Вопрос 87. Какие существуют церковные заповеди 54 ? Ответ. Главных заповедей Церкви девять 55 . Во-первых, молиться Богу со смиренным и сокрушенным сердцем и тщательно соблюдать все воскресные и праздничные дни, то есть слушать утреню, литургию, вечерню и поучение, о чем так нас учит Писание: «Должно всегда молиться и не унывать» ( Лк. 18:1 ). И еще: «Всякою молитвою и прошением молитесь во всякое время духом, и старайтесь о сем самом со всяким постоянством и молением о всех святых» ( Еф. 6:18 ). И в другом месте тот же самый Павел говорит: «Непрестанно молитесь» ( 1Фес. 5:17 ). Вопрос 88. Какая вторая церковная заповедь? Ответ. Христианину следует ежегодно держать и соблюдать четыре определенных поста. Первый, перед временем Рождества Христова, начинающийся пятнадцатого ноября 56 . Второй, называемый Великим постом, установлен Христом, как говорит Писание: «И, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал» ( Мф. 4:2 ). Третий [пост], святых Апостолов, который Церковь определяет начинать после седмицы Пятидесятницы. Он называется Апостольским, потому что в это время святые Апостолы, выходя проповедовать Евангелие, совершали пост, что видно из Деяний: «Тогда они, совершив пост и молитву и возложив на них руки, отпустили их» (13:3). Четвертый пост – Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии, который начинается первого августа и заканчивается на праздник Успения, пятнадцатого числа этого же месяца. Кроме того, он должен поститься по средам и пятницам, но не по субботам и воскресеньям (это запрещено 66-м правилом святых Апостолов 57 ), за исключением Великой Субботы. Церковь также назначает четырнадцатое сентября, как Воздвижение Святого Креста, когда должен соблюдаться пост, потому что в этот день мы совершаем воспоминание страданий нашего Господа, читая Евангелие, где об этом рассказано. Кроме того, двадцать девятого августа, чтобы почтить постом Усекновение главы [Иоанна] Предтечи. Кроме того, в некоторые определенные дни Церковь запрещает нам поститься, как например, со дня Рождества Христова до Богоявления, всю Светлую седмицу и неделю по Пятидесятнице. Также в неделю предвозгласную 58 и сырную. Все это обязан соблюдать всякий православный христианин. Вопрос 89. Какая третья церковная заповедь?

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Mogila/pr...

Из эпитета Спасителя «Первенец» ( Лк.2:4 sqq.) и из названия некоторых лиц «братьями Господа» ( Лк.1:14, 8:20 ; Ин.2:12, 7:3–5 ; Мф.13:54–56 ; Мк.6:2–3 ; Гал.1:18 и др.) он заключал, что от брака св. Девы Марии с —48— Иосифом родились дети. Значит, Божия Матерь не приснодева. Она дева до рождения и во время рождения, но не после рождения Спасителя. Кроме этого заблуждения Гельвидий не считал девство выше брака, 2589 говорил, что деторождение нисколько не постыдно, потому что «разве не руками Божиими творятся ежедневно дети в утробах?» А если считать деторождение постыдным, то почему же Сам Бог родился чрез ложесна Девы? Можно даже понять, что вызвало Гельвидия на протест монашеству: вызвали его злоупотребления людей, давших обет девства, людей, понимавших свои обеты внешним образом. Он говорил «что есть некоторые девицы и торговки», 2590 т. е. нецеломудренные. Легко понять и связь между этими догматическими и нравственными воззрениями, или вернее мыслями, отрывками Гельвидиевых взглядов. Он отрицал Приснодевство Божией Матери, потому что в монашеской морали этот догмат был одним из оснований и оправданий безбрачия. Взгляды Иовиниана представляют из себя уже не несколько мыслей из области догматического и нравственного богословия, а попытку собрать всё, что можно сказать против современного направления христианской жизни и мысли на христианском западе и систематизировать в целое христианское мировоззрение. – В области христианской жизни Иовиниан отрицает монашество и безбрачие духовенства, 2591 но он отрицает их не по тем побуждениям как Гельвидий, т. е. не потому, что монашество есть дело трудное, что идеал истинного монаха недостижим, что человек только ниже падает, берясь за непосильные подвиги. Иовиниан пишет: «я не причиняю тебе оскорбления, девственница: из настоящей нужды ты избрала целомудрие, пожелала быть святою и телом и духом: не гордись: ты член той же церкви, к которой принадлежат и замужние». 2592 Значит, Иовиниан нападал на ту изолированность, какую вносили монашеские подвиги и обеты в христианскую

