Освящение куличей, яиц и творожных пасх – обязательно ли? Когда мы приходим в магазин, и нам предлагают купить уже освященные здесь же куличи – это не православная традиция 9 апреля, 2015 Когда мы приходим в магазин, и нам предлагают купить уже освященные здесь же куличи – это не православная традиция В Великую субботу к храмам текут потоки людей с пакетами, узелками, в которых яства для пасхального стола. Многие из тех, кто приносит пищу на освящение, в храм вообще-то не ходят. Как к этому относиться? Обязательно ли освящать куличи и крашеные яйца? Речь не о магии, а о благодарности Богу Протоиерей Александр Агейкин Протоиерей Александр Агейкин , настоятель Богоявленского кафедрального собора в Елохове, г. Москва: Освящать продукты к пасхальному столу никто не принуждает – это благочестивая традиция. Но освящение – это не просто нечто, что ты делаешь для себя. Человек приходит в  храм с чем-то, в данном случае это традиционные пасхальные яства – творожные пасхи, крашеные яйца, куличи, мясо – с благодарностью к Богу за то, что это всё у него есть. Ведь всё, что человек потребляет – дано ему от Бога. Потому часть принесенных продуктов мы оставляем в храме. Мы помним обращение Христа, которое прозвучит на Страшном Суде: «Я был голоден, и вы накормили Меня» (Мф. 25: 35), потому, что «то, что вы сделали одному из наименьших Моих братьев, вы сделали Мне» (Мф. 25:40). Оставляя в храме часть пищи, человек оставляет её для ближнего. Находящийся в крайней нужде может прийти в храм и получить творожную пасху, кулич, крашеные пасхальные яйца. Вот это и есть важная часть традиции освящения пищи. Так что речь не о магии, не о претворении какого-то вещества в нечто особое, а о благодарности Богу, о нашей жертве Богу в лице тех людей, которые не имеют возможности приобрести себе эти продукты в силу различных обстоятельств. Ситуация, когда мы приходим в магазин, и нам предлагают купить уже освященные здесь же куличи – это не православная традиция: у человека отнимается возможность прийти в храм с благодарственной жертвой. Или, например, в ресторане сообщается: «У нас все блюда освящены». Для чего? Речь об идоложертвенной пище?

http://pravmir.ru/osvyashhenie-kulichey-...

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ Священномученик Онуфрий (Гагалюк), архиепископ Курский. Пусть сам Бог тебя вразумит. Опубликовано: 27 июля 2023 С глубоким волнением я прочел «Мысли о религии» лидера безбо­жия в нашей стране И. Степанова. Я в корне не согласен с суждениями, высказанными в этой брошюре. Читая «Мысли о религии», я делал на них свои заметки. Эту критику я и предлагаю читателю. ХРИСТИАНСКАЯ ЛЮБОВЬ К БЛИЖНИМ «Люби ближнего своего, за это ты унаследуешь Царство Небесное. Избегай делать зло ближнему – иначе тебе будет уготована геенна огненная. Почему это называется любовью к ближнему, а не любовью к самому себе?» (И. Степанов «Мысли о рели­гии»). По сознанию Православной Церкви, есть три состояния христиа­нина. Первая ступень – состояние рабства, когда христианин исполня­ет заповеди Божии страха ради, боясь наказания Божия, как это можно видеть, например, в словах Христа Спасителя: Мирись с соперником тво­им скорее, пока ты еще на пути с ним, чтобы соперник не отдал тебя судье, а су­дья не отдал бы тебя слуге, и не ввергли бы тебя в темницу (Мф. 5, 25). Вторая ступень есть состояние наемничества, когда христианин делает добро в надежде получить за сие награду. Итак, во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними (Мф. 7, 12). Давайте, и дастся вам: мерою доброю, утрясенною, нагнетенною и переполненною отсыплют вам в лоно ваше; ибо, какою мерою мерите, такою же отмерится и вам (Лк. 6, 38). Но эти два состояния не есть в собственном смысле состояние христианское. А именно христианское настроение – это настроение сыновства, или состояние друзей Божиих. И если любите любящих вас, какая вам за то благодарность? ибо и грешники любящих их любят. И если де­лаете добро тем, которые вам делают добро, какая вам за то благодарность? ибо и грешники то же делают. И если взаймы даете тем, от которых надее­тесь получить обратно, какая вам за то благодарность? ибо и грешники да­ют взаймы грешникам, чтобы получить обратно столько же. Но вы любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблаго­дарным и злым (Лк. 6, 32-35).

http://fond.ru/slovo-novomuchenikov/859-...

