Епископ Вознесенский и Первомайский Алексий: На добродетелях может взращиваться и гордыня В первую очередь мы должны искать смирения 4 марта, 2014 В первую очередь мы должны искать смирения Подготовительные седмицы перед началом святой Четыредесятницы: о мытаре и фарисее, о блудном сыне, о Страшном суде, открывают нам смысл христианского поста. Это не просто диета, воздержание от скоромной пищи, воздержание от пития. Всякое дело, которое мы начинаем, должны посвящать Господу. Так и начало Поста должно посвящаться Богу и своей душе. Премудрый Соломон говорил, что есть время камни разбрасывать, а есть время камни собирать. Есть время смеяться, есть время плакать. Это мы должны понимать и должны иметь правильное отношение к тому, чему учит нас Святая Церковь. Потому что пост – это деятельное время, которое человек посвящает именно Богу, когда человек смотрит внутрь себя, когда он смотрит в свое сердце. Пост – это воздержание, в первую очередь, от своих телесных и душевных чувств. Если человек в чем-то грешит, он должен стараться избавляться от этого греха. Во время поста человек прославляет Бога. В Библии написано, что «не может из одного источника истекать и горькая и сладкая вода» (Иак. 3:12). То есть мы не можем злословить, проклинать и в то же время благословлять  друг друга. Это неправильно. Пост – это время, когда человек старается избавиться от своих дурных наклонностей и приобрести себе что-то полезное. Когда человек осознает свою немощь в борьбе со страстями и просит помощи у Бога — Господь всегда помогает. Так что в преддверии Великого поста мы должны обозначить себе ориентиры. Сейчас в умы и сердца людей вливается очень большое количество информации. Та информация, которую в древности можно было собирать в течение полугода, сегодня воспринимается человеком в течение одного дня. Конечно же, надо от этого воздерживаться. В прощеное воскресенье читалось Евангелие, в котором Спаситель, устами евангелиста Матфея, рассказывает о том, как будет судиться человеческая душа, по каким делам, какими критериями. Господь говорит: «Я был голоден, и вы накормили Меня; Я хотел пить, и вы напоили Меня; Я был странником, и вы приютили Меня. Я был наг, и вы одели Меня; Я был болен, и вы ухаживали за Мной; Я был в тюрьме, и вы пришли навестить Меня» (Мф. 25:35-36). Праведники спросили Христа: «Господь, когда мы видели Тебя голодным — и накормили, жаждущим — и напоили? Когда видели Тебя чужестранцем — и приютили, нагим — и одели? Когда видели Тебя больным — и ходили за Тобой и когда навестили Тебя в тюрьме?» (Мф. 25:37-39). На что Богочеловек ответил: «Говорю вам, все, что вы сделали для одного из самых малых  братьев Моих, вы сделали для Меня» (Мф. 25:40).

http://pravmir.ru/episkop-voznesenskij-i...

Сонамитянка Соманитида иногда праведнаго учреди, о душе, нравом благим (некогда угостила праведника с добрым усердием): ты же не ввела еси в дом ни странна (пришельца), ни путника. Темже (из) чертога изринешися вон рыдающи. Пророку Елисею не раз во время путешествий по земле Израильской случалось проходить через город Соман 15 (Сунем) в колене Иссахаровом. Здесь всегда радушно принимала его, угощала и давала ему ночлег в своем доме одна замужняя женщина. Она даже уговорила своего мужа устроить для пророка особое помещение в их доме на случай его прибытия к ним. Благодарный пророк, так как она не имела детей, испросил ей у Господа сына, и когда сын умер, воскресил его ( 4Цар.4:32–35 ). Пример сонамитянки и для нас достоин подражания. Дело призрения странников – одно из дел милосердия, за которое Господь Иисус на Страшном Суде наречет страннолюбцев благословенными Отца Своего и введет в наследие уготованного им Царствия Небесного. Странноприимство почиталось и доселе почитается великой добродетелью особенно на Востоке, где из-за жаркого климата, неудобств путей сообщения, редкости гостиниц путешествия всегда были и тоже теперь немало затруднительны. Но Христос Господь возвышает цену этой добродетели тем, что услугу, оказываемую странникам, равно как и другие дела человеколюбия, относит к Себе Самому: странен бех, и введосте Мя ( Мф.25:35 ). Это значит, что добродетель странноприимства важна не только как исполнение обязанности в отношении к ближним, но паче всего как дело веры и любви ко Христу, потому что должна быть исполняема не только по естественному чувству сострадания, а преимущественно ради Христа, страждущего и терпящего всякую нужду в лице верующих в Него и потому принимающего на свой счет одолжения им. Они, по Его слову, братия Его меньшие ( Мф. 25:40 ). На эту родственную близость к Нему дает им право вера в Него и духовное общение с Ним по вере. Ради этого общения Он не стыдится называть их братией Своей, даже если они по своему положению и были меньшие, то есть уничиженные.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

