Знамение (знак) — одно из центральных понятий в Б . Для «знамений и времен» Бог создал светила на «тверди небесной» (см. Быт.1:14 ). Как знамение новой, послепотопной эпохи Он «полагает радугу в облаке» (см. Быт.9:12–17 ). В новозаветную эпоху народ ожидал возвещанного пророками Спасителя, но не представлял Его прихода без множества чудесных явлений, знамений («иудеи требуют чудес» — 1Кор.1:22 ). Без этого многие отказывались признать в Иисусе Мессию. «И приступили фарисеи и саддукеи и, искушая Его, просили показать им знамение с неба. Он же сказал им в ответ: вечером вы говорите: будет вёдро, потому что небо красно; и поутру: сегодня ненастье, потому что небо багрово. Лицемеры! различать лице неба вы умеете, а знамений времен не можете. Род лукавый и прелюбодейный знамений ищет, и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка» ( Мф.16:1–4 , ср. Мк.8:11–13 ; Лк.12:54–56 ). Знамение Ионы, о котором говорит Христос, — это Его будущая смерть и Воскресение. Как Иона пробыл «во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи» ( Мф.12:40 ; Лк.11:29–30 ). Знать как «отче наш» ЗНАТЬ (ПОМНИТЬ) КАК «ОТЧЕ НАШ» Знать детально, полно, как нечто близкое, повседневно присутствующее в сознании; постоянно хранить в памяти, не забывать ни при каких обстоятельствах. Молитву «Отче наш» дал Сам Господь. Эта Господня молитва известна каждому христианину. В Нагорной Проповеди Господь говорит: «И, когда молишься, не будь как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц, останавливаясь, молиться, чтобы показаться перед людьми. Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно. А молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны; не уподобляйтесь им, ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него. Молитесь же так: Отче наш, сущий на небесах! Да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; хлеб наш насущный дай нам на сей день; и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого. Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь» ( Мф.6:5–13 , ср. Лк.11:1–4 ). Золотой телец

http://azbyka.ru/krylatye-frazy-novogo-z...

Радуйтесь, цари Христовы, апостолы, ибо вам подаянием Духа и горе и долу Христос вверил Царство; Радуйтесь, вы – соль земли, которая никогда не может обуять (потерять силу). Радуйтесь, вы – свет миру, пребывающий на востоке и повсюду просвещающий слепых, горящий без вжигаемого вещества. Светильник – Христос, свещник – Крест, а елей – раздаяние святого Духа. Радуйтесь, вы – свет миру, которому уступает всякая ночь 50 . Радуйтесь, вы, печатлеющие иереев, образователи учителей, ловцы языков, проповедники народов, наставники праведников, убелители грешников, истребители греха, просветители неверных, неодолимые риторы, добровольные проповедники, бодрственные стражи 51 . Радуйтесь, вы, не имеющие у себя сумы – и целую вселенную наполнившие богатством. У вас не было лишнего жезла – и отвсюду изгнали вы волков. Вы не имели у себя другого хитона, но цари искали себе у вас одеяния 52 . Море пешешествующих вас носило на себе, подобно кораблям, идущим на полных ветрилах. У вас не было серебра при поясе, и золота не вмещал в себе ваш мешец, но многое из сумы своей ссужали вы хромым, а слепой, коснувшись вашего пояса, начал счислять течение дня и перстом указывать звезды, о которых прежде не знал 53 . Радуйтесь, вы, обложившие узами диавола, запинатели бесов, истребители заблуждения, очистившие души наши от обольщения. Ваши «убрусцы» ( Деян.19:12 ) уподобляются «воскрилию» ризы Господней ( Мф.9:20 ) 54 . Радуйтесь, вы, обретшие «сокровище сокровенно на селе» ( Мф.13:44 ), указавшие жене «погубленную ею драхму» ( Лк.15:8 ) 55 . Радуйтесь, вы, в глубину вселенной свой невод распростершие, от всякаго рода собравший ( Мф.13:47 ), уловившие рыб, которыми и доныне увеселяется Царь, вечеряя на небесах 56 . Радуйтесь, вы, краеугольный Камень везде на плечах обносившие 57 , и дома верных просвещающие и утверждающие силою Распятого и погребенного и Воскресшего Христа, Которому подобает слава и держава ныне и во веки веков. Аминь. Слово 15 1 . Другие евангелисты показали родословную по плоти Господа нашего и Бога Иисуса Христа; Иоанн же, среди евангелистов выдающийся, богословия лира, безначальное существо Божия Слова богословски изъяснил и Рождение Сына от Отца прежде веков и неизъяснимое высказал, говоря: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог . Оно было в начале у Бога: все чрез Него стало» ( Ин.1:1–3 ). Этих пяти камней достаточно для защиты Церкви. «В начале было Слово». Он не сказал «в начале стало Слово»; но «в начале было Слово». Показал на безначальную (τν ναρχον παρξιν) 59 Ипостась Сына и Его отношение к отцу: и представляет самое сильное основание нашей веры.