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Лат. пер. «царства», но такое чтение ошибочно. 44 Migne. Patrologiae Cursus Completus. Series Graeca. Tomus 151: Homilia XVI: colonna 189220. De dispensatione incarnationis Domini nostri Jesu Christi, et de gratiis per eum vere in ipsum credentibus concessis; necnon quia Deus cum posset multimode hominem a daemonis tyrannide liberare potius hac usus est dispensatione. Quae sancto majoreque Sabbato habita fuit. 45 Эта омилия является в сущности трактатом об Искуплении. 46 «И дикеосини» — что означает: «правосудие, праведность, справедливость, правда». 47 Здесь оригинал (да и латин. перевод) были бы трудны для понимания в непосредственной передаче текста, и мы сочли за лучшее в данном случае передать мысль Святителя в свободном изложении. 48 Эту фразу мы перевели в свободном изложении. 49 Последняя часть фразы мы заимствуем из латинского перевода, потому что греческий оригинал труден для понимания: «и обетования согласно будущему веку». 50 Греческий текст у Миня дефектен; заимствуем из латинского перевода. 51 Migne. Patrologiae Cursus Completus. Series Graeca. Tomus 151: Homilia XVII: colonna 220–236. In qua ostenditur Sabbati et Dominicae mysterium; necnon in Evangelium primae post Pascha Dominicae. 52 Ин. 20:19 сл. 53 «День Господень» (и Кириаки, Dominica) так называется по–гречески и по–латински тот день, который именуется у нас «воскресением». 54 Здесь подчеркиваются такие дела, о которых нельзя сказать, что Бог их начал творить, ибо это такие дела, которые свойственны Богу и поэтому безначальны и т. ск. совечны ему. О них Святитель говорит ниже. 55 Здесь несколько свободный перевод фразы. См. предыдущее примечание. 56 Думается, что здесь Св. Григорий Палама имеет в виду следующие воскресения мертвых: 1) Воскрешение мертвого отрока Прор. Илиею (3 Цар. 17:22). 2) Воскрешение мертвого отрока Пророком Елисеем (4 Цар. 4). 3) Мертвец, прикоснувшийся к костям Пророка Елисея, воскрес (4 Цар. 13). 4) Воскрешение Господом отрока Наинской вдовы (Лк. 7). 5) Воскрешение Господом дочери Иаира (Мк. 5; Лк. 8). 6) Воскрешение Господом Лазаря (Ин. 11). 7) Евангелист Матфей повествует, что немедленно после крестной смерти Спасителя: «многия тела усопших святых воскресли; и вышедши из гробов по воскресении Его, вошли во святый град, и явились многим» (Мф. 27:52, 53). 57