     В разговоре с учениками Христос использует образ свечи, свет которой невозможно скрыть (см. Мк. 4, 21). Что означает эта евангельская метафора применительно к человеку: его веру, образ жизни, добрые дела? Горению свечи подобно действие в христианине благодати Божией. Она духовно согревает, просвещает человека, указывает ему путь к Источнику неиссякаемого света — Богу. Раскрывая данный образ, священномученик Григорий (Лебедев), епископ Шлиссельбургский, говорит о необходимости христианину постоянно поддерживать в себе горение духа: пошел за Христом — значит, зажег свечу, «чтобы во свете идти за Светом». Если же лишь время от времени загораться ревностью о богоугождении, то неминуемо придется страдать и мучиться, «оставаясь во тьме». Христос говорит: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13, 35). Апостольская любовь и есть тот огонь, который должен гореть в душе всех христиан и освещать их жизненный путь. За ним они должны идти и сами светить другим (см. Мф. 5, 16). Если мы будем осуществлять на деле евангельские принципы жизни, то это поможет окружающим осознать, что христианство — не одни лишь красивые и правильные слова, а реальная жизнь. Люди, далекие от веры, могут пойти за Христом, увидев нелицемерную любовь в конкретных христианах. Известен случай из истории первых веков, когда Церковь Христова еще подвергалась преследованиям и гонениям со стороны язычников. Александрия, в которой жили и христиане, и язычники, была охвачена эпидемией, которая уносила сотни жизней. Язычники прятались по домам, пытаясь оградить себя от смертельной опасности. Только христиане ухаживали за больными, облегчая их страдания, и занимались похоронами умерших. В те времена последователи Христовы действительно имели готовность пожертвовать собой, чтобы на деле исполнить евангельскую заповедь о любви к любому оказавшемуся в беде человеку, дав ему то, в чем он нуждается, как Самому Господу (см. Мф. 25, 34—40). Многие из александрийских язычников были настолько поражены таким самоотверженным отношением христиан к страдающим людям, что сами приняли христианство. Те оказывали помощь вовсе не с целью кому-то что-то доказать, или похвалиться, или привлечь других в свои ряды. Они выполняли веление своей совести, а в результате их свет просиял в сердцах других людей, привел их ко Христу.