http://azbyka.ru/otechnik/Prokl_Konstant...

Всегда ли Господь совершал чудеса? Сказано, что в городе Назарете Иисус не мог совершить чудес по неверию соотечественников. «Не плотников ли Он сын? не Его ли Мать называется Мария, и братья Его Иаков и Иосий, и Симон, и Иуда? и сестры Его не все ли между нами?» (Мф. 13: 55–56). Нет пророка в своем отечестве… Поскольку эти люди не поверили Ему, Он не смог совершить чудо, так как не захотел насиловать человеческую свободу. Там, где царит неверие, нет и чудес Божиих. Господь по просьбе фарисеев чудес не совершал. Он вовсе не собирался показывать им Свое всемогущество и покорять их силой. Учитель ждал, когда Ему поверят по любви, когда Его слова дойдут до сердец человеческих. Ближайшие ученики Христовы, Иаков и Иоанн, видя, что жители самарийского города не приняли Иисуса, не поверили Его проповеди, сказали Ему: «Господи! хочешь ли, мы скажем, чтобы огонь сошел с неба и истребил их, как и Илия сделал?» (Лк. 9: 54). Они оберегают Учителя, но Иисус им ответил: «Не знаете, какого вы духа; ибо Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать» (Лк. 9: 55–56). Синедрион приговорил Спасителя к смерти. Его привели сначала к Пилату, а потом — к Ироду. Ирод Антипа, повелевший отсечь голову Иоанну Крестителю и ранее не имевший случая познакомиться с Иисусом, теперь захотел стать свидетелем какого-нибудь чуда, «но Он ничего не отвечал ему» (Лк. 23: 9). Почему же Господь молчал? Ведь если бы тогда Он совершил чудо, Его бы не распяли. Но именно поэтому Он и хранил молчание. Кроме того, Господь пришел в мир вовсе не для того, чтобы забавлять царя чудесами. Он добровольно идет на смерть. В понедельник Страстной седмицы , приближаясь к Иерусалиму, Иисус захотел есть; Он увидел смоковницу, но на ней не оказалось плодов. Иисус проклял это дерево, и оно засохло. Это единственное во всем Новом Завете карающее чудо Христа, все остальные — благие, исцеляющие. Что же случилось на этот раз? Святые отцы много размышляли по этому поводу. Одно из мнений таково: Господу было важно показать ученикам, что Он идет страдать добровольно. Как по одному Его слову иссохла смоковница, так Он мог проклясть и синедрион, и Пилата, и Каиафу, и Иуду. Чудо иссушило дерево, но ни разу не покарал Господь человека, никому не отомстил, никого не наказал. Он лишь показал на примере дерева, что и такое может случиться с теми, кто окончательно Его отвергнет.

http://pravmir.ru/protoierej-gennadij-fa...