Учение о Духе Святом в Новом Завете. Часть 2: апостол Лука  Евангелие Схождение Святого Духа на апостолов С первых же глав Евангелия у ап. Луки присутствует особый акцент на действие Духа Святого в людях, что выражается глаголом pleroo (наполнять) и производными от него. Притом, это действие еще до Христа и до Пятидесятницы. У ев. Луки мы видим новое направление пневматологической темы, которое заключается в том, что Дух подготавливает пришествие во плоти Бога-Сына (рождение и наставление Предтечи (Лк 1:15), свидетельство Елисаветы (Лк 1:41), ожидание Симеона (Лк 2:26)). Контекст указывает на то, что под “исполнением” в разных случаях может подразумеваться как постоянное состояние человека (Лк 1:15, 2:25), так и конкретное действие, совершаемое в определенный момент (Лк 1:41). Дух пребывает на человеке (Лк 2:25=Суд 3:10), наполняет человека (Лк 1:15=Исх 31:3), говорит ему (Лк 2:26=Иез. 11:5). В словоупотеблении отсносительно воздействия Духа на людей, ап. Лука находится строго в рамках ветхозаветной традиции, но действия Духа представлены более интенсивно. Именно у сятого еангелиста Луки мы находим максимально подробное описание совершения таинства зачатия Богомладенца: Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим (Лк 1:35) Блаженный Феофилакт толкует: “Дух Святый найдет на Тебя, устрояя утробу Твою плодоносной и созидая плоть для единосущного Слова” . Глагол .p.rcomai (находить) употребляется также по отношению к чуду Пятидесятницы (Деян 1:8). Помимо этого Penney отмечает еще несколько параллелей начала Евангелия с началом Деяний в отношении пневматологических мест (Лк 1:41 - Деян. 2:4, Лк 3:16 - Деян 1:5) и на этом показывает структурные и тематические связи между ними . Так, св. Предтеча прорекает о Христе: Он будет крестить вас Духом Святым и огнем (Лк 3:16). То же выражение содержится и в Мф 3:11, но у ап. Луки оно обретает значение ясного указания на грядущую Пятидесятницу . Помимо Деян 2:2-4, когда Дух явился в виде огненных языков, это сопоставляется с еще одним местом. По толкованию блаженного Иеронима, Сам “Дух Святой есть огонь, так как при сошествии Своем, Он возник в виде огня над каждым из верующих и исполнилось слово Господа: огонь пришел низвести я на землю и как желал бы, чтобы он уже возгорелся (Лк 12:49)” . Только у ап. Луки огонь выступает образом Духа Святого. Под огнем понимается Сам Дух Святой в Его действии. Имеет смысл вспомнить, что “в Ветхом Завете огонь обычно сопровождает теофанию и в некоторых текстах Сам Бог уподобляется огню (Втор 4:23, 9:3, Ис 33:14)” .

http://pravoslavie.ru/1510.html

25 апреля 2016 года, в понедельник Страстной седмицы, Святейший Патриарх Кириллсовершил Литургию Преждеосвященных Даров в Богородице-Рождественском ставропигиальном монастыре. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с проповедью.      Ваши Высокопреосвященства! Досточтимая матушка Викторина! Дорогие отцы, братья и сестры! Всех вас сердечно поздравляю с Великим Понедельником — первым днем Страстной седмицы. Господь вошел в Иерусалим, сидя на молодом осле, со смирением, исполненным понимания того, что ожидает Его в этом святом граде. Проповеди Спасителя, Его беседы с учениками в последнюю неделю Его земной жизни отличаются особой силой и убедительностью. Вот и сегодня мы слышали повествование о том, как Господь пророчествует о конце истории и о Своем Втором великом и страшном пришествии (Мф. 24:3-35). Тема Второго пришествия очень волнует людей. Многие склонны задаваться вопрос, когда же это произойдет. Многие признаки, о которых Господь говорил в прочитанном сегодня отрывке из Евангелия, казалось бы, налицо. Когда же все это случится? Но Господь сокрыл от нас время и час Своего Второго пришествия. Более того, в сегодняшнем слове, обращенном к апостолам, Он помогает каждому, кто вдумчиво относится к евангельскому тексту, понять, как следует относиться к теме Его пришествия. Господь говорит о двух вещах. Он говорит о Втором пришествии, конце истории и говорит о разрушении Иерусалима, но не отделяет одно от другого, что привело в свое время поверхностных критиков Евангелия к неверному, кощунственному заключению, что, мол, пророчества Христа не оправдались и тогдашнее поколение не стало свидетелем Его второго Пришествия. Это злонамеренное толкование, рассчитанное на тех, кто не знает или не вдумывается в евангельские слова. На самом деле, Господь в первую очередь говорит о разрушении Иерусалима. Он пророчествует об этом, потому что разрушение произошло гораздо позже, чем завершилась Его земная жизнь. Это разрушение было символическим разрушением ветхого иудейского мира. Римляне уничтожили Иерусалим, перепахали землю, вычеркнули из памяти людей само название, заменив его на латинское «Элия Капитолина», и, казалось бы, вся ветхозаветная история закончилась ничем…