http://pravoslavie.ru/109028.html

После сугубой ектении владыка Ювеналий вознес молитву, чтомую во время распространения вредоносного поветрия. Было совершено молитвенное поминовение болящих священнослужителей и мирян Русской Православной Церкви. По завершении Божественной литургии были совершены крестный ход и молебен новомученикам и исповедникам Коломенским. По окончании богослужения митрополит Ювеналий обратился к собравшимся с приветственным словом: «Ваши Преосвященства, всечестные отцы, матушки игумении, возлюбленные коломенцы! Я счастлив, что сегодня Господь дал мне радость вместе с вами совершить молитву в этом древнем кафедральном соборе. День памяти новомучеников и исповедников Коломенских совершается третьего мая, но поскольку из-за эпидемии у нас не было возможности широко отметить этот праздник, мы решили сделать это в день 160-летия со дня рождения священноисповедника Феодосия, епископа Коломенского. Я счастлив видеть вас и радуюсь, что у многих в руках иконы исповедников и новомучеников Коломенских. Это напоминает нам о том, как сильна вера в нашем народе, как силен дух христианский, и что несмотря на все испытания, мы твердо стоим в православной вере. Сегодня во время крестного хода читалось Евангелие, в котором Господь предсказывал многие беды и страдания Его последователям (см. Лк 21:8-9, 25-27, 33-36). Слава Богу, что наша Церковь, поддержанная молитвами своих верных чад и священнослужителей, выстояла в годы гонений, и сегодня мы в радости духовной прославляем новомучеников и исповедников Коломенских, и просим их о помощи на нашем жизненном пути. За Божественной литургией читалось Евангелие о том, как два слепца просили Господа об исцелении (см. Мф. 9:27-35). Когда Господь спросил их, веруют ли они в то, что Он сможет вернуть им зрение, они исповедовали свою веру, и Он сказал: " По вере вашей да будет вам " (Мф. 9:29). Вот это место в Святом Евангелии должно нас утешать, возлюбленные. Когда болезни, бедствия, голод и страдания одолевают нас, мы должны не роптать, а обращаться ко Господу, и подобно тем слепцам просить Его об исцелении и помощи. И если будет у нас вера, Господь исполнит наши прошения.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5670676...

фото patriarchia.ru 25 августа 2014 г. 13:00 Святейший Патриарх Кирилл: Прощение — это некий механизм очищения нас от грехов: чем больше прощаем, тем больше прощается нам В неделю 11-ю по Пятидесятнице, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Дмитровское благочиние Московской областной епархии и совершил Божественную литургию в Николо-Пешношском мужском монастыре. По ее окончании Предстоятель Русской Церкви обратился к молящимся с проповедью . Поздравив всех с возрождением обители, основанной по благословению преподобного Сергия Радонежского одним из его учеников — преподобным Мефодием Пешношским, Святейший Патриарх отметил, что главная цель возрождения храмов и монастырей, несмотря на всю их красоту, культурную и историческую ценность - открыть людям дорогу к спасению. «Спасение есть правильная, разумная, счастливая жизнь на земле, когда человек возвышается над своими страстями, над ненужными потребностями, - сказал Патриарх Кирилл. - Наверное, кто-то спросит: как же можно спастись? Сегодняшнее Евангельское чтение (Мф. 18:23-35) дает каждому из нас ключ к спасению. И у того, кто вовлечен в круговерть повседневной жизни, и у того, кто помрачил сознание, волю, осквернил свои чувства, ключ к спасению есть в руках у каждого». И пример этого — притча о корыстном должнике, которому царь простил большой долг.  Однако этот человек, будучи прощенным, не простил гораздо меньший долг своему товарищу и посадил того в долговую тюрьму, где «истязали, пока не вернет долг». Когда же царь об этом узнал, он призвал к себе раба, которому простил огромное состояние, и отдал его в руки истязателей. «Эта удивительная притча говорит нам о том, что прощение имеет некое мистическое значение, превосходящее человеческий разум. Прощение есть некая тайна в отношениях между людьми. Исполнение этой тайны прямо относится к Божиему Царству: «уподобилось Царствие Божие царю…» (см. Мф. 18:23). Святой Ефрем Сирин говорит: «Если не прощаешь, оставь пост и молитву». Оставь — они не нужны, они не принесут никакой пользы. А святой Иоанн Златоуст, развивая эту тему, говорит: если кто-то тебе много должен или слишком тебя обидел, поспеши его простить, потому что чем больше простишь, тем больше тебе будет прощено. Оказывается, прощение — это некий механизм очищения нас от грехов: чем больше прощаем, тем больше прощается нам. И вся наша круговерть, все наше повседневное беспамятство, все наши большие и малые грехи, — все это омывается и стирается из книги жизни и не будет представлено на суд, если мы прощаем!»,- сказал Святейший Патриарх.

http://e-vestnik.ru/news/patriarh_kirill...