Иисус несколько раз повторяет: Я есм. хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда (Ин. 6, 35; ср. стт. 48. 51). Поначалу такие слова Иисуса еще допускают расширительное или образное толкование: Он — Учитель истины и нужно слушать Его учение. Однако и это вызывает ропот (6, 41-42). Но затем Христос произносит слова, которые прямо указывают на Него как на саму Истину, само Слово, которое нужно вкусить и принять, и никак иначе: 51 Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира... 53 если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. 54 Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. 55 Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. 56 Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем (6, 51. 53-56). В ответ слышится уже не просто раздражение, а «праведный» гнев по поводу «богохульства»: Тогда Иудеи стали спорить между собою, говоря: как Он может дать нам есть Плоть Свою? (6, 52) Беседа о хлебе жизни имеет место задолго до последней Пасхи Иисусовой, но уже здесь отчетливо просматривается евхаристическая тема. Тут уместно очередное сравнение с Синоптической традицией. Ведь именно с ней связана форма Евхаристии, которая закрепилась в церковной литургической практике. В Синоптических Евангелиях говорится, как на Тайной Вечере, точнее, после Вечери (см. Лк. 22, 20) Христос произнес слова о Теле и Крови, ставшие литургической формулой: 26 Приимите, ядите: сие есть Тело Мое... 27 ...Пейте из нее все, 28 ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов (Мф. 26, 26-28 и пар.). В Евангелии же от Иоанна повествование о Тайной Вечере содержит главным образом изложение пространной беседы Иисуса с учениками (Ин. 13–17) и Его Первосвященнической молитвы, без прямого упоминания евхаристических слов . Но зато слова о хлебе жизни в Ин. 6 имеют прямое и непосредственное отношение к Евхаристии.

http://predanie.ru/book/67523-hristos-i-...

26 . (и) выпрямляет (выпрямляющий) согбенных ( Пс. 144:14 ср. Лк. 4:18 из Ис. 52:6 ; Мф. 12:20 из Ис. 62:3 ) 27 . Тебе Единому мы признательны (исповедаемся, благодарим, прославляем) ( Пс. 75:2 ; 1Пар. 23:13 ; Деян. 10:8, 15:14 , 1Пет. 1:3, 3:9 ; Иак 3:9 ; Иуд.1:4, 25 ) К 20 стр. ο βραδνει 2Пет. 3:9 απ. λεγ. – ο νυστζει 2Пет. 2:3 , еще только Мф. 25:5 (в пророчественной речи Господа), – или ργε 2Пет. 2:2 – απ. λεγ. К 21. Можно сближать с идеей воскресения мертвых и сошествия Христа в ад. κοιμω для обозначения умерших 2Пет. 3:4 ; Деян. 7:10 . Ср. Мк. 14:37–42 и пар. Мк. 14:72 и пар. Мк. 5:39 пар. Форма предложения: «не (дремлет и не спит), но (пробуждает). К 22–25: можно сблизить с новозаветными исцелениями больных. К 24: можно сблизить с повествованием Деяний об освобождении апостолов и ап. Петра от уз. К 25: σθενω 1Пет. 5:10 – απ. λεγ. Стр. 21–26 представляют накопление причастий и синонимов. К 27: ср. 5 стр. Вся первая строфа наполнена заимствованиями из ветхозаветной поэзии, преимущественно из псалмов, – и имеет вид хвалебного псалма. В этом отношении она сходствует с подобными же новозаветными творениями: Лк. 1:46–55. 68–79. 29–32 . По этой начальной строфе своей молитва процитирована в Вавилонском Талмуде Pesachim 118. а. нач. Goldschmidt, 134 кон. В нек. опущ. стр. 14–26. В. Вторая строфа: I. 28 . И если бы рот наш наполнился песнопением, как (полно) море, – ( Пс. 126:2 ср. Деян. 2:4, 3:10, 4:8, 31, 5:17 ; Иак. 3:8, 17 ; 2Пет. 2:14 ; Деян. 2:13 ) 29 . и язык наш – ликованием, как шум волн его, – ( Пс. 126:2, 65:8 ; 1Пет. 1:6, 8, 4:13 ср. 2Пет. 3:10 οιζηδν) 30 . и уста наши – славословием, как широты тверди, – ( Пс. 63:3. 5 ; 1Пет. 1:7, 2:14 ср. к стр. 5 Авв. 1:6 ; Ис. 19:1 ; Дан. 3:56 ; Мк. 7:6 и пар из В. З. и 1Пет. 3:10 из Ис. 34:14 ; 1Пет. 5:9 ) 31 . и очи наши светились (были блестящи) как солнце и как месяц, – (Ср. Сир. 17:31; 23:19 ; 2Пет. 1:19 ) 32 . и руки наши распростирались (были распростерты), как орлы поднебесные, – ( 3Цар. 8:54 ; Плач. 4:19 ср Рим. 10:21 из Ис. 65:2 )

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Muret...