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

Никиты Стифата по славянской «Диоптре» Филиппа Пустынника (с богословско-экзегетическим комментарием)//БВ. – 3. – 2003. – С. 70–128 (в частности: Никита Стифат , прп. Что есть новое небо? [публикация слав, текста и рус. пер.]//БВ. – 3. – 2003. – С. 79–90). Учение о воскресении души у свв. Симеона Нового Богослова и Никиты Стифата //Преподобный Симеон Новый Богослов и его духовное наследие: Материалы Второй международной патристической конференции Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых Кирилла и Мефодия. – М.: Общецерковная аспирантура и докторантура им. свв. Кирилла и Мефодия, 2017. – С. 341–362. Фрагмент о приобщении «знанию и мудрости» в трактате «Об иерархии» преподобного Никиты Стифата и его контекст//БВ. – 24–25. – 2017. – Выпуск 1–2. – с. 199–236. Сокращения БВ Богословский вестник. – Сергиев Посад, 1892–1918; Н. с. 1–. 1993–. CCSG Corpus christianorum. Series graeca. – Turnhout, 1977–. PG Patrologiae cursus completus/Accurante J.-P. Migne. Series graeca. – Paris, 1857–1866. – T. 1–161. PL Patrologiae cursus completus/Accurante J.-P. Migne. Series latina. – P., 1844–1864. – T. 1–225. PTS Patristische Texte und Studien. – Berlin; Boston, 1963–. SC Sources chrétiennes. – Paris, 1941–. 2 Проповедь на Литургии св. апостола Иакова 5.11.2018 . Произнесена в храме прпп. Зосимы и Савватия. В следующих проповедях место будет указываться в случае произнесения в другом храме. Лк., 52 зач., 10:22–24. Мф., 56 зач., 13:54–58. 30 Перед этой заключительной формулой говорится о знании, см.: Василий Великий , свт. Беседа на: Внемли себе//Basile de Césarée. L’homélie de Basile de Césarée sur le mot «observe-toi toi-même»/ed. S. Y. Rudberg. Stockholm, 1962. P. 37:14. 48 См.: Каллист Ангеликуд , прп. Слова 23,33:3–6//Kallistos Angelicoudes. Quatre traites hesychastes inedits/Introduction, texte critique, traduction et notes par archim. S. Koutsas//Θεολογα 67.1996. T. 4. Σ. 740. «Как иначе можно понять Царство внутри нас, Божие или Небесное, если не вселение в нас живоначальной Троицы?» 49 Ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

Парем. см. 8 мая. ( Утр. Ев. Ин.21:15–25; 67 зач.; Ап. 1Кор.4:9–16; 131 зач.; Ев. Мф.13:54–58; 56 зач.). Пр. епископа Владимирского и Суздальского, чудотворца Печерского. По мнению некоторых, св. Симон Печерский есть тот епископ Владимирский и Суздальский, который был писателем части Печерского патерика, скончался 22 мая 1226 г. и был погребен во Владимире. По другому, более вероятному мнению, ныне воспоминается Суздальский епископ Симон 1-й, живший в первой половине ХΙΙ в., мощи которого, по его завещанию о его погребении (сн. 10 июля), в Киево-Печерской Лавре. Ему есть особая служба с полиелеем. См. 28 сент. Пр. юродивой, IV в. Инокиня женской Тавенской (см. 37 стр.) общины, приняв на себя тяжелый подвиг юродства о Христе, она терпела много оскорблений, исполняла самые тяжелые и низкие работы и в то же время была всем слугой. О святой жизни ее Господу угодно было открыть одному Фиваидскому пустыннику, а он сообщил об этом подвижнике. Тогда св. Исидора, избегая славы, удалилась из обители и неизвестно где скончалась. Блаж. Она жила в Египте, в V в. Оставшись сиротой после богатых родителей, она сначала вела благочестивую жизнь, посвящая всю себя на дела благотворения и служения больным, странникам и нищим. Но скоро соблазны увлекли неопытную девицу на путь погибели, и она стала вести беспорядочную жизнь. Снова на путь добродетели она была обращена скитским старцем Иоанном Коловым (см. 9 нояб.). Искупив одночасным искренним и глубоким раскаянием свои грехи, Таисия возвана была Богом к вечной жизни и удостоилась вселиться в обители праведных. (Эту святую следует отличать от св. Таисии, обращенной св. Пафнутием и воспоминаемой 8 окт.). Муч. Антиохийского. Воин при дворе Диоклетиана, он за веру во Христа был потоплен в реке с навязанным на шею жерновом. Мучч. Еразма и иных с ними, при Декии, в 251 г. Первые три св. мученика были родные братья и были замучены в Сицилии. Остальные получили мученические венцы в южной Италии. В 1517 г. мощи св. братьев были обретены нетленными и положены в храме в г.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Расчет на то, что если Господь Сам побудил человека ко крещению, то Сам и должен ввести его в полноценную духовную жизнь, неоправданен: « Но как призывать [Того], в Кого не уверовали? как веровать [в] [Того], о Ком не слыхали? как слышать без проповедующего? И как проповедывать, если не будут посланы?» (Рим. 10:14-15) « И сказали Моисею: говори ты с нами, и мы будем слушать, но чтобы не говорил с нами Бог, дабы нам не умереть» (Числа 20:19). Таким образом, Сам Бог определил непреложное правило, когда человек может быть научен только через человека, и по грехам людей подобное научение, если бы оно происходило от Бога, было бы страшным и невыносимым для человека. Проповедь для человека, вступившего на стезю особого служения Богу, не является своего рода «сверхдолжной заслугой». Напротив, катехизаторская обязанность учить и обращать ко Христу является неотъемлемой частью его жизни, без чего сама жизнь наполняется нестроениями: « …Это необходимая обязанность моя, и горе мне, если не благовествую » (1 Кор. 9:16). Проповедь среди ближних по истории, культуре вероисповедания связана с большими трудностями, « …ибо Сам Иисус свидетельствовал, что пророк не имеет чести в своем отечестве » (Ин. 4:44). Более того, такая проповедь может проходить гораздо легче среди «внешних», а со стороны «ближних» рождать агрессивное противодействие: « …Из Антиохии и Иконии пришли некоторые Иудеи и, когда [Апостолы] смело проповедывали, убедили народ отстать от них, говоря: они не говорят ничего истинного, а все лгут. И, возбудив народ, побили Павла камнями и вытащили за город, почитая его умершим». Это может быть связано со многими факторами в основном психологического характера, когда слова о знакомых понятиях от знакомых людей («… Откуда у Него такая премудрость и силы? не плотников ли Он сын? не Его ли Мать называется Мария, и братья Его Иаков и Иосий, и Симон, и Иуда? и сестры Его не все ли между нами? откуда же у Него все это?» (Мф. 13:54-56)) воспринимаются в качестве «избитых банальностей» или же как исходящие «не из тех уст».

