом по благодати». Учение об О. в святоотеческих творениях использует также выражения «усыновление Богу» (υοθεσα τ Θε), «уподобление Богу» (μοωσις τ Θε), «сыны Божии» (υο το Θεο), «богоподобие» (μθεος ) и др. При О. человеческая природа не изменяет свой онтологический статус, т. е. человек не становится Богом по существу, но постепенно, как объясняет прп. Иоанн Дамаскин, изменяется способ его существования: «В силу свойственного человеку тяготения к Богу Он сотворил человека - что составляет предел тайне - превращающимся в бога по причастию к божественному озарению, но не переходящим в Божественную сущность» ( Ioan. Damasc. De fide orth. II 12). Благодаря О. человеческое естество, будучи тварным и ограниченным, способно воспринимать Божественную силу и обретать единство с Богом, не исчезая в Нем. О. происходит вслед. двух Божественных даров человеку. Первый - создание его по образу Божию (Быт 1. 26-27), в результате чего каждый человек имеет внутреннее ведение о Боге, естественное стремление к Нему и возможность вступить в общение с Ним. Второй дар - воплощение Сына Божия, соединившего в Себе Божество и человечество и даровавшего возможность единения с Богом каждому из людей. Святоотеческое учение об О. кратко сформулировано в известной фразе: «Бог стал человеком, чтобы человек стал богом», которая восходит к формулировкам сщмч. Иринея Лионского, свт. Афанасия I Великого , архиеп. Александрийского, и др. св. отцов. Путь О. начинается в земной жизни человека, но продолжится и осуществится в полной мере в буд. вечном Царстве Христовом. Недосягаемой вершиной и целью О. является совершенство Самого Бога: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф 5. 48). Благодатное изменение происходит не собственными человеческими силами, а посредством благодати Божией, при условии сотрудничества (συνεργα ) Бога и человека. Человеческая личность и душа при этом не исчезают и не сливаются с Богом, а становятся богоподобными, их возможности раскрываются в своей полноте. Вся аскетическая практика правосл. Церкви ориентирована на достижение этой цели, главное условие О.- любовь к Богу и к людям, а важнейшие средства - молитва, таинства Церкви, благоговейное познание и старательное исполнение воли Божией.

http://pravenc.ru/text/обожении.html

На пути к загадочной святыне (+ ФОТО) Даже школьники не так шумят и толкаются, как обычно на экскурсии с классом. Здесь все – паломники. Волнение. Что-то среднее между тем, что испытываешь перед экзаменом или перед встречей, после долгой разлуки, с любимой: – Справлюсь ли? Как это будет? А как она меня встретит? То ли это будет, на что я так надеялся? 22 апреля, 2011 Даже школьники не так шумят и толкаются, как обычно на экскурсии с классом. Здесь все – паломники. Волнение. Что-то среднее между тем, что испытываешь перед экзаменом или перед встречей, после долгой разлуки, с любимой: – Справлюсь ли? Как это будет? А как она меня встретит? То ли это будет, на что я так надеялся? Источник: РИА Новости «Высокое паломничество» к Туринской Плащанице – величайшей святыне христианства и, быть может, самому таинственному артефакту мира. Одни считают Туринскую Плащаницу подлинным погребальным полотном Иисуса Христа, другие – средневековой подделкой. Главный редактор RussiaProfile.org Андрей Золотов проделал путь паломника к Плащанице вместе с группой Храма святой мученицы Татианы Московского Университета. Фото — Юлии Маковейчук. Справка: Туринская плащаница (итал. Sindone di Torino) — христианская реликвия, четырёхметровое льняное полотно, в которое, по преданию, Иосиф из Аримафеи завернул тело Иисуса Христа после Его Крестных страданий и смерти (Мф.27:59-60). В настоящее время хранится в соборе Святого Иоанна Крестителя в Турине. Плащаница представляет собой льняную ткань размером 4,39 на 1,15 метра. При определенном рассматривании можно увидеть на полотне негативное изображение человека со сложенными на груди руками. На ткани видны следы крови, вытекшей из ран на запястьях, ступнях и на боку. Для ясного понимания того, как смотреть и куда, нужно представлять, как именно был обвит саваном Спаситель. На полностью развернутое полотно Тело Иисуса было положено спиной вниз таким образом, что голова приходилась на середину ткани, а ноги протягивались к одному из краев. Свободной половиной полотна Спаситель был накрыт (обернут) сверху. Поэтому на одной части савана мы можем увидеть очертания спины, пяток, затылка Спасителя, а на другой — Его лик, скрещенные на груди руки.

http://pravmir.ru/na-puti-k-zagadochnoj-...