Мк.16:19 . «Господь... вознесся на небо и воссел одесную Бога». Евангелие от Матфея умалчивает о вознесении и сидении одесную Отца, евангелие от Луки о сидении, как факте совершившимся (24:51 ср. 22:69). Таким образом, проповедь ап. Петра оказывается тождественною с евангелием от Марка в 3 пунктах (А. Б. Ж.), из которых особенно важно полное согласие в изображении Христа как чудотворца и исцелителя бесноватых (Б). Из пунктов, в которых замечается разногласие (В. Г. Е.), представляется наиболее значительным В. Но в общем сходство оказывается более значительным, чем различие. Деяния Апостольские сохранили нам одну довольно значительную речь (исторического содержания) ап. Павла (13:16–41). Пополняя ее местами из посланий ап. Павла, мы получаем такой очерк евангельской истории: А. Деян.13:23 «Из Давидова потомства Бог, по обетованию (данному отцам, ст. 32) воздвиг Израилю Спасителя Иисуса». Сходство в этом пункте между проповедию и евангелием от Луки замечается полное, даже в слововыражении. «Из потомства Давидова ( Лк.1:27, 32, 69 ) Бог воздвиг (ср. 1:69), по обетованию (ср. песнь Зах.1:68–73 также 54–56), Израилю Спасителя (2:11; замечательно, что самое слово «Σωτρ» в других синоптических евангелиях не встречается 1107 ) Иисуса» (без всякого дополнения в роде: «из Назарета ( Деян.10:38 . Мк.1:9 )» или «из Галилеи ( Мф.3:13 )»; ев. Лука в 2:52, 3:21, 4:1, тоже не употребляет никакого дополнения). Б. Гал.4:4 «Когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего, Который родился от жены, подчинился закону». В евангелии от Луки нет слов: «исполнилось время», которые читаются только в ев. Мк.1:15 и которые так близки к начальным словам приведенного стиха; но существование в Иерусалиме лиц, чающих утешения Израилева (2:25), ожидающих избавления (ст. 38), – всеобщее ожидание пришествия Мессии, когда явился Иоанн (3:15), наконец согласие всех присутствовавших в назаретской синагоге, – согласие со Христом в том, что время пришествия Мессии наступило (4:22, 21:18–19), достаточно восполняют отсутствие слов Мк.1:15 . Сын Божий как «рождаемый от жены» изображается и в евангелии от Матфея (1:18–25; Лк.2:1–7 ), но как «бываемый под законом» представляется преимущественно (если не исключительно ( Мф.3:15, 5:17 )) в евангелии от Луки (2:21–22.).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