Они были родителями Иоанна Предтечи 18 сентября. ПРАВМИР. Святой пророк Захария и святая праведная Елисавета были родителями святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Они происходили из рода Ааронова: святой Захария, сын Варахии, был священником в Иерусалимском храме, а святая Елисавета была сестрой святой Анны, матери Пресвятой Богородицы. Праведные супруги, «поступая по всем заповедям Господним беспорочно» (Лк. 1, 5-25), страдали неплодием, что считалось в ветхозаветные времена великим наказанием Божиим. Однажды во время служения в храме святой Захария получил весть от Ангела, что его престарелая жена родит ему сына, который «будет велик пред Господом» (Лк. 1, 15) и «предъидет пред Ним в духе и силе Илии» (Лк. 1, 17). Захария усомнился в возможности исполнения этого предсказания и был за маловерие наказан немотой. Когда у праведной Елисаветы родился сын, она по внушению Святого Духа объявила, что назовет младенца Иоанном, хотя раньше в их роду такое имя никому не давали. Спросили праведного Захарию, и он также написал на дощечке имя Иоанн. Тотчас к нему возвратился дар речи, и он, исполнившись Святого Духа, стал пророчествовать о своем сыне как Предтече Господа. Когда нечестивый царь Ирод услышал от волхвов о родившемся Мессии, он решил избить в Вифлееме и его окрестностях всех младенцев в возрасте до 2 лет, надеясь, что в их числе будет и родившийся Мессия. Ирод хорошо знал о необычном рождении пророка Иоанна и хотел убить его, опасаясь, что он и есть Царь Иудейский. Но праведная Елисавета укрылась вместе с младенцем в горах. Убийцы повсюду искали Иоанна. Праведная Елисавета, увидев преследователей, со слезами стала молить Бога о спасении, и тотчас расступившаяся гора укрыла ее вместе с младенцем от погони. В эти бедственные дни святой Захария исполнял свою чреду служения в Иерусалимском храме. Воины, посланные Иродом, тщетно пытались узнать у него, где находится его сын. Тогда, по повелению Ирода, они убили святого пророка, заколов его между жертвенником и алтарем (Мф. 23, 35). Праведная Елисавета скончалась через 40 дней после своего супруга, а святой Иоанн, хранимый Господом, пребывал в пустыне до дня своего явления израильскому народу.

http://pravmir.ru/tserkov-chtit-pamyat-p...

Симферопольская и Крымская епархия передала гуманитарную помощь детям-беженцам с юго-востока Украины (+ФОТО) 24 июня, 2014. Новостная служба Митрополит Лазарь выразил полную готовность сделать все, чтобы дети и их матери не чувствовали себя оставленными без внимания на крымской земле. 24 июня. ПРАВМИР. По благословению Митрополита Симферопольского и Крымского Лазаря в каждом храме епархии проходит сбор гуманитарной помощи, которая 24 июня была передана беженцам через общественную благотворительную организацию «Крым. Открытое сердце». Активисты организации помогли перебраться из зоны боевых действий в Крым 237 беженцам, 70% из которых дети возрастом от 1,5 до 11 лет, — сообщает Пресс-служба Симферопольской и Крымской епархии . Ранее член координационного Совета Олег Пилипенко обратился к Правящему Архиерею Симферопольской и Крымской епархии с просьбой поддержать обездоленных людей. Митрополит Лазарь выразил полную готовность сделать все, чтобы дети и их матери не чувствовали себя оставленными без внимания на крымской земле: « Все мы призваны к длительной любви к ближним. Сегодня Симферопольская и Крымская епархия передает беженцам, находящимся на территории Республики Крым, медикаменты, продукты питания, одежду, материальную помощь. Я призываю всех крымчан поучаствовать в этом благом деле. Будем помнить слова Иисуса Христа: « Ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, И вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня… Истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф.25,35-36.40) Всещедрый Господь да поможет пострадавшим людям преодолеть все невзгоды. А жертвователям воздаст сторицею за их соучастие в страданиях ближних». Олег Пилипенко сердечно поблагодарил Митрополита Лазаря, епархию, православную паству и всех крымчан за то, что не остались они безучастными к людской беде и так скоро откликнулись на призыв о помощи: «… мы бесконечно признательны всем, кто услышал нас, чью поддержку и любовь мы сейчас ощущаем, ведь « вера без дел мертва».