Нужным почел я, возлюбленный, и последующее за сим включить в сию памятную запись, чтоб ты, читая, помолился Господу о мне грешном и посрамленном своими делами, и чтоб даровано мне было отпущение грехов, и сотворил я плод, благоугодный Ему, прежде нежели изыдет страшное повеление взять душу мою от тела моего. Тогда исчезнет вся оболочка человеческая. Горе тогда оскорбившему Господа Бога нашего и не покаявшемуся! Станет искать он того времени, которое погубил в нерадении, и не найдет. Итак восплачем пред Богом нашим, чтоб обрести у Него щедроты. Пока есть у нас время, побережем себя, и снищем благоволение Господне. Не о деньгах у нас забота; если и лишится кто их, то может вместо них приобрести другие. У нас в опасности душа; если погубим ее, то не можем уже возвратить, по написанному: кая польза человеку, аще мир весь приобрящет, душу же свою отщетит? или что даст человек измену за душу свою? Приити бо имать Сын человеческий во славе Своей, и тогда воздаст коемуждо по деянием его (Мф.16:26.27). Если же есть воздаяние, и ни одно из дел наших не может укрыться от Бога; то почему не делаем мы доброго, чтоб воздано было нам добром, и не удерживаемся от зла, чтоб не постигли нас беды, как написано: удалися от неправеднаго, и не убоишися, и трепет не приближится тебе (Исх.54:14)? Стыжусь сказать, но по причине нерадения, какому преданы я и подобные мне ленивцы, не могу умолчать, что мирские воины, получая от царя бедные дары, усердно, не боясь даже смерти идут за него в опасность; а тем паче мы, имея такие обетования, обязаны не изменять делу правды, чтоб спастись от будущего суда. Не как с врагом будем обходиться с душою своею, которую желает присвоить Себе Бог. Размыслим, что не можем мы перенести солнечного зноя и жара в горячке: как же пренебрегаем огнем неугасимым? Но Бог да наставит нас на путь советом Своим, и да покроет крепкою Своею рукою во веки веков! Аминь. Глава 1 Блаженны - город, в котором царствуют благочестивые, и корабль, которым правят опытные, и монастырь, которым управляют воздержные. Но горе тому городу, в котором царствуют нечестивые, и тому кораблю, которым правят неопытные, и тому монастырю, которым управляют сластолюбивые. Город, за нечестие державствующих, наполнится варварами; корабль, по неопытности кормчих, сокрушится; и монастырь, от недеятельности управляющих им, запустеет. Глава 2

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/779/...

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Ответы на вопросы читателей журнала «Русский Дом» — январь — февраль 2021 г. 20.02.2021 Рубрика: Ответы журналу " Русский Дом " В Евангелии сказано о Божией Матери: «Она родила Сына Своего первенца» (Мф. 1, 25) Что значит «первенца»? Разве не исповедует Церковь, что Божия Матерь «прежде Рождества и по Рождестве Дева»? И это значит, что у Нее не могло быть других детей. А те, кого в Евангелии называют братьями Господа по плоти, были сыновьями святого праведного Иосифа Обручника. Г.И. Астахова, г. Клин Прежде всего напомним, что «первенцем» в Ветхом Завете называли перворожденного, даже если после него не было других детей. Но смысл этого слова в Евангелии несравненно глубже. Пречистая Приснодева стала Матерью всех людей с того часа, как Она вольно приняла дар быть Матерью Спасителя — Перворожденного, Первенца, как сказано в Евангелии. Ее Материнство превосходит обычное человеческое материнство, ибо дав телесную жизнь Христу, Главе таинственного Тела, Которое есть Церковь, Она дала духовное рождение всем членам этого Тела, всем нам. Мы исповедуем, что Христос — источник всякой духовной жизни. Нося в Себе Жизнь, Она стала Матерью всех живущих, особенным образом всех верных. Когда Ее Сына пригвоздили к древу Креста, Она стояла у Креста с апостолом Иоанном Богословом, возлюбленным учеником Господа и некоторыми святыми женами. Господь обратился тогда к Своей Матери со словами, которые превосходят всякое разумение и которые всегда будут в сокровенной жизни каждого человека: «Жено! — сказал Он Пречистой Деве, — се, Сын Твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя!» (Ин. 19, 26—27). С трепетом и изумлением мы видим, что Христос забывает в этот час о Себе, о Своих страданиях, о Своей оставленности, вся Его любовь обращена к Его Матери. Он не хочет, чтобы Она осталась одна. Скорбь Пречистой становится также Его скорбью. А Матери Божией дано видеть, как Он простирает на Кресте Свои руки за всех людей — за добрых и злых, и даже за ожесточившихся в грехе.