54) Большинство людей спасутся. Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их  ( Мф.7:13-14 ). И если праведник едва спасается, то нечестивый и грешный где явится?  ( 1Пет.4:18 ). Спасение  – это не юридическая процедура, а приобщение человека к Богу. Можно привести пример пляжа. Одно и то же солнце одному доставляет удовольствие, а другого нестерпимо, мучительно палит. Христос засвидетельствовал, что даже тех, кто считает себя христианином, спасутся не все:  Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного  ( Мф.7:21 ). 55) Из 12 Апостолов отступил от Христа один Иуда. По страху и малодушию от Христа отступили все  Апостолы , кроме Иоанна. Иоанн, единственный из всех Апостолов, не убоялся расправы со стороны иудеев, когда Спасителя взяли под стражу, и вместе с Пресвятой  Богородицей был при Кресте, на котором распяли Господа. Апостолы разбежались, даже Петр отрекся от Христа, и только Иоанн остался верен своему любимому Учителю. За это Господь, умирая на Кресте страшной, мучительной смертью, проявляет Свою особую любовь и заботу об Иоанне:  Иисус, увидев Матерь и ученика, тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! се, сын Твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя!  ( Ин.19:26–27 .) Следует отметить, что десять оступившихся Апостолов в последствии отдали свои жизни за Христа. 56) Не согрешишь – не покаешься. Живи, как хочешь, только не забывай грехи вовремя смывать на исповеди. Это тезис из серии: Не запачкаешься – не помоешься. Аналогично существует миф о том, что Таинство Покаяния заключается в том, что человек называет грехи вслух или подает бумажку с записанными на ней грехами, а священник их прощает. Это заблуждение обычно вызывает массу недоумений у нехристиан: «вот вам удобно, греши, сколько хочешь, только на исповедь регулярно ходи!». Важно не путать раскаяние и покаяние. Предатель Христа, Иуда, согласно Евангелию, раскаялся.  Тогда Иуда, предавший Его, увидев, что Он осужден, и, раскаявшись, возвратил тридцать сребреников первосвященникам и старейшинам  ( Мф.27:3 ).

http://azbyka.ru/katehizacija/90-naibole...

Вечерня в Великую Пятницу. Вечером в Пятницу, когда Иисус Христос предал на кресте дух Свой Богу Отцу, тайные ученики Его, Иосиф аримафейский, называемый благообразным (Мк. 15, 43), т. е. знаменитым, и Никодим, испросив позволение у Пилата, сняли со креста для погребения Пречистое тело Господа (Ин. 19, 8–40). Время снятия с креста тела Господня. Православная Кафолическая Церковь освящает в Великую Пятницу Великим вечерним богослужением, при котором Церковь воспоминает уже совершившиеся и прославившие Господа искупительные Его страдания и смерть; ибо на кресте принесена за грехи жертва Богу и приобретено примирение Его с нами. В первой паремии на вечерне Церковь из книги Исход произносит слова об обретении благоволения Божия Моисеем и народом и о новом обетовании Божием ввести израильтян в покой и явить на них славу свою паче всех язык, елицы суть на земли, преобразовательно или духовно указующие на субботство людем Божиим, чрез веру во Иисуса Христа — Искупителя мира (Исх. 33, 11–23; Евр. 4, 3–10). Во второй паремии — о благословении Иова, после претерпленных им тяжких испытаний (42, 12–16); в третьей — слова об уничижении и прославлении Господа, умножением чад Церкви Его (Ис. 52, 13–53, 1–12, 54, 1). Чтением Апостола — проповедует о Христе, Который иудеем соблазн, Еллином же безумие: самим же званным иудеем же и Еллином Божия сила и Божия премудрость (1 Кор. 1, 23–2, 2); а чтением Евангелия о предании Иисуса Христа на страдания и смерть на суде у Пилата, о смерти и снятии тела Господа с креста (Мф. 27, 1–38; Лк. 23, 39–43; Мф. 27, 39–54; Ин. 19, 31–37; Мф. 27, 55–56). После молитв пророческих, Апостольского и Евангельского чтений о страданиях и смерти Иисуса Христа, с благоговением выносится на средину храма св. плащаница для поклонения изображенному на ней умершему Господу. За вынесением св. плащаницы на средину храма, по окончании вечерни — на повечерии поется канон о распятии Господнем, выражающий скорбь Церкви и плач Пресвятой Богородицы, которой в день сретения Господня во храме иерусалимском, в 40–й день по рождении Спасителя, предсказал праведный Симеон: и тебе же самой душу пройдет оружие (Лк. 2, 35).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=823...