http://bogoslov.ru/article/3390465

Сам вид православного духовенства и монахов сигнализирует их неотмирность. И когда они заседают по всем гремиям, на всех форумах и на разных " саммитах " , то возникает закономерный вопрос - а исправляют эти люди ещё молитву, их главное дело? Судя по их обмирщенному образу и " гламурным " потребностям - нет. " Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям. " (Мф 5:13) 6. Архи актуально и важно Хорошая статья. Еще обращу внимание,когда используются для " благих целей " техники и методики из арсенала мамоны. Работая в социальной сфере, наглядно их разрушающее воздействие.Проникают они в православную среду и фарисейски преподносятся как пример для подражания. Может нам всем и духовным лидерам и мирянам нужно встрепенуться для борьбы с латинянской антикультурой. 5. Петрович архимандрит Иоанн Крестьянкин был монахом, потому дискуссии с кем бы то ни было не входили в круг его обязанностей. Дело монашеское - Бога молить, народ просвещать и утешать. Что касается Д. Быкова и его мнения, как и мнения Андрона Кончаловского и других, то это лишь их понимание христианства, которое они, в отличие от красных петровичей, никому не навязывают, хотя и высказывают. Мнение их авторитетно, потому как они - просвещенные и культурные люди. Церковь же, к сожалению, не может им противопоставить столь же просвещенных и образованных людей. Это плохо! Церковь наша должна настойчиво заниматься миссионерством, особенно среди детей и молодежи, а не спорить с Быковым о сущности христианства. Увы, много крещенных (аж 80%), но мало воцерковленных (3-5%). Цифры сами за себя говорят. Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам: 05.09.2022 17.08.2022 02.06.2022 20.05.2022 11.05.2022 Последние комментарии 05.04.2024 20:56 05.04.2024 20:36 05.04.2024 20:21 05.04.2024 19:54 05.04.2024 18:55 05.04.2024 18:06 05.04.2024 14:50 Главный редактор — А.Д.Степанов Учредитель Региональная общественная организация содействия объединению русского народа " Русское Собрание " , Москва Телефон: +7 (812) 950-92-09 Свидетельство о регистрации СМИ в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Эл ФС77-69161 от 29.03.2017 г. 18+

http://ruskline.ru/news_rl/2011/11/19/ko...