http://pravoslavie.ru/92842.html

Arhiva Cuvântul arhimandritului Artemii (Kuzmin) la ipopsifierea în treapta de episcop de Taganrog 18 august 2020 20:25 18 августа 2020 года в Тронном зале кафедрального соборного  Храма Христа Спасителя  в Москве Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил чин наречения  архимандрита Артемия (Кузьмина) , клирика Ростовской епархии , во епископа Таганрогского, викария Ростовской епархии. При наречении архимандрит Артемий обратился к Предстоятелю Русской Церкви и сослужившим Его Святейшеству иерархам со ставленническим словом.  Ваше Святейшество, Святейший Владыко и милостивый Отец! Преосвященные архипастыри, святители Христовы! Предстою пред вами ныне в трепетный и священный для меня момент ответа на призыв к высокому и ответственному делу епископского служения Церкви Христовой, осознавая свою немощь и недостоинство быть поставленным на него. Со смирением сердечным обращаю свои молитвы к Подателю всех благ — Господу Богу — чтобы Его укрепляющая и возрождающая благодать помогала проходить это поприще «от силы в силу» (Пс. 83:8). Высота епископского служения — это прежде всего высота ответственности перед Богом за пасомых, просвещение их душ светом Евангелия и возрастание в христианских добродетелях. Об этом напоминает святитель Иоанн Златоуст, говоря, что «...получивший епископство, сколько на высшую взошел он степень, столько же строжайший даст и отчет» (свт. Иоанн Златоуст, Беседа на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскавшем сто динариев (Мф. 18:23-35)). Внимаю этому и осознаю всю серьезность своего нового служения, которое теперь будет простираться не на мою жизнь, но на жизнь Церкви Господа и Бога, которую Он стяжал Своей Кровью. В этот трепетный момент со смирением прошу принять от меня слова сыновней благодарности Вам, Ваше Святейшество, и членам Священного Синода за оказанное мне высокое доверие и избрание викарием Ростовской-на-Дону епархии . И, низко склоняя перед Вами свою голову, прошу не оставлять меня в дальнейшем моем служении, напутствуя своими святыми молитвами и отеческим назиданием.

http://patriarchia.ru/md/db/text/5677932...

Глава Вологодской митрополии принял участие в открытии «Добро.Центра» в Вологде 23 мая 2023 г. 11:47 19 мая 2023 года в молодежном центре «ГорКом35» остоялось торжественное открытие «Добро.Центра» — организации, которая станет ресурсной площадкой для общественного развития и поддержки добровольческих, благотворительных и гражданских инициатив в Вологде. «Мы присоединились к федеральной социальной франшизе и получили статус " Добро.Центра " , — отметила ведущая церемонии открытия Яна Андреева. — Он станет местом общения волонтеров города, проведения встреч и мероприятий, будет помогать волонтерам в поисках благотворительных дел и проводить образовательные программы...  Наша основная задача — оказывать содействие формированию добровольческого движения и добровольческих отрядов в различных организациях города». В зале, где проходило мероприятие, была организована фотовыставка «Добро в лицах», в экспозиции которой представлены активные волонтеры города. С приветственным словом к участникам торжества обратился митрополит Вологодский и Кирилловский Савва . «Что же такое добровольчество? — обратился к собравшимся архиерей. — Этот термин и его понятие неотъемлемо связаны с самым важным, что есть в нашей жизни, — помощью ближнему. Поэтому и добровольчество не может существовать вдали от социального служения, ведь вся социальная деятельность Церкви в той или иной степени соприкасается с жертвенностью, оказанием помощи, поддержкой и благотворительностью. Каждая наша молитва, порыв помощи, любое действие, направленное к человеку, а не от него, — это свидетельство нашей веры и любви». Владыка Савва также напомнил слова Христа из Евангелия от Матфея: «… ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне» (Мф. 25:35-36). В пример митрополит Савва привел проект «Теплый прием», который с марта реализуется социальным отделом Вологодской епархии : еженедельно нуждающиеся бесплатно получают горячие обеды.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/6...