Для всех проповедников высочайшим образцом, к которому они, по мере сил своих, должны приближаться, служит небесный Учитель-Господь, со своим божественным словом. В чистейшем и совершенном проявлении Его учительной силы дано нам наставительное руководство в способе сообщения спасительной истины народу, показывающее нам, как нужно вести дело церковно-общественного назидания. Что же показывает нам и чему учит этот высочайший образец, стоящий перед нами, хотя и недостижимый для нас во всей полноте своей? Евангелисты сообщают нам о необыкновенном впечатлении, производимом на слушателей Его учением и Его речами. По их словам, все дивились учению Его ( Мф.7:28 ; Мк.1:22 ). и это удивление простиралось даже до ужаса ( Лк.4:32 ). В объяснение этого поражающего действия учения Христова, они указывают, с одной стороны, на то, что Он учил народ, как власть имеющий, а не как книжники ( Мф.7:29 ; Мк.1:22 ; Лк.4:32 ), а с другой стороны, на то, что слова. Его были слова благодати ( χρις), обладавшие необычайной сладостью. Поражающая царственная власть божественного слова небесного Учителя происходила не от внешнего блеска, а от полноты внутреннего духа, проникнутого всепобеждающею правдой Божией. Властное слово – это слово святого одушевления, в котором находила выражение сила божественного духа Христова. Этого свойства побеждающей власти не может иметь вялое или сухое слово, повторяющее чужой голос, и не согретое живым дыханием души говорящего. И слова благодати, исходившие из уст Спасителя, услаждавшие сердца слушателей, не были плодом искусства. Слышавшие их недоумевали и спрашивали друг у друга: откуда у Учителя такая увлекающая благодатная сила слова? Не сей ли есть сын тектонов (Иосифов) ( Мф.13:54–56 ; Лк.4:22 )? В них не видно было того напряжения, которым достигается совершенство слов людьми ораторской профессии. Необыкновенную сладость и благодать речам небесного Учителя придавало величие божественной любви, проникающей Его слово. В Его слове слышался голос глубокой несказанной симпатии к человеку и человечеству, его нуждам, бедам и страданиям. Из любви божественной души возникала творческая сила, которая простому орудию человеческой мысли и сообщения – языку давала высшее совершенство, и благоуханием своей святыни приправляя волнующееся слово, облекала его таким могуществом и сладостью, что ему не могли противостоять и те, которые желали бы признать его несовершенства и слабости.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Pevnic...

И. К.). Ибо змея, в каких бы затруднительных обстоятельствах ни находилась и каким бы ударам ни подвергалась, сохраняет голову свою невредимою. А также ухитряется совлечь с себя ветхость, проползая сквозь какое-либо тесное отверстие и там слагая свою старую кожу. Посему Господу угодно, чтобы и мы на тесном пути и в злострадании совлекались ветхого человека и облекались в человека нового, обновляемого по образу Его (Кол 3:10)» 54 . А прохождение сквозь “тесные врата и узкий путь” (см. Мф 7:13; Лк 13:24) самоограничения — это аскеза, то есть временное сужение свободы для конечного достижения подлинной свободы — свободы от греха. По слову Спасителя, от дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его (Мф 11:12). Господь указывает нам также и направление приложения усилий: Царствие Божие внутрь вас есть (Лк 17:21), а средствами достижения цели служат “молитва и пост” (см. Мф 17:21; Мк 9:29), то есть направление нашего ума к Богу, “прилепление умом к Богу” и ограничение потребностей и проявлений нашей животной души. Когда человек молитвенно обращается к Богу, начинает сниматься покрывало, лежащее у него на сердце (2 Кор 3:16). Благодать Божия открывает душевное око человека, прежде ослепленное диаволом 55 . По свидетельству преподобного Петра, “начало просвещения души и признак ее здоровья (— это) видеть свои грехи, как песок морской” 56 . Такое видение приводит человека к покаянию ( буквально “перемене ума”. Эта перемена заключается в том, что сознание с помощью благодати вновь отвоевывает у подсознания свою территорию (в аскетической литературе этот процесс часто называется “схождением ума в сердце” 57 ), человек начинает вспоминать и осознавать свои забытые грехи, а осознав, изживает их из себя. Греховный навык, заключенный в тайниках сердца, “истончается и разжижается” 58 , и благодать Божия слой за слоем совлекает грех, эти кожаные ризы, эту мертвую змеиную кожу, покрывающую человеческий ум. И по мере того как наша совесть очищается от мертвых дел (Евр 9:14), ее голос становится все яснее, так как силы души постепенно приходят в свое естественное состояние.

http://pravmir.ru/greh-u-dverey/

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010