http://moral.ru/dom-01-2021/

Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 47, 2006 Но жена не рукавица: С белой ручки не стряхнешь, Да за пояс не заткнешь. А. Пушкин В современном мире, в значительной степени оторванном и от церковной, и вообще от патриархальной традиции, очень дорожившей крепостью семьи, сформировалось стойкое представление о браке как о союзе мужчины и женщины, может быть, и долгом, но отнюдь не вечном, чаще всего подразумевающем некоторый комфорт и удовольствие, но отнюдь не повседневную заботу и труд во благо другого. И, наверное, лишь Церковь до сих пор и до конца последовательно продолжает утверждать, что такое понимание неверно, что оно не соответствует истинному человеческому предназначению, которое мы называем замыслом Божиим о человеке. За такую непримиримую позицию Церковь обвиняют в консерватизме, в ограниченности и т. п., ибо все обоснование такого подхода видится лишь в слепом следовании традиции. Однако принцип строгого единобрачия зиждется прежде всего на христианской антропологии, основанной на библейском положении о том, что человек создан по образу Божию (см. Быт 1:26–27). Сам Спаситель, говоря о Своем отношении к разводам, ссылается на онтологическое единство мужчины и женщины, утверждая незыблемость брачных уз: …Сотворивший вначале мужчину и женщину сотворил их посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одной плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает (Мф 19:4–6). Именно здесь следует искать истоки отношения Православия к браку и тайну такого феномена, как супружеская любовь. Если человек создан по образу Божию, а ‘образ’ по-гречес­ки — икона, то мы с неизбежностью должны прийти к выводу, что каждый из нас является Христовой иконой, великим сокровищем. В этом — не наша заслуга, это — дар Божий. Всматриваясь в окружающие нас лица, да и в свое собственное отражение в зеркале, мы не всегда способны опознать эту икону, но в какой-то момент одно из лиц нас вдруг настолько поражает, что мы начинаем в него вглядываться с особым трепетом.

http://pravmir.ru/predvoshishhenie-raya/

По близости от Овчей купели там находится круглый свод, в нем двор и лестница со ступенями, ведущая наверх, и кто хочет видеть, поднимается наверх. Там находится дом, высокий, очень красивый, искусно сделанный, прекрасный. По дороге находится искусно выведенный, знаменитый свод, очень высокий, и наверху построен дом… Там осудили Господа Бога моего, Зиждителя и Создателя, Свет очей моих… (с) от Темницы до Порога Судных врат В преддверии Страстей Христовых src=»/uploads/SvZemlya/image001.jpg» width=460 border=0> src=»/uploads/SvZemlya/image002.jpg» width=460 border=0> По близости от Овчей купели там находится круглый свод, в нем двор и лестница со ступенями, ведущая наверх, и кто хочет видеть, поднимается наверх. Там находится дом, высокий, очень красивый, искусно сделанный, прекрасный. По дороге находится искусно выведенный, знаменитый свод, очень высокий, и наверху построен дом… Там осудили Господа Бога моего, Зиждителя и Создателя, Свет очей моих… (с) border=0> И двор Пилатов тут по близости, Претория римских прокураторов… border=0> До наших дней сохранились остатки фундамента этой крепости. border=0> Претория была местом суда, именно сюда, согласно Евангелию, был приведен Христос. src=»/uploads/SvZemlya/image006.jpg» width=460 border=0> Когда же настало утро, все первосвященники и старейшины народа имели совещание об Иисусе, чтобы предать Его смерти; и, связав Его, отвели и предали Его Понтию Пилату, правителю. (Мф. 27:1-2) border=0> Здесь Он содержался в темнице (вместе с Вараввой и другими разбойниками) перед тем, как предстать на суд Понтия Пилата. src=»/uploads/SvZemlya/image008.jpg» width=460 border=0> src=»/uploads/SvZemlya/image009.jpg» width=374 border=0> src=»/uploads/SvZemlya/image010.jpg» width=374 border=0> src=»/uploads/SvZemlya/image011.jpg» width=460 border=0> Здесь находится часовня Темницы Христовой, принадлежащая Греческой Православной Церкви. border=0> src=»/uploads/SvZemlya/image013.jpg» width=374 border=0> src=»/uploads/SvZemlya/image014.jpg» width=460 border=0>

http://pravmir.ru/ot-temnicy-do-poroga-s...