Убийство врага при самообороне считается извинительным, но все же предосудительным (правило 55): «Разбойников взаимно поражающие, аще не суть в церковном служении, да будут отлучаемые от причастия Святых Тайн». В то же время Василий Великий , следуя Афанасию, не осуждает убийство на поле брани, хотя и рекомендует применить трехлетнее отлучение, из-за «нечистоты рук» (правило 13): «Убиение на брани отцы наши не вменяли за убийство, извиняя, как мнится мне, поборников целомудрия и благочестия. Но, может быть, добро было бы советовати, чтобы они, как имеющия нечистые руки, три года удержалися от приобщения токмо Святых Тайн» 55 . В своих комментариях по этой проблеме Алексий Аристин старается буквально следовать логике Василия Великого : убийство на войне, хотя и не приравнивается к вольному убийству, но считается «нечистотой», препятствующей Причастию. Убийство же при самообороне оценивается более греховным: «Поскольку, по гласу Господа, всяк приемший меч мечем погибнет ( Мф. 26, 52 ); то и те, которые выступают против разбойников и убивают их, должны быть подвергаемы епитимии, именно: миряне не причащаются божественных Таин, а клирики извергаются» 56 . Различное отношение к смерти врага при самообороне и на войне можно объяснить тем, что в первом случае решение применить силу лежит в личной воле христианина. Тогда как второе часто совершается по приказу, в силу специфики воинской службы. К решению этого вопроса св. Василий рекомендует (правило 54) подходить крайне осмотрительно, как и краткое поучение, помещенное до сего дня в православных требниках в конце чинопоследования Таинства Исповеди, повествующее о соборном пересмотре излишне снисходительного запрещения воина, совершившего вольное убийство. Самые авторитетные комментаторы канонов Иоанн Зонара и Феодор Вальсамон так трактуют принципы Василия Великого : «Не в виде обязательного предписания, а в виде совета предлагает святой, чтобы убивающие на войне в течение трех лет воздерживались от причащения. Впрочем, и этот совет представляется тяжким; ибо он может вести к тому, что воины никогда не будут причащаться божественных Даров, и в особенности лучшие, – те, которые отличаются отвагою: ибо они никогда не будут иметь возможности в течение трех лет прожить в мире. Итак, если те, которые, ведут войны одну за другой и умерщвляют неприятеля, удаляются от причащения, то они во всю жизнь будут лишаемы благого причащения, что для христиан – нестерпимое наказание. Но зачем считать имеющими нечистые руки тех, которые подвизаются за государство и за братьев, чтобы они не были захвачены неприятелями, или чтобы освободить тех, которые находятся в плену? Ибо если они будут бояться убивать варваров, чтобы чрез это не осквернить своих рук, то все погибнет, и варвары всем овладеют… Итак, я думаю, что это предложение Василия Великого никогда не действовало» 57 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Употребление будущего времени в стихах 42–48 относится, скорее всего, к ситуации в Церкви после вознесения Иисуса. Фактически, все отрывки данного раздела относятся к ученикам Христа на период после Его воскресения и до Его второго пришествия (следует отметить перемену в слушателях в стихе 54). 12:49–59 Время выбора в Израиле (см.: Мф. 10:34–36; 16:2,3; 5:25,26 ). Однако именно здесь и сейчас наступает основной момент, когда люди должны решить, признают ли они Иисуса Своим Господом. Его пришествие принесло в мир разделение. Ему было предназначено низвести огонь на землю, и Он жаждал, чтобы этот огонь вспыхнул и разгорелся в полную силу. Для этого Иисусу необходимо пройти через страдания, и Он томится и ждет, чтобы предначертанное наконец совершилось. Его приход не принесет мира и успокоенности, напротив, Его служение неизбежно вызовет противостояние распространению Благой вести даже среди родственников. И ни трагичности, ни серьезности этой ситуации люди не понимают. Они могут предсказать перемену погоды по изменению направления ветра, но не в состоянии увидеть знамений перемены времен. Они не в состоянии осознать, что уподобились тому, кого обвинитель тащит в суд. Мудрый человек постарается уладить дело до того, как его осудят и отправят отбывать срок в темницу. Сейчас пришло время отвечать Иисусу, скоро будет слишком поздно. Примечания. 49 Здесь огонь означает распространение Евангелия или очищающую силу Господа, и Иисус желает, чтобы он возгорелся быстрее. 50 Погружение в воду – метафора несчастья и страдания (ср.: Пс. 68:2–4 ). Таким образом, крещение (буквально «погружение в воду») означает страдания Иисуса (ср.: Мк. 10:38,39 ). О слове томлюсь см.: 2Кор. 5:14 ; Флп. 1:23 . 56 Слово лицемеры здесь стоит скорее в значении «безбожники», нежели «притворщики». 59 Не следует рассматривать эту притчу как учение о чистилище. 13:1–9 Необходимость покаяния. Два кратких увещевания Иисуса подчеркивают необходимость откликнуться на кризис, вызванный Его пришествием в мир. Несколько паломников, посетивших Иерусалим на Пасху, были убиты римскими солдатами прямо в храме во время жертвоприношения. Сообщение об этом вполне соответствовало характеру Пилата, хотя этот отдельный случай слишком незначителен, чтобы попасть в записи Иосифа Флавия о данном периоде. Реакция Иисуса на рассказ об этом противоречила расхожему у правоверных иудеев мнению о том, что больших грешников постигает наиболее страшное бедствие. Это было так же глупо, как полагать, что люди, по несчастной случайности погибшие под каменной кладкой, были особыми грешниками. (Этот несчастный случай также оказался слишком незначительным, чтобы быть отмеченным в исторических книгах.) Правильней считать, что иудейский народ в целом согрешил перед Господом, и поэтому все его представители должны разделить судьбу грешников, если только они не покаются.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