http://pravmir.ru/simferopolskaya-i-kryi...

Слово Блаженнейшего Патриарха Александрийского и всей Африки Феодора II после молебна в Благовещенском соборе 11 апреля 2010 г. 09:35 В первый день визита Святейшего Патриарха Кирилла в Александрийский Патриархат , в Благовещенском соборе города Александрии был совершен торжественный молебен. После молебна Патриарх Александрийский Феодор II и Святейший Патриарх Кирилл обменялись приветственными словами. Ваше Блаженство, Святейший Патриарх Московский и всея Руси с Вашей честной свитой! Христос Воскресе! Сегодня мы встречаем Вас во благолепном святом кафедральном соборе Благовещения Пресвятой Богородицы в Великом граде Александрии. Мы приветствуем Вас, будучи исполнены великой радости по случаю Вашего присутствия в пределах Нашей канонической юрисдикции, которое, словно роса Аермонская, приходит, чтобы утолить и успокоить миссионерские тяготы труждающихся в духовном винограднике одной из древних Патриархий — Патриархии Александрийской и всей Африки. Церковь Александрийская уже с самого первого момента ее основания водрузила на себя подвиг евангелизации известной в ту эпоху Африки и впоследствии всей вселенной через богословское учение наших святых предшественников Афанасия Великого и Кирилла. Вместе с тем в сердце Нитрийской пустыни такими корифеями аскезы, как Антоний Великий и Пахомий, была сформирована система монашеского жительства. Наше дело сегодня представляет собой продолжение и преумножение непреложной истины Евангелия и Святых Отцов и, имея в основе своей характер миссионерский, оно требует для претворения его в жизнь множества попечений, а нередко и лишений, и пламенного рвения во всех уголках Черного Материка. С готовностью пожертвовать собой наши клирики и миссионеры трудятся для того, чтобы удовлетворить нужды находящихся во обстоянии наших людей и, прежде всего, передать им надежду спасения во Христе. Сие смиренное, но драгоценное и играющее подчас решающую роль для жизни и выживания людей Африки служение обращено ко всем без всякого различения. В лицах наших земных братьев мы узнаем, согласно учению Самого Христа, образ Творца Бога. И мы без ропота совершаем  наше служение, ибо нам хорошо известно, что именно их поставит Господь критерием для нашей совести в час окончательного суда над человечеством, как гласит Евангелие от Матфея: Аще сотворите сие одному из братьев Моих сих, Мне сотворите (см. Мф. 25:31-41).

http://patriarchia.ru/db/text/1135029.ht...