Принять На сайте используются cookie-фaйлы, которые помогают показывать Вам самую актуальную информацию. Продолжая пользоваться сайтом, Вы даете согласие на использование ваших Метаданных и cookie-фaйлob. Управление cookie О современной внешней миссии Русской Православной Церкви 27 марта 2007 года на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви была принята «Концепция миссионерской деятельности Русской Православной Церкви». В ней сформулированы общие принципы, цели и задачи миссионерского служения, определена миссионерская ответственность священнослужителей и мирян, описаны формы и методы современной миссионерской деятельности. В качестве одной из форм названа внешняя миссия, детальной разработке которой и посвящен настоящий документ. Термин «миссия» происходит от латинского глагола mittere в значении «посылать, отправлять» и означает «задачу, поручение». Первыми христианскими миссионерами были апостолы (букв. «посланники»), исполнявшие данную им Самим Господом и Спасителем Иисусом Христом заповедь: «Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча соблюдать их все, что Я повелел вам» (Мф. 28:19-20). В Символе веры Церковь именуется Апостольской, что указывает не только на апостольское преемство веры и рукоположений, но и на призвание Церкви всегда проповедовать христианскую истину. Таким образом, миссия присуща самой природе Церкви: христианская Церковь есть Церковь миссионерская. В течение истории изменялись формы и методы миссионерской работы, в результате чего возникли понятия внешней миссии и внутренней миссии. 1. Понятие внешней миссии Различие внешней и внутренней миссии связано с различием адресатов миссионерского служения Церкви, а также условий, в которых она осуществляется. Внутренняя миссия обращена к членам Церкви, включая тех, кто крещен, но недостаточно просвещен в православной вере, не имеет опыта участия в тáинственной жизни Церкви, и служит духовному возрастанию ее членов. Неотъемлемой частью этой миссии является катехизация и религиозное образование.

http://mospat.ru/ru/documents/87604-o-so...

Разделы портала «Азбука веры» Оглавление Глава I. Икона церкви 1. Церковное собрание было самым значительным и необходимым выражением церковной жизни древнего христианства. Значение церковного собрания уже выступает с особой силой в апостольских писаниях. Церковное собрание было самым существенным элементом древней христианской общины. Мы не можем представить себе древнюю христианскую общину без церковного собрания в первую очередь, конечно, молитвенного. «Они постоянно пребывали в учении апостолов, в общении (τη κοινωνα) и преломлении хлеба и в молитвах» ( Деян.2:42 ). Это значение и роль церковного собрания в древней христианской церкви нельзя объяснить исключительно заимствованием практики ветхозаветных еврейских общин. Для иудео-христианских общин такое воспроизведение было бы понятно и законно, но простое заимствование этой практики христианами из язычников, во всяком случае, спорно. Наличие церковного собрания и в одних, и в других общинах объясняется только тем, что оно лежало в самой природе общин I . По слову ап. Петра, христиане – «род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел» ( 1Петр.2:9 ). Сам Бог совершенно исключительным образом – искупительной жертвой Своего Сына – приобрел для Себя новый избранный народ, который принадлежит Ему совершенно особым образом. Подобно тому, как собрание старого Израиля с Богом есть ветхозаветная церковь , так и собрание нового избранного народа Божия со Христом и во Христе есть новозаветная Церковь – κκλησα. В своей совокупности в своем собрании со Христом – новозаветный избранный народ Божий составляет Тело Христово, Глава которого Сам Христос. Как Глава Церкви, Он всегда – по Его слову – «и се, Я с вами во все дни до скончания века» ( Мф.28:20 ) – пребывает в Церкви. Новозаветная Церковь есть Тело Христово, а христиане – члены Церкви – члены Тела Христова. Как Тело Христово, Церковь дана раньше ее членов. Не из отдельных членов впервые составляется Церковь , а в Церкви, как в Теле Христовом, во вторичном порядке могут быть различаемы отдельные ее члены. «Вы – тело Христово, а порознь – члены» ( 1Кор.12:27 ). «Ибо как тело одно, но имеет многие члены, так все члены одного тела, хотя их и много, составляют одно тело: так и Христос» ( 1Кор.12:12 ). Поэтому быть членами Церкви можно только через приобщение к Телу Христову. Только члены Тела Христова – члены Церкви II .

http://azbyka.ru/cerkovnye-sobory-i-ix-p...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010