Церковные правила положительно запрещают пресвитерам водружать алтари и на них священнодействовать без благословения епископского. Апостольское правило 31-е говорит: «Аще который пресвитер, презрев собственного епископа, отдельно собрания творити будет, и алтарь иный водрузит: да будет извержен». Тоже повторяет антиохийский собор (прав. 9), IV вселенский (прав. 4), и др. 53 Собрание и церковнослужение в храме, не освященном от епископа, по суду Церкви почитается расколом и подвергается церковной клятве (гангр. 6. карф. 10. двукр. 13). Но как личное присутствие епископа при освящении храмов не всегда, по обстоятельствам, возможно, то заменяется сообщением от него антиминсов, также самим епископом освященных, которые, быв положены на престоле, приносят ему архиерейское освящение 54 . Пресвитерам не дозволяется освящение этих антиминсов, ибо они имеют то же значение, что и самый престол храма. Но пресвитерам не запрещается совершать, по требованию нужды, св. литургию на антиминсе – там, где нет храма 55 . Третий род священнодействий, возбраняемых пресвитеру, есть рукоположение других на свящ. степени. Об этом праве, исключительном для епископа, мы говорили выше 56 . Остается сказать о правах пресвитеров в учении и церковном управлении. Право учения принадлежит пресвитеру по самому существу звания его, как руководителя душ к спасению. Сам Божественный Основатель Церкви преподал это право не только двенадцати апостолам, от которых преемствовали епископы, но и семидесяти ученикам своим ( Мф.28:19–20 ; Мк.16:16 ; Лк.10:1–20 ). Апостолы также предоставляли пресвитерам учение и даже вменяли им это в обязанность ( 1Тим.5:17 ). Таковы и положительные правила Церкви. Апостольское правило (58) говорит: «Епископ или пресвитер, нерадящий о причте и о людех, и не учащий их благочестию, да будет отлучен. Аще же останется в сем нерадении и лености: да будет извержен». Агкирского собора правило 1-е: «О пресвитерах, которые идоложертвовали, рассуждено: да не лишаются чести седалища, но да не имеют власти совершати приношение или проповедывати».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Sokolov/...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010