Христос Воскрес! Эта весть, как пожар, пронеслась сквозь пространство и время И признак Его учеников — взаимная любовь 19 апреля, 2020 И признак Его учеников — взаимная любовь “Христос воскрес! — понесли ученики эту светлую весть во все концы вселенной, поделившись со всеми людьми пасхальной радостью”. Проповедь протоиерея Павла Адельгейма в день Святой Пасхи. Христос воскрес! Вспыхнувшая спичка рождает пламя и может разгореться в костер и пожар. Так случилось с вестью о воскресении Христа. От Иерусалима пронеслась эта весть сквозь века, через пространство и время. Христос воскрес! – возвестили ангелы женам-мироносицам, стоявшим в недоумении перед опустевшим гробом Учителя. Христос воскрес! – поведали мироносицы апостолам, пребывавшим в сомнениях и печали. Христос воскрес! – понесли ученики эту светлую весть во все концы вселенной, поделившись со всеми людьми пасхальной радостью. Эта радость о том, что в борьбе между жизнью и смертью совершилась решающая победа: Христос воскрес! Истина побеждает ложь, жизнь преодолевает смерть, дух преображает хаос в красоту. Любовь открывает нам дары Духа и вводит в Царство Божие. Воскресение Христово делает нас всех причастниками Его победы! Мы веруем во всеобщее воскресение мертвых. Никто не останется во гробе. Смерть Христова освободила всех от власти ада. Воскресение Христово возводит нас от смерти и тления к новой жизни в Царстве Божием. Смерть и время царят на земле, – Ты владыками их не зови; Всё, кружась, исчезает во мгле, Неподвижно лишь Солнце Любви. (Владимир Соловьев) Человеческое сердце, которое не возгревает свою любовь, опустошается, становится мелким и узким. Оно ссыхается, скукоживается и не вмещает дары Божии. Мы довольны своими бытовыми радостями, а сердце заполнено мелочными обидами, завистью и раздражением, похотью и самолюбованием. Поэтому так тускло отзывается сердце на радостную весть о воскресении Христа из мертвых.  Христос указал признак Своих учеников во взаимной любви: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13, 35). Чтобы наши сердца, замерзшие в озлоблении, очерствевшие в равнодушии, согрелись и оттаяли. Чтобы мы простили и забыли обиды. Чтобы душа проснулась от уныния, отозвалась радостью на пасхальную весть. Церковь повсюду несет пасхальную весть словом и праздничным перезвоном колоколов. Вспомним, к чему призван человек замыслом Божиим – быть иконой Бога, Его образом: «Придите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира!» (Мф. 25, 34) – призывает каждого из нас Христос к вечной любви и вечной радости. Эту весть о Царстве Божием понесли в мир апостолы, за эту весть умирали мученики. 

http://pravmir.ru/hristos-voskres-eta-ve...

Глава Нижегородской митрополии вручил награды саровским медикам, боровшимся с коронавирусной инфекцией 20 марта 2021 г. 13:23 19 марта 2021 года  митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий посетил город Саров Нижегородской области, где вручил награды сотрудникам клинической больницы Федерального медико-биологического агентства, работающим с пациентами с коронавирусной инфекцией. Церемония награждения состоялась в храме в честь преподобного Серафима Саровского Успенского мужского монастыря — Саровской пустыни. На мероприятии присутствовали настоятель этого монастыря игумен Никон (Ивашков) и благочинный Саровского округа Нижегородской епархии протоиерей Лев Юшков. Благодарственными письмами главы Нижегородской митрополии в этот день были награждены 54 сотрудника больницы. Всего же к награде представлены 67 саровских медиков. Среди награжденных — временно исполняющий обязанности главного врача клинической больницы Игорь Лашманов, а также Сергей Оков, возглавлявший это медицинское учреждение до 31 декабря 2020 года. Перед церемонией награждения митрополит Георгий поблагодарил всех собравшихся за усердные труды: «На Руси всегда было так, что трудности и неустроенности не разделяли людей, а объединяли. Мы встаем плечом к плечу и все вместе, ревностно, как и наши предки, служим Богу, Отечеству, народу Божию. Некогда наш Господь Иисус Христос говорил Своим ученикам о том, что наступит время и Он отойдет к Отцу Своему Небесному, но и тогда они не должны забывать Ему служить, " ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня… " (Мф. 25:35-36). Помогая человеку пережить болезнь, медицинские работники используют не только свои знания и опыт, но зачастую жертвуют личным временем и даже собственной жизнью ради ближнего. Поэтому служение  врача — это служение Богу. " Истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне " (Мф. 25:40). Я благодарю Бога за ваш труд! Господь да укрепит вас на всех жизненных путях».

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010