Идите! Я посылаю вас, как агнцев среди волков (Лк.10:3) Ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня (Мф.25:35). В пятницу вечером узнал о гибели отца Александра Морозова . Вспомнилось, как впервые встретились с ним в келье отца Никиты в Оршанском монастыре. Молодой, ревностный священник, недавно рукоположенный, увидел в игумене Никите мудрого и кроткого наставника, очень к нему прилепился. Когда тот заболевал, ухаживал за ним, как за ребёнком, боролся за его жизнь, как мог… На его же руках отец игумен и скончался. Игумен Никита (Корниенко), иеромонах Роман (Матюшин), священник Александр Морозов      «Простите, отец Роман, не уберёг я отца Никиту» — со слезами на глазах и дрожью в голосе сказал он мне пред началом отпевания. В ответ я молча обнял почерневшего от переживаний и бессонных ночей собрата. После смерти отца Никиты встречались нечасто. Как-то осенью он приехал ко мне в скит. Сходили в лес, пособирали грибов, а вечером гость показал фото заброшенного дома. — Хочу купить и жить в уединении — вопросительно глядя, проговорил отец Александр. — У вас живой приход, есть кому петь и читать, люди доверяют — это очень много! И потом — уединение внешнее мало пользует, да и не рановато ли? Отец Александр кивнул, положил фотографию в сумку, и разговор принял иное направление. А утром, перед отплытием, он с молдавскими паломниками пошёл в храм отслужить молебен. После молебна, уже в селе, тепло попрощались. … И вот — поразившее всех известие: «Настоятеля православного храма Преображения Господня в деревне Смоляны Оршанского района Александра Морозова убили двое безработных и бездомных мужчин , которых священник приютил в своем доме». Как? За что? Почему? Что изменят ответы на эти вопросы? Пусть на них отвечают работники суда земного, мы же доверчиво склоним головы пред непостижимым Промыслом Человеколюбца. Выражая глубочайшее соболезнование родным и близким, мы верим Сказавшему, что «и волос с головы вашей не пропадет » (Лк.21:18). Смерть священника, убиенного за исполнение Заповеди Христовой , подаёт великую надежду, что Господь примет Своего верного служителя.

http://pravoslavie.ru/66081.html

«Милосердие — поповское слово» Окт 31, 2016 Новости , Статьи ОБЩЕСТВЕННЫЙ ДЕЯТЕЛЬ ВЛАДИМИР ЛЕГОЙДА — О СОЦИАЛЬНОМ СЛУЖЕНИИ ЦЕРКВИ Помните, во всеми любимом фильме «Место встречи изменить нельзя» есть сцена, где Жеглов спорит с Михал Михалычем, соседом Шарапова по коммуналке? Михал Михалыч убежден, что преступность победят не карательные органы, как он выражается, а человеколюбие, милосердие... Именно там Жеглов и произносит свое знаменитое «Милосердие — поповское слово». Произносит, естественно, осуждая Михал Михалыча и его представления. Один из немногих моментов в фильме, где, несмотря на все обаяние Высоцкого, Жеглов не убеждает. Хотя в чем-то он и здесь прав: милосердие — слово действительно поповское — церковное, евангельское. Именно в Евангелии милосердие провозглашается нормой. Христианин призван помогать ближнему. Помогать независимо от его религии, национальности, социального положения. Независимо как от отношения христианина к ближнему, так и от отношения этого ближнего к самому христианину — даже к врагам Евангелие заповедает относиться с любовью. Критерий помощи один: если человеку хуже, чем тебе, значит, ему надо помочь. Причем Христос не просто завещает человеку дела милосердия. Помощь ближнему Он приравнивает к помощи Себе: «алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне» (Мф. 25.35). В советское время Церковь не могла заниматься благотворительностью, социальным служением. Гонения проявлялись не только в уничтожении и преследовании священников и мирян. Открыто совершать дела милосердия Церкви было фактически запрещено. С возрождением церковной жизни в начале 1990-х ситуация стала меняться. Медленно — нужно было встать на ноги, преодолеть внутреннюю инерцию, многому научиться заново. В своем первом слове после интронизации в 2009 году патриарх Кирилл подчеркнул: «Наш христианский долг — заботиться о страждущих, о сиротах, о бедных, об инвалидах, о престарелых, о заключенных, о бездомных: обо всех, кому мы можем помочь обрести надежду. Голос Церкви должен стать в том числе и голосом слабых и лишенных власти, взыскующих справедливости».

http://sinfo-mp.ru/miloserdie-popovskoe-...

Покровский храм в Бутырской тюрьме примет участие в выставке «Церковный звон колоколов» 31 октября 2006 г. 17:27 Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Бутырской тюрьме (СИЗО г. Москвы) примет участие в XIII православной выставке-ярмарке «Церковный звон колоколов», которая пройдет с 4 по 10 ноября 2006 года в павильоне Всероссийского Выставочного Центра. Колокола Покровского храма, подвешенные на деревянной звоннице, которую пожертвовал ему храм Живоначальной Троицы в Никитниках, слышат все заключенные Бутырки. В экспозиции на стенде 173 на ВВЦ будут представлены более 30 икон Покровского храма, в том числе иконы Спасителя, иконы  свт. Луки (Войно-Ясенецкого) Крымского и других Новомучеников и Исповедников Российских, пребывавших в заточении в Бутырке в 1918-1953 годах (а также книги о них), список иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша», специально написанной для Покровского храма в Серпуховском Высоцком монастыре его главным иконописцем Владимиром Артемьевым. Кроме того, здесь можно увидеть и работы заключенных. Будут приниматься доброхотные пожертвования и записки на еженедельное совершение перед образом Божией Матери «Неупиваемая Чаша» моления о страждущих. Собранные на выставке пожертвования будут употреблены на приобретения одежды, обуви, лекарств для заключенных и на нужды тюремного храма. Жертвуя на нужды заключенных, вы получаете возможность приобщиться к тем, кто украшает свою душу делами милосердия, помогает чающим сострадания и утешения, и тем самым испрашивает милосердие Божие на последнем и Страшном Суде Христовом и удостаивается посетить Самого Христа, ибо по словам Спасителя: «Алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне... Так как вы делали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф. 25, 35-36, 40). Храм во имя Покрова Божией Матери — старейший среди тюремных церквей столицы — был построен в 1782 году по проекту архитектора М.Ф. Казакова. Среди знаменитых узников Бутырки – Нестеров, Вавилов, Туполев, Королев, Солженицын…

http://patriarchia.ru/db/text/155788.htm...

Послание Патриарха Тихона по поводу эксцессов, имевших место при изъятии церковных ценностей Горестью исполнилось сердце наше, когда до слуха нашего достигли вести о побоищах и кровопролитии бывших в иных местах при отобрании церковных вещей. 20 февраля, 2010 Горестью исполнилось сердце наше, когда до слуха нашего достигли вести о побоищах и кровопролитии бывших в иных местах при отобрании церковных вещей. Божиею Милостию, Смиренный Тихон Патриарх Московский и всея России верным чадам Церкви Христовой Близ Пасха Господня. Наступает праздник величайшей любви Бога, явленной Им к сущим в мире человекам (Ин. 13, 1). «Возлюбленные, — говорит Апостол любви. — если так возлюбил нас Бог, то и мы должны любить друг друга» (1 Ин. 4, 11). «По тому и узнают все, что Вы Мои ученики, сказал Христос, если будете иметь любовь между собою (Ин. 12, 35). Этот завет Христов братской любви должен преподноситься нам особенно теперь, когда страна наша поражена голодом, когда с Поволжья, некогда житницы нашей, несутся вопли братьев наших: «помогите и спасите». Много раз стучали мы в сердца Ваши, взывая о помощи несчастным страдальцам. Теперь помощь им хотят находить у церквей, отбирая у них церковные ценности. Спаситель упрекал фарисеев за то, что они, не желая помогать близким себе, – отцу и матери, жертвовали полагающееся им Богу (Мф. 15, 5), тогда как «Он не от рук человеческих угождения приемлет, требуя что, но Сам дая всем жизнь, дыхание и все» (Деян. 17, 25) . Приводим это на память потому, чтобы благовидными предлогами не оправдывать Вам скупости и черствости своей. Нужно, чтобы подаяние Ваше шло как благословение, а не как побор, чтобы оно было по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением, ибо доброхотодателя любит Бог (2 Кор. 9, 5(7). И посему горестью исполнилось сердце наше, когда до слуха нашего достигли вести о побоищах и кровопролитии бывших в иных местах при отобрании церковных вещей. Верующие имеют законное право заявлять и требовать от властей, чтобы при этом не было никакого оскорбления, тем более поругания религиозного их чувства, чтобы сосуды, как священные предметы при святом причащении, не могущие, по канонам, иметь употребления не священного, подлежат выкупу и замене их равноценными материалами, чтобы к наблюдению за правильностью расходования церковных ценностей именно на помощь голодающим привлекались представители от самих верующих. И тогда, при соблюдении всего этого, не будет места какому-нибудь от верующих гневу, вражде и злобе, ибо не ко мщению и возмущению мы зовем их, а к любви Христовой.

http://pravmir.ru/poslanie-patriarxa-tix...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010